Научная статья на тему 'Подходы к новому государственному устройству'

Подходы к новому государственному устройству Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
482
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ОБЩЕРОССИЙСКОЕ ЕДИНСТВО / КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATIONAL-ORIENTED APPROACH / MULTINATIONAL CULTURE / ALL-RUSSIA UNITY / CULTURAL-NATIONAL AUTONOMY / REGIONAL ECONOMIC POLICY / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Фадеев Виктор Николаевич

Новая Россия должна строить свою будущую национальную политику и обустраивать свою государственность с учетом неразрывности традиций всего исторического периода, включая опыт и традиции дореволюционной России и советского периода истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new Russia must construct her future national policy and equip her statehood considering nonseparability of traditions of the whole historic period, including the experience and traditions of prerevolutionary and soviet period of history.

Текст научной работы на тему «Подходы к новому государственному устройству»

ПОДХОДЫ К НОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УСТРОЙСТВУ

ФАДЕЕВ Виктор Николаевич

Аннотация. Новая Россия должна строить свою будущую национальную политику и обустраивать свою государственность с учетом неразрывности традиций всего исторического периода, включая опыт и традиции дореволюционной России и советского периода истории.

Annotation. The new Russia must construct her future national policy and equip her statehood considering nonseparability of traditions of the whole historic period, including the experience and traditions ofprerevolutionary and soviet period of history.

Ключевые слова: национально-ориентированный подход, многонациональная культура, общероссийское единство, культурно-национальная автономия, региональная экономическая политика, местное самоуправление, муниципальное образование.

Key words: national-oriented approach, multinational culture, all-Russia unity, cultural-national autonomy, regional economic policy, local self-government, municipality.

Наиболее предпочтительным вариантом будущего государственного устройства России является подход, который предполагает исправление всех перекосов и ошибок, допущенных при подписании федеративных договоров.

На первом этапе - это, при сохранении существующего федеративного устройства, восстановление равных прав и свобод наций и народностей на всей территории России и реализация прав органов местного самоуправления, хотя бы на уровне, заложенном в действующем законодательстве.

На втором этапе необходимо определить, какие основные принципы должны быть приняты за основу, а какие отвергнуты при формировании национально-ориентированного подхода к формированию региональной и национальной политики в условиях федеративного государства будущей России.

Г осударственное обустройство новой

России должно осуществляться в неразрывной связи с предшествующими историческими традициями и в соответствии с основными ценностями русской идеи, а не вопреки им. Надо сделать упор не на словах, а на деле на консолидацию русского народа с другими славянскими народами, проживающими на территории России, Белоруссии, Казахстана, Украины, как на исторически сложившуюся общность людей, объединенных единой территорией, общей историей, русским языком.

Многонациональная советская, в том числе и дореволюционная культура, теснейшие экономические связи, единое экономическое и оборонное пространство, общие внешние

границы и, наконец, психологическая и бытовая совместимость проявились в огромном количестве межнациональных и межэтнических браков и воплотились во многих поколениях людей, родившихся от этих браков.

Все это в целом может и должно составлять основу нового общероссийского единства, доказывать состоятельность идеи будущей межнациональной консолидации в массовом сознании большинства населения бывшего СССР.

Не считаться с этим или поставить под сомнение данную духовную, во многих случаях и кровную, общность людей могут только самые изощренные противники России.

Сохранение в государственном устройстве России в любой форме национальнотерриториального принципа будет сохранять взрывоопасную ситуацию. Этнические, религиозные и межнациональные различия, оставаясь в фундаменте российской государственности, при очередном витке ослабления центральной власти могут вновь стать причиной разъединительных конфликтов и усиления центробежных тенденций.

Поэтому с точки зрения общенациональных интересов России как единого и неделимого государства современный подход к национально-территориальному принципу внутреннего государственного устройства новой России должен быть пересмотрен.

В основу нового подхода должен быть заложен многомерный баланс целей и интересов единого государства и русского народа - основного стержня будущего российского госу-

дарства - с учетом интересов малых народов и национальных меньшинств.

С точки зрения демократического государства, не должно быть противопоставления и, тем более, ущемления государством интересов как русского народа, так и малых народов и народностей. Русский народ так же имеет право на свою самобытность и русское самосознание, как и все другие народы и народности великой России.

Нельзя русское самосознание приносить в жертву будущему общероссийскому единству. Нельзя продолжать эксплуатировать русское самосознание в угоду лояльности к очередному политическому режиму, нивелируя его то под советский, то под будущий, пока еще не существующий, общероссийский менталитет.

Русский народ в новой России должен, наконец, занять достойное и равное место среди других народов, а не прятать свои национальные особенности и чисто русские традиции, а главное, свое истинно русское самосознание под российский менталитет, как некоторый усредненный стандарт общероссийского образа жизни среднестатистического гражданина.

Русский человек должен чувствовать себя на всей территории России прежде всего русским, а затем уже более абстрактным - гражданином России, но никак не россиянином, точно так же, как сегодня ощущает свою генетическую и духовную принадлежность к исторической нации татарин, еврей, чеченец, мордвин, чуваш или любой другой гражданин России нерусской национальности.

Если на заре советской власти целесообразность национальных автономий и национальной государственности как-то могла быть объяснена необходимостью сохранения малых народов, стремлением помочь им преодолеть вековую отсталость и приобщить к достижениям мировой цивилизации, то сегодня такая сверхзадача уже не стоит.

Сегодня стоит другая сверхзадача - сохранить русский народ, без которого не будет России. В этой связи война в Чечне, какие бы цели, с точки зрения федеральных властей и самих чеченцев, она ни преследовала, направлена была прежде всего против русского народа, против православия, против сильной и единой России.

В этой войне скрыты далеко идущие цели -стравить в смертельной схватке радикальных мусульман-ваххабитов и православных рус-

ских, полностью дезориентировать другие малые народы России, заставить их не думать об истинных целях происходящих в России событий.

Русский народ по воле властей перестал быть творцом своей истории, своей государственности, он стал их разрушителем.

Но и у малых народов появилась новая опасность. Национальное самосознание малых народов и народностей формируется исключительно в интересах местной элиты, а это чревато потерей самобытности, приспособлением интересов нации экономическим и политическим интересам местной элиты. Малые народы менее защищены от чужого влияния. Их национальный иммунитет практически был растворен в советский период государственной идеологией - марксизмом-ленинизмом.

С точки зрения национальных интересов малых народов, особенно небольших народностей, национально-автономная государственность и, тем более, государственная независимость им практически не нужна. Им нужна культурно-национальная автономия, а не административные и, тем более, государственные границы.

Важнее всего им сохранить историческую преемственность национальных особенностей, национальную культуру, язык и традиции своих предков, которые делают их по-настоящему самобытными и неповторимыми во всем многообразии российских народов.

Стержнем национальной политики новой России должна стать не национальная государственность, а культурно-национальная автономия для всех без исключения народов и народностей, проживающих на территории России, как наиболее полно отражающая баланс интересов между единым и неделимым государством и многонациональным сообществом.

С другой стороны, постоянное заигрывание политического руководства и правительства России с лидерами национальных автономий в ущерб остальным регионам довело точку накала страстей и эмоций вокруг дальнейшего расширения прав национально-территориальных образований до критического предела, за которым повторение чеченского варианта самоопределения становится вполне реальным и для других регионов. А чем, например, Мордовия хуже Чечни, не говоря уже о Татарстане и Башкирии.

Центробежные национальные и региональные тенденции не ослабевают - они то затихают, то усиливаются вновь. Здесь многое

определяется отношениями региональных лидеров и местной элиты с федеральным центром и лично, если не с президентом, то с его окружением. Все это напоминает ситуацию, складывающуюся в отношениях между центром и союзными республиками во времена Горбачева, непосредственно перед ГКЧП.

Ельцина перед его уходом большинство населения России ненавидело намного больше, чем Горбачева в свое время. Но Горбачев сам был виноват, что распустил свое окружение, которое его не только предало, но и «повесило» на него все свои грехи. Поэтому любой кризис власти в России, включая даже ее нелегитимную смену, будет восторженно воспринят большинством населения, если президент потеряет доверие, а значит, и уважение народа. Это обстоятельство приходится учитывать и президенту, и его окружению.

Для сохранения прежнего экономического курса в условиях неблагоприятно складывающейся внешней и внутренней экономической и политической ситуации власть вынуждена будет провоцировать новую конфронтацию в обществе или сознательно взращивать «ручную» оппозицию.

Непримиримой оппозиции, кроме КПРФ, у власти нет. В недавнее прошлое время на поле непримиримой оппозиции по своим правилам пыталась играть «Родина», используя патриотическую риторику. Но и ей суждено быть в прошлом. Ее слили в «одно ведро» с партией пенсионеров и партией жизни. «Справедливая Россия» - новое название «политического коктейля». Бог ей в помощь, если она создана всерьез! А если она просто пытается перехватить электорат КПРФ и ЛДПР? В этом нет ничего удивительного. И вряд ли «Справедливая Россия», как и ЛДПР, сможет стать по-настоящему конструктивной оппозицией. Рогозин, как нам представляется, на время сошел с политической сцены. Все остальные значительно уступают Жириновскому и по харизме, и по непредсказуемости. Хотя для русских Рогозин, пожалуй, был ближе - он русский, а не «сын юриста».

Но и непримиримая оппозиция нужна власти, хотя бы для того, чтобы при необходимости привести в действие силовые механизмы авторитарной «демократии», иначе режим демократической диктатуры, прежде всего в отношении русского народа, не будет прикрыт «фиговыми листочками» демократии.

Власть понимает, что в процессе поиска общенациональной идеи и нового государст-

венного устройства России «фиговые листочки» западной демократии могут очень быстро «осыпаться», и перед изумленным взором русского народа обнажится «гомосексуальная» сущность авторов этих идей.

Если ельцинская конституция и право назначения глав регионов сохранятся в полной мере (известно, что в 2013 году внесены некоторые «новшества» и теперь субъекты федерации по согласованию с президентом могут предлагать и выбирать глав регионов в местных законодательных органах), то любой президент будет иметь неограниченные возможности проводить тот курс экономических и политических реформ, который он или его окружение посчитают нужным. Это значит, что главная интрига всех будущих выборов -борьба за кресло президента России.

Главным препятствием на пути достижения баланса интересов между государством и большинством населения России в вопросах государственного устройства является механизм реализации национальной политики и управления на всех уровнях исполнительной власти.

Главные фигуранты возможных конфликтов в российском обществе для власти уже давно определены - КПРФ, терроризм, экстремизм и антисемитизм. Вот если бы все это удалось «повесить» на КПРФ! Тогда у власти осталась бы только одна «ручная» оппозиция.

При сохранении либерального курса реформ нынешней власти, как и Ельцину, была нужна поддержка местной националистической элиты, региональных лидеров, крупных «олигархов» и банковских «акул». Но «купить» лояльность первых можно, только пожертвовав идеей целостности России. Со вторыми и третьими проще, они продаются дешевле - их легко припугнуть. За ними не стоят силы, заинтересованные в стратегическом развале России, за ними нет нищего и озлобленного населения, которому внушили, что во всех его бедах виновата Москва и русский народ. Что касается российской интеллигенции, то она по-прежнему ищет повод, чтобы дороже продаться.

Формальное равенство субъектов федерации, нарушение баланса прав и ответственности исполнительной и законодательной власти на местах, реальное состояние дел в отношениях регионов с федеральным центром, зависимое положение органов местного самоуправления от региональной власти является

источником постоянных конфликтов между ними.

Существующий порядок формирования государственной и национальной политики по директивному принципу «сверху вниз», исходя исключительно из конъюнктурных интересов правящего режима, в прошлом неоднократно приводил к открытому противостоянию Государственной думы с правительством и ельцинской администрацией. Когда противостояние достигало апогея, власть «придумывала» межнациональные конфликты, используя дремлющую в подкорковом сознании малых народов генетическую русофобию. Слабые всегда не любят сильных и добрых.

Пользуясь авторитарной конституцией и правом назначения глав регионов, президенту легко удалось решить эти проблемы. Президенту удалось также с помощью «Единой России» решить и проблему противостояния законодательной и исполнительной власти. Сегодня «Единая Россия» уже не имеет серьезных противников. Коммунистическая партия Российской Федерации, «Справедливая Россия» и ЛДПР в разы уступают «Единой России», как по численности, так и финансовым ресурсам. «Единая Россия» еще в 2012 году перешла двух-миллион-ный рубеж своих членов. На тот же момент численность КПРФ составляет менее 200 тысяч. Как заявил председатель партии Миронов в июле 2013 года в городе Барнауле, количество членов «Справедливой России» составляет 500 тысяч человек, а ЛДПР - порядка 145 тысяч членов (источник - Википедия).

Но это ненормально для демократических стран. Это неприемлемо также и для западной демократии. Это прямой возврат к политическому устройству СССР. Делать вид, что в стране существует многопартийность и есть оппозиция, долго не удастся.

Вот почему последовательная борьба здравомыслящих людей против усиления авторитарной демократии в России и за ограничение конституционных полномочий президента должна стать стратегической целью новой демократической, но не обязательно либеральной России.

Принципиальное значение для формирования будущей концепции государственного устройства России должен сыграть принцип региональной самодостаточности и широкой автономности социально-экономического развития.

Только если в основу будущего государственного устройства России будет положен

приоритет принципа регионально-экономического развития перед национально-территориальным, то можно будет ожидать быстрое возрождение регионов и России в целом. В этом случае обеспечивается соединение общенациональных интересов государства и большинства населения многонациональной России.

Таким образом, за основу национальной политики и государственного устройства новой России как единого федеративного государства необходимо взять сочетание принципов широкой культурно-национальной автономии и самодостаточности регионально-экономического развития при развитой межрегиональной и международной интеграции в условиях единого экономического, политического и оборонного пространства России.

В этом случае радикальным образом должны быть пересмотрены структура вертикали исполнительной и законодательной властей, их права и взаимные обязательства, права и статус национально-государственных образований и культурно-национальных автономий в составе России.

Компетентная региональная экономическая политика внутри России должна строиться на основе принципа выравнивания экономического и социального положения территорий, достигая в конечном итоге главную цель -ликвидировать различие между существующими депрессивными, или дотационными, регионами и регионами-донорами.

Программы достижения самодостаточности регионального и особенно межрегионального экономического развития должны стать основным элементом будущей инвестиционной политики государства.

Решение проблемы самодостаточности регионального экономического развития для России имеет принципиальное значение. Очевидно, что эта задача потребует пересмотра существующих границ территориальных образований в части их укрупнения.

Иррациональная экономическая политика правительств Гайдара и Черномырдина, которая привела к падению производства и деградации многих отраслей и регионов, значительно обострила существовавшую еще в советские времена проблему депрессивных регионов, число которых в современной России возросло почти на порядок. Сегодня из 85 субъектов федерации депрессивными остаются более шестидесяти.

Прежнее административно-территориальное деление, в том числе на районном уровне, и доставшиеся от советского периода диспропорции в социально-экономическом развитии республик, краев и областей сегодня создали такой клубок противоречий и тупиков, распутать который, не начав «резать по живому», не удастся ни одному правительству, если сохранить прежнее государственное устройство России. По данной причине серьезно буксуют реформы в сфере самоуправления, образования, здравоохранения, наконец, не может сдвинуться с мертвой точки жилищно-комму-нальная реформа.

Радикальное улучшение возможно только при одновременной смене экономического курса, принципиально новой политике в области межнациональных отношений и начале государственного строительства на основе предложенных выше принципов.

Наиболее острая проблема - противоречие между декларированным национальным суверенитетом и фактическим статусом национально-государственной автономии в составе единой и неделимой России. Надо срочно на конституционном уровне отказаться от ленинского тезиса - «права нации на самоопределение вплоть до отделения».

Право на суверенитет коренной нации на своей территории в составе России должно быть исключено из Конституции России. Оно должно быть заменено правом образования культурно-национальной автономии в границах компактного проживания любой нации в любом регионе России.

Важнейшим шагом в этом направлении на переходном периоде может стать ликвидация института президентства («образумились» -ликвидировали), прежде всего на национальнотерриториальном уровне, назначаемость сверху глав исполнительной власти на уровне регионов при обязательном сохранении выборности на уровне местного самоуправления.

В России должен быть только один президент - Президент России.

Безусловно, серьезной корректировке должен быть подвергнут подход к понятиям местное самоуправление и муниципальное образование. Последнее может быть расширено до понятия «территориально-муниципальное образование» в новых границах региональных округов, волостей, уездов, районов и т.п. Это позволит ликвидировать надуманный институт полномочных представителей президента в федеральных округах и их федеральных инспекторов в регионах. Границы новых регионов

должны быть пересмотрены на базе принципа экономической самодостаточности с учетом соблюдения интересов национально-культурных автономий малых народов и народностей.

Главная цель нового государственного устройства - обеспечить такую структуру власти, чтобы исполнительная власть в регионах была бы единой и полностью координировалась одним лицом, которое назначает президент России при соблюдении демократических процедур.

На переходном этапе институт президентства на федеральном уровне просто необходим и не должен подвергаться никакому обсуждению. На повестке дня может стоять только проблема широты полномочий президента в мирное время, укрепления или ослабления властных полномочий президента по вертикали исполнительной власти и его взаимоотношений с законодательными и судебными ветвями власти. Идеи западной демократии и модели государственного устройства, такие как парламентская республика, президентская республика и даже конституционная монархия в чистом виде пока неприемлемы для России, хотя внешние формы и названия могут быть использованы.

Новая Россия должна строить свою будущую национальную политику и обустраивать свою государственность с учетом неразрывности традиций всего исторического периода, включая опыт и традиции дореволюционной России и советского периода истории.

Главное, что должно быть перенесено из советского периода в современную жизнь, -это высокая ответственность государства за социальное положение и социальную защиту граждан.

Из опыта дореволюционной России может пригодиться прежде всего опыт местного самоуправления, подходы к национальному вопросу, особенности государственного устройства и управления, например, земли-провинции, губернии, земства, волости, уезды, как наиболее полно отвечающие русскому менталитету.

Укрупнение административных образований на базе объединения территориально близких субъектов федерации на основе создания экономически сбалансированных регионов во главе с генерал-губернаторами, назначаемыми президентом, возможно, по согласованию с Государственной думой и местными законодательными собраниями, может дать необходимый импульс началу продвижения России к новой государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.