Научная статья на тему 'Подходы к оценке затрат на качество продукции на предприятиях ракетно-космической отрасли'

Подходы к оценке затрат на качество продукции на предприятиях ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потуданская В. Ф., Трушляков В. И.

Рассматриваются вопросы распределения затрат на обеспечение заданного качества (надёжности) по этапам жизненного цикла изделия на примере предприятий ракетно-космической отрасли в частности, ФГУП ПО «Полёт». Показана специфика исследуемой отрасли и целесообразность анализа структуры, обеспечивающей качество производимой продукции на исследуемом предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of costs in qualitative manufacture of products in Space Rocket manufacturing industry

This article considers cost distribution to provide the preset quality (robustness) at different life cycles of a product at Space rocket manufacturing industry in particular at manufacturing plant "POLYET". TSie specific features of the manufacture are revealed and the necessity of structural analyses is proved for the studied manufacturing plant.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке затрат на качество продукции на предприятиях ракетно-космической отрасли»

конкурентный статус в качестве действенного конкурентного преимущества. Безусловно, полезной в рыночной ситуации является предпринимательская активность ПСАТ, отражающая уровень гибкости и степень использования своего потенциала. Например, для реализации стратегии роста ПСАТ целесообразно рассматривать менее затратный вариант наращивания собственного потенциала. Тогда речь может идти о варианте прогнозируемого спроса в авточасах обслуживания. Для представления адекватного предложения ПСАТ может задействовать имеющиеся у него резервы (Я) в виде части провозных способностей, намеренно либо по организационным причинам не используемой при обслуживании потребителей. В этом варианте прогнозируемый размер провозных способностей может быть представлен позициями:

• используемой, когда СызАТуН~ ПВ

• потенциальной, в случае СЫБЛТУ И я /7В"5 + Л5.

Обладая такой прогнозной информацией, ПСАТ

для реализуемой конкурентной позиции может рассчитать необходимое количество подвижного состава 5-той специализации и грузовместимости. В случае нецелесообразности содержания незадействованно-го подвижного состава ПСАТ может его передать в аренду или продать.

Для потенциальной конкурентной позиции свойственна интенсификация использования собственных возможностей ПСАТ и эффективного задействования всего производственного потенциала. Безусловно, это повысит КСП и экономическую отдачу от применения транспортных средств.

Таким образом, приведенные факторы, обусловливающие стратегическую конкурентную позицию ПСАТ в различных рыночных ситуациях, в полной мере могут быть отнесены к оценке текущей позиции в конкуренции как своеобразный измеритель положения предприятия на рынке. А конкурентный статус ПСАТ характеризует позицию в конкуренции на рынке транспортной продукции и может быть принят как своеобразный измеритель ее положения. Это по экономическому содержанию означает для предпринимательской структуры обладание конкурентным преимуществом, например, в специализации подвижного состава для доставки товаров определенной группы по транспортной совместимости.

Библиографический список

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. — СПб: Изд. «Питер», 1999. - 416с.

2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. - 495 с.

3. Портер М. Конкурентное преимущество: Какдостичь высокого результата и обеспечить его устойчивость/ Майкл Е. Портер; Пер.сангл. — М.:Альпина Бизнес Букс, 2005. — 715с.

ТЕРЕНТЬЕВ Александр Владимирович, доцент кафедры менеджмента и маркетинга.

Поступила в редакцию 05.09.06. © Терентьев А. В.

УДК 658 562 457 471.011 .2 В. ф. ПОТУДАНСКАЯ

В. И. ТРУШЛЯКОВ

Омский государственный технический университет

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Рассматриваются вопросы распределения затрат на обеспечение заданного качества (надёжности) по этапам жизненного цикла изделия на примере предприятий ракетно-космической отрасли в частности, ФГУП ПО «Полёт». Показана специфика исследуемой отрасли и целесообразность анализа структуры, обеспечивающей качество производимой продукции на исследуемом предприятии.

Актуальность рассматриваемой темы определена как внутренними, так и внешними причинами, заключающимися в обеспечении требуемого качества разрабатываемой и производимой продукции конкретным предприятием и создания высокого уровня конкуренции производимой продукции предприятия на внешнем рынке.

Исследуемая проблема может быть рассмотрена за счёт разделения причин, побудивших её возникновение, на внутреннюю и внешнюю составляющие. Внутренние причины этой проблемы заключа-

ются в необходимости улучшения качества работы на основе обеспечения проектной, конструкторской, производственно-технологической дисциплины; обеспечения качества производимой продукции; достижения снижения издержек производства, в том числе оптимизация объёмов наземной экспериментальной отработки, полигонной отработки и лётных испытаний.

Внешние причины диктуются требованиями заказчиков и необходимостью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом

рынке ракетно-космических услуг, связанных с проектированием и изготовлением космических аппаратов, выведением на орбиты функционирования с помощью ракет-носителей.

Известно, что результаты экономической деятельности предприятия зависят от конкурентоспособности продукции, одной из составляющих которой является соотношение показателей в системе «цена и качество», а в применении к ракетно-космической технике — соотношение показателей «цена-надёжность» [1]. Далее для удобства исследования будем использовать понятия «качество» и «надёжность» как синонимы1.

В условиях планово-централизованной сис темы хозяйствования вопросам оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. В системе бухгалтерского учёта и отчетности на советских предприятиях из общей суммы затрат предприятия не были выделены затраты на обеспечение качества. Предполагалось, что затраты на качество определить сравнительно несложно, поскольку их основными составляющими являются заработная плата работников службы качества, премии рабочим за бездефектное изготовление продукции, учтённые потери от брака и признанные рекламации.

Вместе с тем, рассматривая практическую реализацию стандартов ИСО в отечественной экономике, в том числе и на предприятиях ракетно-космической отрасли, следует отметить, что при оценке и учёте затрат на качество возникают определённые трудности, заключающиеся в их распределении по этапам жизненного цикла изделия.

За рубежом вопросы определения затрат на качество продукции находятся в центре внимания специально созданных служб. Так, в американской ассоциации по контролю качества действует специальный комитет, который занят исследованиями «стоимости качества», периодически проводятся конференции по затратам на качество. Столь пристальное внимание к проблеме затрат на качество определяется необходимостью для предприятий выжить в жесткой конкурентной борьбе за счет уменьшения стоимости качества при соблюдении заданных потребительских свойств. -

В современных условиях, когда предприятия отечественной экономики, например ракетно-космической отрасли, при минимальном уровне госзаказа поставлены перед выбором: выжить за счет мобильности производства, конкурентоспособности производимой продукции или оказаться банкротом, вопросы формирования затрат на качество требуют систематического, с учётом накопленного статистического материала, рассмотрения.

Под затратами на обеспечение качества следует понимать часть общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда на производство продукции, ориентированную на удовлетворение имеющихся или предполагаемых потребностей. Затраты на обеспечение качества продукции являются частью общих затрат на производство и эксплуатацию продукции за весь период её службы. Сюда относятся как текущие, так и единовременные затраты, возникающие как у изготовителя, так и у потребителя на всех этапах жизненного цикла. Отсюда очевидна сложность и трудоёмкость определения затрат на качество. По этому поводу достаточно объективно высказался известный американский ученый в области качества А. Фейгенбаум [2]. Он отметил, что многие руководители полагают, что затраты на обеспечение качества составляют лишь долю процента

от суммы продаж, на самом деле утя затраты в основном почти равны чэтратам на изготовление изделий. Например, для ракетно-космической техники доля затрат на обеспечение заданной надёжности на различных этапах жизненного никла составляет затраты, соизмеримые с стратами на проектирование, наземную I' лётную отработку.

Оценка загг.ат на качество связана с необходимостью проведения учета V оценки данных для оптимизации экономической деятельности предприятия, плагировании, реализации и оценки мер по обеспечению каче; гв' (надёжности) производимой продукции.

Следует отметить как один из основных ресурсов повышения качества (надёжности) продукции в ракетно-космической отрасли проведение соответствующих работ на стадиях проектирования, в том числе при выборе основных проектно-конструкторских решений, проведении наземной экспериментальной отработки в заводскихусловиях, атакже полигонных и лётных испытаний.

Определение оптимальной структуры и состава затрат на разработку системы качества, охватывающей все жизненные циклы изделия, требуют разработки классификационной схемы, позволяющей максимально учесть все направления затрат с учётом специфики отрасли и предприятия. Как в отечественной, так и в зарубежной теории (США, Европа, Япония) в качестве исходной классификационной схемы используются классификационные признаки, предложенные А. Фейгенбаумом [2].

Предлагаемая классификация была впервые предложена в 60-х годах. Такой подход нашёл широкое распространение и в дальнейшем был усовершенствован. Так, японские специалисты в основе данной классификации выделили признак полезности и учитывают полезные затраты, предполагающие расходы на предупреждение дефектов и убытки, к которым относятся затраты на проведение работ, связанных с ликвидацией брака [3].

Следует выделить недостаток, присущий американской классификации затрат на качество, где затраты на обеспечение качества приравниваются к убыткам от брака. Такой подход не позволяет оценить экономическую эффективность затрат, сопоставляя их с убытками. Что касается японской модели, то она ориентирована не на продукцию, а па деятельность по обеспечению качества и оценку ее результатов. В данном случае сравниваются затраты с затратами, а не с доходами, т.е. здесь проявляется «управленческий подход». На основе рассматриваемой классификации можно получить ответы на принципиально

Рис. 1. Классификация затрат на обеспечение качества А. Фейгеибаума

Таблица 1

Обобщенная классификация затрат на качество

№ Признак классификации Классификационная группа затрат

1. По целевому значению На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством

2. По экономическому характеру затрат Текущие Единовременные

3. По виду затрат Производительные Непроизводительные

4. По методу определения Прямые Косвенные

5. По возможности учета Поддающиеся прямому учету Неподдающиеся прямому учету Которые экономически нецелесообразно учитывать

6. По стадиям жизненного цикла На качество при разработке продукции На качество при изготовлении продукции На качество при использовании продукции

7. По отношению к производственному процессу На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество в обслуживающем производстве

8. По возможности оценки Планируемые Фактические

9. По характеру структурирования По предприятию По производству (цеху, участку) По видам продукции

10. По объектам формирования и учета Продукция Процессы Услуги

11. По виду учета Оперативный Аналитический Бухгалтерский Целевой

важные вопросы: чем отличается себестоимость продукции от затрат на качество, какую долю в себестоимости продукции занимают затраты на качество и т.д. Японская модель в большей степени согласуется с содержанием стандартов ИСО 9000.

Отечественными специалистами К. М. Рахлиным и Л. Е. Скрипко [4] была предложена обобщенная классификация затрат на качество (табл. 1).

Первый классификационный признак соответствует международно признанному содержанию терминов «улучшение качества», «обеспечение качества», «управление качеством». Подзатратами на обеспечение качества следует понимать все затраты, произведённые для удовлетворения установленных потребителем требований к качеству продукции и услуг. Затраты на улучшение качества — это затраты, направленные на удовлетворение предполагаемых требований потребителя.

К затратам науправление качеством относятся затраты на разработку и реализацию конкурирующих и предупредительных мер, необходимых для устранения выявленных или предотвращения потенциальных несоответствий продукции (услуг) предъявляемым требованиям.

Исходя из требований стандартов ИСО семейства 9000, в рассматриваемой классификации ведущее значение имеют затраты на обеспечение качества. Текущие затраты — все затраты на качество, воспроизводимые при изготовлении продукции, например, затраты на контроль качества и испытание изделий, на техническое обслуживание и ремонт оборудования и т.д.

К единовременным затратам относятся капитальные вложения на приобретение оборудования, средств измерения и другого имущества, необходимого для улучшения, обеспечения и управления качеством,

сюда же относятся и затраты на приобретение патентов и оформление товарных знаков, которые включены в состав нематериальных затрат, а также затраты на проведение маркетинговых исследований.

При этом следует отметить особую сложность подразделения затрат на текущие и единовременные в отношении затрат на разработку продукции и технологии её изготовления.

К производственным затратам могут быть отнесены все затраты, с помощью которых достигается выполнение функций, связанных с обеспечением, улучшением и управлением качеством. Непроизводственным затраты — те, которые являются ненужными и излишними, но не следует отождествлять эти затраты с потерями от ненадлежащего уровня качества. Последующие классификационные группы показывают возможность (в зависимости от конкретных условий) различного подхода к формированию состава затрат на качество.

Важность определения затрат на качество привело к созданию в ряде зарубежных стран соответствующих стандартов. В качестве примера можно привести один из первых стандартов, разработанных в Британском институте стандартизации: «Руководство (справочник) по определению и использованию затрат, относящихся к качеству». В 1990 г. была подготовлена новая редакция стандартас учётом развивающихся требований, как отраслей производства, так и сферы услуг. Стандарт состоит из двух частей. В первой части «Руководство по экономике качества. .Модель стоимостного процесса» рассматривается метод применения оценки затрат на качество по любому процессу. Такой подход совместим с концепцией всеобщего управления качеством. Во второй части "Руководство по экономике качества. Модель предупреждения, оценки и отказов" предлагается подразделение затрат на две группы:

— затраты на соответствие — все затраты на предупредительные меры по контролю качества и затраты на стандарты (нормы) по качеству для обеспечения их работы;

— затраты на отказы, ведущие к снижению прибыли, независимо оттого, чем они вызваны.

Затраты на предупредительные меры ипо обеспечению качества классифицируются на предупредительные затраты; оценочные затраты; издержки, обусловленные внутренними отказами; издержки, обусловленные внешними отказами.

Предупредительные затраты включают затраты на планирование качества, проектирование и разработку оборудования для контроля и «измерения» качества, анализ качества и контроль проекта, обеспечение качества у поставщиков, обучение в области качества, надзор за качеством, получение и анализ информации о качестве, программы улучшения качества.

Оценочные затраты включают затраты надопро-изводственный контроль, входной контроль, лабораторные и приёмочные испытания, материалы, анализ результатов контроля испытаний; отчётность, контроль эксплуатационных характеристик, оценку запасов (при ограниченном сроке), хранение протоколов.

К издержкам вследствие внутренних отказов относятся стоимость поломок, затраты на замену, переделку, ремонт, отыскание неисправностей и анализ Дефектов и отходов, повторный контроль, понижение

сортности, простои вследствие сорванных графиков,

Издержки вследствие внешних отказов состоят

затрат на рекламации; забракованные и возвра-

щенные изделие; млерч продаж издержек, вследствие изъятия и прочих затрат.

Методы оцункк затрат на качество в отечественной литературе рассматривались Д. Львовым, Е. Карликом, Я. Плогкиным ч другими экономистами, но применительно к условиям планово-централизован-нг / системы хозяйствования. Учитывая позитивный опыт зарубежных стран в области оценки затрат на качество, целесообразно руководствоваться ИСО семейства 9004-1 раздел 6 "Финансовые аспекты сис темы ктесч-геа". В данном стандарте предусматривается три метода определения затрат:

1) метод калькуляции затрат на качество, осно-еиниый на определении затрат на профилакт ику, на оценивание уровня качества, внутренних затрат, внешних затрат, возникающих вследствие дефектов;

2) метод калькуляции затрат, связанных с процессом. При этом определяется стоимость соответ ствия, оцениваемая затратами, связанными с удовлетворением всех сформулированных запросов потребителей, и стоимость несоответствия — затратами, перенесёнными вследствие нарушения процесса;

3) метод определения потерьпо причине низкого качества. Данный метод основан на определении внешних и внутренних причин, оценке негативных последствий.

В зависимости от условий и характера производства выше рассмотренные методы определения затрат на качество могут применяться в различном сочетании.

В действующей в нашей стране системе учёта и отчётности затраты на обеспечение качества не являются самостоятельной составляющей производственной калькуляции и поэтому их выделение из общих затрат представляется весьма сложным. В этой связи необходимо создание внутренней системы организации учёта и оценки затрат на качество, для организации этой работы необходимо соответствующие функции возложить на экономические службы и службу качества.

Специфика ракетно-космической отрасли находит своё отражение в подходе к обеспечению надёжности на этапе проектирования, заводской наземной отработки, проведения полигонных испытаний, испытаний в техническом комплексе на космодроме при сборке изделия, а также при предстартовых проверках изделия, функционировании па орбите (траектории), вплоть до утилизации.

В соответствии с жизненным циклом изделий ракетно-космической техники этап эксплуатации изделия начинается в эксплуатирующих организациях — воинских частях (ракетных войсках стратегического назначения, космических войсках), организациях Роскосмоса. Значительная удалённость полигонов от заводов-изготовителей, воздействия при погрузке, транспортировке, разгрузке изделий в условиях космодромов приводят к необходимости введения дополнительных издержек, в том числе входной контроль, проведение повторных лабораторных испытаний, возможный ремонт, замену оборудования. Эти затраты предлагается отнести к затратам на обеспечение качества. Следовательно, обеспечение качества (надёжности, как функции качества) осуществляется как разработчиком, так и эксплуатантом.

При учёте затрат на обеспечение заданного ка-чества(надёжности) следует иметь в виду, что внешние потери, связанные с эксплуатацией, с предъявлением санкций по поводу качества, в калькуляции не отражаются, т.к. не относятся к внутрипроизводственным затратам, но являются важнейшими эле-

ментами экономической оценки эффективности обеспечения качества.

Необходимо учитывать и тот факт, что формирование затрат охватывает как производителя, так и потребителя (эксплуатанта), но на практике это не доводится до логического завершения — приоценке качества производитель руководствуется только собственными интересами. Такой подход вряд ли оправдан, т.к. снижает конкурентоспособность продукции.

Наиболее благоприятный режим взаимодействия производителя и потребителя достигается при сочетании их экономических интересов — у производителя это увеличение объёма реализации продукции, минимум убытков, закрепление покупателя в качестве постоянного партнёра (что приводит к повышению доходности от клиента), в свою очередь, у потребителя — это право свободы в выборе поставщиков, возможности при необходимости предъявить санкции за выявленные несоответствия требуемому качеству, поддержание качественных характеристик за весь срок службы.

Принимая во внимание, что затраты на качество в общем обороте предприятий машиностроения и электротехнической промышленности могут находиться в пределе от 3 до 10%, а на предприятиях по производству ракетно-космической техники до 25%, следует стремиться к оптимизации данного вида издержек, поскольку это определённым образом отражается на экономических результатах деятельности предприятий.

Примечание

1 Снижение качества узлов изделия практически всегда при-водитк снижению надёжности его функционирования, чтов конечном итоге приводит к аварийным ситуациям, значительным материальным и финансовым потерям. Понятийно-категориальный аппарат этих свойств (мер и количеств) разрабатывался явно недостаточно, поэтому сами понятия "качество", "надежность" имеют достаточно неопределенный объем и содержание. Это позволяет ряду исследователей устанавливать произвольные связи между указанными понятиями.

Библиографический список

1. Солодкая М.С. Надежность, эффективность, качество систем управления. http://quality.eup.ru/MATERIALY10/qsm.htm.

2. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.,1994.

3. Эти невероятные японцы/ С. Н.Паркинсон, М. К.Растом-джи, С. А. Спре,— М.:ФОЗБ, 1992.

4. Рахман K.M., Скрипко JI.E. Методология классификации затратна качество.//Стандарты и качество. 1997. №3.

ПОТУДАНСКАЯ Вера Федоровна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и организации труда, декан факультета экономики и управления.

ТРУШЛЯКОВ Валерий Иванович, доктор технических наук, профессор кафедры авиа- и ракетостроения факультета транспорта нефти и газа.

Поступила в редакцию 18.08.06. © Потуданская В. Ф., Трушляков В. И.

Книжная полка

Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / Лаврушин О.И., ред. - 3-е изд. - М.: КноРус, 2006.

- 559 с.

Рассматриваются основные вопросы денежного обращения, принципы, методы и формы кредитования национальной экономики, механизмы работы банковской системы России. Большое внимание уделяется деньгам, кредиту, банкам в сфере международных экономических отношений, в частности участию России в международных финансовых организациях. В третье издание (1-е изд. - 1998 г., 2-е изд. - 1999 г.) включен большой объем дополнительного материала по всем основным темам, а также учтены произошедшие за последнее время изменения в законодательной и нормативной базе денежно-кредитного регулирования.

Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов и вузов, слушателей системы послевузовского образования, научных работников, а также работников финансовой и банковской систем.

Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Жуков Е.Ф., ред. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2005.

- 703 с.

Третье издание учебника значительно переработано и дополнено самыми новейшими данными о деятельности зарубежных и российских банковских структур. Дается анализ основных направлений развития отношений, связанных с функционированием денег, кредита, банков. Рассматриваются и сопоставляются различные модели денежно-кредитных и валютных отношений зарубежных стран и Российской Федерации. Значительное внимание уделяется инфляции (причинам и социально-экономическим последствиям, антиинфляционной политике государств), а также международным валютным и расчетным отношениям, вопросам конвертируемости валют, накопления ссудного капитала и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специалистов в области финансов и кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.