Научная статья на тему 'Подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников'

Подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / ГОТОВНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / APPROACH / READINESS / READINESS COMPONENTS / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

В статье обосновываются подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Авторы устанавливает соответствие между системным, интегративным, личностно-ориентированным и контекстным подходами и компонентами готовности, приводят способы реализации идей указанных подходов в процессе подготовки будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE FORMATION OF FUTURE TEACHER’S READINESS TO DEVELOP SKILLS OF SELFCONTROL OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article analyzes the approaches to the formation of future teacher’s readiness to develop skills of self-control of primary school children. The authors correlate system, integrative, student-oriented and contextual approaches with the components of readiness, and indicate the ways to implement ideas of these approaches in future teachers’ training.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников»

УДК 378

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© 2014 Л.В.Вершинина, Л.Е.Дичинская

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 04.11.2013

В статье обосновываются подходы к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Авторы устанавливает соответствие между системным, интегратив-ным, личностно-ориентированным и контекстным подходами и компонентами готовности, приводят способы реализации идей указанных подходов в процессе подготовки будущего учителя. Ключевые слова: подход, готовность, компоненты готовности, будущий учитель.

На современном этапе развития образования востребован учитель, готовый развивать у младших школьников умение самоконтроля, которое в дальнейшем позволит учащемуся самостоятельно контролировать свою учебную деятельность и ее результаты. Однако имеет место противоречие между потребностями общества, отраженными в ФГОС начального общего образования, и недостаточной мотивацией будущих учителей к развитию умения самоконтроля у младших школьников, фрагментарными знаниями о его сущности и способах развития. Формирование готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников дает возможность разрешить указанное противоречие.

Опираясь на анализ научной литературы, мы выделили и использовали варианты сочетаемости подходов, которые наиболее адекватны теоретическим положениям о готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников как системном личностном образовании, представляющем собой единство мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного и рефлексивно-аналитического компонентов. Такими подходами, с нашей точки зрения, являются системный, личностно-ориентированный, интегратив-ный, контекстный. При этом системный подход позволяет формировать готовность как целостное образование, личностно-ориентирован-ный подход обеспечивает формирование моти-вационно-ценностного и рефлексивно-аналитического компонентов готовности, интегратив-ный подход в большей мере связан с форми-

о

Лидия Васильевна Вершинина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков. E-mail: lidver@yandex. ru Дичинская Людмила Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: lyudmiladi@yahoo. com

рованием когнитивного компонента, а контекстный - операционного компонента.

Анализ готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников как системного личностного образования позволил нам выявить ее компоненты и внутренние связи между ними. Ранее в наших публикациях мы обосновали на основе системного анализа необходимое и достаточное количество структурных компонентов готовности: мотивационно-ценностного (мотивы, выполняющие побудительную функцию), когнитивного (знания, выполняющие ориентировочную функцию), операционного (умения, обеспечивающие исполнительную функцию), рефлексивно-аналитического (умения, обеспечивающие функцию совершенствования деятель-ности)1. При этом мотивационно-ценностный компонент связан с когнитивным и операционным компонентами, поскольку мотивы выполняют побудительную и направляющую функцию, на их основе актуализируются или приобретаются необходимые знания и умения. Следует подчеркнуть взаимосвязь мотивацион-но-ценностного и когнитивного компонентов, так как знания, составляющие содержание когнитивного компонента, в свою очередь, способствуют формированию мотивов деятельности. Рефлексивно-аналитический компонент связан со всеми другими компонентами, так как содержание всех компонентов подвергается рефлексии, благодаря чему создается возможность для развития готовности.

Проектируя процесс формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля необходимо учитывать как внутренние связи между компонентами готовности

1 Дичинская Л.Е. Содержание готовности будущего учителя к формированию действия самоконтроля у младших школьников // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 6 (28). - С. 14.

и ее уровневую структуру, так и внешние связи. В связи с этим считаем необходимым остановиться на нескольких моментах, имеющих отношение к внешним связям. Во-первых, готовность к развитию умения самоконтроля как системное личностное образование является частью более крупной и сложной системы -готовности к профессионально-педагогической деятельности, отраженной в модели выпускника. Следовательно, проектировать процесс формирования готовности к развитию умения самоконтроля необходимо таким образом, чтобы он не противоречил, а способствовал достижению цели подготовки будущего учителя в вузе. Во-вторых, готовность формируется как предпосылка успешного осуществления профессиональной деятельности. Поэтому проектируя процесс формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников, необходимо учитывать не только результат, проявляющийся в личности будущего учителя (уровни готовности), но и результат, проявляющийся в личности младшего школьника (уровни овладения умением самоконтроля). Именно в таком случае готовность как системное образование обретает подлинный смысл.

Учитывая внутренние и внешние связи готовности как системного образования, мы определили ее уровневую структуру, которая представлена интуитивным, частично продуктивным и продуктивным уровнями. Выделяя уровни готовности, мы принимали во внимание два момента: во-первых, каждый уровень готовности должен в определенной мере гарантировать развитие умения самоконтроля у младших школьников; во-вторых, формирование готовности к развитию умения самоконтроля должно протекать в логике общей подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности, что позволяет максимально использовать потенциал различных учебных дисциплин, опираться на имеющиеся у студентов знания и умения и обогащать их в сфере развития умения самоконтроля. Мы определили содержание компонентов готовности для каждого уровня таким образом, чтобы будущий учитель мог развивать умение самоконтроля у младших школьников, опираясь на собственный опыт осуществления действия самоконтроля в учебной деятельности (интуитивный уровень), на основе теоретических знаний о самоконтроле и его развитии, включенных в содержание общепрофессиональной подготовки (частично продуктивный уровень), на основе специальных знаний об умении самоконтроля и методике его развития (продуктивный уровень).

Итак, системный поход к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников обеспечивает формирование такой готовности в единстве и взаимосвязи ее компонентов и уровней. Кроме того, данный подход обеспечивает включение такой готовности как системного образования в более крупные системы: готовность к педагогической деятельности, которая формируется в процессе обучения в вузе, и саму педагогическую деятельность, в ходе которой педагог обеспечивает развитие умения самоконтроля у младших школьников.

Целесообразность применения интегратив-ного, личностно-ориентированного и контекстного подходов к формированию готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников обусловлена содержанием отдельно взятых компонентов.

Интегративный подход обеспечивает формирование когнитивного компонента готовности, содержание которого составляют знания об умении самоконтроля у младших школьников, способах и средствах его формирования.

Мы разделяем точку зрения ряда педагогов (Р.Тайлер, Б.Блум, Дж. Макдональд, С.Цер-ниак и др.), согласно которой интеграция есть особая организация содержания обучения или учебного плана, при которой содержание различных дисциплин и различные виды деятельности объединяются вокруг какой-то проблемы. В нашем исследовании такой проблемой является развитие умения самоконтроля у младших школьников, знания о котором студенты приобретают в ходе изучения различных дисциплин («Практика устной и письменной речи», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогика начального образования», «Педагогическая психология», «Теория обучения», «Теория и методика обучения иностранному языку» и др.), спецсеминаров («Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся» и «Технология деятельностного метода обучения») и спецкурса («Развитие умения самоконтроля у младших школьников»).

В процессе формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников мы применяем интеграцию как по горизонтали (осуществление межпредметных связей), так и по вертикали (опора на знания и умения, приобретенные в предшествующий период обучения). Будущему учителю также необходимы специальные знания и умения по развитию самоконтроля у младших школьников, которые он получает в рамках интегрированного курса, в котором содержание различных дисциплин и различные

виды деятельности (учебная и квазипрофессиональная, гностическая, конструктивно-проектировочная, организационная, коммуникативная, рефлексивная) интегрируются вокруг профессиональной проблемы - развития самоконтроля у младших школьников. Мы также используем интеграцию и в междисциплинарных проектах. В силу специфики формируемого свойства личности (необходимость высокого уровня развития самоконтроля в учебной деятельности самих студентов, необходимость реализации готовности в практической деятельности с младшими школьниками) мы используем интеграцию теории и практики на трех уровнях: интеграция теоретических и методических знаний по проблеме самоконтроля и учебной деятельности студентов (на первом этапе формирования готовности), интеграция теории по проблеме формирования самоконтроля у младших школьников и практических заданий по их применению (на последующих этапах), интеграция учебной деятельности и практической деятельности в школе.

Таким образом, интегративный подход обеспечивает формирование когнитивного компонента готовности: интеграция содержания различных учебных дисциплин и практической деятельности обеспечивает необходимые знания для успешного развития умения самоконтроля у младших школьников.

Личностно-ориентированный подход позволяет эффективно формировать мотивационно-ценностный компонент готовности, содержание которого образуют интерес и ответственность по отношению к развитию умения самоконтроля у младших школьников, и рефлексивно-аналитический компонент, в содержание которого включены рефлексивные и аналитические умения будущего учителя.

Личностно-ориентированный подход является одним из ведущих подходов на современном этапе развития образования (В.В.Краев-ский, И.Я.Лернер, В.И.Слободчиков, В.В.Сериков, Э.Ф.Зеер, Ю.Н.Кулюткин, В.П.Без-духов, И.С.Якиманская и др.). Согласно лич-ностно-ориентированному подходу в процессе образования формирующийся человек должен приобрести личностный опыт, то есть опыт быть личностью. Личностный опыт, согласно В.В.Серикову, проявляется в таких качествах человека, как избирательность в жизненной ситуации; способность к рефлексии; потребность в поиске смысла образования, профессиональных и жизненных планов, самой жизни; ответственность; способность к саморегуляции; креативность; потребность во внутрен-

ней свободе как субъекта собственной жизни2. Указанные качества проявляются в готовности как свойстве личности будущего учителя как способность к рефлексии, осознание смысла образования и педагогической деятельности как ценностей, принятие ответственности за свое педагогическое воздействие на ребенка; способность к саморегуляции, креативность в педагогической деятельности. Таким образом, формирование личностного опыта имеет принципиальное значение для формирования и саморазвития готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников.

Личностный опыт имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму и проявляется в виде личностно значимого вывода, полученного из собственного опыта. Инструментом создания личностно-развивающей ситуации является диалог, специально направленный на актуализацию личностных функций учащихся, на накопление ими опыта реализации ценностного выбора, критического восприятия, рефлексии творческого решения личностно значимых проблем и др. Согласно В.В. Серикову, предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников. Однако диалог никогда не сводится к усвоению предмета. Он всегда надпредметен, так как расширяет границы познаваемого за счет обмена не только информацией, но и оценками, смыслами, гипотезами-откровениями. Целью личностно-смыслового диалога является не «снятие» проблемности, а осознание значимости самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Для того чтобы диалог состоялся, необходимо объективно существующую проблему представить в виде субъективно значимого вопроса3. В нашем исследовании мы создаем такие условия, в которых будущий учитель через осмысление собственного опыта учебной деятельности приходит к выводу о значении умения самоконтроля в этой деятельности и далее к осознанию значимости самой цели развития данного умения у младших школьников, так как в этом случае «начинает фиксироваться уже ценностное отношение учителя и к своей деятельности, и к деятельности ученика» (Л.В.Вершинина)4.

Опираясь на приведенные выше идеи, мы сформулировали следующие правила органи-

2 Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2008. - С. 162 - 163.

3 Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: Ценностное сознание учителя: Монография. - Самара: 2003. - С. 95.

4 Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: .... - С. 103 - 109.

зации процесса формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников: 1) обсуждение с будущими учителями содержания и форм работы на всех этапах формирования готовности с целью обеспечения принятия целей обучения и обеспечения соучастия будущих учителей в их профессиональной подготовке; 2) организация диалогового взаимодействия участников процесса обучения с целью обретения или переосмысления на основе личного опыта смысла образования, самостоятельной учебной деятельности и педагогической деятельности; 3) обеспечение ориентировочной основы самоорганизации для выполнения самостоятельной работы; 4) организация процесса обучения на основе метода рефлексии, применение частично-поискового, исследовательского методов и технологии развития критического мышления через письмо и чтение (предполагает актуализацию имеющихся знаний, осмысление нового знания в самостоятельной или групповой работе и рефлексию нового знания и способа его получения) при освоении теоретических основ деятельности по развитию самоконтроля у младших школьников; 5) опора на опыт учебной и профессиональной деятельности студентов; 6) включение этапа рефлексии в каждое занятие, создание условий для рефлексии достигнутого уровня готовности; 7) включение в содержание обучения заданий, предполагающих принятие ответственности, проявление творчества и свободы; 8) создание доброжелательной атмосферы в процессе взаимодействия, организация этого процесса как обмена опытом, а не только передачи опыта.

Построение процесса формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников на основе лич-ностно-ориентированного подхода обеспечивает рефлексию студентов по отношению к собственной учебной деятельности, осознания значения умения самоконтроля в этой деятельности, рефлексию своей деятельности по развитию умения самоконтроля во время педагогической практики. Иными словами, лично-стно-ориентированный подход обеспечивает формирование мотивационно-ценностного и рефлексивного компонентов готовности.

Контекстный подход в наибольшей степени связан с формированием операционного компонента готовности, включающего умение самоконтроля в учебной деятельности самих студентов, умение планировать и осуществлять поэтапное формирование действия самоконтроля у младших школьников, проектировать средство самоконтроля («Дневник самоконтроля») и организовывать работу младших

школьников с ним, планировать и организовывать учебную деятельность младших школьников на основе рефлексии, проводить диагностику развития умения самоконтроля у младших школьников и др.

Контекстный подход, основные положения которого разработаны А.А.Вербицким, направлен на создание контекста будущей профессиональной деятельности в процессе обучения, что позволяет устранить противоречия между учебной деятельностью и профессиональной деятельностью в процессе подготовки специалиста. В контекстном обучении моделируется предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, используются методы, позволяющие имитировать профессиональную деятельность (ролевые игры, анализ педагогических ситуаций и др.) или вовлекающие студента в эту деятельность (педагогическая практика в школе).

Для формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников предметное содержание будущей профессиональной деятельности моделируется таким образом, чтобы оно включало проектировочную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную деятельность учителя, направленные на развитие умения самоконтроля у младших школьников, гностическую и рефлексивную деятельность учителя, обеспечивающую регуляцию и совершенствование его деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников. Включение рефлексии в контекст деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников является принципиальным, так как управление деятельностью ученика на основе рефлексии позволяет учителю поставить ученика и позицию активного субъекта собственной деятельности. «Такой подход к деятельности учителя, - подчеркивают В.П.Без-духов, Ю.Н.Кулюткин, - дает возможность уяснить, во-первых, гуманистичность позиции учителя. Суть такой позиции состоит в ориентированности учителя на развитие у детей способности к саморегуляции. Это достигается благодаря тому, что творчески работающий учитель не только ставит перед собой цели, но и стремится, чтобы они были приняты детьми; не только разрабатывает способы их достижения, но и учит детей (создает условия) осваивать эти способы; не только оценивает результаты деятельности школьников, но и формирует у них способность к самооценке, к оценке других...»5. Наложенные на такой кон-

5 Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры деятельности учителя. - Самара: 2002. - С. 365.

текст знания о самоконтроле и способах развития умения самоконтроля будут трансформироваться в мотивы развития данного умения у младших школьников, станут ориентировочной основой для умений, обеспечивающих его развитие.

Применение идей контекстного подхода в процессе формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников позволяет формировать данное личностное образование с самого начала обучения в вузе, сначала в учебной деятельности самих студентов на интуитивном уровне, затем на частично продуктивном уровне в процессе общепрофессиональной и предметной подготовки, наконец, на продуктивном уровне в процессе изучения интегрированного спецкурса. Применение методов, позволяющих имитировать реальную профессиональную деятельность (анализ педагогических ситуаций, подготовка конспектов занятий, разыгрывание фрагментов занятий, проектирование дневника самоконтроля для школьников, ролевая игра «Родительское собрание» и др.), позволяет сформировать необходимые педагогические умения, которые составляют содержание операционного компонента готовности. Педагогическая практика в школе и исследовательская деятельность (как учебно-профессиональная деятельность) обеспечивают возможность проявления готовности в условиях максимально близких к реальной профессиональной деятельности.

Таким образом, контекстный подход обеспечивает необходимый опыт деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников, оказывая наибольшее влияние на

формирование операционного компонента готовности

Итак, системный, интегративный, личност-но-ориентированный и контекстный подходы имеют много точек соприкосновения - предполагают высокий уровень мотивации и активности личности в учебном процессе, межличностное общение в совместной деятельности, интеграцию содержания, форм и методов работы. Одновременно с этим каждый из них создает свои условия для успешного формирования готовности. Системный подход обеспечивает целостное формирование готовности. Интегра-тивный подход, позволяя включить в содержание процесса формирования готовности знания из различных дисциплин, интегрированные вокруг профессиональной проблемы развития умения самоконтроля у младших школьников, создает условия для формирования когнитивного компонента готовности. Личностно-ори-ентированный подход в большей мере создает условия для формирования мотивационно-ценностного и рефлексивно-аналитического компонентов готовности, тем самым обеспечивая возможность саморазвития данного свойства личности будущего учителя. Контекстный подход позволяет сформировать операционный компонент готовности за счет имитации профессиональной деятельности по развитию умения самоконтроля в игровых, имитационных ситуациях и в учебно-практической деятельности. Взаимодополняемость указанных подходов к обучению позволяет использовать их в сочетании для достижения цели формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников.

APPROACHES TO THE FORMATION OF FUTURE TEACHER'S READINESS TO DEVELOP SKILLS OF SELF- CONTROL OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

© 2014 L.V.Vershinina, L.Ie.Dichinskaia" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article analyzes the approaches to the formation of future teacher's readiness to develop skills of self-control of primary school children. The authors correlate system, integrative, student-oriented and contextual approaches with the components of readiness, and indicate the ways to implement ideas of these approaches in future teachers' training.

Keywords: approach, readiness, readiness components, future teacher.

Lidia Vasilievna Vershinina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, Head of Department of foreign languages. E-mail: lidver@yandex. ru Liudmila Ievgenievna Dichinskaya, Candidate of pedagogical sciences, Associate professor, Department of foreign languages. E-mail: lyudmiladi@yahoo. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.