Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ'

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИКТ-ГРАМОТНОСТЬ / MI / FUNCTIONAL LITERACY / READING LITERACY / NATURAL SCIENCE LITERACY / ICT LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна

Описываются направления научно-исследовательской деятельности ФГБНУ «ФИПИ» по проблеме оценки функциональной грамотности. Определены возможности введения моделей заданий для оценки различных видов грамотности в предметные КИМ и приведены примеры внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Решетникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF FUNCTIONAL LITERACY IN THE MI OF THE SSA

The author describes the directions of the Federal Institute for Pedogogical Measurements research into functional literacy assessment, determines possibilities of introducing task models for assessing various types of literacy into MI used in different subjects and gives examples of implementation.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

I!11 I I I 11 I 11 111 I I 11 11111

1 2 3

I I I I I I I I I M I I I I I I I I I I I I I

4

Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации

Решетникова Оксана

Александровна

кандидат педагогических наук, директор ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», fipi@fipi.ru

Ключевые слова: контрольные измерительные материалы, функциональная грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, ИКТ-грамотность

Актуальность формирования функциональной грамотности обучающихся определяется стоящими перед нашей страной задачами научно-технического и социально-экономического развития страны, сформулированными в майских (2018 г. ) указах президента Российской Федерации. От успешности решения этих вопросов в значительной степени зависит возможность обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, выполнения соответствующего поручения президента Правительству Российской Федерации.

Понятие «функциональная грамотность» появилось в конце 60-х годов XX века в документах ЮНЕСКО, позднее вошло в обиход исследователей в противовес ранее используемому в международной образовательной практике понятию «грамотность». Примерно до середины 1970-х годов концепция и стратегия формирования функциональной грамотности связывалась с анализом профессиональной деятельности людей: компенсации недостающих знаний и умений в профессиональной сфере. В дальнейшем функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, экономическую грамотность и т.д.

Наиболее распространённое определение функциональной грамотности принадлежит А.А. Леонтьеву. Функционально грамотный человек — это «человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»1.

В современной методике различают понятия элементарной грамотности как способности личности читать, понимать и составлять простые тексты и осуществлять простые арифметические действия, и функциональной грамотности, под которой понимают «уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде»2.

1 Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Баласс, 2003. — С. 35.

2 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /

Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М.: Издательство «ИКАР», 2009.

Это определение созвучно тому, что заложено в основном вопросе международного сравнительного исследования PISA — исследования функциональной грамотности 15-летних школьников: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»3.

Различают читательскую, математическую, естественнонаучную грамотности, финансовую, ИКТ-грамотность, гражданскую и культурную грамотности4, часть из которых оценивается в исследовании PISA. Для каждого из видов грамотности в исследовании разработаны определения и подходы к оцениванию, отражающие особенности данного конкретного направления, но общим является то, что проверяется преимущественно способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач.

Модели измерительных материалов государственной итоговой аттестации (далее — ГИА), которые разрабатываются в ФИПИ, имеют предметную направленность и в соответствии с нормативными документами должны быть валидны по отношению к предметным результатам освоения основной образовательной программы. Поэтому невозможно полностью сориентировать КИМ, например по математике, на проверку только математической грамотности, а КИМ по биологии — на оценку естественнонаучной грамотности. КИМ ГИА ориентированы на образовательный стандарт, в котором заданы требования к предметным результатам. Компетентности вышеперечисленных грамотностей в том качестве, в котором они предъявлены в исследовании PISA, в образовательных стандартах

3 PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.

4 New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016 URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology (дата обращения: 26.06.2020).

Российской Федерации учитываются, но в привязке к предметным результатам. Однако, принимая компетентностный подход, который используется в PISA для разработки заданий по оценке читательской, математической и естественнонаучной грамотности, научные сотрудники ФИПИ разрабатывают модели заданий для оценки тех компетентностей, формирование которых возможно и целесообразно в рамках данного предмета, и внедряют такие задания в модели измерительных материалов. Примером здесь могут быть прежде всего экзаменационные модели ОГЭ, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС5, измерительные материалы для проведения ВПР-11, а также перспективные модели КИМ ЕГЭ-2021, работа над которыми активно проводится в настоящее время.

Большинство материалов этого номера журнала посвящено проблемам, возникающим при оценке функциональной грамотности в измерительных материалах ГИА, разрабатываемых ФИПИ. В них рассматриваются: роль учебного предмета в формировании данного вида грамотности; компетенции, формирование которых наиболее эффективно реализуется средствами предмета; методические подходы к формированию данного вида грамотности в рамках учебного предмета; особенности разработки заданий по оценке функциональной грамотности на материале учебного предмета: выбор конструкта, проверяемых способов действий, контекста заданий; описание моделей заданий и их примеры; возможные направления использования заданий по оценке данного вида функциональной грамотности в оценочных процедурах федерального уровня.

Приведём примеры. Как отмечалось ранее6, в КИМ ОГЭ практически по всем предметам есть группы заданий по работе с текстами, в том числе и включающими различные виды графической информации (таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки, карты), которые направлены

5 Решетникова О.А. Особенности перспективных моделей КИМ ОГЭ // Педагогические измерения. — 2019. — № 1. — С. 4-7.

6 Там же.

Решетникова О.А.

Подходы к оценке функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах...

на оценку читательских умений. Разработка таких заданий базируется на научно-методических исследованиях научных сотрудников ФИПИ в области формирования читательской грамотности средствами конкретных предметов. В рамках таких разработок определены подходы к отбору информационных источников (их объёму, содержанию, терминологическому наполнению и т.п.), указаны особенности оценки читательских умений на материале предметного содержания. Описаны различия групп заданий, которые направлены только на работу с информационным источником, и заданий, для выполнения которых необходимо не только использовать информацию из предложенного текста, но и применить имеющийся запас предметных знаний (см., например, статью И.А. Артасова и О.Н. Мельниковой). В первом случае можно говорить об оценке читательской грамотности, а во втором — о проверке не только читательских умений, но и предметной компетентности. При этом в экзаменационных моделях текущего года можно увидеть существенный сдвиг в сторону проверки сложных логических умений, умений интерпретации информации в противовес к простым заданиям по поиску и распознаванию информации в источнике.

Специалисты по иностранным языкам в своих исследованиях базируются на сравнительном анализе подходов к оценке умений чтения в PISA, CEFR 20187, методике обучения иностранным языкам и совершенствуют экзаменационные задания, расширяя перечень проверяемых умений и типы используемых текстов (см. статьи М.А. Лытаевой, И.В. Трешиной и Е.Б. Рыжко).

Особую роль в формировании и оценке читательской грамотности играют русский язык и литература. Так, для выполнения заданий по русскому языку необходимо владеть различными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение) и аналитической текстовой деятельностью, неотъемлемой составляющей которой является понимание фактуальной, концеп-

туальной и подтекстовой информации текста (см. статью И.П. Васильевых). Экзаменационная работа по литературе нацелена на проверку всего комплекса умений, составляющих читательскую грамотность, которая рассматривается сквозь призму литературного развития, через демонстрацию умений выделять в тексте нравственно-идеологические проблемы и активности оценки прочитанного (см. статью С.А. Зинина, Л.В. Новиковой).

Контрольно--измерительные материалы ОГЭ текущего года по информатике предлагаются в компьютерной форме, в экзамен включены задания на информационный поиск, создание презентации на заданную тему с использованием текстовых источников и иллюстраций, на создание и оформление документа средствами текстового редактора, на работу с электронными таблицами. Если рассматривать ИКТ-грамотность в аспекте международного исследования как

«соединение технической компетентности в области ИКТ (т.е. навыков владения техническими возможностями компьютера и/или определённым программным продуктом) и интеллектуальных способностей для достижения целей коммуникации»8, то эти группы заданий эффективно проверяют компьютерную грамотность.

В этом году Рособрнадзором был инициирован проект9 по разработке банка заданий по оценке естественнонаучной грамотности обучающихся, который выполняется научными сотрудниками ФГБНУ «ФИПИ».

Формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности может стать основой для перестройки учебного процесса, разработки частных методик формирования естественнонаучной грамотности в рамках изучения курсов биологии, физики и химии; позволит акцентировать внимание учителей

7 Common European Framework of Reference for Languages.

8 Международное исследование компьютерной и информационной грамотности (ICILS) https://www.ntf.ru/ тоП^^Ли^ (дата обращения: 25.06.2020).

9 Проект Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Ф-15-кс-2020 «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».

на необходимости интеграции предметов естественнонаучного цикла и предложит инструмент для диагностики динамики достижения естественнонаучной грамотности в процессе обучения. Всё это, в свою очередь, является базой для повышения в дальнейшем результатов российских учащихся в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA.

В рамках проекта разрабатывается типология моделей заданий для оценки есте ственнонаучной грамотно сти для обучающихся 7—9-х классов с учётом компетентностей, выносимых на оценку в международной программе по оценке образовательных достижений уча-

щихся PISA; формируется банк заданий на основе созданной типологии; планируется апробация заданий из формируемого банка заданий и проведение вебинаров для учителей предметов естественнонаучного цикла по использованию формируемого банка заданий в учебном процессе.

Перечисленные выше направления научно-исследовательской деятельности ФГБНУ «ФИПИ» и примеры их реализации в контрольных измерительных материалах позволяют говорить об эффективных шагах на пути внедрения подходов к оценке функциональной грамотности в оценочный инструментарий федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.