Bakhshalieva Arzu Nemeth APPROACHES OF THE AZERBAIJANI ..
pedagogical sciences
UDC 371.321.1
DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0304.0005
ПОДХОДЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОБЛЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
© 2019
ORCID: 0000-0002-0676-228X
Бахшалиева Лрзу Немет, докторант
Институт образования Азербайджанской Республики (1000, Азербайджан, Баку, ул. Афияддина Джалилова 8, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена анализу и обобщению исследований по методике организации cуммативного оценивания учебных достижений учащихся общеобразовательных школ Азербайджана. Рассмотрены рекомендации по организации cуммативного оценивания, являющегося неотъемлемой частью процесса обучения, по обработке и использованию его результатов. Суммативное оценивание введено во многих странах, в том числе СНГ. Вместе с тем имеются особенности его применения. В частности, в Азербайджане ограничено его использование по классам и предметам. Введена специальная система оценивания с учетом возрастных особенностей детей, в особенности учащихся начальной школы. Время оценивания зависит от его величины, то есть малого или большого сум-мативного оценивания. Вопросы данной системы оценивания, рассмотренные отечественными исследователями, сосредоточены вокруг содержания, сути и особенностей практического применения данного способа учебной работы. По рекомендациям специалистов идет подготовка к оцениванию ответов учащихся по 100-балльной системе. Отметим, что проблематика, затрагиваемая в научных исследованиях азербайджанских авторов, в основном составляет терминологический анализ. Лишь малая часть исследований связана с рассмотрением вопросов практического применения суммативного анализа в разных школах и регионах страны.
Ключевые слова: школьное образование в Азербайджане, суммативное оценивание, обработка и использование результатов оценивания.
APPROACHES OF THE AZERBAIJANI TEACHERS TO THE PROBLEM OF ASSESSMENT OF LEARNING PERFORMANCE OF STUDENTS
© 2019
Bakhshalieva Arzu Nemeth, doctoral student
Institute of Education of the Republic of Azerbaijan (1000, Azerbaijan, Baku, Afiyaddin Jalilov St. 8, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the analysis and generalization of research on the methodology of organizing a sum-mative assessment of educational achievements of students in secondary schools of Azerbaijan. The recommendations on the organization of a cumulative assessment, which is an integral part of the learning process, on the processing and use of its results are considered. Summary assessment has been introduced in many countries, including the CIS. However, there are features of its application. In particular, its use in classes and subjects is limited in Azerbaijan. A special assessment system has been introduced taking into account the age characteristics of children, especially primary school students. The evaluation time depends on its size, that is, small or large summative assessment. The issues of this assessment system considered by domestic researchers are centered around the content, essence and features of the practical application of this method of educational work. According to the recommendations of specialists, preparations are underway for assessing students' answers according to a 100-point system. It should be noted that the issues raised in the scientific research of Azerbaijani authors mainly comprise terminological analysis. Only a small part of the research is related to the consideration of the practical application of summarized analysis in different schools and regions of the country.
Keywords: school education in Azerbaijan, total assessment, processing and use of assessment results.
Актуальность проблемы. Проблема оценивания учебных достижений (успеваемости) учеников всегда была актуальной для системы общего образования и находится в центре внимания, как руководителей образовательного процесса, так и педагогов, психологов и методистов. Поскольку в системе образования постоянно происходят реформы, требования к оцениванию процесса обучения меняются, информационная емкость изучаемых дисциплин ставит перед обучаемыми и обучающими все новые и новые требования, требуется постоянный пересмотр рамок оценивания, подхода к методике его проведения. В особенности это актуально для стран постсоветского пространства, поскольку произошел переход от одной системы обучения к другой, последняя основана на международных стандартах обучения, связанных с более точным учетом и оцениванием знаний и умений учащихся.
Цель исследования. Следует отметить, что в результате проводимых в последнее время в жизнь реформ в системе образования Азербайджана достигнуты определенные успехи. Известно, что для успешной организации процесса оценивания успеваемости учащихся в общеобразовательных учебных заведениях необходимо широко использовать современные методологии анализа итогов оценивания, ведения надлежащей отчетности. Для того, чтобы внести ясность в этот вопрос, мы поставили перед собой цель провести сравнительный анализ подходов с тем, чтобы определить наиболее перспективные из них.
Исследователи об общеметодологических предпосылках и основах оценивания знаний. Следует отметить, что с научной точки зрения принципы, методы и средства организации суммативного оценивания успеваемости учащихся в азербайджанской педагогической науке достаточно освещены, однако пока еще, на наш взгляд, полностью не определены требования, предъявляемые к данному процессу, его основные задачи и функции.
Представители азербайджанской педагогической мысли отводили особое место оцениванию знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения. Так, по мнению М. Мехтизаде, не принимая во внимание качество учебного процесса, не зная, как усвоен учебный материал учащимися, организовать процесс обучения и эффективно управлять им не представляется возможным. Контроль качества учебного процесса не является самоцелью. Он преследует цель выявить отстающих учащихся, оказать им действенную помощь, что, несомненно, служит улучшению общего процесса обучения [20, с.137].
Рядом исследователей, в частности, А.А. Агаевым, Ю.Р. Талыбовым, А. Эминовым и И.И. Исаевым, отмечается необходимость профессионального использования учителями инструмента оценивания успеваемости учащихся. Преподаватели не должны использовать это тонкий педагогический инструмент в качестве наказания или устрашения детей. По мнению ученых, «при проведении оценивания успеваемости учащихся необходимо учитывать их способности, особенности логиче-
22
Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 4(6)
педагогически науки
Бахшалиева Арзу Немет ПОДХОДЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ...
ского мышления, умение использовать приемы активизации идей» [4, с.58-59].
В целом при оценивании успеваемости учащегося для учителя приоритетным должно быть не то, как ученик запомнил учебный материал, а то, как он сумеет в дальнейшем применить его на практике.
Я.Ш. Керимов в своих исследованиях отмечает, что оценивание знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися, является сложной и неотъемлемой частью учебного процесса [15; 16; 17]. Оценивание знаний, умений и навыков учащихся помогает на определенном этапе обучения выявлять учебные достижения каждого из учащихся, что, в свою очередь, служит учителю помощью в правильном определении работы в направлении его дальнейшего развития, а также способствует раскрытию достижений и недостатков в работе учителя в классе [16, с.17]. Проверка и оценивание знаний, умений и навыков имеет большое значение для повышения качества обучения, что способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися, считает Я.Ш. Керимов [17, с.3]. Он особо отмечает, что объективность процесса оценивания напрямую зависит от правильного проведения проверки знаний, умений и навыков учащихся [15, с.11].
В исследованиях, проводимых А.Н. Аббасовым, оценивание рассматривается как изучение, сравнение и оценка эффективности компонентов педагогических процессов, причем в отдельности как обучения, так и воспитания, по конкретным показателям (индикаторы, критерии, параметры) [1, с.10].
По мнению А.Н. Аббасова, оценивание учебной успеваемости школьников - процесс комплексный. Данный процесс служит не определению уровня успеваемости учащихся, а повышению качества обучения. Оценивание выступает важнейшим фактором управления качеством [2, с.213].
Отмечается, что оценивание знаний, умений и навыков имеет воспитательное значение и показывает динамику развития школьников. По мнению авторов, к учету успеха нужно относиться серьезно и осуществлять его на регулярной основе [3, с.76].
Считается, что с социально-психологической точки зрения роль учеников и родителей в оценивании достижений (успеваемости) учащихся достаточно высока. Психологические исследования доказывают, что учет психологического состояния учащегося при проведении учителем педагогического оценивания имеет большое значение [11, с.67].
Представителями педагогической мысли обширно комментируются вопросы истории оценивания успеваемости в обучении, требований, предъявляемых к оценке знаний, умений и навыков учащихся. Отмечается, что «при отражении как количественных, так и качественных показателей в оценках знаний, навыков и умений учащихся важно уделять внимание не только учебе учащихся, но и особенностям их познавательной деятельности» [14, с.168].
Считается, что особое внимание следует уделять оригинальным, нестандартным ответам или решениям, используемым учащимися при выполнении заданий во время проведения оценивания. В процессе оценивания это позволит более объективно определить способность учащихся мыслить, их умение решать проблемы, получить представление о качестве полученных знаний. Мы считаем, что это должно лечь в основу оценочной деятельности учителей.
По мнению ряда авторов, «в учебном процессе учитель обращает внимание на деятельность учащихся, на их успехи, трудности, испытываемые ими, так как без контроля над усвоением учебного материала учащимися учитель не сможет добиться успеха в последующих процессах» [23, с.172-173]. Акцентируя внимание на контролирующей функции оценивания, автор отмечает, что это важный педагогический инструмент для анализа Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 4(6)
процесса развития учащихся.
В целом на сегодняшний день обстоятельно раскрыты цели, основные типы оценивания успеваемости учащихся, технологии создания стандартов и средств оценивания, выразили свое отношение к проблеме сум-мативного оценивания. Определено, что суммативное оценивание, по сути, отвечает на следующие вопросы: «Знает ли ученик материал и понимает ли его? Может ли применить эти знания? Достиг ли он уровня, необходимого для продвижения вперед?» [9, с.88]. Исследователи отмечают, что суммативное оценивание является важным инструментом для выявления уровня способности учеников применять усвоенный материал» [9, с.88].
Исследователями также рассмотрены различные мероприятия, проводимые в жизнь для оценки успеваемости учащихся. Так, отмечается, что «оценивание учебных достижений обучающихся (учеников) - это процесс сбора информации (фактов) для определения уровня знаний обучающегося (ученика) и способов их получения, его способности использовать их для различных целей и умений делать выводы» [22, с.25]. Лишь таким путем можно добиться динамичного развития результатов обучения учащихся и улучшить качество образования.
Вопросам оценивания успеваемости школьников посвящены эмпирические исследования А.О. Мехрабова и И.А. Джавадова. По мнению авторов, «оценивание позволяет получить доступ к информации о ходе и результатах учебного процесса, отследить динамику развития учеников, оказывает влияние на формирование личности учащихся, воспитывает в них критическое отношение к успехам своим и своих товарищей, повышает чувство ответственности у каждого ученика» [21, с.65].
И.А. Джавадов отмечает, что суммативное оценивание проводится с целью получения информации об эффективности процесса обучения, определения степени усвоения или не усвоения учащимися учебного материала в течение определенного периода содержания, с целью завершения данного процесса: «оценка - это определение качества результатов обучения ученика (обучающегося)» [7, с.37-41].
Особое место вопросам суммативного оценивания знаний, умений и навыков обучающихся уделено И.Х. Джебраиловым в книге «Рекомендации по оцениванию успеваемости учеников по предмету «История»», где с научно-педагогической точки зрения им определены цели суммативного оценивания. Комментируя сущность суммативного оценивания, автор отмечает: «Оценивание, проводимое по окончании процесса и деятельности, когда изменить или исправить что-либо практически не представляется возможным, называется суммативным оцениванием» [8, с.14]. По мнению И.Х. Джебраилова, в школьной практике суммативное оценивание используется для следующих целей:
- определение качества достигнутых результатов;
- оценка знаний и умений учащихся;
- определения рейтинга учащегося в классе;
- учет при переводе из класса в класс [8, с.14].
Как видим, целью суммативного оценивания является оказание помощи руководству школы в работе по регулированию процесса обучения школьников и управления обучением в целом.
В статье П.Б. Алиева «Пути оценивания учебных достижений школьников» высказаны некоторые соображения относительно объекта исследования. В статье описаны принципы, методы и средства оценивания успеваемости учащихся [12, с.27]. Автор пишет: «оценивание должно установить степень успеваемости, оказать влияние на формирование ученика, как личности, содействовать профессиональному развитию учителей, улучшить систему управления, обеспечить правильность учебного процесса, превратить школьную среду в равноправное пространство, увеличить активность и повысить ответственность учеников и учителей» [8, с.31]. Автор здесь особо подчеркивает важность оценивания
Bakhshalieva Arzu Nemeth pedagogical
APPROACHES OF THE AZERBAIJANI ... sciences
успеваемости учащихся для усовершенствования управления образованием и обеспечения правильности организации образовательного процесса.
Э.Б. Бегляров, рассматривая оценивание как систему, определяющую степень соответствия учебной деятельности ученика целям обучения, пишет: «ошибки, допущенные при оценивании, делают работу всей системы образования бессмысленной, превращаются в проблему не одной личности, не одной семьи, а всего общества» [6, с.57]. Автор рассматривает оценивание успеваемости учащихся как форму организации образовательного процесса. Он отмечает, что выявленные при оценивании качественные и количественные изменения в деятельности ученика должны быть доведены до его сведения [6, с.58].
По мнению автора, «оценка успеваемости учащихся понимается как сбор и анализ данных из различных источников с целью оценивания умений учащихся применять на практике результаты усвоенного материала; у применяемого в образовании оценивания есть два основных объекта: качество обучения; достижения (успеваемость) ученика. Как правило, оценивание успеваемости учащегося и его результаты используются в качестве одного из основных критериев оценки качества образования» [6, с.61-62]. Он же в статье «О новых подходах к оценке успеваемости учащихся», особо отмечая важность оценивания успеваемости учащихся, пишет, что «суммативное оценивание - это измерение того, насколько при проведении итоговой оценки приобретенных компетенций знания и умения учеников соответствуют требованиям стандартов» [6, с.55].
В своих исследовательских работах особое внимание вопросам суммативного оценивания уделял Г.Г. Ахмедов, который рассматривает суммативное (итоговое) оценивание как одно из педагогических средств выявления достигнутого учеником прогресса в усвоении учебного материала, отмечая, что «самым важным аспектом суммативного оценивания является определение качества освоенного учащимися материала, выявление степени возможности его применения» [10, с.12].
Таким образом, из рассмотренного материала следует, что для усовершенствования управления деятельностью общеобразовательных учебных заведений и развития их с точки зрения достижений современной педагогической науки, существует большая потребность в изучении проблем оценивания успеваемости учащихся. С этой точки зрения представляют интерес мысли, высказанные Н.Б. Мехтиевой в статье «Правила использования способов оценивания». Она пишет: «Суммативное оценивание дает возможность оценить эффективность обучающих программ, а так же деятельность учителя. Как правило, авторитет школ определяется баллами, набранными учениками этой школы» [19, с.18]. Следовательно, результаты итоговой оценки успеваемости учащихся также являются показателем качества школьного образования.
М.А. Гамзаев, выражая свое отношение к вопросу об оценивании учебных достижений учащихся в книге «Педагогическая психология», пишет: «Правильно проведенное оценивание деятельности учащихся оказывает фундаментальное влияние на данный процесс деятельности». Основываясь на многолетнем школьном опыте и личных наблюдениях, автор отмечает, что «ученик, видя правильное оценивание его уровня знаний и умений, понимает свои возможности, видит свои сильные и слабые стороны и стремится к большему успеху» [13, с.191]. Также отмечается, что «оценивание знаний, умений и навыков в дидактике понимается как определение уровня усвоения в соответствии с критериями, отраженными в учебных программах» [18, с.22].
Таким образом, планомерное и целенаправленное проведение суммативного оценивания учебных достижений учащихся служит повышению эффективности и качества образовательного процесса. Суммативное 24
оценивание (и вообще любое оценивание), как одно из педагогических средств определения степени усвоения учениками содержания учебного материала, является одним из ключевых показателей, характеризующих эффективность учебного процесса. Суммативное оценивание учебных достижений учащихся очень важно, как для самих учащихся, так и в целом для исследования результатов оценивания, для тех, кто их использует в своей деятельности, кто принимает решения по управлению образованием.
Выводы. Очевидно, что для повышения качества в образовательных учреждениях важно получать систематическую, точную и исчерпывающую информацию о результатах учебного процесса. Для планомерного проведения суммативного оценивания в общеобразовательных учреждениях должны быть четко обозначены инструменты (средства) оценивания. Основная задача оценивания учебных достижений учащихся заключается в выявлении степени овладения учащимися учебного материала, подготовленного на основе государственных учебных стандартов. Из обзора мнений и точек зрения относительно оценивания знаний видно, что подходы еще до конца не осмыслены, и повседневная ситуация в системе обучения и образования все еще требует более точного и серьезного анализа указанной проблемы. Несмотря на то, что сформирован ряд нормативных документов относительно вопроса оценивания, в данном направлении еще требуются более обширные исследования, основанные на практически наработанных методиках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аббасов А.Н. Педагогика (краткие конспекты и схемы). Баку: Мутарджим, 2007. 80 с.
2. Аббасов А.Н. Педагогика. Учебное пособие для средних специальных школ. Баку: Мутарджим, 2010. 344 с.
3. Аббасов А.Н., Ализаде Х.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогичеких вузов. Баку: Ренессанс. 202 с.
4. Агаев А.А., Талыбов Я.Р., Эминов А., Исаев И. Педагогика (Учебное пособие для учащихся вузов и средних специальных школ). Баку: Адыльоглу, 2006. 184 с.
5. Бегляров Э.Б. Новые подходы в оценивании учебных достижений учащихся. /Курикулум, 2011, № 2, с. 50-59
6. Бегляров Э.Б. Оценивание без оценок. / Курикулум, 2012, № 1, с. 56-64
7. Джавадов И.А. К оцениванию результатов обучения учащихся. /Курикулум, 2012, № 2, с. 41-43
8. Джабраилов И.Х. Рекомендации по оцениванию успеваемости учеников по предмету «История». Баку: Мутарджим. 2012. 188 с.
9. Ахмедов А.А., Шарифов Т.К., Аббасов А.М. Оценивание учебных достижений учащихся. /Курикулум, 2008, № 1, с. 86-94.
10. Ахмедов Г.Г. Значение, типы и механизмы проведения оценивания в образовании. /Научные труды ИОАР, 2015, № 3, с. 10-15.
11. Ализаде А.А. О психологических вопросах педагогической оценки. /Азербайджан мектеби (Школа Азербайджана), 1997, № 4, с 65-70.
12. Алиев П.Б. Пути оценивания успеваемости учащихся. / Курикулум, 2012, № 2, с. 27-34.
13. Гамзаев М.А. Педагогическая психология. Баку: Маариф, 1991. 296 с.
14. Казымов Н.М., Гашимов А.Ш. Педагогика / Учебное пособие для студентов педагогических институтов и университетов. Баку: Маариф, 1996. 416 с.
15. Керимов Я.Ш. Об оценивании знаний. / Азербайджан мектеби (Школа Азербайджана ж.), 1976, №2, с. 7-11.
16. Керимов Я.Ш. Учет и оценивание знаний, умений и навыков учащихся по азербайджанскому языку. /Начальная школа и дошкольное воспитание, 1977, № 4, с. 17-23.
17. Керимов Я.Ш. Проверка и оценивание знаний, умений и навыков — важнейшее средство повышения качества обучения. /Начальная школа и дошкольное воспитание, 1979, № 4, с. 3-4.
18. Гасымова Л.Н., Махмудова Р.М. Педагогика. Курс лекций. Баку: Чашиоглу, 2003. 536 с.
19. Мехтиева Н.Б. Правила использования способов оценивания. / Курикулум, 2009, № 2, с. 16-21.
20. Мехтизаде М.М. Пути усовершенствования процесса обучения и воспитания в общеобразовательных школах. Баку: Маариф, 1982. 384 с.
21. Мехрабов А.О., Джавадов И.А. Мониторинг и оценивание в общеобразовательных школах. Баку: Мутарджим, 2007. 184 с.
22. Марданов М.Дж., Мехрабов А.О., Агамалиев Р.А., Гардашов Т.Б. Мониторинг и оценивание в системе образования. Баку: Чашиоглу, 2003. 416 с.
23. Садыгов Ф.Б. Педагогика. Баку: издательство Бакы Бизнес Университети, 2006. 556 с.
Scientific Vector of the Balkans. 2019. Т. 3. № 4(6)