Научная статья на тему 'Подходы к организации системы контролинга кризисного предприятия'

Подходы к организации системы контролинга кризисного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРООЛИНГ / СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА / CONTROLLING SYSTEM / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / КРИЗИС / CRISIS / ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА / ORGANIZATION OF THE CONTROLLING SYSTEM / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / PRINCIPLES OF MANAGEMENT / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЛИНГА КРИЗИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / FUNCTIONS OF CONTROLLING THE CRISIS ENTERPRISES / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатенюк Э.В., Тихонова А.С.

В работе рассмотрена сущность контроллинга в трёх аспектах системном, функциональном и процессном; обоснована необходимость внедрения системы контроллинга на кризисных предприятиях; рассмотрены этапы контроллинга как технологии управления и контроллинга как процесса; изучены основные концепции построения структуры отделов контроллинга и финансов на предприятии и выявить организационные факторы, влияющие на неё; охарактеризованы общие принципы управления, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга; выявлены и рассмотрены функции, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга на кризисных предприятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE CRISIS CONTROLLING SYSTEM ON THE ENTERPRISE

The paper discusses the essence of controlling in three aspects systematic, functional and process; the necessity of introduction of a controlling system in crisis enterprises was justified; the stages of controlling as a management technology and controlling as a process was considered; the basic structure of the departments of controlling and finance at the enterprise was researched and identified organizational factors that influence on it; identified the general management principles that should be considered on constructing stage of controlling system; identified and discussed features that must be considered on constructing stage of controlling system at the enterprises in a crisis situation.

Текст научной работы на тему «Подходы к организации системы контролинга кризисного предприятия»

УДК 658.513.012.7:005.334

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛИНГА КРИЗИСНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Рогатенюк Э.В., Тихонова А.С.

КФУ им. В.И.Вернадского, Институт экономики и управления

295007 г. Симферополь, проспект Вернадского, 4, каб. 224 Б

Е-mail: gov_finance_and_banking@mail.ru

Аннотация. В работе рассмотрена сущность контроллинга в трёх аспектах - системном, функциональном и процессном; обоснована необходимость внедрения системы контроллинга на кризисных предприятиях; рассмотрены этапы контроллинга как технологии управления и контроллинга как процесса; изучены основные концепции построения структуры отделов контроллинга и финансов на предприятии и выявить организационные факторы, влияющие на неё; охарактеризованы общие принципы управления, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга; выявлены и рассмотрены функции, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга на кризисных предприятиях

Ключевые слова: контроолинг, система контроллинга, предприятие, кризис, организация системы контроллинга, принципы управления, функции контроллинга кризисных предприятий

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ

В настоящее время все большее количество предприятий (организаций) сталкиваются с проблемами, обусловленными снижением получаемой прибыли вследствие увеличения затрат и/или снижения покупательной способности населения; нарушением платежной дисциплины, что проявляется в увеличении доли неконтролируемой и просроченной кредиторской и/или дебиторской задолженности. Учитывая это, руководство предприятий вынуждено переходить к новой системе управления - опережающему управлению, "...в основе которого - комплексный и систематический анализ, постоянный контроль за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов как базовой составляющей ресурсного потенциала предприятия на всех стадиях его жизенного цикла" [5, с.426].

В свою очередь, система опережающего управления предусматривает разработку и внедрение контроллинга на предприятии, что позволит на ранних этапах выявлять дестабилизирующие факторы, прогнозировать их влияние на результаты деятельности предприятия, разрабатывать и своевременно применять эффективный инструментарий антикризисного управления.

Учитывая вышесказанное, целью данной статья является рассмотрение основных подходов к организации системы контроллинга кризисного предприятия, что, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть сущность контроллинга в трёх аспектах - системном, функциональном и процессном;

- обосновать необходимость внедрения системы контроллинга на кризисных предприятиях;

- рассмотреть этапы контроллинга как технологии управления и контроллинга как процесса;

- изучить основные концепции построения структуры отделов контроллинга и финансов на предприятии и выявить организационные факторы, влияющие на неё;

- охарактиризовать общие принципы управления, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга;

- выявить и рассмотреть функции, которые необходимо учитывать при построении системы контроллинга на кризисных предприятиях

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Необходимо отметить, контроллинг по своему содержанию является довольно сложным понятием, поэтому его содержание следует рассматривать в трёх аспектах:

1. Согласно системному подходу (Р. Манн, Е. Майер Х.Й. Фольмут и др.), контроллинг представляет собой систему управления предприятием, ориентированную на результат, использующую инструментарий оперативного и стратегического менеджмента и преследующую цель - обеспечение непрерывного потока информации о состоянии внутренней и внешней среды для своевременного принятия управленческих решений, реализация которых обеспечивает оптимизацию результативности и эффективности.

2. Согласно функциональному подходу (представители - Г.О. Дарманская, Л.В Овод, А. М. Скибицкий и др.), контроллинг является одновременно подсистемой наблюдения и контролирующей подсистемой, поскольку обеспечивает концентрацию контрольных действий на приоритетных (проблемных) направлениях

финансово-хозяйственной деятельности

предприятия, что позволяет своевременно выявлять отклонения фактических значений от запланированных и нормативных (пороговых). То есть, контроллинг, являясь своего рода управлением по отклонениям, представляет собой элемент системы антикризисного управления.

3. Согласно процессному подходу (представители - А. Дайле, С.А. Голов, А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, Е.А. Уткин и др.), контроллинг представляет собой процесс сбора и обработки информации о финансово-экономическом состоянии предприятия на всех стадиях его жизненного цикла, её анализа и оценки, планирования и контроля за реализацией поставленных целей. То есть, контроллинг носит синтетический характер и является примером реализации на практике концепции конструктивного управления - "специально созданной интеллектуальной системы стратегического управления развитием предприятия на базе учёта (статистического, производственного,

управленческого, финансового), планирования (оперативного и стратегического) и анализа в их единстве" [5, с.430].

Кроме этого, процесс управления в системе контроллинга носит опережающий и инновационный характер. Поэтому создание системы контроллинга происходит лишь тогда, когда у руководства предприятия возникает осознанное желание не только адаптировать систему управления к реалиям экономической среды, но и кардинально изменить и усовершенствовать её.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

По мнению А.М. Штангрета и О.И. Копилюк, "... необходимость контролинга на современных предприятиях можно объяснить такими причинами:

Нестабильностью как внешних

(интернационализация экономического

пространства, обострение конкуренции на внутренних и мировых рынках), так и внутренних (объемы производства, поиск надежных партнеров) факторов, предъявляющих дополнительные условия к системе управления предприятием.

Необходимостью поиска более новых и совершенных уже существующих систем управления, обеспечивающих гибкость и надежность функционирования предприятия.

Существенные изменения в организации и меодологии системы информацинного обеспечения" [9, с.88-89].

"Контроллинг обеспечивает технологию эффективного управления, координацию управленческой деятельности по постановке (уточнению) и эффективному достижению стратегических и оперативных целей предприятия" [7, с.38]. При этом основной целью контроллинга является обеспечение успешного функционирования

предприятия (организации) в долгосрочной перспективе, а направлением - повышение эффективности его функционирования. Происходит это за счет принятия своевременных, правильных управленческих решений, которые зависят от организационно-правовой структуры предприятия, размера организации, философии управления, организационной культуры.

Базируясь на вышесказанном, С.Г. Фалько [6, 7] предложил систему контроллинга как технологии управления для предприятий Российской Федерации. Данная система предусматривает использование руководством предприятия трёх составляющих модели управления деятельностью предприятия: контроллинг, финансы и бухгалтерский учет.

При этом контроллинг как процесс состоит из следующих этапов:

- планирование деятельности предприятия;

- управление информационными потока и управление отчетностью предприятия;

- специальные задачи экономической деятельности предприятия;

- проведение учета внутренней среды предприятия;

- проведение стратегического анализа деятельности предприятия и составление прогнозов его развития.

Основными этапами контроллинга как технологии управления являются следующие:

- разработка оперативных и стратегических целей предприятия;

- формулирование и представление оперативных и стратегических целей предприятия через систему показателей;

- планирование и разработка бюджетных смет для достижения оперативных и стратегических целей предприятия;

- внедрение и претворение в жизнь плановых мероприятий по достижению оперативных и стратегических целей предприятия;

- анализ фактических значений показателей деятельности предприятия и выявление отклонений полученных значений от плановых и нормативных (пороговых);

- принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа деятельности предприятия.

По мнению В.Р. Веснина, "при организации службы контроллинга на предприятии следует принимать во внимание следующие основные предпосылки:

Согласование, управление и достижение целей в соответствии со стратегией координируются на высшем уровне управления.

Эффект компаса - своевременное получение информации об экономических взаимосвязях и резервах.

Служба контроллинга самостоятельна, независима и нейтральна по отношению к различным уровням административного управления, на которых принимаются решения" [1].

В зависимости от перечня задач контроллинга, Д. Хан предлагает "четыре основные концепции структуры отделов контроллинга и финансов:

Контроллинг - это весь учет и отчетность и ряд дополнительных функций. В соответствии с такой американской концепцией контроллинга при организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение на задачи, ориентированные на результат и прибыль, и задачи, ориентированные на ликвидность.

Контроллинг - это только весь учет и отчетность без дополнительных функций. соответствии сданной американской ключевой концепцией контроллинга в ведении службы контроллинга остаются только

ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, составления планов, контроля и всего учета.

Контроллинг - это только внутренний учет и отчетность и ряд дополнительных функций. В соответствии с такой немецкой концепцией контроллинга при организации служб контроллинга и финансов происходит первичное разделение задач на внутренние и внешние.

Контроллинг - это только внутренний учет и отчетность без дополнительных функций. В соответствии с данной немецкой ключевой концепцией контроллинга в ведении службы контроллинга остаются только ориентированные на результат (прибыль) задачи информационного обеспечения, составления планов, контроля и внутреннего учета" [8].

По мнению С.А. Виноградова, "система контроллинга может варьироваться в зависимости от организационных факторов:

в случае концентрации контроллинга только на задачах краткосрочного, ориентированного на результат планирования, контроля и информационного обеспечения организуется обособленный отдел средне- и долгосрочного планирования, при

необходимости - под общим руководством с отделом стратегического планирования;

при ограничении контроллинга задачами скользящего, ориентированного на результат кратко-, средне- и долгосрочного

планирования отдел стратегического планирования на правах штабного подчиняется непосредственно высшему органу управления;

при увеличении числа функций контроллинга путем создания

децентрализованной системы контроллинга дополнительно к центральной службе вводятся должности функциональных контроллеров, заводских контроллеров, контроллеров по продуктовым программам, продуктам и проектам" [2].

Недостаток подхода, предлагаемого С. А. Виноградовым, заключается в том, что система контроллинга состоит из уже существующих функций и инструментов.

По мнению В. Власовой, "практика зарубежных и отечественных предприятий показывает, что идея объединения функций планирования и контроля является надуманным теоретизированием. Передача функции

планирования главному контроллеру приведет к ослаблению и дезорганизации плановой работы, совмещение масштабных функций планирования и контроля нерационально" [3].

Таким образом, при создании эффективной системы контроллинга необходимо определить функциональную структуру предприятия, что даст возможность осуществить оценку оптимальной системы информационного обеспечения.

При разработке системы контроллинга необходимо ориентироваться на следующие принципы управления:

- интеграция системы контроллинга в общую систему управления предприятием;

- системность принимаемых управленческих решений;

- контроль исполнения принятых управленческих решений;

- использование опыта прошлых лет и внедрение его в современную практику;

- анализ основных тенденций развития и возможного влияния негативных внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия, которые могут повлиять на изменение тактических и стратегических целей предприятия;

- разработка тактических и стратегических целей предприятия и их соответствие друг другу;

- адекватность, правильность и своевременность принимаемых управленческих решений на предприятии.

Современный подход к системе контроллинга кризисного предприятия

предусматривает реализацию функций

контроллинга. При этом важнейшей функцией контроллинга кризисного предприятия является функция анализа внешних и внутренних условий функционирования предприятия. Реализация данной функции позволит на ранней стадии выделить

негативно влияющие факторы и обеспечить финансовую стабильность на предприятии.

Финансовая стабильность на предприятии, в свою очередь, будет достигнута в результате реализации таких функций:

- эффективное перераспределение финансовых ресурсов между всеми участниками производственного процесса: инвесторами, собственниками, предприятиями-контрагентами, подразделениями предприятия и центрами ответственности за реализацию тех или иных мероприятий на предприятии;

- точное определение и оценка рисков деятельности предприятия, что позволит эффективно ими управлять и снижать их размер;

- создание на предприятии такой финансовой системы, которая будет способна самостоятельно снижать негативные и неожиданные финансовые и экономические действия.

Следующей функцией контроллинга кризисного предприятия является функция внутреннего консалтинга, что предусматривает создание на предприятии системы поддержки принятия правильных и эффективных управленческих решений. Создание данной системы на предприятии позволит перераспределить полномочия и ответственность между менеджерами предприятия, что позволит оптимизировать их деятельность. Необходимость создания и внедрения системы поддержки принятия правильных и эффективных управленческих решений на предприятии связано с тем, что происходит быстрое изменение внешних и внутренних условий функционирования предприятия, а также увеличивает объем поступающей информации для управления предприятием. В данном случае очень важным является эффективная и грамотная работа всех подразделений и служб на предприятии, в том числе служб контроллинга, а также их взаимодействие, что позволит повысить степень управления предприятием.

Еще одной важной функцией контроллинга кризисного предприятия является координация и интеграция всех составляющих системы управления предприятием. Реализация данной функции позволит:

- повысить гибкость деятельности предприятия, а также более быстрому реагированию и адаптации к изменению условий внешней среды;

- обновлять всю систему функционирования предприятия, в том числе находить и устранять слабые места в деятельности предприятия;

- усовершенствовать систему управления предприятием, что позволит ему эффективно развиваться в дальнейшем.

Современный подход к системе контроллинга предусматривает формирование стратегических целей предприятия, четко расписывая все элементы функционирования предприятия на долгосрочную перспективу с учетом

влияния внешних и внутренних факторов. В данном случае основной стратегией контроллинга является стратегия своевременного (точнее

предуприждающего) реагирования на изменения внешней среды, управление финансовыми ресурсами предприятия, минимизация затрат предприятия при производстве продукции (без ущерба её качеству) и функционировании. Такое взаимодействие достигается горизонтальной интеграцией системы управления. В свою очередь, вертикальная интеграция различных уровней систем управления предусматривает взаимосвязь ресурсов, однако при минимальной взаимосвязи вертикальная интеграция сводится к распределению между уровнями только финансовых ресурсов.

Вертикальная интеграция различных уровней систем управления также предусматривает взаимосвязь ресурсов, однако при минимальной взаимосвязи вертикальная интеграция сводится к распределению между уровнями только финансовых ресурсов.

Также, достаточно важным элементом системы контроллинга кризисного предприятия является соответствие тактических целей предприятия стратегическим целям и планам с целью обеспечения успешного и эффективного функционирования предприятия с учетом изменения внешней среды, а также внутренней ситуации на предприятии.

Благодаря соответствию тактических целей предприятия стратегическим целям достигается:

- согласованность тактических целей деятельности предприятия с его миссией и долгосрочной стратегией развития;

- рациональное использование финансовых ресурсов для обеспечения эффективности деятельности предприятия под влиянием внешних и внутренних факторов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечение взаимосвязанности всех субъектов управления на предприятии с целью достижения большего положительного эффекта в деятельности предприятия.

В целом, "результатом от внедрения контроллинга становится система, которая способствует повышению эффективности деятельности кризисного предприятия и позволяет:

- предвидеть результаты деятельности;

- планировать деятельность с целью повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

- своевременно получать точную информацию, необходимую для принятия управленческих решений;

- эффективно использовать налоговое планирование и схемы оптимизации (минимизации) налогообложения" [4].

ВЫВОДЫ

Таким образом, создание систем контроллинга на всех предприятиях (успешно функционирующих и ощущающих некоторые

трудности) обусловлена, в первую очередь, необходимостью разработки и реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния внешних факторов.

Учитывая экономическую ситуацию в государстве, приоритетным направлением системы контроллинга предприятия является антикризисное финансовое управление, которое предусматривает использование инструментов и методов управления финансами с целью предотвращения развития кризиса предприятия и его дальнейшего банкротства.

Система контроллинга в данном случае должна быть направлена на внедрение системы быстрого и раннего реагирования, на разработку эффективного плана финансового оздоровления предприятия и контроль за его успешной и эффективной реализацией.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Однако, создание финансового

контроллинга как подсистемы общего контроллинга на кризисном предприятии предполагает реализацию специфических мероприятий, предусматривающих использование особого инструментария, что и является направлением дальнейшего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веснин, В. Р. Стратегическое управление: учебник / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби; Проспект. -2006. - 328 с.

2. Виноградов, С.А. Контроллинг как технология менеджмента. Заметки практика / С. А. Виноградов // Контроллинг. - 2002. - № 2. -С. 2-6.

3. Власова, В. Контроллинг: Успех обеспечивает сотрудничество / В. Власова // Экономика и жизнь. - 2006. - № 5. - С. 36-39.

4. Вопросы и ответы по теме «Контроллинг на предприятии» // Контроллинг. - 2002. - № 2. - С. 6263.

5. Рогатенюк, Е.В. Прюритетш орieнтири фшансового контролшгу кризових пвдприемств / Е.В. Рогатенюк // Економiчна безпека в умовах глобалiзацil свггово! економши : [колективна монографiя у 2 т]. - Дншропетровськ: «ФОП Дроб'язко С.1», 2014. - Т.1. - С. 425-437.

6. Фалько, С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов / С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

7. Фалько, С. От конкуренции к конкордации / С. Фалько // Экономика и жизнь. - 2007. - №33. -С. 25-31.

8. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / пер. с нем. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М. Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.

9. Штангрет, А.М. Антикризове управлшня пвдприемством: [навчальний поабник] / А.М. Штангрет, О.1. Копилюк. - К.: Знання, 2007. -335 с.

APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE CRISIS CONTROLLING SYSTEM ON

THE ENTERPRISE

Rogatenuk E.V., Tihonova A.S.

Annotation. The paper discusses the essence of controlling in three aspects - systematic, functional and process; the necessity of introduction of a controlling system in crisis enterprises was justified; the stages of controlling as a management technology and controlling as a process was considered; the basic structure of the departments of controlling and finance at the enterprise was researched and identified organizational factors that influence on it; identified the general management principles that should be considered on constructing stage of controlling system; identified and discussed features that must be considered on constructing stage of controlling system at the enterprises in a crisis situation.

Key words: controlling, controlling system, enterprise, crisis, organization of the controlling system, principles of management, functions of controlling the crisis enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.