Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЕРЕВОЗКИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АНАЛИЗ / КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК / TRANSPORT PROCESSES / VEHICLES / ORGANIZATION / TRANSPORTATION / SAFETY / ANALYSIS / QUALITY OF TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиссин В.И., Тимонин А.А.

В статье рассматривается процесс подготовки и основные мероприятия для организации обслуживания транспортно-логистической системы с поддерживающей ее инфраструктурой. Отработка организационных мероприятий проводилась с использованием анализа послетестовых матчей и операционного транспортного плана, что позволило переработать временные схемы организации дорожного движения в дни проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018, временные схемы работы маршрутного городского пассажирского транспорта, транспортные и пешеходные маршруты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гиссин В.И., Тимонин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO ORGANIZATION OF TRANSPORT SAFETY IN NON-STANDARD SITUATIONS

Article discusses the preparation process and main activities for organization of services of transport and logistics system with its supporting infrastructure. Organizational measures were tested using post-test matches analysis and operational transport plan, which allowed us to revise the temporary traffic management schemes on the days of 2018 FIFA World Cup matches, temporary routing work of urban passenger transport, transport and walking routes.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

3. Methods of marketing research [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.marketing.spb.ru.

4. Methods of conducting marketing research [Electronic resource]. — Mode of access : https://hr-portal.ru.

В. И. Гиссин, А. А. Тимонин

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация

В статье рассматривается процесс подготовки и основные мероприятия для организации обслуживания транспортно-логистической системы с поддерживающей ее инфраструктурой. Отработка организационных мероприятий проводилась с использованием анализа послетестовых матчей и операционного транспортного плана, что позволило переработать временные схемы организации дорожного движения в дни проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018, временные схемы работы маршрутного городского пассажирского транспорта, транспортные и пешеходные маршруты.

Ключевые слова

Транспортные процессы, транспортные средства, организация, перевозки, безопасность, анализ, качество перевозок.

V. I. Gissin, A. A. Timonin

APPROACHES TO ORGANIZATION OF TRANSPORT SAFETY IN NON-STANDARD SITUATIONS

Annotation

Article discusses the preparation process and main activities for organization of services of transport and logistics system with its supporting infrastructure. Organizational measures were tested using post-test matches analysis and operational transport plan, which allowed us to revise the temporary traffic management schemes on the days of 2018 FIFA World Cup matches, temporary routing work of urban passenger transport, transport and walking routes.

Keywords

Transport processes, vehicles, organization, transportation, safety, analysis, quality of transportation.

Введение

Как в России, так и во всем мире возрастает количество различных нестандартных ситуаций, которые связаны с процессами транспортного обслуживания при проведении в стране или регионе различного рода научных, экономических форумов, спортивных соревнований (чемпионаты континента, мира, олимпийские игры) и т. д. Возникающие при этом проблемы могут нести различный уровень опасности, в соответствии с которым складывающаяся обстановка

требует принятия мер по совершенствованию процессов и управлению ими, позволяющих уменьшить риск возникновения опасной ситуации или свести ее к нулю. Исключить полностью такие ситуации нельзя, но снизить число их появления возможно. Таким образом, основной целью снижения рисков, возникающих в нестандартных ситуациях, является их предупреждение.

Материалы и методы

Одним из направлений предупреждения появления рисков, как в части

их предотвращения, так и в плане снижения потерь и ущерба от них является мониторинг и прогнозирование.

Основным источником в процессе прогнозирования является информация об объекте, раскрывающая его динамику, а также его закономерности. Большое значение при подготовке к решению задач связанных с безопасностью и качеством пассажирских перевозок, имеет моделирование процессов по обеспечению надежной работы транспортной системы тогда, когда планируется перемещения большого числа людей.

Рассмотрим организационную подготовку и основные мероприятия, которые были применены в процессе подготовки и проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году. Одной из основных задач, возникающей в процессе организации транспортного обслуживания, является создание транс-

портно-логистической системы с поддерживающей ее инфраструктурой.

«Принятый подход к оценке транспортного спроса, был использован из опыта транспортного планирования Чемпионатов Европы 2008 и 2012 гг. Прогнозирование спроса основано на учете таких факторов, как географическое положение и состояние инфраструктуры города-организатора, особенности организации ЧМ (состав клиентских групп, распределение билетов, тип матча, вместимость стадиона и т.д.).»[1]

Функционирование транспортной инфраструктуры в период проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в городе Ростове-на-Дону осуществлялось в соответствии с разработанным операционным транспортным планом, реализация которого должна была обеспечить решение задач, представленных на рисунке 1.

Задачи операпионно транспортного плана

' i -

1.Транспортная доступность

__I _

2. Безопасное и комфортное перемещение клиентских rpvnn FIFA

_ 1 '

З.Соответствие уровня сервиса для различных ктиентскпх групп требованиям FIFA

- 1

4.Соответствие требованиям по обеспечению б^барьещтой среды

1 ~~ 5. Обеспечение безопасности движения транспорта и перевозок

Рисунок 1 — Задачи операционно-транспортного плана

В соответствии с поставленными задачами на стадионе «Ростов-Арена» было проведено 3 тестовых матча, во время которых поэтапно тестировался операционный транспортный план, отрабатывалось взаимодействие всех

служб, участвующих в транспортном обеспечении матчей.

Распоряжением Губернатора Ростовской области был создан региональный центр управления пассажирскими перевозками (РЦУПП) для осу-

ществления операционной деятельности по следующим направлениям [2]: «реализация временных схем организации дорожного движения; организация работы КПП (VPC) по границам Транспортного периметра стадиона; организация информационного обеспечения по вопросам транспорта и дорожного движения; обеспечение работы автобусов-шаттлов и перехватывающей парковки в старом аэропорту; организация приоритетного пропуска транспорта команд и клиентских групп по протокольным маршрутам; оперативное реагирование на изменение дорожной ситуации, предотвращение создания предзаторо-вых и заторовых ситуаций; оперативное взаимодействие с региональным операционным центром (РОЦ) и иными

структурами по вопросам, связанным с транспортным обслуживанием матча и работой дорожно-транспортного комплекса города».

В процессе работы по организации информационного обеспечения были заблаговременно установлены информационные щиты и указатели на подходах к зоне ограничения, через средства массовой информации проведено информирование населения о вводимых ограничениях и возможных способах добраться на стадион. Также была организована работа информационного транспортного портала RND-2018.RU и «горячей линии».

В операционном и дежурном режиме работы РЦУПП выполнял функции, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 — Функции РЦУПП

В процессе проведения тестовых матчей проводился анализ для выявления слабых звеньев процесса транспортного обслуживания. В первом тестовом матче (15.04.2018) на стадионе «Ростов-Арена» присутствовало 12 736

зрителей (играли ФК «Ростов» и «СКА-Хабаровск»), транспортное обслуживание обеспечивалось тремя маршрутами автобусов-шаттлов:

Б2 — (пл. Гагарина — стадион «Ростов-Арена», подземный переход),

Б4 — (пл. Привокзальная — стадион «Ростов-Арена», западный проезд),

Б7 — (Старый Аэропорт — «Ростов-Арена»).

Было перевезено всего 8204 пассажиров из них — 3294 на стадион (загрузка), 4910 со стадиона (выгрузка), на перехватывающей парковке находилось 260 автомобилей.

С помощью элементов FMEA анализа [3] во время первого тестового матча, были выявлены недостатки работы транспортной системы и внесены коррективы, которые учитывались при проведении второго тестового матча.

Во время второго тестового матча 29.04.2018 на стадионе «Ростов-Арена» играли ФК «Ростов» и ФК «Тосно». На стадионе присутствовало 22 456 зрителей. Транспортное обслуживание обеспечивалось четырьмя маршрутами автобусов-шаттлов:

Б2 — (пл. Гагарина — Стадион «Ростов-Арена» (подземный переход),

Б4 — (пл. Привокзальная — Стадион «Ростов-Арена» (западный проезд),

Б7 — (Старый Аэропорт — «Ростов-Арена»),

Б8 — (площадь К. Маркса — стадион «Ростов-Арена»).

Было перевезено всего 14 270 пассажиров из них на стадион 6211, со стадиона 8059. На перехватывающей парковке находилось 400 автомобилей.

Во время третьего тестового матча 13.05.2018 на стадионе играли ФК «Ростов» и «Урал». На игре присутствовало 37 483 зрителей. Транспортное обслуживание обеспечивалось четырьмя маршрутами автобусов-шаттлов:

Б2 — (пл. Гагарина — стадион «Ростов Арена»),

Б3 — (Привокзальная площадь — Фестиваль болельщиков»),

Б4 — (Привокзальная площадь — стадион «Ростов Арена»),

Б7 — (Старый аэропорт — стадион «Ростов Арена).

Было перевезено 30 487 пассажиров (на загрузку стадиона 13 275, на выгрузку 17 212), на перехватывающей парковке находилось 850 автомобилей.

По итогам проведенных тестовых матчей и в рамках актуализации операционного транспортного плана были переработаны временные схемы организации дорожного движения в дни проведения матчей Чемпионата мира, а также временные схемы работы маршрутного городского пассажирского транспорта, транспортные и пешеходные маршруты на прибытие к стадиону и убытие со стадиона, маршруты автобусов-шаттлов.

Результаты

Анализ тестовых матчей позволил сократить количество парковочных мест на перехватывающей парковке в ТЦ «Мегамаг» до 300 и исключить перехватывающую парковку на территории ТЦ «Мега». Было принято решение увеличить территорию перехватывающей парковки в старом аэропорту до 10 000 парковочных мест с учетом резерва. Добавлен маршрут автобусов-шаттлов маршрут S1 пл. Гагарина (пр. Ворошиловский) — стадион «Ростов Арена» (подземный пешеходный переход со стороны Южного подъезда) с промежуточной остановкой на улице Большая Садовая (РИНХ).

При организации работы по обеспечению качества и транспортной безопасности были рассмотрены причинно-следственные связи (рис. 3), влияющие на качество перевозок.

Для обеспечения изложенных критериев решались вопросы контроля со стороны региональных органов власти такие как: соблюдение регионального законодательства по организации пассажирских перевозок; соблюдение расписаний движений; соблюдение маршрутов; обязательное соблюдение показателей качества регламентированных стандартом ГОСТ Р 51004-96 [4].

1 — Эргономическая характеристика транспортных средств; 1.1 — транспортное средство, оборудованное для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями; 1.2 — транспортное средство, имеющее багажное отделение; 1.3 — транспортное средство, оснащенное кондиционером; 1.4 — транспортное средство, оснащенное электронным информационным табло в соответствии с требованиями Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; 1.5 — транспортное средство, оснащенное системой безналичной оплаты проезда; 2 — Экологическая характеристика транспортных средств; 2.1 — транспортное средство, не отвечающее экологическому показателю Евро; 2.2 — транспортное средство, не отвечающее экологическому показателю Евро-1; 2.3 — транспортное средство, отвечающее экологическому показателю Евро-2; 2.4 — транспортное средство, отвечающее экологическому показателю Евро-3; 2.5 — транспортное средство, отвечающее экологическому показателю Евро-4; 2.6 — транспортное средство, отвечающее экологическому показателю выше Евро-4; 3 — Критерий по типу двигателя транспортных средств (Ктдтс); 3.1 — транспортное средство, имеющее бензиновый или дизельный двигатель; 3.2 — транспортное средство, имеющее двигатель, использующий два и более видов топлива; 3.3 — транспортное средство, имеющее газовый двигатель; 3.4 — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии; 4 — Срок эксплуатации транспортных средств; 4.1 — до 5лет; 4.2 — св. 5 до 10 лет; 4.3 — св.10 до 15 лет; 4.4 — св. 15 лет.

Рисунок 3 — Критерии, влияющие на качество перевозок

При подготовке и организации транспортных перевозок особое внимание уделялось безопасности процесса на всех этапах жизненного цикла транспортного обслуживания, на который оказывают влияние многочисленные факторы, некоторые из них могут снизить безопасность процесса перевозки. К ним следует отнести: технический уровень подвижного состава, качество внешней среды, организационные, информативные факторы и др.

Особое внимание в связи с проведением чемпионата мира в городах России уделялось мерам, повышающих безопасность пассажирских перевозок. Указом Президента Российской Феде-

рации № 202 от 09.05.2017 [5] определено, что с 1 июня по 17 июля 2018 г. запрещен въезд автобусов на территории городов Казани, Москвы, Нижний Новгород, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сочи. Исключение составили автобусы: осуществляющие регулярные перевозки пассажиров по муниципальным, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок; оснащенные аппаратурой спутниковой навигации, идентифицированной в государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и обеспечивающей передачу в автономную

некоммерческую организацию «Транспортная дирекция чемпионата мира по футболу 2018 г. в Российской Федерации» информацией о местонахождении, направлении и скорости движения таких автобусов, при условии, уведомления о планируемом въезде автобусов на территорию названных городов; имеющие разрешение о въезде на территорию названных городов. С целью повышения безопасности пассажирских перевозок на территории Ростовской области были определены места, где осуществлялся комплекс контрольных мероприятий в отношении автобусов, въезжающих на

Из представленной таблицы 1 видно, что в период проведения пяти матчей автобусами — шаттлами совершено 3950 рейсов, которые перевезли свыше 211 тыс. человек. Предварительные организационные мероприятия позволили транспортной системе Ростовской области во время проведения матчей Чемпионата мира по футболу работать в штатном режиме. В этот период (с 14 июня по 3 июля) аэропорт обслужил 257 800 пассажиров, 2300 рейсов. Дополнительными поездами перевезено 16 793 пассажиров. Автобусами-шаттлами воспользовались свыше 211 тыс. человек, выполнено 3950 рейсов.

В целях предоставления качественных и безопасных услуг министерство транспорта Ростовской области провело аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку легковыми такси. Всего аккредитовано 600 автомобилей на условиях добровольной аккредитации.

территорию города Ростов-на-Дону, с участием представителей Госавтоинспекции, Росгвардии, Ространснадзора, ФСБ. За время введенных ограничений проверено 10 014 автобусов, из которых 86 был запрещен въезд.

Обсуждение

Проведенные организационные мероприятия по обеспечению безопасности перевозок, мониторинг тестовых матчей, корректировка отклонений с использованием анализа видов и последствий отказов позволили провести на запланированном уровне пять матчей Чемпионата мира по футболу (табл. 1).

В дни матчей поступило 7479 заявок на доставку пассажиров к стадиону на аккредитованных такси, после матчей сервис работал в порядке «живой» очереди, обслужено 3562 заказа.

Выводы

Рассматривая процессы совершенствования качества и безопасности пассажирских перевозок в специфических условиях, следует отметить, что в некоторых случаях может возникнуть вероятность появления риска, приводящая к нарушению характеристик процесса и снижению уровня безопасности.

Для отработки условий по обеспечению качества и безопасности пассажирских перевозок рекомендуется использовать модели ситуаций, приближенные к предполагаемым процессам. Выбранные модели следует тестировать посредством мониторинга, статистического инструментария, анализа риска и последствий отказов, анализа дерева отказов как инструмента снижа-

Таблица 1 — Характеристика работы транспортной системы во время пяти матчей Чемпионата мира по футболу

Дата Число Рейсы Перевезено Перехватывающая Обращения на

зрителей автобусов пассажиров парковка «горячую линию»

17,06.18 43 109 753 39 046 875 134

20.06.18 42 267 737 35 650 829 81

23.06.18 43 472 806 43 292 496 64

26.06.18 43 472 833 48 474 993 62

02.07.18 41 466 820 44 559 757 70

ющего вероятность нежелательных событий и др.

Рекомендованные подходы позволят увеличить вероятность запланированного качества и обеспечить заданный уровень безопасности обслуживания пассажирских перевозок в специфических условиях.

Библиографический список

1. Концепция транспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// www.favt.ru.

2. Распоряжение губернатора Ростовской области № 44 от 12.03.2018 «О региональном центре управления пассажирскими перевозками» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.donland.ru.

3. Рамперсад Хьюберт, К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. — М., 2005.

4. ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества.

5. Указ Президента Российской Федерации № 202 от 09.05.2017

«Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.».

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Concept of transport support for the FIFA World Cup 2018 in Russia [Electronic resource]. — Mode of access : https://www.favt.ru.

2. Order of Governor of Rostov Region № 44 from 12.03.2018 «On the Regional passenger transport management center» [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.donland.ru.

3. RampersadHubert, K. Total quality management: personal and organizational changes. — M., 2005.

4. GOST R 51004-96. Transportation services. Passenger Transportation. Nomenclature of quality indicators.

5. Decree of President of Russian Federation № 202 from 09.05.2017 «On peculiarities of use of enhanced security measures in the period of the FIFA World Cup 2018 and the 2017 FIFA Confederations Cup in Russian Federation».

Е. А. Смирнова, В. А. Нос

МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ С УЧЕТОМ ЗАКОНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Аннотация

В статье исследуются особенности применения методов принятия решений с учетом закона распределения вероятностей в транспортной логистике на примере выбора поставщика транспортных услуг по перевозке пассажиров. Построение модели и определение критериев принятия решений основывается на оценке влияния таких показателей как цена, уровень логистического сервиса (качество предоставляемых услуг), количество транспортных единиц, срок существования компании. Используются методы, определяющие минимальные и максимальные ограничения степени влияния рисковых ситуаций на ожидаемый результат: критерий Лапласа, критерий Вальда, критерий Гурвица, критерий Сэвиджа.

Ключевые слова

Транспортная логистика, методы принятия решений, критерий Лапласа, критерий Вальда, критерий Гурвица, критерий Сэвиджа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.