было выделено три группы регионов, различающихся по ско- Таким образом, однозначно связывать состояние процессов рости роста ВРП. естественного движения населения только с уровнем развития
Первая группа включает Центральный и Уральский ФО. Одна- экономики регионов нельзя. Подтверждением этого факта явко, как было показано ранее, устойчивая и значительная убыль на- ляется то, что темп сокращения численности населения России
селения в отдельных субъектах России в течение рассматриваемо- в 2007 г. по сравнению с предыдущим годом составил — 0,26%,
го периода приходится именно на регионы Центрального ФО. что почти в два раза меньше значения соответствующего пока-
Во второй группе Северо-Западный ФО также имеет устой- зателя в 2006 г. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. этот показатель
чивую тенденцию убыли населения — 11,95% за период с 1990 еще меньше и составил — 0,11% (табл.2), несмотря на мировой
по 2008 гг. При этом значительная часть регионов Южного ФО финансовый кризис. На наш взгляд это связано с повышени-
характеризуется положительным значением естественного при- ем внимания государственной власти и Правительства России
роста, а также это единственный ФО, где численность населения к проблемам деторождения и народосбережения, что нашло
возросла на 9,64% (табл.2) в 2008 г. по сравнению с 1990 г. свое отражение в соответствующих законодательных актах [8,
В третьей группе Дальневосточный ФО является лидером 9]. Такая динамика демографических показателей позволяет
по убыли населения по России в целом — 19,63%. Сибирский утверждать, что их использование в оценке эффективности
ФО находится на третьем месте по скорости снижения числен- государственного и регионального управления в России явля-
ности населения — 7,45% (табл.2). ется обоснованной.
Литература
1. http://ru.wikipedia.org
2. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга, В.И. Данилова-Данильяна, М.М. Циканова, Е.С. Шопхоева. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002.
3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
4. Демографический ежегодник России. 2009: Стат.сб. / Россат. — М.,2006.
5. Новая парадигма развития России в XXI в. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. — М.: Academia, 2000.
6. Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Под ред. В.С. Садовского и В.А. Ядова. — М.: Эдиториал, УРСС, 1999.
7. Ковалева Т.Ю. Оценка изменений отраслевой и региональной структуры ВРП по видам экономической деятельности и Федеральным округам РФ // Проблемы современной экономики. — 2009. — №1(29). — С. 331.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (принят ГД ФС РФ 22.12.2006) / СПС «Консультант Плюс», 2010.
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)/ СПС «Консультант Плюс», 2010.
1 Показатели представленные в таблицах рассчитаны или сгруппированы на основе данных, представленных на сайте www.gks.ru
2 Суммарный коэффициент рождаемости — сумма возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных для возрастных групп в интервале 15-49 лет. Этот коэффициент показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (т.е. от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости на уровне того года, для которого вычисляется показатель. Его величина, в отличие от общего коэффициента рождаемости, не зависит от возрастного состава населения и характеризует средний уровень рождаемости в данном календарном году.
3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которые в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель.
4 Коэффициент Покровского — отношение числа родившихся к числу умерших.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
Е.С. Никишина,
аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета
Н.М. Филимонова,
заведующий кафедрой менеджмента Владимирского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор [email protected]
В статье обоснована необходимость совершенствования стратегического управления региональным развитием. Для разработки стратегических направлений развития регионов предложено использовать матрицу «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона», с помощью которой можно выделить четыре группы классификации регионов, соответствующих различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям. На этой основе определены основные стратегии инновационного развития региона и предложены инструменты и механизмы их реализации.
Ключевые слова: стратегия инновационного развития, инновационное развитие, региональная экономика, уровень жизни населения.
УДК 332; ББК 65.050.22
В настоящее время успешное развитие регионов в большей факторов для создания ценностей на глобальных рынках, что степени зависит от использования внутренних специфических вызывает невозможность существования единой универсальной
стратегии для всех регионов, т.к. каждая территория имеет различный потенциал, уникальные способности к осуществлению инновационной деятельности. Поэтому акценты органов государственного аудита направлены не только на правильность и целесообразность формирования и использования публичных ресурсов, но и на конечные результаты управления публичными ресурсами, на качество проработки стратегий социально-экономического развития регионов, их перспективность и результативность. Несмотря на то, что в различные периоды развития экономики существовали различные стратегии развития регионов, цель их заключалась в обеспечении экономического и социального процветания населения на определенной территории [4]. При наличии неизменной цели пути ее достижения и факторы внешней среды существенно изменились.
При выборе стратегических направлений развития регионов целесообразно применение дифференцированного подхода, который обусловлен высокой дифференциацией регионов по существующему уровню развития и потенциалу.
Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть такие, где численность населения растет, и есть те, где сокращается, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи и т.д. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных культурных и столичных центров.
Так, например одна только Тюменская область (вместе с автономными округами) произвела в 2005 г. 54,1% всей продукции добывающей промышленности, дала 68% всей нефти (включая газовый конденсат) и 91% всего природного газа. Доля Тюменской области в суммарном ВРП страны достигла 12,4% (второе место после г. Москвы). Почти 100% всех российских алмазов производится в Республике Саха (Якутия), преобладающая доля благородных металлов и руд многих цветных металлов добываются в 3-4 регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока [1].
Ведущими российскими учеными, занимающимися проблемами регионального развития, до настоящего времени не разработана единая классификация регионов. Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона и его функций определило наличие огромного числа классификаций регионов. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства, например: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.
Самая распространенная классификация — по одному признаку: депрессивные регионы и регионы — доноры. Существуют более сложные классификации — по совокупности трех признаков: наличие значительных природных ресурсов, уровень экономического развития, уровень жизни. Регионы распределяют по степени благополучия, как с точки зрения производства, так и обеспеченности инвестициями. В основу классификации регионов закладываются следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др. [3].
Для разработки государственной стратегии инновационного развития регионов не разработан адекватный современным условиям инструментарий, позволяющий определить приоритетные направления. В данном исследовании разработан подход, позволяющий определить основные направления развития регионов по инновационной траектории, и определены основные механизмы реализации этих направлений.
Процесс разработки стратегии развития региона состоит из следующих этапов:
• выбор показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных территорий к определенной группе;
• группировка регионов, в соответствии с определенными показателями развития регионов;
• определение типа развития регионов, необходимого для правильного выбора стратегических направлений развития регионов;
• определение механизмов реализации стратегических направлений для определенных типов регионов.
В качестве основы разработки стратегических направлений развития регионов предложено использовать матрицу «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона».
Индекс уровня жизни населения региона рассматривается как интегральная характеристика, определяемая на основе оценки факторов по следующим блокам: производственный (объём внешнеторгового оборота, финансовая обеспеченность региона, общий объём розничного товарооборота и платных услуг населению, рассчитанных на душу населения), ресурсно-инфраструктурный (объём инвестиций в основной капитал, основные фонды отраслей экономики, коэффициент плотности автомобильных дорог) и социальный (уровень официально зарегистрированной безработицы, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, выпуск специалистов государственными высшими и средними учебными заведениями).
Индикаторы уровня жизни и инновационного развития региона представляют собой определенного вида свертку оценок более частных свойств и критериев этого понятия, которые, в свою очередь, могут быть представлены в виде различных комбинаций отчетных статистических показателей [5] и в некоторых случаях соответствующих экспертных оценок.
При построении интегральных индикаторов уровня жизни и инновационного развития на результирующее абсолютное значение индикаторов будут влиять три основных фактора: а) выбор базы для сопоставления; б) выборка отчетных статистических показателей, на базе которых должен быть сформирован интегральный индикатор; в) выбор способа интеграции отдельных частных характеристик в сводную характеристику (вид модели, ее постоянные параметры).
Интегральный индекс инновационного развития в регионе рассчитывается исходя из определения места инновационного бизнеса в экономике (численность занятых в инновационном предпринимательстве к общей численности занятых в экономике, удельный вес выручки в инновационном предпринимательстве к общему объему выручки по отраслям экономики).
Необходимо отметить, что для достижения целей на различных уровнях управления могут использоваться различные факторы. Предлагаемая методика предполагает обоснование выбора общей стратегии инновационного развития в различных регионах России на федеральном уровне.
Таблица 1
Матрица стратегических направлений развития регионов «индекс инновационного развития региона» — «индекс уровня жизни населения региона»
п х * 0
* г
к о 0 £
* о
0! у
^ п
Индекс инновационного развития региона
Низкий
1 В
Развитие вопреки растущему негативу
4 В
Катастрофа (кризисное состояние)
Высокий
2 В Отличники
3 В
Торможение негатива не влияет на развитие негатива
В основе матрицы лежит модель зависимости уровня инновационного развития региона на уровень жизни населения данного региона. В соответствии с этим инновационный продукт в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок инновационного продукта (развитие вопреки растущему негативу), рост (отличники), зрелость (торможение негатива не влияет на развитие негатива) и спад (катастрофа).
В основе матрицы лежат два предположения:
1. Регион, имеющий высокий индекс инновационного развития, занимает в результате действия эффекта конкурентные
Таблица 2
Типология региональных стратегий влияния инновационного развития региона на уровень жизни населения
Классификация региона Характеристика региона Предлагаемая стратегия развития Механизмы реализации стратегии
1В. Развитие вопреки растущему негативу (высокий уровень качества жизни населения/ низкий уровень инновационного развития). Регионы этой группы могут оказаться очень перспективными, поскольку инновационный рынок расширяется, но требуют значительных средств для поддержания роста, которые у региона есть. Применительно к этой группе регионов необходимо решить: увеличить долю инновационного рынка данных регионов или прекратить его финансирование. Стратегия фокусирования. Основной идеей создания регионального инновационно-технологического механизма является использование преимуществ интеграции различных наукоемких производств, технологий и поисковых прикладных научно-исследовательских работ на единой территории или совокупности специализированных территорий, где созданы особые условия благоприятствования для всех правовых форм организации инновационных сообществ. Стимулирование восприимчивости промышленности к инновациям, особенно в период только формирующегося рынка, при низком уровне конкурентности продукции. Разработка новых технологий.
2В. Отличники (высокий уровень качества жизни населения /высокий индекс инновационного развития). Эти регионы рыночные лидеры. Они приносят значительную прибыль стране благодаря своей конкурентоспособности, но также нуждаются в финансировании для поддержания высокой доли динамичного инновационного рынка. Высокий уровень конкуренции в различных отраслях, монополизация рынка, наличие высокоразвитой инфраструктуры. Стратегия активной обороны высокоразвитых регионов. Организационное развитие (технопарки, научные центры), правовая поддержка инновационного бизнеса, создание и развитие технопарко-вых структур, помощь инновационному бизнесу для выхода на внешний рынок.
3В. Торможение негатива не влияет на развитие позитива (низкий уровень качества жизни населения/ высокий индекс инновационного развития). Регионы, обладающие значительным инновационным потенциалом. Они являются основным источником финансовых средств для диверсификации и научных исследований. Вертикальная интеграция (кластеризация) Инвестиционная готовность к поддержке инновационной активности научно-технологических коллективов. Общая инновационная среда и сложившаяся структура региональной экономики, окружающей те или иные технологические ячейки. Восприимчивость промышленности и рынка к научно-технологической продукции в сложившейся экономической ситуации в стране. Наличие гарантий защищенности интеллектуальной собственности как на внутреннем, с учетом его особенностей, так и на внешнем рынках и многих других факторов жизненно важных для всего инновационного процесса.
4В. Катастрофа (низкий уровень качества жизни населения/низкий индекс инновационного развития). Это регионы, которые находятся в невыгодном социально-экономическом положении. Сохранение таких регионов связано со значительными финансовыми расходами при небольших шансах на улучшение положения. Характерен спад в производстве, высокий уровень безработицы, низкое качество инфраструктуры, недостаточность собственных средств. Антикризисная стратегия. Горизонтальная интеграция. Реструктуризация бизнеса. Выявление внутренних резервов развития, привлечение специалистов и инвестиций, создание инновационных зон. Управление инновационными проектами с помощью метода проактивного управления и классификации рисков инновационных проектов.
позиции в отношениях с другими регионами. Отсюда следует, что происходит значительное увеличение совокупного коммерческого эффекта для региона, т.к. эффект от внедрения новых технологий умножается на количество фирм региона, достигших успеха в их внедрении и продвижении на рынок. Таким образом, индекс уровня жизни населения увеличивается. Именно поэтому одним из наиболее важных элементов региональной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации.
2. Присутствие на растущем инновационном рынке региона означает повышенную потребность в финансовых средствах для своего развития, регионы все более вынуждены выбирать свою нишу при одновременно все более жесткой установке на достижение высоких конкурентных позиций. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях заданных «сравнительных преимуществ» (различающихся по отдельным регионам) позволяют максимально четко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации интеллектуального потенциала нации.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются, можно выделить четыре группы классификации регионов, соответствующие различным приоритетным стратегическим целям и финансовым потребностям.
При реализации различных стратегических направлений, нацеленных на достижение различных приоритетов, возможно использование идентичных механизмов (табл.2). Выбор стратегии развития региона обусловливается уровнем инновационного развития и уровнем жизни населения региона.
Регионы, находящиеся в квадрантах 1В, 3В, 4В, имеют высокие риски вложения финансовых средств. Поэтому для такой группы регионов целесообразно осуществление антикризисных стратегий, предполагающих создание благоприятных условий для ведения бизнеса (создание предпринимательских зон, правовая поддержка), что позволит обеспечить перелив финансовых средств из регионов с высоким уровнем развития, стимулировать экономическую активность и занятость. Для этой группы регионов рекомендованы стратегии диверсифицированного роста, которые заключаются в выборе приоритетных направлений развития инновационного предпринимательства.
Регионы со средней и высокой привлекательностью внешней среды и средней и высокой конкурентоспособностью инновационного предпринимательства (2В, 3В) обладают значительной долей крупных предприятий, поэтому основной стратегией является развитие инновационного предпринимательства с целью не допустить его вытеснение с рынка. По данным департамента экономической безопасности Торгово-промышленной палаты РФ, 3/4 осуществляемых в настоящее время поглощений являются враждебными, т.е. с учетом доминирующей техники предполагают скупку акций с применением шантажа, угроз и подкупа, противоправного доступа к реестру акционеров и др.
На основании вышеизложенного могут быть сформулированы стратегии инновационного развития, рекомендуемые для отдельных регионов, в зависимости от квадранта, в котором они находятся:
1В. Осуществление развивающего финансирования, которое даст возможность совершенствовать инфраструктуру поддержки инновационного предпринимательства. Особое значение имеет наличие развитой производственной (и социальной) инфраструктуры. Создание промышленных и научных парков также является важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности ареала. Могут быть применены меры финансового стимулирования: субсидии, льготные займы, налоговые льготы, в том числе за счет разрешения ускоренной амортизации, предоставления транспортных услуг и энергии по сниженным тарифам. Целесообразно избирательное стимулирование инновационного развития предпринимательства в приоритетных отраслях экономики в зависимости от специфики региона.
2В. В данном сегменте расположены регионы со значительной ролью крупного бизнеса. Поэтому необходима правовая поддержка инновационного предпринимательства, с целью не допустить его вытеснения с рынка. Осуществление поддерживающего финансирования путем оказания налоговых льгот. В условиях ограниченности инвестиций особую значимость приобретает активизация инновационного бизнеса. Он может на первых порах послужить «катализатором» роста отраслей обрабатывающей промышленности. Здесь первоочередное значение имеют дерегулирование, направленное на преодоление многочисленных барьеров, а также льготное налогообложение.
3В. Создание правовых условий для развития инновационного предпринимательства. Налаживание взаимосвязей инновационного предпринимательства с крупным бизнесом (аутсорсинг, субконтрактация, технопарки), что даст возможность, как показывает опыт развитых стран, за счет использования потенциала инновационного предпринимательства повысить конкурентоспособность региона и уровня жизни населения.
4В. Продвижение инноваций, которое заключается в установлении на федеральном уровне предписывающих мер по осуществлению поддержки инновационной деятельности. Как
показывает практика ведения бизнеса на различных отдельно взятых предприятиях, стратегия развития определяется установками высшего руководства. Тот же вывод можно сделать и для отдельных регионов, где осуществление эффективной поддержки в области инновационной деятельности зависит от отношения местных властей, обусловливающих общую региональную политику.
Создание новых площадок для развития инновационного предпринимательства (предпринимательских зон), в которых на основе законодательных актов местным властям будет предоставлена возможность осуществления комплекса мер по стимулированию предпринимательства: налогового стимулирования, предоставления земли под новое строительство, передачи в аренду на льготных условиях старых помещений под реконструкцию и т.д. Это даст возможность создать новые рабочие места, обеспечить перелив капитала в депрессивные регионы. Указанные территории могут и не иметь средств и интеллектуального потенциала для разработки проектов программ самостоятельно, поэтому целесообразно предусмотреть систему помощи им со стороны региональных и федеральных властей, в том числе экспертно-аналитической. При выделении обширных проблемных районов легче привлечь инвестиции за счет разнообразия социально-экономических условий при повсеместной в данном ареале гарантированной помощи государства [5]. Создание новых мест приложения труда имеет благоприятные последствия вследствие снижения уровня безработицы за счет маятниковых миграций, улучшения имиджа всего района.
Предлагаемая методика разработки стратегии инновационного развития региона предназначена для реализации на федеральном уровне при определении общих концептуальных направлений развития для того или иного региона. Реализация стратегии инновационного развития регионов позволит: добиться устойчивого социально-экономического роста регионов на основе комплексного использования организационных, политических, психологических, экономических, материальных, трудовых и других факторов; принять участие в выборе решений по управлению и реализации стратегии всем общественным силам — представителям хозяйственных, финансовых, научных структур, населению; сформировать уверенность в благополучном исходе преобразований, раскрывая основные цели и ориентиры развития на длительный период времени; обеспечить устойчивое развитие в будущем; определить ориентиры предпринимателям, потенциальным внутренним и внешним инвесторам, помочь им принять оперативные решения с учетом видения перспективы; приобрести и поддерживать конкурентные преимущества территорий; упорядочить распределение ресурсов; обеспечить налаживание партнерства предпринимателей с властью, общественными организациями; обеспечить концентрацию усилий на ключевых направлениях развития, являющихся наиболее перспективными для региона.
Литература
1. Гранберг А. Есть ли будущее у сырьевых регионов России? // VI Международная Кондратьевская конференция «Есть ли у России не сырьевое будущее?»: Доклады и выступления участников конференции и доклады лауреатов V Международного конкурса на медаль Н.Д. Кондратьева. — М.: Институт экономики РАН, 2008. — С. 412.
2. Методические рекомендации по разработке Стратегий развития регионов Приволжского федерального округа в рамках решения задачи удвоения внутреннего валового продукта Российской Федерации к 2010 г. «2 ВВП — к 2010 году»: Проект. — Н. Новгород, 2004.
3. Николаева Л.А., Черная И.П. Экономическая теория. — СПб.: Институт экономики и бизнеса ВГУЭС.
4. Стратегия развития муниципалитета / Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова. — М.: ЮРКНИГА, 2003. — 256 с.
5. Рой О.М. Стратегии регионального маркетинга // Вестник Омского ун-та. Сер. Экономика. — 2003. — № 3: К юбилею экономического факультета ОмГУ. — С. 20-23.
6. Статистические данные Министерства экономического развития. www.economy.gov.ru