ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ГАЗИФИКАЦИИ РЕГИОНОВ
УДК 338.4+338.27
И.А. Долматов, к.э.н., Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва, РФ),
М.А. Панова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», [email protected] С.А. Кечин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», [email protected]
Вопросы газификации представляются актуальными на государственном уровне. В 2019 г. в законодательстве РФ изменилось значение термина «газификация». Теперь газификация предполагает увеличение потребления газа, а не только строительство инфраструктуры, как было принято ранее. В связи с этим возникает потребность качественной оценки уровня газификации регионов. Традиционные подходы к мониторингу газификации не учитывают такие важные аспекты, как экономическая целесообразность газификации, устойчивость показателей во времени, оценка уровня газификации различных категорий потребителей. Кроме того, существует проблема несопоставимости данных: показатели уровня газификации могут значительно отличаться в зависимости от источника информации.
Для более точного определения уровня газификации авторами предлагается учитывать объекты, подлежащие газификации. При таком подходе показатели становятся устойчивыми во времени и могут быть использованы для оценки взаимодействия региональных властей и газовых компаний. В статье представлены критерии для определения объектов, подлежащих газификации, для различных категорий потребителей, а также агрегированный показатель газификации.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГАЗОСНАБЖЕНИЕ РЕГИОНОВ, ПОКАЗАТЕЛИ ГАЗИФИКАЦИИ, ПОТРЕБИТЕЛИ ГАЗА, КРИТЕРИИ ГАЗИФИКАЦИИ.
Газификация регионов является одной из стратегичес -ких задач Правительства РФ и ПАО «Газпром». Уровень газификации - важный показатель, характеризующий степень социаль -но-экономического развития: возможность потреблять газ положительно влияет как на разви -тие бизнеса, так и на жилищные условия населения. Кроме того, увеличение доли газа в энергетическом балансе страны повышает энергетическую эффективность, улучшает экологическую обстановку. Так, энергетичес -кой стратегией России [1] на период до 2035 г. определяется необходимость роста доли потребления более высококачественной и экологически чистой по всему циклу производства энергетичес -кой продукции.
В то же время реализация про -грамм газификации требует существенных капитальных затрат, которые не всегда окупаются. В последние годы этой проблеме уделяется достаточно большое внимание. Термин «газификация» предполагает увеличение потребления газа, а не просто строительство инфраструктуры, как это было определено законом ранее. Согласно Федеральному закону «О газоснабжении в Российской Федерации» [2] понятие «газификация» определяется как деятельность по реализации научно-технических и проектных решений, осуществлению строительно-монтажных работ и организационных мер, направленных на использование газа в качестве топливного и энергетического ресурса на объектах жилищно-ком-
мунального хозяйства, промышленных и иных объектах.
Таким образом, важно наладить мониторинг показателей газификации, который бы объективно отражал результативность усилий газовых компаний и администраций регионов, а также рациональность принятых инвестиционных решений.
Традиционно оценка уровня газификации производится по доле газифицированных квартир в жилом фонде субъекта РФ. Такой подход не учитывает ряд важнейших особенностей процесса газификации.
Во-первых, не весь жилой фонд целесообразно газифицировать. В каждом случае принятие решения осуществляется с учетом обеспеченности населенных пунктов различными видами топлива,
I.A. Dolmatov, Candidate of Sciences (Economics), National Research University "Higher School of Economics" (Moscow, Russian Federation), [email protected]
M.A. Panova, National Research University "Higher School of Economics", [email protected] S.A. Kechin, National Research University "Higher School of Economics", [email protected]
Approaches to the determination of the gasification level of regions
The gasification issues are relevant at the state level. In 2019, in the legislation of the Russian Federation the meaning of the term "gasification" is changed. Now, the gasification implies the increase in gas consumption, whereas earlier it meant just the construction of infrastructure. In this regard, there is a need for a qualitative assessment of the gasification level of regions. Traditional approaches to gasification monitoring do not take into account such important aspects as the economic efficiency of gasification, the sustainability of indicators over time, the assessment of the gasification level of various categories of consumers. In addition, there is a problem of incompatibility of data: indicators of the gasification level can vary significantly depending on the source of information.
The authors propose to consider the objects to be gasified for more accurately determination of the gasification level. With this approach, the indicators become sustainable over time and can be used to assess the interaction of regional authorities and gas companies. The article presents the criteria for determination of the objects to be gasified for various categories of consumers, as well as the aggregated indicator of gasification.
KEYWORDS: REGIONAL GAS SUPPLY, GASIFICATION INDICATORS, GAS CONSUMERS, GASIFICATION CRITERIA.
их ценовой доступности для граждан. Во-вторых, увеличение доли газифицированных квартир не всегда ведет к росту потребления газа по причине отказа граждан от подключения (соответственно, инвестиционные ресурсы используются нерационально). Кроме того, основной прирост потребления обеспечивается промышленными потребителями, газификация которых при использовании такого показателя, как доля газифицированных квартир, не оценивается.
Таким образом, становится актуальной задача разработки системы показателей, объективно отражающей уровень и темпы газификации различных категорий потребителей с учетом экономической целесообразности их подключения, а также закрепление указанной системы в нормативно-правовом акте.
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГАЗИФИКАЦИИ
Несмотря на отсутствие нормативно закрепленного способа расчета показателей газификации, в профессиональном сообществе преимущественно применяется подход к определению уровня газификации, в котором оценива-
ется газификация населения. При этом не учитывается несколько важных аспектов:
- не отражается уровень газификации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов;
- динамика показателя зависит не только от темпов реализации программ газификации, но и от внешних факторов (например, изменение целевого количества объектов для газификации вследствие строительства новой жилой недвижимости);
- экономическая целесообразность использования газа в качестве топливно-энергетического ресурса, а также выбора того или иного вида газа (магистральный, сжиженный углеродный газ (СУГ) или сжиженный природный газ (СПГ)) варьируется в зависимости от региона и зависит от совокупности факторов, в первую очередь от обеспеченности альтернативным топливом и его стоимости.
Сегодня прочие показатели газификации (помимо оценки газификации населения) содержатся в различных документах:
- программы развития газоснабжения и газификации субъектов РФ;
- отчеты о реализации программ развития газоснабжения и газификации;
- формы статистического наблюдения, представляемые рес -пондентами (предприятиями и организациями) в адрес субъектов официального статистического учета;
- формы отчетности, представляемые дочерними и зависимыми обществами газовых компаний в рамках корпоративного учета.
Правовой статус программ развития газоснабжения и газификации субъектов РФ определен Постановлением Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 [3]. В частности, определены следующие целевые показатели программы газификации: объем (прирост) потребления природного газа в год; протяженность газопроводов, количество газораспределительных станций (с учетом реконструкции) и комплексов производства сжиженного природного газа; количество газифицированных населенных пунктов и квартир природным газом (или сжиженным газом); уровень газификации природным газом; показатели, характеризующие перевод автотехники на газ.
Приказом Министерства энергетики РФ от 6 декабря 2016 г. № 1295 [4] определены следую -щие плановые и фактические показатели отчетов о реализа-
ции программ газоснабжения и газификации с точки зрения газораспределительных организаций: прирост потребления природного газа в год; строительство (реконструкция) газопроводов, газораспределительных станций; газоснабжение природным газом, СУГ или СПГ населенных пунктов и квартир; уровень газификации жилищного фонда природным газом, СУГ или СПГ по отношению к 2005 г.; перевод котельных на природный газ или СПГ; строительство комплексов производст -ва СПГ; перевод на природный газ автотранспортной техники и строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Помимо оценки уровня газификации населения отчеты позволяют оценить динамику газификации автотранспорта и котельных.
В Федеральном плане статистических работ [5] мониторинг уровня газификации в прямом виде не ведется. Единственный показатель, косвенно отражающий уровень газификации, -«удельный вес общей площади, оборудованной газом» [5].
Из прочих форм статистического наблюдения, представляемых респондентами в адрес субъектов официального статистичес -кого учета, показатели, отражающие уровень газификации, формируются только в форме № 1-газ «Сведения об использовании сетевого (сжиженного) газа» [6]. Показатели, отраженные в форме, в целом схожи с параметрами, которые отслеживаются в рамках программ газоснабжения и газификации. Оценка уровня газификации производится исходя из количества газифицированных населенных пунктов и квартир.
Из форм отчетности, представляемых дочерними и зависимыми обществами газовых компаний в рамках корпоративного учета, наибольшее распространение вследствие географического охвата респондентов имеет форма
№ 43-год (технический паспорт ГРО), утвержденная Приказом ОАО «Газпром» № 73 от 12.03.2012.
В данной форме собираются показатели числа газифицированных квартир и населенных пунктов различными видами газа, количество газифицированных промышленных объектов (с выделением групп: теплоэлектроэнергетика, котельные, технологическое оборудование, прочие), жилищно-коммунальных объектов (с выделением групп: котельные и прочие), сельскохозяйственных объектов (с выделением групп: котельные и прочие). Отличительная особенность формы № 43-год - учет количества квартир, подлежащих газификации. Вследствие этого показатель уровня газификации квартир становится более устойчив к изменению общего количества квартир в анализируемом регионе. В целом форма № 43-год является наиболее точной как с точки зрения количества показателей, отражаю -щих уровень газификации различных категорий потребителей, так и наличия в ней показателя уровня газификации, устойчивого к изменению общего количества квартир в регионе.
ПРОБЛЕМЫ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ГАЗИФИКАЦИИ
На базе показателей, используе -мых для характеристики уровня газификации и представленных в существующей системе отчетности, темпы газификации можно оценить несколькими способами, а именно за счет оценки динамики:
- количества газифицированных населенных пунктов, домовладений и квартир, энергетических, промышленных, сельскохозяйственных, коммунально-бытовых объектов, транспорта;
- доли газифицированных населенных пунктов, квартир и домо -владений, жилой площади в общем количестве населенных пунктов, квартир и домовладений, жилой площади;
- доли газифицированных квартир и домовладений в общем ко-
личестве квартир и домовладений, подлежащих газификации.
Ключевая проблема первого способа оценки темпов газификации заключается в отсутствии понимания степени приближения к оптимальному состоянию. Например, в одном регионе газификация одного населенного пункта представляет менее 1 % необходимой работы по развитию газифи -кации,тогда как в другом она может стать последним шагом в решении задачи полной газификации местности, нуждающейся в доступе к газу.
Второй способ оценки решает эту проблему лишь частично, поскольку, несмотря на то, что сравниваются доли газифицированных объектов, оптимальная степень газификации неизвестна. Дополнительная проблема этого подхода состоит в том, что он не позволит исключить влияние внешних факторов, не связанных с непосредственно усилиями по газификации, например изменение общего количества объектов.
Третий способ оценки решает обе проблемы, но он возможен в суще -ствующей системе отчетности только для квартир и домовладений. Кроме того, критерий «подлежит газификации» применяется лишь в корпоративной отчетности. Для применения третьего подхода на практике необходимо закрепление на законодательном уровне указанного критерия для всех категорий потребителей (объектов), по которым будет проводиться оценка уровня и темпов газификации.
Таким образом, можно выделить следующие проблемы практического использования существующей системы показателей газификации.
Отсутствие комплексного показателя, характеризующего общий уровень газификации субъекта РФ (с учетом различных категорий потребителей и различных видов газа).
Отсутствие четкого единого критерия «населенный пункт газифицирован» в нормативно-
....................11111
11IIIIM 21 31 41 51 61 71 81
-30 -40
Регионы РФ Regions of the Russian Federation
Расхождение показателя уровня газификации населения в формах 43-год и 1-жилфонд в 2016 г. Disarrangement in the indicator of the population gasification level in the 43-god and 1-zhilfond forms in 2016
правовых актах. Ключевые отраслевые нормативные акты по вопросу реализации программ газификации [3, 4] не определяют такого критерия.
На практике существует разделение ответственности между ПАО «Газпром» (осуществляет строительство газопроводов между населенными пунктами) и регионами (обеспечивают возведение городских и поселковых сетей). Поэтому с точки зрения оценки результативности Группы «Газпром» можно считать населенный пункт газифицированным, если к нему подведена инфраструктура, даже если ни одно домохозяйство не совершило технологическое подключение, что делает такую газификацию неэффективной.
Отсутствие четкого единого критерия «квартира или домовладение газифицировано» в нормативно-правовых актах. В ключевых отраслевых нормативных актах по вопросу реализации программ газификации такой критерий не определен. Для оценки количества газифицированных квартир в статистике используется подсчет квартир, оборудованных газовой плитой. Газ используется населением для следующих целей: приготовление пищи, нагрев воды,
отопление [7], поэтому подсчет количества только газовых плит как характеристики газификации населения является недостаточно точным способом учета. Если рассматривать газификацию как комплекс мероприятий, направленных на использование газа населением, то стимулирование к его использованию для целей нагрева воды и отопления повы -сит эффективность проводимых мероприятий.
Отсутствие комплексных данных о жилфонде, транспорте, энергетических, промышленных, сельскохозяйственных и коммунально-бытовых объектах, подлежащих и не подлежащих газификации по причинам отсутствия: комплексного сбора статистической информации вне зависимости от присутствия Группы «Газпром»; данных об общем количестве объектов, нуждающихся в газификации; четкого и единого критерия «подлежит или не подлежит газификации», «объект газифицирован».
Отсутствие системы сбора данных о количестве газифицированных, негазифицированных и подлежащих газификации объектов делает любые показатели неустойчивыми. В результате становится очевидной такая проблема
расчета уровня газификации, как существенное отличие оценок при использовании разных источников данных. Например, значительные расхождения наблюдаются при сопоставлении форм 43-год и 1-жилфонд (см. рис.).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
Для совершенствования системы показателей, используемых для характеристики уровня газификации, в целях повышения объективности оценки уровня и темпов газификации авторами предлагаются следующие нововведения.
Использование комплексного показателя, характеризующего общий уровень газификации субъекта РФ, с учетом различных кате -горий потребителей и различных видов газа.
Использование в качестве показателя газификации долей газифицированных объектов в общем количестве объектов, подлежащих газификации, а не просто в общем количестве объектов.
Определение четких критериев, при соблюдении которых: считается газифицированным населенный пункт, квартира и иные объекты; считаются подлежащими газификации населенный пункт, квартира и иные объекты.
Комплексный показатель газификации может быть рассчитан как среднее арифметическое показателей газификации всеми видами газа по каждому типу нижеперечисленных объектов: квартиры и домовладения;тепловые электрические станции (включая станции промышленных предприятий); котельные (включая котельные промышленных предприятий); промышленные объекты (за исключением тепловых электростанций и котельных промышленных предприятий); коммунально-бытовые и жилищно-коммунальные объекты (за исключением тепловых электрических станций и котельных); сельскохозяйственные объекты (за исключением тепловых электрических станций и котельных).
Целесообразно, чтобы соблюдение критерия «объект газифицирован» проверялось газораспределительными (газоснабжающими) организациями при заполнении соответствующей отчетности. Предлагаются следующие критерии для соответствующего объекта газопотребления.
Населенный пункт считается газифицированным, если он включен в генеральную схему газоснабжения (при ее наличии), в населенном пункте построена и введена в эксплуатацию газораспределительная инфраструктура или в населенный пункт доставляются в рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по топливообес-печению населения баллоны со сжиженным газом.
Квартира (домовладение) считается газифицированной, если в ней подключено любое стационарное газопотребляющее оборудование(напольная плита, бойлер и др.).
Иные объекты считаются газифицированными, если они подключены к сети газоснабжения или используют несетевой газ.
Целесообразно, чтобы соблюдение критерия «объект подлежит газификации» в отношении
населенного пункта, квартиры (домовладения) проверялось газораспределительными (газоснабжающими) организациями при заполнении соответствующей отчетности. Предлагаются следующие критерии.
Населенный пункт считается подлежащим газификации, если он включен как подлежащий газификации в генеральную схему газоснабжения и (или) в региональную (межрегиональную) программу газификации.
Квартира считается подлежащей газификации, если выполняются два условия: объект не находится в ветхом или аварийном состоянии, объект не оснащен газопотреб -ляющим оборудованием.
Предполагается, что соблюдение критерия «объект подлежит газификации» в отношении промышленных, энергетических, сельскохозяйственных, жилищно-коммунальных и коммунально-бытовых объектов проверяет организация - собственник потенциальных объектов газопотребления при заполнении специальной опросной формы. Целесообразность перевода оборудования на газ при этом определяется с помощью следующего соотношения:
А + В + С < Д (1)
где А - САРЕХ, капитальные затраты на перевод оборудования на газ, приведенные на потенциальный объем потребления топлива в течение целевого срока окупае -мости инвестиционного проекта по газификации оборудования, руб/т.у.т; В - ДОРЕХ, увеличение или уменьшение операционных расходов при переводе оборудования на газ, приведенное на потенциальный объем потребления топлива в течение целевого срока окупаемости инвестиционного проекта по газификации оборудования, руб/т.у.т; С - цена газа - цена на газ для объекта, пересчитанная с учетом калорийности газа по сравнению с условным топливом, руб/т.у.т; D - цена используемого топлива -
цена на применяемое топливо для объекта, пересчитанная с учетом калорийности используемого топ -лива по сравнению с условным, руб/т.у.т.
Если суммарные издержки перевода оборудования на газ (левая часть неравенства) ниже издержек использования существующего топлива, то использование газа экономически целесообразно.
Внедрение изложенных предложений потребует совершенствования статистического инструментария. В рамках такого совершенствования необходимо обеспечить возможность комплексного сбора статистической информации по следующим показателям, отсутствующим на сегодняшний день: общее количество населенных пунктов, квартир и иных объектов, подлежащих газификации; общее количество газифицированных объектов, кроме населенных пунктов и квартир или домовладений.
ВЫВОДЫ
В связи с изменяющейся трактовкой понятия и целей газификации регионов должны претерпеть изменения и подходы к оценке уровня и темпов газификации.
Система показателей оценки должна охватывать показатели газификации не только населения, но и иных газопотребляющих объектов. Должен учитываться потенциал роста потребления газа и экономическая целесообразность использования различных видов топлива.
В рамках настоящей работы авторами предложен ряд решений, позволяющих учесть данные требования к системе оценки уровня и темпов газификации. С практической точки зрения реализация этих предложений позволит, с одной стороны, усилить взаимо -связь между задачами регионов и целями ПАО «Газпром», с другой -точнее оценивать уровень газифи -кации именно с точки зрения интенсификации использования газа в качестве топлива. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект энергетической стратегии России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения: 26.02.2019).
2. Федеральный закон РФ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изменениями на 03.08.2018) (редакция, действующая с 16.01.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901729900 (дата обращения: 26.02.2019).
3. Постановление Правительства РФ от 10.09.2016 № 903 «О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204555/ (дата обращения: 26.02.2019).
4. Приказ Министерства энергетики РФ от 06.12.2016 № 1295 «Об утверждении формы отчета о реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/6964 (дата обращения: 26.02.2019).
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/6388294/ (дата обращения: 26.02.2019).
6. Постановление Росстата от 16.08.2005 № 62 «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения для организации Росэнерго (ОАО «Росгазификация») статистического наблюдения, за исключением сетевого газа на коммунально-бытовые нужды» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55386/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 26.02.2019).
7. Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/ (дата обращения: 26.02.2019).
REFERENCES
1. Project of Energy Strategy of Russia for the Period up to 2035 [Electronic source]. Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/1920 (access date: February 26, 2019). (In Russian)
2. Federal Law of the Russian Federation of March 31, 1999 No. 69-FZ "On Gas Supply in the Russian Federation" (as Amended on March 8, 2018) (Edited from January 16, 2019) [Electronic source]. Access mode: http://docs.cntd.ru/document/901729900 (access date: February 26, 2019). (In Russian)
3. Decree of the Government of the Russian Federation of September 10, 2016 No. 903 "On the Procedure for the Development and Implementation of Interregional and Regional Programs for the Gasification of Housing and Communal Services, Industrial and Other Organizations" [Electronic source]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204555/ (access date: February 26, 2019). (In Russian)
4. Order of the Ministry of Energy of the Russian Federation of December 6, 2016 No. 1295 "On Approval of the Form of a Report on the Implementation of Interregional and Regional Programs for the Gasification of the Housing and Utilities Sector, Industrial and Other Organizations" [Electronic source]. Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/6964 (access date: February 26, 2019). (In Russian)
5. Order of the Government of the Russian Federation of May 6, 2008 No. 671-r "On Approval of the Federal Plan of Statistical Works" [Electronic source]. Access mode: https://base.garant.ru/6388294/ (access date: February 26, 2019). (In Russian)
6. Resolution of the Federal State Statistics Service of August 16, 2005 No. 62 "On Approval of the Form of Federal State Statistical Observation
for the Organization of Russian Federal Energy Agency (Rosgazifikatsiya OJSC) of Statistical Observation, with the Exception of Network Gas for Household Needs" [Electronic source]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55386/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (access date: February 26, 2019). (In Russian)
7. Decree of the Government of the Russian Federation of May 6, 2011 No. 354 "On the Provision of Utilities to Owners and Users of Premises
in Apartment Buildings and Residential Houses" [Electronic source]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_114247/ (access date: February 26, 2019). (In Russian)
4l ' " " " ~
Продолжается подписка на второе полугодие 2019 г. -
F ГАЗОВАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
№6
успейте оформить на специальных условиях!
Подробности у менеджеров: +7 (495) 240-54-57 | [email protected]