Научная статья на тему 'Подходы к разработке системы показателей оценки историко-культурного наследия в модели кадастра туристских ресурсов'

Подходы к разработке системы показателей оценки историко-культурного наследия в модели кадастра туристских ресурсов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
401
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ОЦЕНКА ИСТОРИКОКУЛЬТУРНЫХ РЕСУРСОВ / ESTIMATION OF THE HISTORICAL AND CULTURAL RESOURCES / КАДАСТР ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ / CADASTRE OF TOURIST RESOURCES / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ALTAI KRAI

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ротанова И.Н., Харламова Н.Ф.

Статья посвящена вопросам разработки системы показателей оценки историкокультурного наследия кадастра туристских ресурсов. Рассмотрены различные факторы и показатели, которые могут быть учтены в кадастре. Показана необходимость выполнения исследования системы показателей для кадастра туристских ресурсов Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO DEVELOPMENT OF THE INDICATORS SYSTEM FOR THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE ESTIMATIONS IN MODEL OF THE TOURIST RESOURCES CADASTRE

The article is devoted to questions of indicators system development for the historical and cultural heritage estimations of the tourist resources inventory. Various factors and indicators which can be examined in the cadastre are considered. Need of performance of the indicators system research for the tourist resources cadastre of Altai Krai is shown.

Текст научной работы на тему «Подходы к разработке системы показателей оценки историко-культурного наследия в модели кадастра туристских ресурсов»

Сезонные колебания нельзя ликвидировать, но их интенсивность возможно снизить. На практике для этого используют разнообразные методы. В период низкого спроса проводятся рекламные туры, корректируется ценовая политика. Но основным направлением является разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие делового и событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп. Внедрение инновационных форм обслуживания способствует сглаживанию сезонной неравномерности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Даудова А. А. Организационно-экономические основы повышения эффективности использования потенциала предприятий индустрии туризма : автореф. дис. ... канд. эконом. наук. — Махачкала, 2009. — 28 с.

2. Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя «Объем платных услуг населению» : Приказ Росстата от 23.07.2009 № 147 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12069100/.

3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. — URL: http://ak.gks.ru/.

4. Цехла С. Ю., Окуловский А. С. Признаки сезонности в туризме // Менеджмент предпринимательской деятельности : материалы десятой науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и докторантов. — Симферополь : ДИАЙПИ, 2012. — С. 122-128.

УДК 91 1.3 (571.62)

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В МОДЕЛИ КАДАСТРА ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ

И. Н. Ротанова, Н. Ф. Харламова

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

APPROACHES TO DEVELOPMENT OF THE INDICATORS SYSTEM FOR THE HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE ESTIMATIONS IN MODEL OF THE TOURIST RESOURCES CADASTRE

I. N. Rotanova, N. F. Kharlamova

Статья посвящена вопросам разработки системы показателей оценки историко-культурного наследия кадастра туристских ресурсов. Рассмотрены различные факторы и показатели, которые могут быть учтены в кадастре. Показана необходимость выполнения исследования системы показателей для кадастра туристских ресурсов Алтайского края. Ключевые слова: историко-культурное наследие, оценка историко-культурных ресурсов, кадастр туристских ресурсов, Алтайский край.

The article is devoted to questions of indicators system development for the historical and cultural heritage estimations of the tourist resources inventory. Various factors and indicators which can be examined in the cadastre are considered. Need of performance of the indicators system research for the tourist resources cadastre of Altai Krai is shown. Keywords: historical and cultural heritage, estimation of the historical and cultural resources, cadastre of tourist resources, Altai Krai.

Эффективное управление сферой туризма предполагает создание и обеспечение функционирования системы сведений об объектах и явлениях туристского интереса для формирования туристского продукта. В качестве такого свода данных выступает кадастр туристских ресурсов, обеспечивающий информационное обеспечение и системную организацию сведений об объектах туризма, обоснование экологических регламентов, экономических и правовых механизмов использования ресурсов в целях туризма.

Туризм как сфера коммерческой деятельности базируется на комплексе ресурсов, присущих территории, на которой он осуществляется. Основой туризма, наряду с природным, является историко-культурный потенциал территории. Он представлен различными видами исторических объектов, комплексов и явлений: памятниками, мемориальными местами, народными промыслами, музеями, т. е. спецификой материальной и нематериальной (духовной) культуры. В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране нематериальной культуры. Так, под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация — памятники нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной традиционной культуры — фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции и т. д.

В научной и практической действительности зачастую наблюдается объединение исторических и социально-культурных туристских ресурсов в единую категорию — историко-культурное наследие. Однако не все наследие прошлого относится к историко-культурным ресурсам, а только те объекты, которые исследованы научными методами, оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения туристских потребностей [3; 10].

Историко-культурное наследие — это наследие развития цивилизации, которое сосредоточено на определенной территории. Практически каждая местность географического пространства может представлять интерес для туризма в аспекте историко-культурного наследия. В понятие историко-культурного наследия входят: памятники археологии, культовая и гражданская архитектура, памятники ландшафтной архитектуры, малые и большие исторические города, типичные сельские поселения, музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры, объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства, технические комплексы и сооружения и пр. — вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности [4, 7, 16, 17].

Опыт многих стран свидетельствует, что историко-культурное наследие может быть определяющим в формировании спроса на туристские ресурсы и экономической доходности.

Историко-культурное наследие является важнейшим конкурентоспособным преимуществом туристской отрасли как России в целом, так и отдельных российских регионов, представляя особенную актуальность для российской провинции, маргинальных территорий, малых исторических городов [18]. Именно культурно-познавательные цели служат основной мотивацией для посещения России иностранными туристами, составляя до 20 % внутреннего турпотока. В России насчитывается около 2400 музеев, почти 99 000 памятников истории и культуры, 477 исторических городов, 23 объекта культурного наследия входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [http://www.ania-news.info/].

Однако в России в целом и во многих регионах историко-культурные объекты практически не оценены для целей туристского бизнеса. Имеется опыт оценки историко-культурных объектов как материального результата труда, представляющий собой процесс расчета стоимости недвижимости, затрат на восстановление и поддержание в надлежащем состоянии, однако, для выполнения всесторонней комплексной оценки, помимо традиционных знаний инженерно-строительного характера, экономической затратности и доходности, специальных знаний в области проектирования рестав-рационно-восстановительных работ, определения перечня и величины затрат на их выполнение, необходимо использование результатов культурно-исторических, археологических, социологических исследований [1]. Сложившаяся ситуация делает необходимой оценочно-кадастровую деятельность в отношении историко-культурных объектов, разработку научно обоснованных теоретических основ создания кадастра туристских ресурсов, выработки системы его показателей [3, 5; 9].

Одним из важных качеств объектов историко-культурного наследия служит их неповторимость или уникальность, что определяет формы их использования в качестве туристских ресурсов. Существует ряд форм включения историко-культурных ресурсов в сферу туризма, которые, в первую оче-

редь, основаны на оценке их значимости для туристско-рекреационных целей — ранжировании ценности. Представление о ранжировании ценности туристских ресурсов достаточно давно введено исследователями, занимавшимися изучением проблем рекреалогии (В. С. Преображенский, Е. В. Ко-лотова и др.). Изначально в целях ранжирования осуществляется анализ туристских ресурсов в целях определения наиболее важных для региона объектов туристско-рекреационного интереса. В первую очередь выявляются и определяются возможности туристских ресурсов, представляющих мировое значение. К наиболее значимым туристским ресурсам мирового значения относятся объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так, в Алтайском регионе в их число включен объект «Золотые горы Алтая» (1998), имеющий несколько кластеров, и расположенный на территории Республики Алтай [15].

Несколько ниже оцениваются туристские ресурсы, представляющие интерес для жителей Российской Федерации, еще ниже — для жителей Сибири и приграничных областей Казахстана. На нижнем уровне значимости туристских ресурсов находятся те из них, которые востребованы жителями отдельно взятых административно-территориальных единиц — Алтайского края, Томской, Омской, Новосибирской областей и пр.

В документах, формирующих направления социально-экономического развития Алтайского края: «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года», долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» и государственной программе Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае на 2015-2020 годы» туризм определяется как приоритетная отрасль экономики. В крае насчитывается более 5000 памятников истории и культуры (археологии, архитектуры) более 60 краеведческих и тематических музеев, традиционные народные ремесла, промыслы многочисленны другие социально-культурные объекты [12, 15, http://www.altaiinter.info].

В Алтайском крае ведутся исследования по созданию кадастра туристских ресурсов [2, 11, 12]. Предложена модель кадастра туристских ресурсов с соответствующими показателями. В большей степени оценочно-кадастровые работы направлены на природные ресурсы [9]. Однако полноценность создающегося кадастра невозможна без включения в него объектов историко-культурного наследия, их многостороннего учета и оценки на основе системы показателей [8, 13,14].

Для историко-культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Надежность культурного комплекса обусловливается такими факторами, как:

— устойчивость к рекреационным нагрузкам;

— соответствие ценностным критериям, сформировавшимся у туристов.

Фактор устойчивости определяет регулирование потока туристов, который может выдержать данный историко-культурный объект или комплекс. Фактор стабильности и соответствия ценностным критериям связан с долговременностью интереса туристов к данному историческому и/или культурному объекту. В первую очередь, сохраняется стабильность интереса к объектам мирового историко-культурного наследия или феноменам — символам территорий.

Емкость историко-культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от таких факторов, как, например, аттрактивность объекта осмотра и психофизиологические возможности человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

Как правило, историко-культурные ресурсы размещены не равномерно. Количественный показатель этих ресурсов еще не дает представления об уровне их познавательной ценности, привлекательности и пригодности для организации познавательных туристических продуктов. Поэтому необходима оценка свойств историко-культурных ресурсов по определенным качественным признакам, которая должна учитывать:

• время создания, постройки историко-культурного объекта/комплекса;

• упоминание объекта в исторических документах;

• уникальность объекта;

• доступность/различия в доступности объектов;

• различия в плотности размещения объектов в пределах региона;

• разнообразие и комплексность имеющихся объектов;

• физическое состояние объектов;

• использование по назначению;

• включение в официальный список памятников истории и культуры федерального или регионального уровней, местных достопримечательностей;

• познавательную ценность объектов, которая может быть оценена показателем информационности ресурсов [13, 15].

В работах Мирзехановых З. Г. и Д.Г. информационное обеспечение рассматривается как неотъемлемая часть туристского продукта, специфика которого определяется с учетом национальных особенностей и туристских потребностей туристов, способствует формированию у туристов образного, эстетического и эмоционального восприятия сведений об историко-культурном наследии [6].

Кадастр туристских ресурсов непосредственно связан с маркетингом продвижения туристского продукта. При определении уровня современного использования наиболее значимых объектов туристского интереса в Алтайском крае необходимо учитывать:

— степень готовности для посещения туристами, включая транспортную доступность, наличие объектов размещения и их уровень;

— наличие туристских и экскурсионных программ, посвященных этим объектам;

— степень активности продвижения историко-культурного объекта на туристском рынке;

— популярность у местных жителей и туристов;

— экспертную характеристику контингента посетителей [10, 11, 14].

Качественные изменения данных параметров могут способствовать повышению уровня использования туристских ресурсов, значительному увеличению спроса на туристские ресурсы и экономической доходности.

Среди формирующихся центров историко-культурного туризма Алтайского края можно выделить историко-культурный район Горной Колывани; административные районы: Алтайский, Змеиногор-ский, Красногорский, Краснощековский, Курьинский, Смоленский, Солонешенский и Чарышский; города: Барнаул, Белокуриху, Бийск, Змеиногорск. Включение туристских ресурсов названных центров в кадастр предусматривает их паспортизацию, включающую различного рода оценочные показатели, включая экономическую оценку содержания в надлежащем состоянии, инфраструктурные затраты, оценку туристской нагрузки на территорию, возможную перспективную доходность и т. д.

Кадастр туристских историко-культурных ресурсов, основанный на системе объективных оценочных показателей, должен служить инструментом контроля уровня потребления и восстановления ресурсов, планирования и прогнозирования развития туризма в регионе.

Работа выполнена в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по проекту 2.2.3. «Геоэкологическая оценка геосистем в условиях глобальных изменений природной среды для эффективной реализации туристско-рекреационного кластера в Алтайском регионе».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Валеграхов В. М. Анализ применимости трех подходов к стоимостной оценке объектов культурного наследия // Управление экономическими системами [Электронный ресурс]. — URL: http://www.uecs.ru/uecs71-712014/item/3135-2014-11-05-09-26-09.

2. Винокуров Ю. И., Романов А. Н., Харламов С. В. Туристские ресурсы — основа развития сферы туризма в Алтайском крае // Туристские ресурсы — основа развития сферы туризма в Алтайском крае : материалы науч.-практ. конф. (Барнаул, 03-08 октября 2011 г.). — Барнаул : АЗБУКА, 2011. — С.9-25.

3. Карпова Г. А., Лаврова Т. А. Теоретические основы разработки кадастра туристских ресурсов // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — СПб., 2008. — № 4 (56). — С. 41-51.

4. Мирзеханова З. Г. Кадастр туристических ресурсов в системе управления рекреационным природопользованием // Вестник Национальной академии туризма. — 2009. — № 4. — С. 34-37.

5. Мирзеханова З. Г., Дебелая И. Д., Масличенко В. А. Кадастр туристических ресурсов в системе управления рекреационным природопользованием (на примере Хабаровского края). — Germany,

Saarbrucken : Lambert Academic Publishin, 2011. — 230 с.

6. Мирзеханова З. Г., Мирзеханова Д. Г. Особенности информационного обеспечения туристического продукта в пределах трансграничных территорий (на примере потребителей из Японии в Хабаровском крае) // Вестник Национальной академии туризма. — 2011. — № 2 (18). — С. 56-60.

7. Основы разработки кадастра туристических ресурсов (на примере Хабаровского края) // З. Г. Мирзеханова, И. Д. Дебелая, В. А. Масличенко, Н. С. Карья; под ред. З. Г. Мирзехановой. — Хабаровск ; Владивосток : ДВО РАН, 2005. — 148 с.

8. Ротанова И. Н. Вопросы разработки кадастра туристских ресурсов Алтайского края // Туристские ресурсы — основа развития сферы туризма в Алтайском крае : материалы науч.-практ. конф. (Барнаул, 03-08 октября 2011 г.) — Барнаул : АЗБУКА, 2011. — С. 127-133.

9. Ротанова И. Н. О необходимости разработки регионального кадастра ресурсов сельского туризма и его использовании в системе управления и профессионального образования // Преобразование Сибири: от реформ П. А. Столыпина до современности : материалы науч.-практ. конф. — Барнаул : АЗБУКА, 2012. — С. 155-161.

10. Ротанова И. Н. Алтайский край на пути к туристско-ориентированным особо охраняемым природным территориям // Использование потенциала особо охраняемых природных территорий для развития экотуризма : материалы науч.-практ. конф. (Барнаул, 12 декабря 2014 г.) / под ред. И. Н. Ротановой, М. В. Танковой. — Барнаул, 2014. — С. 179-184.

11. Ротанова И. Н., Харламова Н. Ф. Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе : монография. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 284 с.

12. Туристские ресурсы Алтайского края : монография // Н. Ф. Харламова, А. Н. Романов, Ю. И. Винокуров, С. В. Харламов. — Барнаул : АЗБУКА, 2011. — 178 с.

13. Харламов С. В. Востребованность уникальных свойств туристских ресурсов Алтайского края // Мир науки, культуры, образования, 2014а. — № 5 (48). — С. 296-298.

14. Харламов С. В. Особенности использования культурного и исторического наследия в сфере туризма на муниципальном уровне // Сборник материалов международного продовольственного форума «Сибирское поле: от освоения целины до продовольственной безопасности страны». — Барнаул : Литера, 2014б. — С. 262-265.

15. Харламов С. В., Харламова Н. Ф. Опыт системного анализа туристских ресурсов внутриконти-нентального региона России (на примере Алтайского края) // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК-2014): XVI Международная научно-практическая конференция : сборник статей. — Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2014. — С. 142-145.

16. Якунин В. Н. Развитие религиозного туризма как составляющей части историко-культурного наследия на современном этапе // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2011. — Т. 4. — № 2. — С. 280-286.

17. Якунин В. Н. Объекты православного религиозного туризма и паломничества в Тольятти и их значение для популяризации историко-культурного наследия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 2 (24). — С. 377-382.

18. Якунин В. Н. Виды туризма: историография вопроса // Карельский научный журнал. — 2014. — № 2. — С. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.