Научная статья на тему 'Подходы к разработке стратегии инновационного регионального развития'

Подходы к разработке стратегии инновационного регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Наталья Михайловна, Никишина Елена Сергеевна, Башарина Светлана Михайловна

В статье обоснована необходимость совершенствования стратегического планирования регионального развития. Основное внимание уделено определению выбора стратегических направлений развития с учетом индекса инновационного развития региона и индекса качества жизни населения. Определены основные стратегии инновационного развития региона и предложены инструменты и механизмы их реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филимонова Наталья Михайловна, Никишина Елена Сергеевна, Башарина Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of improvement of strategic planning of regional development is substantiated in this article.-The basic focus is given to definition of choice of strategic directions of development in view of an index of regional innovative development and an index of life quality. The basic strategies of regional innovative development are determined and tools and mechanisms of their realization are offered

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке стратегии инновационного регионального развития»

-►

Региональная экономика

УДК 332

Филимонова Н.М., Никишина Е.С., Башарина С.В.

подходы к разработке стратегии инновационного регионального развития

Одним из ключевых факторов роста российской экономики на сегодняшний день являются темпы и масштабы внедрения новых технологий, вовлеченность страны в процесс научного и технологического развития. Только при задействовании указанных механизмов можно перейти от инерционного и экспортно-сырьевого пути развития экономики к инновационному.

Подобный сценарий развития гарантирует России, используя конкурентные преимущества топливно-сырьевых сфер деятельности, на начальном этапе создать потенциал, а затем осуществить структурную трансформацию национальной экономики.

Переход на инновационный путь развития позволит экономике страны расти с темпами более 6% в год, при этом решение стратегических задач должно быть тесно увязано с государственной инновационной политикой регионов, которое позволит повысить уровень жизни населения и занять лидирующее положение на мировом рынке. Поэтому ведущие российские ученые занимаются проблемами регионального развития. До настоящего времени не определены единые подходы к разработке стратегических планов развития регионов. В научной литературе выделено множество типологий стратегий регионального развития: на основе инновационного развития [2], эталонных стратегий [7], по степени развития рыночной инфраструктуры регионов и его конкурентных позиций [5], в зависимости от ориентации на тот или иной доминирующий тип производства, с точки зрения оценки рисков [3].

Теория стратегического управления основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном и других.

Системный подход предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, т. е. совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющей вход (ресурсы), выход (результат, цель), связь с внешней средой, прямую

и обратную связь [6]. При системном подходе главным является рассмотрение экономического объекта, как части внешней среды. В стратегическом управлении деятельность региона становится более обширной и включает в себя элементы как внутренней, так и внешней среды.

При организационном подходе главными элементами являются человеческие, социальные факторы и необходимость горизонтальной и вертикальной стратегической координации их деятельности. "Экономическая организация - это искусственно созданные системы, в рамках которых и посредством которых люди взаимодействуют друг с другом, реализуя индивидуальные и коллективные экономические цели" [4]. Организации, как и системы, могут дифференцироваться по уровням. Организацией наивысшего уровня является экономика страны в целом [4].

При процессном подходе выделяются повторяющиеся функции стратегического управления. Рассмотренные этапы представляют собой функции стратегического управления: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, стратегическую организацию и мотивацию, стратегический контроль и регулирование. Каждая функция заканчивается определенным результатом:

• стратегический анализ среды - оценкой существующего положения региона, его конкурентоспособности;

• прогнозирование - прогнозом его будущего состояния;

• выбор миссии, целей и стратегий - запланированной и адаптивной стратегией, стратегическим планом, программой;

• реализация стратегий, контроль и корректирование связаны с разработкой программ, механизмов функционирования, мотивации, финансирования, организационного и инвестиционного проектирования, контроля, регулирования.

Очевидно, что для решения проблем повышения эффективности государственного регулирова-

ния экономики региона необходимы определенные управленческие усилия, разработка стратегии развития региона. Во-первых, в ходе этапов разработки стратегии появиться наиболее полная и качественная информация о ресурсных, производственных и хозяйственных возможностях региона. Во-вторых, для региона определяться приоритетные направления, которые необходимо развивать. Информационную основу для выбора стратегических направлений социально-экономического развития регионов составляет набор показателей, раскрывающих стратегический потенциал региона, определяющий ее конкурентные преимущества.

Учитывая важность инновационных процессов, которые все в большей степени становятся основными источниками благосостояния и развития, существует большое количество методик оценки инновационного потенциала[1]. Однако они не достаточное внимание уделяют практическому приложению, что препятствует эффективному осуществлению государственной политики, снижает эффективность расходования бюджетных средств и, в конечном итоге, затрудняет достижение поставленной цели - повышение качества жизни населения.

Для разработки государственной стратегии инновационного развития регионов не разработан адекватный современным условиям инструментарий, позволяющий определить приоритетные направления. Поэтому в данном исследовании разработан подход, позволяющий определить основные направления развития регионов по инновационной траектории и определить основные механизмы реализации данных направлений.

Процесс разработки стратегии развития региона, состоит из следующих этапов:

• выбор показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных территорий к определенному типу;

• классификация регионов, необходимая для правильного выбора инструментов регулирования;

• определение стратегических ориентиров развития, механизмов, инструментов.

Для каждого типа регионов используется своя стратегия развития, учитывающая основные показатели, характеризующие потенциал региона в связи с тем, что субъекты Российской Федерации сами по себе неоднородны, обладают различным потенциалом и условиями социально-экономического развития. Методы, механизмы и мероприятия государственного управления должны учитывать особенности типов различных регионов.

В ходе проведения исследования нами выявлена сильная зависимость между качеством жизни населения и ресурсами, используемыми на инновационное развитие.

Предлагаемый подход разработки стратегии инновационного развития региона предназначен для реализации на федеральном уровне при определении общих концептуальных направлений развития для того или иного региона. Для реализации государственной политики развития отдельных отраслей необходим более глубокий уровень детализации. Определение таких показателей должно производиться каждым регионом отдельно.

В основу разработки стратегических направлений развития регионов предложено использовать матрицу "индекс инновационного развития" - "индекс качества жизни населения".

Информационную основу для выбора стратегических направлений инновационного развития регионов составляет набор показателей, раскрывающих стратегический потенциал территории, определяющий ее конкурентные преимущества.

Индекс качества жизни населения региона рассматривается как интегральная характеристика, определяемая на основе оценки факторов по следующим блокам: производственный (объём внешнеторгового оборота, финансовая обеспеченность региона, общий объём розничного товарооборота и платных услуг населению, рассчитанных на душу населения), ресурсно-инфраструктурный (объём инвестиций в основной капитал, основные фонды отраслей экономики, коэффициент плотности автомобильных дорог) и социальный (уровень официально зарегистрированной безработицы, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями) [8]. Интегральный индекс инновационного развития региона в регионе рассчитан исходя из определения места инновационной деятельности в экономической системе (численность работников, выполняющих исследования и разработки, внутренние затраты на научные исследования и разработки, число научных организаций, затраты на технологические инновации, объем отгруженной инновационной продукции, объем инвестиций в промышленность).

Индикаторы уровня жизни и инновационного развития региона представляют собой определенного вида свертку оценок более частных свойств и

уровням градации: высокий и низкий. В результате была получена следующая матрица (рис. 1).

Группу регионов с относительно высоким уровнем инновационного развития и уровнем выше среднего представляют субъекты федерации с наиболее развитым экономическим и социальным потенциалом. Среди них крупнейшие финансово-экономические и промышленные центры - Москва и Санкт-Петербург; крупнейшие регионы промышленной специализации - Тюменская, Самарская, Челябинская, Свердловская области, Республика Татарстан; регионы в основном с ресурсодобывающей и экспортоориентирован-ной направленностью. Обладание природными ресурсами (нефть, газ, лес и др.) дает регионам возможность быть крупнейшими экономическими производителями в России. Кроме перечисленных выше регионов, существует ряд регионов с достаточно хорошо развитой инновационной деятельностью и высоким качеством жизни населения, к которым относятся Московская область, Республика Башкортостан. Из рисунка видно, что большую долю составляют регионы с низко развитой научно-инновационной активностью.

Проанализировав региональные различия, можно сделать вывод, что в регионы с высоким уровнем доходов входят нефтегазодобывающие территории, а регионы с низким уровнем доходов включают в себя нересурсные регионы, аграрные территории.

Предлагаемый подход предполагает обоснование выбора общей стратегии инновационного развития различных регионах России на федеральном уровне (рис. 2).

Выбор стратегии развития региона обусловливается уровнем инновационного развития и качеством жизни населения региона.

В основе матрицы лежат два предположения:

1. Регион, имеющий высокий индекс инновационного развития, занимает в результате действия эффекта конкурентные позиции в отношениях с другими регионами. Отсюда следует, что происходит значительное увеличение совокупного коммерческого эффекта для региона, т.к. эффект от внедрения новой технологий умножается на количество фирм региона, достигших успеха в ее внедрении и продвижении на рынок. Таким образом, индекс уровня жизни населения увеличивается. Именно поэтому одним из наиболее важных элементов региональной инновационной политики становиться создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации.

2. Присутствие на растущем инновационном рынке региона означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, регионы все более вынуждены выбирать свою нишу при одновременно все более жесткой установке на достижение высоких конкурентных позиций. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях заданных "сравнительных преимуществ" (различающихся по отдельным регионам) позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации интеллектуального потенциала нации. Например, биотехнополисы, подготовка специалистов в области биотехнологий и развитие биотехнологического бизнеса все более концентрируется в регионах, имеющих свое "сравнительное преимущество" в области биоресурсов. Это не только позволяет достигать "разового" успеха на рынке, но и создавать сеть

Индекс качества жизни населения региона Высокий Индекс инновационного развития региона

Низкий Высокий

1 Стратегия фокусирования 2 Стратегия внутреннего роста

Низкий 4 Антикризисная стратегия 3 Вертикальная интеграция (кластеризация)

Рис. 2. Матрица стратегий регионального развития

Региональная экономика -►

постоянного взаимодействия для корректировки стратегии, изменения профиля подготовки кадров, переориентации рынков сбыта, разработки новых технологий, добавляющих созданным товарам дополнительные конкурентные преимущества и, конечно, появления принципиально новых технологический решений. Если темп роста рынка невелик, например зрелый рынок, то инновации не нуждаются в значительном финансировании. И уровень жизни населения находиться на относительно высоком уровне.

В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы классификации регионов, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям.

Для регионов, находящихся в квадранте 1 ((высокий уровень качества жизни населения/низкий уровень инновационного развития) необходимо создание и развитие регионального инновационно-технологического механизма путем использования преимуществ интеграции различных наукоемких производств, технологий и поисковых прикладных научно-исследовательских работ на единой территории или совокупности специализированных территорий, где созданы особые условия благоприятствования для всех правовых форм организации инновационных сообществ. Стимулирование восприимчивости промышленности к инновациям, особенно в период только формирующегося рынка, при низком уровне конкурентности продукции.

Для регионов, находящихся в квадранте 2 (высокий уровень качества жизни населения /высокий индекс инновационного развития) основными механизмами может являться организационное развитие (технопарки, научные центры), правовая поддержка инновационного бизнеса, создание и развитие технопарковых структур, помощь инновационному бизнесу для выхода на внешний рынок.

Для регионов, находящихся в квадранте 3 (низкий уровень качества жизни населения/высокий индекс инновационного развития) ориентация при разработке стратегических направлений развития должна быть сделана на поддержку инновационной активности научно-технологических коллективов, общей инновационной среды, восприимчивости промышленности и рынка к научно-технологической продукции, гарантий защищенности интеллектуальной собственности.

Для регионов, находящихся в квадранте 4 (низкий уровень качества жизни населения/низкий индекс инновационного развития) необходимо выявление внутренних резервов развития, привлечение специалистов и инвестиций, создание инновационных зон.

Реализация стратегии развития региона позволит: добиться устойчивого социально-экономического роста региона на основе комплексного использования организационных, политических, психологических, экономических, материальных, трудовых и других факторов; принять участие в выборе решений по управлению и реализации стратегии всем общественным силам, представителям хозяйственных, финансовых, научных структур, населению; вселить уверенность в благополучном исходе преобразований, раскрывая основные цели и ориентиры развития на длительный период времени; обеспечить устойчивое развитие в будущем региона; определить ориентиры региона, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помочь им принять оперативные решения с учетом видения перспективы; приобрести и поддерживать конкурентные преимущества региона; упорядочить распределение ресурсов региона; обеспечить налаживание межрегионального партнерства; обеспечить концентрацию усилий на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала // Инновации. 2006. № 6 (91). С. 53-56; Инновационное развитие экономической системы: оценка инновационного потенциала // Инновации. 2006. № 6 (91). С. 53-56; Рейтинг инновативности регионов России (Независимый институт социальной политики); Индекс готовности регионов России к информационному обществу (Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации).

2. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. М.: Дело, 2003. С. 196-197.

3. Методические рекомендации по разработке Стратегий развития регионов Приволжского федерального округа в рамках решения задачи удвоения внутреннего валового продукта Российской Федерации к 2010 г. "2 ВВП - к 2010 году". Проект. - Н. Новгород, 2004.

4. Милгром П. Экономика, организация и менеджмент / П. Милгром, Д. Робертс. СПб.: Экономическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.