ПРОБЛЕМЫ КРИМИНОЛОГИИ
М.П. Киреев*, Л.И. Халиуллина**
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭКСТРЕМИЗМА КАК УГРОЗЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, отклоняющееся поведение, общественная безопасность, нормативное регулирование.
L.I. Khaliullina. M.P Kireev. Approaches to the Definition of Extremism as a Threat to Public Safety
The article considers the approaches to determine the content of extremism and its negative consequences as a threat to public safety. Indicated the main trend of the domestic regulatory content of extremism (extremist activities) pronounced the historical volatility, reflecting the inconsistency and contradictions of the legislative process and as a result of enforcement.
Исследование вопросов противодействия экстремизму и его негативных проявлений находится в центре внимания множества отечественных и зарубежных ученых. Достоверно установить происхождение термина «экстремизм» не представляется возможным, помимо того, что extrem в переводе с латинского означает «край», «предел», «граница». По одной из точек зрения, «экстремистами» стали называть представителей политической партии «Индийский национальный конгресс», которые в начале ХХ века вели активную борьбу за независимость Индии1. По другой - данный термин одним из первых употребил в начале ХХ века французский юрист Лерой, характеризуя его «требованием от своих приверженцев абсолютной веры в исповедуемые политические идеалы»2.
В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона и Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля словарной статьи об экстремизме не содержится. Более современные энциклопедии второй половины ХХ века термин экстремизм определяют как «приверженность к крайним взглядам, мерам»3 и, следовательно, не вкладывают исключительно негативный смысл.
В этой связи необходимо обратиться к мнению, высказанному А. И. Долговой, согласно которому «позитивные отклонения крайности существуют на-
* Доктор юридических наук, профессор Академии управления МВД России.
** Следователь СУ СЧ ГСУ МВД РФ по РТ, адъюнкт Академии управления МВД России. [[email protected]]
1 См.: Жукова О.С. Правовые меры противодействия информационному экстремизму: дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2006. С. 16.
2 Дворянов В.А. Политический экстремизм в Центральной Европе // Терроризм и политический экстремизм: вызовы и поиски адекватных ответов / отв. ред. А.А. Шаравин, С.М. Маркедонов. М., 2002. С.47.
3 Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 30. 3-е изд. М., 1978. С. 39; Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 1552; Словарь русского языка. В 4 т. Т. 4 / под ред. Л.П. Евгеньевой, ГА Разумниковой. М., 1984. С. 269.
ряду с отрицательными...крайность может быть вынужденной, связанной с выполнением долга, новыми открытиями и другими полезными целями»4. По мнению В.В. Лунеева, «экстремизм как та или иная крайность наблюдается в различных сферах деятельности и может в зависимости от ситуации получать в обществе позитивную и негативную оценку. Экстрем в науке, литературе, спорте, в моде, скульптуре, других видах искусства может привести к переменам».
П.К. Кривошеин полагает, что без «экстремизма как приверженности к крайним мерам и действиям не было бы и прогресса во всех областях человеческой жизнедеятельности»5. Вместе с тем недопустимо оправдание противоправного и негативного экстремизма.
Результаты негативного воздействия экстремизма проявляются во всех сферах жизнедеятельности государства, общества и человека, что предопределило интерес со стороны разнообразных наук: философии, истории, социологии, политологии, психологии, правовых наук.
С позиций философии экстремизм представляет собой противоположность «позитивным социокультурным ценностям»6 и «отражает деструктивно-деятельностный характер человеческой сущности., представляет специфическую форму
отчуждения, ориентированную на уничтожение регулярной идентичности», «не»-» 7
сет насилие и агрессию, отражает крайние состояния человеческого сознания»7, а содержание экстремистской деятельности проявляется «в антиобщественных взглядах и поступках»8, «разрушении существующей государственной системы»9, «однобокости в восприятии общественных проблем, в поиске путей их решения»10.
В рамках исторических наук экстремизм рассматривается как «крайнее радикальное течение, идеологические цели которого связаны с разрушением су-
11 ^ 1? ществующего строя»11, «утверждением господства одной нации или этноса»12,
4 Долгова А.И., Гуськов А.Я., Чуганов Е.Г. Проблемы правового регулирования борьбы с экстремизмом и правоприменительной практики. М., 2010. С. 28-29.
5 Кривошеин П.К. Экстремизм и преступления экстремистской направленности // Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с преступлениями экстремистской направленности: мат. всерос. науч.-практич. конф. / отв. ред. П.В. Анисимов. Волгоград, 2010. С. 19.
6 Афанасьева P.M. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): дис. ... канд. филос. наук. М., 2007. С. 14.
7 Хоровинников А.А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): ав-тореф. дис. . канд. филос. наук. Саратов, 2007. С. 7, 12.
8 Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления: дис. ... канд. филос. наук. Киев, 1984. С. 46.
9 Морозов И.Л. Левый экстремизм в индустриальном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 1998. С. 10.
10 Назиров Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Душанбе, 2009. С. 22.
11 Лопушанский И.Н. Радикализм и экстремизм: общее и особенное // Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И Долговой. М., 2010. С. 39.
12 Дементьев Д.А. Исторический опыт борьбы с этнорелигиозным экстремизмом на Северном Кавказе (1992-2007 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Славянск-на-Кубани, 2008. С. 183.
13
«сменой политической системы и захватом власти»13, искусственным ускорением общественного развития с помощью насилия14.
Экстремизм в исследованиях социологов представляет собой «приверженность крайним взглядам и методам действий по достижению групповых целей», которая является «препятствием для модернизации российского общества»15, «ведет к попранию прав и свобод граждан, подрывает общественную безопасность, государственную целостность и международный авторитет страны, создает реальную угрозу межнациональному и межконфессиональному миру»16, «деструктивная форма проявления молодежной субкультуры»17. При этом отмечена негативная тенденция «. восприятия молодежью экстремизма как приемлемого способа решения проблем»18.
Политологи полагают, что экстремизм является «радикальной деятельностью субъектов социально-политических отношений, основанной на приверженности к гипертрофированию, крайним оценкам условий»19, целью которой выступает «насильственное изменение существующего порядка»20, «систематическое устрашение, провоцирование, дестабилизация политической жизни»21, реализация «антиконституционных (противоправных), общественно-опасных методов»22, препятствие «ходу реформ» и «содержит опасность для политики
23
мирного сотрудничества государств»23.
13 Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока (последняя треть XX - начало XXI вв.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2003. С. 317.
14 Елизаров М. А. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны (февраль 1917 - март 1921 гг.): автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2007. С. 3.
15 Русанова О.А. Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в российском обществе (на примере Ссверокавказского региона): дис. ... канд соц наук. М., 2004. С. 9.
16 Резникова А.В. Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма (роль «исламского» фактора в Северокавказском регионе): дис. . канд. соц. наук. Ростов-н/Д., 2005. С. 17.
17 Акунина Ю.А. Социально-культурные условия профилактики экстремизма в молодежной среде: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. С. 37.
18 Егорова Т.В. Работа с экстремистскими молодежными объединениями в Германии // Педагогика. 2006. № 5. С. 91.
19 Воронов И.В. Основы политико-правового ограничения социально-политического экстремизма как угрозы национальной безопасности Российской Федерации: дис. . канд. полит. наук. М., 2003. С. 33.
20 СеменцовA.M. Институциональные формы молодежного экстремизма в российском политическом процессе: дис. ... канд. полит, наук. Ростов-н/Д., 2007. С. 8.
21 Назарова Е.С. Политический экстремизм и его роль в современных конфликтах: дис. ... канд. полит. наук. Ставрополь, 2001. С. 111.
22 Киреев А. С. Политико-правовые основы профилактики этнополитического экстремизма в Российской Федерации: дис. . канд. полит. наук. М., 2003. С. 30.
23 Гречкина Е.Н. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: дис. . канд полит. наук. Ставрополь, 2006. С. 4, 11.
Вышеуказанные позиции находят свое отражение в психологии, в которой экстремизм понимается как «совокупность противоправных, насильственных, или призывающих к насильственным действиям деяний, совершаемых с целью
24
запугивания»24.
С точки зрения правовых наук, экстремизм раскрывается как «социально негативное»25, «общественно опасное явление»26, которое «не может существовать вне связи с преступностью»27 и направлено «на изменение основ констшу-ционного строя страны, возбуждение политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды через применение насилия и угрозу его применения, причинение имущественного либо физического вреда, а равно призывы к указанным действиям»28. Безусловно экстремизм в его негативном смысле строго ограничен в рамках законов, действующими правовыми нормами и позиции, изложенные в доктрине правовых наук, находят в них свое отражение.
Отечественное законодательство, несмотря на рассмотренные нами доктринальные подходы к определению термина «экстремизм», длительное время не содержало его легального определения.
В законодательстве советского периода термин «экстремизм» использовался без раскрытия его содержания в качестве констатации, резко ухудшающейся социально-политической ситуации в некоторых регионах. К примеру, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1990 г. № 1060-1 «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах» содержит следующие положения: «. экстремистки настроенные группировки организуют массовые беспорядки, провоцируют забастовки, разжигают национальную рознь и вражду. Ими осуществляются дерзкие преступные акции, минируются дороги и мосты, проводятся обстрелы
29
населенных пунктов, захват заложников»29.
24 Демаховская М.Е. Психологические факторы риска экстремистского поведения у подростков: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. С. 106.
25 Узденов P.M. Экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы противодействия: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8, 15-16.
26 Косякова М. Е. Правовая превенция политического экстремизма: институциональнотехнологический аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2008. С. 8, 42.
27 Степанов Н.В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом: дис. . канд юрид. наук. М., 2003. С. 8, 30.
28 Маркова Ю. В. Предупреждение преступлений, совершаемых группами несовершеннолетних, экстремистской направленности: дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008. С. 31-32.
29 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1990 г. № 1060-1 «Об объявлении чрезвычайного положения в Нагорно-Карабахской автономной области и некоторых других районах» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 3. Ст. 40.
Впоследствии подобные формулировки использованы в связи с призывами ряда общественных организаций и движений о проведении в конце февраля 1990 г. демонстраций и митингов в Москве, Ленинграде, других городах Советского Союза30, конфликтами между Азербайджанской ССР и Армянской ССР31, между Ингушетией и Северной Осетией32, трагическими событиями в Ошской области Киргизской ССР33, созданием в конце 1992 г. организаций, имеющих своей целью свержение конституционного строя, разжигание национальной и социальной розни (например, Фронт национального спасения)34, проведением демонстрации 1 мая 1993 г. в г. Москве35, провокационными действиями на таджикско-афганской границе36, вооруженными столкновениями в октябре 1993 г. в г. Москве37, событиями в г. Буденновске38 и другими чрезвычайными происшествиями, которые происходили на территории Российской Федерации и иностранных государств.
Вместе с тем используемые в указанных актах термины «экстремистские цели», «экстремистский элемент», «экстремистские группировки» и т.д. не позволяли раскрыть содержание экстремистской деятельности. В результате этого
30 Заявление Верховного Совета СССР от 20 февраля 1990 г. № 1195-1 «О принятии необходимых мер для защиты правопорядка во время проведения демонстраций и митингов» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 8. Ст. 102.
31 Постановление Верховного Совета СССР от 5 марта 1990 г. № 1299-1 «О положении в Азербайджанской ССР и Армянской ССР и мерах по нормализации обстановки в этом регионе» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 11. Ст. 160.
32 Заявление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 2 ноября 1992 г. № 3768-1 «В связи с вооруженным конфликтом между Ингушетией и Северной Осетией» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 45. Ст. 2552.
33 Постановление Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 26 сентября 1990 г. № 1683-1 «О событиях в Ошской области Киргизской ССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 40. Ст. 804.
34 Указ Президента РФ от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 44. Ст. 2518.
35 Распоряжение Президента РФ от 8 мая 1993 г. № 324-рп «О создании Государственной комиссии по выяснению обстоятельств и причин событий, имевших место 01 мая 1993 г. в г. Москве» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 20. Ст. 1824.
36 Заявление Верховного Совета РФ от 15 июля 1993 г. № 5439-1 «В связи с событиями на таджикско-афганской границе» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 30. Ст. 1168.
37 Указ Президента РФ от 3 октября 1993 г. № 1575 «О введении чрезвычайного положения в г. Москве» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 40. Ст. 3748.
38 Заявление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 июня 1995 г. № 511-1СФ «В связи с событиями 14 июня 1995 г. в г. Буденновске Ставропольского края» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. Ст. 2354.
Конституционный Суд РФ еще в начале февраля 1993 г. признал не имеющим юридического значения понятие «экстремистские элементы», так как, по мнению Суда, оно не обладает определенным юридическим содержанием и может
39
привести к нарушению конституционных прав граждан39.
Следует отметить, что еще до принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» указанная проблема была отражена в нормативных правовых актах Ивановской области40, Кабардино-Балкарской Республики41, Калининградской области42, Карачаево-Черкесской Республики43, г. Москвы44, Республики Дагестан45, Республики Ингушетия46, Ставропольского края47, Тверской области48, Челябинской области49.
39 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 февраля 1993 г. № 3-П по делу о проверки конституционности Указа Президента РФ от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 9. Ст. 344.
40 Закон Ивановской области от 19 апреля 1995 г. № 9-ОЗ «Об ответственности за разжигание социальной, расовой и национальной розни, иные проявления фашизма и политического экстремизма» // Ивановская газета. 1995. 25 апр. № 77 (955) (утратил силу).
41 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 1 июня 2001 г. № 47-РЗ «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности» // Кабардино-Балкарская правда. 2001. 7 июня. № 112 (утратил силу).
42 Постановление Главы Администрации Калининградской области от 24 мая 1995 г. № 252 «Об обеспечении согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Калининградской области» // Янтарный край. 1995. 31 мая. № 107.
43 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 4 мая 2000 г. № 6-РЗ «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» // День Республики. 2000. 6 мая. № 52 (утратил силу).
44 Закон г. Москвы от 15 января 1997 г № 1 «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 4 (утратил силу).
45 Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» // Дагестанская правда. 1999. 24 сент. № 198.
46 Закон Республики Ингушетия от 8 декабря 1998 г. № 18-РЗ «О регулирования некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия» // Ингушетия. 1999. 6 апр. № 41 (утратил силу).
47 Постановление Правительства Ставропольского края от 24 октября 2001 г. № 241.10 п «О создании в г. Ставрополе государственного учреждения “Научно-практический центр по исследованию и изучению проблем исламского (религиозного) экстремизма и терроризма на территории Ставропольского края”» // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2001. № 11 (89). Ст. 1330.
48 Постановление Губернатора Тверской области от 1 октября 1999 г. № 868 «О запрете использования фашистской символики в Тверской области» // Тверские ведомости. 1999. 22-28 окт. № 85 (утратил силу).
49 Постановление Губернатора Челябинской области от 10 января 2000 г. № 5 «О мерах по противодействию политическому экстремизму» // Сборник нормативно-правовых актов администрации Челябинской области. 2000. № 1 (утратил силу).
С принятием Федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности» большинство вышеперечисленных нормативных актов утратили силу.
По поводу целесообразности закрепления в законодательстве термина «экстремизм» («экстремистская деятельность») высказаны и противоположные точки зрения. Так, по вопросу принятия закона «О противодействии экстремистской деятельности» С.А. Боголюбов высказал достаточно интересную мысль о том, что «... все или почти все поступки (то есть, подпадающие под формулировку экстремизм) предусмотрены в Кодексе об административных правонарушениях, а опасные деяния - в Уголовном кодексе РФ. Какие еще деяния должны быть в нем? Экстремистские? Но такого преступления не было и нет ни в российском, ни зарубежном праве; это политологический и публицистический термин, обобщающий все нежелательные и опасные для государства действия»50.
С момента своего закрепления в законодательстве понятие «экстремизм (экстремистская деятельность)» неоднократно претерпевало существенные изменения.
Первоначально по состоянию на 25 июля 2002 г. термин «экстремизм» состоял из двенадцати форм, в июле 2006 г. дефиниция экстремизма увеличилась в объеме еще на семь форм и составила - семнадцать51, а в редакции Федерального закона от 27 июля 2007 г. «О противодействии экстремистской деятельности»52 из данного понятия были исключены вводная часть определения и одиннадцать ее форм, а также добавлены новые пять форм.
Изложенное позволяет проследить позицию законодателя по отношению к экстремизму как к общественно опасному деянию. Следует отметить непоследовательность и противоречивость российского законодателя в законотвор-
53
ческом процессе53, в частности, в подходах при определении экстремизма, что свидетельствует об отсутствии единой позиции в отношении его содержания.
50 Боголюбов С.А. Нужен ли закон о противодействии политическому экстремизму? // Адвокат. 2001. № 11. С. 97.
51 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (часть I). Ст. 3452.
52 Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4008.
53 Исаков В.Б. Проблемы обеспечения единства законодательства в Российской Федерации // Законодательство. 1997. № 4. С. 54.