Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасов М.С.

В статье систематизированы на методическом уровне основные подходы и методы сбалансированного развития экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES AND METHODS OF THE BALANCED DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS

In the article the methodical level basic structured approaches and methods for the balanced development of economic systems.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

в инновациях в данный момент. Понять насколько цели и задачи данного инновационного проекта соответствуют стратегическим целям рыночного субъекта. Определить насколько инновационный потенциал компании соответствует уровню планируемого инновационного проекта. В данном случае учитывается опыт реализации инновационных проектов, квалификация персонала, состояние материальной и технической базы.

Проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта на инвестиционной фазе, можно охарактеризовать как проблемы управления качеством проекта. Под качественным инновационным проектом следует понимать проект, в котором достигнуты поставленные цели, в установленные сроки и в рамках запланированного бюджета, удовлетворяющий потребителей результатов проекта, включая инвесторов, конечных потребителей, рыночного субъекта инициировавшего проект и всех заинтересованных в проекте сторон.

Современная мировая практика управления качеством проектов во многом опирается на модели, соответствующие концепции всеобщего управления качеством (Total Qiiality Management - TQM). К основным положениям концепции всеобщего управления качеством относятся:

- обеспечение качества создаваемого продукта/ результата проекта, обусловленное соответствием его задачи спецификациям, корпоративным требованиям к качеству и общепринятым стандартам, ожидания заказчика и рыночным потребностям;

- обеспечение качества планирования, разработки проектной документации (плана проекта, проектного решения и других документов):

- обеспечение качества выполнения работ по проекту в соответствии е плановой документацией:

- качество ресурсного (и сырьевого) обеспечения проекта в течение всего его жизненного цикла, включая не только внутренние ресурсы компании, но и внешние поставки, услуги, сырье, полуфабрикаты, комплектующие. Надежным способом является входной контроль качества [2].

Основываясь на положениях концепции TQM можно заключить, что для того чтобы проект был качественным, в процессе управления проектом необходимо обеспечить качественный вход, качественный выход н качественный процесс. Процесс управления качеством является неотъемлемой частью проектного управления и одной из главных составляющих конкурентоспособности инновационного проекта.

Деятельность по управлению качеством в процессе реализации проекта направлена как на управление качеством проекта, так и на качество его результата, г.е. инновационного продукта. Конкретные меры и методы обеспечения качества инновационного продукта зависят от типа продукта, получаемого в результате осуществления проекта.

Проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта, возникающие на эксплуатационной фазе, являются характерными проблемами, связанными с особенностью индустрии развлечений. К наиболее часто возникающим трудностям в процессе эксплуатации результатов инновационного проекта относится:

- продвижение результатов инновационного проекта на рынок:

- подбор высококвалифицированного персонала.

В мировой практики, проблема продвижения результатов инновационного проекта, решается с применением инновационного маркетинга, являющегося обязательной составляющей обеспечения конкурентоспособности проекта.

Инновационный маркетинг - один из видов инновационной деятельности. связанный с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное неследование рынка, адаптацию продукта к различным рынкам, рекламную компанию и продвижение продукта

Р].

Основу маркетинга инноваций в индустрии развлечений составляет принцип удовлетворения потребностей целевого рынка.

Инновационный маркетинг включает в себя стратегический маркетинг и оперативный маркетинг. В рамках стратегического маркетинга разрабатывается стратегия проникновения результатов проекта на рынок. Стратегический маркетинг прорабатывается на предын-вестнционной фазе. В рамках оперативного маркетинга происходит осуществление выбранной инновационной стратегии. Оперативный маркетинг включает в себя подготовку к размещению результата проекта на рынке, разработку системы по продвижению инновационного продукта.

При выводе инновационного продукта на рынок оперативный маркетинг решает проблемы по разработке ценовой политики и организации каналов сбыта продукции. Цена инновационного продукта устанавливается на основании: учета производственных затрат, цен на товар конкурентов, степени конкуренции на рынке, восприятии цены потребителем, соотношении цены и качества, уникальностью предлагаемого продукта и его вида. Ценовая стратегия основывается на издержках, спросе или конкуренции.

Деятельность оперативного маркетинга, связанная с продвижением продукта решает задачи по представлению инновационного продукта и его производителя покупателю и определению оптимального канала сбыта для данного продукта. Основными каналами связи с потенциальным покупателем является: реклама, персональные продажи, связи с общественностью (РЯ), стимулирование сбыта.

Если же маркетинговая стратегия недостаточно проработана или недостаточно грамотно реализована, результат инновационного проекта может оказаться невостребованным на рынке. Такое может произойти. например, из-за неправильной сегментации рынка или неправильного позиционирования нового продукта.

Важной составляющей прибыльности фирмы является человеческий труд. В сфере обслуживания (услуг), особенно в индустрии развлечений, человеческий труд приобретает такое значение, при котором само существование единого организационно-экономического механизма ставится в прямую зависимость от количества и особенно от качества самого труда [4].

Основная часть работников предприятия индустрии развлечений работают непосредственно в контактной зоне. т.е. в близком контакте с клиентом. При этом сотрудники должны действовать по строго определенному алгоритму и придерживаться определенных правил поведения. От уровня профессионализма сотрудников компании зависит желание клиентов приобретать у данной компании товары или услуги, и следовательно её прибыль. В процессе управления кадрами предприятия индустрии развлечений необходимо решить ряд задач. Первостепенной задачей является задача по подбору персонала. Сложность данной задачи заключается в том. что на рынке труда наблюдается дефицит специалистов хорошо знакомых со спецификой работы в индустрии развлечений. Особенно это касается управленческого персонала. По этому, вновь набранный персонал зачастую не имеет опыта работы в индустрии развлечений и его приходится обучать непосредственно на рабочем месте. Следует так же отметить что в индустрии развлечений значительная «текучка» кадров среди персонала Таким образом, процесс подбора, обучения и оценка эффективности работы сотрудников, должна быть поставлена на поток. При этом естественно, что стремление работника осуществлять свою работу качественно зависит от степени его удовлетворенности работой и возможности его профессиональной самореализации на данной работе. Таким образом, перед работодателем также встает задача формирования и поддержания удовлетворенности работников и проведения программ развития персонала. Данные мероприятия позволяют уменьшить «текучку» кадров и создать /ия компании имидж ответственного работодателя.

11а основании вышеизложенного материала можно сделать выводы о том, что рассмотренные проблемы управления конкурентоспособностью инновационного проекта в индустрии развлечений определенным образом взаимосвязаны. В процессе оценки инвестиционной привлекательности проекта особое внимание уделяется качеству проработанности проекта н маркетинговым исследованиям оценки его перспективности Требования к качеству проекта напрямую зависят от потребностей рынка, выявленных с помощью маркетинговых исследований и от специфики выбранного в результате оценки проекта. Сложность и трудоемкость продвижения результатов проекта напрямую зависит от специфики выбранного проекта, а также качества проработки и воплощения результатов инновационного проекта.

Управление конкурентоспособностью инновационного проекта является достаточно сложной задачей и вместе с тем необходимой для успешного развития предприятий развлекательной индустрии. Для того чтобы результат проекта был конкурентоспособным, а сам проект не был неоправданно затратным, управление конкурентоспособностью должно осуществляться в течение всего его жизненного цикла.

Литература:

I. Меньшиков В. В. Коммерциализация инновационных технологий / В. В. Меньшиков, В. Д. Колесников : Российский химнко-

технологический ун-т им. Д. И. Менделеева.- Москва : ЛКМ-пресс. 3009 - 82 С.

2. Фунтов В. II. Основы управления проектами в компании: м|>-Сск'тнвное инициирование н планирование проекта, оптимальная о{-ошиационная структура, успешное выполнение проекта, управление коммуникациями, качеством и рисками, внедрение проектного вправления : учебное пособие по дисциплине, специализации, специальности «Менеджмент организации» / В. 11. Фунтов. - 3-е изд., лоп. - Санкт-Петербург [и др.) : Пнтер , 2011 - 393 С.

3. Управление инновационными процессами [Текст]: методоло-

гические основы и принципы инновационного менеджмента в управлении предприятиями: учебное пособие /11ятсцкий В. Е.. Генкнн А. Л.. Рыжко А. Л.: под ред. Пятецкого В. Е.: М-во образования и науки РФ. Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования «Нац. исследовательский технологический ун-т «МИСиС», Каф. бизнес-информатики и систем упр. пр-вом. 2012 151 С.

4. Темный Ю.В., Стальная В.А. Механизмы управления персоналом в индустрии развлечений // Управление персоналом. - 2007.-№3 - С31-37.

ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Анастасов М.С.. к.э.н., доцент Института мировой эконпиики и предпринимательства в i татье систематизированы ни методическом уровне основные подходы и методы сбалансированного развития экономических

Ключевые слова: сбалансированность, инновационная, инвестиционная и эксплуатационная фазы развития, методы, экономические састемы.

APPROACHES AND METHODS OF THE BALANCED DEVELOPMENT OF

ECONOMIC SYSTEMS

Anastasov M„ Ph.D.. Associate Professor. Institute of world economy and Informatization tht article the methodical level basic structured approaches and methods for the balanced development of economic systems Keywords: balance, innovation, investment and operational phases of development, methods of economic systems.

В Концепции долгосрочного социально-экономического разви-1*1 Российской Федерации на период до 2020 гола среди вызовов ■ре л^вящего долгосрочного периода обозначились новые внугрен-яяк граничения роста, обусловленные недостаточным развитием. » нерв-, ю очередь транспортной и энергетической инфраструктуры ■ жфниитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Г-т» »том если сложившиеся негативные тенденции сохранятся, то ■■-•^«•структурные ограничения могут привести к резкому эамед-ле>м> темпов экономического роста в России.

г'± 1В1ггия автотранспортных магистралей сегодня рассматриваете« в качестве одного из решающих факторов сбалансированного врсстрлиственного развития страны, способствующего созданию ■ленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уро-. ^.гл-региональной интеграции и территориальной мобильнос-еления. При этом в интересах снижения маспггабов регно-> неравенства развитие автотранспортных магистралей бу-способствовать как формированию новых территориальных > роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов н промышленности, так и в традиционных регионах копан инновационного, промышленного и аграрного потенцн-I России.

Важность развития автотранспортных магистралей России, в ■*>> очередь, обусловлена тем, что формирование инновацион-социалыю ориентированного типа экономического развития ~е* на модернизацию традиционных секторов российской которые будут опережать объемы продукции отраслей переделов вплоть до 2020 гола. Пгч' »том на внешнем рынке задача закрепления и расширения конкурентных преимуществ России также во многом с формированием конкурентоспособной гранспоргной ин-т>ры. обеспечивающей реализацию транзитного потении-российской экономики. На внутреннем рынке переход к новой

модели пространственного развития российской экономики связан с формированием новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Решение этих задач невозможно без инновационного развития автотранспортных магистралей.

Развитие автотранспортных магистралей во многом связано с решением проблемы снижения предпринимательских и инвестиционных рисков на этапах исследований и разработок. Это проблему предполагается разрешить в рамках частно-государственного партнерства с использованием формулы развития «демократия -человек - технологии», которая призвана способствовать реализации Россией своих потенциальных возможностей, и даст возможность занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Наряду с инновационной и инвестиционной проблемами развития автотранспортных магистралей в последнее время обострилась и эксплуатационная проблема. Нехватка автотранспортных магистралей сама по себе увеличивает нагрузку на них. А аномальная жара летом 2010 года выявила многочисленные нарушения технологии создания автотранспортных магистралей.

Учитывая, что обеспечение сбалансированности инновационной, инвестиционной и эксплуатационной фаз развития автотранспортных магистралей в современной системе развития транспортной инфраструктуры России представляет собой актуальную научную проблему, в данном рассмотрении на методическом уровне исследуются основные подходы и методы сбалансированного развития экономических систем.

Подходы и методы сбалансированного развития экономических систем различной масштабности и направленности нашли отражение в трудах Леонтьева В В.. Ведуты 11.И., Егорова А.Ю., Нортона Д. и Каплана Р.. Ксенофонтова В.И.. Григорьева О.С.. Кор-

Таблица I. Основные подходы к сбалансированному развитию экономических систем

№ Составляющие Характеристики

1 Системный подход Определение требований сбалансированное! и

2 Процессный подход Определение требований изменяемости

3 Ситуационный подход Требования сбалансированной изменяемости согласно ситуации

4 Комплексный подход Требования комплексной изменяемости

Таблица 2. Основные методы сбалансированного развития экономических систем

№ Составляющие Характеристики

1 Методы теории систем Системный анализ

Системный синтез

Методы сбора информации

Методы измерения

Метод изоморфизма

Методы моделирования

Методы стимулирования изменений

2 Математические методы Абстрагирование

Арифметическое моделирование

Геометрическое моделирование

Метод трансцендентного моделирования

3 Управленческие методы Метод моделирования

Метод целеполагання

Метод структурирования

Экспертные методы

Эвристические методы

4 Финансовые методы Бюджетирование

Оценка эффективности проектов на основе метода дисконтирования

Метод функционально-стоимостного анализа

Метод системного анализа функции обьекта

5 Маркетинговые методы Методы сбора качественных данных: фокус-группа, глубинное интервью, анализ протоколов.

MIX-мстоды: Hall-test. Home-test, Mystery Shopping

Методы количественных исследований: опрос, аудит розничной торговли (retail audit).

6 Эвристическикие методы Метод майевтики

Метод итераций (последовательного приближения)

Метод декомпозиции

Метод контрольных вопросов

Метод мозговой атаки (шту рма)

Метод мозговой атаки (штурма)

Метод синектнки

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Метод морфологического анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.