Научная статья на тему 'Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств инвестиционного фонда Российской Федерации'

Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств инвестиционного фонда Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / INVESTMENT PROJECT / INVESTMENT FUND / THE EFFECTIVENESS OF THE INVESTMENT PROJECT / THE CALCULATION OF THE INDICATORS OF INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина В. В., Железный Валерий Борисович

В статье коротко изложены результаты обсуждения проблемы разработки новой редакции Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, применяемой в Министерстве регионального развития Российской Федерации для отбора проектов, претендующих на финансирование с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Обсуждение проходило 25 марта 2009 года в рамках постоянно действующего семинара «Анализ инвестиционных проектов» в Институте системного анализа Российской академии наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT PROJECTS WITH THE FUNDS INVESTMENT FUND OF RUSSIAN FEDERATION

This article briefly outlines the results of the discussion the problem of developing a new edition of Methods of calculating and applying criteria for the effectiveness of regional investment projects, followed by the Ministry of Regional Development of the Russian Federation for the selection of projects applying for funding with funds Investment Fund of the Russian Federation. Discussion was held March 25, 2009 within the framework of a permanent seminar «The analysis of investment projects» at the Institute of Systems Analysis, Russian Academy of Sciences.

Текст научной работы на тему «Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств инвестиционного фонда Российской Федерации»

Подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации

В.В. Вершинина

финансовый директор компании «АРТИСТИК ДИЗАЙН» (г. Москва)

В.Б. Железный

проректор по научной и инновационной деятельности некоммерческого образовательного учреждения «Международная академия оценки и консалтинга» (г. Москва)

Валерий Борисович Железный, prom9@yandex.ru

Проблема разработки порядка и правил финансирования или софинансирования процесса реализации инвестиционных проектов с привлечением средств федерального бюджета Российской Федерации возникает в экономике нашей страны не впервые. Одно из последних обсуждений этой проблемы, а именно обсуждение вопросов разработки новой редакции Методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, применяемой в Министерстве регионального развития Российской Федерации для отбора проектов, претендующих на финансирование с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, проходило 25 марта 2009 года в рамках постоянно действующего семинара «Анализ инвестиционных проектов» в Учреждении Российской академии наук «Институт системного анализа» под руководством Вениамина Наумовича Лившица1. В семинаре приняли участие представители Министерства регионального развития Российской Федерации, Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (СОПС), Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государс-

твенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАГС), представители научного сообщества, работающие в этой области.

Во вступительном слове руководитель семинара В.Н. Лившиц отметил следующее:

• первая редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов была разработана авторским коллективом под руководством В.В. Коссова, В.Н. Лившица, А.Г. Шахназарова по поручению Правительства Российской Федерации в 1994-1995 годах, однако отличия закономерностей эволюции российской экономики, являющейся развивающейся экономикой переходного периода, от аналогичных закономерностей экономик развитых стран и их особенности не были приняты во внимание;

• вторая редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, в которой учитывались реалии российской экономической жизни, была разработана

1 В.Н. Лившиц - заведующий лабораториями Института системного анализа и Центрального экономико-математического института Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, профессор, доктор экономических наук.

тем же авторским коллективом в 1999 году, официально утверждена и формально действует до сих пор. В создании второй редакции Методических рекомендаций принимали участие научные работники, сотрудники проектных организаций, должностные лица государственных служб и представители бизнеса;

• в апреле 2005 года по поручению вицепремьера Правительства Российской Федерации А.Л. Кудрина, данному им в 2004 году, тем же авторским коллективом была подготовлена третья редакция Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств государственных бюджетов, однако она до сих пор не утверждена в установленном порядке;

• после создания Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - Инвестфонд) Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) в мае 2006 года был разработан и утвержден совместно с Министерством финансов Российской Федерации (Минфин России) свой вариант методики - Методика расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. А в июле 2008 года Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), на которое были возложены функции по предоставлению государственной поддержки из средств Инвестфонда, выпустило свой нормативный документ - Методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов.

Авторским коллективом разработчиков первой, второй и третьей редакций Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов при участии наиболее квалифицированных членов научного сообщества в этой области были подготовлены замечания, в которых были изложены многочисленные недостатки двух вариантов методики, разработанных Минэкономразвития России и Минрегионом России. По мнению авторского коллектива, использование этих вариантов Методики может привести к неадекватным результатам оценки. Замечания были направлены в Правительство Российской Федерации.

Опасность подобного положения дел с методиками была подробно освещена в докладе В.Н. Лившица в Международной академии организационных наук в октябре 2008 года и в публикации «Оценка эффективности инвестиционных проектов - шаг вперед, два шага назад»2.

Официальной реакции от Правительства Российской Федерации на замечания, изложенные в письмах от апреля 2007 года и августа 2008 года, не последовало, однако в ноябре 2008 года совместным приказом Минэкономразвития России и Минфина России Методика от 2006 года была признана утратившей силу в связи с упорядочением нормативной базы.

В настоящее время Минрегион России работает над новой редакцией Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств Инвестфонда, и на семинаре обсуждалось участие научного сообщества в разработке этого документа с целью обеспечения адекватности и достоверности результатов, получаемых при практическом применении положений создаваемой Методики.

Постановка задачи была изложена заместителем председателя СОПСа Виктором Николаевичем Разбегиным и коротко сводилась к тому, что участие научного сообщества в разработке названного документа

2 Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов - шаг вперед, два шага назад. М. ЦЭМИ РАН, 2008.

должно минимизировать риски неадекватной оценки эффективности инвестиционных проектов с учетом современных российских реалий при использовании нового варианта Методики, разрабатываемого под эгидой Минрегиона России. В.Н. Разбегин отметил, что применение Методических рекомендаций, разработанных авторским коллективом в апреле 2005 года (третья редакция), безусловно, позволяет получать адекватные и достоверные результаты оценки эффективности инвестиционных проектов в российских условиях, однако они «энциклопедичны», то есть имеют слишком универсальный (на все случаи жизни) характер и вследствие этого слишком громоздки и сложны для практического применения, в том числе государственными структурами, с целью оценки эффективности инвестиционных проектов, финансируемых с привлечением средств Инвестфонда.

Было высказано мнение, что особенности проектов, претендующих на поддержку государства (крупномасштабность, множественность предполагаемых косвенных эффектов, определенность состава участников и их долей на момент оценки и другие), требуют создания отдельной, частной, методики для такого класса проектов.

Многие участники семинара говорили о том, что задача разработки Методических рекомендаций, создаваемых под эгидой Минрегиона России, поставлена неконкретно, допускается неоднозначное толкование используемых терминов и определений, отсутствуют механизмы, обеспечивающие учет результатов научно-практических разработок специалистов.

Так, Ирина Александровна Никонова3 обратила особое внимание присутствующих на то, что для внесения предложений о совершенствовании новой Методики прежде всего требуется создание единой

научной и методологической платформы всеми участниками, представителями разных экономических школ, включая согласование единых терминов и определений основных методологических принципов оценки эффективности инвестиционных проектов на различных стадиях их жизненных циклов. Базой для такого объединения определенно могли бы служить уже разработанные Методические рекомендации, основанные на общепринятых в мире методиках оценки и позволяющие корректно учитывать все существенные особенности российских условий, в том числе неоднородную, многовалютную и высокую инфляцию, различного рода проектные риски, методически верно определять ставки дисконта для участников проекта, разделять и должным образом оценивать бюджетную и экономическую эффективность, косвенные и социальные эффекты проектов и многое другое.

Александр Гаджиевич Шахназаров4

предостерег собравшихся о том, что при отсутствии прямого государственного заказа (даже без прямого финансирования разработок) предложения представителей научного сообщества о внесении изменений в Методику Минрегиона России может постигнуть судьба третьей редакции Методических рекомендаций, разработанных в апреле 2005 года, - они до сих пор не получили статус нормативного документа, предназначенного для использования государственными структурами при принятии решений о финансировании инвестиционных проектов с привлечением бюджетных средств в рамках государственно-частного партнерства, хотя содержат основные положения (правда, некоторые положения нуждаются в незначительной доработке), позволяющие решить стоящую перед Мин-регионом России задачу.

3 И.А. Никонова - академик Российской академии естественных наук, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Московского авиационного института, заместитель директора Департамента стратегического анализа и разработок Внешэкономбанка, соавтор Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), разработанных в 1999 году, доктор экономических наук.

4 А.Г. Шахназаров - начальник отдела Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил», соруководитель авторского коллектива Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанных в 1999 году, кандидат экономических наук.

Сергей Абрамович Смоляк5 обратил внимание присутствующих на тот факт, что несогласованное использование терминов и определений грозит появлением прямых методологических ошибок, влекущих за собой непоправимое искажение результатов оценки эффективности инвестиционных проектов. Так, понимание под термином «терминальная стоимость» совокупного эффекта инвестиционного проекта в пост-прогнозный период без рассмотрения процедуры завершения проекта после окончания его жизненного цикла (утилизации или ликвидации проекта по его завершении) может привести к существенному искажению результатов оценки его эффективности вследствие недоучета затрат, необходимых для устранения негативных социально-экономических и экологических последствий осуществления проекта.

Несколько удивило собравшихся высказанное представителем Минрегиона России, начальником отдела инвестиционного анализа программ и проектов Б.Г. Ротен-штейном мнение, что основные трудности формирования эффективного механизма софинансирования государством инвестиционных проектов за счет средств Инвестфонда лежат не в области некорректности разработанных министерствами методик, до сих пор используемых для оценки эффективности инвестиционных проектов, претендующих на привлечение средств Инвестфонда, а в неумении претендентов на эти средства считать денежные потоки.

Андрей Маркович Марголин6, не отрицая, что имеют место определенные сложности и затруднения, тем не менее призвал участников семинара внести свою лепту в разработку Методики Минрегиона России с целью минимизации рисков принятия решений на основе неадекватных механизмов оценки эффективности инвестиционных проектов, осуществляемых с привлечением средств Инвестфонда. По его мнению, ус-

транение научного сообщества от участия в разработке этого документа может привести к весьма негативным последствиям для экономического развития России.

Итоги состоявшегося обсуждения подвел руководитель семинара В.Н. Лившиц, резюмировав следующее:

1) задача упрощения методологии оценки эффективности инвестиционных проектов при всей своей важности с точки зрения облегчения ее широкого применения, в том числе представителями государственных структур, не может решаться за счет такого снижения достоверности получаемых результатов, которое приводит к их неадекватности (вплоть до получения результата, противоречащего российским реалиям);

2) участие научного сообщества в разработке Методики Минрегиона России чрезвычайно важно, поскольку в нашей стране любой инвестиционный проект всегда осуществляется с прямым или косвенным участием государства, а проекты - соискатели финансирования из Инвестфонда заведомо отличаются крупными масштабами мероприятий и инвестиций, и научное сообщество должно внести свою лепту в разработку этого документа;

3) чрезвычайно полезным и своевременным было бы утверждение третьей редакции Методических рекомендаций и использование ее непосредственно или как основополагающую базу для оценки эффективности проектов, софинансируемых государством;

4) поскольку авторский коллектив, разрабатывавший первую, вторую и третью редакции Методических рекомендаций, сократился в результате ухода из жизни ряда коллег, то желательно пополнить команду разработчиков новыми научными силами, обладающими соответствующей квалификацией и опытом в этой области.

Несомненно, более широкое вовлечение ученых и практиков в совместную работу

5 С.А. Смоляк - главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук, соавтор Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов, разработанных в 1999 году, доктор экономических наук.

6 А.М. Марголин - проректор по международным связям Российской академии государственной службы, профессор, доктор экономических наук.

над выработкой единого государственного подхода к оценке инвестиций и дальнейшее обсуждение этих актуальных вопросов, в том числе в рамках постоянного семинара в Институте системного анализа Российс-

* *

кой академии наук, послужило бы на благо делу проведения эффективной инвестиционной политики государства как одному из главных направлений и средств решения социально-экономических проблем России.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем Вашему вниманию издание Фонда «Институт экономики города» -

учебное пособие под редакцией Г.Ю. ВЕТРОВА «УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ»

Фонд «Институт экономики города», 2009. 258 с.

Цель учебного пособия - сформировать целостное представление о теоретических подходах к управлению муниципальным экономическим развитием и практической деятельности муниципальных образований, направленной на развитие их экономического потенциала. Экономическое развитие рассматривается как одна из наиболее сложных сфер в системе муниципального управления, где необходимы комплексная согласованная работа различных органов местного самоуправления, выстраивание конструктивных отношений между различными субъектами местного сообщества, согласование местных интересов с региональными и интересами страны в целом. В книге особое внимание уделено планированию, инвестиционной политике, механизмам общественного участия, а также другим актуальным вопросам экономического развития российских муниципальных образований в контексте реформы местного самоуправления.

Пособие иллюстрируется практическими примерами, в том числе материалами проектов, реализованных сотрудниками Фонда «Институт экономики города» в различных муниципальных образованиях Российской Федерации в 1999-2007 годах.

Учебное пособие «Управление муниципальным экономическим развитием» предназначено для студентов и аспирантов, изучающих муниципальное управление, работников органов местного самоуправления, а также для широкого круга читателей, интересующихся муниципальной проблематикой.

Заказать и приобрести издание можно в библиотеке Фонда «Институт экономики города» по адресу: 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 20/1, а также на сайте Института: www.urbaneconomics.ru в режиме онлайн или по электронной почте: books @ urbaneconomics.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.