ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Давыдов С.В.
(Институт проблем управления РАН, г. Москва) [email protected]
В статье рассматриваются подходы к определению и оценке качества образования. Выделены уровни и группы управления системой образования в зависимости от типа и уровня образования. Обозначены основные подходы к управлению качеством образования.
Ключевые слова: качество образования, система управления качеством образования
Введение
Управление качеством образования - очень широкая проблема, несомненно, требующая своего решения. В настоящее время в исследование вопроса управления качеством образования предложено много различных подходов, в том числе и новых, показаны роль и место «педагогического менеджмента» в управлении качеством образования, обоснованы критерии и показатели качества подготовки специалистов.
Однако в современных условиях применение только традиционных подходов при решении проблемы управления качеством образования (общего и профессионального) недостаточно, так как они не отвечают новым требованиям, выдвигаемым обществом (потребителями) к системе образования. По данным ЮНЕСКО, Россия сегодня занимает по качеству образования 13-ое место в последней третьей группе слаборазвитых стран.
1. Подходы к определению и оценке качества образования
«Качество» - это полезность, ценность объектов и процессов, их пригодность или приспособленность к удовлетворению определенных целей, норм, доктрин, идеалов, т.е. соответствие или адекватность требованиям, потребностям и нормам1.
Термин «качество» производно от слов «как», «какой» -обладающий какими свойствами.
Существует несколько подходов к толкованию понятия «качество образования».
Философский подход, философское понимание качества -то, что отличает образование от других социальных явлений, систем и видов деятельности. Это синоним термина «образование». Философское понимание качества имеет существенные ограничения, так как в философии эта категория не носит оценочного характера.
Продуктивным является так называемый производственный подход, где ключевым является понятие «качество продукции» как совокупность существенных потребительских свойств этой продукции, значимых для потребителя. Набор этих свойств лежит в основе спецификаций на продукцию, эталонов, стандартов. Различают два признака качества любой продукции: наличие у нее определенных свойств и рассмотрения их ценности с позиций потребителя (а не производителя). В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества.
Общепризнанны два подхода к оценке качества образования:
I. По образовательным услугам (т.е. по процессу). Если говорить об образовательных системах (коими являются и школа,
1 с. 19. Качество высшего образования в современной России: Концеп-туалъно-программный подход. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995. -198 с.
и протекающий в ней образовательный процесс, о качестве которого в своем вопросе говорит и автор), то они характеризуются:
1) ассортиментом предлагаемых услуг, его разнообразием и соответствием потребностям клиентов;
2) качеством услуг (качество образовательных программ и
т.д.);
3) доступностью услуг, реальной возможностью пользоваться ими;
4) качеством обслуживания (качеством образовательного взаимодействия педагогов и школьников, качеством общения и отношений, наличием благоприятной среды).
II. По характеристике конечного продукта (т.е. по результату). Так склонны оценивать деятельность школ ее социальные заказчики.
Таким образом, понятие «качество образования» во втором аспекте (производственный подход) означает качество образовательного процесса, выраженное в его результатах.
Подход к толкованию термина «качество образования» как соотношение цели и результата. В этом подходе качество образования определяет уровень воспитания школьника, студента и т.д.
«Качество образования - это категория, если можно так выразиться, «штучная» и корректно может быть определена только на уровне конкретного ребенка, выпускника на основе фактов, поступков, его поведения в разных ситуациях». (Ям-бург Е.А. - член-корреспондент Российской академии образования, д.п.н., заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 г. Москвы).
Качество образования личности Поташкин М.М. определяет как соотношение цели и результата образовательной деятельности.
В «Словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании» понятие «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого дос-
тигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания»1.
Важно отметить, что результаты и качество образования -это две взаимосвязанные, но нетождественные категории. Результаты - обязательный компонент, без которого невозможно определить качество.
Чтобы результаты оценивали качество, их нужно с чем-то сравнить. Простейший способ - это сравнение со стандартами. Но этот способ небезупречный, ибо требования стандарта никак не связаны с личностью конкретного человека (школьника), качество образования которого мы хотим определить. Стандарты внеличностны, и в этом их слабость, дефектность. Кроме этого не для всех результатов образования можно сформулировать стандарты.
2. Подходы к формированию систем управления качеством образования
Рассматривая проблему качества образования, можно выделить четыре группы управления в зависимости от типа и уровня образования (рис. 1):
- управление качеством общего среднего образования (По-ташкин М.М., Майоров А.Н., Панасюк В.П., ТТТитттов С.Б. и др.);
- управление качеством начального профессионального образования (Глазунов А.Т., Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. и др.);
- управление качеством среднего профессионального образования (Анисимов П.Ф., Ибрагимов Г.И., Лопухова Т.В. и др.);
- управление качеством высшего профессионального образования (Булынский Н.Н, Новиков А.М., Субетто А.И., Селезнева Н.А., Федоров В.А.,. и др.).
1 Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. -М, 1995. С. 20.
Рис. 1. Группы управления в зависимости от типа и уровня образования
Система управления качеством образования, как и вся система управления образованием в России, является многоуровневой и состоит как минимум из пяти уровней (рис. 2).
Анализ проблем управления качеством образования показал, что к настоящему времени в литературе уже накоплен определенный багаж научных данных. Большинство исследователей затрагивают все уровни системы образования, особенно общеобразовательную школу, начальное, среднее и высшее образование.
Одинаковых критериев эффективности управления качеством образования на всех уровней в принципе быть не может, поскольку в основе работы людей на каждом уровне лежит разная предметная деятельность: педагогическая - у учителей, воспитателей; управленческая - у работников других уровней. Поэтому разработаны соответствующие подходы к управлению качеством образования на каждом уровне, которые воздействуют на разные объекты и имеют разные критерии своей эффективности.
Рис. 2. Уровни системы образования
Содержательный анализ имеющихся подходов к формированию систем управления качеством образования [1-11] на этих уровнях позволяет выделить наличие четырех подходов:
- аспектный (организационный, психологический, дидактический и другие аспекты управления качеством образования);
- функциональный (исследование отдельных функций управления: планирование, руководство, контроль, коррекция и
др);
- системный;
- когнитивный.
В то же время, хочется отметить, что в рамках когнитивного подхода внимание образовательным системам, и тем более вопросу управления качеством образования, не уделялось. Поэтому актуальным является разработка и исследование когнитивных моделей эффективного управления качеством образования.
Литература
1. АНИСИМОВ П.Ф., СОСОНОКО B E. Управление качеством среднего профессионального образования. - Казань: ИЧПО РАО, 2001. -256.
2. ИБРАГИМОВ Г.И. Критерий оценки качества подготовки специалистов среднего звена II Специалист. 2003. - №1. С. 32-34.
3. ЛИСОВ В.И. Управление российским образованием. Федеральные и региональные аспекты. М., 2005. - 464 с.
4. МАЙОРОВ А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб. 1998. -344 с.
5. НОВИКОВ А.М. Развитие отечественного образования / Полемические размышления. М.: Изд. «ЭГВЕС», 2005. -176 с.
6. ПОТАШКИН М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). М.: Педагогическое общество России, 2002. 352 с.
7. СЕЛЕЗНЕВА Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция. М.: ИЦ ПК. ПС, 2001.-79.
8. СУБЕТТО А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - СПб., М. 1999. - 67 с.
9. СУВОРОВ B.C. Управление качеством многоуровневой подготовки специалистов в колледже. Монография. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 308 с.
10. ТРЕТЬЯКОВ П.И. Школа: управление по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 2001. - 320.
11. ШАМОВА Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384 с.