Научная статья на тему 'Подход к оценке уровня развития инновационной системы региона в его социально-экономической среде'

Подход к оценке уровня развития инновационной системы региона в его социально-экономической среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ФАКТОРНАЯ ОЦЕНКА / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС / ГРУППИРОВКА РЕГИОНОВ / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / INNOVATION POTENTIAL / SOCIO-ECONOMIC ENVIRONMENT / QUALITY OF LIFE / INTER-LEVEL COMMUNICATION / FACTOR SCORE / INTEGRAL INDEX / GROUPING REGIONS GROUPING OF REGIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перский Юрий Калманович, Ахметова Марина Игоревна

В статье сформулировано понятие инновационной системы и представлена ее теоретическая модель в социально-экономической среде. Проанализированы показатели развития инновационной и социально-экономической среды как линейной функции. Дано описание логической связи показателей, обусловленной формированием всей совокупности ресурсов экономической деятельности в социально-экономической среде. Представлена система показателей для оценки регионального инновационного потенциала, произведен расчет интегральных показателей, на основании которых построена типологическая группировка регионов и обозначены направления дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Development of Regional Innovation System in Its Socio-economic Environment

This paper formulates a concept of innovation system and presents its general theoretical model. The authors analyzed the performance of innovation system and socio-economic environment as a linear function. The paper describes the logical link between indicators, which exists mainly due to the generation all economic resources in the socio-economic environment. The researchers matched factor scores for the assessment of regional innovation potential, calculated the integral indexes and constructed typological grouping of regions, which determine the direction of future research and modeling.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке уровня развития инновационной системы региона в его социально-экономической среде»

Перский Ю.К., Ахметова М.И.

Подход к оценке уровня развития инновационной системы региона в его социально-экономической среде1

Перский Юрий Калманович — доктор экономических наук, профессор, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, РФ. E-mail: [email protected]

Ахметова Марина Игоревна — ассистент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, РФ. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье сформулировано понятие инновационной системы и представлена ее теоретическая модель в социально-экономической среде. Проанализированы показатели развития инновационной и социально-экономической среды как линейной функции. Дано описание логической связи показателей, обусловленной формированием всей совокупности ресурсов экономической деятельности в социально-экономической среде. Представлена система показателей для оценки регионального инновационного потенциала, произведен расчет интегральных показателей, на основании которых построена типологическая группировка регионов и обозначены направления дальнейших исследований.

Ключевые слова

Региональная инновационная система, инновационный потенциал, социально-экономическая среда, качество жизни, иерархические связи, факторная оценка, интегральный индекс, группировка регионов.

Разработка стратегии инновационного развития является ключевой задачей государства как составной части его социально-экономической политики.

Сфера развития инноваций представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих различные виды деятельности, направленные на создание либо способствующие созданию инновационной продукции, и обозначается понятием «инновационная система» — национальная (применительно к стране в целом) и региональная (как части национальной системы, ограниченной определенной территорией). Она характеризуется наличием устойчивых связей между ее субъектами, непосредственно связанных с осуществлением специфических функций и созданием инновационной продукции.

Национальная инновационная система (НИС) представляет собой сложную развивающуюся систему, состоящую из совокупности ресурсов и институтов, взаимосвязанных и взаимодействующих в ее социально-экономической среде таким образом, при котором формируются условия для эффективного протекания инновационных процессов, обеспечивающих генерацию знаний и производство

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 14-12-59013).

инновационной продукции, а также способствующую повышению качества жизни населения, экономическому и инновационному развитию территорий (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Модель национальной инновационной системы

Объектом внимания зарубежных и отечественных авторов чаще всего становятся региональные инновационные системы, поскольку управление локальными инновационными процессами на национальном уровне затруднено из-за большой территориальной отдаленности центральных и периферийных регионов, а также вследствие значительной степени универсализации управленческих подходов. Такие подходы должны быть ориентированы на особенности социально-экономического развития конкретного региона, что в настоящее время не всегда учитывается при управленческих воздействиях и распределении ресурсов федерального уровня.

При этом наличие доступных ресурсов не является решающим фактором инновационного развития территории — важнее наличие действенной системы институтов развития, обеспечивающих обоснованное распределение ресурсов, которые предоставляются либо управляются государством. С другой стороны, обоснованная и

оправданно функционирующая система институтов развития обеспечивает воспроизводство, а также, когда это возможно, повышение качества этих ресурсов.

В современных условиях усиливается взаимовлияние социально-экономического и инновационного развития территории, при котором результатом широкого использования инноваций является достижение социальных и экономических целей (см. Рисунок 2).

Цели социально-экономического развития региона

Повышение уровня и качества жизни населения

Обеспечение устойчивости социально-экономического развития региона и повышение его конкурентоспособности

Инновационное развитие экономики в уел ОБ ЕЕЯ X глобальных, быстрых

изменении

Повышение уровня доходов населения, улучшение жилищных условии, повышение качества и доступности образования и медицины,

качества социального обеспечения, освоение ее благоустройство территории, улучшение экологической обстановкЕЕ

Развитие отраслей жоноэпеки, развитие предпринимательской инициативы, производство конкурентоспособной продукции, положительное сальдо внешнеЕЕ торговли, еемпортозамещенЕЕе, бюджетная обеспеченность, повышенЕЕе производительности труда

Создание спроса на ГЕИновацЕЕЕЕ, интеграция науки и производства, подготовка профессиональных кадров, ф ор м ир ов а нпе институтов развЕГГЕЕЯ ее ЕЕнфраструктуры, усиление межрегионального и ежду на р одного сотрудничества

Цели инновационного развития региона

Рисунок 2. Цели социально-экономического и инновационного развития региона2

На уровне каждого региона общими являются цели обеспечения высокого качества жизни населения, устойчивого и конкурентного развития экономики, инновационного развития (как условие перехода к постиндустриальному обществу в его современных, новейших проявлениях).

С учетом ведущей роли государства в развитии инновационной экономики ключевой задачей органов государственной власти является определение инструментов интенсивного и научно обоснованного стимулирования ключевых сфер инновационной деятельности субъектов национальной инновационной системы как совокупности институтов, обеспечивающих формирование и распространение научно-технических знаний и производство инновационной продукции.

2 Перский Ю.К., Катаева Ю.В. Локальные рынки жилищного строительства региона: вектор конкурентного развития: монография. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2010. С. 8.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

На федеральном и региональном уровнях органами власти применяется комплекс инструментов развития инновационных систем и содействия инновационной активности, эффективность которых необходимо оценить объективно, оперативно и содержательно. Это означает, что мониторинг реализуемых мер и их результатов, а также в целом оценка уровня инновационного развития территорий должны выполняться на таком принципе основе, которая способна отразить наличие и состояние инновационной системы страны и региона в разрезе существенных характеристик.

Основные подходы к оценке уровня инновационного развития регионов, используемые в Российской Федерации, предусматривают использование комплекса количественных индикаторов на основе доступной статистической информации и нормирование исходных рядов для их последующего агрегирования в интегральный показатель (инновационный индекс). Именно на интегральном показателе и формируется рейтинг инновационного развития регионов. При определенных условиях можно получить достаточно информативные результаты. Различие подходов обнаруживается в выборе состава показателей. Однако рассматриваемые подходы, при всей их содержательной значимости, не принимают в расчет в достаточной мере фактор взаимозависимости уровня инновационного развития и развития социально-экономической среды регионов. Это не позволяет квалифицировать данные подходы как системно ориентированные для характеристики состояния и потенциальных возможностей инновационного развития региона, а также оценить синергетический результат.

С одной стороны, соотнесение уровня инновационного развития и социально-экономической среды региона дает возможность установить связь между условиями развития инноваций в регионе, так как социально-экономическая среда является источником ресурсов для региональной инновационной системы. С другой стороны, уровень инновационного развития региона оказывает стимулирующее воздействие на его социальные и экономические ресурсы, вовлекая их в инновационные процессы, генерируя и приумножая в специфическом инновационном секторе. И то и другое укладывается в допущение, что инновационная система и социально-экономическая среда находятся в мультипликативной взаимосвязи (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Схема мультипликативного взаимовлияния социально-экономической среды и инновационных процессов в регионе

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 126

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

Состояние социально-экономической среды региона тесно связано с понятием

качества жизни населения. Существуют различные методики оценки уровня качества жизни населения, применяемые как в отношении государства в целом, так и на уровне региона. Уровень человеческого развития является базовым и интегральным показателем, отражающим все аспекты развития территории — как места проживания и жизнедеятельности населяющих ее людей. Он дополняет и уравновешивает методики оценки экономического развития территорий, направленные на оценку доходных аспектов развития — как признание социального приоритета над коммерческим.

Основная логическая связь двух анализируемых показателей (уровня развития социально-экономической среды и уровня инновационного развития региона) заключается в следующем. В социально-экономической среде формируются человеческие, финансовые, технологические, информационные, научно-исследовательские и другие ресурсы, которые по своему назначению являются элементами ключевых подсистем: рынка труда, информации, НИОКР, финансов, производства, сбыта, которые, в свою очередь, формируют основу инновационной инфраструктуры региона. Генерирование ресурсов для вовлечения их в инновационные процессы и преобразование их с получением таких продуктов, как знания, инновационная продукция и прибыль, являются основными факторами инновационного развития территории.

Инновационная среда определяет отношения, активности и совокупность ресурсов. Они задействованы в инновационных процессах и имеющие узкую функциональную направленность. В масштабах региона инновационная среда рассматривается как комплекс держателей и потребителей ресурсов, совместная деятельность которых приводит к производству инновационной продукции и накоплению инновационного потенциала.

Для оценки инновационного потенциала (ИП) региона проведен анализ показателей развития инновационной и социально-экономической среды как линейной функции ИП = (х; у), где х — уровень развития инновационной среды, у — уровень развития социально-экономической среды.

Расчет интегральных показателей уровня развития социально-экономической среды и уровня инновационного развития производился по формуле (1):

I

(1)

где п — конкретный регион, Я„ — интегральный показатель п региона, Х1 п — нормализованное значение /-того показателя по п региону.

В отличие от большинства исследований, нормализация показателей осуществлялась не методом линейного масштабирования, а по максимальному значению показателя среди всех регионов по формуле (2)3, поскольку задачей развития каждого региона является достижение максимально возможного уровня социально-экономического и инновационного развития, уже достигнутого хотя бы одним регионом.

где Х^ 'п — нормализованное значение /-того показателя по п-му региону, х/п — значение /-того показателя по п-му региону, х^ тах — максимальное значение /-того показателя среди всех регионов.

При этом учитывается территориальная специфика; все показатели приведены к относительному виду, что позволило избежать искажения результатов из-за значительной разницы между условиями развития регионов. Расчет произведен по каждому из факторов развития, по месту региона среди других регионов страны, что обеспечивает комплексность и достоверность результатов. Перечень показателей на момент проведения анализа считается исчерпывающим, поскольку обязательным условием сбора исходных данных является их наличие по всем регионам в соответствующем году.

Первая система используемых показателей, которая объединяет в себе цели социально-экономического развития региона, имеет следующий вид (см. Таблицу 1).

3 Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2012.

URL: http://eregion.ru/sites/default/files/upload/report/index-russian-regions-2010-2011.pdf (19.09.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г. Таблица 1. Система показателей оценки уровня развития социально-экономической среды региона4

Факторы Показатели развития

1. Уровень доходов населения 1.1. Реальные денежные доходы, %

1.2. Денежные доходы (в среднем на душу), руб.

1.3. Отношение размера среднемесячной номинальной заработной платы к уровню прожиточного минимума, %

2. Жилищные условия населения 2.1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м

2.2. Индекс цен на первичном рынке жилья, %

2.3. Индекс цен на вторичном рынке жилья, %

3. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры 3.1. Число больничных коек на 10 000 жителей, ед.

3.2. Доход коллективных мест размещения, тыс. руб.

4. Экологические и климатические условия 4.1. Площадь зеленых массивов и насаждений в городах на 1 000 жителей, га

5. Безопасность проживания 5.1. Количество зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения, ед. в год

5.2. Число погибших на 10 000 транспортных средств

5.3. Число ДТП на 100 000 человек населения

6. Развитие предпринимательской инициативы 6.1. Оборот микро- и малых предприятий на душу населения, тыс. руб.

7. Демографическая ситуация 7.1. Продолжительность жизни, ожидаемая при рождении, лет

8. Здоровье населения и уровень образования 8.1. Численность врачей на 10 000 человек населения

8.2. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях — количество мест на 1 000 детей

8.3. Количество студентов высших учебных заведений на 10 000 человек населения

9. Транспортная инфраструктура и уровень освоенности территории 9.1. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %

9.2. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года; километров дорог на 1 000 кв. км территории)

10. Уровень экономического развития 10.1. Доля экономически активного населения в общей численности населения, %

10.2. Уровень безработицы, %

10.3. ВРП на душу населения, %

10.4. Индекс промышленного производства, %

10.5. Индекс производства продукции сельского хозяйства, %

10.6. Оборот розничной торговли на душу населения, руб.

10.7. Инвестиции в основной капитал на душу населения в фактически действовавших ценах

10.8. Доля экспорта во внешнеторговом обороте, %

10.9. Доля поступлений по налогу на прибыль организаций в консолидированный бюджет субъекта РФ на 1 жителя, тыс. руб.

4 Источники: Единая межведомственная информационно-статистическая система (http://www.fedstat.ru/indicators/start.do), Федеральная служба государственной статистики РФ (http://www.gks.ru/).

Вторая система используемых показателей, которая объединяет в себе цели инновационного развития региона (инновационной среды), имеет следующий вид (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Система показателей оценки уровня инновационного развития

региона — инновационной среды

5

Факторы

Показатели развития

В

<

еь ы В ы и

1. Уровень развития науки и образования

1.1. Количество национальных исследовательских университетов, ед.

1.2. Численность кандидатов наук на 100 000 человек населения (человек)

1.3. Численность докторов наук на 100 000 человек населения (человек)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Число организаций, ведущих подготовку аспирантов, ед.

1.5. Численность аспирантов на 10 000 населения, чел.

1.6. Численность организаций, ведущих подготовку докторантов, ед.

1.7. Численность докторантов на 100 000 человек населения, чел._

ы В В ы V ы Ч со О со

2. Инновационное

развитие

организаций

2.1. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве организаций (инновационная активность организаций), %

2.2. Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. на 10 000 человек населения

2.3. Инновационная активность организаций промышленного производства (доля организаций промышленного производства, осуществляющих технологические, организационные и / или маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций)

2.4. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в общей численности занятых в экономике, %_

ы В

В

<

М

о

м «в еь и О ы еь

П

3. Развитие

инновационной

экономики

3.1. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

3.2. Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг, %

3.3. Соотношение объема инновационной продукции, работ, услуг и внутренних затрат на научные исследования и разработки, %

3.4. Подано заявок на выдачу патентов (на изобретения, на полезные модели), ед.

3.5. Выдано патентов (на изобретения, на полезные модели, на промышленные образцы), ед.

3.6. Число созданных передовых производственных технологий, ед.

3.7. Число используемых передовых производственных технологий, ед.

3.8. Доля в российском экспорте технологий и услуг технического характера по объему поступлений, %

3.9. Доля в российском импорте технологий и услуг технического характера по объему поступлений, %_

Многофакторная оценка уровня социально-экономического и инновационного развития региона предполагает приведение этих показателей к безразмерному виду на основе места региона и реальной величины показателя в интервале от 0 до 1. Все нормализованные показатели суммируются. Интегральный показатель уровня социально-экономического развития может принимать значение от 0 до 28, поскольку

5 Источники: Единая межведомственная информационно-статистическая система (http://www.fedstat.ru/indicators/start.do), Федеральная служба государственной статистики РФ (http://www.gks.ru/).

всего используется 28 факторов. Интегральный показатель уровня инновационного развития по числу анализируемых факторов принимает значение от 0 до 20.

Место региона по уровню развития его социально-экономической среды и уровню инновационного развития с учетом показателя плотности населения на данной территории отражено на графике, построенном по типу пузырьковой диаграммы (см. Рисунок 4).

Рисунок 4. Положение регионов России по уровню инновационного развития и уровню развития социально-экономической среды

Исключив лидеров — Москву и Санкт-Петербург, — получим следующее положение регионов по уровню инновационного развития и уровню развития социально-экономической среды (см. Рисунок 5).

Рисунок 5. Положение регионов России по уровню инновационного развития и уровню развития социально-экономической среды

© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014 132

Заметной особенностью является размещение регионов с низкой плотностью населения в зоне низкого уровня инновационного развития (менее 3 баллов). Это указывает на то, что человек является центром и ведущим элементом региональной инновационной системы, определяя потенциал и перспективы ее развития. Исключения составляют регионы Северного Кавказа (Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея) и Калининградская область, которые обладают рядом существенных геополитических особенностей. Другого рода исключение — низкая плотность населения, высокий уровень развития инновационной среды — продемонстрировали Новосибирская и Сахалинская области, а также Пермский, Камчатский и Красноярский края в силу климатических особенностей и при благоприятных прочих условиях социально-экономической среды.

Ниже представлен сводный рейтинг регионов по интегральному показателю инновационного потенциала (см. Таблицу 5), сгруппированных экспертным путем по четырем категориям (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Категории регионов по уровню инновационного потенциала6

Уровень развития социально-экономической среды Уровень развития инновационной среды

более 6 баллов от 4 до 6 баллов от 2,45 до 4 баллов менее 2,45 баллов

1 2 3 4

более 16 баллов А А1 (высокий, очень сильный). Стратегия на сохранение. А2 (высокий, сильный). Стратегия на сохранение ИС и кооперацию с группой А1. А3 и А4 — аномальный. Стратегия на развитие собственных резервов (свидетельствует об искусственном завышении уровня развития социально-экономической среды).

от 11 до 16 баллов В В1 (высокий, слабый). Стратегия на сохранение ИС и кооперацию с группой А1. В2 (выше среднего, сильный). Стратегия на развитие ИС и концентрацию ресурсов, кооперацию с группой А1 . В3 (выше среднего, слабый). Стратегия на ресурсное наполнение ИС. В4 (средний). Стратегия на формирование ИС, кооперацию с группой В3.

С3 (низкий, сильный). Стратегия на развитие ИС, кооперацию с группами В3 и В2. С4 (низкий, слабый). Стратегия на формирование ИС, кооперацию с группой В4.

менее 11 баллов С С1 и С2 — аномальный. Стратегия на развитие собственных резервов (свидетельствует об искусственном завышении уровня развития инновационной среды).

6 Разработано М.И. Ахметовой.

Таблица 5. Группировка регионов по уровню инновационного потенциала7

Группа Регионы

А1 г. Москва, г. Санкт-Петербург

В2 Московская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Томская область

В3 Воронежская область, Еврейская АО, Калужская область, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Ленинградская область, Липецкая область, Мурманская область, Омская область, Орловская область, Пермский край, Приморский край, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Тульская область, Тюменская область, Челябинская область, Чувашская Республика, Ярославская область

В4 Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Новгородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Хакасия, Рязанская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ

С4 Республика Ингушетия, Республика Тыва

А3 Ненецкий автономный округ

А4 Магаданская область

Регионы категории В2 и В3 имеют уровень накопленного инновационного потенциала выше среднего и находятся в зоне, которая обведена штриховой линией на Рисунке 5, то есть в зоне стабильного сбалансированного развития инновационной и социально-экономической среды.

Представленный в статье анализ является лишь частью исследования уровня развития инновационной системы региона. Для полноценного анализа необходимо дополнительно разработать систему показателей для оценки институциональной среды и систему показателей для оценки результативности инновационной политики в регионе.

Вместе с тем типология регионов может предварительно рассматриваться как основа последующих исследований в направлении построения модели управления развитием региональной инновационной системы. Стратегия ее управления во многом определяется категорией региона, а инструменты стратегии — уровнем развития инновационной инфраструктуры, инновационной активности институтов развития и эффективности региональной инновационной политики.

7 Разработано М.И. Ахметовой.

Список литературы:

1. Баева О.Н. Индекс человеческого развития: методики определения и оценки на уровне региона // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 5. С. 143-147. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/indeks-chelovecheskogo-razvitiya-metodiki-opredeleniya-i-otsenki-na-urovne-regiona (02.04.2014).

2. Бортник И.М., Сенченя Г.И., Михеева Н.Н. и др. Система оценки и мониторинга инновационного развития регионов России // Инновации. 2012. № 9 (167). С. 48-61.

3. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф., Газизуллин Т.Н. Инновационное мышление — непреложное условие модернизации современной экономики // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 25-26.

4. ГришинаИ.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. 2012. № 1. С. 70-83.

URL: http://sopsjournal.ru/upload/SOPS magazine N1 10.pdf (25.01.2014).

5. Елисеева И.И., Макарова П.А. Корректна или нет статистика инноваций в России // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1. № 1. С. 162-173.

6. Заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив // Президент России [Официальный сайт]. 08.04.2014. URL: http://news.kremlin.ru/news/20 737 (10.04.2014).

7. Иванова О., Сорокина А. Рейтинг инновационных регионов для целей мониторинга и управления: версия 2013-2.0 / Ассоциация Инновационных Регионов России (АИРР). М., 2013. URL: http://www.i-regions.org/upl oad/nasait.pdf (02.02.2014).

8. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова, С.Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2012. URL: http://eregion.ru/sites/default/files/upload/report/i ndex-russian-regions-2010-2011.pdf (19.09.2014).

9. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: Официальное издание (вторая редакция, испр. и доп.). Утверждено: Министерство экономики РФ, Министерство финансов РФ, Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике № ВК 477 от 21.06.1999 г. / Рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахнозаров А.Г. М.: Экономика, 2000. URL: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/483870/metodicheskie rekomendatsii po otsenke e ffektivnosti investitsionnykh proek.pdf (19.09.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

10. МоникХ. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире / Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). М.: Весь мир, 2013. URL: http://www.mfa.gov.by/upload/HDR 2013R U.pdf (08.04.2014).

11. Перский Ю.К., Катаева Ю.В. Локальные рынки жилищного строительства региона: вектор конкурентного развития: монография. Пермь: Издательство Пермского государственного университета, 2010.

12. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р (ред. от 11.09.2014) «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».

URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 168610/ (19.09.2014).

13. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: аналитический доклад / под ред. Л.М. Гохберта. М.: НИУ ВШЭ, 2012. URL: http://www.hse.ru/primarydata/rir2012 (10.02.2014).

14. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни / Группа РИА Новости. М., 2013. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life 2013.pdf (28.02.2014).

15. Самотаев А.А., Дорошенко Ю.А. Структурный анализ экономических систем (теория и практика). Тюмень: ИСТ Консалтинг, 2010.

16. Троицкая И.В. Психология отношения молодых людей к ресурсам социально-экономической среды // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 139. С. 14-25.

17. Харин А.А. Методология формирования инновационных интегрированных структур образования, науки и бизнеса: автореф. дис.... докт. экон. наук. М., 2011.

18. Шевелева Р.Н. Инструменты управления воспроизводством человеческого капитала для инновационного развития регионов: автореф. дис.. канд. экон. наук. Красноярск, 2011.

19. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем / под ред. И.Н. Рыковой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.

20. Comparative City Data Set // Innovation Cities Program [Official Site]. URL: http://www.innovation-cities.com/comparative-city-data-set/7347 (20.02.2014).

21. Innovation Cities Analysis Report // Innovation Cities Program [Official Site]. URL: http://www.innovation-cities.com/purchase-innovation-cities-analysis-report/377 (17.03.2014).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 46. Октябрь 2014 г.

22. The Global Innovation Index 2013. The Local Dynamics of Innovation / Soumitra Dutta

and Bruno Lanvin. Geneva, Switzerland: World Intellectual Property Organization (WIPO);

New Delhi, India: Confederation of Indian Industry (CII), 2013.

URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home (03.03.2014).

Persky Yu.K., Akhmetova M.I.

Assessment of the Development of Regional Innovation System in Its Socio-economic Environment

Yury K. Persky — Ph.D., Professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Marina I. Akhmetova — Assistant Professor, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Annotation

This paper formulates a concept of innovation system and presents its general theoretical model. The authors analyzed the performance of innovation system and socio-economic environment as a linear function. The paper describes the logical link between indicators, which exists mainly due to the generation all economic resources in the socio-economic environment. The researchers matched factor scores for the assessment of regional innovation potential, calculated the integral indexes and constructed typological grouping of regions, which determine the direction of future research and modeling.

Keywords

Regional innovation system, innovation potential, socio-economic environment, quality of life, inter-level communication, factor score, the integral index, grouping regions_ grouping of regions.

References:

1. Baeva O.N. Indeks chelovecheskogo razvitiia: metodiki opredeleniia i otsenki na urovne regiona. Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii, 2012, 5, pp. 143-147.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n7indeks-chelovecheskogo-razvitiya-metodiki-opredeleniya-i-otsenki-na-urovne-regiona (02.04.2014).

2. Bortnik I.M., Senchenia G.I., Mikheeva N.N. i dr. Sistema otsenki i monitoringa innovatsionnogo razvitiia regionov Rossii. Innovatsii, 2012, 9 (167), pp. 48-61.

3. Gazizullin F.G., Gazizullin N.F., Gazizullin T.N. Innovatsionnoe myshlenie — neprelozhnoe uslovie modernizatsii sovremennoi ekonomiki. Problemy sovremennoi ekonomiki, 2012, 3, pp. 25-26.

4. Grishina I.V., Polynev A.O., Timonin S.A. Kachestvo zhizni naseleniia regionov Rossii: metodologiia issledovaniia i rezul'taty kompleksnoi otsenki. Sovremennye proizvoditel'nye sily, 2012, 1, pp. 70-83. URL: http://sopsjournal.ru/upload/SOPS magazine N1 10.pdf (25.01.2014).

5. Eliseeva I.I., Makarova P.A. Korrektna ili net statistika innovatsii v Rossii. Sotsiologiia nauki i tekhnologii, 2010, 1 (1), pp. 162-173.

6. Zasedanie nabliudatel'nogo soveta Agentstva strategicheskikh initsiativ. PrezidentRossii [Ofitsial'nyi sait], 08.04.2014. URL: http://news.kremlin.ru/news/20737 (10.04.2014).

7. Ivanova O., Sorokina A. Reiting innovatsionnykh regionov dlia tselei monitoringa i upravleniia: versiia 2013-2.0 / Assotsiatsiia Innovatsionnykh Regionov Rossii (AIRR). Moscow, 2013. URL: http://www.i-regions.org/upload/nasait.pdf (02.02.2014).

8. Indeks gotovnosti regionov Rossii k informatsionnomu obshchestvu 2010-2011. Analiz informatsionnogo neravenstva sub 'ektov Rossiiskoi Federatsii / pod red. T.V. Ershovoi, Iu.E. Khokhlova, S.B. Shaposhnika.

Moscow: Institut razvitiia informatsionnogo obshchestva, 2012. URL: http://eregion.ru/sites/default/files/upload/ report/index-rus sian-regions -2010-2011 .pdf (19.09.2014).

9. Metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti investitsionnykh proektov: Ofitsial'noe izdanie (vtoraia redaktsiia, ispr. i dop.). Utverzhdeno: Ministerstvo ekonomiki RF, Ministerstvo finansov RF, Gosudarstvennyi komitet RF po stroitel'noi, arkhitekturnoi i zhilishchnoi politike № VK 477 ot 21.06.1999 g. / Ruk. avt. kol.: Kossov V.V., Livshits V.N., Shakhnozarov A.G. Moscow: Ekonomika, 2000. URL: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/483870/metodicheskie rekomendatsii po otsenke effektivnosti invest itsionnykh proek.pdf (19.09.2014).

10. Monik Kh. Doklad o chelovecheskom razvitii 2013. Vozvyshenie Iuga: chelovecheskii progress v mnogoobraznom mire / Programma razvitiia Organizatsii Ob'edinennykh Natsii (PROON). Moscow: Ves' mir, 2013. URL: http://www.mfa.gov.by/upload/HDR 2013 RU.pdf (08.04.2014).

11. Perskii Iu.K., Kataeva Iu.V. Lokal'nye rynki zhilishchnogo stroitel'stva regiona: vektor konkurentnogo razvitiia: monografiia. Perm': Izdatel'stvo Permskogo gosudarstvennogo universiteta, 2010.

12. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 11.11.2010 № 1950-r (red. ot 11.09.2014) «Ob utverzhdenii perechnia gosudarstvennykh programm Rossiiskoi Federatsii». Spravochno-pravovaia sistema «Konsul'tant plius». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 168610/ (19.09.2014).

13. Reiting innovatsionnogo razvitiia sub'ektov Rossiiskoi Federatsii: analiticheskii doklad / pod red. L.M. Gokhberta. Moscow: NIU VShE, 2012. URL: http://www.hse.ru/primarydata/rir2012 (10.02.2014).

14. Reiting regionov RF po kachestvu zhizni / Gruppa RIA Novosti. Moscow, 2013. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life 2013.pdf (28.02.2014).

15. Samotaev A.A., Doroshenko Iu.A. Strukturnyi analiz ekonomicheskikh sistem (teoriia i praktika). Tiumen': IST Konsalting, 2010.

16. Troitskaia I.V. Psikhologiia otnosheniia molodykh liudei k resursam sotsial'no-ekonomicheskoi sredy.

Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2011, 139, pp. 14-25.

17. Kharin A.A. Metodologiia formirovaniia innovatsionnykh integrirovannykh struktur obrazovaniia, nauki i biznesa: avtoref. dis.... dokt. ekon. nauk. Moscow, 2011.

18. Sheveleva R.N. Instrumenty upravleniia vosproizvodstvom chelovecheskogo kapitala dlia innovatsionnogo razvitiia regionov: avtoref. dis.. kand. ekon. nauk. Krasnoiarsk, 2011.

19. Effektivnoe gosudarstvennoe upravlenie v usloviiakh innovatsionnoi ekonomiki: formirovanie i razvitie innovatsionnykh sistem / pod red. I.N. Rykovoi. Moscow: Izdatel'sko-torgovaia korporatsiia «Dashkov i Ko», 2011.

20. Comparative City Data Set. Innovation Cities Program [Official Site]. URL: http://www.innovation-cities.com/comparative-city-data-set/7347 (20.02.2014).

21. Innovation Cities Analysis Report. Innovation Cities Program [Official Site]. URL: http://www.innovation-cities.com/purchase-innovation-cities-analysis-report/377 (17.03.2014).

22. The Global Innovation Index 2013. The Local Dynamics of Innovation / Soumitra Dutta and Bruno Lanvin. Geneva, Switzerland: World Intellectual Property Organization (WIPO); New Delhi, India: Confederation of Indian Industry (CII), 2013. URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=GII-Home (03.03.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.