Научная статья на тему 'Подходы к формированию общности пайщиков в кредитном кооперативе'

Подходы к формированию общности пайщиков в кредитном кооперативе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩНОСТЬ ЧЛЕНОВ КРЕДИТНОГО КООПЕРАТИВА / СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩНОСТИ / ОДНОРОДНОСТЬ ПАЙЩИКОВ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / КРИТЕРИИ ЧЛЕНСТВА / THE SHAREHOLDERS COMMUNITY IN CREDIT COOPERATIVES / SOCIAL AND TERRITORIAL PRINCIPLES OF THE COMMUNITY / UNIFORMITY OF SHAREHOLDER AND CONSUMERS / MEMBERSHIP CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старостин В.М.

Рассмотрены методологические подходы к определению феномена общности в системе кредитной кооперации, и на основе современных характеристик и принципов общности автором сформулирован термин «общность членов кредитного кооператива».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for forming shareholders community in credit cooperatives

The article describes methodological strategies to the definition of the community phenomenon in the system of credit cooperation. The authors formulated the term «the shareholders community in credit cooperatives» based on current characteristics and principles.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию общности пайщиков в кредитном кооперативе»

ременной теории бухгалтерского учета в свете работы Я.В. Соколова «Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни» // Финансы и бизнес. 2011. № 1. С. 122-130.

4. Серебрякова Т.Ю., Семенов А.А. Тенденции изменения оценок активов и обязательств в свете реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7-1. С. 81-83.

5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни. М.: Магистр; Ин-фра-М, 2014. 224 с.

6. Соколов Я.В. Диссертационные исследования по бухгалтерскому учету и аудиту: оценка состояния // Бухгалтерский учет. 2008. № 22. С. 5-9.

7. Соколов Я.В. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003. 271 с.

8. Соколов Я.В. Квалификация и (или) компетенция? // Бухгалтерский учет. 2010. № 3. С. 96-97.

9. Соколов Я.В. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни организации // Бухгалтерский учет. 2007. № 13. С. 49-52.

10. Соколов Я.В. Традиции и перспективы подготовки бухгалтеров в России // Бухгалтерский учет. 2007. № 2. С. 6-10.

11. Соколов Я.В., Терехов А.А. Очерки развития аудита. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 376 с.

12. Цыпленков В.В. Научная школа Я.В. Соколова и теория бухгалтерского учета // Бухгалтерский учет. 2011. № 5. С. 113-116.

СЕМЕНОВА Нина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: semyonov-artur@yandex.ru

СЕМЕНОВ Артур Анатольевич - преподаватель кафедры бухгалтерского учета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: semyonov-artur@yandex.ru

SEMYONOVA, Nina Wkolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: semyonov-artur@yandex.ru

SEMYONOV, Arthur Anatolyevich - Lecturer of the Department of Accounting. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: semyonov-artur@yandex.ru

УДК 336.011

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩНОСТИ ПАЙЩИКОВ В КРЕДИТНОМ КООПЕРАТИВЕ

В.М. Старостин

Рассмотрены методологические подходы к определению феномена общности в системе кредитной кооперации, и на основе современных характеристик и принципов общности автором сформулирован термин «общность членов кредитного кооператива».

Ключевые слова: общность членов кредитного кооператива; социально-территориальные принципы общности; однородность пайщиков-потребителей; критерии членства.

V.M. Starostin. STRATEGIES FOR FORMING SHAREHOLDERS COMMUNITY IN CREDIT COOPERATIVES

The article describes methodological strategies to the definition of the community phenomenon in the system of credit cooperation. The authors formulated the term «the shareholders community in credit cooperatives» based on current characteristics and principles.

Keywords: the shareholders community in credit cooperatives; social and territorial principles of the community; uniformity of shareholder and consumers; membership criteria.

В условиях реформирования системы кре- принципов общности пайщиков в кредитных дитной кооперации России большое значение кооперативах.

приобретают вопросы критериев членства и Понятие общности членов кредитного коо-

ператива лежало в основе формирования кредитных товариществ (ассоциаций), которые впервые появились в Германии в середине XIX в. благодаря усилиям Германа Шульце-Делича. Он писал:

«Я старался привести в исполнение систему ассоциаций, взаимно пополняющих и поддерживающих друг друга, охватывающих все важнейшие экономические отношения промышленного сословия и развивающихся на началах солидарности и самодеятельности. Для того старался я рабочих, без различия занятий, соединить между собой в местные союзы... Далее, забота моя была свести вместе рабочих по отдельным отраслям производства, в особенности по мастерству (башмачников, столяров, булочников), в самостоятельные общества или складчины для закупки на общий счет сырых материалов, с раздачей их порознь каждому члену, сообразно его потребности... Но в особенности я старался, чтобы рука об руку с этими артелями шло учреждение кредитных обществ, ссудных товариществ, соединяющих между собой всех рабочих и промышленников в известной местности, с целью доставить каждому из них необходимую наличную сумму для ведения своего дела, дабы тем, по возможности, поставить их, в отношении к кредиту, в условия равные с более значительным капиталом» [5].

Генри В. Вольф исследовал принципы общности в кредитной кооперации на основе своих наблюдений за кредитными кооперативами Европы [7]. Выводы, сделанные им, можно сформулировать следующим образом:

- множество физических лиц вносят небольшие суммы долевого капитала в общий фонд, которые в совокупности составляют значительную базу обеспечения;

- заемщики, кредиторы и гаранты проживают рядом друг с другом (например, в одной и той же деревне), что делает удобным мониторинг кредитора и гаранта за результативностью заемщика, как и управление возможными проблемами;

- «взаимосвязь ответственности среди членов» создается критерием членства, что может означать прямую и неограниченную «финансовую ответственность», или же «прямую ответственность за эффективное управление» (которые сразу же после публичного установления увеличивают чувство безопасности кредиторов);

- все операции кредитного кооператива должны проводиться в соответствии с «бизнес-направлениями», основываясь на сильном чувстве коллективной ответственности.

Существует несколько различных типов

критериев членства и общности пайщиков, соответствующих различным типам кредитных кооперативов [5]. Так, банки Райффайзен в Германии при своем создании полагались на критерии территориальной общности, основанной на одном церковном приходе.

Критерии членства ранних кредитных союзов Соединенных Штатов, как правило, ориентировались на работающих по найму и концентрировались на производственных и транспортных отраслях, а также на учителях и работниках почты.

В США в 47 штатах приняты свои законы о кредитных кооперативах (кредитных союзах). В упомянутых законах в том или ином виде определен принцип общности пайщиков кредитного союза [9]. Например, в штате Аляска раздел 06.45.070 Закона о кредитных союзах говорит, что членство в кредитном союзе ограничено группами, разделяющими критерий членства по занятости или ассоциации, или же группами в пределах четко определенной окрестности, общины или сельского района.

В Соединенном Королевстве приняты следующие критерии членства пайщиков кредитных кооперативов (союзов) [8]:

- конкретная профессия;

- проживание в конкретной местности;

- занятость в конкретной местности;

- работа на конкретного работодателя;

- членство в добросовестной организации или наличие иной связи с другими членами общества для цели, отличной от формирования общества для регистрации в качестве кредитного союза;

- нахождение или работа по найму в конкретной местности.

Современная российская реальность заставляет задуматься о тех принципах, на основании которых пайщики объединяются в кооперативе в связанный круг лиц.

В Законе «О кредитной кооперации» № 190-ФЗ, принятом в 2009 г. [1], названы следующие принципы общности: территориальный, профессиональный, иной (без их расшифровки и раскрытия содержания). Поэтому в настоящее время развернулась дискуссия о необходимости внесения в закон с целью конкретизации принципов общности и критериев членства.

Некоторые специалисты предлагают рассмотреть принцип социальной общности, основанный на признаках адресной социальной группы пайщиков, например:

1. По уровню доходов и степени материальной обеспеченности:

- граждане с умеренными уровнями доходов;

- представители экономически активных социальных групп с умеренными уровнями доходов;

2. По гендерному признаку:

- женщины, многодетные женщины;

- женщины-предприниматели.

3. По возрастным группам:

- пенсионеры;

- уволенные в запас военнослужащие, работники правоохранительных органов и члены их семей;

- студенты, выпускники вузов, молодые специалисты.

По нашему мнению, такая детализация социальных признаков общности приведет к несправедливому ограничению членства в кредитном кооперативе. Например, в КПК «Пенсионер» не смогут войти студенты или военнослужащие. А так как пенсионеры на финансовом рынке являются чистыми сберегателями, то КПК «Пенсионер» будет иметь крупные сбережения, но небольшой портфель заемных средств.

Еще одно мнение - раздробить признак профессиональной общности, выделяя следующие группы:

- работники, сотрудники одного предприятия и члены их семей;

- работники одной профессии (медицинские, педагогические работники, военнослужащие, полицейские и другие группы);

- предприниматели и члены их семей.

Вероятно, излишнее дробление создаст барьеры в развитии кредитной кооперации. Кроме того, профессиональные принципы являются частью социальных принципов.

В соответствии с Законом [1] кредитный кооператив должен обладать признаками территориальной общности. По нашему мнению, признаки территориальной общности можно сформулировать следующим образом:

1) постоянство интересов, связывающих всех членов кредитного кооператива (пайщиков), выражающееся в однотипном отношении к определенному социально-территориальному образованию (населенному пункту, городу, региону);

2) совместное удовлетворение интересов (потребностей) членов кредитного кооператива (пайщиков) и понимание необходимости взаимодействия друг с другом в рамках заданного социально-территориального образования.

В дополнение к признакам территориальной общности имеет смысл рассмотреть следующие признаки социальной общности:

1) формирование и поддержание ценностно-ориентированного поведения членов кре-

дитного кооператива (пайщиков) через установление самим кооперативом общеобязательных для всех его членов (пайщиков) правил поведения;

2) наличие органов управления, способных обеспечить кредитному кооперативу и его членам (пайщикам) внутренний порядок и внешнюю безопасность.

Ряд авторов считают, что экономическая (финансовая) однородность в вопросах эволюции социумов не решающая, поскольку в постиндустриальной общности главным компонентом (параметром порядка) являются знания [6]. Но можно ли знания ставить во главу определения экономической однородности? Сегодня в России реализуются проекты по обучению населения финансовой грамотности. Следовательно, можно предположить, что принципом общности может стать степень финансовой грамотности человека.

Полагаем, что такой подход в отношении кооперативов неприменим и даже вреден, поскольку не ведет к достижению цели кредитной кооперации - финансовой взаимопомощи.

Рассмотрим кооператив как организационную структуру, ориентированную на различные группы потребителей.

В кредитном кооперативе можно выделить следующие группы: сберегатели-пайщики, вкладывающие средства в кредитный кооператив с целью сбережения своих накоплений; заемщики-пайщики, получающие средства по договорам займа; функционеры-пайщики и наемные работники кредитного кооператива, участвующие в управлении кооперативом, реализации различных программ кооператива, в том числе в работе саморегулируемых организаций и общественных объединений кредитных кооперативов. Возможно ли сформулировать принципы общности и членства, опираясь на интересы различных групп пайщиков? Методологической основой формирования общности в этом случае могут служить принципы, лежащие в основе менеджмента.

В 1982 г. маркетолог Питер Диксон предложил модель сегментирования, в рамках которой проводится последовательный анализ (сканирование) всех аспектов поведения потребителей (мотивационных и ситуационных, психологических особенностей процесса принятия решения потребителем), подбор соответствующих переменных сегментирования [3].

В маркетинге выделяют ряд подходов к рассмотрению сегментирования потребителей.

В первом подходе массовый маркетинг применяется также в том случае, если предприятие может пренебречь различием в сегментах

и обратится ко всему рынку сразу. Усилия концентрируются на общих нуждах всех потребителей, и максимизируется продажа массового товара. Затраты на маркетинг будут относительно небольшими.

Следующий подход - это товарно-диффе-ренцированный маркетинг. В качестве своей цели предприятие может выбрать несколько сегментов. Это происходит в силу трудности проведения одновременного маркетинга на каждом отдельном сегменте. Такой подход часто используется, если предприятие ориентировано на весь рынок или на значительную часть его сегментов. В этом случае происходит увеличение разнообразия выпускаемых товаров. Затраты на маркетинг больше. Множественная сегментация - это работа предприятия со всем рынком, но с учетом различий сегментов.

В третьем случае проводится сегментация, и предприятие сознательно выбирает работу на одном из сегментов рынка. Это концентрированный маркетинг. Самая простая стратегия -сосредоточение усилий на единичном сегменте и прочном расположении продукта предприятия в пределах этого сегмента. Этот метод часто применяется в случае ограниченных размеров потенциала предприятия (небольшая компания).

Такой подход часто описывается как маркетинг «ниш», в особенности, когда целевой сегмент составляет только незначительную часть

всего рынка. Ориентация на выпуск товаров, приспособленных к требованиям конкретных потребительских групп, применяется часто в условиях насыщенного рынка, в основе которого лежит сегментация рынка.

Обоснование и выбор критериев сегментации определенного рынка зависит от целей сегментации предприятия, особенностей рынка, особенностей потребителей и еще целого ряда факторов, в том числе экономических показателей региона. К примеру, рейтинг Чувашской Республики по социально-экономическим показателям за 2013 г. можно проиллюстрировать в табл. 1.

В Национальном стандарте РФ «Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей» ГОСТ Р 54732-2011 [2] говорится о том, что область проведения оценки удовлетворенности потребителей может зависеть от типа сегментации. С учетом принципов, заложенных в основу сегментации в маркетинге, положений [2] автор предлагает следующие характеристики однородности потребителей услуг кредитного кооператива как возможной базы для формирования принципов общности пайщиков (табл. 2).

Таким образом, в основе формулировки концепции общности могут лежать различные признаки, которые характеризуют особенности функционирования кредитного кооператива на финансовом рынке с учетом местных особенностей, целей деятельности кооператива. Изло-

Таблица 1

Место Чувашской Республики по социально-экономическим показателям в рейтинге регионов РФ за 2013 г. [5]

Показатели Место Ед. изм. 2013 г.

Денежный доход на душу населения Чувашская Республика 75 тыс. руб. 13,8

Уровень безработицы 42 % 5,9

Кол-во людей с доходами ниже прожиточного минимума 64 тыс. чел. 16

ВРП на душу населения 64 тыс. руб. 151

Общая площадь жилых домов на 1 жителя 37 м2 24,3

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 30 лет 69,7

Тип сегмента Характеристика однородности общности

По потребителям 1. По возрастному составу. 2. По уровню доходов. 3. По профессиональному признаку. 4. По территории проживания

По рынку Денежный рынок, рынок кредитных кооперативов, рынок микрофинансирования

По продукции 1. Микрозаймы, предоставленные индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. 2. Займы, предоставленные физическим и юридическим лицам. 3. Средне- и долгосрочные кредиты

Таблица 2

Характеристика однородности общности по типам сегментов

жение принципов общности в законе, возможно, ограничивает поле деятельности кредитной кооперации и, возможно, требует пересмотра, тем более что законодательные новации на финансовом рынке, которые в 2016 г. вступили в силу, повышают роль саморегулируемых организаций на финансовом рынке.

Подводя итоги исследования методологических подходов к формированию общности пайщиков кредитного кооператива, автор полагает, что обобщающая формула общности может иметь следующий вид: «общность членов кредитного кооператива может быть сформирована по территориальному, экономическому и иному признаку, определенному саморегулируемыми организациями, объединяющими кредитные кооперативы».

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О кредитной кооперации: федер. закон РФ от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.).

2. Национальный стандарт РФ «Менеджмент качества: Удовлетворенность потребителей» ГОСТ Р 54732-2011.

3. Питер Р. Диксон Управление маркетингом. М.: Бином, 1998. 560 с.

4. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ за 2013 г. URL: http:// www.hse.ru/data/2014/05/30/1325351069/rating_ regions_ 2014.pdf.

5. Старостин В.М., Старостина О.Е. Кредитная кооперация: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2011. 286 с.

6. Третья парадигма и динамика социальных систем / В.М. Еськов [и др.] // Век глобализации. 2014. № 1(13). С. 45-54.

7. Wolff Henry W. People's Banks: A Record of Social and Economic Success. London: P.S. King & Son, ltd., 1919. 452 p.

8. URL: http://Hbrary.uniteddiversity.coop/Co-operatives/Credit_Unions/Common_Bonds.pdf.

9. URL: http://www.cuna.org.

СТАРОСТИН Валерий Михайлович - кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

STAROSTIN, Valery Mikhaelovich - Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: vstarostin@rucoop.ru

УДК 330.342.2

ИННОВАЦИЯ КАК КЛЮЧЕВАЯ КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Н.В. Таланова, Н.В. Алексеева

Статья посвящена исследованию современных проблем понятийного аппарата сферы инноваций, рассмотрены подходы к термину «инновация», раскрывающие сущность данной категории, и на основании существующих в научной литературе терминов предлагается авторское определение инновации как экономической категории.

Ключевые слова: инновация; экономическая сущность; экономическая категория; процессный и объектный подходы; новшество.

N.V. TalanovH, N.V. AlexeevH. INNOVATION AS A KEY CATEGORY OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

The article is devoted to the study of contemporary problems of the conceptual apparatus in the sphere of innovations, the main approaches to the term «innovation», revealing the essence of this category and on the basis of existing scientific terms the author's definition of innovation as an economic category is offered.

Keywords: innovation; economic entity; economic category; process and object approaches; innovation.

Процесс перехода российской экономики ку относится к числу приоритетных задач пра-на инновационный путь развития не может не вительства на ближайшие годы. привлекать общественное внимание, посколь- Научное сообщество также демонстриру-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.