Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ'

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ПРИХОДЫ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СТАРООБРЯДЦЫ / КАТОЛИКИ / ЛЮТЕРАНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дементьев Виталий Сергеевич

Изучение конфессионального пространства (или религиозного ландшафта)сопряжено с географическим исследованием культурного разнообразия поликон-фессиональных стран и крупных регионов. В определённые временные интервалы кполиконфессиональным регионам относился Северо-Запад России. Понятие «конфессиональное пространство» имеет широкий смысл, объединяющий целый рядпараметров и элементов, и в число задач данного исследования входит уточнениеданного понятия. Конфессиональное пространство служит объектом исследования многих наук (культурной, конфессиональной географии, географии населенияи др.), поэтому в его изучении применяются самые различные методы и подходы.В частности, с их помощью можно дать комплексную оценку его компонентнойи территориальной структуры. Целью статьи является характеристика элементов территориальной структуры конфессионального пространства Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Конфессиональное пространство региона кконцу XIX в. представляло собой результат многочисленных «диффузий» разныхрелигиозных групп. Учитывая тот факт, что данный регион вписывается в ядро«православной плиты», большое внимание уделено изучению территориальнойструктуры Русской православной церкви. Была выявлена тесная взаимосвязь характеристик пространственной структуры Русской православной церкви и ключевых показателей системы расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE STUDY OF STRUCTURAL ELEMENTS OF THE CONFESSIONAL SPACE OF THE NORTH-WEST OF RUSSIA AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The study of the confessional space (or religious landscape) is associated with thegeographical study of the cultural diversity of multi-confessional countries and large regions.At certain time intervals, the North-West of Russia belonged to the multi-confessionalregions. The concept of “confessional space” has a broad meaning, combining a numberof parameters and elements, and among the tasks of this study is to clarify this concept.Confessional space is the object of research in many sciences (cultural, confessionalgeography, population geography, etc.), so a variety of methods and approaches areused in its study. In particular, they can be used to give a comprehensive assessment ofits component and territorial structure. The purpose of the article is to characterize theelements of the territorial structure of the confessional space of the North-West of Russiaat the turn of the XIX-XX centuries. By the end of the 19th century, the confessional space of the region was the result of numerous “diffusions” of different religious groups. Giventhe fact that this region fits into the core of the “Orthodox plate”, much attention is paid tothe study of the territorial structure of the Russian Orthodox Church. The author revealeda close relationship between the characteristics of the spatial structure of the RussianOrthodox Church and the key indicators of the settlement system.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ ВВ»

Выпуск 2 (46) Том - 2021

Псковский регионологический журнал. 2013-2021

ISSN 2219--7931 URL - http://prj.pskgu.ru Все права защищены Выпуск 2 (46) Том . 2021

Подходы к изучению состояния структурных элементов конфессионального пространства Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

Дементьев Виталий Сергеевич

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

Изучение конфессионального пространства (или религиозного ландшафта) во многом сопряжено с географическим исследованием культурного разнообразия крупных поликонфессиональных регионов. В определенные временные интервалы к таким регионам относился Северо-Запад России. Объектом исследования является конфессиональное пространство Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Стоит отметить, что конфессиональное пространство является объектом исследования многих наук, поэтому можно применять различные методы и подходы, с помощью которых можно дать оценку состояния структурных элементов объекта исследования. Понятие «конфессиональное пространство» имеет широкий смысл, объединяющий целый ряд параметров и элементов. Поэтому среди задач данного исследования является уточнение данного понятия. В дальнейшем, с учетом этих поправок, была проведена попытка раскрытия структурных элементов конфессионального пространства Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв. В ходе комплексного исследования конфессионального пространства было предложено использовать новые подходы и методы. Учитывая, тот факт, что данный регион вписывается в «ядро» «православной плиты», большое внимание было уделено изучению состояния территориальной структуры Русской Православной церкви. Была выявлена тесная взаимосвязь показателей, характеризующих пространственную структуру Русской Православной церкви и ключевых показателей системы расселения.

Ключевые слова: конфессиональное пространство, Северо-Запад России, приход, конфессиональная география, православие, лютеране, старообрядцы, религия

Дата публикации: 28.06.2021

Ссылка для цитирования:

Дементьев В. С. Подходы к изучению состояния структурных элементов конфессионального

пространства Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Псковский регионологический журнал. - 2021. - Выпуск 2 (46) С. 117-131 [Электронный ресурс]. URL: https://prj.pskgu.ru/s221979310014074-4-1 / (дата обращения: 10.11.2021). DOI: 10.37490/8221979310014074-4

1 Введение и постановка проблемы. Конфессиональная география, находящаяся на стыке культурной географии и географии населения, является достаточно молодой дисциплиной, и встречается не так много работ, посвящённых теоретическим и практическим вопросам исследований в рамках данного научного направления. На рубеже 1980-90-х гг., во время «потепления» в религиозной жизни общества, наметился рост исследований в данной области. Эти работы по-прежнему, как и раньше, были в основном связаны с традиционными религиями нашей страны [4]. В то время стал выходить специализированный журнал «География религий и верований». В конце советского периода в постсоветское время, благодаря трудам учёного-религиоведа и этнографа П. И. Пучкова, конфессиональная география получила новый импульс к развитию. Была издана монография «Современная география религий» [25], где достаточно полно отражена религиозная ситуация в мире. В постсоветское время появляется всё больше работ, посвящённых теоретическим и практическим результатам изучения конфессиональной географии на разных территориальных уровнях. Благодаря работам С. Г. Сафронова ([27-30] и др.) появляются предпосылки для создания теоретических и методологических основ конфессиональной географии.

2 Целью исследования является уточнение понятия «конфессиональное пространство» и характеристика элементов территориальной структуры конфессионального пространства Северо-Запада России на рубеже Х1Х-ХХ вв.

3 Результаты исследования. Понятие «конфессиональное пространство» и подходы к его изучению. Вопросами раскрытия и уточнения понятия «конфессиональное пространство» занимались множество исследователей, в т. ч. и специалисты по конфессиональной географии: С. Г. Сафронов [27-30], С. А. Горохов [8], О. А. Балабейкина [3-5], И. Ю. Филимонова [31], К. В. Горина [6, 7], В. М. Булаев [6], С. И. Андреянова [2, 32] и др. Одним из основоположников отечественной конфессиональной географии С. Г. Сафроновым была сформулирована концепция конфессионального пространства. Конфессиональное (религиозное) пространство им рассматривается сквозь призму сфер территориального влияния мировых и локальных религий [27].

4 Конфессиональное пространство — это качественная характеристика территории, которая отражает определённые территориальные данности и духовный компонент. Оно рассматривается как совокупность и взаимосвязь нескольких элементов: верующего населения, религиозно-культурной инфраструктуры и атрибутивно-обрядовой составляющей. Конфессиональное пространство, по мнению исследователей, сопряжено с разными компонентами географии населения, отражает состояние территории, куда входит материальная основа в виде территориальных элементов и пространственные связи разного уровня [6]. Также оно рассматривается как система религий и связано с духовными и географическими отношениями между элементами. Главным формирующим элементом конфессионального пространства является этнос, который выступает в качестве носителя того или иного религиозного мировоззрения. Кроме того, изучение конфессионального пространства помогает выявлять особенности заселения и освоения того или иного региона, формирования структуры населения и религиозно-пространственного каркаса территории. По мнению К. В. Гориной, конфессиональное пространство включает совокупность всех религий, вероучений на какой-либо территории, ареалы распространения которых можно рассматривать как самостоятельные подпространства [7].

5 С. Г. Сафронов в своих работах отмечает, что конфессиональное пространство состоит из территориального сочетания религиозных элементов: носителей определённой веры; объектов общественных институтов, связанных с обслуживанием и воспроизводством исповедания; религиозного наследия, организующего религиозную деятельность; центров управления территориальных единиц; конфессиональной символики. К материальной базе

конфессионального пространства следует относить капитальные сооружения (храмы, соборы, часовни, мечети, дацаны и др.) [27]. С. Г. Сафронов для характеристики территориальной структуры конфессионального пространства использует такую терминологию, как конфессиональные плиты, контактные и геосинклинальные зоны [28].

6 Работы, посвящённые конфессиональному пространству отдельных регионов и стран, носят преимущественно исторический характер. Однако встречаются также и работы, посвящённые изучению структурных элементов конфессионального пространства отдельных регионов, например, Псковской [9; 13], Курганской [1], Оренбургской [31] и Ленинградской [3] областей и др.

7 Таким образом, конфессиональное пространство включает в себя совокупность взаимосвязанных между собой различных компонентов и структурных элементов: религиозный состав населения (в т. ч. половозрастной, национальный, образовательный состав религиозных групп), религиозно-культовую инфраструктуру (церкви, соборы, мечети, дацаны, костёлы, кирхи, монастыри и др.), церковно-территориальное устройство (епархии, деканаты, благочиния, митрополии и др.), атрибутивно-обрядовую составляющую (крестные ходы, паломничество, символику, обряды, религиозные культы и др.). Кроме того, конфессиональное пространство обладает определённой территориальной структурой (конфессиональные плиты, ядра и др.). При этом конфессиональное пространство отражает особенности развития территории на протяжении длительного времени, в частности, его формирование связано с развитием системы расселения, поселенческой и этнической структурой населения и др.

8 Конфессиональное пространство является объектом исследования многих научных направлений, соответственно можно применять разные методы и терминологию. К примеру, в одной из работ А. Г. Манакова при изучении конфессионального пространства предлагается применять концепцию «центр — периферия» (используемую в экономической географии, географии населения) в зависимости от положения относительно территориальных «ядер» определённых религий [16].

9 Конфессиональную географию часто рассматривают как дисциплину, входящую одновременно в состав культурной географии и географии населения. Поэтому можно опираться на методологию, применяемую в этих географических дисциплинах. Среди используемых методов отметим, например, изучение этноконфессиональных контактных зон с расчётом индекса религиозной мозаичности (ИРМ), что позволяет определять уровень сложности конфессиональной структуры населения какой-либо территории.

10 По принципу расчёта ключевых показателей системы расселения (густота и людность сельских населённых пунктов, плотность населения) можно ввести дополнительные показатели для изучения конфессионального пространства, которые отражают сложность территориальной структуры конфессионального пространства той или иной территории. Это «людность и густота приходов», «средняя населённость благочинных округов, приходов» (в зависимости от того, о какой конфессиональной группе идёт речь). К примеру, для большей части России (особенно для Северо-Западного и Центрального регионов) для расчётов нужно применять статистику по расселению православного населения.

11 Изучение некоторых структурных элементов конфессионального пространства на примере Северо-Запада России. Северо-Западный регион России на рубеже Х1Х-ХХ вв. рассмотрен в границах С.- Петербургской, Новгородской, Псковской, Выборгской и части Витебской губернии.

12 Этот регион находится на стыке трёх конфессиональных плит — православной, протестантской (лютеранской) и католической. В зависимости от ряда факторов (военно-политических, административных и др.) менялась выраженность границ конфессиональных плит на протяжении длительного времени, т. е. они накладывались одна на другую, поэтому существует необходимость в чётком разграничении их ядер и контактных зон. Для изучения конфессиональной структуры населения определённых территорий часто используют аналог

индекса этнической мозаичности (ИЭМ) Б. М. Эккеля — индекс религиозной мозаичности (ИРМ). Об этом более подробно рассказано в монографии А. Г. Манакова «Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия» [15]. Критерием для выделения ядер конфессиональных плит ранее было предложено использовать рубеж в 90 % населения, исповедующего определённую религию (или потенциальных приверженцев той или иной религии) [14].

13 На рубеже Х1Х-ХХ вв. ядро православной плиты составляли территории Новгородской и Псковской губерний (ИРМ менее 0,2). К «неярко выраженным» контактным зонам (ИРМ от 0,2 до 0,4) относились территории С.-Петербургской губернии и С.Петербурга. Столица империи со своей губернией располагалась на окраине территории с преобладанием православной религии (с наложением протестантской плиты). При этом уезды, примыкающие с юга к С.-Петербургу, благодаря проживавшим там лютеранам (финнам-ингерманландцам, эстонцам, части немцев др.) представляли собой «ярко выраженную» контактную зону [14].

14 Русская православная церковь. Пройдя длительный период трансформации, к концу Х1Х в. границы территориальных единиц Русской православной церкви (РПЦ) стали в основном повторять границы губерний. В состав рассматриваемого региона входили следующие епархии РПЦ: С.- Петербургская, Новгородская и Псковская. Соседние уезды Выборгской, Олонецкой и Витебской губерний, входившие на тот момент в состав Финляндской, Олонецкой и Полоцкой епархий, также можно рассматривать в составе Северо-Запада России. Уезды делились на благочинные округа, которых насчитывалось от 1 до 10 в зависимости от доли православного населения и характере заселения уездов.

15 Корреляционный анализ между показателями, характеризующими конфессиональное пространство РПЦ и системы расселения, показал, что достаточно тесная связь наблюдается между густотой приходов и плотностью населения уездов в начале ХХ в. (коэффициент корреляции близок к 1,0). Исключение составили три уезда С.-Петербургской губернии — Царскосельский, Шлиссельбургский и Ямбургский (с коэффициентом корреляции на уровне 0,4). Эти уезды расположены на стыке двух конфессиональных плит — православной и лютеранской.

16 Частью православного ядра являлись моноконфессиональные уезды Новгородской и Псковской губерний [14]. При этом наблюдается взаимосвязь между количеством благочинных округов и долей православного населения (коэффициент корреляции на уровне 0,6). Небольшое количество благочинных округов в уездах может говорить о слабой заселённости территории православным населением, а также это представлено в районах стыка («периферии») конфессиональных плит (например, уезды Витебской или С.-Петербургской губерний) с повышенным процентом других религиозных групп (лютеран, римско-католиков, иудеев и др.). Однако, в наиболее плотно населённой части региона (Островский, Опочецкий, Новоржевский и Псковский уезды Псковской губернии) наблюдалась высокая людность православных приходов (на фоне невысокой густоты приходов и небольшого количества благочинных округов) (рис. 1). Средние показатели населённости приходов по церковно-статистическим сведениям (клировых ведомостей, метрических книг и др.) рубежа Х1Х-ХХ вв. частично подтверждают эти сведения по некоторым уездам (табл.).

Рис. 1. Территориальное устройство и структура Русской православной церкви на Северо-Западе России на рубеже Х1Х-ХХ вв. (составлено автором по источникам [1824])

18 Таблица Средняя людность (населённость) приходов в некоторых уездах

„ .. Средняя людность приходов

, _ Средняя населённость приходов в уездах по данным г г

№ Уезд / губерния .. г „„ уездов по данным переписи 1897

церковно-статистического учёта рубежа Х1Х-ХХ вв. г

1 Псковский уезд / Псковская губерния

2 Островский уезд / Псковская губерния

3 Опочецкий уезд / Псковская губерния

4 Себежский уезд / Витебская губерния

5 Невельский уезд / Витебская губерния

19 Карельский перешеек (ныне северная приграничная с Финляндией часть Ленинградской области) на рубеже Х1Х-ХХ вв. входил в состав Выборгской губернии, являвшейся частью Великого княжества Финляндского. Перепись 1897 г. на этой территории не проводилась, поэтому приходится ориентироваться на другие источники по учёту населения. В начале XX в. в губернии проживало 438 тыс. чел., из которых 95 % были носителями финского языка и лишь 1 % — русского. В результате длительного шведского господства на этой территории доминировала лютеранская религия. Православный

3819 чел. (без г. Пскова) 2448 чел.

4558 чел. 4451 чел.

3890 чел. 3596 чел.

2497 чел. 2520 чел.

2181 чел. 2223 чел.

компонент был незначительным. К концу Х1Х в. в Выборгской губернии насчитывалось 15 православных приходов с 17 церквями. Число их прихожан составляло 36 тыс. чел., что соответствовало в среднем примерно 2400 чел. на приход. Наблюдалось снижение доли прихожан, владеющих русским языком (с 53,4 % в 1846 г. до 19,1 % в 1890 г.). Городские приходы и расположенные рядом с границей являлись более русскоязычными, чем в остальных районах губернии. Со временем росла роль финского языка среди местного населения Выборгской губернии.

20 Для укрепления православия в губернии в 1859 г. в составе С.- Петербургской епархии было утверждено Выборгское викариатство, а с 1892 г. — самостоятельная Выборгская и Финляндская епархия (в границах всего княжества). Основная масса православных проживала в сельских приходах (84 %). В течение большей части Х1Х в., после Фридрихсгамского мирного договора (1809 г.), доля православных увеличивалась за счёт русских военных. Среди прихожан преобладали русские, карелы и часть финнов в восточной части губернии (ныне территория Республики Карелия). Приходы, населённые карелами, являлись самыми многочисленными (Салминский, Сердобольский, Майницкий и др.) [12].

21 Старообрядцы (раскольники) являются последователями прежних традиций и обрядов, характерных для Русской церкви до раскола 1650-60-х гг. В результате церковной реформы появились оппозиционные группы раскольников, в дальнейшем разделившиеся на многочисленные согласия или течения (беспоповские согласия: поморское, филипповское, федосеевское и др., поповские: белокриницкое, новозыбковское и др.).

22 Северо-Запад России являлся областью зарождения беспоповства. Беспоповство также получило распространение на Русском Севере и в Поморье. Значительная доля старообрядцев проживала в Порховском (12,7 % населения), Новоржевском (5,2 %) и Опочецком (3 %) уездах Псковской губернии, Невельском (4,8 %) и Себежском (2,5 %) уездах Витебской губернии, Старорусском (7,3 %), Крестецком (6,8 %), Тихвинском (2,1 %) и Череповецком (2,4 %) уездах Новгородской губернии, Новоладожском уезде (6,5 %) С.-Петербургской губернии (рис. 2) [21-24]. Как видим, Псковская и Новгородская губернии после никоновского раскола стали одними из центрами староверия.

Рис. 2. Доля населения, не исповедующего православную религию, по переписи 1897 г. (составлено автором по источникам [18-24])

24 Основатель старообрядческого федосеевского согласия Феодосий Васильев был родом из Крестецкого Яма (ныне пос. Крестцы Новгородской области), там же возникло в XVII-XVIII вв. данное течение. Со временем в окрестностях Крестцов образовалась большая сеть староверческих деревень, в т. ч. с молельными (Хотоли, Леково, Пехово, Китово, Прудищи и др.). В это время на Новгородских Соборах были сформулированы основные вероучения. Это закрепило роль Новгорода как одного из центров старообрядчества. К концу XIX в. почти все старообрядцы Новгородской губернии были беспоповцы поморского согласия. Довольно много староверов проживало на линии Малая Вишера — Крестцы — Окуловка, близ Старой Руссы и Пестово (Карельское Пестово и др.).

25 Старая Русса с уездом считались крупным центром старообрядчества Новгородской губернии. Здесь действовал крупный старообрядческий монастырь, прихожанами которого были староверы Старорусского, Порховского, Новгородского, Холмского и других уездов. Монастырь ни разу не закрывался царскими властями. Другой монастырь (скит «на Ильюшкином острову») существовал недалеко от д. Бор Новгородского уезда1.

26 По соседству со Старорусским уездом, в Порховском уезде Псковской губернии была зафиксирована самая высокая доля старообрядцев в регионе исследования, также было много староверческих деревень, окружённых непроходимыми болотами. Посад Сольцы с окрестностями (молельные в д. Любач, Лубино и др.), входившие на тот момент в состав Порховского уезда, выделялись высокой концентрацией приверженцев старообрядчества. В посаде было несколько молельных — поморская, феодосеевская и филипповская. Действовал

небольшой федосеевский монастырь2.

27 Значительная часть старообрядцев федосеевского толка в течении XVIII в. переселилась в приграничные польские земли, некоторых из них закрепились в Невельском уезде. Известно, что в данном уезде в XIX в. существовало 4 больших старообрядческой общины: сафоновская (рядом с д. Несница), пруженецкая община федосеевского толка (рядом с д. Петраши), репищанская община поморского толка (д. Репище), режицкая община поморского толка (д. Режицы).

28 В Устюженском уезде Новгородской губернии (окрестностях Пестово) по соседству с федосеевцами проживали старообрядцы филипповского толка3.

29 Католики, в отличие от православных и старообрядцев, селились преимущественно в городах и посадах. Поэтому приходы в основном размещались в городах, куда также мигрировали представители других этноконфессиональных групп. Особняком держался С.Петербург, в котором к 1917 г. размещалось чуть больше десятка католических приходов, прихожане которых были выходцами из зарубежной Европы (французы, поляки, литовцы, латгалы, немцы, австрийцы и др.). Общая доля католиков в столице была примерно 4 %, что является наибольшим показателем на Северо-Западе России [24]. В среднем на один приход приходилось 4000-5000 и более прихожан.

30 Помимо С.-Петербурга и пригородов (Гатчина, Кронштадт, Царское Село, Петергоф) католические приходы на рубеже XIX-XX вв. существовали в губернских центрах — Пскове и Новгороде, в уездных — в Луге, Ямбурге, Шлиссельбурге, Острове, Великих Луках, Опочке, Порхове, Себеже, Невеле, Велиже, Старой Руссе и др. Более крупными считались католические приходы Новгорода и Пскова, прихожанами которых являлись по 2000-3000 чел., среди которых было много поляков, литовцев, немцев, латышей. Другие приходы были небольшими. Особо нужно выделить приходы Себежа, Невеля и Велижа, возникшие в XVII-XVШ вв., когда последние были в составе Речи Посполитой. Тогда польско-литовским государством усиленно насаждалось католичество и шёл процесс перевода православных храмов в униатские. После первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) доля католиков неуклонно падала. Кроме городов, католическое население компактно проживало в сельской местности, о чём говорит наличие бывших приходов, впоследствии переведённых в православные (см. рис. 2).

31 Протестантизм. К числу многочисленных религиозных групп Северо-Запада России относились лютеране. Лютеранское население традиционно проживало в Выборгской губернии, где к началу XX в. составляло подавляющее большинство. На Карельском перешейке количество лютеранских приходов превышало 25 (к 1930 г.), среди которых были довольно древние: Яаски, Муолаа, Киваннапа и Уусикиркко (XV в.), Кякисалми, Сяккиярви, Койвисто и Куолемаярви (XVI в.). В Выборге приход возник ещё во времена католичества (в XIV в.). К 1940 г. город был центром Выборгского финского сельского, финского городского и шведско-немецкого приходов4.

32 В Псковской и Новгородской губерниях лютеране находились на третьем месте, уступая православным и старообрядцам, в С.-Петербургской губернии — на втором (12,7 % верующего населения).

33 Основным центром проживания протестантов (преимущественно лютеран), как и других религиозных групп, являлся С.-Петербург, активно притягивающий мигрантов разных вероисповеданий. Протестанты составляли около 8 % населения города. Лютеранские приходы здесь делились по этническому признаку: пять немецких приходов и по одному — эстонско-немецкий, шведский, финский, немецко-русский, латышско-немецкий приходы. Таким образом, в среднем на один приход приходилось 8-9 тыс. лютеран.

34 Формирование лютеранского компонента в конфессиональном пространстве Северо-Запада России приходится на XVII в., когда по Столбовскому миру (в 1617 г.) Швеция получила земли к юго-востоку от Финского залива, названные Ингерманландией. Эти земли в последующие годы активно заселялись выходцами из принявшей лютеранство

Финляндии — савакот и эвремейсет, получившие общее имя финны-ингерманландцы4. В связи с этим в большинстве уездов С.-Петербургской губернии наблюдался высокий процент лютеран (в С.-Петербургском без столицы — 34,8 %, Петергофском — 24 %, Шлиссельбургском — 41,4 %, Ямбургском — 31 % и Царскосельском — 29,8 %) [24].

35 Одновременно с заселением финским населением земель Ингерманландии активно организовывались приходы лютеранской церкви (Церкви Швеции). Многие приходы возникли в XVII в., среди которых были: Лемболово, Инкере, Каприо, Колппана, Ярвисаари, Косемкина, Купанитса, Лииссиля, Серепетта, Спанккова, Токсова, Тюрё, Венйоки и др. С ростом лютеранского населения в XVШ-XIX вв., даже после вхождения этих земель в состав Российской империи, возникали новые приходы. По данным 1917 г. приходы были очень населёнными, людность составляла 1,5-13 тыс. чел. (в среднем около 6-7 тыс. чел. на приход), что вполне сопоставимо с официальными сведениями переписи 1897 г. Помимо С.Петербурга (приход Pietari), самыми населёнными лютеранскими приходами были пригороды столицы — Токсова (Токсово), Венйоки (Павловск) и Хаапакангас (Юкки). В 1920-30-х гг. большинство приходов было закрыто5.

36 Очередная волна переселения лютеран в Северо-Западный регион наблюдалась в течении XIX в. В данном случае речь уже идёт о миграциях эстонцев и латышей из Эстляндской и Лифляндской губерний, которые пополняли местное лютеранское население, проживающее в уездах С.-Петербургской губернии. Миграционный поток прибалтийских народов способствовал росту доли протестантского (в основном лютеранского) населения в Гдовском (10,6 %) и Лужском (5,6 %) уездах С.-Петербургской губернии, в уездах Псковской и Новгородской губерний, особенно в Холмском (4,4 %), Торопецком (3,1 %), Псковском (4,4 %), Островском (2,2 %), Новгородском (4,3 %), Крестецком (2,5 %) [21-24].

37 С притоком лютеран, как правило, увеличивалось количество приходов и молитвенных домов, росла численность прихожан в уже в существующих приходах, особенно во второй половине XIX в. Большое количество молитвенных домов было организовано в зоне основного эстонского и латышского расселения в Гдовском и Лужском уездов (приход Св. Троицы в г. Гдове, молитвенные дома в деревнях Домкино, Задорье, Бешково, Луг-Лог, Мясникова Гора, Сварец, Вошково, Заречье, Катежно, Зеленско, Пустаперса и др.). Практически все они были закрыты в 1920-40-е гг. Юго-восточная часть Псковской губернии (Холмский и Торопецкий уезды), куда также переселялись эстонцы и латыши, не характеризовалась большим количеством молитвенных домов, но здесь был достаточно крупный лютеранский приход в г. Торопец со своим филиалом в Великих Луках.

38 В уездах преобладали немецкие, эстонские и латышские лютеранские общины, часто они были смешанными. Лютеране компактно проживали как в городах, так и в сельской местности.

39 В конце XVIII в. в Пскове была сформирована лютеранско-евангелическая община, основу которой составили прибалтийские немцы, со временем её пополняли эстонцы и латыши. В это время возник приход, насчитывающий к началу ХХ в. свыше 10 тыс. прихожан. К концу XIX в. эстонцы составляли основу всех прихожан, соответственно возник вопрос об создании отдельного эстонского прихода в городе.

40 В уездных центрах, куда также активно переселялись приверженцы лютеранской веры, во второй половине XIX — начале XX вв. открывались новые приходы с филиалами, кирхи (в Острове, Порхове, Новоржеве, Опочке, Старой Руссе, Луге и др.). В западной части Псковского и Островского уездов, где издавна поселялись и проживали латыши и эстонцы, появлялись евангелическо-лютеранские общины и молитвенные дома (в Печорах, Лаврах, Качаново). В дальнейшем, после включения этих земель в состав Эстонии и Латвии (в 1920 г.), были построены и благоустроены полноценные кирхи.

41 Прибалтийские переселенцы в первой половине XIX в. часто селились на территории военных поселений Новгородского уезда, миграции шли также из С.-Петербургской губернии [10]. Крестьянские волнения, сложное социально-экономическое

положение прибалтийских губерний в XIX в. (в т. ч. вследствие гнёта немецких феодалов) провоцировали массовое переселение их жителей в другие губернии. Это отразилось на росте доли протестантского населения в Новгородской губернии. Вслед за лютеранами в Новгородскую губернию во второй половине XIX в. приезжали последователи баптизма (в основном латыши) и других христианских течений. Баптистские общины создавались в Новгородском и Крестецком уездах. Кроме того, баптизм распространялся среди русского городского населения Новгорода, Старой Руссы, Боровичей, Малой Вишеры [11]. В 1887 г. приход евангельских христиан-баптистов был открыт в Пскове.

42 Иудаизм является традиционной религией еврейского народа, поэтому доля иудеев обычно сопоставима с долей евреев. Евреи в основном проживали в городах, где и размещались молитвенные дома (синагоги). В губернских центрах — в Пскове иудеи составляли 4,7 % населения, в Новгороде — 3,3 %. В уездных центрах наибольшая концентрация приверженцев иудаизма наблюдалась в Острове (12 %), Новоржеве (10,4 %), Опочке (9 %), Великих Луках (7,9 %), Торопце (7,7 %), Луге (6,8 %), Порхове (5,1 %) и Старой Руссе (4,1 %) [21-24]. В остальных городах их доля была ниже 4 %.

43 Особо нужно выделить уезды Витебской губернии, входившие в то время в так называемую «черту оседлости». В уездных центрах иудеи составляли половину и более от всей численности населения (в Невеле — 62,4 %, Себеже — 59,2 %, Велиже — 49,1 %). Большинство евреев в пределах «черты оседлости» были ремесленниками и торговцами. В связи с этим в начале XX в. в этих городах наблюдалась высокая концентрация синагог и молитвенных домов (в Невеле — 15 синагог и молитвенных домов, Себеже — 7, Велиже — 10). В 1920-30-е гг. почти все они были закрыты. Кроме того, синагоги и молитвенные дома присутствовали во многих других губернских и уездных центрах вне «черты оседлости» (в Луге, Гдове, Пскове, Острове, Опочке, Новоржеве, Великих Луках, Порхове, Новгороде, Боровичах, Старой Руссе, Тихвине и др.).

44 В С.-Петербурге и пригородах доля иудеев была невелика (меньше 2 %). Первая еврейская община в столице возникла в конце XVIII в. Одним из условий пребывания евреев в С.-Петербурге являлся их переход в православие. Проводимая Александром II политика по либерализации статуса евреев привела к резкому росту их численности [33]. В 1893 г. в городе была открыта Большая хоральная синагога.

45 «Черта оседлости» официально была отменена после Февральской революции 1917 г., и в это переломное для страны время сотни тысяч евреев были выселены из прифронтовых западных губерний. Это привело к резкому увеличению евреев в С.-Петербурге (примерно до 100 тыс.).

46 В Новгородской губернии заселение евреев (представителей иудаизма) было связано в частности и с политикой оставлять их в местах армейской службы после её окончания. Таким образом, отставные солдаты-евреи компактно селились в Новгороде, Старой Руссе, Тихвине, Боровичах, Белозерске и др. [17].

47 К концу XIX в. в Выборгской губернии имелась небольшая еврейская община, пополнявшаяся в основном военнослужащими русской армии. Однако в 1880-х гг. был издан указ, ограничивающий евреев в некоторых правах, наблюдались высылки их в другие районы, но тем не менее к 1890 г. в Выборге проживал 261 еврей (в основном мелкие торговцы и ремесленники). В губернии находилась единственная синагога в Выборге (одна из трёх Великого княжества Финляндского), построенная в 1910 г. (сгорела в 1939 г. в ходе советско-финской войны).

48 Выводы. Конфессиональное пространство представляет собой качественную характеристику территории, является результатом длительной трансформации и представляет собой систему конфессий, включающую взаимосвязанные между собой различные компоненты и структурные элементы. Конфессиональное пространство является объектом изучения ряда научных направлений географии (культурной, конфессиональной географии, географии населения и др.) и смежных дисциплин (религиоведение, этнология, этнография и др.). Соответственно, для изучения конфессионального пространство можно

применять различные методы и подходы.

49 Территория Северо-Запада России на рубеже ХГХ-ХХ вв. представляла собой поликонфессиональное пространство с доминирующей православной составляющей, т. е. являлась вместе с тем частью ядра православной плиты. В ходе исследования была выявлена тесная связь между территориальным устройством Русской православной церкви и показателями системы расселения региона. Проводимые реформы, военно-политические события, приграничное положение региона по отношению к другим конфессиональным плитам (католической и протестантской) во многом способствовало усилению поликонфессиональности данной территории. Конфессиональное пространство региона к концу XIX в. представляло собой результат многочисленных «диффузий» разных религиозных групп.

Примечания:

1. Бывшие церкви в бывшей Финляндии. [Электронный ресурс]: URL:>>>> (дата обращения 18.02.2021).

2. Шамарин В. В. Староверие в Новгородской области. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2021).

3. Мельников И. А. Старообрядческое иночество Новгородской губернии в XVII-XX веках. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 16.02.2021).

4. Бывшие церкви в бывшей Финляндии. [Электронный ресурс]: URL:>>>> (дата обращения: 18.02.2021).

5. Ингерманландия. [Электронный ресурс]: URL: >>>> (дата обращения: 18.02.2021).

Библиография:

1. Абросимова И.В. Формирование и современное состояние этноконфессионального пространства Курганской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Пермь, 2013. 24 с.

2. Андреянова С.И. Региональное конфессиональное пространство: структура и типология // Глобальный научный потенциал. Ставрополь. №11 (44). 2014. С. 7-12.

3. Балабейкина О.А. Изменение конфессионального пространства в период с 1917 по 1941 гг. на примере Санкт-Петербургской епархии РПЦ // Историческая география России: ретроспектива и современность комплексных региональных исследований: мат. V межд. конф. по исторической географии. СПб., 2015. С. 21-25.

4. Балабейкина О.А., Мартынов В.Л. Конфессиональное пространство современной Швеции: христианские деноминации // Балтийский регион. 2017. Т. 9, № 3. С. 113-127.

5. Балабейкина О.А. Мартынов В.Л. Основные тенденции трансформации конфессионального пространства современной Польши // Псковский регионологический журнал. Псков. №3 (35). 2018. С. 50-63.

6. Булаева В.М., Горина К.В. Конфессиональное пространство как предмет социальной географии // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2011. Вып. 1. С. 147-156.

7. Горина К.В. Конфессиональное пространство: понятие и его структурные элементы // Система ценностей современного общества. 2012. №24. С. 8-13.

8. Горохов С.А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий // Известия РАН. Серия географическая. 2014. №2. С. 21-30.

9. Дементьев В.С. Территориальное устройство Русской православной церкви Псковского региона в XVШ-XXI вв. // Псковский регионологический журнал. 2018. №3 (35). С. 74-88.

10. Истомина Э. Г. Границы, население, города Новгородской губернии. Л., 1972. С. 67.

11. Корабель А.И. Латышские переселенцы на Новгородской земле (XIX - XX вв.) // Новгородский исторический сборник. Вып.14 (24). 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Крипатова Ю.И. Православные приходы Выборгской губернии в составе Великого княжества Финляндского // Санкт-Петербург и страны Северной Европе. №10. 2009. С. 381393.

13. Манаков А.Г., Дементьев В.С. Динамика конфессионального состава населения Псковского региона во второй половине XIX в. // Религиоведение. 2018. №1. С. 92-102.

14. Манаков А.Г., Дементьев В.С. Территориальная структура конфессионального пространства юго-восточной части Балтийского региона // Балтийский регион. 2019. Т. 11. №1. С. 92-108.

15. Манаков А.Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ, 2002. 300 с.

16. Манаков А.Г. Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в XX - начале XXI в. // Географический вестник. 2019. №2 (49). С. 1324.

17. «Новгородская губерния» // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Россия, Санкт-Петербург, 1906-1913.

18. Памятная книжка Витебской губернии на 1914 год. Витебск, 1914.

19. Памятная книжка Псковской губернии на 1913-1914 гг. Псков: Типография Губернского правления. 1913.

20. Памятная книжка С.- Петербургской губернии на 1914-1915 год. СПб., 1914.

21. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том V. Витебская губерния. Тет. 2, 1901. 110 с.; Тет. 3, 1903. 281 с.

22. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том XIV. Новгородская губерния. Тет. 2, 1903. 247 с.

23. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том XXXIV. Псковская губерния. Тет. 2, 1904. 171 с.

24. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том XXXVII. С.-Петербургская губерния, 1903. 263 с.

25. Пучков П. И. Современная география религий. М.: Наука, 1975. 182

26. Санкт-Петербург, столица России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. СПб., 1890-1907.

27. Сафронов С.Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы России: дисс. ... канд. геогр. наук. М., 1998. 200 с.

28. Сафронов С.Г. Конфессиональное пространство России в начале и конце ХХ века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. С. 443-460.

29. Сафронов С.Г. Русская православная церковь в конце XX века: территориальный аспект. М., 2001. 100 с.

30. с.

31. Сафронов С.Г. Территориальная структура и динамика современного конфессионального пространства России // Региональные исследования. 2013. № 4 (42). С. 87-100.

32. Филимонова И.Ю. Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области: дис. ... канд. геогр. наук, 2006. 174 с.

33. Шальнев В.А., Андреянова С.И. Конфессиональное пространство: геопространственный и региональный подходы // Наука. Инновации. Технологии. 2013. №3. С. 79-84.

Approaches to the study of the state of structural elements of the confessional space of the north-west of Russia at the turn of the XIX - XX cennturies

Vitaliy Dementiev

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Russian Federation, Sankt Petersburg

Abstract

The study of the confessional space (or religious landscape) is largely associated with the geographical study of the cultural diversity of large poly-confessional regions. At certain time intervals, the North-West of Russia belonged to such regions. The object of the research is the confessional space of the North-West of Russia at the turn of the 19th - 20th centuries. It is worth noting that the confessional space is the object of research in many sciences, therefore, various methods and approaches can be used, with the help of which it is possible to assess the state of the structural elements of the research object. The concept of "confessional space" has a broad meaning, combining a number of parameters and elements. Therefore, among the tasks of this study is to clarify this concept. Subsequently, taking these amendments into account, an attempt was made to reveal the structural elements of the confessional space of the North-West of Russia at the turn of the 19th - 20th centuries. In the course of a comprehensive study of the confessional space, it was proposed to use new approaches and methods. Considering the fact that this region fits into the "core" of the "Orthodox plate", much attention was paid to studying the state of the territorial structure of the Russian Orthodox Church. A close relationship was revealed between the indicators characterizing the spatial structure of the Russian Orthodox Church and the key indicators of the settlement system.

Keywords: confessional space, North-West of Russia, parish, confessional geography, Orthodoxy, Lutherans, Old Believers, religion

Date of publication: 28.06.2021

Citation link:

Dementiev V. Approaches to the study of the state of structural elements of the confessional space of the north-west of Russia at the turn of the XIX - XX cennturies // Pskov region studies journal. -2021. - Issue 2 (46) C. 117-131 [Electronic resource].

URL: https://prj.pskgu.ru/s221979310014074-4-1 / (circulation date: 10.11.2021). DOI: 10.37490/S221979310014074-4

Код пользователя: 0; Дата выгрузки: 10.11.2021; URL - http://prj.pskgu.ru/s221979310014074-4-1/ Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.