Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
религиозная идентичность / особенности / формирование / жители Республики Крым / religious identity / peculiarities / formation / residents of the Republic of Crimea

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова М.А., Урцин О.В.

Статья посвящена исследованию особенностей формирования религиозной идентичности жителей Республики Крым. Рассматривается специфика религиозной идентичности на примере студенчества. Определено, что религиозная идентичность жителей Республики Крым тесно взаимосвязана с этнической и территориальной идентичностью. Утверждается необходимость в адекватном формировании религиозной идентичности у молодого поколения в поликультурном пространстве Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF RELIGIOUS IDENTITY OF THE INHABITANTS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article is devoted to the study of the formation of the religious identity of the inhabitants of the Republic of Crimea. The specificity of religious identity on the example of students is considered. It is determined that the religious identity of the inhabitants of the Republic of Crimea is closely interrelated with ethnic and territorial identity. The necessity of adequate formation of religious identity in the young generation in the multicultural space of Crimea is stated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Использованные источники:

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник МГУ. Психология, сер. 14, 2006. №2. с 6072

2. Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004. с. 61, 73, 80, ИЗ №6

3. Антонов А.И. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье. .//Психология семьи. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 404-410

4. Аргайл М. Влияние взаимоотношений на счастье и удовлетворенность. Психология семьи. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 387-392

5. Гозман Л.Я. Закономерности распада эмоциональных отношений. // Психология семьи. Хрестоматия. /Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 2002. с. 701

УДК:159.9

Данилова М.А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии Урцин О.В. студент 5 курса факультет психологии Крымский инженерно-педагогический университет Россия, Республика Крым, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Аннотация: статья посвящена исследованию особенностей формирования религиозной идентичности жителей Республики Крым. Рассматривается специфика религиозной идентичности на примере студенчества. Определено, что религиозная идентичность жителей Республики Крым тесно взаимосвязана с этнической и территориальной идентичностью. Утверждается необходимость в адекватном формировании религиозной идентичности у молодого поколения в поликультурном пространстве Крыма.

Ключевые слова: религиозная идентичность, особенности, формирование, жители Республики Крым.

Danilova M.A., candidate of psychological Sciences, senior lecturer in the psychology Department of the Crimean engineering and pedagogical University

Russia, Republic of Crimea, Simferopol Urchin O.V., student 5 course, the psychology Department of the Crimean

engineering and pedagogical University FEATURES OF THE FORMATION OF RELIGIOUS IDENTITY OF

THE INHABITANTS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA Abstract: the article is devoted to the study of the formation of the religious

identity of the inhabitants of the Republic of Crimea. The specificity of religious identity on the example of students is considered. It is determined that the religious identity of the inhabitants of the Republic of Crimea is closely interrelated with ethnic and territorial identity. The necessity of adequate formation of religious identity in the young generation in the multicultural space of Crimea is stated.

Key words: religious identity, peculiarities, formation, residents of the Republic of Crimea.

Постановка проблемы. Ввиду существующей в современной России тенденции религиозного возрождения, повышается значимость научного изучения религиозного фактора. В условиях политической интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации остро стоит задача теоретического анализа возможностей достижения взаимопонимания, общности, не зависящая от степени этнокультурных различий, где все большее значение придается сохранению национального единства. Ведь на территории крымского полуострова на протяжении многих веков сосуществовали народы разных языковых групп, верований и традиций: согласно переписи населения 2014 года, на территории Крыма проживают более 175 народов и национальностей, а к наиболее распространенным религиям относятся такие мировые религии, как христианство и ислам 12.

Религиозные отношения на территории Крыма, по мнению экспертов, всегда были не простыми, тем не менее, крымский полуостров считается уникальной лабораторией поиска путей развития отдельной личности и всего общества через взаимодействие культур. 13 Религия здесь является мощным источником общественной легитимации и важным механизмом конструирования групповых идентичностей14. В современном поликультурном пространстве Крыма увеличивается экзистенциальная ответственность каждого жителя за поиск и обретение собственной аутентичной религиозной идентичности.

Наука, в частности психология, должна проявить активность в исследовании феномена религиозной идентичности, в связи с чем, особую актуальность приобретает научный анализ особенностей формирования религиозной идентичности у молодого поколения жителей Республики Крым в рамках перспектив точной оценки этнонационального, культурно-духовного и политического развития региона.

Цель статьи - изучение особенностей формирования религиозной

12 Итоги переписи населения Крыма в 2014 году [Электронный ресурс] URL: http://www.kvartiri-feodosii.ru/info/FotoobzorNovostey/125/

13 Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крымском федеральном округе. Экспертный доклад 2015 года / Ред. Тишков В. А., Степанов В. В. - Москва-Симферополь: ООО «Антиква», 2016. - 88 с.

14 Ерохина О.В. Проблемы национально-государственной самоидентификации крымчан, регулирования межэтнических отношений в Крыму, политическая и социальная адаптация крымчан к жизни в составе Российской Федерации Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2016. - № 2 (7). [Электронный ресурс]. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2016-2-7/artide-0066/ (дата обращения: 17.03.2018).

идентичности у жителей Республики Крым.

Изложение основного материала. Среди отечественных исследований по проблеме формирования религиозной идентичности за последние пять лет можно выделить работы: Е.А. Александровой, О.А. Богатовой, А.Н. Крылова, Г.С. Кожухарь, В.В. Коврова, Е.И. Соколовской, О.Е. Хухлаева, А.А. Шаова, В.А. Шороховой и др. На основе анализа вышеуказанных источников, можно заключить, что религиозная идентичность представляет собой форму коллективного и индивидуального самосознания, в основе которой - осознание субъектом собственной принадлежности к конкретной религии, формирующая представления о себе и мире через соответствующие религиозные догмы. 15

Религиозная и этническая идентичности жителей Крыма тесно переплетены и непосредственно воздействуют на их общественно -политическое мировоззрение, отражаются в межэтническом и межконфессиональном взаимодействии 16. Однако в современных условиях религиозная принадлежность является потенциально конфликтогенным фактором 17, и играет не последнюю роль в процессах дезинтеграции многонационального общества. Религиозное сознание молодежи представляется гибким и податливым для внушения тех ли иных идеологических установок, а также определенной конкуренции между различными идентичностями (например, когда гражданская идентичность конкурирует с этническими и религиозными идентичностями). В связи с этим, в рамках профилактики этничнеских и религиозных конфликтов, разобщения народов Крыма и обеспечения психологической безопасности отдельной личности имеется насущная необходимость в адекватном формировании религиозной идентичности у молодого поколения.

По данным исследований Р.А. Набиева, А.М. Фазлиева, 18 в последние годы для российского общества характерен новый феномен «формальной религиозности», характеризующий ситуативное, отличающееся мобильностью умонастроение людей, а не их мировоззренческие позиции. Сегодня большая часть молодежи обладает весьма поверхностными представлениями о догматах конфессий, последователями которых себя считают, а собственные взаимоотношения с религией сводят к демонстрации той или иной религиозной атрибутики, что затрудняет и искажает процесс формирования религиозного сознания и религиозной идентификации.

15 Артёменко О. М. Религиозная идентичность личности как психологический феномен. - С.32 [Электронный ресурс] URL: http://religiousstudies.in/wp-content/uploads/2016/10/Kongress-Tom-3.pdf

16 Ерохина О.В. Проблемы национально-государственной самоидентификации крымчан, регулирования межэтнических отношений в Крыму, политическая и социальная адаптация крымчан к жизни в составе Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2016-2-7/article-0066/ (дата обращения: 17.03.2018).

17 Дзанхотова А. А. Этноконфессиональная идентичность // Молодой ученый. — 2010. — №4. — С. 263266. — URL https://moluch.ru/archive/15/1377/

18 Набиев Р.А., Фазлиев А.М. Феномен «формальной религиозности» в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Татарстан //Ученые записки Казанского государственного университета.- 2009. - С.233

С помощью модифицированной нами анкеты «Мое отношение к религии» Е.И. Соколовской и интервью были определены особенности отношения к религии и ее роли в жизни жителей Республики Крым. Анкетирование осуществлено в г. Симферополе среди 80 представителей студенческой молодежи 4-5 курсов КИПУ (из них 40 девушек и 40 юношей) в возрасте от 22 до 24 лет. На основании полученных данных в общей выборке были выделены три группы: первую группу составили 45% истинно верующих (религиозный тип в типологии Е.И. Соколовской 19), вторую группу - 47% формально верующих (формально религиозный тип), а третью группу - 8% атеистов (нерелигиозный тип). Наиболее многочисленной оказалась вторая группа, характеризующаяся «формальной религиозностью», где вера предопределялась семейным воспитанием, однако не постулировалась на должном глубинном уровне, без ее интериоризации, или же была данью определенной «моды», подверженности воздействию авторитетов, конкретной этно-культурной принадлежности. Оказалось, что религиозность обуславливает этничность: крымские татары выбирают ислам, славяне - христианство; к православным относят себя около 45% опрошенных, но среди них большинство тех, кто редко посещает церковь (32%). В свою очередь, число мусульман, регулярно посещающих мечеть, составило 58%. Достоверные различия по критерию Фишера обнаружились между юношами и девушками, относительно степени религиозности, более представленной у девушек (р < 0,05).

В ходе интервью выяснилось, что 98% респондентов назвали себя крымчанами. У представителей разных национальностей оказалась ярко выражена региональная (этнотерриториальная) идентичность, т.е. осознание своей принадлежности к Крыму как географическому пространству, как к Родине.

Выводы. На основании полученных результатов, можно говорить о том, что религиозная идентичность молодого поколения крымчан тесно связана с этнической и гражданской идентичностью. Что в таком поликультурном регионе, как Республика Крым, подверженном существенным политическим и социально-экономическим трансформациям, существует настоятельная необходимость регулярно проводить мониторинг формирования религиозной идентичности, налаживать прямой диалог на уровне всех поколений разных этнических и религиозных групп. Посредством культивирования взаимотерпимости в рамках религии можно преодолеть кризис человеческой веры, отчужденность между людьми, а также гармонизировать взаимоотношения между различными народами, населяющими полуостров, способствовать профилактике экстремизма.

В статье видятся перспективы психологического исследования

19 Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи. [Электронный ресурс] URL: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/46067-1-dissertationnaya-rabota-sokolovskoy-irini-eduardovni-predstavlyaet-soboy-socialno-psihologicheskoe-issledovani.php (дата обращения: 16.03.2018)

особенностей религиозной идентичности жителей Республики Крым как многоуровневого феномена. Осуществление дальнейших теоретических и эмпирических исследований по проблеме формирования религиозной идентичности современной молодежи предоставит возможность для повышения психологической безопасности и улучшения межнациональной и межрелигиозной политики в регионе.

Использованные источники:

1. Александрова Е.А. Религиозная идентичность в российских культурно -антропологических исследованиях // Культура и цивилизация. - 2015. - № 6.

- С. 10-22.

2. Богатова О.А. Религиозная идентичность и религиозные практики в Мордовии// Социологические исследования. - 2011. - № 8. - С. 114-122.

3. Дзанхотова А.А. Этноконфессиональная идентичность // Молодой ученый.

— 2010. — №4. — С. 263-266. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/15/1377/ (дата обращения: 16.03.2018).

4. Ерохина_О.В. Проблемы национально-государственной

самоидентификации крымчан, регулирования межэтнических отношений в Крыму, политическая и социальная адаптация крымчан к жизни в составе Российской Федерации Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). - 2016. -№ 2 (7). [Электронный ресурс]. URL: https://www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2016-2-7/article-0066/ (дата обращения: 17.03.2018).

5. Итоги переписи населения Крыма в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.kvartiri-feodosii.ru/info/FotoobzorNovostey/125/ (дата обращения: 17.03.2018).

6. Кожухарь Г.С., Ковров В.В. Исследование рисков формирования российской идентичности у школьников Республики Крым // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 3. [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/36PSMN316.pdf. (дата обращения: 18.03.2018)

7. Крылов А.Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. - М.: Икар, 2012. - 306 с.

8. Межэтнические отношения и религиозная ситуация в Крымском федеральном округе. Экспертный доклад 2015 года / Ред. Тишков В.А., Степанов В.В. - Москва-Симферополь: ООО «Антиква», 2016. - 88 с.

9. Набиев Р.А., Фазлиев А.М. Феномен «формальной религиозности» в контексте развития государственно-конфессиональных отношений в Республике Татарстан //Ученые записки Казанского государственного университета.- 2009. - С.233

10. Соколовская И.Э. Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи. [Электронный ресурс] URL: http://doc.knigi-x.ru/22psihologiya/46067-1-dissertacionnaya-rabota-sokolovskoy-irini-eduardovni-predstavlyaet-soboy-socialno-psihologicheskoe-issledovani.php (дата обращения: 16.03.2018)

11. Шаов А.А. Этническая и религиозная идентичность: специфика взаимодействия //Вестник Адыгейского государственного университета. -

2009. - №3. - С. 121-127.

12. Шорохова В.А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. - 2014. - Т. 5, № 4. - С. 44-62.

УДК 159.9

Кадырова М.Ш. студент 3 курса ДГУ

филиал в г. Кизляр научный руководитель: Шарбузова Х.З., к.п.н.

доцент

научный руководитель: Халилова А.А.

старший преподаватель ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ. В ШИРОКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

СМЫСЛЕ СЛОВА

Аннотация:

В статье рассматриваются цели и виды воспитания. Как правильно воспитать, и как родителям реагировать на поведение ребенка.

Ключевые слова:

воспитание, задачи, «Я».

UDC 159.9

Kadyrov M.Sh., 3rd year student Branch of the DSU in the city of Kizlyar Scientific advisors Ph.D. Sharbuzova H.Z.

Senior teacher Khalilov A.A.

THE PROCESS OF EDUCATION. IN THE BROAD PEDAGOGICAL

SENSE OF THE WORD.

Annotation:

The article examines the goals and types of education. How to properly educate, and how parents react to the behavior of the child.

Keywords:

education, tasks, "I".

Виды и классификация воспитания, цели воспитания Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.