Сведения об авторе: Зайцева Ольга Вадимовна,
аспирант кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about author: Zaitseva Olga Vadimovna,
Post-graduate student, Department of Psychology of Education,
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]
УДК 151 ББК 88.58
А.М. Захарова, С.Д. Гуриева
влияние социально-психологических особенностей на уровень межкультурной компетентности личности
В данной статье рассмотрены аспекты толерантности и контроль гнева как социально-психологические особенности межкультурной компетентности. Показаны результаты исследования влияния этих особенностей на уровень межкультурной компетентности на примере Иркутской области. В эксперименте приняли участие представители русской и бурятской национальностей, являющиеся коренными жителями данного региона.
Ключевые слова: межкультурная компетентность, особенности межкультурной компетентности, толерантность, контроль гнева.
A.M. Zakharova, S.D. Gurieva
influence of socio-psychological characteristics on the level of person's intercultural competence
This article describes the aspects of tolerance and aggression as a socio-psychological peculiarities of intercultural competence. Shows the results of a study of the impact of these characteristics on the level of intercultural competence on the example of Irkutsk region. In the experiment was attended by representatives of Russian and Buryat ethnic groups who are indigenous inhabitants of the region.
Key words: intercultural competence, characteristics of intercultural competence, tolerance, control of aggression.
Изучение межнациональных отношений в современной науке сегодня наиболее актуально. Потребность межкультурного контакта людей в повседневной жизни устанавливает новые задачи для науки. Искусство людей налаживать межкультурные связи, строить эффективные межличностные отношения, при этом оставляя чувство ценности
собственного достоинства и не препятствуя ценности другого представителя иной культуры или этноса - это важная компетентность настоящего человека [14, с. 5].
В России изучение межкультурной компетентности и ее особенностей наиболее актуально, ведь Россия является многонациональным государством, что
CI
О
го m
о ^
го
X
го со
прописано также в конституции Российской Федерации [6]. За границей термин «межкультурная компетентность» изучается уже давно [13, с. 353]. Множество международных программ ориентировано на это, результативность их зависит от уровня межкультурной компетентности людей и социально-психологических особенностей, влияющих на этот уровень.
Цель исследования - определить, оказывают ли влияние социально-психологические особенности, такие как: коммуникативная толерантность и индикаторы толерантности, а также контроль экспрессии гнева на уровень межкультурной компетентности (далее в работе -УМК). Объект исследования - социально-психологические особенности личности. Предмет исследования - УМК и влияние на него социально-психологических особенностей личности.
В рамках исследования опрошено 80 человек - представители русской национальности (36 человек) и бурятской национальности (44 человека), в возрасте от 22-40 лет, средний возраст -27 лет, из них с высшим образованием 61% (русских - 51%, бурят - 60%). Гипотеза основана на том, что на уровень межкультурной компетентности влияют социально-психологические особенности личности.
В исследовании были использованы тестирование, анкетирование, опрос, методы математической статистики.
Инструментарий по психодиагностике был представлен нижеследующими методиками:
• Для выявления УМК в исследовании использовалась авторская методика (Гуриева С.Д., Захарова А.М., 2012). С помощью этой методики было проведено пилотажное исследование в Иркутской области. Она действительно работает и выявляет не только уровень межкультурной компетентности, но и показывает уровень знаний в определенном аспекте МК - это знания исторических, географических, национальных, культурных, социальных особенностей региона и знаний культуры своего народа и народов, которые в ней проживают. В методике
36 вопросов и девять разделов. Максимальное число баллов - 80 - свидетельствует о высоком УМК. Ноль баллов -низкий УМК [4].
• Методика индикаторов толерантности в этнической и религиозной сфере и в сфере морали, экономике и политике [1, с. 114]. Эта методика показывает степень этнической толерантности, отношение людей к разнице во взглядах на мораль, экономику и политику. Здесь представлены девять утверждений и два варианта ответа на них: «Согласен» и «Не согласен». Дает показатели толерантности (высокий, средний и низкий) [9, с. 116].
• Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Этот тест позволяет оценить, в каких аспектах отношений человек больше всего подвержен конфликтам, а также показывает его общий уровень коммуникативной толерантности/интолерантности. Формы интолерантной коммуникации: неприятие или непонимание индивидуальности других людей; использование себя в качестве эталона для оценки людей; категоричность или консерватизм в оценках людей; неумение скрывать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами партнера; стремление переделать, перевоспитать партнеров; стремление «подогнать» партнера под себя; неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренное причинение вам неприятностей; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другим людям; неумение приспособиться к характеру, привычкам и притязаниям других. Для обработки результатов по каждому аспекту подсчитываются баллы, которые потом суммируются. Максимальное число баллов - 135 - свидетельствует об абсолютной нетерпимости к окружающим. Ноль баллов - свидетельство терпимости личности ко всем типам партнеров. Если оценивать каждый аспект, то максимальный балл - 15, минимальный - ноль [10, с. 112].
• Опросник Спилбергера STAXI. Современная и детально проработанная
эта методика позволяет изучить на основе самоотчета респондента различные стороны его агрессивности [2, с. 83]. Но мы взяли русскую версию, разработаную и валидизированую Говардом Кассинове, Денисом Суходольским, Кристофером Экхардом и Сергеем Цицаревым. Это опросный метод, направленный на изучение агрессивности респондентов. С помощью этой современной и тщательно проработанной методики можно изучить различные стороны агрессивности человека. Полученные ответы позволяют сделать выводы о семи составляющих человеческой агрессивности: сиюминутное состояние гнева; склонность к раздражительности, как личностная особенность; гнев-темперамент; гнев-реакция; экспрессия гнева внутрь; экспрессия гнева вовне; контроль экспрессии гнева [5, с. 51].
Метод подсчета данных применялся математически-статистический. Мы использовали корреляционный анализ Спирмена. Все данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 21 [8, с. 147].
Корреляционный анализ нами использовался для установления взаимосвязи социально-психологических особенностей с УМК. На основе данных полученных в ходе анализа, были построены плеяды.
На корреляционной плеяде представителей двух национальностей Иркутской области - русских и бурят - видно, что УМК взаимосвязан с такими социально-психологическими особенностями, как: индикаторы толерантности; коммуникативная толерантность и контроль экспрессии гнева (рис. 1).
Рис. 1. Корреляционная плеяда представителей двух национальностей
Корреляция значима на уровне 0,01 (корреляция положительная). - Корреляция значима на уровне 0,05 (корреляция положительная).
На рисунке 1 представлен результат корреляционного анализа респондентов двух национальностей - русских и бурят, на котором видно, что на УМК влияют: индикаторы толерантности в этнической и религиозной сфере, а также в сфере морали, экономики и политики; коммуникативная толерантность и контроль экспрессии гнева. Анализируя полученные данные, можно сделать несколько выводов:
.0
X
ф
са
о ^
го
X
>s ф
I-
о о
X
X
ф
ю о : о у о «
1) чем выше уровень коммуникативной толерантности респондентов, тем выше их УМК. Данный вывод объясняется тем, что способность личности относится толерантно к неприятным или непринятым, по ее определению, психическим состояниям, поступкам и сторонам партнеров по взаимосвязям, умение общаться с разными людьми, не взирая на различия, являются важной особенностью личности не только в меж-
о
О X .0
го >
о
О О.
О
го ш
о ^
го
X
го со
личностном, но и в межкультурном контактах. Взаимоотношения культур и народов должны формироваться на основе принципа толерантности, которые выражаются в стремлении прийти к взаимопониманию и согласию, не прибегнув к давлению, к отношениям господства и повиновению, а через диалог и объединение отдельных людей, этнических культур и социальных групп;
2) чем терпимее люди относятся к людям с иными этническими, религиозными, моральными, экономическими и политическими ценностями, тем выше их УМК. Каждый человек в силах успешно коммуницировать не только с представителями своей культуры, но и с представителями иных культур только в том случае, если он имеет достаточную для этого коммуникативную культуру, т.е. совокупность знаний, умений, норм, ценностей и образцов поведения, признанные в его культуре и в культурах его партнеров по общению. Обладание ценностями родной культуры, понимание своей собственной этнической идентичности во многом способствует личности принять многие невидимые характеристики и особенности другой культуры, знание и понимание которых является обязательным для эффективной межкультурной коммуникации. Если человек освоил характерные черты и знания иной культуры и соответствующе использует их в общении с ее представителями, он становится межкультурно компетентным;
3) чем лучше умение респондентов контролировать свой гнев, тем выше их УМК. Гнев - одна из важнейших эмоций. Гнев люди привыкли принимать как негативную реакцию, и индивид, как правило, всегда пытается ее избежать. При ощущении гнева человек либо его выплескивает, либо подавляет гнев внутри себя, либо контролирует ситуацию, не создавая конфликта и отстаивая свои права. Ситуация, в которой человек выплескивает свой гнев на окружающих, агрессивно отстаивая свои позиции, не учитывая интересы оппонента, тем самым создавая конфликтную ситуацию, в итоге не приводит к продуктивному результату. При возникновении конфликт-
ной ситуации, при которой на человека идет поток агрессии, а индивид подавляет гнев внутри себя, не отстаивая свои интересы, тем самым переходит в пассивную сторону; в таком случае у человека не получится построить выгодные для него отношения, к тому же подавляемый гнев имеет свойство нарастать, уходить вглубь и начинается разрушительный процесс, приводящий к проблемам со здоровьем, нервной системой и психикой [12, с. 72]. Самый эффективный вариант взаимоотношений - контролировать свой гнев, выбрать стиль поведения, позволяющий человеку отстаивать свои позиции, защищать свои интересы без агрессивности, проявляя толерантность и уважение к оппоненту. Индивид, обладающий данным качеством, не проявляет агрессии и не создает конфликта, рационально оценивает человека и защищает свое мнение в социально приемлемых формах это очень важное качество личности, участвующей в межкультурном диалоге. В данном случае контроль гнева выступает как компонент, оказывающий положительное влияние на УМК.
Данные исследования показали, что на УМК оказывают влияние социально-психологические особенности личности: коммуникативная толерантность, индикаторы толерантности и контроль экспрессии гнева.
Проблема межнациональных, межкультурных отношений в современном мире остается всегда актуальной. Кризис усиливает напряжение и беспокойство в обществе, что наблюдается в росте миграции, разрушение границ культур, путем изменения сложившихся стереотипов, способов поведения [11, с. 335]. В условиях нестабильности увеличивается соблазн найти виновного, каким часто выступает другой, непохожий человек иного вероисповедания, представитель другой культуры. Для современной России чрезвычайно актуально и важно сохранить стабильность в вопросах усиления мирных интегративных этнополити-ческих процессов [3, с. 7].
Есть определенный спектр решений проблем межкультурного взаимодействия. Социологи, психологи скон-
центрированы на исследованиях формирования этнической толерантности, этнической идентичности, позитивных этнических установках и т.д. [7, с. 25]. В этой цепи состоит и изучение межкультурной компетентности, понятие, давно изучаемое за границей, но совсем недавно привлекло внимание отечественных ученых [15, с. 360]. По нашему мнению, МК является основанием успешных межкультурных отношений.
В нашем исследовании были установлены теоретико-методологические и эмпирические задачи.
Теоретические задачи основывались на изучении теорий и концепций, связанных с предметом исследования, сборе информации об уже установленных социально-психологических факторах и компонентах МК.
Методологическими задачами было изучение методов исследования МК, выбор и создание методик для проведения исследования.
Эмпирические задачи заключались в планировании, в выборе респондентов и проведении эмпирического исследования влияния социально-психологических особенностей на УМК.
Данные исследования показали, что на УМК оказывают влияние социально-
психологические особенности личности: коммуникативная толерантность, индикаторы толерантности и контроль экспрессии гнева.
Практическими выводами могут послужить рекомендации по формированию МК. В дальнейшем результаты могут использоваться для продолжения исследования, изучения влияния других социально-психологических особенностей личности, таких как: этническая идентичность, ценностные ориентации, социальная дистанция и уровень доверия. На основании полученных данных в последующем можно сформировать модель социально-психологических особенностей МК. Полученные знания помогут людям в разрешении межкультурных конфликтов.
Тема изучения МК остается актуальной в плане новых изменений на сегодняшний день. В процессе усиления миграции становится необходимым адаптироваться к приезжим и принимающему населению, что не обходится без конфликтов и сложных ситуаций в межкультурной коммуникации. Обладание МК является, по нашему мнению, фундаментальной частью взаимопонимания людей разных этнических групп.
Библиографический список
1. Бондырева, С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст]: сб. науч.-метод. ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 367 с.
2. Бриль, М.С. Социальные представления об агрессии в поликультурной среде [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / М.С. Бриль. - СПб., 2012. - 191 с.
3. Гуриева, С.Д. Психология межэтнических отношений [Текст]: дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2010. - 505 с.
4. Захарова, А.М. Социально-психологические особенности феномена межкультурной компетентности (на примере Иркутской области) [Электронный ресурс] / А.М. Захарова // Современные исследования социальных проблем: электронный журнал. - 2014. - № 11. - Режим доступа: http://journal-s.org/index.php/sisp/artide/view/11201414
5. Илюк, Р.Д. Особенности агрессии и гнева при зависимостях от различных психоактивных веществ [Текст]: пособие для врачей / Р.Д. Илюк, Д.И. Громыко, И.В. Берно-Беллекур, Е.М. Кру-пицкий, А.С. Киселев. - СПб.: Издательский центр СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2012. - 53 с.
6. Конституция Российской Федерации. Раздел первый. Основные положения. Глава первая. Основы конституционного строя, 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. сошйШйоп.ги/10003000/10003000-3.Ы;т (дата обращения: 28.01.2017).
7. Лопухова, О.Г. Психология этнического самосознания и межкультурного общения [Текст] / О.Г. Лопухова. - Казань: Бриг, 2015. - 124 с.
л х ф ш
о ^
го
X
ф
I-
о о
X
X
ф
ю о о о
о
о
X .0
с; го > _ о л
О О.
о ^
ф !б
ш ф Ш 2
8. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпри-тация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392 с.
9. Садохин, А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А.П. Садохин. - М., 2009. 342 с.
10. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -490 с.
11. Bauer M., Gaskell G. Social Representations Theory: A Progressive Research Programme for Social Psychology. J. for the Theory of Social Behaviour, 2008. Vol. 38. Issue 4. P. 335-353.
12. Bucks R.S., Daffern M., Roberton T., Emotion regulation and aggression. Aggression and Violent Behavior, 2012. Volume 17. Issue 1. P. 72-82.
13. Chen G.M., & Starosta W.J. Intercultural communication competence: A synthesis. Communication Yearbook 19: SAGE Publications. New York, 1996. P. 477.
14. Delia Saldaсa. Cultural competency a practical guide for mental health service providers. Texas: The University of Texas at Austin, 2001. P. 30.
15. Eller J.D. From Culture to Ethnicity to Conflict: An Anthropological Perspective on International Ethnic Conflict. Univ. of Massachusets Press, 1999. P. 384.
References
1. Bondyreva, S.K. Tolerant consciousness and the formation of tolerant relationships (theory and practice). М.: Izdatelstvo Moskovskogo psihologo-socialnogo instituta. Voronezh: Izdatelstvo NPO «MODEK», 2003. P. 367. [in Russian].
2. Bril, M.S. Social perceptions of aggression in multicultural environment. Dis. ... cand. of sciences (Psychology). St. Peterburg, 2012. P. 191. [in Russian].
3. Gurieva S.D. Psychology of interethnic relations. Dis. ... doctor. of sciences (Psychology). St. Peterburg, 2010. P. 505. [in Russian].
4. Zakharova A.M. Socio-psychological characteristics of this phenomenon intercultural competence (the example Irkutsk area.) Sovremennye issledovaniya sotsialnyh problem.. 2014. № 11. Available at: http:// journal-s.org/index.php/sisp/article/view/11201414 [in Russian].
5. Ilyuk R.D. Characteristics of aggression and anger with addictions from various psychoactive substances. St.P.: Izdatelskii tsentr SPb. NIPNI im. V.M. Bekhtereva. 2012. P. 53. [in Russian].
6. Constitution of the Russian Federation. Section one. Basic provisions. Chapter one. Fundamentals of the constitutional system. 2017. Available at: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm [in Russian].
7. Lopukhova O.G. Psychology of ethnic self-awareness and intercultural communication. Kazan: Brig, 2015. P. 124. [in Russian].
8. Nasledov A.D. Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation.. SPb: Rech, 2004. P. 392. [in Russian].
9. Sadokhin, A.P. Intercultural competence: the essence and mechanisms of formation. Dis. ... doctor. of sciences (Culturology). Moscow, 2009. P. 342. [in Russian].
10. Fetiskin N.P. Socio-psychological diagnosis of development of the personality and small groups. М.: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. P. 490. [in Russian].
11. Bauer M., Gaskell G. Social Representations Theory: A Progressive Research Programme for Social Psychology. J. for the Theory of Social Behaviour, 2008. Vol. 38. Issue 4. P. 335-353.
12. Bucks R.S., Daffern M., Roberton T., Emotion regulation and aggression. Aggression and Violent Behavior, 2012. Volume 17. Issue 1. P. 72-82.
13. Chen G.M., & Starosta W.J. Intercultural communication competence: A synthesis. Communication Yearbook 19: SAGE Publications. New York, 1996. P. 477.
14. Delia Saldaca. Cultural competency a practical guide for mental health service providers. Texas: The University of Texas at Austin, 2001. P. 30.
15. Eller J.D. From Culture to Ethnicity to Conflict: An Anthropological Perspective on International Ethnic Conflict. Univ. of Massachusets Press, 1999. P. 384.
Сведения об авторах:
Захарова Александра Михайловна,
аспирант кафедры социальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Гуриева Светлана Дзахотовна,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии,
Санкт-Петербугский государственный университет,
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the authors: Zakharova Alexandra Mikhailovna,
Post-graduate student, Department of Social Psychology,
St.-Petersburg State University St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
Guriva Svetlana Dzakhotovna,
Doctor of Sciences (Psychology), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Psychology,
St.-Petersburg State University St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 151.8 ББК 88.411
Н.В. Маркина, И.Р. Крамская, Ю.Г. Маковецкая
взаимосвязь профессиональной
востребованности педагогов
и особенностей их жизненных сценариев i
в конектсе профессиогенеза
В статье обоснована актуальность изучения проблемы профессиогенеза педагогических работников в современном дополнительном профессиональном образовании. Раскрыто содержание понятия «профессиогенез» и обосновано использование понятия «уровень профессиональной востребованности» в качестве критерия этапа профессиогенеза. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональной востребованности и жизненных сценариев у современных женщин. Выявлено, что возраст и профессиональная направленность не являются значимыми факторами профессиональной востребованности. Эмпирически доказано, что лишь для четверти современных женщин характерно дифференцированное представление о себе как представителе определенного профессионального сообщества, положительное отношение к себе и к профессиональным ценностям. Обращает на себя внимание тот факт, что жизненный сценарий «Победитель» чаще используют женщины с высоким уровнем профессиональной востребованности, чем женщины со средним уровнем, а жизненный сценарий «Не-победитель» в большей мере характерен для женщин со средним уровнем востребованности, чем для женщин с высоким. Сформулирована необходимость учитывать самооценку профессиональной востребованности женщин-слушателей и их личностных ресурсов при отборе содержания и поиске эффективных форм повышения квалификации женщин-слушателей в системе дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова: профессиогенез, жизненный сценарий, профессиональная востребованность, дополнительное профессиональное образование, педагоги.
CÛ
о
го
4
ф _
Ï ГО
^ to
É Ï О ф
is
5 8
Ю-& Ф о
J3 с
о Ф
m о >s Е о Ф
5 S
ЕЦ * ГО CÛ X
о
CÛ ф
Ô 5
° m
ф ГО
S ^
о. о « *
Si
о Ф ° £ Is
го % £ X m s