Научная статья на тему 'Подходы к использованию международного опыта глобальных цифровых платформ для развития маркетплейсов в России'

Подходы к использованию международного опыта глобальных цифровых платформ для развития маркетплейсов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальные цифровые платформы / маркетплейсы / цифровизация / международная торговля / российский рынок / логистическая система / платежная система / global digital platforms / marketplaces / digitalization / international trade / Russian market / logistics system / payment system.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Евгений Николаевич, Карелина Екатерина Александровна

Целью исследования стал анализ международной практики функционирования глобальных цифровых платформ (ГЦП) и разработка на этой основе концептуальных и практических подходов для развития национальных цифровых платформ в российской экономике. В статье обобщена практика развития ГЦП и маркетплейсов в российской экономике, проведен их сопоставительный анализ и оценены возможности использования международного опыта для развития цифровых платформ российского происхождения. В ходе исследования было установлено, что для развития национальных цифровых платформ, в том числе маркетплейсов, весьма важным представляется сложившийся международный опыт, который может быть использован для пополнения клиентской базы, адаптации лучших зарубежных практик к российской специфике и в целом повышения конкурентоспособности национальных платформ на мировых рынках. Установлено, что российские платформы уже успешно использовали передовой зарубежный опыт (например, удобные формы оплаты и логистики, пользовательский интерфейс, персонализированные рекомендации по товарам). Доказано, что все еще имеет место ряд проблем, связанных с тем, что все же зарубежные цифровые платформы работают с принципиально иными рынками и культурной средой, и прямое копирование данного опыта может быть сомнительным в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO USING INTERNATIONAL EXPERIENCE OF GLOBAL DIGITAL PLATFORMS FOR THE DEVELOPMENT OF MARKETPLACES IN RUSSIA

The purpose of the study was to analyze the international practice of functioning of global digital platforms (GDPs) and to develop, on this basis, conceptual and practical approaches for the development of national digital platforms in the Russian economy. The article summarizes the practice of developing state-owned digital systems and marketplaces in the Russian economy, conducted a comparative analysis of them, and assessed the possibilities of using international experience for the development of digital platforms of Russian origin. During the study, it was found that for the development of national digital platforms, including marketplaces, the existing international experience seems very important, which can be used to replenish the client base, adapt the best foreign practices to Russian specifics and, in general, increase the competitiveness of national platforms in the world markets. It has been established that Russian platforms have already successfully used advanced foreign experience (for example, convenient forms of payment and logistics, user interface, personalized product recommendations). It has been proven that there are still a number of problems associated with the fact that foreign digital platforms work with fundamentally different markets and cultural environments, and direct copying of this experience may be questionable in Russia

Текст научной работы на тему «Подходы к использованию международного опыта глобальных цифровых платформ для развития маркетплейсов в России»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Подходы к использованию международного опыта глобальных цифровых платформ для развития маркетплейсов в России

Смирнов Евгений Николаевич,

доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» E-mail: smirnov_en@mail.ru

Карелина Екатерина Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» E-mail: opferpriesterin@mail.ru

Целью исследования стал анализ международной практики функционирования глобальных цифровых платформ (ГЦП) и разработка на этой основе концептуальных и практических подходов для развития национальных цифровых платформ в российской экономике. В статье обобщена практика развития ГЦП и маркетплейсов в российской экономике, проведен их сопоставительный анализ и оценены возможности использования международного опыта для развития цифровых платформ российского происхождения. В ходе исследования было установлено, что для развития национальных цифровых платформ, в том числе маркетплейсов, весьма важным представляется сложившийся международный опыт, который может быть использован для пополнения клиентской базы, адаптации лучших зарубежных практик к российской специфике и в целом повышения конкурентоспособности национальных платформ на мировых рынках. Установлено, что российские платформы уже успешно использовали передовой зарубежный опыт (например, удобные формы оплаты и логистики, пользовательский интерфейс, персонализированные рекомендации по товарам). Доказано, что все еще имеет место ряд проблем, связанных с тем, что все же зарубежные цифровые платформы работают с принципиально иными рынками и культурной средой, и прямое копирование данного опыта может быть сомнительным в России.

Ключевые слова: глобальные цифровые платформы, мар-кетплейсы, цифровизация, международная торговля, российский рынок, логистическая система, платежная система.

Введение

Глобальные цифровые платформы (ГЦП) в современной мировой и российской экономике стали одним из ключевых и динамично растущих компонентов электронной коммерции, что подтверждается рядом современных исследований [1], [5]. Цифро-визация, как это доказывается в современной литературе [6], [7], стала отправной точкой интенсивного развития ГЦП в современной мировой экономике. Вместе с тем, в России рынок маретплейсов лишь начинает свой путь развития, что требует адаптации его сервисов к имеющимся реалиям. В настоящее время в России уже развит ряд успешных глобальных цифровых платформ в форме маркетплейсов (например, СберМегаМаркет, Яндекс.Маркет, Ozon, Wildberries).

По существу, когда мы говорим о маркетплей-сах, речь идет о цифровых платформах (не обязательно глобальных, а часто и локальных, национальных), которые упрощают коммуникацию между потребителем и производителем (клиентом или продавцам). Маркетплейсы - это онлайн-платформы, которые позволили предоставлять качественные услуги потребителям и обеспечивать регулярную поставку товаров. Преимуществами таких платформ перед традиционными каналами дистрибуции является то, что продавец получает возможность быстро отслеживать отзывы о той или иной продукции и реагировать на них беспрецедентно быстро. Кроме того, в условиях постоянно изменяющихся запросов со стороны клиентов и растущей конкуренции маркетплейсы постоянно стараются улучшить возможности и качество собственных сервисов.

а. в

см см

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-20413, https://rscf.ru/project/22-28-20413/

Особенности развития ГЦП и маркетплейсов в российской экономике

В настоящее время в российской экономике успешно функционирует порядка десятка крупнейших цифровых платформ, которые по своим масштабам и охвату деятельности можно считать глобальными. Среди них, например, Яндекс.Маркет, Wildberries и Ozon. Две последние занимаются розничной торговлей по широкому спектру потребительских товаров, и их опыт является важным при разработке стратегий интернационализации национальных цифровых платформ.

Так, компания Wildberries за менее чем десять лет существования (основана в 2004 году) прошла путь масштабного расширения своей деятельности на отечественном рынке, и быстрота этого расширения во многом была связана с превосходной логистической стратегией, предполагающей как бесплатную доставку, так и повсеместное открытие пунктов выдачи заказов. Такой подход обеспечил удобство для потребителей и привел к быстрому росту объемов заказов. Помимо логистической цепочки, выстроенной вокруг пунктов выдачи заказов, конкурентным преимуществом компании стало сокращение времени на доставку (партнеры компании оставляют товары от поставщика в любом пункте приема по всей России), а также активное развитие региональной сети, в отличие от конкурентов, ориентирующихся на два крупных мегаполиса (таким образом, 80% продаж компании приходится на регионы, тогда как у конкурентов -на города Москва и Санкт-Петербург).

Указанные конкурентные преимущества позволили компании Wildberries стать с 2016 года крупнейшим онлайн-ритейлером в стране и уверенно удерживать это лидерство по сей день. Проведенный нами анализ по данным открытых источников показал, что в 2012-2022 гг. выручка компании возросла с 6,95 млрд до 1,67 трлн. руб. [8]. При этом в 2022 году по сравнению с предыдущим годом рост оборота составил 98%, и максимальный прирост выручки наблюдался с 2018 года, в связи с введением компанией в свою товарную матрицу продуктов питания. Кроме того, в период пандемии многие маркетплейсы заняли нишу традиционных компаний, что также объясняет взрывной рост выручки. Компания уверенно расширяла продажи на рынках стран ближнего зарубежья - в первую очередь Беларуси, Киргизии и Узбекистана. Так, в 2020 году рост экспортного товарооборота компании составил 95%.

В свою очередь, в 2012-2022 гг. чистая прибыль компании увеличилась с 0,19 до 10 млрд руб. Равномерный рост данного показателя наблюдается до 2019 года, к которому число поставщиков компании составило 19 тысяч (за счет более чем двукратного снижения комиссии для них, ранее составлявшей 38%), а ассортимент товаров - 3,6 млн. SKU. В 2022 году впервые наблюдалось снижение выручки, вероятно, из-за того, что многие экспортные каналы продаж на рынках стран Восточной Европы (в частности, Польши) перестали работать.

Другим ведущим маркетплейсом в российской экономике является компания Ozon, занимающая по обороту среди других маркетплейсов второе место в стране после Wildberries. Примечательно, что история компании начинается лишь с 1998 года, однако за два десятилетия она смогла привлечь значительные инвестиции от разных компаний, постепенно географически расширяясь по всей России. Уже в 2019 году у компании в 24 товарных категориях продавалось 3,5 миллиона единиц товарного ассортимента. Компания для усиления своего присутствия на российском рынке усовершенство-

вала логистическую инфраструктура, внедрила сервис экспресс-доставки, провела ребрендинг по интеграции службы доставки с маркетплейсом, выпустила собственную платежную систему. Также компания запустила собственную платформу логистического менеджмента и привлекла на платформу крупнейших игроков международного уровня (например, Stockmann, Bosch, Decathlon).

Мы выделяем следующие ключевые преимущества компании Ozon как ГЦП перед другими платформами: наличие сильнейшего и узнаваемого в России бренда; высочайшая плотность заказов и наличие огромной аудитории (каждую минуту оформляется 250 заказов, а аудитория компании превышает 80 млн чел.); высокая степень клиен-тоориентированности; наличие сильнейшей логистической системы в форме курьерских служб и пунктов выдачи заказов по всей России; наличие эффективной стратегии маркетинга и рекламы. С учетом указанных конкурентных преимуществ компания Ozon стала одной из ключевых национальных платформ, работающих в России. Лишь за 2018-2022 гг. ее оборот вырос с 37,2 до 277,1 млрд. руб. [4].

Сопоставление российских и зарубежных цифровых платформ

Зарубежные ГЦП, функционирующие как маркетплейсы, имеют специфические конкурентные преимущества, сложившиеся в ходе их развития. В частности, для зарубежных транснациональных маркетплейсов, например, Alibaba, Amazon, характерен большой ассортимент товаров и услуг, наличие системы скидок и предложений, удобный интерфейс, что в принципе отличает и российские платформы. Однако зарубежные игроки имеют более развитый механизм защиты продавцов и покупателей. Все платформы, как российские, так и зарубежные, не защищены от подделок товаров, проблем с конфиденциальностью. Все маркетплейсы теоретически имеют угрозы, связанные с ухудшением экономических условий и изменением законодательства. В свою очередь, для российских маркетплейсов в большей степени, чем для зарубежных, характерны проблемы с логистикой, автоматизацией складского хозяйства, аналитикой на платформе для продавцов, работой с клиентами. Поэтому развитие российских маркетплейсов в перспективе должно быть нацелено на модернизацию клиентского сервиса, больший крен к применению искусственного интеллекту и совершенствование сетей дистрибуции.

В принципе, можно отметить, что как российские, так и зарубежные маркетплейсы работают по единому спектру товаров, продавая, в частности, одежду и обувь, электронику, аксессуары, товары для дома, косметику, однако, например, у компании Amazon средний чек покупок достигает 200 долл. США, тогда как у российских платформ -лишь 20-25 долл. Последнее обстоятельство связано преимущественно с уровнем социально-

го о

со £

m Р СГ

СТ1 А

экономического развития страны базирования ственными и зарубежными маркетплейсами про-маркетплейса и доходов ее граждан, которые, оче- являются в следующих аспектах, систематизиро-видно, различаются. Другие отличия между отече- ванных в табл. 1.

Таблица 1. Отличия между национальными и глобальными платформами электронной коммерции

Критерий отличия Глобальные платформы Национальные платформы

Глобальный охват Представлены во всех регионах мира и в более широком спектре глобальных и региональных брендов. Присутствие за рубежом ограничено странами СНГ и некоторыми странами Восточной Европы

Система доставки товаров Более оперативна, включая четкое отслеживание заказов, а также защиту потребителей от недобросовестных поставщиков посредством системы возвратов и гарантий. Имеются транснациональные логистические партнеры, собственное программное обеспечение для логистики; при доставке применяются автоматизированные алгоритмы, за счет чего сокращается время доставки. Выполнение заказов отслеживается менее тщательно, но внедрена гибкая оплата заказов, и неоспоримым преимуществом является наличие пунктов выдачи заказов по всей стране. Имеются огромные мощности логистической инфраструктуры, однако при меньшей степени автоматизации и применения искусственного интеллекта.

Система управления складскими запасами Полностью автоматизирована, с наличием сбора данных в режиме реального времени и сервисами проверки подлинности товаров. Частично внедрена роботизация. Более слабая автоматизация, однако системы управления интегрированы с реестрами Росаккре-дитации и Роскачества, что повышает качество обслуживания. Роботизация отсутствует.

Источник: составлено авторами.

Таким образом, большая степень автоматизации и роботизации на зарубежных ГЦП сегодня выступают в качестве их ключевого конкурентного преимущества перед отечественными игроками, и этот опыт необходимо использовать для совершенствования развития национальных маркетплейсов.

Если сравнивать экономические показатели деятельности российских и глобальных платформ, то следует отметить, что последние, в силу своей громоздкости и широкого международного охвата в большей степени подвержены рискам нынешней нестабильной мировой экономики, поскольку, помимо рынка страны базирования, также в значительной степени подвержены ситуации на зарубежных рынках. В частности, корпорация Amazon завершила 2022 год с чистым убытком в размере 2,7 млрд долл., хотя еще год назад демонстрировала прибыль 33 млрд. долл. [2], несмотря на то, что за этот год был зарегистрирован рост выручки, что свидетельствует о наличии определенных проблем, связанных с рентабельностью и накоплением задолженности. В свою очередь, годовой темп роста компании впервые в истории был меньше 10%. Аналогичная ситуация была характерна и для компании eBay, также испытавшей снижение дохода и объема реализованных товаров.

В России, поскольку ее маркетплейсы еще являются развивающимися и не подошли к точке насыщения рынка, в 2022 году покупки на маретплейсах возросли более чем на 43% по сравнению с предыдущим годом. В 2022 году много компаний-продавцов стали поставлять товары на россий-[¡5 ские платформы, что было обусловлено повыше-OL нием промоактивности на ключевых маретплейсах. ~ При этом наиболее популярной платформой для сэ компаний-продавцов остается Wildberries - с ней ~ работает 60% продавцов, тогда как с Ozon - лишь z 25%, с Яндекс.Маркетом - 8%. Порядка пятой ча-

сти компаний-поставщиков продают свои товары на нескольких маркетплейсах [3].

В ближайшие годы рынок онлайн-платформ продолжит свой рост в нашей стране, опережая рост ВВП. В частности, об этом свидетельствует повышенный спрос на услуги маркетплейсов: так, товароборот компании Ozon в 2022 году возрос на 86%, число активных покупателей по сравнению с предыдущим годом возросло почти на 10 млн чел., и это происходит параллельно оптимизации маркетинговых и логистических издержек. За год количество заказов на платформе возросло более чем в два раза. Аналогично компания Wildberries нарастила за 2022 год оборот на 98%, а число заказов - на 88%.

Возможности использования зарубежного опыта для развития российских цифровых платформ

В контексте продолжающейся цифровизации мировой экономики внедрение передового зарубежного опыта является определяющим для конкурентоспособности национальных цифровых платформ. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание особенности технологической инфраструктуры нашей страны и ее рынка.

Также следует учитывать и отличия глобальных цифровых платформ от российских, что, на наш взгляд, проявляется в: охвате (повсеместном для ГЦП и ограниченным отечественным рынком для российских платформ); некоторых ассортиментных различиях (у российских платформ ярко выражена специализация на электронике, обуви и одежде, а у ГЦП - на более широком спектре товаров); различиях в комиссиях (за рубежом комиссии для продавцов выше, чем в России); степени лояльности клиентов (на основных ГЦП обнаружена большая привязка потребителей к ним, что частично объясняется большей лояльностью к бренду, а также качеством и удобством обслуживания).

Масштабность работы и охвата ГЦП подтверждается тем, что, например, в компании Amazon налажена эффективная международная сеть дистрибуции на основе собственной логистики (отправка продавцами продукции на склады Amazon, где она обрабатывается и доставляется потребителям) и прямой доставки продавцами товаров покупателям при помощи сервисов доставки Amazon. Однако, кроме этого, Amazon применяет и специализированные программы и сервисы - быстрая доставка для ежегодных подписчиков (Amazon Prime), доставка продуктов питания (Amazon Fresh), услуги самовывоза (Amazon Lockers), услуга магазинов без касс и оплаты на месте с более поздним выставлением счета через специальный аккаунт (Amazon Go), а также аренда складских помещений Amazon продавцами. Также следует отметить эффективную алгоритмичную систему Amazon по отслеживанию всей цепочки с начала заказа товара до его доставки в руки потребителю, что пока не развито в нашей стране.

В связи с вышеизложенным, мы отмечаем, что опыт ГЦП может быть использован в России с точки зрения функциональности маркетплейсов и улучшения качества обслуживания, но также этот опыт может повышать здоровую конкуренцию на отечественном рынке, вследствие чего улучшатся условия как для покупателей, так и для продавцов. Можно говорить и о том, что внедрение опыта ГЦП может усилить позиции отечественных платформ на международных рынках, поскольку позиции и конкурентоспособность российских игроков укрепятся. В данном контексте примечателен опыт многих ГЦП, не имевших в начале своей деятельности огромных прибылей, а осуществлявших свободных средств в развитие логистической инфраструктуры и расширение глобального охвата (частично это опыт уже использован крупнейшими российскими платформами Ozon и Wildberries).

Рекомендации по внедрению опыта ГЦП в развитие национальных цифровых платформ должны включать несколько этапов, и в части использования, например, опыта крупных ГЦП, работающих в формате маркетплейсов, мы можем предложить использование российскими игроками:

- роботизированных складов, снижающих число ошибок и ускоряющих выполнение заказов, оптимизирующих складское пространство, процессы перемещения товаров и их хранения. Роботизация некоторых задач уже частично используется российскими платформами, например, Яндекс (робот-инвентаризатор, робот-курьер, робот-кладовщик). Международный опыт показывает, что применение роботов повышает эффективность работы складского хозяйства и повышает прибыльность ГЦП и эффективность производственного цикла платформы в целом.

- автоматизированного управления запасами, которое позволит получать информацию о наличии тех или иных товаров в режиме реального времени, а также в целом оптимизировать за-

пасы, минимизировать риск избыточных запасов товаров и снизить издержки на их хранение. Таким образом, внедрение автоматического управления запасами существенно повышает эффективность функционирования складского хозяйства и повышают конкурентоспособность платформы на внутреннем и мировом рынках.

- беспилотных транспортных средств для доставки продукции со складов, что как улучшить скорость и точность обработки заказов, так и сократит время доставки. Внедрение беспилотни-ков пока еще слабо применяется даже глобальными платформами, однако это позволит существенно оптимизировать логистику, снизить издержки на доставку и в итоге - уменьшить цены для конечных потребителей.

- аналитики данных и искусственного интеллекта (ИИ) с целью обработки массивов информации о потребностях клиентов, состоянии складских запасов и продаж, что позволить улучшить управление заказами, оптимизировать запасы и более точно прогнозировать спроса. ИИ позволит сделать предложения более персонализированными, а также повысить эффективность управления запасами. Отечественные платформы уже используют технологии ИИ для управления ценообразованием и прогнозирования спроса (Яндекс.Маркет), контроля запасов (Wildberries) и персонализации предложений (Ozon). В частности, компания Ozon продвинулась дальше всех в использовании ИИ, просчитывая при помощи него дефицит товаров и потребности в нем отдельных потребителей. Вместе с тем, необходимо учитывать необходимость масштабных инвестиций при внедрении технологий ИИ в практику маркетплейсов, однако воздействие этих технологий на операционные показатели работы платформ, как свидетельствует зарубежный опыт, более чем существенно. Внедрение технологий ИИ позволит комплексно анализировать поведение пользователей с учетом характеристик отдельных рынков сбыта, вследствие чего разрабатываются персонализированные предложения, повышающие вероятность успеха приобретения товаров. На основе ИИ также возможно сделать складскую логистику более эффективной, ускорив доставку заказов и их обработку. Важным резервом повышения доходности платформ, между тем, является развитие систем платных подписок, которые могут привлечь постоянных клиентов, а в перспективе - повысить узнаваемость брендов и сделать прибыль более устойчивой. ф Считаем, что данные изменения будут способ- А

ствовать росту качества обслуживания и произво- =

дительности бизнеса. В

^

m

Предложения по внедрению опыта ГЦП Н

в развитии национальных цифровых платформ m

m

Практика ведущих ГЦП накопила ряд эффективных Н

способов работы с продавцами и клиентами, среди И

которых следует отметить: электронную почту и он-лайн-чаты (обеспечивают связь платформ с клиентами, позволяет платформам получать информацию о заказах, а потребителям - ответы на всевозможные вопросы); форумы сообщества (объединяющие разных покупателей и продавцов по интересам, например, eBay motors, eBay for Business, eBay Community); телефонную поддержку.

Также ведущие ГЦП в своей практике широко используют различные программы лояльности для своих покупателей (при помощи которых они могут получать часть кэшбэка на покупки), внутрифирменные валюты (она стимулирует продавцов к более активному поведению на ГЦП, а также к повышению качества обслуживания и может начисляться продавцу за высокий рейтинг и высокое качество сервиса). Применение различных программ лояльности российскими платформами позволит: увеличить количество продавцов на платформе, привлекая их разными преимущества; улучшить качество продукции, поскольку продавцы будут стремиться удержаться на платформе; увеличить продажи, поскольку для получения бонусов продавцы будут стремиться наращивать продажи; совершенствовать отношения продавцов и платформы, когда продавцы будут ощущать свою ценность для платформ; повысить лояльность потребителей, поскольку они будут видеть заинтересованное участие качественных и лояльных продавцов на платформе.

Опыт ключевых ГЦП, работающих а формате интернет-аукционов, показывает, что внедрение практики таких аукционов также обеспечивает ряд конкурентных преимуществ для российских цифровых платформ, как-то: расширение товарной матрицы ввиду пополнения ассортимента уникальными товарами, торгуемыми на онлайн-аукционах; более конкурентное ценообразование на аукционах, когда продавцы могут устанавливать цены ниже рыночных, привлекая тем самым новых клиентов; рост прибыли платформы за счет дополнительной комиссии с продавцов за осуществление торгов на аукционах. Помимо прочего, для национальных платформ онлайн-аукционы - отличный способ диверсификации бизнеса.

Таким образом, для российских платформ формат онлайн-аукциона позволяет: повысить конкуренцию и улучшить качество их товаров и услуг; развивать бизнес, повышая его оборачиваемость; улучшить пользовательский опыт (получение по оптимальной цене качественного товара); увеличить прибыль. Вместе с тем, модель онлайн-аукциона обнажает и некоторые недостатки, в частности: растет время доставки, если продавцы на аукционе не могут быстро доставить товар; претензии ¡2 со стороны клиентов в случае поставки некаче-OL ственного товара; снижение прибыли, когда рост ~ конкуренции обусловит продажу товаров продавец цами по заниженным ценам; риск качества това-^ ров, поскольку по низкой цене продавец может по-z ставлять низкокачественные или некачественные

товары, чтобы обеспечить собственную рентабельность.

Несмотря на риски, онлайн-аукцион является прогрессивной моделью развития ГЦП и национальных цифровых платформ. Дело в том, что многие маркетплейсы теряют часть покупателей, поскольку, по их мнению, некоторые товары являются необоснованно дорогими. Внедрение онлайн-аукциона позволить замкнуть потребителя на конкретной платформе, и он таким образом не уйдет на другую платформу. Возможно будет повторить реализацию товара, если покупатель единожды не выиграет на аукционе. В итоге покупатель приобретет товар по приемлемой цене (вместе с положительным опытом, поэтому с большей вероятностью он вернется на эту же платформу), платформа получит свою комиссию, а продавец продаст свой товар.

Многие ГЦП в формате маркетплейсов стремятся повысить свою привлекательность для клиентов, однако не для другой стороны платформы -поставщиков, чтобы закрепить их на ГЦП или же привлечь новых поставщиков. В частности, российские платформы не используют для продавцов такой инструмент, как валюта, обращающаяся внутри платформы и предусматривающая поощрение поставщиков за отличные отзывы от клиентов либо за качественно выполненные заказы. Поставщики могли бы использовать такую валюту, чтобы частично оплатить комиссию для маркетплейса, своих рекламных компаний на этой платформе, проведения своих акций для клиентов, не снижая тем самым уровня маржинальности от реализации товаров. Так, например, поставщик мог бы сделать скидку для клиента на некоторые товары, оплатив ее данной валютой и снизить издержки на комиссию (например, скидка на товар составит 5%, а валюту потратить на снижение комиссии по этим покупкам на платформе на те же самые 5%).

Для российских платформ, преследующих цель максимизации продаж, необходимы также новые способы реализации товаров, поэтому стратегия маркетплейсов претерпевает изменения, и онлайн-аукционы могут стать хорошим инструментом стратегии развития российских платформ, поскольку может вызвать интерес у тех покупателей, которые, имея негативный опыт покупок, покинули ту или иную платформу.

Заключение

Проведенное исследование показало, что внедрение опыта ГЦП в развитии национальных цифровых платформ должно, на наш взгляд, предусматривать работу по следующим направлениям: - модернизация сети доставки российских платформ, включая логистику и склад, а также автоматизацию системы управления заказами, в том числе при помощи внедрения облачных платформ на базе математической алгоритмизации. Например, соответствующие решения предлагает компания Retair, разрабатыва-

ющая платформы для автоматизации бизнес-процессов в ритейле. На таких платформах важный компонент - модуль управления складскими запасами, позволяющий анализировать товарные запасы и наличие сырья, определяя необходимые позиции для заказа и автоматизируя перемещение товаров между складами в реальном времени. Такой подход ведет к росту оборачиваемости, особенно на платформах с большими складами. Барьерами для внедрения такой системы выступают необходимость перестройки действующей системы складского хозяйства, дефицит финансирования и специальных компетенций, технические проблемы (интеграция разного оборудования), высокие издержки на внедрение (при дефиците оборотных средств у компании или ее высоком уровне задолженности необходимы сторонние инвестиции).

- внедрение специализированных решений и программ, когда привилегированный клиент может получить дополнительные услуги, например, бесплатную экспресс-доставку, доступ к акциям, бесплатный возврат товара, специальные скидки для членов программы;

- развитие программ лояльности для покупателей в виде вознаграждений и скидок за постоянную приверженность платформе и покупку товаров на ней. Всем известны скидки постоянного покупателя на российских платформах, однако систем поощрения клиентов еще не сложилось, чтобы начисляемое клиенту вознаграждение он мог использовать для будущих покупок.

- акцент на развитии капиталовложений в технологическую инфраструктуру, в частности, в облачные технологии хранения, обработки и передачи больших данных, что позволить национальным платформам повысить доступность сервисов и обеспечить их масштабируемость. Также здесь идет речь об инвестициях в мобильные приложения онлайн-платформ электронной коммерции, что позволить нарастить число клиентов, а также инвестициях в роботизацию и технологии искусственного интеллекта.

- применение продвинутой аналитики данных, например, для оценки отзывов покупателей, что позволить обнаружить недостатки платформ и повысить качество товаров и предоставляемых услуг, усилить степень удовлетворенности и лояльности потребителей, обнаружить слабые места в пользовательском интерфейсе;

- разработка комплексных решений для обеспечения комфортных покупок в части надежности доставки, контроля качества, обработки заказов.

Литература

1. Атурин В.В., Мога И.С., Смагулова С.М. Управление цифровой трансформацией: научные

подходы и экономическая политика // Управленец. 2020. Т. 11. № 2. С. 67-76.

2. Большаков Н. Рейтинг российских и зарубежных маркетплейсов. 30.04.2023. URL: https://www.caNtouch.ru/blog/rejting-rossijskih-i-zarubezhnyh-marketplejsov/ (дата обращения: 11.08.2023).

3. Итоги 2022 года для маркетплейсов по версии Тинькофф: россияне потратили на них в полтора раза больше денег. URL: https://www.tink-off.ru/about/news/24012023-results-of-2022-for-marketplaces-according-to-tinkoff/ (дата обращения: 24.07.2023).

4. Отчетность Ozon Holdings PLC. URL: https:// conomy.ru/investments/issuers/ozon/financial-statements (дата обращения: 22.07.2023).

5. Рудяк А.С., Мога И.С. Положительное и отрицательное влияние цифровой среды на ведение бизнеса // В сб.: «Будущий мир, общие усилия, подлинный прогресс». Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых. Москва, 2020. С. 175-178.

6. Смирнов Е.Н. Международная торговля в условиях цифровизации и развития глобальных цифровых платформ. - Новосибирск: СибАК, 2020. - 166 с. ISBN: 978-5-6044857-5-0.

7. Смирнов Е.Н. Цифровые платформы в архитектуре современного международного бизнеса // Вестник евразийской науки. 2020. Т. 12. № 1. С. 65.

8. Финансовые показатели Wildberries. 15.02.2023. URL: https://www.tadviser.ru/

(дата обращения: 16.06.2023).

APPROACHES TO USING INTERNATIONAL EXPERIENCE OF GLOBAL DIGITAL PLATFORMS FOR THE DEVELOPMENT OF MARKETPLACES IN RUSSIA

Smirnov E.N., Karelina E.A.

State University of Management

The purpose of the study was to analyze the international practice of functioning of global digital platforms (GDPs) and to develop, on this basis, conceptual and practical approaches for the development of national digital platforms in the Russian economy. The article summarizes the practice of developing state-owned digital systems and marketplaces in the Russian economy, conducted a comparative analysis of them, and assessed the possibilities of using international experience for the development of digital platforms of Russian origin. During the study, it was found that for the development of national digital platforms, including marketplaces, the existing international experience seems very important, which can be used to replenish the client base, adapt the best foreign practices to Russian specifics and, in general, increase the competitiveness of national platforms in the world markets. It has been established that Russian platforms have already successfully used advanced foreign experience (for example, convenient forms of payment and logistics, user interface, personalized product recommendations). It has been proven that there are still a number of problems associated with the fact that foreign digital platforms work with fundamentally different markets and cultural environments, and direct copying of this experience may be questionable in Russia.

Keywords: global digital platforms, marketplaces, digitalization, international trade, Russian market, logistics system, payment system.

References

1. Aturin V.V., Moga I.S., Smagulova S.M. Managing digital transformation: scientific approaches and economic policy // Manager. 2020. T. 11. No. 2. P. 67-76.

C3

о

CO

от m Р от

от А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IE

2. Bolshakov N. Rating of Russian and foreign marketplaces. 04/30/2023. URL: https://www.calltouch.ru/blog/rejting-rossijskih-i-zarubezhnyh-marketplejsov/ (access date: 08/11/2023).

3. Results of 2022 for marketplaces according to Tinkoff: Russians spent one and a half times more money on them. URL: https:// www.tinkoff.ru/about/news/24012023-results-of-2022-for-marketplaces-according-to-tinkoff/ (date of access: 07/24/2023).

4. Reporting of Ozon Holdings PLC. URL: https://conomy.ru/in-vestments/issuers/ozon/financial-statements (date of access: 07/22/2023).

5. Rudyak A.S., Moga I.S. Positive and negative impact of the digital environment on doing business // In the collection: "Future

LQ S Q.

e

CO CM

o

CM CM

world, common efforts, genuine progress." Materials of the International Scientific and Practical Conference of Young Scientists. Moscow, 2020. pp. 175-178.

6. Smirnov E.N. International trade in the context of digitalization and the development of global digital platforms. - Novosibirsk: SibAK, 2020. - 166 p. ISBN: 978-5-6044857-5-0.

7. Smirnov E.N. Digital platforms in the architecture of modern international business // Bulletin of Eurasian Science. 2020. T. 12. No. 1. P. 65.

8. Financial indicators of Wildberries. 02/15/2023. URL: https:// www.tadviser.ru/ (access date: 06/16/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.