послеоперационная - с 6,7 до 1,4% соответственно .
Исследование показало, что за изучаемый период доля больных с осложнениями среди экстренно оперированных из хирургического и гинекологического отделений уменьшилась с 25,9% в 2006 г. до 3,7% в 2010 г. , а среди неоперированных больных (из терапевтического, неврологического, педиатрического, инфекционного отделений) количество осложнений сократилось с 12,8% в 2006 г. до 1,5% в 2010 г.
Эти данные могут указывать на улучшение качества и повышение эффективности оказания экстренной стационарной специализированной помощи в условиях совершенствования организации кадрового обеспечения квалифицированной врачебной помощи в течение суток в стационарах ЦРБ .
Таким образом, решение вопроса кадрового обеспечения оказания круглосуточной экстренной специализированной стационарной помощи сельскому
населению в условиях перехода на подушевое финансирование муниципального здравоохранения является важным фактором в повышении качества и эффективности медицинской помощи
ЛИТЕРАТУРА
1. Вялков А. И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения / Под ред . О . П . Щепина. - М . , 2001.
2 . Здоровье и социально-экономическое положение сельского на-
селения / Рогожников В . А . , Стародубов В . И . и др . ; под ред . В . И . Стародубова. - М . , 2002.
3 . Управленческий анализ сельского здравоохранения: межрегио-
нальный аспект / Г К . Максимов, И . В . Поляков и др . - Саратов; СПб , 2001
4 . Москвичева М. Г. Комплексное медико-социальное исследова-
ние здоровья сельского населения и совершенствование системы оказания медицинской помощи жителям сельской местности . - Челябинск, 2009 .
Поступила 16 . 02 .12
©Коллектив авторов, 2012 УДК 614.2-051:33
Л. И. Каспрук1, И. П. Белов1, О. В. Кисловец2
подготовка управленческих кадров для негосударственных медицинских
организаций
1ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия; 2НОУ ВПО Московский технологический институт «ВТУ»
Подготовка управленческих кадров для медицинских учреждений является неотъемлемой частью реструктуризации отрасли здравоохранения. Авторами предложен системный подход при формировании у них бизнес-компетенций, необходимых для современной медицины, обеспечивающий соответствующий уровень деятельности в условиях рыночной экономики и модернизации системы здравоохранения. Ключевые слова: бизнес-школа, бизнес-компетенции, менеджмент, обучение медперсонала, критерии эффективности, коммерческая медицинская деятельность
THE TRAINING OF ADMINISTRATION PERSONNEL FOR PRIVATE MEDICAL ORGANIZATIONS
L . I . Kaspruk, I . P Belov, O . V. Kislovets
The training of administration personnel for medical institutions is an integral part of the restructuring of health care . The authors proposed a system approach during the development of business-competences needed for modern medicine to provide the corresponding level of activity in the conditions of market economy and modernization of health care system
Key words: business school, business-competences, management, medical personnel training, criteria of effectiveness, commercial medical activity
Одна из тенденций развития современного общества и общественных отношений - экономизация ряда сфер жизнедеятельности, т. е . проникновение экономики в данные области. Связь здравоохранения с экономикой, хозяйственными и финансовыми процессами становится все более тесной . При этом усиливается зависимость охраны здоровья от ее обеспечения экономическими ресурсами и повышается влияние состояния здоровья людей на экономические результаты, достигаемые в странах, регионах, хозяйственных отраслях [1].
Здравоохранение любой страны мира тесно связано с ее экономикой и материальными возможностями, равно как и с волей государства и общества определять основные направления их использования При этом никакая медицинская помощь не может быть организована и оказана без экономических возможностей. Экономические методы управления предусматривают заин-
тересованность всех звеньев системы выполнить свои обязанности лучше и с меньшей затратой сил и средств Данный аспект касается деятельности отдельных представителей здравоохранения, целых учреждений и их организации на уровне самостоятельного региона или всей страны . В последние годы отмечается значительное повышение роли экономических знаний в подготовке специалистов в области медицины [2, 3]
Одним из приоритетных направлений государственной политики для обеспечения устойчивого социально-экономического развития является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи Важный фактор, обеспечивающий эффективность системы здравоохранения, - наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением
Л. И. Каспрук - д-р мед . наук, проф . каф . (dyziner2008@rambler. ru); И. П. Белов - канд . пед . наук; О. В. Кисловец - зав . каф . (3532-30-50-07)
Научные достижения в медицине обусловливают постоянный рост требований к персоналу и используемым технологиям . Отсутствие алгоритма бизнес-мышления является проблемой руководителей высшего и среднего звена управления, что не позволяет максимально раскрыть потенциал учреждений
Настоящее состояние медицинской науки характеризуется слабой системой внедрения научных результатов в практическое здравоохранение . Развитие современных научных исследований в области медицины возможно лишь при условии комплексного подхода, основанного на привлечении разработок фундаментальных медико-биологических, естественных и точных наук, а также новых технологических решений
В рамках стратегии развития системы здравоохранения одной из ведущих задач является переход на современную систему организации медицинской помощи. Принимая во внимание реструктуризацию здравоохранения в нашей стране, можно сделать вывод о том, что система здравоохранения вынуждена «коммерциализироваться» . Переход медицины в бизнес-среду требует нового подхода к подготовке кадров . Поэтому здравоохранению нужны и новые формы управления, поскольку со старым багажом знаний довольно сложно руководить в условиях происходящих изменений
Медицина нуждается в высококвалифицированных управленческих кадрах, которые не только обладают богатым опытом и знаниями в медицинской сфере, но и умеют эффективно управлять медицинским учреждением и персоналом клиники. Для рядового персонала на первый план помимо профессиональных компетенций выходят клиентоориентированность и умение продавать свои услуги. Это является немаловажным, так как медицина осуществляет переход в бизнес-среду, где возрастает уровень конкуренции между учреждениями И если раньше это касалось только коммерческих клиник, то сейчас и государственные медицинские учреждения становятся активными «игроками» на рынке платных медицинских услуг
Одной из ведущих задач для системы здравоохранения является подготовка кадров Медицинская отрасль нуждается в учебных площадках, предназначенных для повышения квалификации медицинских работников именно в области управления . Такими площадками могут стать современные бизнес-школы, предлагающие слушателям получить практические инструменты для эффективного управления
В настоящее время бизнес-образование развивается стремительными темпами В Оренбургской области успешно функционирует АНО Оренбургская бизнес-школа, обучающая начинающих предпринимателей, управленцев различного уровня и специалистов Обучение проводится по различным направлениям и отраслям . Нами создана программа «Управление бизнесом в медицине», приоритетной целью которой является обучение специализированным навыкам управления, планирования и осуществления деятельности в сфере медицины Представленная программа сочетает модули по следующим дисциплинам: менеджмент, право, страхование, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление проектами
Программа позволяет расширить практические навыки в сфере медицинского страхования, финансового планирования деятельности бизнеса и бизнес-планирования Она направлена на разработку стратегии и тактики развития организации в конкурентной среде, выстраивание адекватной организационной структуры, планирование маркетинговых мероприятий, анализ данных финансового учета для принятия управленче-
ских решений, формирование эффективной команды . Программа состоит из шести модулей.
Модуль 1 - Медицинский менеджмент
Классификация коммерческой медицинской организации: по типам собственности, спектру услуг, специализации, превалирующему входящему потоку, по ценовому позиционированию .
Организационная структура коммерческого медицинского учреждения:
- медицинская часть (неспецифическая) степень дифференцировки и управляемость Особенности традиционных схем управления в медицине;
- специфические для коммерческой организации структуры и их функционал: коммерческий отдел (отдел продаж); договорной отдел (отдел сопровождения, back office); понятие об интерфейсной службе (регистратура, call-центр); особенности построения финансовой службы
Организационная схема функционирования коммерческого лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ): движение пациентов; движение документации; движение средств
Система управления коммерческим ЛПУ:
- структура и подчиненность . Блок-схема организации;
- ключевые задачи управления;
- информация - контроль - решение;
- потоки поступления информации от всех блоков учреждения и ключевых менеджеров . Дублирование каналов . Дублирование потоков . Форма . Периодичность . Насыщенность . Соотношение объема, трудоемкости и ценности информации;
- механизмы анализа информации и принятия решений Формы и методы проведения производственных совещаний Подготовка к обсуждению Обсуждение Принятие решения Контроль исполнения решения
Модуль 2 - Коммерческая деятельность медицинского центра
Коммерческая служба. Обеспечение коммерческой деятельности:
- коммерческая деятельность по продаже собственных программ прикрепления;
- отдел продаж Функционал Формирование клиентской базы . Ценовая политика. Формирование программ прикрепления Нозологические программы Соотношение цены и наполненности программы как основной регулятор прибыльности;
- back-office Функционал Формирование счетов Статистика . Точки контроля;
- back-office и бухгалтерия . Совместная деятельность;
- документооборот
Коммерческая деятельность по работе с оказанием разовых услуг физическим лицам («касса»): особенности планирования; особенности организации; особенности учета; особенности привлечения клиента; риски при работе с «кассовым» контингентом; особая роль рекламы; сезонные колебания и рекламный бюджет; управление потоками «кассового» контингента; «касса» или собственные программы прикрепления
Коммерческая деятельность в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС):
- понятие программы ДМС как таковой. Понятие страхового случая в медицине Форма оплаты Предоплата, финансовые и юридические риски предоплатной модели Оплата по факту;
- понятие программы ДМС у взрослых;
- понятие программы ДМС у детей Декретирован-
ная составляющая . Временная составляющая . Рентабельность Финансовые риски;
- алгоритм построения бизнес-процесса в зависимости от формы оплаты;
- особенности ДМС-контингента страховых компаний (СК) Производственные риски;
- планирование и осуществление работы с СК Функционал коммерческой службы Основные закономерности ценовой политики при работе с СК Методики разрешения конфликтных ситуаций Долговременное планирование . Гарантии стабилизации цен . Плюсы и минусы «фьючерсных контрактов»;
- ДМС - собственные программы прикрепления Рынок и спектр Особенности построения системы продаж Каналы продаж Маркетинговая поддержка Роль имиджа ЛПУ в становлении структуры продаж собственных программных продуктов Клиентская база Работа с клиентской базой Программы лояльности и удержания . Ценовые уровни продуктов в одном ЛПУ Наполнение программ, ценообразование и регулирования Точки контроля Каналы обратной связи с клиентом
Модуль 3 - Основные бизнес-процессы
Регламентация деятельности и точки контроля.
Лечебно-диагностический процесс Регламентация деятельности. Критерии эффективности. Институт претензий и их разрешения Контроль качества оказания медицинской помощи как собственно медицинский процесс Особенности контроля качества и экспертизы в коммерческом ЛПУ Институт экспертизы в ДМС Финансовые риски и потери Правовая основа экспертизы
- Сервисная составляющая .
- Объем сервисной составляющей в зависимости от ценового сегмента Принцип необходимого минимума
- Стандарты . Наполненность стандартов . Контроль исполнения Соотношение медицинской и сервисной составляющей Критерии эффективности
- Институт претензий и их разрешения Контроль качества сервисной составляющей Институт экспертизы качества сервисной составляющей ДМС
- Проблема тайм-менеджмента (управления временем) в педиатрических программах
- Финансовые риски и потери . Правовая основа экспертизы Обеспечение сервисной составляющей производственным персоналом на различных уровнях
- Контакт по телефону - первый контакт face-to-face (интерфейсная служба), врач на дому, в поликлинике Технология hall-менеджмента .
- Особенности обеспечения сервиса в ЛПУ педиатрического профиля . Феномен «матери больного ребенка» . Значимость фактора ожидания в зависимости от возраста ребенка и тяжести его состояния
- Имидж-менеджмент коммерческого ЛПУ
- Динамика развития медицинской организации от start-up до операционной безубыточности .
- Основные закономерности развития по основным линиям менеджмента
- Основы бизнес-планирования и бюджетирования .
- Критические точки развития .
- Рисковое управление .
- «Плановый антикризис» .
- Приоритетность финансовых и кадровых вопросов
- Start-up - прибыль или стабильность?
Модуль 4 - Маркетинг медицинского учреждения
- Оценка рынка. Сегментация рынка. Методики. Понятие серого рынка Понятие абсолютной и относительно конкуренции . Есть ли конкуренция между ком-
мерческими ЛПУ «первого типа» - частными? Главные конкуренты - государственная сеть и серый рынок. Методики партнерства
- Ценовая стратегия и ценообразование на start-up . Ценовое перепозиционирование Выход в «горизонтальный полет»
- Продуктовый маркетинг.
- PR и коммерческая медицинская деятельность в России Особенности
- Реклама и работа с физическими лицами по оказанию разовых услуг Особенности маркетинга и рекламы в медицинском бизнесе .
- Проблематика негативной информации и влияние на позиции ЛПУ
- Методика работы с негативом: отслеживание, контроль, учет, противодействие .
- Интернет-маркетинг в медицине .
- Оценка эффективности рекламно-маркетинговых мероприятий
IT-проект коммерческого ЛПУ:
- цель построения проекта;
- задачи;
- возможности;
- методика построения при запуске ЛПУ Выбор программного обеспечения (ПО) Подбор и подготовка персонала. Подбор и подготовка медперсонала. Регламентирование работы в рамках IT-проекта;
- методика запуска в условиях работающего ЛПУ Особенности менталитета врачебного персонала Мотивация и демотивация;
- медицинская база данных (БД) . Юридические и технические аспекты безопасности Регламентирование работы с БД;
- системы отдаленного доступа и информационное пространство;
- влияние IT-проекта на управление;
- экономическая эффективность IT-проекта;
- есть ли альтернативы?
Модуль 5 - Бюджетирование и анализ финансовой деятельности
- Финансовый блок коммерческого ЛПУ
- Понятие финансового директора .
- Финансовый директор и главный бухгалтер .
- Аудит и налоговая инспекция .
- Оценка эффективности деятельности подразделений
- Центры прибыли и дотируемые блоки .
- Оценка эффективности деятельности учреждения в разрезе источников финансирования .
- Анализ себестоимости и планирование прибыльности.
- Институт бюджетирования Ретроспективный анализ деятельности ЛПУ Формулирование вводных Сезонная динамика движения различных контингентов Планирование «от доходов» Планирование «от расходов» . Планирование и бюджетирование при отсутствии расчетов себестоимости
- Контроль исполнения бюджета Контроль доходной части Контроль расходной части
- Этапность на различных уровнях менеджмента Оценка динамики нарастающим итогом Методы прогнозного планирования и корректировочные решения
- Финансовые кризисные ситуации и методика выхода из них Кассовый разрыв Привлечение средств контрагентов и партнеров Банковский кредит - стоит ли? Соотношение процентной нагрузки и динамики поступления средств
Модуль 6 - Управление персоналом
- Место врачебного персонала в производственных процессах. Фонд оплаты труда (ФОТ)/выручка - главный аргумент
- Особенности профессионального менталитета и сложности управления
- Оценка потребности в медперсонале
- Привлечение и отбор медицинского персонала Соотношение персонала по опыту работы в ЛПУ различной формы собственности . Кадровая политика в регионах Особенности кадровой политики в Москве Формирование коллектива с «0» . Методика . Понятие «стартовой группы» . Понятие «системы ценностей» . Прозрачность производственного процесса и тотальность контроля как профилактика нарушений
- Стартовая подготовка и обучение медперсонала (врачебного, среднего, персонала интерфейсной службы)
- Адаптация медперсонала .
- Плановая подготовка по потребностям ЛПУ
- Научно-практическая деятельность и процесс внедрения инноваций в коммерческом ЛПУ Источники финансирования, мотивация персонала, оценка реальной эффективности
- Оценка эффективности деятельности медработников . Медицинская составляющая, сервисная составляющая . Коммерческая эффективность . «Коммерческий»
и «некоммерческий» врач и проблема правильной расстановки и загрузки врачебных кадров
- Средний медперсонал Необходимая численность Доля в ФОТ Принцип минимальности
- Система оплаты труда коммерческого ЛПУ. Соотношение фиксинг/переменная
Таким образом, в подготовке медицинских кадров должны быть задействованы не только специализированные государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального медицинского образования, но и профильные бизнес-школы Так как подготовка управленческих кадров для медицинских учреждений является разделам реструктуризации здравоохранения, такой системный подход даст возможность обеспечить необходимый уровень не только профессиональных, но и бизнес-компетенций, необходимых для современной медицины
ЛИТЕРАТУРА
1. Вялков А. И. // Экономика здравоохранения . - 2001. - № 4-5 . - С .
5-9 .
2 . Щепин О. П., Тишук Е. А. // Проблемы соц . гиг. , здравоохр . и
истории мед . - 2006 . - № 1. - С . 3-8 .
3 . Щепин О. П., Тишук Е. А. // Проблемы соц . гиг., здравоохр . и
истории мед . - 2006 . - № 2 . - С . 3-11.
Поступила 10 02 12
В. С. Боев1, Л. В. Ушакова2
деятельность фельдшерско-акушерских пунктов
1ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е. А. Вагнера Росздрава; 2ГУЗ Пермская краевая ордена «Знак
почета» клиническая больница
Представленные материалы, полученные на основе статистических данных и путем опроса, характеризуют состояние фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), сферу их обслуживания, объем медицинской помощи, кадровые проблемы, некоторые социально-бытовые вопросы жизни фельдшеров Пермского края. Проанализированы предложения фельдшеров по улучшению деятельности ФАП. Проведен сравнительный анализ с данными аналогичного опроса в 1982 г.
Результаты проведенного исследования обосновывают необходимость сохранения и развития ФАП в системе первичной медико-санитарной помощи сельскому населению, особенно на территории с низкой плотностью населения.
Ключевые слова: фельдшерско-акушерский пункт, первичная медико-санитарная помощь, фельдшер, сельский житель
THE FUNCTIONING OF FELDSHER-MIDWIFE STATIONS V.S. Boyev, L.V. Ushakova
The article presents the materials based on the .statistical data and results of sociological survey. They characterize the condition of feldsher-midwife stations, their field of services, personnel issues and certain issues of everyday life of feldshers of Perm kray. The proposals concerning the development of feldsher-midwife stations functioning are analyzed. The comparative analysis with the data of similar survey of 1982 is done. The study results support the necessity to maintain and develop feldsher-midwife stations in the system of primary medical sanitary care of rural population, especially on the territories with low population density.
Key words: feldsher-midwife station, primary medical sanitary care, feldsher, rural resident
© В. С. Боев, Л. В. Ушакова, 2012 УДК 614.2:616-08-039.57
Перевод фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) из самостоятельных учреждений в подразделения врачебных амбулаторий (ВА), участковых и центральных районных больниц (ЦРБ) не уменьшил их значимость в оказании первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) сельским жителям, особенно на территориях с низкой плотностью населения
Используя статистические данные и данные проведенного опроса заведующих ФАП Пермского края (опрошено 40,6% всех заведующих ФАП в 2009 г ) и сравнивая полученные данные с аналогичным опросом, проведенным в 1982 г Пермским мединститутом [1], мы попытались дать современную характеристику ФАП, их деятельности и тенденций развития
В. С. Боев - канд . мед . наук, доц . каф . (342-212-09-85); Л. В. Ушакова - зав . организационно-методическим отделом (Lara_ush@mail . ru)