Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ'

ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация / подход / стратегия взаимодействия. / educational organization / approach / interaction strategy.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Мазина О. Н., Легаева Е. С.

Целью статьи является разработка содержания, подходов и стратегий взаимодействия образовательной организации и родителей в воспитании детей. Выявлены и описаны “плюсы” и “минусы” каждого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND STRATEGIES FOR INTERACTION OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND PARENTS IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

The purpose of the article is to develop the content, approaches and strategies of interaction between an educational organization and parents in the upbringing of children. The “pros” and “cons” of each approach are identified and described.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

УДК-37

Мазина О.Н., кандидат педагогических наук

доцент Легаева Е. С.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»

Россия, г.Оренбург

ПОДХОДЫ И СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И РОДИТЕЛЕЙ В

ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Аннотация. Целью статьи является разработка содержания, подходов и стратегий взаимодействия образовательной организации и родителей в воспитании детей. Выявлены и описаны "плюсы" и "минусы " каждого подхода.

Ключевые слова: образовательная организация, подход, стратегия взаимодействия.

Mazina O.N., candidate of pedagogical sciences

associate professor Legaeva E.S.

Federal state budget educational institution of higher education "Orenburg

State University" Russia, Orenburg

APPROACHES AND STRATEGIES FOR INTERACTION OF

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS AND PARENTS IN THE UPBRINGING OF CHILDREN

Abstract. The purpose of the article is to develop the content, approaches and strategies of interaction between an educational organization and parents in the upbringing of children. The "pros" and "cons" of each approach are identified and described.

Keywords: educational organization, approach, interaction strategy.

Семья и образовательная организация являются двумя ведущими социальными институтами, оказывающими влияние на воспитание и социализацию ребенка. Для полноценного качественного воспитания ребенка требуется консолидация усилий обоих этих институтов, а воспитательное влияние только одного из них является недостаточным. Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы,

достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания обучающихся.

Сегодня взаимодействие между школой и родителями рассматривается с учетом модернизации современной образовательной системы. Взаимодействие предполагает ориентацию на родителей как на «заказчиков» образовательных услуг, и, в то же время, активных, добросовестных и ответственных потребителей, способных правильно оценить их качество и принять участие в оптимизации учебной деятельности обучающихся в соответствии с образовательными запросами и современными требованиями к самоорганизации учебного процесса. Всё это предусматривает необходимость выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений с родителями на принципах и условиях социального партнёрства. Взаимодействие школы и семьи выстраивается через новые формы сотрудничества, обозначенные современной стратегией образования.

На необходимость выстраивания взаимодействия семьи и образовательной организации, в которой обучается и воспитывается ребенок, указывают научные исследования, с одной стороны, и нормативная правовая база Российской Федерации, с другой стороны.

Так, П.П. Блонский подчеркивал, что огромная роль родителей заключается в том, что они являются первыми воспитателями своих детей, и воспитание ребенка начинается именно с них [1]. А.С. Макаренко утверждал, что семью необходимо рассматривать как трудовой коллектив, который должен взаимодействовать по вопросам воспитания с учащимися и с коллективом обучающих их учителей [2]. В.А. Сухомлинский, говоря о необходимости взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников, отмечал, что без активного участия родителей в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества в целом. Задачи воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, могут быть решены успешно только в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между педагогами, воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества [3].

Нормативная правовая база для организации взаимодействия образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся включает официальные документы (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, распоряжения Правительства, законодательные акты и др.), в которых, с одной стороны, гарантируется обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, а с другой стороны, закрепляется приоритет семейного воспитания.

Так, Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, декларирует равные права и обязанности родителей по воспитанию детей (ст. 7, п. 2, ст. 38, п.п. 1, 2).

В Семейном кодексе Российской Федерации конкретизируется, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ст. 63, п. 1).

В рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов», определенной Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, одним из целевых показателей является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [6].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 года № 262-ФЗ) гласит, что [5]:

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (ст. 44, п. 1);

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей (ст. 44, п. 2);

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей (ст. 44, п. 3.4);

- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации (ст. 44, п. 3.7).

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены приоритеты государственной политики в сфере воспитания детей, одним из которых является развитие высоконравственной личности на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей, кооперации и сотрудничества

субъектов системы воспитания... с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России [4].

Соответственно, цель взаимодействия образовательной организации и семьи в контексте - это установление длительных, постоянных и плодотворных отношений, способствующих повышению качества и эффективности воспитания ребенка.

Анализ научно-методической литературы, с одной стороны, и практической деятельности образовательных организаций - с другой, позволяет сделать вывод о существовании на сегодняшний день трех основных стратегий взаимодействия с родителями:

1) стратегия развития открытого сообщества школы и семьи, которая предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций;

2) стратегия быстрого реагирования, которая направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении; характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов образовательных организаций;

3) стратегия смешанного типа, включающая элементы первой и второй и предполагающая реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося.

Исходя из содержания цели взаимодействия образовательной организации и родителей, очевидно, что ей больше всего соответствует первая из перечисленных стратегий. Вне зависимости от стратегии взаимодействия можно выделить следующие основные подходы к выстраиванию взаимоотношений между образовательной организацией и родителями воспитанников.

Первый подход условно можно назвать «воспитание родителей». Данный подход достаточно глубоко проработан теоретически и имеет широкое практическое применение. Основная функциональная нагрузка по планированию, организации и реализации взаимодействия с семьей при таком подходе ложится на классных руководителей или воспитателей.

Среди плюсов данного подхода можно выделить:

- охват широкого круга воспитательных проблем;

- наличие большого количества теоретических и практических разработок в этой области;

- возможность взаимодействия с большим количеством родителей.

К числу минусов можно отнести:

- отсутствие индивидуального подхода к родителям и к семье в целом;

- одностороннюю направленность деятельности «от образовательной организации к родителям»;

- ориентацию на «среднего родителя» и «среднего ребенка»;

- постановку родителя в позицию объекта.

Второй подход можно условно назвать «социологическим». Семья подразумевается элементом социальной среды, окружающей образовательную организацию. Одним из базовых оснований данного подхода является изучение семьи ребенка сотрудниками образовательной организации и учет выявленных семейных особенностей воспитания. При дальнейшем взаимодействии с этими семьями педагоги/специалисты образовательной организации максимально используют обнаруженные положительные особенности семейного воспитания и нивелируют отрицательные. Этот подход чаще всего актуален для образовательных организаций, имеющих неблагоприятное социокультурное окружение с большим количеством неблагополучных семей и семей «группы риска». В таких условиях все усилия направляются на внутреннюю воспитательную работу в рамках образовательной организации.

Положительным моментом данного подхода является индивидуальный подход к ребенку, при котором учитываются особенности семьи и создаются оптимальные условия для воспитания ребенка в школе.

Отрицательным моментом является тот факт, что родители не всегда задействованы в процессе воспитания ребенка в образовательной организации.

Третий подход условно можно назвать «развивающим». В его основу положен постулат о наличии в семье скрытого воспитательного потенциала, который при определенных условиях может быть реализован в воспитательном процессе. Соответственно, главная задача образовательной организации заключается в создании таких условий, при которых родители могут самостоятельно и эффективно решать проблемы, и отвечать на вопросы, связанные с воспитанием ребенка в семье. Данный подход предполагает диагностику проблем и потребностей родителей в сфере воспитания, учет особенностей ребенка, индивидуальный подход в организации взаимодействия с семьей, определение «резервной области» в сфере семейного воспитания. Реализация этих задач требует комплексного использования различных форм взаимодействия, привлечения квалифицированных специалистов, обеспечение высокого уровня мотивации.

Плюсами данного подхода являются:

- активная позиция родителей при взаимодействии с образовательной организацией;

- создание условий для самовоспитания и саморазвития родителей;

- равноправные субъект-субъектные отношения между образовательной организацией и родителями;

- устойчивость полученных позитивных изменений в воспитании, обеспечиваемых воспитательной активностью образовательной организации и семьи.

Минусами данного подхода являются:

- высокая трудоемкость организации и реализации подхода;

- недостаток научно-методического обеспечения эффективного взаимодействия образовательной организации и родителей.

Все упомянутые подходы могут реализовываться в образовательной организации одновременно в отношении различных категорий родителей (при наличии достаточных ресурсов в организации).

На практике наиболее распространенным является вариант сочетания подходов «воспитание родителей» и «социологического» с преобладанием первого. Третий из вышеназванных подходов встречается редко и осуществляется по отношению к наиболее благополучным семьям, не имеющим тяжелых отклонений в системе семейного воспитания.

Таким образом, главной задачей в организации взаимодействия семьи и школы является достижение единства понимания и принятия педагогами и родителями цели и ценностей воспитания. Данное единство является обязательным условием реализации качественного и эффективного воспитания, тем фундаментом, на котором должно строиться воспитательное влияние на ребенка дома, в детском саду, в школе, в колледже и в прочих образовательных организациях.

Использованные источники:

1. Блонский, П.П. О воспитании в наши дни / П.П. Блонский // Свободное воспитание и свободная школа. - 1918. - № 1. - С. 137-140.

2. Воспитательная система А.С. Макаренко в современном образовательном пространстве: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию основания детской трудовой колонии им. М. Горького (24 марта 2021 г.) / науч. ред. А.Ю. Федосов. - Москва: ИТД «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. - 304 с.

3. Сухомлинский, В.А. Современное прочтение: сб. ст. научно-практической конференции с международным участием (2-3 октября 2018 г.) / науч. ред.: О.В. Ковальчук, А.Е. Марон. - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2018. - 350 с.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/?ysclid=lusawxish8850 057072

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?ysclid=lusb 1099 vl868539108

6. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/?ysclid=lusaxytxnp819 934125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.