УДК 316.6
О ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация. В статье представлен обзор работ по изучению религиозной идентичности, на основе которых выделено несколько основных направлений исследования данного феномена. Религиозная идентичность рассматривается нами как составная часть социальной идентичности личности. Изучение религиозной идентичности возможно через рассмотрение ее составных компонентов: когнитивного и аффективного. Ключевые слова: религиозная идентичность, социальная идентичность, когнитивный компонент, аффективный компонент.
ABOUT APPROACHES TO RELIGIOUS IDENTITY RESEARCH
Annotation. The article presents a review of religious identity researches on the basis of which several major directions of this phenomenon study were specified. Religious identity is considered as a constituent part of social identity. Religious identity study is possible by means of analysis of its cognitive and affective components.
Keywords: religious identity, social identity, cognitive component, affective component.
Среди разнообразия больших социальных групп наиболее успешное формирование идентичности и ее долговременное существование обеспечивается устойчивыми социальными общностями, такими как гендерные, этнические или религиозные группы. В статье мы хотим уделить внимание проблеме изучения религиозной идентичности. Интерес к проблеме религиозной идентичности в последние годы заметно вырос. Это можно объяснить тем, что в эпоху глобальных социальных изменений общество находится в поиске конструктов, которые могли бы обеспечить стабильность общественных институтов. Таким необходимым конструктом сегодня может выступить религиозная идентичность.
Когда мы говорим о религиозной идентичности, мы, несомненно, сталкиваемся с такими понятиями, как религия, вера, духовность и религиозность. Вопросы религии, веры интересовали ученых и мыслителей на протяжении веков, во все времена, они отмечали необыкновенную силу и сложную многоуровневую структуру этих явлений. Существует огромное количество определений религии, но если свести их все к одному, то получается, что религия - это особая форма осознания мира, осуществляемая посредством веры в сверхъестественное. Религия включает в себя определенный свод правил и моделей поведения, распространяется и поддерживается через различные религиозные объединения и сообщества. Вера определяется как способ обретения смысла и цели в жизни, ориентация человека на ценности и убеждения и способность признать и стремиться к высшей власти в поисках универсального [14]. Духовность, как правило, характеризуется как личные и субъективные ощущения или опыт связности (отношения или единства) с высшей силой или трансцендентной реальностью (например, с Богом или Природой). Духовность также понимается как интеграции духовных убеждений со своим поведением в повседневной жизни; достижение желаемых внутренних состояний, таких как комфорт, спокойствие или чувство безопасности [22]. С другой стороны, религиозность включает в себя, как правило, организованные религиозные практики, такие как участие в богослужениях, религиозных обрядах, посещение церкви, храма, синагоги или мечети, а также приверженность к религиозным организациям на основе системы верований или убеждений, которые определяют поведение человека в повседневной жизни [22].
Мы видим, что понятия религия, вера, духовность, религиозность тесно связаны между собой.
© Тумгоева Т.А., 2014
Т. А. Тумгоева
Tanzila Tumgoeva
Быть религиозным означает верить в некую Высшую силу, строить свое поведение на основе неких религиозных убеждений, участвовать в религиозных практиках и быть в связи с людьми, имеющими такое же видение мира, как у тебя, и ведущими схожий с твоим образ жизни.
А.Н. Крылов выделил несколько направлений, существующих в исследовании религиозной идентичности в научной литературе:
— социально-политическое направление, в котором религиозная идентичность рассматривается как элемент государственной стабильности, которому уделяется особое внимание со стороны государства и политики;
— этнографическое направление, в котором религиозная идентичность рассматривается как фактор формирования разных народностей;
— национальное направление, в котором религиозная идентичность исследуется как элемент национальной идентичности;
— социальное направление, в котором религиозная идентичность рассматривается как фактор стабилизации общества;
— философское направление, в котором религиозная идентичность выступает как философская категория и др. [5].
Сложившиеся в философии, социологии, политологии и других гуманитарных науках подходы к пониманию и изучению религиозной идентичности представляют определенный интерес. Так, философ и социолог религии М.П. Мчедлов в своих работах делает упор на роли религиозной идентичности в социально-политической жизни общества. Автор отмечает, что в переломные периоды общества, во времена народных бедствий и господства идеологической неразберихи резко возрастает роль национальных и религиозных идентичностей [6]. В последнее время социологи и политологи озабочены проблемой религиозной идентичности современной России. В своих работах авторы рассматривают религиозное разнообразие Российской Федерации, отмечая проблемы религиозного плюрализма современного российского общества [1]. Также был проведен ряд социологических исследований с целью определить особенности религиозной идентичности россиян [7; 8]
Несмотря на проявленный интерес к данной проблематике со стороны определенных гуманитарных наук, наиболее полное осмысление, понимание и изучение данного феномена, на наш взгляд, может предложить только социально-психологический подход. В последние годы в целом в психологии, и в социальной психологии в частности, появилось достаточное количество работ по данной проблематике, что позволило нам выделить несколько наметившихся направлений по изучению религиозной идентичности. Так, ряд авторов интересует проблема становления и развития религиозной идентичности [2; 3; 13]. Л. Блюм и М. Зембар считают, что религиозная идентичность начинает формироваться в подростковом возрасте. Поиск подростковой идентичности часто описывается как поиск смысла, и психологи отмечают положительную взаимосвязь формирования религиозной идентичности с поисками личностного смысла у подростков [13]. Ф.Г. Акпериан определяет степень восприятия религиозных ценностей и практическое следование религиозным обрядам как факторы, влияющие на формирование религиозной идентичности у подростков [2].
Другое направление представлено исследованиями взаимосвязи религиозной идентичности и субъективного психологического благополучия. Авторы отмечают, что частое формальное религиозное участие, поддерживающее религиозную идентичность, а также высокий уровень выраженности религиозной идентичности положительно влияют на психологическое благополучие индивида [12; 16].
Еще одним направлением, стремительно развивающимся в последнее время, стало направление, в котором рассматривается связь религиозной идентичности с экономическим поведением. Если до недавнего времени, религиозные явления рассматривали вне области экономики, то сегодня про-
блема соотношения религии и экономики набирает популярность. Исследователи отмечают, что существует связь религиозной идентичности с экономическими установками и представлениями, а также потребительским поведением человека [4; 9; 11].
Острые социальные проблемы современного общества, такие как кровопролитные конфликты и войны, часто имеющие религиозную подоплеку, определили следующее направление социально-психологических исследований. Очевидно, что в обществе, где религия глубоко укорена в социальной жизни, религиозная идентичность обеспечивает индивидам эмоциональную прочность и устойчивость. Также они обладают сильной индивидуальной и групповой привязанностью к религиозным объектам, священным местам и территориям. Любую попытку ограничения, отрыва или отказа в доступе к ним, а также попытки осквернения, воспринимаются как посягательство на личность, что вызывает сильную реакцию со стороны притесняемых. В этой связи исследователи рассматривают религиозную идентичность как фактор групповой сплоченности перед внешним агрессором. А также отмечают, что религиозная идентичность может стать побуждающей силой к действию, которую могут использовать в своих целях люди, имеющие власть и корыстные цели [10; 15; 17; 21]. Так или иначе, влияние религиозной идентичности на общество не может подвергаться сомнению.
Все выделенные нами социально-психологические направления и представленные исследования рассматриваются учеными, в той или иной степени опираясь на теорию социальной идентичности. Социальных психологов, и нас в том числе, религиозная идентичность в первую очередь интересует с точки зрения принадлежности к социальной группе, которой в данном случае выступает религиозная общность. На наш взгляд, прочную теоретическую основу для изучения религиозной идентичности представляет теория социальной идентичности А. Тэшфела и Дж. Тернера [18; 19]. Исходя из концепции социальной идентичности, мы рассматриваем религиозную идентичность как субъективное переживание человеком своей принадлежности к той или иной религиозной общности. Такое понимание религиозной идентичности позволяет нам отойти от самого содержания религии и обратить свое внимание на самовосприятие человека, на то, каким он себя видит и каким себя ощущает.
При изучении религиозной идентичности особо остро встает проблема соотношения личностной и социальной идентичностей. С одной стороны, верующий человек выстраивает свою жизнь в соответствии с Божьими законами, регулируя свое поведение через религиозные догматы и нормы, а его восприятие себя осуществляется через личный эмоционально-оценочный контакт с Богом, в котором нет места третьему лицу. С другой стороны, восприятие себя происходит через включенность в социальную структуру, путем отождествления себя с церковью или религиозной общностью [5]. Проблема соотношения личностной и социальной идентичностей продолжена в дискуссии на тему соотношения индивидуального и социального компонентов религиозной идентичности. Так, Д. Ван Камп рассматривает религиозную идентичность как структуру, состоящую из четырех компонентов: двух внутренних компонентов (индивидуальной веры и принадлежности к религиозной группе) и двух компонентов, определяющих внешнее применение религии (личные выгоды и социальные выгоды). Автор отмечает взаимовлияние компонентов и предполагает, что эти четыре компонента связаны с другими аспектами религиозности, но ни один из этих компонентов не занимает устойчивую центральную позицию в структуре религиозной идентичности [20].
Рассматривая формирование религиозной идентичности как частный случай формирования идентичности социальной, мы выделяем в ее структуре два важных компонента: когнитивный и аффективный. Когнитивный компонент религиозной идентичности включает в себя знания и осведомленность о группе членства. Индивид определяет свою принадлежность к религиозной общности через знания об истории, моральных нормах, правилах поведения, культах, обрядах и религиозных практиках, присущих его группе членства. На основании этих знаний индивид осуществляет меж-
групповое сравнение, дифференцируя свою группу от других, благодаря чему происходит его идентификация с группой членства. Аффективный компонент носит эмоционально-оценочный характер. Он выражается в оценке качеств выделяемой группы, отношения индивида к ней и к своему членству, а также в степени субъективной значимости группы.
Выделение когнитивного и аффективного компонентов в структуре религиозной идентичности определено необходимостью эмпирического исследования данного конструкта. Религиозная идентичность - это сложное психологическое явление, при изучении которого исследователи сталкиваются с определенными проблемами. На наш взгляд, изучение такого феномен, как религиозная идентичность, возможно через рассмотрение отдельных его компонентов. Это облегчит психологам проведение эмпирического исследования и позволит структурно изучить религиозную идентичность.
В заключении отметим, что состояние современного общества и его запросы способствуют тому, что в науках о человеке и обществе, в том числе в психологии, появляется все больше и больше работ, посвященных данной проблематике. Однако проблема далека от своего разрешения, и дискуссии на тему, что из себя представляет религиозная идентичность и как лучше ее изучать, продолжаются.
Библиографический список
1. Агаджанян А., Яшин В.Б., Митрохин Н., Руссле К. Религиозное многообразие Российской Федерации // Международный журнал по мультикультурным обществам. - 2000. - Вып. 2. - № 2.
2. Акпериан Ф.Г. Проблемы религиозной идентичности у подростков // Вектор науки ТГУ. Серия. Педагогика, психология. - 2012. - № 1. - С. 22-25.
3. Барретт М. Развитие национальной, этнолингвистическое и религиозной идентичности у детей и подростков / М. Барретт [и др.]. - М.: Издательство Института психологии РАН, 2001. - 196 с.
4. Ефремова М.В. Роль гражданской и религиозной идентичности в экономическом сознании россиян // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 9.
5. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве / А.Н. Крылов. - М.: Икар, 2012. - 306 с.
6. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность в мультикультурном обществе (О новых проблемах в межциви-лизационных контактах) // Социологически исследования. - 2006. - № 10. - С. 33-40.
7. Рыжова С.В. О соотношении православной идентичности и гражданского сознания // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. - М.: Издательство Института социологии РАН, 2006. - С. 141-168.
8. Синелина Ю.Ю. Православные и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 89-95.
9. Татарко А.Н Социальный капитал: теория и психологические исследования: монография / А.Н. Татарко, Н.М Лебедева. - М: РУД, 2009.
10. Appleby R.S. Religion as an Agent of Conflict Transformation and Peacebuilding Washington D.C., 2006
11. Benjamin D.J., Choi J., Fisher G. Religious Identity and Economic Behavior. Cornell University, 20, 2009.
12. Blame B., Crocker J. Religiousness, race, and psychological well-being: Exploring social-psychological mediators. Personality and Social Psychology Bulletin vol. 1995. 21. Pp. 1031-1041.
13. Blume L.B., Zembar M.J. Spiritual/Religious Identity, 2007 edition, Pp. 315-31
14. Fowler J.W. Weaving the New Creation. San Francisco: Harper, 1991
15. Gopin M., Between Eden and Armageddon. New York. Oxford University Press. 2002.
16. Greenfield E.A., Marks N.F. Religious Social Identity as an Explanatory Factor for Associations Between More Frequent Formal Religious Participation and Psychological Weil-Being //The international journal for the psychology of religion. 77(3), 2007, p. 245-259
17. Schafer H., The Janus Face of Religion: On the Religious Factor in New Wars, NUMEN, 51, (4), 2004.
18. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of intergroup relations / (edc) S. Worchel, W.G. Austin. Chicago: Nelson-Hall, pp. 7-24, 1986.
19. Turner J.C. Social Categorization and the Self-Concept: A Social Cognitive Theory of Group Behavior. In Advances in Group Processes, Vol. 2, ed. E. J. Lawler, 1985, Pp. 77-121. Greenwich, CT: JAI Press.
20. Van Camp D. Religious identity: Individual or social? Exploring the components and consequences of religious identity [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udini.proquest.com/view/religious-identity-individual-or-goid:743822279/
21. Yamin S. Understanding Religious Identity and the Causes of Religious Violence/ Peace Prints: South Asian Journal of Peacebuilding, Vol. 1, No. 1: Spring 2008
22. Zinnbauer B.J., Pargament K.I., Cole B., Rye M.S., Butter E.M., Belavich T.G., et al. Religion and spirituality: Unfuzzying the fuzzy. Journal for the Scientific Study of Religion. 1997. Vol. 36. Pp. 549-564.