Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ'

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
подходы / изучение / религиозная идентичность / approaches the study of religious identity

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова М.А., Урцев О.В.

В статье представлен краткий теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию религиозной идентичности. Выделено несколько основных направлений социально-психологических исследований данного феномена, показана дискуссионность обозначений дефиниций «идентичность» и «религиозная идентичность». Результаты анализа обогащают представления по проблеме религиозной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE STUDY OF RELIGIOUS IDENTITY

The article presents a brief theoretical analysis of domestic and foreign approaches to the study of religious identity. Several main directions of social and psychological researches of this phenomenon are allocated, debatable designations of definitions "identity" and "religious identity"are shown. The results of the analysis enrich the ideas concerning to the problem of religious identity.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ»

ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК:159.9

Данилова М.А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии Урцев О.В. студент 5 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет Россия, Республика Крым, г. Симферополь ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Аннотация: в статье представлен краткий теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследованию религиозной идентичности. Выделено несколько основных направлений социально-психологических исследований данного феномена, показана дискуссионность обозначений дефиниций «идентичность» и «религиозная идентичность». Результаты анализа обогащают представления по проблеме религиозной идентичности.

Ключевые слова: подходы, изучение, религиозная идентичность.

Danilova M.A., candidate of psychological Sciences, senior lecturer in the psychology Department of the Crimean engineering and pedagogical University Russia, Republic of Crimea, Simferopol

Urchin O.V., student 5 course, the psychology Department of the Crimean engineering and pedagogical University

APPROACHES TO THE STUDY OF RELIGIOUS IDENTITY

Abstract: the article presents a brief theoretical analysis of domestic and foreign approaches to the study of religious identity. Several main directions of social and psychological researches of this phenomenon are allocated, debatable designations of definitions "identity" and "religious identity"are shown. The results of the analysis enrich the ideas concerning to the problem of religious identity.

Key words: approaches the study of religious identity.

Постановка проблемы. На протяжении разных эпох религия продолжает играть значимую роль в этнической дифференциации, воздействовать на культурную и духовную сферу общества, гарантировать ощущение взаимной комплиментарности, то есть идентичности. Для современного человека религиозная идентичность выступает в качестве одного из средств конструирования собственного «Я».

Ввиду того, что именно указанная проблематика сегодня требует тщательной научно-методической разработки, а вопросы религиозной

идентичности невозможно рассматривать в отрыве от понимания самого феномена, актуальным представляется в рамках статьи осуществить научный анализ различных теоретических подходов к пониманию религиозной идентичности.

Цель данной статьи - теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению религиозной идентичности.

Основное изложение материала. Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов религиозной идентичности, необходимо разобрать терминологию: «идентичность», «религия», «религиозная идентичность». О.М. Артёменко рассматривает религиозную идентичность в качестве сложного и многомерного феномена, объясняемого через два понятия -религия и идентичность20. Религия представляет собой явление, в рамках которого происходит встреча человека со священным, божественным, тесно взаимосвязанное с такого рода понятиями, как вера, религиозность, духовность.

Впервые в социально-психологическом плане проблема идентичности изучается Дж. Мидом и Ч. Кули, которыми применяется более традиционное понятие «самость» (Self), а идентичность представляется и как итог социальной интеракции, и как фактор, детерминирующий социальную интеракцию 21.

В психоаналитической трактовке идентичность чаще всего соотносится с итогом идентификации, бессознательным уподоблением «Я» другому (А. Адлер, У. Джеймс, З. Фрейд, Э. Эриксон). В одной из метапсихологических теорий Зигмунд Фрейд представляет генезис «Я» как итог (само) идентификации. Э. Эриксоном, напротив, идентичность описана, как внутренне приемлемый образ самого себя в комплексе взаимоотношений с окружающей средой, ощущение устойчивого обладания собственным «Я» безотносительно от складывающихся условий. 22

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследований самосознания и самоотношения, где идентичность изучалась в качестве одного из подходов к проблеме «Я» (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Л.С. Рубинштейн и мн.др.).

Таким образом, идентичность - это динамичная структура, формирующаяся на протяжении всего жизненного пути человека, при этом ее изменение обусловливается преобразованиями в социальном окружении личности. В социальной психологии в структуре идентичности выделяются индивидный, личностный и социальный уровни. Что касается религиозной идентичности, то по мысли С.Московичи, она является одной из форм

20 Артёменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен [Электронный ресурс] URL: http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2016/10/Kongress-Tom-3 .pdf

21 Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М: Международный институт бизнеса и управления, 1996. - С. 222

22 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - С.228.

социальной идентичности23.

Дефиниция «религиозная идентичность» в последние десятилетия активно обсуждается в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе: Е.А. Александрова, О.М. Артёменко, Л. Блюм, О.А. Войновская, Джуди Ван Камп, А.Н. Крылов, М. Зембар, Г. Олпорт, О.С. Павлова, Т.С. Пронина, Г.А. Сабирова, О.Е. Хухлаев, В.А. Шорохова, Д. Элкинд и др. Разработаны концепции религиозной идентичности личности как составной части социальной идентичности (С. Московичи, И.Э. Соколовская, П.Н. Шихирев, Ю.И. Щербакова).

В одной из известных концепций индивидуальной религиозности Г. Олпорта выделяются следующие измерения религиозности - внешняя религиозная ориентация, где религия выступает в качестве средства обретения желаемого, а также внутренняя - как «направленность в себя, значимый образ жизни»24.

Американский психолог Джуди Ван Камп, основываясь на исследованиях Олпорта, выделяет два основных измерения религиозной идентичности - индивидуальное и социальное25. Интересной, на наш взгляд, представляется теория стадиальности развития религиозной идентичности Д. Элкинда, где выделены три стадии, сопоставляемые с интеллектуальным развитием ребенка. 1 стадия (5-7 лет) - имеет место недифференцированное мышление и представления о религиозной принадлежности; 2 стадия (7-9 лет) - обладание концептуализированной религиозной идентичностью; 3 стадия (9-11 лет) - интериоризация ребенком религиозных особенностей. Л. Блюм и М. Зембар, напротив, уверяют, что становление религиозной идентичности начинается в подростковом возрасте26.

В основе вышеуказанных исследований, в большей или в меньшей степени, имеет место опора на теорию социальной идентичности. По нашему мнению, значимой теоретической основой для рассмотрения религиозной идентичности является теория социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера, в рамках которой религиозная идентичность представляется в качестве субъективного переживания человеком собственной принадлежности к определенной религиозной общности.27 Такой подход позволяет исследователю отойти от изучения содержания религии и концентровать локус внимания на самовосприятии личности.

23 Moskovici S. Notes towards f description of Social Representation //European Journal of Social Psychology. -1988. - V.18.

24 Титов Р. С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций // Культурно-историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 3.

25 Van Camp D. Religious Identity: Individual or Social? Exploring the Components and Consequences of Religious Identity [Electronic resource] : PhD, Thesis / Van Camp D. - Howard University, Washington, D. C. -2010. URL: http://search.proquest.com/pqdtft/ docview/743822279/13E4AA3864B650ABE7C/1?accountid=35419 (дата доступа: 16.03.2018).

26 Blume L.B., Zembar M.J. Spiritual/Religious Identity, 2007. - Pp. 315-31.

27 Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / (edc) S. Worchel, W.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, pp. 7-24, 1986.

Отечественными психологами проблема религиозной идентичности исследуется в аспекте развития самосознания верующего человека, трансформации формирования и развития религиозности28. А.А. Шаовым утверждается, что феномен религиозной идентичности представлен соответствующим религиозным сознанием и определяется через специфику религиозного отношения к действительности29. Ю.И. Щербакова религиозную идентичность рассматривает на основе самоидентификации, религиозного мировоззрения, религиозной мотивации, религиозного поведения и чувств. 30 Т.А. Тумгоевой 31, О.С. Павловой 32в структуре религиозной идентичности выделено два компонента: когнитивный и аффективный.

В диссертации И.Э. Соколовской представлена социально -психологическая концепция религиозной идентичности российской молодежи, где впервые выделен и описан феномен относительной автономности религиозной идентичности, независимости ее от обстоятельств.33Обнаружено, что существует прямая взаимосвязь между религиозной идентичностью и психологическими защитами.

Выводы. В заключении отметим, что состояние современного общества и его запросы способствуют тому, что в гуманитарных науках появляется все больше работ, посвященных описываемой нами проблематике. Однако до сих пор нет единого понимания и определения «идентичности» и «религиозной идентичности» - указанные феномены рассматриваются и исследуются с разных позиций, а научные дискуссии -продолжаются.

Предельно общее понимание религиозной идентичности, с которым согласна большая часть исследователей, касается осознания индивидом собственной религиозной принадлежности. Далее возникают расхождения, обусловленные необходимостью конкретизации оснований самоидентификации.

Использованные источники:

1. Александрова Е.А. Религиозная идентичность в российских культурно-антропологических исследованиях // Культура и цивилизация. - 2015. - № 6. - С. 10-22.

28 Павлова О.С. Религиозная и этническая идентичность мусульман Северо-западного и Северо-восточного Кавказа: содержание и особенно- сти соотношения // Ислам в современном мире. - 2015. - Т.11. - № 2. -С.76.

29 Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия //Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. - №3. - С.121

30 Щербакова Ю.И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: диссер. на соиск.ст.канд.психол.н.:19.00.05 - М., 2010. - 209 с.

31 Тумгоева Т.А. О подходах к изучению религиозной идентичности//Вестник Университета. - № 15. -2014. - С.319

32 Павлова О.С. - С.79

33 Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи. [Электронный ресурс] URL: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/46067-1-dissertationnaya-rabota-sokolovskoy-irini-eduardovni-predstavlyaet-soboy-socialno-psihologicheskoe-issledovani.php

2. Артёменко О.М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен. [Электронный ресурс] URL: http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2016/10/Kongress-Tom-3.pdf

3. Войновская О.А. Психологические особенности личностной религиозности: автореф. дис....канд. психолог. наук. - 0десса,2007. - 27 с.

4. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве.З-е изд.доп.и перераб. - М.: Издательство Икар, 2014. - 356 с.

5. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. - М: Международный институт бизнеса и управления, 1996. - С. 222-225.

6. Павлова О.С. Религиозная и этническая идентичность мусульман Северо -западного и Северо-восточного Кавказа: содержание и особенно- сти соотношения // Ислам в современном мире. - 2015. - Т.11. - № 2. - С.79

7. Типология религиозной идентичности: аналитика религиозности современного российского общества. [Электронный ресурс]. URL: http://konf.x-pdf.ru/18filosofiya/348214-1-tipologiya-religioznoy-identichnosti-analitika-religioznosti-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva.php (дата обращения: 16.03.2018)

8. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи. [Электронный ресурс] URL: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/46067-1-dissertacionnaya-rabota-sokolovskoy-irini-eduardovni-predstavlyaet-soboy-socialno-psihologicheskoe-issledovani.php (дата обращения: 16.03.2018)

9. Титов Р.С. Концепция индивидуальной религиозности Г. Олпорта: понятие религиозных ориентаций / Р. С. Титов // Культурно -историческая психология. - 2013. - № 1. - С. 2-9.

10. Тумгоева Т.А. О подходах к изучению религиозной идентичности//Вестник Университета. - № 15. - 2014. - С.319-323.

11. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия //Вестник Адыгейского государственного университета. -2009. - №3. - С. 121-127.

12. Шорохова В.А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения / В. А. Шорохова // Социальная психология и общество. - 2014. - Т. 5, № 4. -С. 44-62.

13. Щербакова Ю.И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях: диссер. на соиск.ст.канд.психол.н.:19.00.05 - М., 2010. - 209 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

15. Blume L.B., Zembar M.J. Spiritual/Religious Identity, 2007. - Pp. 315-331.

16. Moskovici S. Notes towards f description of Social Representation //European Journal of Social Psychology. - 1988. - V.18.

17. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations /(edc) S. Worchel, W.G. Austin. - Chicago: Nelson-Hall, 1986. - pp. 7-24.

18. Van Camp D. Religious Identity: Individual or Social? Exploring the Components and Consequences of Religious Identity [Electronic resource] : PhD, Thesis / Van Camp D. - Howard University, Washington, D. C. - 2010. URL: http://search.proquest.com/pqdtft/

docview/743822279/13E4AA3864B650ABE7C/1?accountid=35419 (дата

доступа: 17.03.2018).

УДК 37.014.53

Петрушко Е.Н., к. э.н.

доцент

кафедра социальных технологий Институт управления Гончарова Л.Б.

преподаватель цикловой методической комиссии общепрофессиональных дисциплин Медицинский колледж Медицинский институт Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород ОТКРЫТЫЙ УРОК, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация:

В статье рассматривается, что к традиционным учебным занятиям принадлежат, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и оценки приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации изученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения широко используются нестандартные уроки: уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым учащиеся быстрее и лучше усваивают программный материал. Открытый урок представляет собой особую форму организации методической деятельности преподавателя, показывающий или демонстрирующий студентам инновационный опыт реализации методической идеи или применение того или иного метода обучения. В качестве методов исследования открытого урока следует выделить: сравнение, структуризация, обобщение, а также анализ и сопоставление.

Ключевые слова: образование, наглядный материал, открытый урок, качественное усвоение материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.