Научная статья на тему 'Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета)'

Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
казачество / история и культур / учебная реформа / эффект обучения / Cossacks / history and cultures / educational reform / learning effect

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжан Сяолин

Шанхайский политико-юридический (SHUPL) университет, изучая реформу системы обучения с 2017 года, добавил летний семестр с 4 учебными неделями. Курсы летнего семестра составляются каждым институтом в соответствии с планом подготовки профессиональных талантов весеннего семестра каждого года, охватывая курсы профессиональной практики, академических способностей, общеобразовательные курсы и социально-практические, в рамках подготовки кадров для производственной, учебной и исследовательской деятельности и другие. Курсы летнего семестра и методы их планирования являются гибкими и разнообразными, поощряя совместное обучение в кампусе + за его пределами, онлайн + офлайн, внутри страны + за рубежом. Чтобы предлагать курсы казачьей истории и культуры в китайских университетах, необходимы определенные предварительные условия. В данной статье в качестве примера рассматривается курс «Приближаясь к России. История и культура» летнего семестра SHUPL, где представлена практика преподавания в Китае казачьей истории и культуры, а также проведена педагогическая рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to organizing the educational and cognitive process in the lessons “History and culture of the Cossacks of Russia” (using the example of Shanghai University of Politics and Law)

Shanghai University of Politics and Law (SHUPL) has been studying education system reform since 2017 and has added a summer semester with 4 academic weeks. Summer semester courses are compiled by each institute in accordance with the plan for training professional talents of the spring semester of each year, covering courses of professional practice, academic abilities, general education courses and socio-practical ones, as part of training for industrial, educational and research activities and others. Summer term courses and course planning methods are flexible and varied, encouraging collaborative learning on campus + off campus, online + offline, domestic + abroad. To offer courses on Cossack history and culture at Chinese universities, certain prerequisites are required. This article takes as an example the course “Approaching Russia. History and Culture” of the SHUPL summer semester, which presents the practice of teaching Cossack history and culture in China, as well as pedagogical reflection.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета)»

Чжан Сяопин

Доцент кафедры русского языка Института языков и культуры, Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай.

Подходы к организации учебно-познавательного процесса на уроках «История и культура казачества России» (на примере Шанхайского политико-юридического университета)

Эта статья выполнена при поддержке «Китайского государственного фонда социальных наук», № проекта: 19FMZB015.

«Система трех семестров» является академической системой обучения, обычно принятой международными колледжами и университетами. Традиционно китайские высшие учебные заведения используют двухсеместровую систему, то есть весенний и осенний семестры, каждый из которых составляет порядка 18-20 учебных недель, в зависимости от университета. Однако с непрерывным развитием глобализации уровень интернационализации китайского высшего образования постоянно повышался. С 1980-х годов квалифицированные китайские вузы постепенно начали изучать реформу трехсеместровой (или четырехсеместровой) академической системы, предполагая перенос части учебной деятельности на третий, летний, семестр (обычно 4 недели). С момента вспышки эпидемии все больше вузов Китая переходят на трехсеместровую систему «два длинных и один короткий».

За последние 2 года офлайн-обмены между китайскими и зарубежными университетами были заблокированы. Чтобы поддержать и повысить интернационализацию образования, не страдая от эпидемии, продолжать содействие по созданию международных учебных программ и международного сотрудничества в научных исследованиях, в 2022 году 8ИиРЬ нанял более 40 иностранных специалистов для проведения совместных научных исследований и педагогического сотрудничества. Опираясь на преимущества международной квалификации, учебное заведение создало бренд золотых курсов для интернациональных классов в летнем семестре, в том числе курс «Приближаясь к России. История и культура».

Академическая ситуация и учебные ресурсы, с которыми сталкивается вуз во время летнего семестра, каждый год отличны, со-

■ ответственно учебная программа также подвергается изменениям.

Учебная кафедра и лекторы курса имеют большую автономию при составлении содержания и формы его проведения. Так, например, в 2022 году кроме местных преподавателей университета, для ведения курса «Приближаясь к России. История и культура» были приглашены эксперты из многих других вузов Китая и России, в том числе из СПбГУ, РАН, УрФУ, Академии общественных наук КНР, Аньхойско-го педагогического и Фуданьского университетов. Всего было нанято 4 российских профессора и 2 китайских ученых смежных областей для успешного проведения курса совместно с преподавательским составом SHUPL. Среди спикеров, участвовавших в семинарах, были студенты, обучающиеся русскому языку, приглашенные в качестве докладчиков, чьи дипломные работы имели прямое содержание темы курса. Таким образом, участие студентов позволило сделать атмосферу семинарской недели более расслабленной.

Курс в основном проводился онлайн (см. таблица 1), на платформе Xuexitong, благодаря чему общение и связь преподавателей и студентов проходили гладко и своевременно в течение всего периода обучения. В дополнение к интенсивным лекциям, вопросам и ответам во время занятий преподаватели также ставили задачи через различные платформы онлайн-обучения (APP), включая предварительный просмотр материала и изучение ключевых аспектов. Вопросы для послеклассного обсуждения направлены на развитие у учащихся академических способностей, способностей поиска данных, анализа, индукции и обобщения, а также глубокого мышления, в том числе диалектического. Для успешного проведения курса использовались различные методы обучения, такие как тематическая дискуссия, семинар, лекция и исследование. Оценивание курса представляло собой нетрадиционную форму экзамена, где на основе обсуждений в классе и представленных курсовых работ, учащимся предлагалось участвовать в инновационной деятельности, активно способствуя преобразованию достижений курса, а также принять участие в конкурсах «Инновации и предпринимательство среди студентов» и «Интернет +».

Чтобы расширить кругозор учащихся в области истории и культуры России, в полной мере сыграть роль продвижения обучения посредством научных исследований и улучшить его эффективность, настоящий курс выбрал тему истории и культуры русского казачества. В соответствии с накопленными научными исследованиями и опытом команды преподавателей были адаптированы 4 специальные

jftâL_

Таблица 1. Главное содержание лекции.

Категория недели № лекции Темы лекции Время, мин.

Вводная неделя 1 Тысячелетие российской истории 90

2 Введение к курс «История и культура казачества России» 90

3 Основные понятия изучения казачества 90

4 Эволюция государственной политики по развитию казачества в СССР 90

5 Современный законодательный процесс РФ в отношении казачества 90

Неделя лекции 6 К вопросу истории Донского казачества 90

7 Очерки истории и культуры Кубанского казачества 90

8 В поисках казаков: полевые работы в Ростове-на Дону 90

9 Учреждение праздника «Дня православного казачества» в России 90

10 Неразрывная образовательная система казачества в современной России 90

Неделя семинаров 11 Сибирское казачество и День Сибири 90

12 Крестовоздвиженский казачий собор (Санкт-Петербург) и его роль в во-церковлении казачества 90

13 Возникновение и развитие Кубанского казачьего хора 90

14 Образ казаков: результаты выборочного социологического опроса китайцев 90

15 Имидж казачества в произведениях литературы и искусства 90

Консультации / Студенты пишут курсовые работы Преподаватели проводят консультации /

недели: вводная, лекционная, семинарская и неделя консультации. Преподаватели курса, давно занимающиеся исследованием казачества России, в основном были ответственны за разработку содержания курса, проведение лекционной и семинарской недель, а также общую организацию учебной деятельности, отвечали за приглашение и координацию российских и китайских экспертов, налаживание их связи со студентами посредством онлайн-платформы и APP и сосредоточивали внимание обучающихся на обсуждении имеющихся вопросов после занятий.

Поскольку курс «Русская история» является факультативным, для обеспечения его плавного освоения первой лекцией первой, вводной, недели стала лекция по общей истории России. В основном это обзор истории государства, дающий слушателям курса базовые представления для дальнейшего понимания термина казачьей группы, истории ее становления, культуры и дальнейшего развития. Вторая лекция освещает несколько основных этапов развития русского казачества и кратко разбирает историю его развития. Третья лекция посвящена более подробному рассмотрению некоторых основных понятий, таких как, например: казачество, казаки, вольные казаки, реестровое казачество, казачье сообщество, казачье община, донское казачество, кубанское казачество, расказачивание, возрождение казачества, казачье зарубежье, казачье кадетское корпуса и другие. На четвертом занятии преподаватели читали специальную лекцию на основе собственных научных трудов; пятое занятие было посвящено соответствующим законам и правилам современного казачьего возрождения.

В течение второй недели российские и китайские ученые читали лекции соответственно плану (см. таблица 1), где девятое занятие было проведено путем прочтения лекции на основе результатов исследования собственных научных работ лектора. Среди преподавательского состава второй недели были известный китайской знаток истории донского казачества профессор Ян Сумей1, российский ка-заковед Иван Юрченко2, младший научный сотрудник Китайской академии общественных наук, проводивший годичное исследование фольклора Центрального Черноземья России, Ма Цзян3, которые

1 Ян Сумей. Донское казачество России. Чжэнчжоу: издательство Хэнанского университета, 2012. С.233.

2 Юрченко И. История изучения казачества в отечественной и эмигрантской историографии XV-XX столетий: Историография казачества. М.: МГУП. 2013. С. 455. Автор работает профессором по совместительству Шанхайского политико-юридического университета (01.2022-04.2023)

3 Ма Цзян. Эволюция «души России»: Этнография социальной жизни в Цен-

провели шестую, седьмую и восьмую лекции соответственно. Деся- ■

тую лекцию недели подготовила и провела группа местных китайских преподавателей.

В течение третьей недели студентам предлагалось принимать активное участие в семинарских занятиях. Содержание недели вариативно. Так в 11-м, 12-м и 13-м занятиях (см. таблица 1) перечислены темы, актуальные на 2022 год, которые являлись курсовыми работами, и инновационными проектами студентов, обучающихся русскому языку. Содержание этой недели семестра можно гибко корректировать в соответствии с тезисами студентов и темами проектов. В качестве примера, другими темами также могут быть: «Развитие казачьего молодежного движения», «Всероссийского детско-юношеского и молодежного казачьего движения «Союз казачьей молодежи России», «Первый казачий университет», «Казачья традиционная физкультура», «Роли казачьих традиций в воспитании молодежи», «Патриотическое воспитание казачьей молодежи», «Казаки и донская икона Божьей Матери» и другие. Четырнадцатое занятие проводил преподаватель, где ученикам заранее были розданы специально разработанные анкеты о казачестве, и, обсуждая с позиции социологии, на основе анализа результатов анкетирования создавался портрет казака. Кроме этого существует необходимость ежегодно дополнять образ казака посредством последующих результатов анкетирования. Пятнадцатая лекция посвящена знакомству с казачьим искусством. Просматривая мультимедийные видеоматериалы, студенты имели возможность задавать вопросы и вести активную дискуссию с преподавателем на соответствующие темы, вынесенные к обсуждению. Помимо непосредственного обучения и отработки умений обучающихся, преследовалась также не менее важная цель обучения - эстетическое воспитание.

Настоящий курс использует многоуровневую модель педагогического взаимодействия, а именно: местное + иностранное сотрудничество, в кампусе + за его пределами, а также модель преподаватель + студент-спикер. Организация ораторской деятельности студентов способствует языковой организации обучающихся, поощряет их исследовательскую деятельность, развивает академический интерес, повышает энтузиазм и инициативу, таким образом, студенты также имели возможность участвовать в учебных мероприятиях в рамках курса для оптимизации и повышения эффективности обучения.

трально-Чернозёмном районе России. Пекин: Издательство пекинского университета.

2017. С.418. .

гуту

_

■ Практика преподавания курса казачьей истории и культуры Рос-

сии, проводимый в летнем семестре 2022 году, наглядно показал студенческий интерес к содержанию предмета, форме обучения, команде преподавателей и предоставленным учебным ресурсам. Кроме этого, китайская и российская преподавательские группы также высоко оценили успеваемость студентов: предоставленные курсовые работы в основном соответствовали академическим нормам, более того, небольшое количество студентов уже с самого начала продемонстрировали навыки научного исследования и письма. В целом педагогическая практика данного курса в основном достигла поставленных целей обучения. Лекционный и семинарский режимы занятий позволили педагогическому коллективу достичь ожидаемого эффекта обучения, развития интереса у учащихся к истории и культуре России и расширения кругозора студентов, спекулятивных способностей и умения поиска информации, чтения литературы, а также воспитания самостоятельности логического мышления, эстетического восприятия и формирование навыков письма.

В настоящее время в Китае очень мало колледжей и университетов, которые предлагают отдельные курсы казачьей истории и культуры. Основная причина заключается в сложности добавления подобных курсов по выбору из-за ограниченности программ обучения и подготовки по смежным специальностям (бакалавриат по специальности «Русский язык», «Социальная культура России» и «История России»). Аналогичные факультативные курсы добавить сложно, а университеты могут лишь кратко ввести в курс истории и культуры казачества, задействовав одну лекцию, или отобрать часть содержания общего курса для пары специально отведенных часов занятий. Кроме того, содержание представленного в настоящей статье курса является относительно профессиональным, а недостаточное знание казачьей истории и культуры также является проблемой для преподавательского состава.

Хотя проблема преподавательского состава может быть решена созданием специального педагогического коллектива и привлечением специалистов по российскому казачеству, сопротивление внедрению соответствующих курсов в китайских вузах все еще существует, и имеет возможность полагаться только на местных преподавателей, предлагающие общие факультативные курсы для широкой аудитории или семинары для выпускников смежных специальностей. SHUPL в свою очередь полагался на команду российских профессоров, нанятых на неполный рабочий день, и научно-исследовательский фонд _

преподавателей университета, а также приглашенных известных оте- ■

чественных экспертов в смежных областях для чтения лекций, таким образом, представив успешную модель курса по истории и культуре русского казачества в рамках летнего семестра.

Обобщая опыт ведения курса, можно сказать, что практика преподавания казачьей истории и культуры все еще находится в зачаточном состоянии, однако существует ряд возможностей для его совершенствования. В целях повышения уровня обучения, оптимизации учебного процесса, а также решения проблем, которые могут возникнуть по ходу чтения настоящего курса, должны быть приняты следующие действенные меры:

1. Педагогический коллектив должен активно учитывать научные рубежи и динамику развития казачьего общества, своевременно вносить коррективы в содержание и форму курса, внедрять передовые методы обучения, такие как: микрообучение, проектная деятельность, создавать видеотеки курсов, интегрировать образовательные ресурсы, повышать трансформацию и эффективность использования научных достижений преподавателей.

В полной мере использовать преимущества международного сотрудничества в образовании, обращать внимание на совместную работу китайских и российских преподавателей, поощрять педагогический коллектив к участию в международном взаимодействии в области научных исследований для создания качественных он-лайн-курсов (как, например, курс истории и казачества, который был полностью адаптирован для обучения студентов в онлайн-ре-жиме).

Приглашать преподавателей и профессоров, активно развивать международные учебные ресурсы и укреплять совместное обучение. В летний семестр или во время летних каникул инициировать проект «Исследование российской социокультурной практики», разработать маршруты историко-культурных исследований, в том числе полевых исследований традиционных казачьих резиденций. В качестве примера может послужить следующая маршрутная карта: изучение русских казачьих народных обычаев посредством посещения музеев казачества, казачьей церкви, бывших резиденций и усадьб известных личностей казачьей общины, реки Дон и Кубань (допускается составление индивидуального маршрута) и прочее.

Таким образом, благодаря активной реформе системы обучения и постоянному повышению уровня интернационализации образования, продвижению и применению мультимедийных методов

_г^к

W

обучения, в том числе на онлайн-платформах, для китайских вузов представилась возможность изучения большего количества моделей учебных программ и создания условий для проведения летнего семестра спецкурсов по казачьей истории и культуре. Обсуждение стратегии преподавания курса, регулярное проведение оценки эффективности обучения и рефлексии имеют большое значение для оптимизации обучающего процесса, достижения целей, обеспечения беспрепятственного выполнения плана и повышения эффективности образования.

Библиографический список

1. Гэн Юэцзе, Шэнь Яньань Гаосяо сяцзи сюэци цзяосюэ моши дэ таньцзю юй шицзянь // Цзяоюй гуаньча. 2020. № 9.

2. Юань Ицинь, Ван Дань «Шуан и лю» цзяншэ бэйцзин ся сань сюэцичжи юньсин шисяо яньцзю // Цзяоюй сяньдайхуа. 2019.

3. Ван Сяоянь, Чжоу Цунчжао Яньцзю синдасюэ сяцзи сюэци дэ гайгэ таньсо юй шицзянь - и Чжунго кэсюэ цзишу дасюэ вэйли // Цзяоюй сяньдайхуа. 2019. № 6.

References

1. Geng Yuejie, Shen Yan'an Gaoxiao xiaji xueqi jiaoxue moshi de tanjiu yu shijian // Jiaoyu guancha. 2020. № 9.

2. Yuan Yiqin, Wang Dan "Shuang yi liu" jiangshe beijing xia san xueqizhi yunxing shixiao yanjiu // Jiaoyu xiandaihua. 2019.

3. Wang Xiaoyan, Zhou Congzhao Yanjiu Xingdaxue Xiaji Xueqi de Gaige Tanso Yu Shijian - and Zhongguo Kexue Jishu Daxue Weili // Jiaoyu Xiandaihua. 2019. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.