Татьяна ЕВДОКИМОВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Статья посвящена исследованию вопросов, связанных с противодействием экстремистской деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделено формированию нормативно-правовой базы, регламентирующей противодействие экстремизму.
The article is devoted to the study of issues related with fight against extremist activity in the Russian Federation. Special attention is drawn to formation of legal framework, regulating fight against extremism.
Ключевые слова:
экстремизм, национальное равноправие граждан, насильственное нарушение единства территории, фашизм, конституционный строй, законопроект; extremism, equality of ethnic groups, violation of territorial unity, fascism, constitutional order, draft law.
В современной научной литературе преобладает точка зрения о том, что законодательство в сфере противодействия экстремистской деятельности как в России, так и за рубежом находится в стадии становления1.
Изучение нормативно-правовой базы позволяет автору согласиться с данной точкой зрения. В нашей стране первые нормативно-правовые акты, регламентирующие противодействие экстремизму, относятся к периоду последних лет существования советского государства. В постановлении Съезда народных депутатов СССР «Об усилении борьбы с организованной преступностью» от 23 декабря 1989 г. отмечалось, что в СССР «приобретают всё более организованный и экстремистский характер действия националистически настроенных групп».
Прообразом действующего ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» стал Закон СССР «Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР» от 2 апреля 1990 г. На законодательном уровне впервые было запрещено противоправное деяние, называемое в настоящее время «экстремистской деятельностью». Кроме того, данным законом устанавливались аналоги нынешних институтов судебного запрета деятельности объединений, приостановления деятельности объединений.
Через два года президентом РФ 28 октября 1992 г. был подписан Указ № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации», в котором говорилось об «экстремистских целях» неких организаций, а главам региональной исполнительной власти предлагалось «принять строжайшие меры к пресечению деятельности экстремистских элементов». В связи с тем, что в данный период в стране отмечалось широкомасштабное политическое противостояние, этот указ носил декларативный характер.
Значительное внимание со стороны органов исполнительной и законодательной власти к борьбе с экстремизмом, в том числе его особо опасным проявлением — фашизмом, было уделено в 1995 г. 14 февраля 1995 г. в Государственной Думе прошли парламентские слушания, организованные Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций, на тему «О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации», где были высказаны разнообразные мнения о существовании и предупреждении фашистской опасности в России, выработаны предло-
ЕВДОКИМОВА
Татьяна Леонидовна — адъюнкт кафедры государственноправовых дисциплин Академии управления МВД России [email protected]
1 Павлинов А.В. Антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты. — М. : Юрлитинформ, 2008, стр. 278.
жения по осуществлению мер по пресечению пропаганды фашистской идеологии.
23 марта 1995 г. президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан Указ № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». В нём обращалось внимание на участившиеся случаи разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространение идей фашизма. Отмечалось, что эти крайне опасные явления в жизни нашего общества создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и территориальную целостность России. В указе предусматривался целый комплекс мер по усилению борьбы с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма, по координации в связи с этим деятельности Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, Минюста, Комитета по печати, органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления.
19 мая 1995 г. был принят Федеральный закон № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов». В нём подчеркивалось, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация брала на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. Согласно ст. 6 данного закона было запрещено использовать в любой форме нацистскую символику как оскорбляющую многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах.
Несмотря на повышенное внимание, федеральный закон, направленный на запрещение фашизма, так и не был принят. В 1995 г. в Государственную Думу было внесено четыре проекта федеральных законов по данной тематике. Госдума приняла к рассмотрению только один из них — «О запрещении пропаганды фашизма в РФ». Законопроект прошёл два чтения, однако из-
за разногласий по поводу определения фашизма и пассивности депутатов третье чтение 17 марта 1997 г. закончилось тем, что законопроект был возвращён в первое чтение, и проблема по-прежнему остаётся открытой.
Начиная с 1995 г., в Государственной Думе неоднократно рассматривался проект закона «О политическом экстремизме», но так и не был принят. В ходе его обсуждения ставились вопросы о понимании места экстремизма в неустойчивой политической системе, о степени опасности реализации крайних политических форм, о возможности ответственности за так называемые «словесные» преступления и др. Вырабатывались некоторые принципы: необходимость отграничивать обычные формы протеста в условиях политической свободы от борьбы, откровенно или завуалированно направленной на уничтожение самой политической свободы; обусловленность политического экстремизма сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет, и т.д.
27 октября 1997 г. президентом РФ был издан Указ № 1143 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию политическому экстремизму в Российской Федерации». В этом документе указывалось, что для «обеспечения взаимодействия органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и других форм политического экстремизма» требуется предварительное исследование ситуации и выработка более эффективного плана, чем разрозненный набор указаний ведомствам, содержавшийся в Указе 1995 г. Созданная комиссия была призвана выработать меры, направленные на предупреждение и устранение причин и условий, способствующих проявлению различных форм политического экстремизма. 19 марта 1999 г. Государственная Дума приняла постановление «Об истоках политического экстремизма в Российской Федерации», в котором решительно осудила все его проявления, направленные на дестабилизацию экономической и политической ситуации в России и способствующие созданию кризиса в стране.
Несмотря на отсутствие Федерального закона о противодействии экстремистской деятельности, на региональном уровне предпринимались попытки противо-
действия экстремизму. Особенно это было характерно для южных регионов России, где были приняты нормативно-правовые акты, регулирующие круг вопросов, относящихся к проявлениям экстремизма, причём с учётом местной специфики, в т.ч. радикального религиозного фактора. Например, закон Республики Ингушетия «О регулировании некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в республике Ингушетия» от 8 декабря 1998 г. № 18-РЗ; закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской деятельности и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» от 22 сентября 1999 г. № 15; закон Карачаево-Черкесской Республики «О противодействии политическому и религиозному экстремизму на территории Карачаево-Черкесской Республики» от 4 мая 2000 г.
В дальнейшем, в результате юридической экспертизы, проведённой территориальными органами Минюста РФ, законы Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики были признаны противоречащими Конституции РФ и федеральному законодательству.
10 января 2000 г. президентом РФ была подписана Концепция национальной безопасности, в которой экстремизм в числе угроз национальной безопасности указан не был. Вместе с тем необходимо отметить, что среди «основных направлений защиты конституционного строя» предусматривалось «совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности».
25 августа 2001 г. правительством РФ было принято постановление № 629 «О Федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)”». Среди основных направлений реализации Программы была выделена «разработка законодательства, обеспечивающего условия для формирования толерантного поведения, борьба с проявлениями экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости».
11 июля 2001 г. был принят Федеральный закон № 95-ФЗ «О политических партиях», скорректировавший ряд положений Закона СССР «Об общественных объединениях» 1990 г. Данный закон запрещал «создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни». Данный нормативно-правовой акт предусматривал и ряд других запретов, которые на законодательном уровне создали более чем достаточно оснований для того, чтобы не допустить возникновения и функционирования организаций экстремистского толка.
В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим противодействие экстремизму, является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. федеральных законов от 27.07.2006 № Ш-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-Ф3, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ). Указанный федеральный закон определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, а также устанавливает ответственность за её осуществление.
Таким образом, изучение процесса формирования законодательных основ противодействия экстремизму позволяет сделать следующие выводы. До принятия Федерального закона № 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» в нашей стране были уже созданы законодательные основы противодействия экстремизму. В данных нормативно-правовые актах, как правило, указывалось на необходимость разработки мер, направленных на предупреждение и устранение причин и условий, способствующих проявлению различных форм экстремизма, но не был разработан механизм противодействия противоправным деяниям экстремистского характера.