Научная статья на тему 'Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов и методика ее определения в Беларуси'

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов и методика ее определения в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4690
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT PROJECT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECT / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY ESTIMATION / ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА / CASH FLOWS OF INVESTMENT PROJECT / BUDGET EFFICIENCY OF PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голикова А.С.

В данной статье рассмотрено понятие бюджетной эффективности инвестиционного проекта, а также методика ее определения в Российской Федерации и Украине. Поскольку в Беларуси практикуется предоставление средств бюджета для реализации инвестиционных проектов, автором предложена методика оценки эффективности вложения бюджетных средств в реализацию проекта, которая бы учитывала национальные особенности финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF BUDGET EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS AND THE USE OF THE TECHNIQUES IN BELARUS

In the article the concept of budgetary efficiency of the investment project is described and the techniques used in the Russian Federation and Ukraine. As budget resources are given for the implementation of investment projects, therefore the author proposes to use the methodology of budget efficiency, which will take into account the peculiarities of the national economy.

Текст научной работы на тему «Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов и методика ее определения в Беларуси»

ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 330.322.14

ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДИКА ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ

А.С. ГОЛИКОВА

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Введение. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь определено, что на протяжении 2011-2015 гг. одной из основных задач, стоящих перед страной, является формирование нового облика белорусской экономики за счет создания новых производств и предприятий, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию. Однако в этом же документе оговаривается, что государственная поддержка реального сектора экономики должна быть упорядочена, а преференции будут сведены к минимуму и напрямую зависеть от конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности. Однако уже на протяжении ряда лет денежные вложения из бюджетов страны увеличиваются, при этом эффект от реализации новых проектов не всегда очевиден. Анализ действующих нормативно-правовых актов показывает, что для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов в Беларуси используется только один показатель, и решение о финансировании выносится не исходя из него. Вследствие всего этого правомерно ставить вопрос о внедрении дополнительной системы показателей оценки эффективности инвестиционных проектов, характеризующих доходность вложения бюджетных средств. Таким образом, целью данного исследования является разработка предложений по совершенствованию методики оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

Результаты и их обсуждение. Понятие «бюджетная эффективность инвестиционного проекта» возникло на территории постсоветских стран сравнительно недавно. Считается, что в связи с необходимостью поиска новых подходов к оценке эффективности инвестиционных проектов, частично финансируемых за счет бюджетных средств, в условиях трансформируемой экономики данное понятие было введено в оборот в 1993 году в России и упоминалось в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования». В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов» (далее - Методические рекомендации), разработанных в РФ, вводится понятие бюджетной эффективности (так называемой эффективности участия государства в инвестиционном проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней), однако четкого определения данного термина нет, хотя и отмечается, что данный показатель «оценивается по проектам, требующим государственной поддержки и представляемым в федеральные или региональные органы государственного управления» [1, с. 54]. Для определения бюджетной эффективности инвестиционных проектов используются элементы методологии оценки инвестиционных проектов на основании дисконтирования денежных потоков. Так, в соответствии с требованиями Методических рекомендаций, для расчета бюджетной эффективности необходимо определение притоков и оттоков денежных средств. В частности, к притокам относят:

- притоки от установленных действующим законодательством налогов, акцизов, пошлин и сборов и отчислений во внебюджетные фонды;

- доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом, если предусмотрены такие формы взаимоотношений с государством;

- рыночная стоимость имущества, переданного государству коммерческими структурами в ходе реализации проекта;

- платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта (включая проценты);

- платежи в погашение налоговых кредитов (включая проценты);

- комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов;

34

- дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпушенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.

К оттокам бюджетных средств относятся:

- предоставление бюджетных ресурсов на условия закрепления в собственности соответствующего органа управления части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;

- предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;

- предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);

- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики, обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов;

- рыночная стоимость имущества, передаваемого в соответствии с проектом государством в собственность коммерческим структурам-участникам проекта [1, с. 54-55].

Необходимо отметить, что в соответствии с Методическими рекомендациями при оценке бюджетной эффективности никак не отражается предоставление налоговых льгот, хотя данный вид поддержки реализации инвестиционных проектов также оказывает влияние на сокращение доходов бюджета.

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый денежный доход бюджета (ЧДДб), определяемый на основании денежных потоков (дисконтированная разность притоков и оттоков бюджетных средств), также допускается расчет внутренней нормы доходности (ВНД), а также индекса доходности бюджета (ИД) (чистый денежный доход бюджета к величине оттока бюджетных средств за весь анализируемый период) [1, с. 56].

В Российской Федерации различными субъектами федерации принят ряд нормативноправовых актов, в которых отражается порядок оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к организации) на территории определенной административной единицы. Проведенный анализ позволил нам разбить представление о бюджетной эффективности на следующие группы:

1. Бюджетная эффективность рассматривается как влияние результатов инвестиционного проекта на доходы и расходы местного бюджета, выражаемое в увеличении бюджетных доходов и (или) снижении бюджетных расходов за определенный период времени [2].

2. Бюджетная эффективность является показателем, выражаемым в расчете отношения доходов местного бюджета (или дополнительных доходов бюджета) к расходам местного бюджета, выделенных для реализации анализируемого инвестиционного проекта [3].

3. Под бюджетной эффективностью понимается экономия средств местного бюджета в результате: дополнительных налоговых поступлений в бюджет, дополнительно получаемых неналоговых доходов, сокращения количества объектов незавершенного строительства [4].

4. Бюджетная эффективность рассматривается как изменение за определенный период времени размера в абсолютном выражении сальдо бюджетных доходов и бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта [5]. Данное понятие весьма распространено, однако необходимо отметить, что с понятием бюджетная эффективность смешивается понятие бюджетного эффекта.

5. Другие определения бюджетной эффективности.

Необходимо также отметить, что в нормативно-правовых документах также определены показатели, расчет которых необходим для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов:

1) Бюджетный эффект - основной показатель бюджетной эффективности, используемый для обоснования решения о финансировании проекта, который зачастую определяется как разница между притоками и оттоками бюджетных средств с учетом дисконтирования и рассчитывается по формуле (1):

бэ- Рбщ) * К (1)

где БЭ - бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта;

Hnt - налоговые поступления в бюджет за t год;

Рбипг - средства бюджета, предполагаемые на государственную поддержку инвестиционного проекта в t году;

К - коэффициент дисконтирования инвестиционного проекта [6].

35

Бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта должен быть больше нуля для того, чтобы признать проект эффективным.

2) Индекс бюджетной эффективности (он же - бюджетная эффективность, бюджетная рентабельность, коэффициент бюджетной эффективности, относительный бюджетный эффект), который определяется как отношение суммы налоговых и иных обязательных платежей в бюджет в связи с реализацией инвестиционного проекта к сумме средств предоставляемой государственной поддержки. Расчет показателя представлен в формуле (2):

=£нп,*к^ (2)

“ 2 Рбич х К

где 1бэ - индекс бюджетной эффективности.

Проект считается эффективным, если он превышает единицу (по нормативно-правовым актам других субъектов федерации - 1,5) [4].

3) Индекс доходности инвестиций бюджета (он же - бюджетная эффективность), рассчитываемый по следующей формуле (3):

_ БЭ (3)

дби 2Рбиц х К

где 1дби - индекс доходности инвестиций бюджета [5].

4) Индекс доходности гарантий (в случае предоставления государственных гарантий), рассчитываемый как отношение чистого дисконтированного дохода бюджета к величине гарантий.

Если обратиться к украинскому законодательству, то в Указе «Об утверждении методики проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов и формы заключения по ее результатам» [7] также отмечается необходимость определения эффективности использования бюджетных средств. В соответствии с данным законодательным актом, основным показателем оценки эффективности инвестиционных проектов, предусматривающих государственную поддержку, является бюджетный эффект, который определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами вследствие реализации проекта. В данной методике также прописано, что данный показатель рассчитывается на основании определения потока бюджетных средств. Исходя из их содержания, можно сделать вывод о том, что они практически схожи с бюджетными потоками, определяемыми в соответствии с Методическими рекомендациями, принятыми в Российской Федерации [7].

Ежегодно из средств республиканского бюджета планируется выделение денежных средств на различные формы финансирования приоритетных инвестиционных проектов в виде государственной инвестиционной программы, возмещения юридическим лицам процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на инвестиционные проекты на условиях конкурсного размещения, возмещения юридическим лицам 50% от суммы процентных платежей по внешним государственным займам и внешним займам, полученным под гарантии Правительства РБ, капитальных вложений. На рисунке 1 представлен график, отображающий удельный вес расходов на прямое финансирование инвестиционных проектов в общей сумме расходов в Беларуси.

Так, наибольший удельный вес на финансирование инвестиционных проектов из республиканского бюджета был в 2010 году и составил 9,7%, после чего происходит постепенное уменьшение доли данного вида расходов. Это можно объяснить, прежде всего, наступившим в 2011 году валютным кризисом, что привело к росту расходов на другие виды деятельности (на обслуживание государственного долга, социальные трансферты и т.д.).

36

12,0%

10,0%

8,0%

6,0%

4,0%

2,0%

0,0%

9,7%

8,з% т* ^9,0%

6,2% W 8,7% • 7*Ж

Г\ ч • 1 4,7% Ш

• 2,2%ь • ’ 4^ ^ *2,5%

• ЧР ^0,1% —^ 1 2,6% —і 1 1 1 1 Г 1 1 1

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

годы

Рисунок 1 - Динамика изменения доли расходов на финансирование инвестиционных проектов в общей сумме расходов республиканского бюджета за 2004-2014 гг., %

Примечание - собственная разработка на основании Закона о республиканском бюджете за 2004-2014 гг.

Нами также было проанализировано исполнение республиканского бюджета в части финансирования инвестиционных проектов, а также произведено сравнение плана запланированных расходов с их исполнением (полученные результаты представлены на рисунке 2). Фактически удельный вес расходов на финансирование инвестиционных проектов в общей сумме расходов республиканского бюджета несколько более высокие, чем в соответствии с планом. Исключением являются 2009 и 2011 гг., где отклонение от планового удельного веса составило 0,8 и 0,6 процентных пункта соответственно.

Кроме прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, в Беларуси также предусмотрено и косвенное: за счет предоставления различных льгот предприятиям, реализующим инвестиционный проект, которые приводят к снижению поступающих в бюджеты всех уровней денежных средств: в частности, резидентам свободных экономических зон, физическим и юридическим лицам, находящимся на территории средних и малых городских поселений, сельской местности и другим субъектам хозяйствования предусмотрены налоговые льготы [8].

Рисунок 2 - Динамика изменения доли расходов на финансирование инвестиционных проектов в общей сумме расходов республиканского бюджета по плану и исполнению за 2005-2012 гг., %

Примечание - собственная разработка на основании Закона о республиканском бюджете и отчета о его исполнении за 2005-2012 гг.

Помимо государственного целевого бюджетного инновационного фонда, в Беларуси с 2013 года возможно создание распорядителями бюджетных средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов, средства которых направляются на финансирование инвестиционных

37

проектов. Следует отметить, что критериями эффективности инвестиционных проектов, обеспечивающими получение денежных средств из инвестиционных фондов, являются:

- срок окупаемости инвестиций по проекту;

- срок валютоокупаемости инвестиционного проекта;

- размер добавленной стоимости на одного среднесписочного работника;

- удельный вес экспортных поставок в общем объеме реализации в стоимостном выражении [9]. Можно заметить, что из всех вышеперечисленных показателей единственным критерием эффективности является срок окупаемости инвестиций.

В Беларуси не введено понятие бюджетной эффективности, а для определения эффективности использования бюджетных средств в Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов необходим расчет государственной поддержки проекта, определяемой на основании потока бюджета денежных средств [10].

К притокам поступлений в бюджет относят:

- прирост налогов, сборов, платежей, уплачиваемых в бюджет при реализации проекта (рассчитываемый как разность налогов, сборов, платежей, уплачиваемых в бюджет с учетом и без учета реализации проекта);

- возврат бюджетных средств;

- плата за пользование бюджетными средствами [10].

К оттокам средств из бюджета (выпадающие доходы бюджета):

- льготы по налоговым и таможенным платежам;

- бюджетные ссуды и займы из средств республиканского бюджета;

- субсидии (финансовая помощь) из средств республиканского бюджета;

- возмещение части процентов по кредитам, займам из республиканского бюджета;

- средства инновационного фонда;

- прочие источники финансирования из средств республиканского бюджета;

- средства местных бюджетов;

- прочие виды государственного участия [10].

На основании дисконтированных бюджетных потоков осуществляется расчет срока окупаемости государственной поддержки проекта, методика расчета которого не представлена в Правилах по разработке бизнес-плана инвестиционного проекта.

По нашему мнению, анализ бюджетной эффективности инвестиционного проекта должен быть расширен, поскольку, во-первых, со стороны государства предоставляются дополнительные субсидии предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в виде бюджетных ссуд и займов из средств республиканского бюджета, возмещения части процентов из средств республиканского бюджета за пользование кредитами, предоставления денежных средств из инновационного фонда, льгот по налоговым и таможенным платежам, с другой - такого вида стимулы должны применяться не ко всем инвестиционным проектам, а только к тем, которые принесут дополнительный доход в государственный бюджет страны. Для оценки государственной поддержки инвестиционного проекта нами предлагается внести изменения в таблицу «Расчет окупаемости государственной поддержки». Мы предлагаем исключить из оттока средств из бюджета льготы по налоговым и таможенным платежам, а также кредиты банка под гарантии правительства, поскольку данные показатели не являются в полной мере денежных потоком. Льготы по налоговым и таможенным платежам отражают только упущенный дополнительный доход бюджетов Беларуси за счет предоставления данного вида льгот, а кредиты банка под гарантии правительства не всегда могут быть расходами бюджета, поскольку предприятие, реализующее инвестиционный проект, может в полной мере рассчитаться по своим обязательствам, не перенося свой долг на плечи правительства. Поэтому данные два показателя мы предлагаем учитывать отдельно, и определять сальдо денежного потока с учетом налоговых льгот и гарантий правительства.

Мы предлагаем для оценки бюджетной эффективности инвестиционного проекта кроме срока окупаемости государственной поддержки ввести дополнительные показатели. Расчет данных показателей будет осуществляться по следующим формулам. Абсолютный бюджетный эффект будет рассчитываться в виде двух показателей: с учетом и без учета кредитов банкам под гарантии правительства. Данный расчет обоснован, поскольку бюджетный эффект может быть занижен за счет включения кредитов банков в определение данного показателя, в то время как государственный бюджет может и не понести расходов по своим гарантийный обязательствам. Абсолютный бюджетный эффект, отображающий общую сумму денежных средств, которую получит бюджет страны в результате реализации проекта, рассчитывается по следующей формуле (4):

38

БЭа =5Хі(Дб -Рб ) ^ К

(4)

где БЭа - абсолютный бюджетный эффект;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дб - дополнительные поступления в бюджет при реализации инвестиционного проекта за период t=1,2,3,...,T;

Рб - средства бюджета, направленные на государственную поддержку инвестиционного проекта за период t=1,2,3,...,T;

К - коэффициент дисконтирования.

Соответственно, абсолютный бюджетный эффект за исключением кредитов банков под гарантии правительства будет рассчитываться следующим образом по формуле (5):

БЭа2 =£,( Дб - Рб - КБгар) X К

(5)

где КБгар - кредиты банков, гарантированные правительством.

Совершенно очевидно, что данный показатель должен быть больше нуля для того, чтобы проект был эффективным при финансировании инвестиционного проекта бюджетными средствами. Если БЭа > 0, то инвестиционный проект принесет бюджетный эффект, и деньги, вложенные из средств бюджета впоследствии окупятся за счет налоговых поступлений; если БЭа = 0, то реализация инвестиционного проекта окупит расходы бюджета, однако не принесет дополнительного эффекта; если БЭа < 0, то вложенные в инвестиционный проект бюджетные средства не только не принесут дополнительных поступлений в бюджет, но и не возместят расходов.

Относительный бюджетный эффект отражает соотношение бюджетных вложений в инвестиционный проект и дополнительных поступлений в бюджет и рассчитывается по формуле (6):

БЭ,

Ел

Е, Дб

(6)

где БЭо - относительный бюджетный эффект.

Мы подразделяем относительный бюджетный эффект дополнительно на косвенный и прямой, распределяя расходы, которые несет бюджет, на косвенные и прямые. Так, к прямым расходам мы относим бюджетные денежные средства, предоставляемые на реализацию инвестиционного проекта в виде бюджетных ссуд, займов, субсидий, средств из фондов, к косвенным - денежные средства, недополученные бюджетом того или иного уровня в результате предоставления налоговых и таможенных льгот предприятиям, реализующим инвестиционный проект.

Таким образом, разделяя бюджетный эффект на косвенный и прямой, мы сможем оценить вклад каждого из них. Расчет данных показателей будет производиться по следующим формулам: (7) и (8):

V, ПРб БЭ = Р

б

Е Дб

где БЭоп - относительный прямой бюджетный эффект; ПРб - прямые расходы бюджета.

(7)

БЭ,

Ее

Е Дб

где БЭок - относительный косвенный бюджетный эффект; КРб - косвенные расходы бюджета.

(8)

39

Бюджетная рентабельность - отражает то, сколько денежных единиц приносит реализация проекта на единицу затраченных бюджетных средств. В связи с тем, что данный показатель основывается на показателе абсолютного бюджетного эффекта, расчет данного показателя будет рассчитываться с учетом и без учета кредитов банков, выданных под гарантии правительства (формулы (9) и (10):

р _ БЭа1

RB1

2 р * к

(9)

где RB1 - бюджетная рентабельность проекта.

Бюджетная рентабельность за исключением кредитов под гарантии правительства рассчитывается следующим образом (формула (10)):

р _ ВЭа2

RB 2 —

Е^Рб - КВгар) * К

(10)

где RB2 - бюджетная рентабельность проекта за исключением кредитов банков под гарантии правительства.

Выводы. Таким образом, в Методических рекомендациях, принятых в Российской Федерации, не дано четкое определение понятию «бюджетная эффективность», а расчет ее сводится к составлению и расчету параметров, основанных на методе дисконтирования денежных потоков инвестиционного проекта, скорректированного с учетом специфики потоков бюджетных средств. Большинство субъектов Российской Федерации приняли нормативно-правовые акты, регулирующие порядок оценки бюджетной эффективности инвестиционного проекта. Данные нормативноправовые акты основываются на Методических рекомендациях, а наиболее распространенными показателями являются бюджетный эффект, индекс бюджетной эффективности и индекс доходности инвестиций бюджета.

В Республике Беларусь создана достаточно объемная система поддержки предприятий, реализующих инвестиционный проект и нуждающихся в дополнительном его финансировании. Данная система включает в себя не только прямые средства (такие, как субсидии, возмещение части процентов по кредитам, займам, средства из инновационного фонда), но и косвенные (предоставление налоговых льгот). В Беларуси не введено понятие бюджетной эффективности, а для определения эффективности использования бюджетных средств в Правилах по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов необходим расчет государственной поддержки проекта, определяемой на основании потока бюджета денежных средств. В соответствии с нашими предложениями, бюджетная эффективность - это система показателей, отражающих влияние реализации инвестиционного проекта на бюджеты различных уровней в результате предоставления государственной поддержки в различных, оговоренных законодательством, формах. Нами предлагается некоторое видоизменение расчетной таблицы по оценке бюджетной эффективности инвестиционных проектов, а также расчет показателей бюджетной эффективности проектов, которые характеризуют доходность вложения средств бюджета: абсолютный бюджетный эффект, относительный бюджетный эффект (косвенный и прямой), бюджетная рентабельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, 2-я редакция / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: В.В. Коссов, В.Н. Лившиц, А.Г. Шахназаров [и др.]. - М: Экономика, 2000. - 235 с.

2. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике: Закон Чувашской Республики, 25.05.2004 г., №8: в ред. от 05.12.2011 г. // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/17603623/. - Дата доступа: 22.09.2014.

3. Об утверждении положения по оценке эффективности инвестиционных проектов: Постановление Губернатора Томской области, 30.06.2007 г., №87: в ред. от 30.06.2008 // КонсультантПлюс [Электронный ре-

40

сурс]. - 1997-2014. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw0912012-07-27.html. -Дата доступа: 25.09.2014.

4. Об утверждении порядка формирования и реализации краевой адресной инвестиционной программы, оценки социальной и бюджетной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации с участием средств бюджета Алтайского края: Постановление Администрации Алтайского края, 05.08.2009 г., №348 // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/7327955/. - Дата доступа: 20.09.2014.

5. Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов, реализуемых (планируемых к реализации) на территории Нижегородской области: Постановление Правительства Нижегородской области, 27.06.2007 г., №205 // Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://base.garant.ru/8526562/. - Дата доступа: 22.09.2014.

6. Об утверждении порядка оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проек-

тов: Постановление Правительства Белгородской области, 10.06.2005 г., №127-пп // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - 1997-2014. - Режим доступа:

http://base.consultant.ru/regbase/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=RLAW404;n=7607. - Дата доступа: 20.09.2014.

7. Об утверждении Методики проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов и формы заключения по ее результатам: Приказ Министерства экономического развития и торговли Украины, 13.03.2013 г., № 243 // Официальный сайт Верховной Рады Украины [Электронный ресурс]. - 1994-2014. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0437-13. - Дата доступа: 30.09.2014.

8. О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских по-

селений, сельской местности: Декрет Президента РБ, 07.05.2012 г., № 6 // Национальный правовой интернет-портал РБ [Электронный ресурс]. - 2006-2013. - Режим доступа:

http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/13491. - Дата доступа: 21.09.2014).

9. Об утверждении Положения о порядке и целях использования средств внебюджетных централизованных инвестиционных фондов: одобрено Постановлением Совета министров РБ, 05.01.2013 г., № 9 // Национальный правовой интернет-портал РБ [Электронный ресурс]. - 2006-2013. - Режим доступа: http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=1/13491. - Дата доступа: 21.09.2014.

10. Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов: одобрено Поста-

новлением Министерства экономики РБ, 31.08.2005 г., № 158: в ред. от 29.02.2012 № 15 // Национальный правовой интернет-портал РБ [Электронный ресурс]. - 2006-2013. - Режим доступа:

http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=W20513184. - Дата доступа: 21.09.2014.

EVALUATION OF BUDGET EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS AND THE USE OF THE TECHNIQUES IN BELARUS

А. GOLIKAVA

Summary

In the article the concept of budgetary efficiency of the investment project is described and the techniques used in the Russian Federation and Ukraine. As budget resources are given for the implementation of investment projects, therefore the author proposes to use the methodology of budget efficiency, which will take into account the peculiarities of the national economy.

Keywords: investment project, efficiency of investment project, budget efficiency of project, efficiency estimation, cash flows of investment project.

© Голикова А.С.

Поступила в редакцию 16 сентября 2014г.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.