COVID-19
© Коллектив авторов,2021 УДК 614.2
Орлов С. А.1,3, Соболев К. Э.2, Александрова О. Ю.3
ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И КОЕЧНОГО ФОНДА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19
'ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский
Университет), ' '9991, г. Москва;
2ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М. Ф. Владимирского», '29110, г. Москва; 3ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,
г. Москва
Представлены основные подходы к методам оценки и прогнозирования потребности в коечном фонде с учетом уровня заболеваемости и развития эпидемиологического процесса в условиях развития и распространения коронавирусной инфекции COVID-19, а также региональной сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые должны быть переориентированы на оказание медицинской помощи в период развития и распространения данного заболевания, по 14 оценочным критериям.
Ключевые слова: медицинская инфраструктура; коечный фонд; коронавирусная инфекция; ранжирование медицинских организаций.
Для цитирования: Орлов С. А., Соболев К. Э., Александрова О. Ю. Подходы к планированию медицинской инфраструктуры и коечного фонда медицинских организаций в условиях развития и распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(1):25—31. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-25-31
Для корреспонденции: Орлов Сергей Александрович, ассистент Высшей школы управления здравоохранением Института лидерства и управления здравоохранением Сеченовского Университета, научный сотрудник ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, e-mail: orlovsergio@mail.ru
Orlov S. A.1,3, Sobolev K. E.2, Aleksandrova O. Yu.3 THE APPROACHES TO PLANNING OF MEDICAL INFRASTRUCTURE AND BED STOCK IN MEDICAL ORGANIZATIONS IN CONDITIONS OF DEVELOPMENT AND SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION
COVID-19
1The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University" of Minzdrav of Russia (Sechenov University), 119991, Moscow, Russia; 2The Moscow Oblast State Budget Institution of Health Care "M. F. Vladimirsky Moscow Oblast Research Clinical
Institute", 129110, Moscow Russia; 3N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia
The article presents key approaches to methods of assessing and prognosticating the need both for bed stock, considering level of morbidity and epidemiological process in conditions of development and prevalence of coronavirus COVID-19 infection, and as well the regional network of medical organizations of public and municipal health care that should be reoriented to medical care support during pandemic according to 14 evaluation criteria. Keywords: medical infrastructure; bed stock; coronavirus infection; ranking; medical organizations.
For citation: Orlov S. A., Sobolev K. E., Aleksandrova O. Yu. The approaches to planning of medical infrastructure and bed stock in medical organizations in conditions of development and spread of coronavirus infection COVID-19. Problemi social-noi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(1):25—31 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-1-25-31
For correspondence: Orlov S. A., the Assistant of the Higher School of Health Care Management of the Institute of Leadership and Health Care Management of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «The I. M. Sechenov First Moscow State Medical University», the Researcher of the Federal State Budget Scientific Institution «The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health». e-mail: orlovsergio@mail.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 15.07.2020 Accepted 27.10.2020
В 2020 г. система здравоохранения Российской Федерации столкнулась с беспрецедентными вызовами, связанными с распространением коронавирусной инфекции СОУГО-19. Сложившаяся ситуация еще раз наглядно продемонстрировала необходимость более взвешенного подхода к расстановке приоритетов государственной политики в сфере охраны здоровья и проведению любых преобразований в отрасли, обнажив слабые стороны в управлении ресурсами здравоохранения, реагировании на экстренные ситуации с мобилизационной готовно-
стью инфраструктуры, выявив недостаточность научно обоснованных подходов к нормированию и фактическому обеспечению коечным фондом [1], размещению медицинских организаций соответствующего профиля [2], привлечению медицинских работников, волонтерских и общественных организаций, обеспечению медицинским оборудованием . В условиях пандемии большинству медицинских организаций пришлось провести корректировку объемов оказания плановой медицинской помощи в стационарных условиях [3—5] и перепрофилировать
коечный фонд [6] под нужды пациентов с коронави-русной инфекцией, что привело в последующем к отрицательным эффектам от данных решений, прежде всего финансовым [7].
Для минимизации возможных ресурсных потерь, обеспечения эффективного ответа при условии ухудшения эпидемиологической ситуации, обусловленной ростом распространенности коронавирус-ной инфекции COVID-19, в целях планирования потребности медицинских организаций в коечном фонде должен использоваться подход, базирующийся на анализе уровня заболеваемости.
Для определения уровня заболеваемости и прогнозирования потенциально необходимого числа коек на ранних этапах развития эпидемиологического процесса или начала роста в период последующих волн эпидемии с учетом, как правило, экспоненциального (чаще) или линейного (реже) роста (характера распространения инфекции) рекомендуется использовать два метода.
1. Метод математического моделирования с графическим отображением (возможен со 2-й недели развития эпидемиологического процесса по мере накопления первичных данных и определения максимально корректной математической функции) для расчета потенциально возможного числа случаев заболевания в заданном периоде наблюдения.
2. Метод экстраполяции фактических данных определенного периода наблюдения (как правило, не менее 1 мес наблюдений) на последующие периоды (как правило, на 1 год).
Первый метод применяется для оперативного планирования коечного фонда (на 10—14 дней) и оценки потенциальных объектов здравоохранения , в которых могут быть развернуты дополнительные койки. Применение данного метода в обязательном порядке должно сопровождаться ежедневным мониторингом реальной эпидемиологической ситуации и корректировкой математической функции в зависимости от изменения значения переменной. Исходя из уровня заболеваемости (по абсолютному числу заболевших) и фактической частоты госпитализации \ путем перемножения данных показателей, возможно определение объема коечного фонда, необходимого для оказания медицинской помощи.
Второй метод применяется при условии длительного эпидемиологического процесса и наличия информации о персистирующем течении заболевания, а также для возможной экстраполяции полученных данных на последующие периоды наблюдения.
Расчет потребности в коечном фонде медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, необходимо осуществлять по утвержденной методике [8] с использованием следующих нормативных показателей (условий):
— среднегодовая занятость инфекционной койки (или иной койки, перепрофилированной для
1 Как правило, не превышает 20—30% от общего числа заболевших.
СОУГО-19
оказания медицинской помощи данным пациентам) в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического режима в медицинской организации (прежде всего режима дезинфекционных мероприятий) не должна превышать 281 день в году [9];
— средняя длительность пребывания одного пациента с коронавирусной инфекцией на койке составляет 14,0 дня.
При этом следует заметить, что исследования по длительности стационарного лечения пациентов с COVID-19 различаются и составляют от 7 до 10 дней [10], от 4 до 53 дней в Китае и от 4 до 21 дня за пределами Китая [11]. Для расчетов нами используются данные медианы средней длительности лечения 14 дней по результатам исследования [11], а также рекомендации Департамента здравоохранения города Москвы [12].
В данном случае расчет годового норматива случаев госпитализации (Кс/г) на 1000 жителей проводится по следующей формуле:
= (абсолютное число заболевших за полный месяц наблюдения х 12 мес/численность населения) х 1000.
Скорректированное число койко-дней на 1000 жителей (Ык/д) рассчитывается путем перемножения расчетного годового норматива случаев госпитализации (Ыс/г) на среднюю длительность пребывания одного пациента на койке (14,0 дня).
Планирование потребности в коечном фонде для оказания медицинской помощи пациентам с корона-вирусной инфекцией COVID-19 должно проводиться путем комбинирования вышеуказанных методов.
Оценка потребности в дополнительных койках осуществляется с учетом данных по выздоровевшим и умершим пациентам, освобождающим коечный фонд для дальнейшего использования, а также с учетом ежемесячного оборота койки, составляющего в среднем 1,7 раза.
Региональная сеть медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, включающая в том числе структурные подразделения, в период развития и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 должна быть максимально переориентирована на оказание медицинской помощи пациентам с данным заболеванием при соблюдении следующих условий:
— доля медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронави-русной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, не должна превышать 50% всех медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях на территории субъекта Российской Федерации;
— коечный фонд медицинских организаций, перепрофилированных для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19, не должен превышать 50% общего коечного фонда всех медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных га-
COVID-19
рантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При этом на период развития коронавирусной инфекции СОУГО-19 допускается корректировка рекомендуемых значений показателя численности обслуживаемого населения для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в том числе с учетом:
— возможного дополнительного развертывания коечного фонда (перепрофилирования) и интенсификации его работы;
— пересмотра планов маршрутизации и закрепления за медицинскими организациями отдельных муниципальных образований по территориальному принципу;
— перераспределения объемов медицинской помощи, оказываемой в плановой, неотложной и экстренной формах в разрезе профилей медицинской помощи;
— строительства стационарных объектов здравоохранения или временных сооружений, выполняющих функции медицинских организаций.
Для сохранения доступности медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, задействованных для борьбы с коронавирусной инфекцией СОУГО-19, на период эпидемии по возможности рекомендуется осуществить перераспределение плановых объемов медицинской помощи в иные медицинские организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом возможности оказания данных видов медицинской помощи и профиля указанных медицинских организаций.
Для оценки текущих возможностей стационарной сети медицинских организаций и формирования резервного перечня из объектов медицинской
инфраструктуры, которые могут быть использованы для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией СОУГО-19, предлагается осуществить их ранжирование с учетом:
1. Ресурсной базы медицинской организации (укомплектованность медицинскими работниками, оснащенность медицинским оборудованием, наличие площадей для размещения дополнительных коек, возможность монтажа дополнительных строительных и инженерно-технических конструкций), а также потенциала для ее укрепления.
2. Территориального расположения медицинской организации относительно населенного пункта (очага), расстояния до селитебной территории, подъездных путей, в том числе в зависимости от категории автомобильных дорог.
3. Уровня медицинской организации, наличия «защищенных» профилей медицинской помощи 2, плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Для ранжирования медицинских организаций, в которых планируется оказание специализированной медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией СОУГО-19, рекомендуется установить 14 критериев оценки 3 в баллах от 0 до 5 (см. таблицу). Итоговая оценка медицинской организации формируется путем суммирования всех баллов.
2 В рамках реализации федеральных проектов «Борьба с онкологическими заболеваниями» и «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» Национального проекта «Здравоохранение».
3 Количество критериев для оценки может быть увеличено по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Критерии оценки медицинских организаций для оказания специализированной медицинской помощи пациентам с коронавирусной
инфекцией COVID-19
Наименование параметра Количество баллов для оценки
0 1 2 3 4 5
Врач-специалист (инфекционист, пульмонолог)
Ресурсная обеспеченность
Укомплектованность медицинскими работниками* Отсутствие врача- 0,25 ставки врача- 0,25 ставки врача- 1 специалист на 40 специалиста специалиста иной специалиста иной коек (или) 0,5 ставки
специальности, заня- специальности, заня- другого врача-специ-той по внешнему со- той по внутреннему алиста, занятой по совместительству
вместительству (либо врач-специалист иной специальности (штатный сотрудник), прошедший обучение в объеме не менее 36 ч
внешнему совместительству, (или) работа профильного врача на 2,0 ставки
Медицинская сестра
1 должность медицинской сестры на 40 коек (или) 0,5 ставки, занятой по внеш-
0,25 ставки медицинской сестры по внутреннему или внешнему совместительству для работы в от- нему совместитель-делении с пациента- ству ми с новой коронави-русной инфекцией (СОУГО-19)
1 специалист на 30 коек, (или) 0,5 ставки другого врача-специалиста, занятой по внутреннему совместительству, (или) работа профильного врача на 1,5 ставки
1 должность медицинской сестры на 30 коек (или) 0,5 ставки, занятой по внутреннему совместительству
1 специалист на 20 коек (1,0 ставки врача в отделении)
1 должность медицинской сестры на 20 коек (1,0 ставки медицинской сестры на отделение)
COVID-19
Продолжение
Наименование параметра Количество баллов для оценки
0 1 2 3 4 5
Младшая медицинская сестра или санитар
Врач-анестезиолог-реаниматолог
Медицинская сестра
Отсутствие врача 0,25 ставки врача-анестезиолога-реани- специалиста иной
0,25 ставки младшей медицинской сестры (санитара) по внутреннему или внешнему совместительству для работы в от- вместительству делении с пациентами с новой коронави-русной инфекцией (COVID-19) 0,25 ставки врача-специалиста иной
1 должность младшей 1 должность младшей 1 должность младшей медицинской сестры медицинской сестры медицинской сестры (санитара) на 40 коек (санитара) на 30 коек (санитара) на 20 коек (или) 0,5 ставки, заня- (или) 0,5 ставки, заня- (1,0 ставки на отделе-той по внешнему со- той по внутреннему ние) совместительству
1 специалист на 12 коек, (или) 0,5
1 специалист на 9 коек, (или) 0,5 ставки
специальности, заня- специальности, заня- ставки другого врача- другого врача-специ-
1 специалист на 6 коек (1,0 ставки врача в отделении)
той по внешнему совместительству
той по внутреннему совместительству
Медицинская сестра-анестезист
0,25 ставки медицинской сестры по внутреннему или внешнему совместительству для работы в от- совместительству делении с пациентами с новой коронави-русной инфекцией (COVID-19) 0,25 ставки медицинской сестры-анесте-
специалиста, занятой алиста, занятой по по внешнему совме- внутреннему совместительству, (или) ра- стительству, (или) работа профильного бота профильного врача на 2,0 ставки врача на 1,5 ставки 1 должность меди- 1 должность медицинской сестры на 12 цинской сестры на коек (или) 0,5 ставки, 9 коек (или) 0,5 став-занятой по внешнему ки, занятой по вну-
треннему совместительству
1 должность медицинской сестры на 6 коек (1,0 ставки медицинской сестры на отделение)
1 должность медицинской сестры-ане-
зиста по внутреннему стезиста на 9 коек
1 должность младшей 1 должность меди-медицинской сестры- цинской сестры-ане-анестезиста на 6 коек стезиста на 3 койки
или внешнему совме- (или) 0,5 ставки, заня- (или) 0,5 ставки, заня- (1,0 ставки медицин-
Младшая медицинская сестра или санитар
стительству для рабо- той по внешнему соты в отделении с па- вместительству циентами с новой ко-ронавирусной инфекцией (COVID-19)
той по внутреннему совместительству
ской сестры на отделение)
0,25 ставки младшей медицинской сестры (санитара) по внутреннему или внешнему совместительству для работы в от- вместительству делении с пациентами с новой коронави-русной инфекцией (COVID-19)
1 должность младшей 1 должность младшей 1 должность младшей медицинской сестры медицинской сестры медицинской сестры (санитара) на 12 коек (санитара) на 9 коек (санитара) на 6 коек (или) 0,5 ставки, заня- (или) 0,5 ставки, заня- (1,0 ставки на отделе-той по внешнему со- той по внутреннему ние) совместительству
Укомплек- Аппарат для рентге-тованность нографии (1 стацио- нографии (1 стацио-медицин- нарный), аппарат нарный), аппарат ским обору- УЗИ (1), биохимиче- УЗИ (1), биохимиче-дованием ский анализатор (1), ский анализатор (1), анализатор крови (1), анализатор крови (1), аппарат для исследо- аппарат для исследования ФВД (1) вания ФВД (1), аппарат ИВЛ (не менее 10% от потребности)
Оснащенность медицинским оборудованием* Аппарат для рентге- Компьютерный томо- Компьютерный томо- Компьютерный томо- Компьютерный томограф (1), аппарат для рентгенографии (не
граф (1), аппарат для рентгенографии (не
граф (1), аппарат для рентгенографии (не
граф (1), аппарат для рентгенографии (не
менее 1 стационарно- менее 1 стационарно- менее 1 стационарно- менее 1 стационарно-
го), аппарат УЗИ (не менее 1), бронхофи-броскоп (не менее 1),
го), аппарат УЗИ (не менее 1), бронхофи-броскоп (1), биохимический анализатор биохимический ана-(не менее 1), анализа- лизатор (не менее 1), тор крови (не менее 1), аппарат для иссле- менее 1), аппарат для
го), аппарат УЗИ (не менее 1), бронхофи-броскоп (не менее 1), биохимический анализатор (не менее 1), анализатор крови (не анализатор крови (не
дования ФВД (не менее 1), аппарат ИВЛ (не менее 30% от потребности)
исследования ФВД (не менее 1), аппарат
го, не менее 1 передвижного), аппарат УЗИ (не менее 2), бронхофиброскоп (не менее 2), биохимический анализатор (не менее 2), анализатор крови (не менее 2), аппарат для исследо-
менее 1), аппарат для исследования ФВД (не менее 1), аппарат ИВЛ (не менее 50% от ИВЛ (не менее 70% от вания ФВД (не менее потребности) потребности) 2), аппарат ИВЛ (по
числу коек), аппарат ЭКМО (не менее 1)
Наличие площадей для размещения дополнительных коек и возможность монтажа необходимых строительных и инженерно-технических
конструкций
Минималь- В медицинской орга- В медицинской орга- Число коек в палат- Число коек в палатные харак- низации отсутствуют низации имеется ной секции до 70 (за теристики койки анестезиоло- блок реанимации и счет дополнительно-помещений гии и реанимации интенсивной терапии го резерва), вмести-и инженер- не более 6 коек, коеч- мость палаты (отде-
но-техниче- ный фонд медицин- ления) реанимации и ления) реанимации и ции и интенсивной
ских кон- ской организации мо- интенсивной терапии интенсивной терапии терапии не более
струкций жет быть полностью не более 6 коек, пло- не более 12 коек пло-
(сооруже- перепрофилирован щадь на 1 койку в па- щадь на 1 койку в па- ек в отделении ане-
ний)*** для лечения пациен- лате (отделении) ин- лате (отделении) ин- стезиологии, реани-
ной секции до 70 (за счет дополнительного резерва), вместимость палаты (отде-
Число коек в палатной секции до 50 (за счет дополнительного резерва), вмести-
Число коек в палатной секции от 20 до 30, наличие боксов / боксированных па-
мость палат реанима- лат, вместимость палат реанимации и интенсивной терапии не 12 коек или число ко- более 12 коек, или
число коек в отделении анестезиологии,
COVID-19 Продолжение
Наименование параметра Количество баллов для оценки
0 1 2 3 4 5
тов с новой корона- тенсивной терапии, тенсивной терапии, мации и интенсивной вирусной инфекцией реанимации — не бо- реанимации — не ме- терапии от 6 до 18, (СОУГО-19) лее 1,5 м2 нее 2 м2 площадь на 1 койку в
палате интенсивной терапии, реанимации — не менее 3,5 м2
Возможность монтажа дополнительных строительных и инженерно-технических конструкций
реанимации и интенсивной терапии от 6 до 18, площадь на 1 койку в палате интенсивной терапии, реанимации — не менее 3,5 м2
Конструк-тивно-пла-нировочная характеристика меди-
Медицинская орга- Мощность медицин- Мощность медицин- Мощность медицин- Мощность медицин- Мощность медицин-низация без проведе- ской организации мо- ской организации мо- ской организации мо- ской организации мо- ской организации может быть увеличена более чем на 30% путем проведения капи-
го ремонта либо стро- тального ремонта ли- тального ремонта ли- тального ремонта ли- тального ремонта либо строительства бы-стровозводимых конструкций на террито- струкций на террито- струкций на террито- струкций на террито- струкций на территории
ния капитального ре- жет быть увеличена жет быть увеличена монта не имеет воз- на 5—10% путем про- на 10—15% путем ведения капитально- проведения капи-
можности для увели-цинской ор- чения мощности. ганизации Территория меди-
жет быть увеличена на 15—20% путем проведения капи-
жет быть увеличена на 20—30% путем проведения капи-
ительства быстро-цинской организации возводимых кон-
бо строительства бы- бо строительства бы- бо строительства бы-стровозводимых кон- стровозводимых кон- стровозводимых кон-
рии
рии
рии
рии
ограничена площадью и не позволяет развернуть пристройку из быстро-возводимых конструкций
Территориальное расположение
Территориальная доступность медицинской организации от населенного пункта (очага) возникновения новой коронавирусной Расстояние Расстояние до меди- Медицинская орга- Медицинская орга- Медицинская орга- Медицинская орга-до медицин- цинской организации низация находится не низация находится не низация находится не низация находится в ской организации и время транспортировки пациентов бригадой скорой медицинской помощи
превышает 60 км, далее 60 км, время время транспорти- транспортировки не ровки свыше 120 мин превышает 120 мин
далее 45 км, время транспортировки не превышает 60 мин
далее 30 км от насе- черте населенного ленного пункта, вре- пункта либо в радиусе мя транспортировки не более 15 км, время не превышает 45 мин транспортировки не превышает 30 мин
инфекции (COVID-19) Медицинская организация находится в черте населенного пункта, время транспортировки не превышает 20 мин
Расстояние Медицинская орга-до селитеб- низация интегриро-ной терри- вана в городскую ин-тории фраструктуру без со- стройки
блюдения минимальных требований к расстоянию до территории жилой застройки
Размещение медицинской организации и городской застройки* Размещение не более Размещение не более Размещение не более Размещение в приго-чем за 80 м от терри- чем за 90 м от терри- чем за 100 м от терри- родной или зеленой тории жилой за- тории жилой за- тории жилой за- зоне либо на расстоя-стройки стройки нии от 100 до 150 м от
территории жилой застройки
Класс автомобильной дороги
Возможность пере-распределения объемов меди-
Категории автомобильных дорог и подъездных путей до медицинской организации*5 IV III II 1Б—IB
Уровень медицинской организации и профили медицинской помощи
Медицинская организация III уровня, оказывающая специ-
Медицинская организация III уровня, оказывающая специ-
Медицинская организация III уровня, оказывающая пре-
Медицинская организация II уровня, оказывающая специ-
Медицинская организация II уровня, оказывающая специ-
ализированную, в том ализированную, в том имущественно специ- ализированную меди- ализированную меди-
числе высокотехнологичную, медицин-
числе высокотехно-цинской по- логичную, медицин-мощи, в скую помощь по про- скую помощь по иные меди- филям «онкология», цинские ор- «кардиология», «не-ганизации врология», «сердеч-или пере- но-сосудистая хирур- ской помощи профилиро- гия», «нейрохирур-вания гия»
иным профилям либо гут быть перераспре-являющаяся больни- делены в иные меди-цей скорой медицин-
ализированную меди- цинскую помощь, в цинскую помощь, объемы которой мо-
цинскую помощь
том числе пациентам с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболевания-цинские организации ми, объемы которой могут быть перераспределены в иные медицинские организации
Размещение в пригородной или зеленой зоне либо на расстоянии свыше 150 м от территории жилой застройки
1А—1Б
Медицинская организация I уровня, оказывающая специализированную медицинскую помощь, которая обладает технологическими и конструктивными возможностями для перепрофилирования в стационар для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирус-ной инфекцией (COVID-19)
V
Примечания. *Расчет проводится на должности медицинских работников в соотнесении с количеством коек, развернутых для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Итоговый показатель медицинской организации по данному разделу формируется путем суммирования полученных значений по отдельным структурным подразделениям.
** Расчет потребности в медицинском оборудовании осуществляется на основе минимальных требований к оснащению структурного подразделения медицинской организации для лечения COVID-19, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Рос-
COVID-19
сийской Федерации от 19.03.2020 № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19».
***В соответствии со Сводом Правил СП 158.13330.2014 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования» (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.02.2014 № 58/пр «Об утверждении свода правил «Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования»).
*4 С учетом положений Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630—10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
*5 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации».
По результатам данной оценки предлагается установить следующую классификацию медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с коронавирусной инфекцией COVID-19:
1. Стационары типа I (с суммой баллов от 50 до 70) — стационары, обладающие максимальной ресурсной базой и территориальной доступностью, в которые в первую очередь необходимо госпитализировать пациентов с коронавирус-ной инфекцией COVID-19.
2. Стационары типа II (с суммой баллов от 30 до 49) — стационары второй очереди (резерва), которые могут быть задействованы при неблагоприятном развитии эпидемиологического процесса.
3. Стационары типа III (с суммой баллов до 29) — стационары, малопригодные для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирус-ной инфекцией COVID-19, требующие значительных, но экономически нецелесообразных ресурсных вложений.
Заключение
Планирование медицинской инфраструктуры и ресурсов медицинских организаций в условиях развития и распространения коронавирусной инфекции COVID-19 должно осуществляться заблаговременно, включать в себя моделирование ситуаций с развитием эпидемиологического процесса, соотнесенное с результатами многофакторного анализа потенциальных возможностей, имеющихся на территории регионов объектов здравоохранения, исходя из их конструктивно-планировочных характеристик, а также с учетом сложившегося территориального зонирования и транспортно-логистической сети.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Трегубов В. Н., Бовина А. А. Обеспеченность и потребность населения федеральных округов в коечном фонде. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(S):810—6.
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». Режим доступа: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201603250001
3. Ситник А. А., Мурзич А. Э., Волотовский П. А., Герасименко М. А. Травматологическая помощь в условиях пандемии
COVID-19. Травматология и ортопедия России. 2020;26(2):9— 14.
4. Тимербулатов В. М., Тимербулатов М. В., Плечев В. В., Викторов В. В., Тимербулатов Ш. В., Гафарова А. Р., Гараев Р. Р. Хирургия в процессе и после пандемии COVID-19. Медицинский вестник Башкортостана. 2020;15(3):17—21.
5. Хрулев А. Е., Фокеев В. А., Авдонина Ю. Д., Рогожкин С. Б., Остапюк М. В., Авдонин С. Н. Оказание специализированной нейрохирургической помощи в условиях пандемии COVID-19. Медицинский альманах. 2020;64(3):43—51.
6. Силаев Б. В., Вечорко В. И., Проценко Д. Н., Аверков О. В., Ха-ликова Е. Ю. Минимальная потребность в реанимационных койках и дыхательном оборудовании в учреждениях, перепрофилированных под лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19. Вестник интенсивной терапии имени А. И. Салта-нова. 2020;(2):34—40.
7. Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В., Несветайло Н. Я. Влияние корона-вируса СOVID-19 на ситуацию в российском здравоохранении. Менеджер здравоохранения. 2020;(4):58—71.
8. Приложение 14 к письму Минздрава России от 24.12.2019 № 11-7/И/2-12330 «О направлении разъяснений по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Режим доступа: http://base.garant.ru/ 73383735/
9. Письмо Минздрава России от 18.03.2014 № 16-0/10/2-1796 с методикой расчета потребности во врачебных кадрах субъектов Российской Федерации (Таблица 3.2.). Режим доступа: http:// base.garant.ru/70733248/
10. Цветков В. В., Токин И. И., Лиознов Д. А., Венев Е. В., Куликов А. Н. Прогнозирование длительности стационарного лечения пациентов с COVID-19. Медицинский совет. 2020;(17):82— 90.
11. Rees E. M., Nightingale E. S., Jafari Y., Waterlow N. R., Clifford S., Pearson C. A., Group C. W., Jombart T., Procter S. R., Knight G. M. COVID-19 length of hospital stay: a systematic review and data synthesis. BMC Med. 2020 Sep 3;18(1):270. doi: 10.1186/s12916-020-01726-3
12. Анциферов М. Б., Белевский А. С., Буланов А. Ю., Васильева Е. Ю., Журавлева М. В., Загребнева А. И., Зайратьянц О. В., Лысенко М. А., Мазус А. И., Морозов С. П., Петриков С. С., Плавунов Н. Ф., Попугаев К. А., Проценко Д. Н., Сметани-на С. В., Токарев А. С., Тяжельников А. А., Урожаева Ю. В., Фомина Д. С., Цыганова Е. В., Цибин А. Н., Чурадзе Б. Т. Клинический протокол лечения больных новой коронавирусной инфекцией COVID-19, находящихся на стационарном лечении в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. Под ред. А. И. Хрипуна. М.: ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ»; 2020. 28 с.
Поступила 15.07.2020 Принята в печать 29.10.2020
REFERENS
1. Tregubov V. N., Bovina A. A. Availability and need for population of the federal districts in hospital beds. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2020;28(S):810—6 (in Russian).
2. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of February 27, 2016 No. 132n «On the Requirements for the placement of medical organizations of the state health system and the municipal health system based on the needs of the population». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001201603250001 (in Russian).
COVID-19
3. Sitnik A. A., Murzich A. E., Volotovski P. A., Gerasimenko M. A. Trauma care in COVID-19 pandemic. Traumatologiya i orthopediya v Rossii. 2020;26(2):9—14 (in Russian).
4. Timerbulatov V. M., Timerbulatov M. V., Plechev V. V., Victor-ov V. V., Timerbulatov Sh. V., Gafarova A. R., Garaev R. R. Surgery during and after COVID-2019 pandemi. Meditsinskij vestnik Bashkortostanf. 2020;15(3):17—21 (in Russian).
5. Khruev A. E., Fokeev V. A., Avdonina Yu. D., Rogozhkin S. B., Os-tapyuk M. V., Avdonin S. N. Providing specialized neurosurgical care in the context of the COVID-19 pandemic. Meditsinskij almanah. 2020;64(3):43—51 (in Russian).
6. Silaev B. V., Vechorko V. I., Protsenko D. N., Averkov O. V., Khalik-ova E. Yu. Minimum requirements for rescuit beds and respiratory equipment in institutions refined for treatment of the new coronavi-rus infection COVID-19. Article. Vestnik intensivnoi terahii imeni A. I. Saltanova. 2020;(2):34—40 (in Russian).
7. Starodubov V. I., Kadyrov F. N., Obukhova O. V., Bazarova I. N., Endovitskaya Yu. V., Nesvetailo N. Ya. The effect of coronavirus COVID-19 on the situation in russian healthcare. Menedzher zdra-vookhraneniya. 2020;(4):58—71 (in Russian).
8. Application № 14 to the letter of the Ministry of Health of Russia dated December 24, 2019 No. 11-7/I/2-12330 «On the direction of clarifications on the formation and economic justification of territorial programs of state guarantees of free provision of medical care to citizens for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022». Available at: http://base.garant.ru/73383735/ (in Russian).
9. Letter of the Ministry of Health of Russia dated 03/18/2014 No. 160/10/2-1796 with the methodology for calculating the need for medical personnel in the constituent entities of the Russian Federation (Table 3.2.). Available at: http://base.garant.ru/70733248/ (in Russian).
10. Tsvetkov V. V., Tokin I. I., Lioznov D. A., Venev E. V., Kulikov A. N. Predicting the duration of inpatient treatment for COVID-19 patients. Meditsinskij sovet. 2020;(17):82—90 (in Russian).
11. Rees E. M., Nightingale E. S., Jafari Y., Waterlow N. R., Clifford S., Pearson C. A., Group C. W., Jombart T., Procter S. R., Knight G. M. COVID-19 length of hospital stay: a systematic review and data synthesis. BMC Med. 2020 Sep 3;18(1):270. doi: 10.1186/s12916-020-01726-3
12. Antsiferov M. B., Belevsky A. S., Bulanov A. Yu., Vasilieva E. Yu., Zhuravleva M. V., Zagrebneva A. I., Zayratyants O. V., Lysen-ko M. A., Mazus A. I., Morozov S. P., Petrikov S. S., Plavunov N. F., Popugaev K. A., Protsenko D. N., Smetanina S. V., Tokarev A. S., Tyazhelnikov A. A., Urozhaeva Yu. V., Fomina D. S., Tsygano-va E. V., Tsibin A. N., Churadze B. T. Clinical protocol for the treatment of patients with the new coronavirus infection COVID-19 who are inpatient treatment in medical organizations of the state health system of the city of Moscow [Klinicheskiy protokol lecheniya bolnykh novoy koronavirusnoy infektsiyey COVID-19, nakhodyash-chikhsya na statsionarnom lechenii v meditsinskikh organizatsiyakh gosudarstvennoy sistemy zdravookhraneniya goroda Moskvy]. Ed. A. I. Khripun. Moscow: GBU «NIIOZMM DZM»; 2020. 28 p. (in Russian).