Д.Л. МОРДВИНОВА
Дарья Леонидовна МОРДВИНОВА — аспирантка кафедры международного менеджмента СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — международный менеджмент.
^ ^ ^
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ПРОНИКНОВЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ*
Процессы глобальной интеграции предопределяются процессами интернационализации бизнес-структур, происходящими в экономиках множества стран. Деятельность транснациональных корпораций (ТНК) в данном аспекте является одной из движущих сил на пути интернационализации множества хозяйствующих субъектов. Как правило, процесс международной интеграции отдельной фирмы начинается с проникновения на рынок с дальнейшим захватом доли рынка сопредельных государств. Принятие управленческого решения о выходе на международную арену является серьезным стратегическим решением для дальнейшего развития организации в целом.
На данный момент в экономической науке не существует единой общепринятой классификации методов проникновения на зарубежные рынки. Представители различных научных школ разрабатывают собственные классификации в зависимости от основополагающих предпосылок научного изыскания.
Под проникновением на международные рынки понимается процесс расширения сферы экономического влияния ТНК посредством захвата доли зарубежного рынка или рынков путем осуществления прямых зарубежных инвестиций. Таким образом, понятие проникновения на зарубежные рынки сужает понятие интернационализации посредством ограничения методов [1]. Обязательным следствием проникновения является изменение конфигурации рынка.
Прямое зарубежное инвестирование — один из нескольких методов, используемых коммерческими предприятиями для получения прибыли на иностранных рынках, предусматривающий предпринимательскую инвестиционную деятельность [3].
Базовыми классификациями методов интернационализации в данной статье принимаются четыре классификации экономистов из разных стран — Австралии, Великобритании, Индии и Румынии. Репрезентативность выборки определяется рассмотрением наиболее распространенных вариаций, предложенных авторами из стран с разным уровнем развития и географическим положением. На рисунке изображены основные подходы к выделению методов интернационализации и показан вывод разработанной классификации методов проникновения на рынок. Главным классификационным критерием служит форма ведения международного бизнеса.
Одна из самых подробных классификаций методов интернационализации — классификация, приводимая Д. Парашив:
ГРНТИ 06.51.02 © Д.Л. Мордвинова, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.Э. Пивоварова.
1) экспорт;
2) лицензирование;
3) франчайзинг;
4) создание стратегических альянсов;
5) слияния и поглощения;
6) создание совместных предприятий;
7) открытие филиала;
8) открытие дочерней компании;
9) создание новой компании за рубежом (greenfield venture) [5].
Практически в каждой классификации выделяется экспорт как традиционный первый шаг вступления на зарубежный рынок, представляющий собой наименее рискованный способ международного развития компании [4].
Автор предлагает основными методами проникновения считать наиболее значимые, исходя из современных реалий бизнеса, методы, рассмотренные в рамках вышеприведенных классификаций:
1) экспорт;
2) лицензирование и франчайзинг;
3) создание стратегических альянсов;
4) слияния и поглощения;
5) создание совместных предприятий;
6) открытие дочернего предприятия за рубежом.
Таким образом, методом проникновения на зарубежные рынки считаются методы интернационализации, подразумевающие прямое зарубежное инвестирование. Прямые зарубежные инвестиции отличаются от других форм международной деятельности, таких как экспорт, лицензирование, франчайзинг и т. д., имеющих отношение к «рыночным» (market-based) транзакциям (см. табл.) [2]. Следовательно, к методам экспансии и проникновения на международные рынки можно отнести следующие:
1) слияния и поглощения;
2) создание совместных предприятий;
3) открытие дочернего предприятия за рубежом;
4) стратегические альянсы.
Таблица
Методы интернационализации
Не предусматривающие прямых зарубежных инвестиций Предусматривающие прямые зарубежные инвестиции
1. Экспорт 1. Совместные предприятия
2. Лицензирование и франчайзинг 2. Зарубежные дочерние компании (включая филиалы и представительства)
3. Управление по контракту 3. Слияния и поглощения
4. Стратегические альянсы 4. Стратегические альянсы
Paras chiv D. Academy of greenfield venture)Business Studies, Bucharest, Romania
Тэ^орт |
2. Лицензирование
i
..альянсов.................и
5. Слияния и поглощений
6. Создание совместных 1 предприятий
7. (Открытие филиала
8. Открытие дочерней ком- ■ пании
9. Создание новой компании за рубежом (greenfield venture)
Rangnekar A. Narsee Monjee Institute of Management Studies, Mumbai, India
2. Лицензирований
3. Создание стратегических!
альянсов
4. Слияния
5. Открытие филиала или дочерней компании
Lewis G. Melbourne Business School, Minchev T. Flinders University of South Australia, Australia
~ I
2. Лицензирование и сЪран-чайзинг
3. Создание совместных предприятий
4. Открытие дочерней компа- "
НИИ
Ietto-Gillies G. South Bank University, London, Great Britain
1Межщна£однаято£гош^
2. ПИИ (создание новой компании за рубежом, слияние и поглощения)
3. Международное сотрудничество (collaboration), альянсы
Классификация методов интернационализации, разработанная автором
■ Экигсрт
2. Лицензирование и франчайзинг
ГЦЪГ>'<74Л 1П1 ТЛТ|ГЯ '
3. Создание стратегических; альянсов
4. Слияния и поглощения ; Создание совместных |
предприятий
"б ~Птарьп:йё"дочерней ком-1 пании за рубежом
Классификация методов международной рыночной экспансии и проникновения, разработанная автором
1. Слияния и поглощения
2. Создание совместных предприятий
3. Открытие дочернего предприятия за рубежом
4. Стратегические альянсы
Рис. Формирование классификационных методов интернационализации и международной рыночной экспансии
Методы интернационализации, подразумевающие прямое зарубежное инвестирование, характеризуются большим риском, повышенным контролем и возможностью получения большей прибыли, нежели формы, не подразумевающие прямого зарубежного инвестирования.
Данная классификация может способствовать выбору и принятию правильного управленческого решения руководителями крупных международных компаний, желающих выйти на новые рынки, или управленцами компаний, которые обладают достаточными средствами, чтобы расширять бизнес посредством прямого инвестирования. Также классификация наглядно показывает возможные методы проникновения на рынок в наиболее удобном для пользователя формате.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурин А.Ю. Интернационализация бизнеса: мировой опыт и практика российских компаний. Дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 32 с.
2. Пителис Х.Н. Транснациональная компания // Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. URL: http://www.cfin.ra/management/finance/transnational_firm.shtml (дата обращения: 12.08.2012).
3. Прямое зарубежное инвестирование // Сайт международных финансов, мирового финансового рынка, финансовых инвестиций. URL: http://fin-result.ru/transmcionalnye-korporacii3.html (дата обращения: 07.12.2011).
4. Masum M.I., Fernandez A. Internationalization Process of SMEs: Strategies and Methods, master thesis, Malardalen University School of Sustainable Development of Society and Technology. Vasteras, Sweden, 2008. 10 P-
5. Paraschiv D. International Business. Editura ASE, 2005. 341 p.