Научная статья на тему 'Модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников'

Модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ГОТОВНОСТЬ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / FUTURE TEACHER / READINESS / THREE-STAGE MODEL OF READINESS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

В данной статье дается описание модели формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Исходя из содержания структурных компонентов готовности, а также уровней ее сформированности, авторы определяют подходы, принципы, условия, этапы формирования готовности, обосновывают содержание и методы работы на каждом этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Дичинская Людмила Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of training future teachers to develop self-assessment in primary school students

The model of training future teachers to develop self-assessment in primary school children is described. Based on the content of the structural components of readiness to develop self-assessment and its levels approaches, principles, conditions, stages of readiness development, substantiate the content and the methods of work at each stage are defined.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников»

6. Khutorskoy A.V. The metasubject approach in training: Scientifically-methodical manual. М:»Eidos» Izd-vo Inst. obrazovania cheloveka, 2012. P. 73. (series «Novyie standarty»). [in Russian].

Сведения об авторах: Бакиева Ольга Афанасьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра искусств, Тюменский государственный университет,

г. Тюмень, Российская Федерация. &mail: bakieva_1963@mail.ru

Мокроусов Сергей Иванович,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра искусств, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Российская Федерация. &mail: yory67@mail.ru

Information about the authors: Bakieva Olga Afanasevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic

Title of Associate Professor,

Associate Professor, Department of Arts,

Tyumen State University,

Tyumen, Russia.

E-mail: bakieva_1963@mail.ru

Mokrousov Sergey Ivanovich,

Candidate of Sciences (Education), Associate Professor, Department of Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia. E-mail: yory67@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

Л.В. Вершинина, Л.Е. Дичинская

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАЗВИТИЮ УМЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В данной статье дается описание модели формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Исходя из содержания структурных компонентов готовности, а также уровней ее сформированности, авторы определяют подходы, принципы, условия, этапы формирования готовности, обосновывают содержание и методы работы на каждом этапе.

Ключевые слова: будущий учитель, готовность, трехуровневая модель формирования готовности.

L.V. Vershinma, L.Ie. Dichinskaia

THE MODEL OF TRAINING FUTURE TEACHERS TO DEVELOP SELF-ASSESSMENT IN PRIMARY SCHOOL STUDENTS

The model of training future teachers to develop self-assessment in primary school children is described. Based on the content of the structural components of readiness to develop self-assessment and its levels approaches, principles, conditions, stages of readiness development, substantiate the content and the methods of work at each stage are defined.

Key words: future teacher, readiness, three-stage model of readiness development.

На современном этапе развития об- результаты обучения. Федеральный разования отмечается смещение акцен- государственный стандарт начального тов с предметных на метапредметные общего образования [2] и Профессио-

нальный стандарт педагога [1] отражают необходимость развития универсальных учебных действий у младших школьников. Одним из универсальных учебных действий является самоконтроль, который играет ведущую роль в организации и регуляции учебной деятельности. Необходимость подготовки будущего учителя к развитию у обучающихся умения самоконтроля в настоящее время не имеет достаточного теоретического и методического обеспечения на уровне профессиональной подготовки педагогов в вузе. Указанное противоречие определяет актуальность нашего исследования.

Модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников дает представление о том, как должен быть организован процесс обучения будущего учителя в вузе, чтобы у него сформировалась готовность к данному виду деятельности.

Так как мы формируем готовность будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников в процессе обучения, то в качестве основы для модели формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников целесообразно использовать модель структуры учебного процесса, отражающего единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной сторон этого процесса. Процесс обучения представляется как система взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, операционно-деятельностного (методов, средств, организационных форм обучения) и результативного. Основой для организации этого процесса являются принципы. Принципы определяются нами исходя из подходов к формированию готовности, а сами подходы соответствуют содержанию структурных компонентов готовности. Кроме того, учитывая условие поэтапного формирования готовности и ее представленность на трех уровнях, мы считаем целесообразным включить в модель организационный элемент (этапы формирования готовности). Тогда модель готовности включает следующие элементы: цель, за-

дачи, педагогические условия, подходы, принципы, этапы, содержание, методы, прогнозируемый результат.

В своей работе мы формируем готовность будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников как системное личностное образование, представляющее собой единство и взаимосвязь мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного и рефлексивно-аналитического компонентов. Для достижения цели необходимо решить задачи формирования мотивов; знаний; педагогических умений, обеспечивающих деятельность развития умения самоконтроля у младших школьников; развития рефлексии и аналитических умений будущего учителя. Результатом для будущего учителя является готовность будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников, которая может проявляться на трех уровнях: интуитивном, частично продуктивном и продуктивном. Кроме того, мы считаем необходимым включить в модель формирования готовности само умение самоконтроля младших школьников как основной результат деятельности, готовность к которой мы формируем.

В соответствии с тремя уровнями готовности выделяем три этапа ее формирования: подготовительный (формируется интуитивный уровень готовности, обеспечивающий формирование ориентировочной основы действия самоконтроля у младших школьников), общепрофессиональный (формируется частично продуктивный уровень готовности, обеспечивающий формирование действия самоконтроля у младших школьников), специально-профессиональный (формируется продуктивный уровень готовности, обеспечивающий формирование умения самоконтроля у младших школьников).

Успешное формирование готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников возможно, когда созданы следующие педагогические условия: осуществляется целенаправленное развитие умения самоконтроля в учебной деятельности самих бу-

го

к ^

ф

I-^

т

о о

и

ю ^

к ^

1 * ГО о ш ^

0.1

^ О

^ £ 0.0 О 2

■fi.ro

£ I 58

к го ¡£ о

X

т ^

и]

го"

X

3

.

ф ш

Ш

дущих учителей; процесс формирования такой готовности разбит на этапы; методы и формы обучения отобраны таким образом, что они обеспечивают накопление опыта деятельности и рефлексию такого опыта; содержание педагогической подготовки будущего учителя обогащается специальными знаниями об умении самоконтроля и способах развития такого умения у младших школьников.

Структура и содержание понятия готовности к развитию самоконтроля у младших школьников позволили нам выделить подходы к формированию такой готовности. Такими подходами, с нашей точки зрения, являются системный, личностно-ориентированный, ин-тегративный, контекстный. При этом системный подход позволяет формировать готовность как целостное образование, личностно-ориентированный подход обеспечивает формирование мотивационно-ценностного и рефлексивно-аналитического компонентов готовности, интегративный подход в большей мере связан с формированием когнитивного компонента, а контекстный -операционного компонента.

В соответствии с указанными подходами мы определили принципы, которые легли в основу модели формирования готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников. Принципы целостности, системности, межпредметности, проблемности, сознательности и активности являются основой для отбора содержании и методов обучения на каждом этапе формирования готовности, а также определяют место каждого этапа в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности.

Модель формирования готовности представлена на рисунке 1.

В соответствии с целью и задачами формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников мы выделили необходимое содержание процесса формирования готовности для каждого этапа, а также отобрали методы обучения. В содержание обучения вошли знания по педагогике, психологии, а также раз-

работанная нами научно обоснованная и прошедшая апробацию методика развития умения самоконтроля у младших школьников.

На подготовительном этапе важным моментом является формирование ценностного отношения к образованию и учебной деятельности. Содержание обучения на данной ступени включает опыт познавательной и репродуктивной деятельности (осуществление действия самоконтроля с опорой на его операционный состав, умение пользоваться средствами самоконтроля, вносить и применять информацию при осуществлении самоконтроля), опыт эмоционально-ценностного отношения к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Работа проводится на занятиях по дисциплинам базовой части гуманитарного, социально-экономического цикла, дисциплинам вариативной части профессионального цикла. Формирование интуитивного уровня готовности на подготовительном этапе осуществляется методами диалога (беседы о роли самоконтроля в учебной деятельности самих студентов, а также учащихся начальной школы), самоконтроля (работа с «Дневником самоконтроля»: фиксация результатов выполнения деятельности, оценка степени совпадения с целью, фиксация типичных ошибок, планирование способов их устранения, самоконтроль выполнения плана аудиторной и самостоятельной работы), взаимоконтроля (комментирование, взаимопроверка, выполнение и создание корректурных тестов. Результатом работы является интуитивный уровень готовности к развитию умения самоконтроля у младших школьников. Показателями сформированности готовности на интуитивном уровне являются интерес к развитию этого умения у младших школьников, ответственность за развитие умения самоконтроля у младших школьников, знание операционного состава действия самоконтроля, объектов самоконтроля в учебной деятельности, умение экстериоризировать способ действия самоконтроля для обучения другого человека (младшего школьника) способу действия самоконтроля.

Цель: формирование готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников.

Задачи: формирование мотивов деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников; ознакомление с понятием умения самоконтроля и способами его формирования; развитие умений, обеспечивающих развитие умения самоконтроля у младших школьников; развитие рефлексии_

Этапы

Подготовительный

Общепрофессиональный

Специально-профессиональный

Содержание

Дисциплины базовой части гуманитарного, социально-экономического цикла, дисциплины вариативной части профессионального цикла

Дисциплины базовой части профессионального цикла,

спецсеминар

«Организация

внутренней

системы

накопительной

оценки достижений

учащихся»,

спецсеминар

«Технология

деятельностного

метода обучения»

Спецкурс «Развитие умения

самоконтроля у

младших

школьников»,

педагогическая

практика,

исследовательские

проекты_

Методы

Диалог,

самоконтроль,

взаимоконтроль

Анализ

педагогических

ситуаций,

взаимообучение,

проблемное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изложение,

самоконтроль

Проблемное изложение, взаимообучение, проекты, ролевая игра, деловая игра

Результат для будущего учителя

Интуитивный

уровень

готовности

Частично-продуктивных уровень готовности

Продуктивный

уровень

готовности

Результат

для младшего школьника

«

ч о

я о и

0

1 о

л я

Щ

т о

а

«

к

и §

а

В

о «

и «

Й га О

я

о О

О я ч:

н о

я &

о о X

о «

к ^ Р Л

3 «

Д (1) И

о

и

о

к &

О

о М

0

1 о о к я

ш >>

Принципы формирования готовности: целостность, системность, межпредметность, проблемность, сознательность и активность, последовательность моделирования в учебном процессе содержания, форм и условий профессиональной деятельности _

Рис. 1. Модель формирования готовности будущего учителя к разитию умения самоконтроля у младших школьников

ЕЕ *

к го ¡£ О

X ^

т ^

и]

го"

X

3

ф

ш

Ш

Для оценки используется метод наблюдения и показатели результатов учебной и самостоятельной работы.

На этапе общепрофессиональной подготовки осуществляется работа по формированию основных психолого-педагогических понятий и педагогических умений за счет дисциплин базовой части профессионального цикла, содержание которых мы дополнили специальными знаниями о самоконтроле, о способах его развития у младших школьников и умениями по формированию действия самоконтроля у младших школьников. Содержание подготовки мы также дополнили двумя спецсеминарами «Организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся» и «Технология деятельностного метода обучения». Содержание процесса формирования готовности на данном этапе составляют знания, необходимые для поэтапного формирования действия самоконтроля; знания о системе оценивания достижений учащихся, знания технологии обучения младших школьников на основе рефлексивной самоорганизации; опыт квазипрофессиональной деятельности (разработка конспектов занятий по формированию действия самоконтроля; разработка конспектов занятий в технологии обучения на основе рефлексивной самоорганизации; ролевые игры; беседы с младшими школьниками, родителями и коллегами по вопросам самоконтроля в учебной деятельности младших школьников; опыт приобретения новых знаний в самостоятельной и совместной с другими будущими учителями деятельности). На этом этапе формирование частично продуктивного уровня готовности обеспечивает интеграция содержания такого процесса в содержание дисциплин «Иностранный язык», «Практика устной и письменной речи», «Педагогическая психология», «Педагогика начального образования» за счет применения методов анализа ситуаций и ролевых игр на занятиях по дисциплинам «Иностранный язык», «Практика устной и письменной речи», методов проблемного изложения, самостоятельной работы, взаимообучения на спецсеминарах.

Наконец, на этапе специально-профессиональной подготовки осуществляется работа по овладению специальными знаниями и умениями в сфере развития самоконтроля у младших школьников в соответствии с содержанием компонентов готовности. Работа осуществляется на занятиях по дисциплинам профессионального цикла, в рамках интегрированного курса «Развитие умения самоконтроля у младших школьников» и педагогической практики. В содержание процесса формирования готовности вошли знания об умении самоконтроля, об особенностях его развития в младшем школьном возрасте, о направлениях деятельности учителя по развитию умения самоконтроля у младших школьников, об этапах работы над умением самоконтроля, об уровнях развития самоконтроля; опыт проектировочной, организационной, коммуникативной деятельности по развитию умения самоконтроля, опыт гностической деятельности, направленной на саморазвитие готовности, рефлексия такого опыта. На занятиях спецкурса применяются следующие методы: проблемное изложение, взаимообучение, деловая игра, ролевая игра, проекты.

Данный этап является основным в формировании готовности будущего учителя к развитию самоконтроля у младших школьников на продуктивном уровне. Основное содержание обучения составляют специальные знания по развитию умения самоконтроля у младших школьников и опыт осуществления деятельности на материале различных предметов, изучаемых в начальной школе. В этот этап входит практика в школе, в ходе которой будущие учителя осуществляют наблюдение за учебной деятельностью школьников, учителей, других практикантов, а также применяют на практике приобретенный опыт деятельности по развитию умения самоконтроля у младших школьников. Анализ и рефлексия деятельности в ходе практики является основой для развития мотива к развитию своей готовности к деятельности. Условия практики также обеспечивают приобретение личностного опыта в сфере развития умения самоконтроля у младших

школьников. На этом этапе содержание обучения осваивается также в процессе решения проблемных задач исследовательского характера. Будущим учителям предлагается провести исследование по проблеме формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Выполнение работы развивает аналитические (исследовательские) умения будущего учителя, которые входят в рефлексивно-аналитический компонент готовности, обеспечивает самостоятельное приобретение новых знаний, то есть способствует обогащению когнитивного компонента, а также создает основу для дальнейшего совершенствования умений в сфере развития самоконтроля у младших школьников.

Экспериментальная проверка, проведенная на базе факультета начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», показала эффективность разработанной модели формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников: готовность была сформирована у всех участников эксперимента, при этом у 60 % студентов экспериментальной группы была сформирована готовность на продуктивном уровне, 26,67% участников продемонстрировали готовность на частично-продуктивном уровне, 13,33% - на интуитивном уровне.

Таким образом, трехуровневая модель формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников позволяет

реализовать условия формирования готовности будущего учителя к развитию умения самоконтроля у младших школьников, решить задачи формирования такой готовности и получить результат, соответствующий поставленной цели. На первом этапе формируется интуитивный уровень готовности. Он предполагает, что сами студенты владеют действием самоконтроля, могут осуществлять его по отношению к результатам и способам учебной работы, умеют пользоваться средствами самоконтроля. На втором этапе формируется частично продуктивный уровень готовности. Он предполагает, что студенты владеют необходимыми психолого-педагогическими и методическими знаниями, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными, гностическими и рефлексивными умениями, которые позволят им при наличии мотива овладеть деятельностью по развитию умения самоконтроля у младших школьников. На третьем этапе формируется продуктивный уровень готовности, обеспечивающий развитие умения самоконтроля у младших школьников. Содержание обучения отбирается в соответствии с содержанием компонентов готовности и того уровня готовности, который должен быть достигнут на конкретном этапе. Методы и формы организации учебной деятельности выбираются в соответствии со спецификой усваиваемого содержания и идеями системного, личностно-ориентированного, контекстного и ин-тегративного подходов к обучению.

Библиографический список

1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) от 6 октября 2009 г.

References

1. Order of Ministry of Labor and Social Welfare of the Russian Federation dated October 18, 2013, № 544n, Moscow "On approval of the Professional standard "Teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)." [in Russian].

2. Federal Standard of Primary Education (1-4 forms), October 6, 2009. [in Russian].

ro ^

a к с; ф is т

>*m о о

И

ю ^ s 3 О g

ii СО ч

0 го

2 I

к >>

1 * ГО о m ^

S >-

Q.I

s О

s £ ао о S

-О.ГО

^ I

Сведения об авторах: Вершинина Лидия Васильевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара, Российская Федерация. &mail: kaf_fl@pgsga.ru

Дичинская Людмила Евгеньевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара, Российская Федерация. &mail: lyudmiladi@yahoo.com

Information about the authors: Vershinina Lidia Vasilievna

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Professor, Department of Foreign Languages, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. Samara, Russia. Kmail: kaf_fl@pgsga.ru

Dichinskaia Liudmila Ievgenievna

Candidate of Sciences (Education),

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Associate Professor, Department

of Foreign Languages,

Samara State Academy of Social Sciences

and Humanities. Samara, Russia.

Е-mail: lyudmiladi@yahoo.com

УДК 378 + 301 ББК 74.480.26 + 60.55

DD О

О.В. Гайкова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ АСПЕКТ ДИСКУССИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСКУССИОННЫХ ВОПРОСОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ

В статье представлен логико-психологический и педагогический аспект дискуссии, как метод обучения и как объект усвоения содержания дискуссионных вопросов социально-гуманитарной науки, актуализация которых важна в системе повышения квалификации учителя с целью его теоретической подготовки к организации целостного педагогического процесса.

Ключевые слова: аргументы, дискуссия, диалог, «демонстрация», логическое мышление, понимание текста, тезис, теоретическая подготовка учителя, целевая установка.

O.V. Gaikova

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS

OF DISCUSSION IN TEACHER TRAINING FOR TEACHING DISCUSSION QUESTIONS OF SOCIAL SCIENCES

AND HUMANITIES

The article presents a logical and psychological and pedagogical aspect of the discussion, as a method of learning and mastering the content as an object of discussion of questions of social and humanitarian sciences, actualization which is important in the training of teachers to its theoretical preparation for the organization of complete pedagogical process.

Key words: argument, debate, dialogue, «demonstration», logical thinking, understanding of the text, the thesis, the theoretical training of the teacher, target setting.

На современном этапе среднего об- дающих в 10-11 классах, ставятся новые щего образования в России перед учите- задачи, для решения которых необходим лями истории и обществознания, препо- высокий уровень теоретической готовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.