Научная статья на тему 'Подходы к формированию государственночастного партнерства в здравоохранении'

Подходы к формированию государственночастного партнерства в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / МЕДИКОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PATNERSHIP / INNOVATIONS / MEDICO-TEHNOLOGICAL CENTER / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонова Екатерина Владимировна, Садовой Михаил Анатольевич, Мамонов Владимир Иванович

В статье представлен подход к формированию модели функционирования государственно-частного партнерства в рамках развития инновационных проектов в области медицины и здравоохранения, ядром которых стало создание инновационного медикотехнологического центра первого в РФ медицинского технопарка, и их использование в области медицины и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мамонова Екатерина Владимировна, Садовой Михаил Анатольевич, Мамонов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the Formation of the Public-Private Partnership in Healthcare

The article presents the models of functioning of state-private partnership in development of innovation projects in medicine and health care, the key factor of which is creation of innovation medical technological center as the first medical technopark in RF and their use in medicine and health care.

Текст научной работы на тему «Подходы к формированию государственночастного партнерства в здравоохранении»

миокарда, нарушение ритма сердца, различные формы стенокардии у женщин впервые диагностируется в среднем десятилетием выше наступления пенсионного возраста.

Литература

1. Белоусов Ю.Б., Леонова М.В., Белоусов Д.Ю., Быков А.В., Бекетов А.С. Результаты фармакоэпидемиологического исследования больных артериальной гипертонией в России (ПИФАГОР II) // Качественная клиническая практика. - 2004. -№ 1. - С. 17-27.

2. Kondo H. et all. Critical Role of Ghrelin in Ventricular Remodeling after Acute Myocardial Infarction // Circulation. - 2008; 118:S.582.

3. Jiao Z. Did Hurricane Katrina Continue to Affect the Incidence of Acute Coronary Syndromes in New Orleans? // Circulation. 2010, 122:A14670.

4. Hikita H. et all. Impact of Statin Use Before the Onset of Acute Myocardial infarction on Coronary Plaque Morphology of the Culprit Lesion // Circulation. 2012, 126:A9739.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Е.В. Мамонова*, М.А. Садовой**, В.И. Мамонов***

В статье представлен подход к формированию модели функционирования государственно-частного партнерства в рамках развития инновационных проектов в области медицины и здравоохранения, ядром которых стало создание инновационного медикотехнологического центра - первого в РФ медицинского технопарка, и их использование в области медицины и здравоохранения.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инновации, медико-

технологический центр, здравоохранение.

The article presents the models of functioning of state-private partnership in development of innovation projects in medicine and health care, the key factor of which is creation of innovation medical technological center as the first medical technopark in RF and their use in medicine and health care.

Keywords: public-private patnership, innovations, medico-tehnological center, healthcare.

* ЗАО «Инновационный медико-технологический центр» (Медицинский технопарк), г. Новосибирск

** Новосибирский НИИ травматологии и ортопедии» МЗ РФ

*** ООО «Инновационная корпорация»

Мамонова Екатерина Владимировна - к.э.н., генеральный директор, office_imtz@inbox.ru Садовой Михаил Анатольевич - д.м.н., директор, niito@niito.ru

Мамонов Владимир Иванович - проф., президент ООО «Инновационная корпорация»

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Основная задача такого партнерства - это привлечение не государственных финансовых ресурсов в проекты и сферы, имеющие большое значения в рамках реализуемой государством социальной и экономической политики. Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов

В числе базовых признаков ГЧП в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие: сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес; взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе; взаимодействие сторон имеет равноправный характер; ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность; в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон; финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Необходимо отметить, что общепринятого определения, как и Федерального Закона в РФ о ГЧП, на сегодняшний день не существует, тем не менее, региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах РФ, главной образом целью их разработки являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям, которые являются наиболее распространенной, но не очень удобной моделью реализации государственночастного партнерства в социальных и экономических сферах. В международной практике существует 9 моделей ГЧП, из которых только 2 на текущий момент законодательно закреплены на территории РФ [1].

Государственно-частное партнерство - это наиболее эффективная форма финансирования процесса инновационного развития во всех развитых странах с инновационной экономикой. В Японии доля финансирования фундаментальных и прикладных исследований бизнес - сектором составляет 80%, в Швейцарии, Г ермании, Финляндии - 70%. В РФ на текущий момент доля частных инвестиций составляет не более 20%. В США в 2011 г. было инвестировано 28 млрд. USD, из которых на биомедицинские проекты было направлено 19 % (1,3 млрд. USD). В РФ объем частных инвестиций в биотехнологические, медицинские проекты в 2011 г. составил 14 млн. USD, и упал по сравнению с 2010 г. в 3,7 раза (в 2010 г. составил - 53 млн. USD). В Стратегии развития медицинской науки от-

мечена необходимость обеспечения условий, при которых по мере продвижения от ориентированного фундаментального исследования к конечному продукту доля государства в финансировании будет снижаться, тогда как доля частного капитала и финансирования из других источников - увеличиваться [2].

Низкий уровень финансирования со стороны бизнес-сектора объясняется низким уровнем готовности инновационных проектов в области медицины и здравоохранения и отсутствием выстроенной замкнутой модели инновационного цикла от этапа появления инновационной идеи до этапа массового внедрения инновационной медицинской технологии в практическое здравоохранение.

Для решения данной задачи была разработана модель ГЧП развития инновационных проектов в области медицины и здравоохранения, ядром которого стало создание инновационного медико-технологического центра - как первого в РФ медицинского технопарка, модель функционирования которого была отработана на примере инновационной системы Новосибирского НИИТО.

Разработка и внедрение предлагаемой модели ГЧП проходило в три этапа:

- этап первый - подготовительный, который включал в себя глубокий анализ существующих инструментов реализации ГЧП, их эффективности в приложении к данной сфере, определялись совместно с Правительством Новосибирской области целевые показатели его функционирования;

- этап второй - инвестиционный, который включал в себя сначала инвестиционные вложения со стороны некоммерческих организаций, банков, частных инвесторов; именно благодаря эффективной реализации данной части проекта, за 2 года была полностью построена, оснащена и введена в эксплуатацию основная часть имущественного комплекса, после чего было открыто финансирование со стороны Правительства Новосибирской области и осуществлена закупка технологического оборудования, необходимого для оснащения центра прототипирования медицинских изделий и продуктов.

- этап третий - операционный, который включает в себя эффективное функционирование ГЧП в структуре целевых показателей, согласованных с Правительством Новосибирской области и МЭР РФ.

Для реализации данного проекта была выбрана совместно с Правительством Новосибирской области модель ГЧП, в структуре которой эксплуатация оборудования разработческого центра, находящегося в собственности областного правительства, осуществляет управляющая компания, на ней лежит обязанность оплаты в течение 10 лет арендных платежей за его использование, а также

выполнение индикаторов экономического развития региона, которые характеризуют рост количества инновационных разработок, технологий, открытия новых производств и т.д.

В основу эффективной модели функционирования Медицинского технопарка положены следующие элементы:

- инфраструктура в виде специализированных площадей. Медицинский технопарк расположен на 13 200 кв.м, в его структуре предусмотрена диагностическая и поликлиническая база ориентированная на 200 тыс. пациентов в год, крупнейший на территории СФО реабилитационный комплекс, клиническая база в составе 8 операционных, реанимационного блока и 96 мест, разработческий и лабораторный блок, по оснащенности соответствующий наиболее эффективным мировым аналогам. Ядром технопарка является центр прототипирования трех типов медицинских технологий - диагностических, реабилитационных и клинических - и медицинских продуктов и изделий по таким направлениям, как таргетные медицинские технологии, инструментальные средства диагностики и лечения, новые материалы, регенеративные технологии, информационные технологии в медицине. Комплекс содержит самое современное оборудование в виде законченных технологических цепочек, которые позволяют выйти на качественный конечный как инновационный, так и научный продукт. Участие в создании такой инфраструктуры Министерства экономического развития РФ и правительства Новосибирской области в лице Министерства промышленности, торговли и предпринимательства четко ориентирует ее на поддержку развития малых и средних предприятий в сфере производства изделий медицинского назначения, медицинской техники и лекарственных средств, стимулируя их появление на территории Новосибирской области;

- финансовая инфраструктура, которая позволяет эффективно привлекать в инновационные проекты средства частных инвесторов, фондов, как с российским, так и с иностранным участием. Структура комплекса позволяет максимально использовать все существующие на сегодняшний день механизмы финансирования (частные и государственные) инновационных проектов в области медицины и здравоохранения;

- организационная инфраструктура, которая позволяет осуществлять координацию всего процесс проведения клинических и доклинических испытаний, сертификации технологий, продуктов и изделий, а также вывести произведенные продукты, изделия и технологии не только на российский, но и на междуна-

родный рынок в виде законченного продукта, технологии, готовой к массовому внедрению. Это должно позволить получить высокую доказуемость результатов инновационных продуктов и технологий не только внутри РФ, но и на международном уровне, сократить сроки НИР и ОКР в том числе и за счет интеграции в международные разработческие команды.

Важным элементом реализуемого ГЧП стал один из ведущих научноисследовательских институтов Минздрава РФ - Новосибирский научноисследовательский институт травматологии и ортопедии, благодаря которому стало возможным создание замкнутого цикла разработки и внедрения инновационных продуктов в области травматологии, ортопедии и нейрохирургии, с использованием модели ГЧП. При этом необходимо отметить, что предлагаемая модель является универсальной, и уже сейчас идет работа не только в области травматологии и ортопедии, но и в области гематологии, онкологии, онкоурологии, и других направлениях.

Литература

1. www.pppinrussia.ru

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р.

РОЛЬ ВЕДОМСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ ПРОВЕ ДЕНИЯ ВОЕННОВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ МВД РОССИИ ПО г. МОСКВЕ (К 50-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ)

А.В. Морозов*, И.Э. Кузнецова**

Военно-врачебная комиссия осуществляет методическое руководство, и контроль в части, касающейся военно-врачебной экспертизы, за организацией, проведением и результатами лечебно-диагностической работы в поликлиниках и госпитале.

Ключевые слова: Военно-врачебная экспертиза, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление МВД России по г. Москве.

* ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья» РАМН, г. Москва

** Военно-врачебная комиссия ФКУЗ МСЧ МВД России по г. Москве

Морозов Алексей Вячеславович - к.м.н., старший научный сотрудник,

otdelistorii@rambler.ru

Кузнецова Ирина Эдуардовна - подполковник внутренней службы и.о. начальника ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по г. Москве», 8(495)719-79-00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.