УДК 005
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «КОНТРОЛЛИНГ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ
МЕНЕДЖМЕНТА
Л.В. Соломыкова, А.В. Федоров
Рассматривается содержание понятия «контроллинг» в отечественной и зарубежной практике менеджмента. Раскрываются особенности американской и немецкой моделей контроллинга. Определяются цели контроллинга на оперативном и стратегическом уровнях управления организацией. Научная новизна заключается в построении схемы, отражающей функциональные возможности американской и немецкой моделей контроллинга. Разработана схема применимости контроллинга на оперативном и стратегическом уровнях управления организацией, исходя из его содержания и целей.
Ключевые слова: контроллинг, модели контроллинга, инструмент менеджмента, информационно-аналитическое обеспечение, управление организацией.
В настоящее время в специализированной экономической литературе [1 - 3] и в многочисленных публикациях [4, 5] широко используется понятие «контроллинг», весьма неоднозначно трактуемое современными учеными и практиками. Многообразие трактовок объясняется множеством факторов, основными из которых являются исторические и экономические особенности развития территорий и обществ, а также сложившийся образ мышления менеджеров и руководителей.
Рассмотрим более подробно важнейшие исторические аспекты возникновения и становления этого понятия.
Считается, что термин «контроллинг» возник в XV веке, когда при английском королевском дворе была введена должность «countrollour», которая предполагала учет и контроль товарно-денежных потоков для решения задач государственного управления [6].
В 1778 году в США законодательно учреждено ведомство «Controller, Auditor, TreasurerandsixCommissionersofAccounts» в целях отслеживания наполняемости средствами доходной части государственного бюджета и контроля направлений использования его расходной части [1, 6].
В 1880 году должность контроллера введена в американской железнодорожной компании «Atchison, TopekaandSantaFeRailroad». Результатом этого нововведения стало создание в США системы «Atchison, TopekaandSantaFeRailwaySystem», благодаря которой контроллинг стал использоваться на предприятиях для решения финансовых, информационных и экономических задач, для управления краткосрочными и долгосрочными финансовыми вложениями, основным и оборотным капиталом. В
1892 году «General Electric Company» (США) первая из производственных компаний вводит должность контроллера. Интеграция научного и практического опыта привело к основанию в 1931 году института «Controller's Institute of America», ставшего первой профессиональной организацией контроллеров. В 1934 году начал регулярно публиковаться журнал «Controller» (на сегодняшний день он носит название «Financial Executive -Magazine of Financial Executive Institute»). В 1944 году начинает свою работу исследовательский институт «Controllership Foundation» (в настоящий момент - «Financial Executives Research Foundation») [6, 7].
На территории Европы масштабное системное использование контроллинга начинается в конце 1950-х годов с созданием в Германии Института контроллеров по вопросам образования в области планирования предприятия и учета, занимающегося вопросами подготовки кадров. С 1971 года регулярные частные и общественные семинары проводит Академия контроллеров. В 1975 году создан Союз контроллеров. В 1989 году открывается журнал «Controller» [6, 7].
В России интерес к контроллингу возник в 1990-х годах со стороны банковской сферы. При этом в 1991 - 1995 годах в среде специалистов-управленцев контроллинг отождествлялся с учетом затрат; в 1996 - 1997 годах понимался как учет затрат и результатов; в 1998 - 2000 годах подразумевал бюджетирование, оперативное планирование и управление затратами; с 2000 года рассматривается как инструмент, интерпретирующий информацию для руководства, консультант и координатор оперативной деятельности предприятия. Очевидно, что понятие «контроллинг» эволюционирует, включая в себя все более широкий спектр решаемых управленческих задач. Следующим шагом развития контроллинга в России становится создание в 2000 году Объединения контроллеров, которое с 2001 года начинает издавать журнал «Контроллинг», проводя многочисленные конференции и симпозиумы, находящие отклик у научного и практического сообществ [6].
Приведенные выше аспекты обусловливают схожесть подходов к контроллингу во многих странах с развитой рыночной экономикой. Однако, существуют определенные расхождения, касающиеся двух крайних ситуаций: так, например, одна группа специалистов пропагандирует акаде-мизацию контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач; другая развивает концепцию прикладного подхода, согласно которой контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиента [2, 7, 8].
Таким образом, обозначенные предпосылки сформировали в теории и практике менеджмента устойчивые понятия «американская модель контроллинга» и «немецкая модель контроллинга». Проанализируем их сходства и различия по функциональным возможностям (рис. 1).
МОДЕЛИ КОНТРОЛЛИНГА
НЕМЕЦКАЯ
Реализуемые функции
1. Бюджетирование
2. Управленческий внутрипроизводственный учет
4. Планирование инвестиций
5. Мониторинг
Возможности контроллинга
тиТ
тт/
предоставление информации по целевым показателям предыдущих периодов для составления бюджетов по центрам ответственности
3. Внутренняя информационная поддержка
получение информации о достигнутых значениях целевых показателей при расчете производственного результата для внутренних пользователей
■Ц
тч
■Ц
тт/
обеспечение своевременности, достоверности, достаточности предоставляемой информации
выявление потребности в финансовом обеспечении деятельности организации
6. Стратегическое -1-,\ планирование -г-|//
предоставление данных по результатам проведенных экономических исследований
корректировка целевых установок с учетом конъюнктурных показателей в рамках сценарного подхода
АМЕРИКАНСКАЯ
Реализуемые функции
1. Планирование
2. Управленческий внутрипроизводственный учет, финансовый учет
Возможности контроллинга
тиГ
предоставление информации для составления (и возможной коррекции) планов и распределения задач по всем видам деятельности
п/
получение информации о значениях целевых показателей при ведении учета (для внутренних пользователей) и составлении отчетности (для внешних пользователей)
предоставление информации для оценки процессов организации, проектирования и анализа оргструктур, разработки перспективных методов управления
предоставление информации об имуществе и источниках его образования для целей налогового учета
5. Внутренний контроль и ревизия
выявление ошибок при ведении учета, проверка соблюдения норм для обеспечения безопасности имущества
предоставление информации по результатам отслеживания внешней и внутренней конъюнктуры для обеспечения сохранности ресурсов и имущества
информация, обеспечивающая возможность проведения документального контрольного учета для внутренних пользователей (для целей внутреннего учета)
информация, обеспечивающая возможность проведения комплексного, многоаспектного учета с ориентацией на внешних пользователей (для целей внешнего учета)
Обеспечение менеджеров всех ступеней иерархической лестницы информационной базой для планирования, достижения, коррекции результатов и поэтапной реализации выстроенной стратегии
Управленческий учет затрат, бюджетирование, информирование внешних пользователей
Рис.1. Функциональные возможности американской и немецкой моделей контроллинга
Авторы
A.M. Карминский, С.Г. Фалько, A.A. Жевага, Ы.Ю. Иванова
Е.А. Ананькина, C.B. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина, Т.Ю. Теппякова, Л.В.Попова, P.E. Исакова, Т.А. Головина
X. Фольмут
Horvath & Partners
Д. Нортон, Р.Каплан
Дж. Фостер, Ч. Хорнгрен
Оперативный уровень управления
Стратегический уровень управления
Содержание понятия «контроллинг»: инструмент управления всеми системами организации с ориентацией на развитие
J
Цель: обеспечение управленцев всех ступеней информационно-аналитической, методической и инструментальной базой для получения запланированных результатов деятельности, выраженных в количественных значениях финансовых показателей
Цель: обеспечение управленцев высших уровней необходимой базой для достижения долговременного процветания организации, максимальное использование имеющегося и поиск новых потенциалов
Iе
Содержание понятия «контроллинг»: инструмент получения и интерпретации данных о финансово-экономическом состоянии организации, являющихся основой для принятия управленческих решений
Цель: создание системы управления достижением краткосрочных целей для подержания тактических решений по недопущению кризисного состояния
Цель: обеспечение выживаемости и постоянное отслеживание движения организации к намеченной цели развития, сохранение имеющегося и поиск новых потенциалов
Содержание понятия «контроллинг»: инструмент системного решения задач планирования, контроля и регулирования деятельности организации
Цель: регулирование деятельности организации на основе выявления отклонений достигнутых значений целевых показателей от запланированных величин
Цель: выявление возможностей максимального использования потенциала организации с учетом возникающих рисков
Содержание понятия «контроллинг»: методология координирования деятельности организации, представляющая собой развитие управленческого учета и отчетности
Цель: ведение управленческого учета затрат и бюджетирование
Цель: экономическая оценка внутренней среды организации и планирование действий по повышению эффективности ее деятельности
Содержание понятия «контроллинг»: средство обеспечения функционирования ССП организации за счет предоставления всей необходимой информации
Цель: реализация оперативных целей организации
Цель: реализация стратегических целей организации
Содержание понятия «контроллинг»: инструмент для построения системы управленческого учета, отчетности и бюджетирования
J
Цель: ведение управленческого учета, составление отчетности, бюджетирование
Цель: информирование внешних пользователей о процессах, связанных с обеспечением сохранности имущества и ресурсов
Рис.2. Содержание и цели контроллинга на оперативном и стратегическом уровнях управления организацией
Считается, что американскую модель представляют К. Друри, Д. Нортон, Р. Каплан, Дж. Фостер, Ч. Хорнгрен, немецкую - Р. Манн, Э. Майэр, Г. Пич, Д. Хан, Х. Фольмут. Однако следует отметить, что в 1990 году профессоры Гарвардской школы экономики Дэвид Нортон и Роберт Каплан по результатам исследования, направленного на выявление новых способов повышения эффективности деятельности организации и достижения целей бизнеса, разработали сбалансированную систему показателей (ССП) или Balanced Scorecard (BSC) - систему контроля эффективности и выполнения стратегических целей организации, принципиально отличающуюся от приведенной выше (рис.1) концепции американской модели контроллинга. Указанное исследование проводилось с позиций того, что управление с помощью финансовых показателей не дает достаточной информации для принятия в достаточной степени аргументированных и своевременных управленческих решений. На сегодняшний день BSC является основным инструментом исполнения стратегии в крупнейших зарубежных компаниях и корпорациях, в числе которых Coca-Cola, BP, General Electric, McDonalds, L'Oreal, BMW, Boeing, Samsung Electronics. Имел место и российский опыт внедрения BSC (компании ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Северсталь») [9].
В России научные и методические основы контроллинга рассматриваются в трудах А.М. Карминского, С.Г. Фалько, Н.Г. Данилочкиной, Е.А. Ананькиной, Т.Ю. Тепляковой, Л.В. Поповой, Р.Е. Исаковой, Т.А. Головиной.
При этом в отечественных и зарубежных публикациях сложилось неоднозначное понимание контроллинга, затрагивающее два аспекта:
- первое различие выявлено при сравнении немецкой и американской моделей и касается охвата системой контроллинга различных сфер деятельности организации (рис.1);
- второе исходит из содержания и целей контроллинга и сводится к его применимости на оперативном и стратегическом уровнях управления организацией (рис.2).
Основная цель контроллинга, как и любых других инструментов, применяемых при управлении организацией - обеспечить устойчивое финансовое положение и своевременно предоставить информацию для менеджеров. При этом четкого определения понятия «контроллинг» в профессиональной литературе не сложилось, однако зарубежные и отечественные авторы сходятся во мнении, что концепция контроллинга направлена на ликвидацию «узких мест» в соответствии с поставленными целями и задачами для достижения определенных результатов в рамках и оперативного и стратегического уровней управления.
Наиболее емкая, на наш взгляд, формулировка, отражающая весь спектр функциональных возможностей и направлений практического использования контроллинга, представлена в работе О.В. Ищенко и С.Х. Берлиной [10]. Авторы указанной статьи определяют контроллинг как «комплексную систему поддержки управления организацией, направлен-
ную на координацию взаимодействия систем управления и контроля их эффективности». Анализируя потенциальные возможности данного инструмента менеджмента, авторы утверждают, что «обеспечивая информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией, современный контроллинг включает в себя управление рисками, обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путем управления системой ключевых показателей, управление системой реализации стратегического, тактического и оперативного планирования и систему менеджмента качества».
Таким образом, контроллинг можно рассматривать и в качестве локальной функции менеджмента, и как комплексную систему инструментов управления организацией.
Список литературы
1. Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: учеб. пособие. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003. 192 с.
2. Теплякова Т.Ю. Контроллинг: учеб. пособие. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 143 с.
3. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я; пер. с нем.; под ред. и с предисл. М.Л. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2001. 288 с.: ил.
4. Заруднев А.И., Мерзликина Г.С. Исторические аспекты появления системы контроллинга // Статьи «Финансы и учет для руководителей»: http://www.classs.ru/stati/uchet/istor aspektu.html 25.09.2011
5. Рудычев А.А., Бугаенко Л.В. Международная практика контроллинга (немецкая и американская модели) // Молодой ученый. 2014. №26. С. 484- 486.
6. Контроллинг: учебник / А.М. Карминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 2006. 336 с.: ил.
7. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; под ред. Н.Г. Данилочкиной. М.: ЮНИТИ, 2002. 279 с.
8. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/ Horvath&Partners; пер. с нем. 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 269 с.
9. Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Роль финансово-кредитной системы в реализации приоритетных задач развития экономики // Материалы 4(15)-й международной научной конференции. 17-18 февраля 2011 г.: сборник докладов. Т. I; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2011. 334 с.
10. Ищенко О.В., Берлина С.Х. Формирование системы контроллинга на предприятии // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. Краснодар, 2015. № 2 - 3 (66 - 67). С. 199 - 202.
Соломыкова Людмила Вячеславовна, ассистент, millasolo@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Федоров Андрей Валентинович, канд. техн. наук, доц., fanval@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
ANALYSIS OF CONTENT OF THE CONCEPT «CONTROLLING» OF DOMESTIC AND FOREIGN PRACTICE OF MANAGEMENT
L.V. Solomykova, A.V. Fedorov
Content of the concept «controlling» of domestic and foreign practice of management is considered. Features of the American and German models of controlling are unveiled. The controlling purposes at the operational and strategic levels of management of the organization are defined. Scientific novelty consists in the construction of diagrams detailing the functionality of the American and German models controlling. A scheme for the application of controlling in the operational and strategic levels of management of the organization based on its contents and purposes.
Key words: controlling, controlling models, instrument of management, information and analytical providing, management of the organization.
Solomykova Lyudmila Vyacheslavovna, assistant, millasolo@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Fedorov Andrey Valentinovich, candidate of technical sciences, docent, fan-val@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 336.2 25.3
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Т. И. Калачева
Рассмотрены условия применения упрощенной системы налогообложения по характеру деятельности организации, ее стоимостным и количественным показателям. Выявлены ее преимущества и недостатки в сравнении с общей системой налогообложения.
Налог на прибыль, налог на имущество, лимит доходов, кассовый метод, объект налогообложения.
Само название «Упрощенная система налогообложения» предполагает некоторую простоту, доступность и выгодность для организаций, решивших прейти на нее с общей системы налогообложения.
Действительно, кажется привлекательным платить вместо нескольких налогов единый, к тому же по существенно меньшей ставке. Однако, кроме этих бросающихся в глаза преимуществ имеется и ряд сложностей.