УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СИНЕРГИЕЙ В КОРПОРАЦИИ Л.П. Пидоймо, д-р экон. наук, профессор
Воронежский государственный университет, г. Воронеж
В статье изложен методический подход к обоснованию возможности приращения стоимости корпорации за счет реализации неиспользованного потенциала синергии
Гармонизация интеграционных процессов связана с использованием потенциала синергии в интегрированной корпоративной структуре. Закон синергии является основополагающим законом организации, законом систем (наряду с другими - самосохранения, развития, информированности и упорядоченности энергии, единства и синтеза и др.), вытекает из свойств системы. Закон синергии исходит из сущности интеграции - создания структуры экономической системы для обеспечения, углубления взаимодействия экономических субъектов, формирования, развития связей между ними. Закон синергии фиксирует и объясняет повторяющуюся и устойчивую зависимость производственных отношений, результата деятельности (улучшения или ухудшения) интегрированной компании от современного взаимодействия подразделений (предприятий) корпорации. Управление синергией (организация деятельности) направлена на гармонизацию интегрированных связей, осуществляя изменения в структуре экономической системы корпорации - составе, соотношении, форме построения и взаимосвязях между структурными подразделениями (подсистемами и элементами) системы, а также внешних взаимосвязей для обеспечения эффекта синергии.
В аналитическом виде закон синергии может быть представлен следующим образом: пт
S = X Щ%КЦ) ^ Ятах,
1=1]=1
где 8 - синергия;
Я _ результат деятельности отдельных элементов подсистемы (1) интегрированной структуры в определенной области (|);
К _ коэффициент влияния интеграции в отдельной подсистеме (1) по факторам _ в определенной области _ технологии, финансах и др. (]);
Б _ функция влияния К на
п _ количество элементов (подсистем) интегрированной структуры;
т- количество факторов влияния.
Синергия возникает в результате объединения, обеспечивает увеличение стоимости компании (капитализации), обуславливает снижение затрат, рост производительности труда, объема продаж, относительное снижение капиталовложений; оценивается приростом чистой приведенной стоимости денежных потоков. Представляется, что сущностное фундаментальное определение отражает синергизм как резуль-
тат гармонизации интеграционных процессов хозяйствующих субъектов, возникающий в новой структуре экономической системы, обусловленный обеспечением, углублением и развитием взаимосвязей и взаимодействия экономических субъектов.
Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает много причин для объяснения объединений. Выявление мотивов интеграции очень важно, именно они отражают причины, по которым две или несколько компаний (предприятий), объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. Рост капитализированной рыночной стоимости объединенной компании является целью большинства объединений. Мотивов интеграции, позволяющих получить синергетический эффект множество: экономия на масштабах, экономия совокупных резервов, приобретение крупных контрактов, в том числе государственных, диверсификация производства и расширение ассортимента товаров, возможность использования избыточных ресурсов, мотив взаимодополняющих ресурсов, повышение эффективности работы с поставщиками, координация в среде НИОКР, преимущества на рынке капитала, уменьшение налогов и сборов, преимущества перед конкурентами, доступ к дополнительной информации, управленческий синергизм. Каждый мотив интеграции пронизывает маркетинговый синергизм. Рост масштабов компании обуславливает экономию на системе распределения, возможность удовлетворить растущий рыночный спрос, снижение неопределенности при обслуживании нескольких рынков с изменяющимся спросом. Интеграция приводит к диверсификации, прежде всего через расширение ассортимента продукции и услуг, что выгодно не только работникам компании, но и потребителям. Соединение разных видов деятельности связано не только с производством, но и с услугами, которые сопровождают производство, в том числе маркетинговыми. Устранение дублирования отдельных маркетинговых функций обеспечивает снижение постоянных затрат. Появляется возможность оптимального использования капитала внутри компании на основе использования трансфертных цен, внутренней диверсификации капитала, установления в рамках корпорации регулируемой конкуренции за капитал. Совершенствуется ценообразование за счет возможности снижения закупочных цен, получения скидок у поставщиков. При объединении появляются дополнительные знания о продукте и рынке, расширяется наработанная сеть клиентов, соответственно экономятся средства на оплату маркетинговых услуг. Объединение
Управление предприятием
дает преимущества в конкурентной борьбе против поглощения мощными конкурентами, против мелких компаний в связи с возможностями снижения затрат, получения государственных льгот. Монопольное положение на рынке обеспечивает выигрыш в ценовой конкуренции. Теоретическое осмысление и практическое использование всех возможных мотивов интеграции, их содержания (факторов синергетических эффектов _ экономии ресурсов, увеличение их притока и др.) позволит проектировать мероприятия по факторам синергии с обоснованием их эффективности.
Общий корпоративный эффект оценивается по рыночной стоимости
корпорации выражается чистым приведенным денежным потоком. Рыночная стоимость корпорации _ приведенный чистый денежный поток включает стоимость предприятий (элементов системы) и системный синергетический эффект. Но синергетический эффект в рыночной стоимости отражает только использованные возможности интеграции участников корпорации. Корпоративный эффект (рыночная стоимость корпорации) может быть увеличен при научно обоснованном управлении синергией, когда реализуются управленческие решения по обеспечению эффекта по каждому виду (частному), соответственно растет общий синергетический эффект и рыночная стоимость корпорации. Решение теоретической и практической проблемы определения общего корпоративного эффекта с учетом полностью использованных возможностей синергии требует разработки соответствующих методических положений. Отсутствует общепринятые методические рекомендации по определению частных и общего синергетических эффектов, хотя в научной литературе этот вопрос дискутируется. Обоснование общего синергетического эффекта (Э общ.син.) можно считать достаточно полным, если применить детальный метод, то есть рассчитывать частные синергетические эффекты (Э1 син). Тогда
п
Эобщ.син.' =Х Э
1 син.
!=1
Но измерить частные синергетические эффекты сложно, так как часть из них трудно или вообще не измеримы, по другой части отсутствует методика расчета. Разработка методических положений по определению синергетических эффектов даст возможность оценить эффект интеграции и более реально отразить рыночную стоимость корпорации.
Таким образом, подход к управлению синергией для реализации возможностей совместной деятельности составляющих корпорацию подразделений (предприятий), включает следующие методические положения.
- Выявляются мотивы интеграции.
- Рассчитываются частные синергетические эффекты и эффекты в подсистемах (синергизмы: управленческий, маркетинговый, финансовый и др.). От-
дельные показатели синергетического эффекта могут быть количественно трудноизмеримыми и их оценка может осуществляться экспертным путем.
- Выделяются сильные и слабые стороны предприятий и компаний в целом. Наилучшими возможностями в достижении синергизма обладают компании, способные капитализировать свои сильные стороны. Для ликвидации или уменьшения слабых сторон планируются необходимые изменения.
- Разрабатывается проект реализации синергии корпорации, который включает структуру (сеть участия в корпорации) и доли участия, концепции интеграции, мотивы по подсистемам, анализ состояния подсистем, реализованные и неиспользованные мотивы интеграции, разработку мероприятий по реализации неиспользованных мотивов и в результате расчет затрат и эффекта по ним. В итоге определяется рыночная стоимость корпорации с учетом неиспользованной синергии.
- Эффект взаимодействия непосредственно не зависит от числа участников (наоборот, число участников определяется возникающим эффектом). Число участников является ограниченным в силу реальной природы процессов кооперирования. Участники корпорации сохраняют относительную самостоятельность в оговоренных условиях взаимодействии, регламентирующих доходы и осуществление затрат.
- Воздействия внешней среды являются «фоном» интеграционных процессов, не зависящим от результатов взаимодействия.
- Внутри корпоративной структуры действуют силы автономии участников, которые в случае затухания эффектов взаимодействия приводят к неустойчивости структуры.
Литература
1. Антипина О.Н. Иноземцев В.Л. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе / О.Н. Антипина, В.Л. Иноземцев // Мировая экономика и международное отношения.- М., 2010.- №7.- С.54-59.
2. Павловец В.В. Модели оценки стоимости корпорации: диссертация, - М.: 2002. - 351 с.
3. Пидоймо Л. П. Модернизация промышленных предприятий: концептуально-методологические основы, ключевые факторы , система планирования: монография / Л.П. Пидоймо / под ред. В. Н. Эйтингона.-Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 208 с.
4. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория оргинизации промышленности . В 2-х т. / Ж. Тироль.
- СПб: Экономическая школа, 2000.- 756 с.
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: интеграция, корпоративная структура, мотивы интеграции, синергетический эффект, управление синергией.