Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КУЗБАССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КУЗБАССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ УЧИЛИЩЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ТЕХНИКУМ / INSTITUTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / RAILWAY SCHOOL / VOCATIONAL SCHOOL / TECHNICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишенин С. Е.

Введение. Подготовка железнодорожников в Кемеровской области внесла достойный вклад в развитие железнодорожного транспорта и его кадрового потенциала в регионе, а также в решение задач повышения общеобразовательного уровня молодежи. Главное учреждение в этой сфере - Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ) - за свою почти 80-летнюю историю прошел трудный путь от достаточно слабого учреждения военной поры до одного из ведущих учебных учреждений железнодорожного транспорта в СССР, а теперь - России. Его истории в советский период еще не давались исчерпывающие научные исторические оценки. Сделать шаг в этом направлении призвана настоящая статья. Ее цель - выявление основных тенденций развития изучаемой сферы в 1920-х - 1980-х гг., их объяснение и определение причин, которые привели к очередной реформе профессионального образования в постсоветской России, а также интерес к выводу одного из посредственных учебных заведений на передовые позиции в своей отрасли. Эти тенденции (как задачи исследования) прослеживаются в области институциональной организации, развития материальной базы, преподавательского состава и контингента учащихся. Методология. В ее основе - представление о модернизации общества как исторического и одновременно структурного процесса, одним из элементов которого является профессиональная подготовка работника. В этом заключаются основы историкоструктурного анализа института профессионального образования. Он дополнен междисциплинарным анализом, в котором сочетаются исторический и социально-экономические подходы. Источниковую базу для этого составили материалы Государственного казенного учреждения «Государственный архив Кемеровской области», Архива начального профессионального образования по Кемеровской области, архива Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала Омского государственного университета путей сообщения, отдельные периодические издания. Результаты. Выявлена логика и этапы развития учреждений начального и среднего профессионального образования в Кемеровской области, достижения и недостатки в этом процессе. Заключение. Работа завершается выделением эффектов и парадоксов развития системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) железнодорожников, что позволяет углубить знание как о советском прошлом, так и о причинах его перехода в постсоветское состояние. Вместе с тем это знание может помочь при анализе и понимании настоящего, извлечь из этого необходимые уроки и не допустить возможных ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF RAILWAY WORKERS OF KUZBASS IN INSTITUTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE SOVIET PERIOD

Introduction. The training of railway workers in the Kemerovo region has made a worthy contribution to the development of railway transport in the region, its human potential, and to solving the problems of improving the educational level of young people. The main institution in this field - Taiga Railway College (TRC) - in its nearly 80-year history has passed a difficult way from the relatively weak institutions of wartime to one of the leading educational institutions of railway transport in the USSR, and now Russia. Its history in the Soviet period has not yet been given a comprehensive scientific historical assessment. This article is intended to take a step in this direction. Its purpose is to identify the main trends in the development of the study area in the 1920s - 1980s, their explanation and identification of the reasons that led to another reform of vocational education in post-Soviet Russia, as well as interest in bringing one of the mediocre educational institutions to the forefront of its industry. These trends (as research objectives) can be traced in the field of institutional organization, development of the material base, teaching staff and student population. Methodology. It is based on the idea of modernizing society as a historical and at the same time structural process, one of the elements of which is the professional training of an employee. This is the basis of the historical and structural analysis of the Institute of professional education. It is supplemented by an interdisciplinary analysis that combines historical and socio-economic approaches. Source database for this purpose made materials State institution “State Archive of the Kemerovo region”, Archive of Primary Professional Education of the Kemerovo Region, archive Taiga Institute of Railway Transport - a branch of Omsk State Transport University, the individual periodicals. Results. The logic and stages of development of institutions of primary and secondary vocational education in the Kemerovo region, achievements and shortcomings in this process are revealed. Conclusion. The work ends with the identification of the effects and paradoxes of the development of the railway workers elementary vocational education and intermediate vocational education, which allows us to deepen knowledge about both the Soviet past and the reasons for its transition to the post- Soviet state. At the same time, this knowledge can help in analyzing and understanding the present, learn from it the necessary lessons and avoid possible mistakes.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КУЗБАССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

УДК/UDC 377 С. Е. Мишенин

S. E. Mishenin

ПОДГОТОВКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ КУЗБАССА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

THE TRAINING OF RAILWAY WORKERS OF KUZBASS IN INSTITUTIONS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

IN THE SOVIET PERIOD

Введение. Подготовка железнодорожников в Кемеровской области внесла достойный вклад в развитие железнодорожного транспорта и его кадрового потенциала в регионе, а также в решение задач повышения общеобразовательного уровня молодежи.

Главное учреждение в этой сфере - Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ) -за свою почти 80-летнюю историю прошел трудный путь от достаточно слабого учреждения военной поры до одного из ведущих учебных учреждений железнодорожного транспорта в СССР, а теперь - России. Его истории в советский период еще не давались исчерпывающие научные исторические оценки. Сделать шаг в этом направлении призвана настоящая статья. Ее цель - выявление основных тенденций развития изучаемой сферы в 1920-х - 1980-х гг., их объяснение и определение причин, которые привели к очередной реформе профессионального образования в постсоветской России, а также интерес к выводу одного из посредственных учебных заведений на передовые позиции в своей отрасли. Эти тенденции (как задачи исследования) прослеживаются в области институциональной организации, развития материальной базы, преподавательского состава и контингента учащихся.

Методология. В ее основе - представление о модернизации общества как исторического и одновременно структурного процесса, одним из элементов которого является профессиональная подготовка работника. В этом заключаются основы историко-структурного анализа института профессионального образования. Он дополнен междисциплинарным анализом, в котором сочетаются исторический и социально-экономические подходы. Источниковую базу для этого составили материалы Государственного казенного учреждения «Государственный архив Кемеровской области», Архива начального профессионального образования по Кемеровской области,

архива Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала Омского государственного университета путей сообщения, отдельные периодические издания.

Результаты. Выявлена логика и этапы развития учреждений начального и среднего профессионального образования в Кемеровской области, достижения и недостатки в этом процессе.

Заключение. Работа завершается выделением эффектов и парадоксов развития системы начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) железнодорожников, что позволяет углубить знание как о советском прошлом, так и о причинах его перехода в постсоветское состояние. Вместе с тем это знание может помочь при анализе и понимании настоящего, извлечь из этого необходимые уроки и не допустить возможных ошибок.

Introduction. The training of railway workers in the Kemerovo region has made a worthy contribution to the development of railway transport in the region, its human potential, and to solving the problems of improving the educational level of young people.

The main institution in this field - Taiga Railway College (TRC) - in its nearly 80-year history has passed a difficult way from the relatively weak institutions of wartime to one of the leading educational institutions of railway transport in the USSR, and now Russia. Its history in the Soviet period has not yet been given a comprehensive scientific historical assessment. This article is intended to take a step in this direction. Its purpose is to identify the main trends in the development of the study area in the 1920s - 1980s, their explanation and identification of the reasons that led to another reform of vocational education in post-Soviet Russia, as well as interest in bringing one of the mediocre educational institutions to the forefront of its industry. These trends (as research objectives) can be traced in the

field of institutional organization, development of the material base, teaching staff and student population.

Methodology. It is based on the idea of modernizing society as a historical and at the same time structural process, one of the elements of which is the professional training of an employee. This is the basis of the historical and structural analysis of the Institute of professional education. It is supplemented by an interdisciplinary analysis that combines historical and socio-economic approaches. Source database for this purpose made materials State institution "State Archive of the Kemerovo region", Archive of Primary Professional Education of the Kemerovo Region, archive Taiga Institute of Railway Transport - a branch of Omsk State Transport University, the individual periodicals.

Results. The logic and stages of development of institutions of primary and secondary vocational education in the Kemerovo region, achievements and shortcomings in this process are revealed.

Conclusion. The work ends with the identification of the effects and paradoxes of the development of the railway workers elementary vocational education and intermediate vocational education, which allows us to deepen knowledge about both the Soviet past and the reasons for its transition to the post- Soviet state. At the same time, this knowledge can help in analyzing and understanding the present, learn from it the necessary lessons and avoid possible mistakes.

Ключевые слова: учреждения начального и среднего профессионального образования, железнодорожное училище, профессионально-техническое училище, техникум.

Keywords: institutions of primary and secondary vocational education, railway school, vocational school, technical school.

Введение

В СССР при всей преемственности была выстроена принципиально новая система профессионального образования, которая обеспечила исторический рывок в 1930-е гг., победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., вступление в НТР. В этих свершениях сыграли свою важную роль учреждения начального и среднего профессионального образования (далее: НиСПО). В отличие от учреждений аналогичного уровня в России до 1917 г., они размещались по всей стране, не только в крупных, но и средних, а также малых городах. В 1991 в СССР работало 15 железнодорожных вузов с филиалами и учебно-консультационными пунктами, 91 техникум, 190 профессионально-технического училищ (ПТУ), 90 технического школ (техшкол) и действовала курсовая

сеть на предприятиях. К 1992 г. только железнодорожные техникумы подготовили - 873,5 тыс. специалистов [20]. На момент распада СССР в 1991 г. в 91 техникуме системы МПС преподавало около 4500 педагогических работников. В конце 1980-х гг. ежегодный выпуск техникумов железнодорожного транспорта составлял около 15 тыс. специалистов [39].

В разное время на территории Кемеровской области работало до полудесятка учреждений начального и до четырех среднего профтехобразования. Самым признанным центром такого рода подготовки не только на местном уровне, но и на уровне всей сети дорог СССР, а теперь России стал небольшой сибирский г. Тайга. Главным звеном стал Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ТТЖТ). На момент образования он имел посредственное материальное и кадровое обеспечение. Но в постсоветский период стал одним из лучших в железнодорожной отрасли. И это лучшее было заложено в основном в 1970-е - 1990-е гг., которые для страны стали символом «застоя» (1970-е - середина 1980-х гг.), а потом кризиса (конец 1980-х - 1990-е гг.).

Тут же заметим: этот город - г. Тайга - один из немногих в стране, где именами выпускника и преподавателя, а потом директора техникума, названы улицы - улицы Владимира Чивилихина (выпускник 1946 г.) и улица А. Ф. Маслова (выпускник 1956 г. и один из известных в масштабах отрасли страны в прошлом директор этого техникума).

Сейчас, когда страна переживает очередной трудный период и обществу нужны примеры значимых свершений, творческой инициативы, пример этого техникума, его коллектива и директора является как никогда кстати.

Актуальность исследования повышается тем, что история начального и среднего профессионального образования железнодорожников в Кемеровской области в научных и публицистических работах представлена достаточно разрозненно. Отдельные сюжеты есть в многочисленных обобщающих работах по истории железнодорожного транспорта всей страны [24 и др.], Западно-Сибирской и Кемеровской железных дорог [9; 50 и др.], истории Кемеровской области [25; 26 и др.], ее отдельных городов [40 и др.], в справочниках для поступающих в профессионально-технические учебные заведения страны и области [19; 46].

До 1990-х гг. история ТТЖТ отражалась и то частично в газетных публикациях. Упоминания об этом учебном учреждении встречались в обобщающих работах по истории Кемеровской области. Собственно публикации по истории ведущего образо-

вательного учреждения в области профессиональной подготовки в регионе - ТТЖТ (а теперь - Тайгинского института железнодорожного транспорта - филиала Омского государственного университета путей сообщения - ТИЖТ (филиал ОмГУПСа)) представлены публицистическими статьями как в газетах [44], так и в Интернете [6], в частности, на сайтах современных средних профессиональных учреждений [28]. Этот вид материалов можно рассматривать и как историко-графическое явление, и как источник. Центральной публикацией, которую одновременно целесообразно рассматривать и как источник, и как первое серьезное осмысление пройденного учреждением пути -представлены воспоминания А. Ф. Маслова [31-34].

В 1990-е - 2010 гг. эти формы сохранились, но они пополнились пособием по истории отечественного среднего профессионального образования [29] и изданиями представительского характера [38; 48]. Из публикаций последнего времени следует выделить статью заведующего музеем Н. Н. Богдановой, которая уточняет многие вопросы появления техникума [5].

Слабее в публикациях представлена история других учреждений начального и среднего профобразования, которые готовят кадры для железнодорожников. По преимуществу это материал сайтов действующих учреждений.

Анализу современного состояния профобразования железнодорожников посвящена диссертация И. Е. Булатникова [7]. Но работа выполнена по специальности: теория и методика профессионального образования. Она не касается истории процесса и выполнена не на материалах Кемеровской области.

Все это делает данную работу потенциально востребованной, в том числе для проведения дальнейших корпоративных исторических исследований по истории профессионального образования и профессиональной ориентации в Кемеровской области, тем более, что рекламно-справочные издания по начальному и среднему профессиональному образованию в Кемеровской области уже начали выходить [3; 4; 22; 47].

Исходя из этого цель статьи - выявление основных тенденций развития НиСПО железнодорожников в регионе, эффектов и парадоксов в этом развитии, что поможет полнее осознать те процессы, с которыми сейчас приходится сталкиваться практикам и исследователям этой сферы на современном этапе. В центре - обобщение механизма управленческого рывка ТТЖТ, который позволил в 1990-х - начале 2000-х гг. сформировать оригинальную модель много-

уровневого профессионального учебного комплекса. Для этого (задачи) материал выстраивается поэтапно с выяснением логики развития материальной базы и развитием качества образовательного процесса.

Методология

В основу методологии предлагаемого исследования закладывается учение о модернизации общества. Оно крайне неоднородно. В нем присутствуют разные теории. Но то, что их объединяет и заставляет формировать исследовательскую и источниковую базу, анализировать ее. Это - ответ на такие вопросы, как причины и условия изменений в обществе, поиск направлений преобразования, их институализация, выявление последствий.

Источниковую базу исследования составили неопубликованные материалы, хранящиеся в Государственном казенном учреждении «Государственный архив Кемеровской области», в Архиве начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы», в архиве ТИЖТ (филиал ОмГУПСа). Привлекались различные сайты системы «Интернет», иные публикации в СМИ.

Неоценимую консультационную помощь в разработке материала оказал А. Ф. Маслов - в прошлом выпускник ТТЖТ (1956), замечательный преподаватель (с 1957) и одновременно практик электрической тяги 1960-х - 1970-х гг. в зоне функционирования Тайгинского отделения стачала Западно-Сибирской железной дороги, директор Тайгинского техникума железнодорожного транспорта (1972-2002), директор Тайгинского филиала Омского государственного университета путей сообщения (2002-2017) (принято), а ныне - пенсионер, Почетный железнодорожник, Заслуженный учитель школы РСФСР (1976), Народный учитель СССР (1991), почетный гражданин г. Тайга и Кемеровской области, Лауреат Международного фонда святого Андрея Первозванного, в прошлом депутат Кемеровской областного совета народных депутатов.

Сопоставление самых разных источников и исследований, работа в группе историков, которые изучают историю профессионального образования в Кемеровской области, сформировало следующую структуру изложения. Материал располагается по этапам, а в рамках каждого из них - через такие вопросы, как формирование структуры учебного заведения и управление им, его основные кадры, изменение технологии обучения, комплектование контингента студентов и работа с ними, выпускники.

Результаты

Чертой индустриализации стал переход с гужевого на железнодорожный транспорт, который основывался на паровой тяге. Территории современной Кемеровской области этот процесс достиг в 18961898 гг. Первоначально кадры железнодорожников готовились за пределами Сибири, потом - с 1 июля 1902 г. - в губернском центре и месте дислокации управления железной дороги - в г. Томск [49].

С запозданием учреждения профтехобразования для железнодорожников появились и в Кузбассе. В 1922 г. в г. Тайга была открыта школа фабрично-заводского обучения (школа ФЗО). Тогда ею руководил А. Мельников. Она специализировалась на подготовке путевых обходчиков, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, столяров, литейщиков-формовщиков, кондукторов и стрелочников. Сюда поступала молодежь в возрасте 14-17 лет. Учащиеся обеспечивались бесплатным питанием, обмундированием, иногородним предоставлялось общежитие [35, с. 351-352]. Видимо, это было первое учреждение такого рода в Кузбассе.

В 1932 г. школа ФЗУ для железной дороги открылась в Белово. В соответствие с реформой начального профобразования в 1940 г. она стала школой ФЗО. В эти же годы начала свою работу Тайгинской технической школой паровозных машинистов. Дальнейшему поэтапному движению помешала Великая Отечественная война. Объемы перевозок резко возросли. Рычагом этого развития стала эвакуация или как ее уже рассматривают - главная операция в этой войне. Ее не ожидали, не учитывали ни противники, ни союзники. В числе эвакуированных были учреждения профобразования. Они-то значительно усилили профессиональную подготовку рабочих-железнодорожников на территории Кемеровской области. В числе их были Воронежское железнодорожное училище, Харьковский и Ленинградский техникум НКПС СССР. Центрами их дислокации стали города Белово, Тайга и Сталинск (Новокузнецк) - центры трех отделений тогда Томской железной дороги.

Три железнодорожные училища принял г. Белово. Это ЖУ-5 - Знаменское (Украина), ЖУ-1 - Гомельское (Белоруссия) и ЖУ-2 - училище, скомплектованное из учебных заведений Подмосковья. Некоторое время спустя Знаменское училище выделилось в отдельное ЖУ-5 [23].

Сталинск (теперь - Новокузнецк) специализировался на принятии и развитии железнодорожных техников для промышленных предприятий. В 1942 г. на базе Кузнецкого металлургического техникума

была открыта новая специальность - «движение и грузовая работа», «тяга и подвижной состав», «путь и путевое хозяйство». В этом же году сюда был эвакуирован Ленинградский техникум промышленного транспорта [3, с. 38-39; 27].

Центром размещения учебных заведений разного уровня подготовки рабочих-железнодорожников стал небольшой город тогда Новосибирской области Тайга. Этот город был дислокацией одного из крупных пропускающих грузы отделений, с паровозным депо, располагающийся недалеко от месторасположения управления и иных служб Томской железной дороги. К тому же географически близкий Томск уже был признанным центром подготовки кадров, включая железнодорожников, как инженеров, так и рабочих.

Харьковский техникум прибыл первым, в январе 1942 г. По профилю он был электромеханическим [5; 7; 32, с. 215]. Решением начальника Томской железной дороги его объединили с Тайгинской технической школой паровозных машинистов [5; 6], в здании которой и стало размещаться учреждение: оно именовалось как Харьковский техникум НКПС в г. Тайга. Но сменился его профиль: он стал специализироваться на подготовке техников-механиков паровозного хозяйства. Одной из причин можно считать то, что его оборудовании передано во временное использование Томскому электромеханическому институту инженеров транспорта и Томской технической школе [35, с. 341], что было вполне логичным решением поскольку там уже была некая подобная база, а в Тайге она еще не сложилась. Но здесь, в Тайге, было хорошее паровозное депо, где можно было проводить практические занятия.

В феврале 1942 г. в Тайгу был эвакуирован Ленинградский техникум путевого хозяйства, который также был размещен в помещениях технической школы, где и работал до 1 августа 1945 г. [5]. Так, в г. Тайга тогда Новосибирской области стало работать 2 техникума одного наркомата. К тому же они размещались в одном здании. Совмещены были и некоторые административные и преподавательские должности.

Осенью 1943 г., после освобождения от фашистов Харькова встал вопрос о реэвакуации из Тайги Харьковского техникума. В Наркомате путей сообщения вышел даже соответствующий приказ. Но, учитывая, что контингент учащихся был сформирован из местных ребят, что основной штат работников также составляли жители Тайги, что Томской дороге были необходимы квалифицированные кадры, потребность в которых должна была резко увеличиваться

в послевоенный период, нарком Л. М. Каганович изменил свое решение. В связи с этим 15 ноября 1943 г. им был подписан приказ № 853/ц об организации на станции Тайга с 1 декабря 1943 г. железнодорожного техникума по специальности «Паровозное хозяйство» и передаче его в непосредственное подчинение Томской железной дороге. В Харьков вернулись только преподаватели-харьковчане [5; 6].

Учебный процесс в техникумах налаживался и протекал в сложных условиях. Помещения были не приспособлены для учебного процесса. Приходилось заниматься в две смены. Дефицит электрических ламп и электроэнергии заставлял теоретические и практические занятия вести при плохом освещении. Имевшихся и прибывших преподавателей не хватало. Дефицит в учебных пособиях и оборудовании возмещался практическими работами. Трудности военного времени заставляли учащихся и преподавателей отвлекать на сельхозработы, на работы в депо и по бытовому обустройству.

1930-1940-е гг. были сложным периодом для обучения молодежи. Было доминирующее желание учиться. Это стимулировала политика зарплаты в государстве: кто имел образование, тот и больше получал. Но условия для обучения далеко не всегда были благоприятными: трудное материальное положение семей, условий жизни самих обучающихся, дефицит учебников, канцелярских принадлежностей, трудности получения консультаций. Поэтому качественная и общая успеваемость были не высоки. Но она была достаточно адекватной реальному уровню.

Помимо ТТЖТ в Тайге продолжали работать железнодорожное училище, а после небольшого перерыва (в 1942-1943 гг.) и Тайгинская техническая школа паровозных машинистов.

На работу железнодорожных учебных учреждений повлияли не только условия тыла, но и то, что сама отрасль находилась на военном положении. Для учебного процесса это означало присутствие в программе обучения военных дисциплин, командные требования преподавателей, особо жесткая дисциплина. За невыполнение правил внутреннего распорядка учебного заведения нарушителю могла быть назначено пребывание на ней со сроком до 15 суток. За нарушение дисциплины на гауптвахту могли отправить не только студентов, но и преподавателей, служащих. И когда «тяжесть грехов» достигала «критической точки», нарушителя исключали [32, с. 15]. По тем временам это могло иметь достаточно серьезные последствия: настороженно-негативное отношение в обществе, по месту возможной дальнейшей учебы или работы.

К этому надо добавить потерю пайка, военных норм материального обеспечения.

Первые наборы (с 1942/43 учебного года до 1956 г.) осуществлялись на платной и бесплатной основе. Так, среди учащихся первого набора Харьковского техникума НКПС СССР, размещенного в Тайге, из 246 обучаемых только 32 были освобождены от платы за обучение [11, л. 31]. К концу войны численность обучающихся в техникумах превысила 400 человек [12, л. 9].

Завершение войны потребовало новых изменений в системе профессиональной подготовки железнодорожников в регионе. Во-первых, уже в конце войны начали обсуждать работы по реэвакуации учебных учреждений: в освобождаемых районах надо было восстанавливать кадровый потенциал. Проблема решалась по-разному. Так, ЖУ-5 в марте 1944 г. было передислоцировано по месту эвакуации [21]. В результате из 4 ЖУ осталось 3, и такое число сохранялось до 1956 г. [43].

Но были и иные решения. О судьбе Харьковского техникума в Тайге уже было сказано: оно стало основой для Тайгинского железнодорожного техникума. В г. Сталинск в Кузнецком металлургическом техникуме продолжалась подготовка железнодорожников. Но Ленинградский техникум путевого хозяйства (в г. Тайга) решили реэвакуировать. Но вопрос: когда. Выявлено несколько позиций: в 1943 г. [32, с. 215], в ноябре 1944 г. [35, с. 351], 1 августа 1945 г. и в 1945/46 уч.г. [1; 14, л. 20; 13, л. 42]. В итоге и по отчетам железных дорог, и по статуправлению в Кемеровской области был 1 техникум МПС СССР, то есть состав учреждений к концу 1940-х гг. стал достаточно стабильным.

Иное положение сложилось среди учреждений НПО. По своей природе это были довольно подвижные образования. Появлялись они по мере возрастания потребности в тех или иных профессиях. Преподавательский состав подбирался их квалифицированных инженеров, техников и рабочих. Занятия практические проводились на базе предприятий, при которых они открывались. По мере потери необходимости училища ликвидировались или перепрофилировались, и, соответственно, переименовывались. Наряду с ними на процесс влияли и организационные мероприятия, проводимые в рамках реформ профтехобразования 1958 и иных годов. Оригинальные научно-справочные материалы Архива начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы» дают картину этого процесса.

В результате среди учреждений НПО для железнодорожного транспорта сложилась такая картина, которая показывает число учреждений, их переименования, и процесс размещения.

На основе материалов Архива НПО по Кемеровской области удалось выяснить, что для подготовки железнодорожников работали в разное время 10 учреждений НПО. По разным причинам каждое из них не раз меняло свое наименование. Обозначим логику этих перемен по схеме: место дислокации, наименование в определенные годы в рамках советского периода их истории. Итак,6 из них в г. Топки были дислоцированы 3:

(1) до 1947 г. как ЖУ-2; 1947-1963 как ЖУ-1; 19631984 - как ГПТУ-53; 1985-1989 - как СТПУ-53; с 1990 г. как ПТУ-53;

(2) как СПТУ-3 в 1968-1976; ССПТУ-3 в 1977-1981; СПТУ-76 в 1982; ССПТУ-3 в 1983-1984; СПТУ-76 в 19851989;

(3) ГПТУ-53 в 1983-1984; СПТУ-53 в 1985-1989; ПТУ-53 с 1990.

В г. Белово - 3. Среди них:

(4) ЖУ-4 в 1943-1946; ЖУ-2 в 1947-1954 [45]; ТУ-5 в 1955-1961; ГПТУ в 1962 [41]-1975; СГПТУ-5 в 19761989; ПТУ-5 с 1990;

(5) ГПТУ-5 в 1974-1975; СГПТУ-5 в 1976-1989; ПТУ-5 с 1990;

(6) ФЗО-48 в 1947-1955; СШ-48 в 1956-1957; СУ-15 в 1958-1962; ГПТУ-151963-1984; СПТУ-15 в 1985-1989; с 1990 ПТУ-15.

В г. Новокузнецке - 2:

(7) ПТУ-31 в 1968-1981; ПТУ-10 в 1982-1984; с 1985 ПТУ-10];

(8) ТУ-4 в 1954-1963; ГПТУ-34 в 1963-1973; СГПТУ-34 в 1974-1987. Было ликвидировано в июле1987 г.

В г. Тайге - 2:

(9) ЖУ-61942-1948; ЖУ-3 в 1949-1963; ГПТУ-54 в 1963-1984; СПТУ-54 в 1985-1989; с 1990 ПТУ-54 [42];

(10) ЖУ-51943-1944. Видимо, эвакуировано, т. к. в марте 1944 г. было передислоцировано по месту эвакуации [21].

Отметим одну из особенностей развития учреждений начального профессионального образования железнодорожников: до осени 1947 г. его не коснулось резкого увеличения их числа, которое было характерно для учреждений других отраслей [8]. Это можно связать с большими темпами преобразований в других отраслях и с тем, что в стране не сложился кризис перевозок, а последнее логично связать с высокой слаженностью железнодорожного транспорта в предшествующие годы.

В сентябре 1947 г. при техникуме была открыта трехгодичная школа паровозных машинистов [21]. В отличие от ЖУ (потом ПТУ) она готовила не помощников, а машинистов паровозов (потом - электровозов).

Все перечисленные учебные учреждения в технологическом плане управлялись Главным управлением трудовых резервов при СНК (с 1946 - Совете министров) СССР и его региональных управлениях на местах (в Кемеровской области - областном).

В плане организации учебного процесса период от окончания Великой Отечественной войны до середины 1950-х гг. особых изменений не претерпел: в основе обучения было освоение паровозной тяги и ей соответствующих транспортных процессов.

С революционными переменами учебные учреждения столкнулись в середине 1950-х гг. Начались они в 1954 г., когда в ТТЖТ было открыто отделение «Вагонное хозяйство» [5; 45; 48]. Отсутствие своей материальной базы подготовки определило то, что обучение и выпуск специалистов отделения «Вагонное хозяйство» состоялся при Барнаульском вагоно-ремонтном заводе (ВРЗ) на вечернем отделении. Первый выпуск составил 33 человека [2]. Одновременно эта мера позволила облегчить и упростить учебный контакт как с потенциальным контингентом, так и с обучающимися, семьи которых проживали вне г. Тайга. Но это не снимало потребность в новом корпусе.

Определяющим стало решение о переходе техникума на подготовку кадров по специальностям «Электроподвижной состав» и «Энергоснабжение». Основной период подготовки на нее занял 19541956 гг., после чего специальность «Паровозное хозяйство» закрылась. Это было прямым следствием реализации государственной программы по электрификации железнодорожного транспорта, принятой в 1956 г.

В связи с этим школу паровозных машинистов от техникума отделили. Инженеры-паровозники начали проходить переквалификацию на электротягу. Была сформирована группа преподавателей для создания материально-технической базы по изучению электровоза. Костяк этой группы составили опытные педагоги П. Ф. Максимович, В. В. Лебедзь и В. И. Баздырев, который в 1956 г. перешел на преподавательскую работу, а начальником техникума назначен был Михаил Григорьевич Пешков [5].

Но основная нагрузка на переобучение недавних «паровозников» легла на выпускника техникума А. Ф. Маслова. Переобучая (а это были подчас люди более старшего возраста, у многих за плечами были годы войны) он активно учился сам: закончил Омский

институт путей сообщения. И (особо обратим внимание) развивался как теоретик и практик электровозного движения. Т. е. разрабатывал курс по электровозам и консультировал машинистов-практиков в процессе реальной эксплуатации локомотивов.

Схема была примерно такой: при возникающих неполадках в движении в зоне станции Тайга, машинисты звонили диспетчеру, тот вызывал к себе А. Ф. Маслова, который вслепую проводил консультации на дистанции, подбирая варианты решения возникшей проблемы. Работа продолжалась до устранения неисправности. После успехов в такой работе решением начальника отделения на квартире преподавателя был установлен рабочий телефон. Это позволяло машинисту в любое время суток связываться с ним. Не случайно преподаватель техникума - А. Ф. Маслов - в середине 1960-х гг. считался признанным специалистом электровозного движения не только как преподаватель, но и как практик. Напомним еще раз: это происходило на начальном этапе становления электротяги на этом участке, когда особенно остро сказывался дефицит специалистов нового профиля.

Неуклонно росли самые широкие социальные функции техникума и училищ. Они полноценно работали в программе роста общего уровня образования будущих железнодорожников, давая молодежи не только профессиональные знания, но и среднеоб-разовательный уровень, осваивали новые методы преподавания.

В этих условиях площади под учебные и бытовые нужды, которые техникум получил еще в годы войны, все более и более затрудняли процесс обучения. С начала 1960-х гг. администрация ТТЖТ, а потом и Тайгинский горком КПСС безрезультатно ставили вопрос перед МПС об обновлении материальной базы техникума, прежде всего - о получении нового корпуса.

Как временный шаг в решении этой проблемы, ТТЖТ открыл филиал и учебно-консультационный пункт, соответственно, в Белово (1962; с обучением от 300 до 600 человек ежегодно) [15, л. 13; 16, л. 32] и Новокузнецке (с обучением от 160 до 200 человек ежегодно [16, л. 33; 17, л. 36]). Вагонники в основном обучались на Алтайском вагоноремонтном заводе в г. Рубцовск.

Изменения коснулись не только СПО, но и НПО. Так, в ЖУ-3 (ГПТУ № 54) перешли на подготовку профессиям «помощник машиниста паровоза», «слесарь по ремонту паровозов» заменили профессии «помощник машинистов электровозов» и «слесарь по ремонту электровозов». В перечне подготовки ПТУ № 53 г.

Топки появились такие профессии, как «электромонтер контактной сети», ГПТУ № 10, г. Новокузнецк -«слесарей по ремонту тепловозов и дизель-поездов», ГПТУ № 54, г. Тайга - «монтер СЦБ». И т. д. Аналогичный процесс шел и в ТТЖТ.

В 1962 г. в ТТЖТ открыли специальность «Тепловозное хозяйство» [5. Но есть указание на другой год: 1964. См.: 30; 33; 45], а в 1972 г.- «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство». В 1980 г. в плане рационализации подготовки произошло объединение двух специальностей: «Вагонное хозяйство» и «Изотермический подвижной состав и холодильное хозяйство» в одну - «Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация вагонов и рефрижераторного подвижного состава» [48, с. 6].

Теперь о логике собственно образовательных процессов. До 1960-х гг. их методика базировалась на своеобразном сочетании словесных и практических методах изложения. Характерно, что в практической части обучения ученики выполняли план реального производства. И это в условиях, когда руководство депо не всегда создавало нужные для работы условия [10, л. 1об.; 4]. Основой выступали единые государственные учебники или текущие политически проверенные и согласованные материалы. Это вполне отвечало задачам форсированного развития на стадии становления индустриального общества при дефиците кадров, в том числе преподавания, когда в сфере профессионального образования должности замещались недавними практиками хозяйственной или политической работы. Для подготовки железнодорожников этот этап характеризовался подготовкой работников для осуществления паровой тяги и завершился он в основном в 1950-ми годами.

С переходом на новую стадию, стадию НТР, стадию активного развития логического и теоретического мышления перед профобразованием встали принципиально новые задачи. Они вызревали с середины 1950-х гг., когда была принята государственная программа электрификации железнодорожного транспорта (1956 г.). Она вызвала к жизни появление новых профессий, наполнение новым содержанием действующих, ликвидацию некоторых устаревших. Это состояние потребовало развитие теоретического мышления (а для этого нужны были соответствующие знания), критического понимания действительности, деловой активности, способности творчески принимать решения.

Это поставило перед педколлективами учреждений НиСПО освоение новых программ, разработку курсов занятий, создание принципиально иной

материально-технической базы обучения. А имеющаяся база была старой. Ее учреждения в основном получили до 1950-х гг.

Советская система объективно выполняла функцию индустриальной модернизации. Исторически первым методом выступал экстенсивный путь развития. Применительно для железнодорожного транспорта это означало в числе прочих факторов достижение новых масштабов перевозки за счет привлечения новых кадров.

Реализуя эту логику, формы НиСПО до второй половины 1980-х гг. увеличивали контингент обучающихся, рост числа выпускников. В условиях планового регулирования это заставляло строго выдерживать планы набора, поддержания контингента и выпуска молодых специалистов.

Во второй половине XX века в Кемеровской области работало 9 учреждений НПО и 1 (Тайгинский) техникум. В среднем на одно такое учреждение приходилось 200-300 обучающихся. Итого - 2-3 тыс. обучающихся.

Резко возросла численность обучающихся в ТТЖТ: с 246 в 1943 г. этот показатель возрос до 500 человек в середине 1950-х гг., превысил 1600 к 1972 г. и 2000-ю отметку к началу 1990-х гг. Возрос и выпуск молодых специалистов. Чтобы обучить этот контингент, требовались качественно новые учебные и бытовые площади. Эти площади должны были учитывать не только современное реальное оборудование или его качественные учебные муляжи (симуляторы), возросшие культурные и бытовые потребности, но и потребности в физическом развитии. Практическая острота в последнем виде была связана с тем, что в условиях НТР физическая активность населения стала снижаться, что провоцировало снижение качество здоровья и умственной активности. Поэтому не только общеобразовательная, но и профессиональная подготовка потребовала существенных материальных затрат на укрепление и развитие физической культуры будущих работников.

В новых условиях учебный процесс в ведущем отраслевом учебном учреждении области столкнулся с новыми проблемами. С одной стороны, возрастающие масштабы перевозок требовали большего числа квалифицированных кадров.

Вместе с обозначенными двумя проблемами возникла и третья - это проблема кадров, которые были бы способны работать в новых условиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эти проблемы с разной остротой стояли перед всеми железнодорожными учебными заведениями области. Но решить их на кардинальной основе уда-

лось только в ТТЖТ, который в сети дорог страны долгое время оставался в последней десятке.

С начала 1960-х гг. руководство техникума поставило перед своим министерством проблему нового учебного корпуса. Просьбу поддержал Тайгинский горком КПСС. Но со стороны МПС СССР аналогичный шаг не был сделан. Только открытое письмо бывшего выпускника ТТЖТ, а в 1960-х гг. признанного сибирского писателя В. А. Чивилихина в редакцию газеты «Комсомольская правда» в 1969 г. помогло решить проблему. Это была не рядовая газета, а печатный орган ЦК ВЛКСМ. В силу своего институционального статуса (главной газеты тогда 40-миллионной армии комсомольцев - молодежного резерва ведущей партии советской политической системы) и мастерства редакционного руководства, она стала влиятельной духовной силой в обществе. И в 1972 г. новый корпус был получен.

Этого события ждал весь коллектив. Интересный феномен: техникум в конце 1960-х гг. находился в последней десятке аналогичных учебных заведений в отрасли (МПС СССР). И коллектив захотел исправить положение. Где-то с 1970 г. отдельные преподаватели начали готовиться к оборудованию будущих лабораторий. Важно заметить: инициатором выступил преподаватель А. Ф. Маслов, тогда секретарь первичной организации КПСС ТТЖТ. По настойчивой просьбе коллектива, после настоятельной работы со стороны городской организации КПСС А. Ф. Маслов решился на пост директора этого техникума. И проработал на этом посту до 2002 г.

Эти годы стали началом современного расцвета ТТЖТ, теперь уже ТИЖТ. До 1991 г. были сделаны главные работы по созданию современных лабораторий и помещений главного корпуса, оборудованы 2 общежития, спортивный городок. Это позволило кардинально модернизировать учебный процесс.

Параллельно с формированием материальной базы развивался весь техникум. В доверительной беседе с А. Ф. Масловым удалось сформулировать черты концепции его руководства. Это:

- достаточное знание предмета руководства, о чем уже шла речь;

- демонстрация силы личного примера. По его справедливому мнению, директор учебного учреждения должен быть, прежде всего, «учителем № 1». Став директором, он остался работающим преподавателем. Для молодых преподавателей он был примером ведения занятий. А. Ф. Маслов первым собрал лабораторию «Электроподвижного состава» и предложил, как минимум, по его подобию создать лаборатории по другим предметам;

- постоянный деловой контакт с предприятиями дороги, с местными государственными органами и общественными организациями. Первые шли ему «навстречу» благодаря качественным молодым специалистам. Их руководители дорог видели на практиках, на защите дипломных проектов, а потом в работе на своих предприятиях. Поэтому разумные просьбы руководства техникума по передаче наиболее вос-требуемого в обучении действующего оборудования в лаборатории обычно удовлетворялись [32, с. 40-52];

- активное участие в политической и хозяйственной жизни города и сельского района. Это - участие в подготовке и проведении избирательных компаний в Советы разных уровней, когда, например, обучаемые работали в качестве агитаторов на «десятидвор-ках» (избирательных участках). В 1940-х гг. преподаватели были вовлечены в процесс подписки на четырехнедельные займы государства в пользу восстановления экономики. Сам А. Ф. Маслов с 1972 г. избирался делегатом на пленумы Тайгинского горкома КПСС, с 1974 г. избирался депутатом в местный Совет, с 1988 г. - членом бюро Тайгинского горкома партии [32, с. 28-29]. Практически вся история учебных заведений была историей оказания помощи местным колхозам и совхозам. В мастерских ТТЖТ изготовлялись простые слесарные и столярные инструменты. Преподаватели и обучаемые на субботниках оказывали поддержку в наделении порядка на улицах. Когда обустраивался в 1970-х гг. учебный комплекс, несколько домов города были подключены к новой котельной ТТЖТ.

То есть и техникум, и лично его директор А. Ф. Мас-лов были в центре городской жизни. Поэтому не случайной была положительная ответная реакция при обращении руководства ТТЖТ в местные органы власти и предприятии дороги. Это касалось, например, выделения квартир преподавателям от городских властей, оборудования от предприятий дороги [32, с. 73];

- для успешного руководства А. Ф. Маслов сформировал группу методистов, которая регулярно проводила мониторинг нормативных актов, примеров опыта передовой работы, вооружая коллектив полезными и своевременными обобщениями;

- подбор и расстановка кадров. Обычно для преподавания А. Ф. Маслов лично подбирал из хороших выпускников ВУЗов и оправлял их на стажировку на лучшие предприятия дороги. Не случайно почти весь коллектив ТТЖТ в своих воспоминаниях А. Ф. Маслов рассматривает как прямых соучастников процесса. В своих беседах он части употреблял примерно такое обращение: мы дали клятву сделать тех-

никум одним из лучших в отрасли. Одним из условий такого взаимопонимания А. Ф. Маслов считает массово понимаемую разность в оплате труда директора и основной массы преподавателей;

- верность своему учреждению. А. Ф. Маслова с 1970-х гг. неоднократно приглашали на работу в Тайгинский горком КПСС, начальником отдела учебных заведений сначала Западно-Сибирской, а потом Кемеровской железных дорог, преподавателем НИИЖТа и ОмИИЖТ; на руководство техникумами отрасли по всей сети дорог СССР [36, с. 23-25]. Но он оставался в техникуме, и вместе с ним набирал свой потенциал. И уже в 1991 г. ТТЖТ стал своеобразной развивающейся моделью преобразований материальной базы не только для техникумов, но и для вузов МПС. Не случайно А. Ф. Маслов был удостоен звания Народного учителя СССР. До и после этого были другие награды и звания. И в числе их - профессор ОмГУПСа;

- формирование достаточно богатой внутренней жизни учреждения. Работали и общественные организации, кружки, студенты активно участвовали в общественной и спортивной жизни города.

Отражением этих тенденций с конца 1960-х гг. и особенно в 1970-е - 1980-е гг. в работе педагогических коллективов училищ и техникумов стала работа по освоению новых дисциплин (эта тенденция была самой ранней - с 1954 г., например, в ТТЖТ), по методике преподавания дисциплин. В частности, для этого стали формироваться цикловые комиссии по кругу родственных дисциплин. В преподавании отдельных дисциплин стали применяться программные методы, наравне с доской, мелом, технические средства обучения (диапроекторы, проигрыватели, магнитофоны, кинопроекторы, счетные механизмы).

Не случайно практически с момента обустройства главного корпуса ТТЖТ новый директор на протяжении второй половины 1970-х гг. до 1991 г. разработал и предложил новую модель обучения в ТТЖТ. Она заключалась в объединении ТТЖТ и Тайгинской техшколы (ТТШ), в гармоничном соединении двух преимуществ: более высокого уровня прикладной подготовки, которая была в ТТШ, и лучшей теоретическом обучении в ТТЖТ. Два прежде разных коллективов учились друг у друга, а освоенный опыт был «возвращен» в учебный процесс.

Все это популяризировало обучение железнодорожным профессиям и специальностям, особенно в ТТЖТ. Нередки случаи, когда обучение в Тайгинском техникуме становится семейной традицией. Обучаться в ТТЖТ стало семейной традицией для многих железнодорожников [30]. Это формирующи-

еся трудовые династии Волчек, Гайдаш, Панкратовы, Пашковы. В их семьях от 2 до 4 детей учились в ТТЖТ [44]. Показателей пример семье Щегольковых. Когда Евгения Щеголькова в приемной комиссии спросили, почему он из Новосибирска, где, к слову сказать, свой железнодорожный техникум есть, приехал поступать в периферийную Тайгу, он с гордостью ответил: «Здесь учились мой дед и отец» [6].

Ситуация, которая сложилась с ТТЖТ в начале 1960-х гг. можно считать достаточно типичной. Но решить ее на том уровне, как это сделали в ТТЖТ, другим учреждениям не удалось. Так, ГПТУ-5 в Белово в 1975 г. тоже переехал в новый корпус. Но встать «на одну планку» с ТТЖТ у него не получилось.

Это - специализированные учебные учреждения профессионального обучения МПС СССР и его предприятий в Кемеровской области. Но помимо их к подготовке кадров транспорта со СПО привлекались техникумы других отраслей, прежде всего тех, которые имели свой промышленный железнодорожный транспорт. Как показывает статистика, это, прежде всего, техникумы, готовившие кадры для угольной, металлургической, лесной промышленности. Нормативных документов в архиве Кемеровской области не сохранилось, но можно предположить, что это были кадры для промышленного транспорта, который прежде всего обслуживал подъездные пути предприятий и работавших на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта. Это были курсы ускоренной подготовки. В 1970-е - 1980-е гг. так готовилось несколько десятков специалистов. Так, по данным за 1989/90 уч. г. в техникумах по подготовке кадров для угольной промышленности было 400 выпускников [18].

Заключение

Завершая статью, сделаем ряд принципиальных выводов. Как показывают материалы по Кемеровской области, региональная система подготовки кадров начального и среднего специального образования обеспечила реализацию важнейших направлений в историческом развитии региона. В числе их - задача обеспечения железнодорожного транспорта кадрами рабочих и техников, как для системы МПС СССР, так и тех отраслей, где работал промышленный железнодорожный транспорт. Это обеспечило мобильность товаров и людей в регионе и транспортную связь региона со всей страной и необходимыми мировыми центрами.

Начальное и среднее профессиональное образование в области, как и во всей стране, стало средством решения задач вывода общего образования до обяза-

тельного восьмилетнего, а потом и среднего уровня. Кроме того, профессиональная подготовка на директивном уровне рассматривалась как компонент развития советского человека в сочетании с общекультурным, физическим и иным развитием, как средство формирования активной гражданской позиции.

Многие из выпускников ТТЖТ стали хорошими исполнителями и руководителями железнодорожного транспорта в регионе, в области профессиональной подготовке, в общественной жизни страны и региона. Уже отмечались две знаковые фигуры в развитии национального самосознания и управления профессионального образования - А. Ф. Маслов и В. А. Чивилихин.

Но в целом советской системе не удалось выдержать испытание временем. Она потерпела историческое поражение. Есть позиция, которая сводит это поражение к личностному фактору. Но этот подход представляется неверным и ограниченным с позиции системного диалектико-материалистического подхода. В факторном анализе этого явления видится и «ниша» профессионального образования, потенциал которого был не использован. Об этом говорили сами управленческие структуры, говорили, принимали в свои решения, но не делали адекватных выводов. Назовем только некоторые из них.

Медленное решение вопросов укрепления материально-технической базы учебного процесса. Тому же ТТЖТ потребовалось около десятка лет, чтобы только начать формирование того учебного комплекса, который в критические для страны 1990-е гг. будет признан одним из лучших в отрасли. И на него, на техникум, будут ориентировать транспортные вузы страны. Создавался он не путем реализации государственного плана, а через инициативу директора, путем поддержки отраслевой системы управления. Система, основанная на таком подходе, обречена на историческую неустойчивость.

За 20 лет преобразований в обучении железнодорожным специальностям как раз произошли перемены. Главной из них - создание полигона теперь уже ТИЖТ, ставшего образцом не только для техникумов, но и железнодорожных вузов. Вторым шагом стало начало компьютеризации и внедрение дистанционного обучения. Первым серьезным испытанием стала организация дистанционного учебного процесса в условиях коронавируса. Проблемы в этом разумно отнести к «болезни роста». А к реальной проблеме - отсутствие отечественной базы в создании и «железа», и программного обеспечения или участия на равноправных началах в международных проектах.

Помимо материальной базы в профессиональном образовании назрели проблемы в организации учебного процесса. В этих новациях выделилась группа преподавателей-инициаторов. Их награждали, пропагандировали. Но система 1960-х - 1980-х гг. была уже не административно-командной. Ее руководство и сама педагогическая среда были не готовы к активным прорывным решениям. От немногих новаторов отставали остальные члены педколлективов. В этом плане ровнее выглядело соотношение в коллективе ТТЖТ. Он становился неким образцом для всех других техникумов отрасли. Но от него отставали другие. Система отраслевого управления замыкала техникумы на свои отраслевые уровни. Отраслевой подход нарушал горизонтальные связи, обмен опытом. Так система сама мешала реализовывать свои преимущества, что было одной из причин ее разрушения.

Одной из типичных проблем отечественного профессионального образования документы называли отставание заочного образования от дневного. Это было следствием снижения уровня дисциплины, превращение для значительной массы преподавателей заочного и вечернего форм образования как второстепенных, общего обесценивания образования в обществе 1970-х - 1980-х гг. Кстати, эти же факторы привели к обесцениванию оценки. Не избежали их и учебные заведения по подготовке железнодорожников.

Отставание внедрения отечественного и тем более зарубежного передового опыта. Пассивность в этом плане и городских методических объединений. И т. д. Простой пример: совет директоров провел выездное заседание в ТТЖТ. Участники отметили успех начала формирования учебного комплекса, восхищались обустройством аудиторий в учебном корпусе. Но Совет и руководство региона не извлекли выводов для такого же развития остальных учреждений СПО.

Да и в самом техникуме отмечали проблемы в политическом воспитании. Они были проблемами не только одного учреждения, но и всего региона, всей страны.

А завершить статью считаю нужным ответом рецензенту. Тезис был таков: «На наш взгляд автор статьи на каком-то этапе подавил в себе историка, встав на позиции политика, для которого критиканство прошлого является нормой». Как быть? Системы СССР была великой. При всем многообразии суждений хотелось бы (пусть достаточно субъективно) выделить главное - попытку сделать счастливыми всех. Утопизм? Да! Великий утопизм. Но именно он стал средством грандиозной структурной перестройки советского общества. в 1917-1950-х гг. Ядром Второй

мировой войны была попытка свернуть с этого пути. Именно деловой утопизм того времени помог не допустить этого. Профессиональная подготовка как один из элементов социальной адаптации конкретного человека играл в этом процессе важную роль.

„Крах той системы имел много измерений. В их числе и профессиональная подготовка. Показаны не все. Их больше. Их надо выявлять, анализировать. Это подтверждает и мой рецензент: «Проблемы политического воспитания в настоящее время исчезли? Нет, они стали намного острее». Следовательно, без дальнейшей такой работы нового не построить. И в то же время в том текущем наметились новые точки роста. Увидеть их, развить и довести до новой, но более устойчивой социальной системы - задача уже современников.

Литература

1. Архивный отдел администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Ф. 10 Списки фондов, хранящихся в муниципальных архивах Кемеровской области на 01.01.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://kuzbassarchives.ru/guides/ (дата обращения: 24.08.2018).

2. Баяджиев В. Тайга - город железнодорожников // Шахтерский край. 2004. 7 апреля. С. 4.

3. История начального и среднего образования Кузбасса металлургическая и химическая промышленность / А. В. Блинов, А. Н. Ермолаев, А. А. Зеленин, В. А. Овчинников. Кемерово, 2018. 134 с.

4. Блинов А. В., Ермолаев А. Н., Овчинников В. А. История горного начального и среднего профессионального образования в Кузбассе (XVIII - XXI вв.). Кемерово, 2015. 130 с.

5. Богданова Н. Это нашей истории строки // Тайгинский рабочий. 2018. 29 ноября. С. 2-3.

6. Болтенко С. История железнодорожного техникума ст. Тайга [Электронный ресурс]. URL: http://www.zap-sib-rail.narod.ru/ Article/tehnikum-taiga.html (дата обращения: 26.08.2018).

7. Булатников И. Е. Формирование ответственного отношения будущих специалистов железнодорожного транспорта к профессиональной деятельности в воспитательной системе ССУЗа [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2010. 224 с. URL: http://www.dissercat.com/ content/formirovanie-otvetstvennogo-otnosheniya-budushchikh-spetsialistov-zheleznodorozhnogo-transpo#ixzz5SPYOxOWI (дата обращения: 28.09.2018).

8. Бушланов П., начальник Кемеровского областного управления трудовых резервов. Справка о движении сети учебных заведений и контингента учащихся по Кемеровскому областному управлению трудовых резервов с 1947 по 1958 год // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы». Л. 2.

9. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. П-165. Оп. 1. Д. 2.

10. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. П-165. Оп. 1. Д. 3.

11. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 225.

12. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 234. Л.9. Д. 237.

13. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 240.

14. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 244.

15. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 281.

16. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 293.

17. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф. Р-304. Оп. 1. Д. 298.

18. Государственное казенное учреждение «Государственный архив Кемеровской области». Ф.Р-304. Оп. 1. Д. 454.

19. Для поступающих в средние специальные заведения СССР. Справочник (техникумы, училища, школы) в 1991 году / сост. Л. И. Алешина, Т. Б. Горшкова, Л. И. Личинина, С. А. Слюса-ренко. М., 1991. 574 с.

20. Железнодорожное образование [Электронный ресурс]. URL: http://lokomo.ru/info/zheleznodorozhnoe-obrazovanie.html (дата обращения: 11.03.2019).

21. Журнал учета учреждений начального профессионально-технического образования // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы». Л. 2.

22. Заслуженные работники системы НПО Кемеровской области / ред. Н. А. Жук. Кемерово, 2005. 75 с.

23. У Беловского многопрофильного техникума (БМТ) длинная и богатая история (с 1932 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pu5belovo.ru/index.php/uchreditelnye-dokumenty/94-osnovnye-svedeniya/828-istoriya-bmt (дата обращения: 20.08.2018).

24. История железнодорожного транспорта Советского Союза. / под общ. ред. В. Д. Кузьмича, Б. А Левина. М., 2004. Т. 3. 631 с.

25. История Кузбасса / гл. ред. А. П. Окладников. Кемерово, 1970. Ч. 3. 221 с.

26. История Кузбасса / отв. ред. Н. П. Шуранов. Кемерово, 2006. 360 с.

27. История техникума (Кузнецкий металлургический техникум) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gouspo-kmt.ru/history/ (дата обращения: 15.03.2019).

28. Историческая справка (Тайгинский институт железнодорожного транспорта филиал Омского государственного университета путей сообщения) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.tigt.ru (дата обращения: 21.08.2018).

29. История среднего профессионального образования в России / общ. ред. П. Ф. Анисимова, В. М. Зуева. М., 2001. Кн. 2. 704 с.

30. Левашева М. Кузбасская железная дорога начинается в Тайге // Комсомольская правда. 2003. 28 августа. С. 15.

31. Маслов А. Готовим специалистов для транспорта // Тайгинский рабочий. 1984. 30 июня. С. 2.

32. Маслов А. Ф. Дорога, которую я выбираю... Кемерово, 2005. 256 с.

33. Маслов А. Кузница кадров // Тайгинский рабочий. 1980. 10 июня. С. 2.

34. Маслов А. Ф. Юбилей Тайгинского техникума // Локомотив. 1994. № 1. С. 47.

35. Морозов Н. М. Тайга. Исторический опыт поколений. Кемерово, 2017. Т. II. 497 с.

36. Морозов Н. М. Тайга. Исторический опыт поколений. Кемерово, 2017. Т. III. 382 c.

37. О преобразовании учебных заведений в городские и сельские ПТУ 1963 // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы».

38. Омский государственный университет путей сообщения. М., 2009. 111 с.

39. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.ru/17_88114_podgotovka-spetsialistov-srednego-zvena-i-massovih-professiy-dlya-zheleznodorozhnogo-transporta.html (дата обращения: 14.09.2018).

40. Привалихин В. Тайга. 100 лет. Исторический очерк. Новосибирск, 1996. 303 с.

41. Приказ Кемеровского областного управления трудовыми ресурсами № 46 от 19.02.1947 // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы».

42. Примерный список учебных учреждений начального профессионального образования Кемеровской области (профессионально-технические училища - профтехучилища - ПТУ), которые готовили рабочих для машиностроения, строительства и транспорта // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы».

43. Сеть заведений Кемеровского областного управления трудовых резервов 1943-1958 гг. (на 27.06.1958) // Архив начального образования Кемеровской области ГКУО «Центр обеспечения организационно-технической и воспитательной работы».

44. Смирнов Н. Тайгинский техникум накануне 30-летия // Тайгинский рабочий. 1971. 31 июля. С. 2.

45. Справка о Тайгинском институте железнодорожного транспорта - филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» // Архив ТИЖТ - филиал ОмГУПСа. Л. 1.

46. Справочник для поступающих в профессионально-технические училища Кузбасса / ред. Г Теплицкая. Кемерово, 1968. 34 с.

47. Среднее профессиональное образование Кузбасса - 75 лет. Кемерово, 2018. 38 с.

48. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта. 50 лет / ред. Ю. Г Гагин ; сост. А. Н. Зинченко, Г. П. Гагина. Кемерово, 1993. 15 с.

49. Томский техникум железнодорожного транспорта отметил свой 110-летний юбилей [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ttgdt.edu.ru/history/ (дата обращения: 14.09.2018).

50. Угольная магистраль России. Из истории Кемеровской железной дороги / сост. Е. Логинова, Г. Шалакин. Кемерово, 2004. 248 с.

51. Шаляпина И. В. История профессионального среднего образования в Кемеровской области (1958-1985 гг.). Кемерово, 2014. 196 с.

References

1. Arxivny'j otdel administracii Leninsk-Kuzneczkogo gorodskogo okruga. F. 10 Spiski fondov, xranyashhixsya v municipal'ny'x arxivax Kemerovskoj oblasti na 01.01.2018 g. [Archival department of the administration of the Leninsk-Kuznetsk urban district. F. 10 Lists of funds stored in the municipal archives of the Kemerovo region on 01.01.2018]. Available at: http://kuzbassarchives.ru/guides/ (accessed 24.08.2018). (In Russian).

2. Bayadzhiev V. Tajga - gorod zheleznodorozhnikov [Taiga - the city of railway workers]. Mining region, 2004, April 7, pp. 4. (In Russian).

3. Blinov A. V., Ermolaev A. N., Zelenin A. A., Ovchinnikov V. A. Istoriya nachal'nogo i srednego obrazovaniya Kuzbassa metallurgicheskaya i himicheskaya promyshlennost' [History of primary and secondary education of the Kuzbass metallurgical and chemical industry]. Kemerovo, 2018, 134 p. (In Russian).

4. Blinov A. V., A. N. Ermolaev, V. A. Ovchinnikov Istoriya gornogo nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya v Kuzbasse (XVIII - XXI vv.) [History of mountain primary and secondary vocational education in Kuzbass (XVIII -XXI centuries)]. Kemerovo, 2015, 130 p. (In Russian).

5. Bogdanova N. Eto nashej istorii stroki [This is our story line]. Taigin worker, 2018, November 29, pp. 2-3. (In Russian).

6. Boltenko S. Istoriya zheleznodorozhnogo texnikuma st. Tajga [History of the Taiga Station Railway College]. Available at: http://www.zap-sib-rail.narod.ru/Article/tehnikum-taiga.html (accessed 26.08.2018). (In Russian).

7. Bulatnikov I. E. Formirovanie otvetstvennogo otnosheniya budushchih specialistov zheleznodorozhnogo transporta k professional'nojdeyatel'nosti v vospitatel'nojsisteme SSUZa [Formation of a responsible attitude of future railway specialists to professional activities in the educational system of secondary vocational education]. Ph. D. thesis. Kursk, 2010, 224 p. Available at: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-otvetstvennogo-otnosheniya-budushchikh-spetsialistov-zheleznodorozhnogo-transpo#ixzz5SPYOxOWI (accessed 28.09.2018). (In Russian).

8. Bushlanov P., nachal'nik Kemerovskogo oblastnogo upravleniya trudovyh rezervov. Spravka o dvizhenii seti uchebnyh zavedenij i kontingenta uchashchihsya po Kemerovskomu oblastnomu upravleniyu trudovyh rezervov s 1947 po 1958 god [Bushlanov P., head of the Kemerovo regional department of labor reserves. Information on the movement of the network of educational institutions and the contingent of students in the Kemerovo regional management of labor reserves from 1947 to 1958]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". L. 2. (In Russian).

9. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskojoblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. P-165. Op. 1. D. 2. (In Russian).

10. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. P-165. Op. 1. D. 3. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 225. (In Russian).

12. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 234. L.9. D. 237. (In Russian).

13. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 240. (In Russian).

14. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 244. (In Russian).

15. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 281. (In Russian).

16. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 293. (In Russian).

17. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F. R-304. Op. 1. D. 298. (In Russian).

18. Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie «Gosudarstvenny'j arxiv Kemerovskoj oblasti» [State Treasury Institution «State Archive of the Kemerovo Region»]. F.R-304. Op. 1. D. 454. (In Russian).

19. Dlya postupayushhix v srednie special'ny'e zavedeniya SSSR. Spravochnik (texnikumy', uchilishha, shkoly') v 1991 godu [For applicants to secondary special institutions of the USSR. Reference book (technical schools, colleges, schools) in 1991]. Comp. L. I. Aleshina, T. B. Gorshkova, L. I. Lichinina, S. A. Slyusarenko. Moscow, 1991, 574 p. (In Russian).

20. Zheleznodorozhnoe obrazovanie [Railway education]. Available at: http://lokomo.ru/info/zheleznodorozhnoe-obrazovanie.html (accessed 11.03.2019). (In Russian).

21. Zhurnal ucheta uchrezhdenijnachal'nogo professional'no-texnicheskogo obrazovaniya [Register of primary vocational education institutions]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". L. 2. (In Russian).

22. Zasluzhenny'e rabotniki sistemy' NPO Kemerovskojoblasti [Honored Workers of the NGO System of the Kemerovo Region]. Ed. N. A. Zhuk. Kemerovo, 2005, 75 p. (In Russian).

23. U Belovskogo mnogoprofil'nogo tekhnikuma (BMT) dlinnaya i bogataya istoriya (s 1932 g.) [Belovsky Multidisciplinary College (BMC) has a long and rich history (since 1932)]. Available at: http://www.pu5belovo.ru/index.php/uchreditelnye-dokumenty/94-osnovnye-svedeniya/828-istoriya-bmt (accessed 20.08.2018). (In Russian).

24. Istoriya zheleznodorozhnogo transporta Sovetskogo Soyuza [The history of railway transport of the Soviet Union]. Eds. V. D. Kuzmich, B. A Levin. Moscow, 2004, vol. 3, 631 p. (In Russian).

25. Istoriya Kuzbassa [History of Kuzbass]. Ed. A. P. Okladnikov. Kemerovo, 1970, part 3, 221 p. (In Russian).

26. Istoriya Kuzbassa [History of Kuzbass]. Ed. N. P. Shuranov. Kemerovo, 2006, 360 p. (In Russian).

27. Istoriya tekhnikuma (Kuzneckijmetallurgicheskijtekhnikum) [History of technical school (Kuznetsk metallurgical technical college)]. Available at: http://www.gouspo-kmt.ru/history/ (accessed 15.03.2019). (In Russian).

28. Istoricheskaya spravka (Tajginskij institut zheleznodorozhnogo transporta filial Omskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya) [Historical background (Taiga Institute of Railway Transport, a branch of Omsk State Transport University)]. Available at: http://www.tigt.ru (accessed 21.08.2018). (In Russian).

29. Istoriya srednego professional'nogo obrazovaniya v Rossii. Kniga vtoraya [History of secondary vocational education in Russia]. Eds. P. F. Anisimov, V. M. Zuev. Moscow, 2001, book 2, 704 p. (In Russian).

30. Levasheva M. Kuzbasskaya zheleznaya doroga nachinaetsya v Tajge [Kuzbass Railway begins in Taiga]. Komsomolskaya Pravda, 2003, August 28, pp. 15. (In Russian).

31. Maslov A. Gotovim specialistov dlya transporta [We train specialists for transport]. Taigin worker, 1984, June 30, pp. 2. (In Russian).

32. Maslov A. F. Doroga, kotoruyu ya vy'birayu... [The road I choose...]. Kemerovo, 2005, 256 p. (In Russian).

33. Maslov A. Kuznicza kadrov [Forge frames]. Taigin worker, 1980, June 10, pp. 2. (In Russian).

34. Maslov A. F. Yubilej Tajginskogo texnikuma [Anniversary of the Taiga College]. Locomotive, 1994, no. 1, pp. 47. (In Russian).

35. Morozov N. M. Tajga. Istoricheskij opy't pokolenij[Taiga. Generational historical experience]. Kemerovo, 2017, vol. II, 497 p. (In Russian).

36. Morozov N. M. Tajga. Istoricheskijopy't pokolenij[Taiga. Generational historical experience]. Kemerovo, 2017, vol. III, 382 p. (In Russian).

37. O preobrazovanii uchebny'x zavedenijv gorodskie i sel'skie PTU. 1963 [On the transformation of educational institutions in urban and rural vocational schools. 1963]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". (In Russian).

38. Omskij gosudarstvenny'j universitet putej soobshheniya [Omsk State Transport University]. Moscow, 2009, 111 p. (In Russian).

39. Podgotovka specialistov srednego zvena i massovy'x professij dlya zheleznodorozhnogo transporta [Training mid-level specialists and mass professions for railway transport]. Available at: https://studopedia.ru/17_88114_podgotovka-spetsialistov-srednego-zvena-i-massovih-professiy-dlya-zheleznodorozhnogo-transporta.html (accessed 14.09.2018). (In Russian).

40. Privalixin V. Tajga. 100 let. Istoricheskij ocherk [Taiga. 100 years. Historical essay]. Novosibirsk, 1996, 303 p. (In Russian).

41. Prikaz Kemerovskogo oblastnogo upravleniya trudovy'mi resursa-mi № 46 ot 19.02.1947. [Order of the Kemerovo Regional Labor Management no. 46 of 19.02.1947]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". (In Russian).

42. Primerny'j spisok uchebny'x uchrezhdenij nachal'nogo profes-sional'nogo obrazovaniya Kemerovskoj oblasti (professional'no-texnicheskie uchilishha - proftexuchilishha - PTU), kotory'e gotovili rabochix dlya mashinostroeniya, stroitel'stva i transporta [A sample list of educational institutions of primary vocational education in the Kemerovo region (vocational schools -vocational schools - vocational schools) that trained workers for mechanical engineering, construction and transport]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". (In Russian).

43. Set' zavedenijKemerovskogo oblastnogo upravleniya trudovy'x rezervov 1943-1958 gg. (na 27.06.1958) [A network

of institutions of the Kemerovo Regional Labor Reserves Department 1943-1958 (on 27.06.1958)]. Archive of primary education of the Kemerovo region of the State treasury institution of education "Center for the provision of organizational, technical and educational work". (In Russian).

44. Smirnov N. Tajginskij texnikum nakanune 30-letiya [Taiga College on the eve of the 30th anniversary]. Taigin worker, 1971, July 31, pp. 2. (In Russian).

45. Spravka o Tajginskom institute zheleznodorozhnogo transporta -filiale federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo obrazo-vatel'nogo uchrezhdeniya vy'sshego obrazovaniya «Omskij gosudarstvenny'j universitet putej soobshheniya» [Information about the Taiga Institute of Railway Transport, a branch of the Omsk State University of Railway Engineering, a federal state budgetary educational institution of higher education]. Archive of the Taiga Institute of Railway Transport - branch of Omsk State Transport University, L. 1. (In Russian).

46. Spravochnik dlya postupayushhix v professional'no-texnicheskie uchilishha Kuzbassa [Handbook for applicants to vocational schools of Kuzbass]. Ed. G. Teplitskaya. Kemerovo, 1968, 34 p. (In Russian).

47. Srednee professional'noe obrazovanie Kuzbassa - 75 let [Kuzbass secondary vocational education - 75 years]. Kemerovo, 2018, 38 p. (In Russian).

48. Tajginskij texnikum zheleznodorozhnogo transporta. 50 let [Taiga College of Railway Transport. 50 years]. Ed. Yu. G. Gagin, comp. A. N. Zinchenko, G. P. Gagina. Kemerovo, 1993, 15 p. (In Russian).

49. Tomskij texnikum zheleznodorozhnogo transporta otmetil svoj 110-letnij yubilej [Tomsk College of Railway Transport celebrated its 110th anniversary]. Available at: http://www.ttgdt.edu.ru/ history/ (accessed 14.09.2018). (In Russian).

50. Ugol'naya magistral' Rossii. Iz istorii Kemerovskoj zheleznoj dorogi. Massovo-politicheskie izdanie [Coal highway of Russia. From the history of the Kemerovo railway]. Comp. E. Loginova, G. Shalakin. Kemerovo, 2004, 248 p. (In Russian).

51. Shalyapina I. V. Istoriya professional'nogo srednego obrazova-niya v Kemerovskoj oblasti (1958-1985 gg.) [The history of vocational secondary education in the Kemerovo region (1958-1985)]. Kemerovo, 2014, 196 p. (In Russian).

В статье А. И. Попова, С. В. Карпушкина, А. Д. Обухова «Концептуальные подходы к формированию и оцениванию компетенций экстремальной деятельности при использовании адаптивных тренажерных комплексов» (Conceptual approaches to formation and evaluation of competences extreme use activities adaptive training complexes), опубликованной в № 1(37) 2020 журнала, пропущена информация: «Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00567 с использованием вычислительного оборудования ЦКП «Цифровое машиностроение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.