Научная статья на тему 'Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: Московский опыт'

Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: Московский опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1750
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERCULTURAL COMPETENCE / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT DIAGNOSTICS / ДИАГНОСТИКА / РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN IDENTITY / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-ETHNIC AND INTER-RELIGIOUS RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омельченко Елена

Статья развивает тему диагностики и оценивания межкультурной компетентности педагога и руководителя образовательной организации для эффективной работы в поликультурной образовательной среде. Приводятся конкретные примеры заданий на проверку знаниевого, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов межкультурной компетентности, описывается опыт апробации данной системы диагностики с участием педагогов города Москвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омельченко Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to diagnosing teachers'' intercultural competence: Moscow experience

The author of the article discusses the problem of diagnostics and judgement of the intercultural competence of teachers and directors of educational organizations. This competence is crucial for professional activities in a multicultural environment. Concrete examples of tasks are shown that have been elaborated to judge knowledge, motivation and ability to act as three components of intercultural competence. The author also describes how they have tested these approaches to diagnostics with the participation of Moscow teachers.

Текст научной работы на тему «Подходы к диагностике межкультурной компетентности педагога: Московский опыт»

Елена Омельченко

ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: МОСКОВСКИЙ ОПЫТ

Статья развивает тему диагностики и оценивания межкультурной компетентности педагога и руководителя образовательной организации для эффективной работы в поликультурной образовательной среде. Приводятся конкретные примеры заданий на проверку знаниевого, мотивационно-ценностного и деятельностного компонентов межкультурной компетентности, описывается опыт апробации данной системы диагностики с участием педагогов города Москвы.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, поликультурная образовательная среда, диагностика, российская идентичность, межэтнические и межконфессиональные отношения

Сегодня проблематика, связанная с диагностикой основных компетенций учителя, - одна из самых популярных в педагогической науке и практике. Чаще всего в современной литературе и в публикациях в сети интернет упоминаются ИКТ-компетенции, но немало и статей, посвященных вопросам оценки общекультурных компетенций педагогических работников. В ряде из них исследуется тема межкультурной компетентности (intercultural competence) педагога, что крайне актуально в условиях многонационального (полиэтничного) российского общества [1-4].

Под «межкультурной компетентностью» (intercultural competence) понимается интегративная характеристика личности педагога, то есть обладание им совокупностью умений,

Елена Александровна Омельченко, канд. ист. наук, директор Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Московского педагогического государственного университета

навыков, опыта и знаний, которые позволяют ему/ей успешно осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной образовательной среде -среде, где обучающиеся, педагоги и родители принадлежат к разным этносам, исповедуют разные религии, ассоциируют себя с разными культурами.

Комплексный подход, разработанный автором настоящей статьи во взаимодействии с проф. А.А. Шевцовой и доц. Е.Ф. Тепловой, выделяет для оценки три структурных компонента межкультурной компетентности: знаниевый (когнитивный), мотивационно-ценностный и деятельностный.

Диагностика знаниевого компонента подразумевает определение уровня знаний педагога об этнокультурном многообразии России и мира, о влиянии современных миграционных процессов на этнокультурную карту нашего и других государств. Педагогу предлагается пройти тест, формируемый из 20 вопросов нескольких тематических блоков. Ответы учитываются по принципу «правильно / неправильно» (правильно -1, неправильно - 0). Общий процент правильных ответов должен составлять не менее 15 из 20 (75%). При этом в каждом из предложенных разделов не должно быть более одного ошибочного ответа.

Самый объемный блок посвящен проверке базовых знаний педагога по этнографии и географии России и сопредельных государств, а также его представлений о расах - основах физической антропологии [5, 6, 7]. Всего по данному блоку разработано около 30 вопросов, несколько примеров приводятся в таблице №1.

Таблица №1. Диагностика базовых знаний педагога по этнографии и географии России

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Выберите народы, которые, в основном, проживают в Средней Азии. A. Казахи. Е. Азербайджанцы. Б. Туркмены. Ж. Узбеки. B. Армяне. З. Грузины. Г. Таджики. И. Черкесы. Д. Чеченцы. К. Киргизы. Л. Осетины. Корректный ответ представляет собой буквосочетание - АБГЖК [5].

2. Народы каких расовых типов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ традиционно проживающими на территории Российской Федерации? 1. Негроидного, австралоидного, европеоидного и монголоидного. 2. Монголоидного, европеоидного и негроидного. 3. Негроидного и австралоидного. 4. Европеоидного и негроидного. Корректный ответ - №3 [5].

3. Какое примерное число народов проживает на территории Российской Федерации? 1. От 50 до 100. 2. От 100 до 150. 3. От 150 до 200. 4. Более 200. Корректный ответ - №3 [6].

4. Выберите из списка ниже регионы, которые ВХОДЯТ в состав Российской Федерации. A. Дагестан. Д. Калмыкия. Б. Татарстан. Е. Тыва. B. Пакистан. Ж. Узбекистан. Г. Абхазия. З. Марий Эл. Корректный ответ представляет собой буквосочетание -АБДЕЗ [7].

Тематически смыкаются с описанным выше блоком вопросы, проверяющие наличие у педагогов базовых представлений о традиционных религиях народов России. Дополнительно здесь проверяется умение соотнести титульные этносы национальных республик РФ с традиционными для них религиозными культурами. Рассмотрим примеры таких вопросов в таблице №2.

Таблица №2. Диагностика базовых представлений педагога о традиционных религиях России

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Расположите четыре традиционные религии России в хронологическом порядке по времени их формирования (от самой ранней до самой молодой): A. Ислам. Б. Буддизм. B. Христианство. Г. Иудаизм. Корректный ответ -буквосочетание ГБВА [5].

2. Выберите из приведенного ниже списка религий четыре, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ традиционными для Российской Федерации. A. Буддизм. Д. Ислам. Б. Зороастризм. Е. Синтоизм. B. Христианство. Ж. Иудаизм. Г. Конфуцианство. З. Индуизм. Корректный ответ -буквосочетание БГЕЗ [5].

3. Соотнесите традиционные религии России с употребляемыми в них терминами, обозначающими служителей культа. 1. Иудаизм. А. Мулла. 2. Буддизм. Б. Иерей. 3. Ислам. В. Раввин. 4. Христианство. Г. Лама. Корректные ответы: 1В, 2Г, 3А, 4Б [5].

Окончание таблицы

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

4. Выберите из списка ниже народы, традиционно Корректный ответ -

исповедующие христианство: буквосочетание АВЖЗКЛ

А. Русские. З. Осетины. [5].

Б. Башкиры. И. Евреи.

В. Белорусы. К. Поляки.

Г. Карачаевцы. Л. Грузины.

Д. Чукчи. М. Азербайджанцы.

Е. Якуты. Н. Ингуши.

Ж. Армяне. О. Ненцы.

Третий блок вопросов тематически связан со вторым и направлен на выявление понимания педагогами места религии в российском государстве, их знаний о культурологическом подходе к изучению религии в школе. Важно понимать, осознают ли тестируемые, что школа - светское учреждение, но это отнюдь не исключает, что педагог должен уметь взаимодействовать с представителями разных религий и конфессий.

Таблица №3. Понимание педагогами и руководителями взаимосвязи «религия - государство» применительно к сфере образования

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Выберите утверждения, которые являются НЕВЕРНЫМИ: А. Православие - государственная религия Российской Федерации наряду с исламом. Б. Ни одна религия в Российской Федерации не является государственной. Корректный ответ - АВ [8].

Окончание таблицы

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

В. Православие в Российской Федерации распространено больше, чем ислам, поэтому прав у приверженцев православия больше. Г. В соответствии с Конституцией Российской Федерации наше государство является светским.

2. Обязана ли школа предоставлять ученику помещение для совершения молитвы? Варианты ответов: A. Да, обязана, при наличии письменного заявления родителей. Б. Да, обязана, если ребенок относится к одной из традиционных религий России. B. Да, обязана, но только во время постов. Г. Нет, не обязана. Корректный ответ - Г [9].

Еще один блок вопросов теста посвящен тематике обучения и адаптации детей из семей международных мигрантов (иностранных граждан). Проверяя знания педагогов о законодательных нормах, касающихся права детей на получение образования, важно понимать и то, обладают ли они общим представлением о сфере распространения русского языка в мире, важности его изучения, поддержки и распространения. Поэтому несколько вопросов разработано по теме: «Россия и русский язык в мире», с примером можно ознакомиться в таблице №4.

Таблица №4. Диагностика представлений педагогов о проблематике обучения и адаптации детей из семей мигрантов и детей, для которых русский язык не является родным

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Имеют ли право дети иностранных граждан на посещение дошкольных образовательных организаций? 1. Да, они имеют это право наравне с гражданами РФ. 2. Да, имеют, но только при наличии регистрации по месту жительства. 3. Да, имеют, но только на платной основе. 4. Нет, не имеют. Корректный ответ - 1 [9]

2. Выберите суждения, которые Вы считаете ВЕРНЫМИ: A. Численность людей, которые говорят на русском языке в мире, превышает 300 миллионов человек. Б. Интеллектуальная миграция («утечка мозгов») является серьезной проблемой для России. B. После распада Советского Союза степень распространения русского языка в мире не изменилась. Г. В Россию сейчас приезжает гораздо меньше мигрантов, чем во многие страны Европы. Корректный ответ - АБ [10, 11]

С вопросами изучения русского языка как неродного / как иностранного пересекаются темы, связанные с правом ребенка на изучение родного языка и обучение на родном языке сохранение и развитие этнокультурного своеобразия (в том числе средствами образования). Действующие законодательные нормы обязывают педагога учитывать этническое и культурное (наряду с социальным) происхождение ребенка,

религиозную / светскую культуру семьи и связанные с этим особенности воспитания, но педагоги далеко не всегда владеют необходимыми для этого знаниями. В связи с этим в тест был добавлен блок вопросов, посвященных возможностям использования и изучения родного языка, обучения на родном языке.

Таблица №5.

Диагностика представлений педагогов о возможностях использования и изучения родного языка, обучения на родном языке

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Имеет ли образовательная организация право на выбор языка обучения? 1. Да, любая образовательная организация имеет такое право. 2. Нет, не имеет. 3. Такое право имеет только негосударственная образовательная организация. Корректный вариант -№1 [12]

2. Обязана ли школа (образовательная организация) содействовать своей деятельностью поддержке и развитию традиций народов Российской Федерации? 1. Да, но эта деятельность касается только национальных школ в ряде субъектов РФ. 2. Да, развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации является одним из принципов реализации государственной политики в сфере образования. 3. Нет, это должны делать только национально-культурные объединения и диаспоры. 4. Нет, эта задача государственной национальной политики Российской Федерации, а не системы образования. Корректный ответ - №2 [13]

С учетом возрастающей актуальности задачи формирования у обучающихся российской гражданской идентичности ряд вопросов теста разработчики решили посвятить роли образования в реализации государственной национальной политики. В этой части диагностических материалов задействованы сведения из некоторых разделов Федерального государственного образовательного стандарта начального и среднего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Задача данного блока вопросов - понять, насколько осведомлен педагог или руководитель образовательной организации о поставленных руководством РФ задачах по воспитанию подрастающего поколения в духе ответственной гражданственности и дружбы народов, а также противодействия национальному / религиозному экстремизму средствами образования. Примеры вопросов этой тематики приводятся в таблице №6.

Таблица №6. Диагностика базовых знаний о роли образования в решении задач формирования российской гражданской идентичности и реализации задач государственной национальной политики

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

1. Из приведенных ниже формулировок задач, которые решает системно-деятельностный подход, выберите одну или несколько, которые ИМЕЮТ ОТНОШЕНИЕ к решению задач государственной национальной политики средствами образования. А. Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования. Корректный ответ - Б [11]

Окончание таблицы

№ п/п Вопрос Комментарии к ответу

Б. Воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Г. Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

2. Выделите суждения, которые Вы считаете верными. A. Учитель обязан учитывать этнокультурные различия обучающихся в учебном и воспитательном процессе. Б. Толерантное восприятие социальных и культурных различий было актуально в школе раньше, но сейчас, в связи с террористическими угрозами, не время для толерантности. B. Уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям -обязанность педагога. Г. Заботиться о сохранении и развитии этнокультурных особенностей должны диаспоры и национально-культурные объединения, а не школа. Корректный ответ - АВ [12, 13]

Итак, знаниевый компонент межкультурной компетентности проверяется с помощью теста, и это лишь первый этап диагностики. Следующая задача - это проверка мотивационного-ценностного компонента меж-

культурной компетентности, то есть степени психологической готовности педагога к работе и взаимодействию с многонациональным коллективом учащихся и родителей. Диагностика мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности - это определение уровня общей готовности педагога к восприятию культурного и этнического разнообразия в детском и родительском коллективе, осознание уникальности культур, терпимое и спокойное отношение к необычному поведению и мышлению [14].

Разработанные для этой части диагностики задания включают утверждение, содержащее в себе определенную «провокацию». Реакция на такую «провокацию» может показать общее отношение педагога к тематике культурного и этнического разнообразия, готовность терпимо и спокойно относиться к необычному поведению и способу мышления обучающихся. Примеры таких вопросов, прошедшие апробацию в педагогических коллективах нескольких московских школ, приведены в таблице №7.

Таблица 7.

Примеры заданий для проверки мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности педагога

№ п/п Вопрос Ответ

1. Согласны ли Вы с утверждением: «Образовательные результаты ребенка зависят от его национальности»? 1. Да, согласен. 2. Да, частично согласен. 3. Нет, не согласен.

2. Готовы ли Вы разрешить ребенку на занятии вести конспект на своем родном языке, который Вы не понимаете? 1. Нет, не готов(а), это плохо влияет на результаты обучения. 2. Да, готов(а), при условии, чтобы одноклассники этого не видели. 3. Да, готов(а), главное, чтобы ребенок хорошо учился.

-• 156 Альманах «ЭТНОДИАЛОГИ» №1 (52) 2017

Окончание таблицы

№ п/п Вопрос Ответ

3. Может ли ребенок из мусульманской семьи изучать модуль «Основы православной культуры» и показывать успехи? 1. Нет, он ведь другого вероисповедания. 2. Может изучать, но вряд ли покажет хорошие результаты. 3. Да, может.

Предлагается установить критерии оценивания заданий на проверку мотивационно-ценностного компонента межкультурной компетентности от 0 (ответ №1) до 2 (ответ №3) баллов. Педагогу должно быть предложено не менее четырех подобных вопросов. После подсчета суммарного итога по четырем заданиям результаты предлагается оценить следующим образом: от 8 до 10 баллов - «готов к взаимодействию с многонациональным коллективом обучающихся и родителей»; от 5 до 7 баллов - «частично готов к взаимодействию с многонациональным коллективом обучающихся и родителей», от 0 до 5 баллов - «не готов к взаимодействию с многонациональным коллективом обучающихся и родителей».

Выбор первого и второго из трех ответов может указывать на склонность педагога к проявлениям ксенофобии и отсутствие мотивации к работе в поликультурном классе.

В свою очередь, указанные явления могут, особенно при скромных базовых знаниях в области межкультурных отношений, привести к нарушению им профессиональной этики в учительской практике. Особенно важно этого избежать в случае выполнения педагогом дополнительных функций классного руководителя - ведь практически все классы, по крайней мере в современной московской школе, являются многонациональными.

О 2

С

о <и

Некорректные ответы на задания мотивационного-ценностного блока - основа для планирования и проведения с учителями психологических тренингов, нацеленных на формирование установок межкультурного диалога, профилактику проявлений национализма и экстремизма.

Последний этап диагностики межкультурной компетентности - это оценка умения педагога осуществлять активное взаимодействие с представителями различных культур и эффективно действовать в поликультурной среде, включая умение разрешать проблемы межкультурного общения, а также предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в многонациональном (полиэтничном) коллективе учащихся, педагогов и родителей.

Для проведения этого этапа диагностики рекомендуется использовать ситуационные задания - так называемые кейсы (не менее трех). Фактически это открытые вопросы, отвечая на которые педагог пишет коротенькие эссе на заданную тему. Возможно проведение этого этапа диагностики и в устной форме, заслушивая пояснение педагога, как он будет действовать в предложенной проблемной ситуации. На первом этапе внедрения системы диагностики межкультурной компетентности оценивать кейсы предлагается с помощью привлеченных экспертов. Оценка решения каждого кейса может быть установлена в пятибалльной системе, привычной педагогам. По итогам решения трех кейсов успешно прошедшим эту часть диагностики предлагается считать педагогов, набравших от 11 до 15 баллов.

Приведем пример нескольких ситуационных заданий, которые вызвали наибольшие сложности у педагогов московских школ при апробации предлагаемого диагностического материала.

Таблица 8.

Примеры ситуационных заданий для проверки деятельностного компонента межкультурной компетентности педагога

№ п/п Прочитайте описание ситуации и предложите варианты Ваших действий (не более 5 предложений / 250 слов) Вариант корректного ответа

1. Две девочки-подростка из мусульманской семьи (вежливые, послушные, с хорошими оценками) упорно приходят на уроки в хиджабах, мотивируя это настоянием отца. Вызванный в школу папа настаивает на своем праве воспитывать детей в исламской традиции, праве дочерей носить хиджаб в соответствии с конституционным правом на свободу вероисповедания. Директор категорически против «экстремизма в школе», дело идет к отчислению. Папа грозит судебным разбирательством. Что можно рекомендовать директору школы и классному руководителю? Директор школы должен обратить внимание отца на то, что в данном вопросе нельзя игнорировать мнение остальных родителей, поэтому необходимо внести этот вопрос в повестку очередного родительского собрания. Пусть точку в решении проблемы поставит воля большинства, тем более что Россия - это демократическое государство. Если на собрании не удастся достичь консенсуса, следует вынести данный вопрос на расширенное заседание школьного совета, если родители не подписывали особые требования насчет формы, обозначенные в уставе школы. Полезно было бы прибегнуть к мнению авторитетного представителя, мусульманской общественности (служителя культа), посоветоваться с другими мусульманами из круга родственников или знакомых, как корректно порекомендовать родителю девочек сместить акцент с внешней атрибутики мусульманина на чистоту сердца, которую невозможно сохранить, идя на конфликт с кем-либо.

2. На имя директора поступила жалоба от одного из родителей учеников. По словам родителя, во время проведения урока учитель для иллюстрации одного из своих тезисов рассказал Необходимо убедить родителя, что администрация школы воспринимает ситуацию всерьез и попытается разрешить недоразумение. Нужно поговорить с учителем, и, описав ситуацию, призвать к особой внимательности при проведении

Окончание таблицы

№ п/п Прочитайте описание ситуации и предложите варианты Ваших действий (не более 5 предложений / 250 слов) Вариант корректного ответа

анекдот, в котором фигурируют коренные народы Севера. Родитель, представитель этого малочисленного народа, счел анекдот оскорбительным и адресованным лично его ребенку, ситуацию недопустимой, требует принять срочные меры. Что можно сделать? уроков в поликультурном классе. Призвать учителей школы внимательно ознакомиться не только с социальным составом класса, но и с национальной и религиозной принадлежностью учащихся. Попросить учителя принести личные адресные извинения ребенку и родителю, сообщив, что лично к ним эта ситуация не имеет никакого отношения. Прокомментировать ситуацию в классе, обратив внимание на важность учета национальных чувств при коммуникации.

Описанные выше многовариантные диагностические материалы, разработанные во второй половине 2016 года участии специалистов факультета международного образования ГАОУ ВО МИОО [15], находятся на апробации на портале дополнительного профессионального образования Москвы www.dpomos.ru. Автор надеется, что в 2017/2018 учебном году у него будет возможность в той или иной форме привлечь к апробации оценки межкультурной компетентности педагогов из других субъектов РФ, что будет способствовать более широкому внедрению предлагаемой диагностической системы в российских образовательных организациях.

Библиография:

1. Нуждин А.В. Межкультурная компетентность педагога в контексте современного образования. // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 17. 2015. №1 (3). С.592.

2. Васютенкова И.В. Сущностные аспекты и актуальность поликультурного образования в современных условиях // [Электронный источник]: URL: http://new.loiro.ru (дата обращения 26.08.2016)

3. Hambleton R.K., Merenda P.F., Spielberger C.D. Adapting Educational and Psychological Tests for Cross-Cultural Assessment. Oxford: Routledge Academic, 2004. 392 p.

4. Хупсарокова А.М. Предметно-содержательные компоненты поликультурной компетентности педагога // [Электронный источник]: URL: http://otherreferats.allbest.ru/ pedgogics/00274620_0.html (дата обращения 01.09.2016)

5. Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. 256 с. В электронном формате: http://eknigi.org/religija/65500-narody-rossii-atlas-kultur-i-religij.html

6. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. [Электронный источник]: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

7. Конституция Российской Федерации, глава 3, статья 65. [Электронный источник]: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Конституция Российской Федерации, статья 14, пункт 1. [Электронный источник]: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm

9. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, статья 78 «Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях», пункт 2. [Электронный источник]: http://минобрнауки.рф/documents/2974

10. Русский мир // [Электронный источник]: http://www.russkiymir.ru

11. Горячев Ю.А. Международное образование и деятельность ЮНЕСКО: практика и тенденции развития. Учебное пособие. М.: ГАОУ ВПО МИОО - Этносфера, 2012. - 192 с.

12. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, статья 14 «Язык образования» [Электронный источник]: Ь^^/минобрнауки. рф/documents/2974

13. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273, статья 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», пункт 4 [Электронный источник]: http:// минобрнауки.рф/documents/2974

14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Введен приказом Министерства образования РФ №373 от 06.10.2009, статья 7 [Электронный источник]: http://минобрнауки.рф/документы/922

15. В разработке диагностических материалов для оценки межкультурной компетентности педагога во второй половине 2016 года принимали участие: д.и.н. А.А. Шевцова; д.и.н. О.С. Клишина; к.и.н. Е.Ф. Теплова, Е.В. Дымина и другие специалисты факультета международного образования Московского института открытого образования.

Elena Omelchenko,

PhD in History, Director of the Centre for Historical and Cultural Studies of Religion and Inter-Civilizational Relations, Moscow State University of Education

Approaches to diagnosing teachers' intercultural competence: moscow experience

The author of the article discusses the problem of diagnostics and judgement of the intercultural competence of teachers and directors of educational organizations. This competence is crucial for professional activities in a multicultural environment. Concrete examples of tasks are shown that have been elaborated to judge knowledge, motivation and ability to act - as three components of intercultural competence. The author also describes how they have tested these approaches to diagnostics with the participation of Moscow teachers.

Keywords: intercultural competence, multicultural educational environment, diagnostics, Russian identity, inter-ethnic and inter-religious relations

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.