Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ'

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВОТВОРЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫПУСКНИК УНИВЕРСИТЕТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ЗДРАВОТВОРЧЕСТВУ / СУБЪЕКТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Денис Сергеевич, Новикова Елена Ивановна

Инфекционные болезни, бросающие вызов человечеству, с одной стороны, и интересы выращивания субъекта постиндустриальной модернизации - с другой, делают необходимой подготовку выпускников педвузов к формированию у учащихся программы здравотворческой деятельности -здравотворческой культуры. Ретроспективный анализ исследований последнего двадцатилетия в области педагогического здравотворчества приводит авторов к выводу, что ядром данной культуры выступает здравотворческий идеал, ориентирующий систему образования на воспитание личности, у которой физическое здоровье становится гарантом духовного и нравственного здоровья, а «здоровое тело» делается «сосудом» для «здорового духа». Для того чтобы превратить будущих педагогов в обладателей и трансляторов здравотворческой культуры, педагогические вузы должны трансформироваться в транзитивные университеты - в своего рода инновационные экосистемы, чьи субъекты (университет, коллаборированные с ним структуры - школы, колледжи, учреждения постдипломного образования педагогов, преподаватели и студенты) занимаются разработкой, апробацией и внедрением в практику технологий здравотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Денис Сергеевич, Новикова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES FOR FORMING HEALTH-CREATIVE CULTURE OF STUDENTS

Infectious diseases that challenge humanity, on the one hand, and the interests of growing the subject of post-industrial modernization, on the other hand, make it necessary to prepare graduates of pedagogical universities for forming a program of health-creative activities in students - a health creation culture. A retrospective analysis of the studies in the field of pedagogical health-creative activities for two previous decades leads the authors to the conclusion that the core of this culture is the ideal of health-creative activity, orienting the education system towards the upbringing a person, whose physical health becomes the guarantor of spiritual and moral health, and a «healthy body» becomes a «vessel» for a «healthy mind». In order to turn future teachers into carriers and translators of the health creation culture, pedagogical universities must transform into transitive universities - into a kind of innovative ecosystems, whose subjects (the university itself, collaborated structures - schools, colleges, postgraduate education institutions for teachers, etc., teachers and students) are engaged in the developing, testing and implementing health-creative activity technologies in practice.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-3-187-197

ББК 74.489

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДРАВОТВОРЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

PREPARATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES FOR FORMING HEALTH-CREATIVE CULTURE OF STUDENTS

Новиков Денис Сергеевич

Ассистент кафедры общей гигиены и экологии, Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации E-mail: dennov89@mail.ru

Novikov Denis S.

Assistant Lecturer at the Department of General Hygiene and Ecology, Volgograd State Medical University E-mail: dennov89@maiL.ru

Новикова Елена Ивановна

Доцент кафедры эколого-биологического образования и медико-педагогических дисциплин, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, кандидат биологических наук E-mail: einphysiolog@yandex.ru

Novikova Elena I.

Assistant Professor at the Department of Ecological and Biological Education and MedicaL and PedagogicaL DiscipLines, Volgograd State Socio-Pedagogical University, PhD in Biology E-mail: einphysiolog@yandex.ru

Аннотация. Инфекционные болезни, бросающие вызов человечеству, с одной стороны, и интересы выращивания субъекта постиндустриальной модернизации - с другой, делают необходимой подготовку выпускников педвузов к формированию у учащихся программы здравотворческой деятельности -здравотворческой культуры. Ретроспективный анализ исследований последнего двадцатилетия

Abstract. Infectious diseases that challenge humanity, on the one hand, and the interests of growing the subject of postindustrial modernization, on the other hand, make it necessary to prepare graduates of pedagogical universities for forming a program of health-creative activities in students - a health creation culture. A retrospective analysis of the studies in the

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Новиков Д. С., Новикова Е. И., 2021

в области педагогического здравотворчества приводит авторов к выводу, что ядром данной культуры выступает здравотворческий идеал, ориентирующий систему образования на воспитание личности, у которой физическое здоровье становится гарантом духовного и нравственного здоровья, а «здоровое тело» делается «сосудом» для «здорового духа». Для того чтобы превратить будущих педагогов в обладателей и трансляторов здравотворческой культуры, педагогические вузы должны трансформироваться в транзитивные университеты - в своего рода инновационные экосистемы, чьи субъекты (университет, коллаборированные с ним структуры - школы, колледжи, учреждения постдипломного образования педагогов, преподаватели и

field of pedagogical health-creative activities for two previous decades leads the authors to the conclusion that the core of this culture is the ideal of health-creative activity, orienting the education system towards the upbringing a person, whose physical health becomes the guarantor of spiritual and moral health, and a «healthy body» becomes a «vessel» for a «healthy mind». In order to turn future teachers into carriers and translators of the health creation culture, pedagogical universities must transform into transitive universities - into a kind of innovative ecosystems, whose subjects (the university itself, collaborated structures - schools, colleges, postgraduate education institutions for teachers, etc., teachers and students)

студенты) занимаются разработкой, апробацией are engaged in the developing, testing

Пандемия 2020 г. предложила нам еще один, и весьма существенный, аргумент в пользу необходимости формирования у учащихся на всех ступенях формального образования готовности к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья. Ковид-19 опрокинул уверенность человечества в собственном всемогуществе, в возможности предотвратить повторение эпидемий, пережитых им в античности и средневековье. Оказалось, что, даже вооружившись высокими технологиями, оно не может ощущать себя в безопасности перед лицом все новых угроз, порождаемых природной средой. Таким образом, сегодня как минимум два фактора обусловливают актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений подсистемы культуры, позволяющей им заботиться о своем здоровье.

Первый - ситуационный. Он заключается в вызовах биологической безопасности (прежде всего, инфекционных болезней, способных оказать критическое воздействие на человеческое сообщество) [1].

И второй - долгосрочный, состоящий в транзитивности переживаемой нами эпохи (переход к постиндустриальному обществу - обществу знания). Императивом данного

и внедрением в практику технологий здравотворчества.

and implementing health-creative activity technologies in practice.

Ключевые слова: здравотворческая культура, выпускник университета, педагогические исследования, готовность к здравотворчеству, субъект постиндустриальной модернизации.

Keywords: health creation culture, university graduate, educational research, readiness for health-creative activity, subject of postindustrial modernization.

времени становится приобретение индивидом умений действовать в мире, в котором будущее делается все более непредсказуемым, а скорость обновления знания увеличивается от года к году.

Поэтому «человеку XXI в.» нужны, прежде всего, такие компетенции, как: а) способность понимать грядущее и определять соответствующие ему личностные стратегии;

б) способность искать, обрабатывать и анализировать большие объемы информации;

в) способность заниматься самообразованием в течение всей жизни; г) способность справляться со стрессами (не говоря уже о знаниях и умениях, связанных с информационной гигиеной, эмоциональным интеллектом).

Ясно, что вызовы постиндустриализма превращают индивидуальное и общественное здоровье в важнейший ресурс развития личности и социума, а педвузы (как структуры, готовящие наставников субъектов постиндустриального транзита) делаются ключевым элементом системы образования начала третьего тысячелетия. В такой ситуации общество и государство ждут от данных учебных заведений превращения их в транзитивные университеты - образовательные структуры, находящиеся в перманентном переходном состоянии (целенаправленных и управляемых трансформаций) [2; 3].

Это значит, что российский социум ожидает от ученых-педагогов инновационных поисков, в том числе в такой важной области, как подготовка выпускников педвузов к выполнению миссии по выращиванию субъекта, способного сохранять и укреплять свое здоровье в интересах как выхода страны на новый виток развития, так и собственной самореализации [4].

Осознаёт ли отечественное научно-педагогическое сообщество возложенную на него обществом ответственность? Полагаем, что да, бесспорно. Наше утверждение базируется на анализе результатов исследований, опубликованных в первое двадцатилетие XXI в. Из статей и тезисов, монографий и диссертаций, ставших достоянием общественности, становится ясно, что в наступившем столетии целая плеяда российских ученых посвятила свои работы определению путей и средств формирования у будущих педагогов и их воспитанников готовности сохранять и укреплять свое здоровье.

Ретроспективный анализ исследований показывает, что весь массив научных работ в области педагогического здравотворчества можно объединить в две группы. К первой группе отнесем труды, рассматривающие содержание здравотворческой культуры. Ко второй - публикации, обосновывающие технологии подготовки выпускников педвузов к трансляции данной культуры.

Каждое из выделенных нами направлений рассматривает теоретически важные и практически значимые аспекты педагогического здравотворчества. Это касается, прежде всего, дискуссии, проходящей (подчас неявно) вокруг формулировки термина, который маркирует культуру, программирующую деятельность по укреплению здоровья. Эта дискуссия может показаться кому-то схоластической. Полагаем, однако, что такое впечатление является ошибочным. Ведь от того, как мы обозначим данную надбиологи-ческую программу («культура здоровья», «культура здоровьесбережения», «здравотвор -ческая культура» и пр.), зависит и целевой, и содержательный элементы сознательной активности педагогов и школьников.

В самом деле, термин «культура здоровья» не ориентирует индивидов на какую-либо активную, поисковую деятельность, предполагает репродукцию уже накопленного опыта. В свою очередь, формулировка «культура здоровьесбережения» фиксирует ориентацию на сохранение приобретенного с рождением биологического потенциала человека. И лишь термин «здравотворческая культура» формулирует ту целевую установку, которая соответствует императивам постиндустриализма: нацеленность личности на создание нового качества здоровья и внутреннюю мотивацию деятельности (созидание здоровья не по принуждению, инициативе воспитателей, педагогов и старших родственников, но по свободному выбору в интересах личностного самостроительства) [5].

Данная позиция, в частности, обоснована в исследованиях А. Г. Маджуга, Т. Ф. Ореховой, И. А. Синициной, Н. В. Третьяковой, В. А. Фёдорова и ряда других ученых. В их работах указывается, что «творящий - значит создающий нечто новое, уникальное, ранее не бывшее... обеспечивающий приращение здоровья, способствующий появлению новых характеристик», укрепляющий и развивающий здоровье через свое «включение в гармоничные отношения с внешним и внутренним миром» [6, с. 93; 7, с. 27]. Обладание названной культурой проявляется в готовности индивида к здравотворческой деятельности, «складывающейся из потребности, способности и решимости человека стать и быть здоровым» [8, с. 64].

Полагаем, что феномен, маркируемый нами термином «здравотворческая культура» можно фиксировать также термином «культура здоровьесозидания» (поскольку рассматриваем «творение» и «созидание» как синонимы). Такую точку зрения, на наш взгляд, разделяет А. Г. Маджуга. Данный исследователь в своих публикаций (индивидуальных и в соавторстве) отмечает, что современная здравотворческая стратегия образовательной организации должна заключаться в переходе на новый продуктивный уровень: от «здоровьесбережения» к «здоровьесозиданию» [9, с. 124]. Причем последнее, по мнению ученого, аккумулирует в себе «сохранение», «укрепление» и «творение» здоровья [10]. По сути, отождествляет «здравотворчество» и «здоровьесозидание» и Н. Н. Малярчук, отмечающая, что субъект здоровьесозидающей педагогической деятельности демонстрирует творчески-деятельностное отношение к своему здоровью [11, с. 7].

Опираясь на результаты исследований Н. П. Абаскаловой, Л. А. Акимовой, Г. К. Зайцева, В. В. Колбанова, Т. Н. Ле-ван, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Е. Г. Новолодской, Т. Ф. Ореховой, Н. В. Третьяковой, З. И. Тюмасевой, ряда других авторов, мы можем определить «здравотворческую культуру» как программу образа жизни, которая приобретается в результате целенаправленной социализации и проявляется в сохранении и наращивании наследуемого природного потенциала. Ее структурообразующим элементом выступает идеал здравотворчества, задающий индивиду образец и смысл здравотворческой деятельности [5, c. 4078]. В условиях постиндустриального транзита данный идеал проставляется нам инвариантом античной калокагатии. Такое утверждение вытекает из понимания того, что становящаяся социокультурная реальность нуждается не в «профессионале» или «специалисте», но в целостной личности, у которой физическое здоровье является формой ее нравственной добродетельности [12, с. 51].

Здравотворческую (здоровьесозидающую) культуру нельзя сводить к «простому набору» здравотворческих знаний, технологий и пр. (с этим согласны все авторы

исследований последних двух десятилетий). Более того, она не тождественна и деятельности, в которой воплощается. Данная культура является именно надбиологиче-ской программой, чьим предметным воплощением выступают повседневные здравот-ворческие практики индивидов. Тому, как сделать эти практики неотъемлемой частью образа жизни педагогов и их воспитанников, по сути, и посвящены исследования, объединенные нами выше в отдельную группу работ.

В корпусе упомянутых исследований выделяются труды, в которых разрабатываются целостные концепции или концептуальные модели различных аспектов здра-вотворческой деятельности: формирования здорового образа жизни субъектов образовательного процесса в системе «школа - вуз» (Н. П. Абаскаловой); формирования мировоззренческих детерминант культуры здоровья будущего учителя (С. Н. Горбуши-ной); экзистенциально-гуманистического подхода к здоровью человека (А. Г. Маджуга); формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования (Т. Ф. Ореховой); обеспечения качества здоровьесбе-регающей деятельности образовательных организаций в соответствии с современными потребностями личности, государства и общества (Н. В. Третьяковой).

Первая из вышеупомянутых ученых - Н. П. Абаскалова - давно и плодотворно занимается проблематикой педагогического здравотворчества. Плодом ее исследований стали не только научные, но и учебно-методические пособия. В частности, в издании, вышедшем в 2017 г., она и соавтор развернуто представили четыре модуля, охватывающие собой содержание дисциплины «Технологии разработки программ "Здоровье" для образовательного учреждения». Изучение указанного предмета действительно позволяет, на наш взгляд, выпускникам педвуза прибрести способность формировать у субъектов образовательной организации компетенцию, называемую учеными ясно и недвусмысленно: «быть здоровым». Характерно, что авторами учебной дисциплины от обучающихся в педагогической магистратуре требуется в процессе ее освоения самостоятельно смоделировать программу «Здоровье» для образовательной организации любой ступени [13]. Пособие, содержащее материалы названной дисциплины, по сути, предлагает студентам в концентрированном виде результаты многолетних исследований Н. П. Абаскаловой в области технологий формирования здравотворческой компетенции педагога, организации здоровьесберегающей среды в школе и вузе [14; 15].

В свою очередь, в исследованиях С. Н. Горбушиной обосновывается необходимость сместить вектор целевых установок педагогического образования от укрепления здоровья студента к формированию у него способности к здоровьесозидающей деятельности. Исследователь аргументированно показывает, что именно развитие субъекта культуры здоровья является подлинной ценностью и целью здравотворческого педагогического образования [16].

Целиком разделяя данное положение, оговоримся, что корректнее, на наш взгляд, было бы говорить не о «культуре здоровья», а о «здравотворческой культуре». Ведь здравотворческой деятельности, о которой пишет С. Н. Горбушина, должна соответствовать именно здравотворческая культура (подобно тому, как педагогической деятельности соответствует педагогическая культура, политической деятельности - политическая

культура и т. д.). Отметим как заслугу исследователя то, что в докторской диссертации С. Н. Горбушиной определены не только этапы и механизмы, критерии и уровни «культуры здоровья», но и выявлены педагогические условия, обусловливающие эффективность процесса ее формирования у студентов педвузов.

Заметное место среди работ, рассматривающих пути интериоризации того феномена, который мы обозначаем как «здравотворческая культура», занимают труды А. Г. Маджуга. В его публикациях представлены различные аспекты здоровьетворящего/ здравотворческого/здравосозидателъного/здравосозидающего образования. А. Г. Маджуга и его единомышленники (Р. Р. Агзамов, И. Б. Голованов и др.) правомерно подчеркивают, что готовность будущего педагога к здоровьесозидающей/здоровьетворя-щей/здравотворческой деятельности предполагает не только наличие высокого уровня «знаний и способов деятельности в области здоровья», но и ценностно-смысловую направленность данной деятельности, конструирование и реализацию выпускником «индивидуальной здоровьесозидающей траектории сообразно своим ресурсным возможностям», обретение им «развитой способности к рефлексии» [17, с. 286].

Определяя свой подход как экзистенциально-гуманистический, А. Г. Маджуга и его соавтор И. Г. Синицина, постулируют, что здоровье - это состояние индивида, «возникшее при осмыслении собственного существования и принятии ответственности за него. выраженное в стремлении к постоянному развитию за счет способности к свободному и правильному выбору на основе собственных ресурсов (курсив наш. - Д. Н., Е. Н.)» [6, с. 94]. Развивая и обосновывая данную позицию, А. Г. Маджуга, Д. П. Самородов, Е. В. Филипенко и Н. Н. Малярчук приходят к обоснованному выводу, что здоровьесози-дающее воспитание выступает метаисторическим императивом постиндустриального общества [18].

Полагаем, что данную точку зрения разделяет Н. В. Третьякова, активно разрабатывавшая в последнее десятилетие концептуальные основы обеспечения качества здра-вотворческой деятельности образовательных организаций. Свои идеи, обоснованные в защищенной в 2005 г. кандидатской диссертации, она развила и представила в статьях и монографиях, системно изложив их в докторской диссертации (2014). В частности, в исследовании, адресованном педагогам-практикам и студентам, Н. В. Третьякова охарактеризовала сущностные черты готовности учащихся к здравотворчеству, определив последнюю в качестве системообразующего фактора и результата данной деятельности. Ею была разработана концепция, модель и педагогические условия формирования готовности к здравотворчеству [19].

Опираясь на исследования А. Г. Маджуга, Н. В. Третьякова выявила ресурсы здра-вотворческого потенциала личности (интеллектуальный, эмоционально-волевой, физический, духовно-нравственный, социально-адаптационный, креативный) [19, с. 71]. Она сформулировала также крайне важное, на наш взгляд, положение о том, что здра-вотворческая активность обучающегося должна быть обеспечена не только «практическим инструментарием (технологиями, приемами и методами)», но и «методическими подходами к его использованию при моделировании и построении соответствующих изменяющимся ситуациям стратегий» [19, с. 74]. Добавим от себя, что не меньшую роль

в здравотворческой активности индивида играет принятие идеала и смысла здравотвор-чества, то есть того, во имя чего совершается процесс здравотворческой деятельности [20].

Разрабатывая концепцию обеспечения качества здоровьесберегающей деятельности, Н. В. Третьякова и ее соавтор В. А. Федоров выделили принципы управления им, позволяя тем самым субъектам образования верно оценить эффективность деятельности по сохранению и укреплению здоровья, определить ее недостатки и приоритеты [21, с. 80-83]. Резюмируя результаты своих научных исследований, ряд ученых (Н. В. Третьякова, А. Г. Маджуга, О. Н. Брунько, А. Г. Яппаров) обозначили ключевые процессы здоровьесбережения и здравотворчества, ведущим из которых нам представляется «формирование здравотворческой личностной позиции обучающихся педагогическими средствами» [22, с. 50].

Данному аспекту педагогического здравотворчества уделяет особое внимание Т. Ф. Орехова. Ее публикации, посвященные «здоровьетворящему образованию», появились еще в конце минувшего века. А в XXI в. ученый, продолжая исследования, опубликовала монографии и статьи, анализирующие процесс организации данного образования в школе [23; 24]. Так, содержание ее монографии 2001 г. стало предметом внимания многих ученых (О. А. Бутаковой, Ю. В. Ивановского, О. В. Кисель, А. Г. Маджуга, Н. В. Третьяковой, Н. А. Усцелемовой и др.), обращавшихся к нему в своих работах здраво-творческого характера. Т. Ф. Орехова убедительно показала, что здоровый образ жизни невозможно сформировать у обучающихся без их включения в здоровьетворящую (здравотворческую, в нашей терминологии. - Д. Н., Е. Н.) деятельность. Ученый доказала, что «эффективность формирования у учащихся навыков здорового образа жизни» зависит от ряда факторов: активности ребенка в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, наличия мотивации к ней и результатов, им ощущаемых [24, с. 18, 19]. В этой связи Т. Ф. Орехова показывает, что организация здоровьетворящего образования невозможна без формирования соответствующей культуры у педагогов.

Подытоживая ретроспективный анализ исследований разнообразных аспектов подготовки будущих педагогов к формированию у учащихся здравотворческой культуры, зафиксируем следующее.

1. Важнейшей подсистемой культуры субъекта постиндустриального общества является надбиологическая программа, позволяющая использовать здоровье в качестве ресурса личностного самостроительства.

2. Ядром этой подсистемы (здравотворческой культуры) выступает здравотворче-ский идеал, ориентирующий систему образования на выращивание личности, у которой физическое здоровье оказывается гарантом здоровья духовного и нравственного, а «здоровое тело» становится «сосудом» для «здорового духа».

3. Педагогические вузы, для того чтобы подготовить своих выпускников к формированию у детей здравотворческой культуры, должны превратиться в транзитивные университеты - в своего рода инновационные экосистемы, чьи субъекты (университет, коллаборированные с ним структуры - школы, колледжи, учреждения постдипломного образования педагогов и пр., преподаватели и студенты) занимаются разработкой, апробацией и внедрением в практику технологий здравотворчества.

Список литературы

1. Современные угрозы и вызовы в области биологической безопасности и стратегия противодействия / Г. Г. Онищенко, А. Ю. Попова, В. П. Топорков [и др.] // Проблемы особо опасных инфекций. 2015. Вып. 3. С. 5-9.

2. Транзитивный и транзитный университеты в транзитивном обществе: уточнение и взаимосвязь понятий / М. В. Богуславский, Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, О. В. Санникова // Проблемы современного образования. 2018. № 5. С. 83-98. URL: http:// www.pmedu.ru/images/2018-5/07.pdf (дата обращения: 17.10.2020).

3. Транзитивный университет - драйвер развития инновационной экосистемы в регионе / М. В. Богуславский, Н. С. Ладыжец, Е. В. Неборский, О. В. Санникова // Проблемы современного образования. 2019. № 6. С. 101-109. URL: http://www.pmedu.ru/ images/2019-6/09.pdf (дата обращения: 17.10.2020).

4. Новиков Д. С. Подготовка бакалавров педагогического образования к здравотвор-ческой деятельности в контексте модернизации российского образования // Проблемы современного образования. 2019. № 2. С. 145-155. URL: http://www.pmedu.ru/ images/2019-2/15.pdf (дата обращения: 17.10.2020).

5. Новиков Д. С. Целеполагание и содержание подготовки студентов педвуза к деятельности по укреплению здоровья учащихся в условиях современного социокультурного транзита // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4074-4084.

6. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Экзистенциально-гуманистический подход к здоровью человека // Вестн. Сев.-Восточного федерального ун-та им. М. К. Аммосова. 2013. Т. 10, № 5. С. 91-95.

7. Третьякова Н. В., Фёдоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.

8. Орехова Т. Ф. Здоровьетворящее образования в современной школе: актуальность и теоретико-практические основы // Научный результат: сетевой науч-практ. журн. 2015. № 3 (5). С. 60-69.

9. Маджуга А. Г., Афанасьева Н. М., Салимова Р. М. Стратегии здоровьесбережения и здо-ровьесозидания личности в образовательной среде контекстного типа // Проблемы и перспективы развития гуманитарных наук и образования в XXI веке: сб. науч. тр. по материалам V Всерос. молодежной науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. В. Головнева, науч. ред Л. Б. Абдуллина. 2018. С. 119-125.

10. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития. М.: Логос, 2014. 508 с.

11. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога (личностный и профессиональный аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тюмень, 2009. 50 с.

12. Новиков Д. С. Базовые основания формирования здравотворческой культуры бакалавра педагогического образования в условиях постиндустриального транзита // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2020. № 3 (146). С. 49-53.

13. Абаскалова Н. П., Зверкова А. Ю. Технология разработки программ «Здоровье» для образовательной организации в условиях реализации ФГОС. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. 226 с.

14. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного пространства «школа-вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. Новосибирск, 2001. 369 с.

15. Абаскалова Н. П. Формирование у бакалавров и магистров общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьесбережения // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. С. 17-20.

16. Горбушина С. Н. Мировоззренческие детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2005. 383 с.

17. Агзамов Р. Р., Маджуга А. Г., Голованов И. Б. Формирование готовности будущего педагога к здоровьесозидающей деятельности: теоретические и прикладные аспекты // Этнопе-дагогика в контексте современной культуры: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, 5-6 октября 2018 г. / отв. ред. Л. Б. Абдуллина. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2018. С. 283-292.

18. Здоровьесозидающее воспитание учащейся молодежи как метаисторический императив постиндустриального общества / А. Г. Маджуга, Д. П. Самородов, Е. В. Филипенко, Н. Н. Малярчук // Философия образования. 2017. № 4 (73). С. 93-109.

19. Третьякова Н. В. Формирование готовности учащихся образовательных организаций к здравотворческой деятельности: моногр. / под науч. ред. В. А. Федорова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 159 с.

20. Новиков Д. С. Понятие «здравотворческая культура» как продукт интеграции педагогической науки и образования // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 4 (11). С. 98-103.

21. Третьякова Н. В., Фёдоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технологии обеспечения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 208 с.

22. Управление качеством здоровьесберегающей деятельности: процессный подход / Н. В. Третьякова, А. Г. Маджуга, О. Н. Брунько, А. Г. Яппаров // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2015. Т. 17, № 2. С. 48-52.

23. Орехова Т. Ф. Организация здоровьетворящего образования в школе. Магнитогорск, 2001. 350 с.

24. Орехова Т. Ф. Здоровый образ жизни как явление культуры человека и возможности его формирования у школьников в процессе образования // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве: сб. науч. тр. по результатам Междунар. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. С. 15-19.

References

1. Onishchenko G. G., Popova A. Yu., Toporkov V. P. et al. Sovremennye ugrozy i vyzovy v oblasti biologicheskoy bezopasnosti i strategiya protivodeystviya. Problemy osobo opasnykh infektsiy. 2015, Iss. 3, pp. 5-9.

2. Boguslavskiy M. V., Ladyzhets N. S., Neborskiy E. V., Sannikova O. V. Tranzitivnyy i tranzitnyy universitety v tranzitivnom obshchestve: utochnenie i vzaimosvyaz ponyatiy.

Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2018, No. 5, pp. 83-98. Available at: http://www. pmedu.ru/images/2018-5/07.pdf (accessed: 17.10.2020).

3. Boguslavskiy M. V., Ladyzhets N. S., Neborskiy E. V., Sannikova O. V. Tranzitivnyy universitet - drayver razvitiya innovatsionnoy ekosistemy v regione. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 6, pp. 101-109. Available at: http://www.pmedu.ru/ images/2019-6/09.pdf (accessed: 17.10.2020).

4. Novikov D. S. Podgotovka bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya k zdravotvorcheskoy deyatelnosti v kontekste modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2019, No. 2, pp. 145-155. Available at: http://www.pmedu.ru/images/2019-2/15. pdf (accessed: 17.10.2020).

5. Novikov D. S. Tselepolaganie i soderzhanie podgotovki studentov pedvuza k deyatelnosti po ukrepleniyu zdorovya uchashchikhsya v usloviyakh sovremennogo sotsiokulturnogo tranzita. Professionalnoe obrazovanie vsovremennom mire. 2020, Vol. 10, No. 3, pp. 4074-4084.

6. Madzhuga A. G., Sinitsina I. A. Ekzistentsialno-gumanisticheskiy podkhod k zdorovyu cheloveka. Vestn. Sev.-Vostochnogo federalnogo un-ta im. M. K. Ammosova. 2013, Vol. 10, No. 5, pp. 91-95.

7. Tretyakova N. V., Fedorov V. A. Kachestvo zdorovyesberegayushchey deyatelnosti obrazovatelnykh organizatsiy: teoriya i tekhnologii obespecheniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 208 p.

8. Orekhova T. F. Zdorovyetvoryashchee obrazovaniya v sovremennoy shkole: aktualnost i teoretiko-prakticheskie osnovy. Nauchnyy rezultat: setevoy nauch-prakt. zhurn. 2015, No. 3 (5), pp. 60-69.

9. Madzhuga A. G., Afanasyeva N. M., Salimova R. M. Strategii zdorovyesberezheniya i zdorovyesozidaniya lichnosti v obrazovatelnoy srede kontekstnogo tipa. In: Golovneva E. V., Abdullina L. B. (eds.) Problemy i perspektivy razvitiya gumanitarnykh nauk i obrazovaniya v XXI veke. Proceedings of the V All-Russian youth scientific-practical conference. 2018. Pp. 119-125.

10. Madzhuga A. G., Sinitsina I. A. Zdorovyesozidayushchaya pedagogika: teoriya, metodologiya, opyt, perspektivy razvitiya. Moscow: Logos, 2014. 508 p.

11. Malyarchuk N. N. Kultura zdorovya pedagoga (lichnostnyy i professionalnyy aspekty). Extended abstract of ScD dissertation (Education). Tyumen, 2009. 50 p.

12. Novikov D. S. Bazovye osnovaniya formirovaniya zdravotvorcheskoy kultury bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh postindustrialnogo tranzita. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2020, No. 3 (146), pp. 49-53.

13. Abaskalova N. P., Zverkova A. Yu. Tekhnologiya razrabotki programm "Zdorovye" dlya obrazovatelnoy organizatsii v usloviyakh realizatsii FGOS. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2016. 226 p.

14. Abaskalova N. P. Sistemnyy podkhod v formirovanii zdorovogo obraza zhizni subyektov obrazovatelnogo prostranstva "shkola-vuz". ScD dissertation (Education). Novosibirsk, 2001. 369 p.

15. Abaskalova N. P. Formirovanie u bakalavrov i magistrov obshchekulturnykh i professionalnykh kompetentsiy v oblasti zdorovyesberezheniya. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012, No. 2, pp. 17-20.

16. Gorbushina S. N. Mirovozzrencheskie determinanty formirovaniya kultury zdorovya budushchego uchitelya. ScD dissertation (Education). Ufa, 2005. 383 p.

17. Agzamov R. R., Madzhuga A. G., Golovanov I. B. Formirovanie gotovnosti budushchego pedagoga k zdorovyesozidayushchey deyatelnosti: teoreticheskie i prikladnye aspekty. In: Abdullina L. B. (ed.) Etnopedagogika v kontekste sovremennoy kultury. Proceedings of International scientific-practical conference. Respublika Bashkortostan, Sterlitamak, 5-6 Oct. 2018. Sterlitamak: Sterlitamakskiy filial BashGU, 2018. Pp. 283-292.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Madzhuga A. G., Samorodov D. P., Filipenko E. V., Malyarchuk N. N. Zdorovyesozidayushchee vospitanie uchashcheysya molodezhi kak metaistoricheskiy imperativ postindustrialnogo obshchestva. Filosofiya obrazovaniya. 2017, No. 4 (73), pp. 93-109.

19. Tretyakova N. V. Formirovanie gotovnosti uchashchikhsya obrazovatelnykh organizatsiy k zdravotvorcheskoy deyatelnosti: monogr. Ed. by V. A. Fedorov. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 159 p.

20. Novikov D. S. Ponyatie "zdravotvorcheskaya kultura" kak produkt integratsii pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya. Professionalnoe obrazovanie v sovremennom mire. 2013, No. 4 (11), pp. 98-103.

21. Tretyakova N. V., Fedorov V. A. Kachestvo zdorovyesberegayushchey deyatelnosti obrazovatelnykh organizatsiy: teoriya i tekhnologii obespecheniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2014. 208 p.

22. Tretyakova N. V., Madzhuga A. G., Brunko O. N., Yapparov A. G. Upravlenie kachestvom zdorovyesberegayushchey deyatelnosti: protsessnyy podkhod. Zhurnal nauchnykh statey "Zdorovye i obrazovanie vXXI veke". 2015, Vol. 17, No. 2, pp. 48-52.

23. Orekhova T. F. Organizatsiya zdorovyetvoryashchego obrazovaniya v shkole. Magnitogorsk, 2001. 350 p.

24. Orekhova T. F. Zdorovyy obraz zhizni kak yavlenie kultury cheloveka i vozmozhnosti ego formirovaniya u shkolnikov v protsesse obrazovaniya. In: Zdorovyesberegayushchie i korrektsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Proceedings of International scientific-practical conference. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorskogo gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2019. Pp. 15-19.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 3

Статья поступила в редакцию 17.11.2020 The article was received on 17.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.