Научная статья на тему 'Подготовка управленческих и промышленных кадров европейской России в 1950 1960-е гг.: подходы и методы изучения'

Подготовка управленческих и промышленных кадров европейской России в 1950 1960-е гг.: подходы и методы изучения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
история повседневности / управленческие и промышленные кадры / европейская Россия / подходы и методы научного анализа / совнархозы / history of everyday life / managerial and industrial personnel / European Russia / approaches and methods of scientific analysis / economic councils

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минеев Алексей Игоревич

Система подготовки управленческих и промышленных кадров европейской части России в 1950-1960-е гг. по-прежнему остается среди актуальных тем для изучения историками. Наибольший интерес она представляет в контексте отдельных регионов страны. После рассекречивания архивных документов появляются новые данные о методах подготовки кадров в таком крупном индустриально-аграрном полиэтническом районе страны, как Среднее Поволжье. Выбор Средневолжского региона является не случайным, поскольку национальные, в прошлом его исключительно сельскохозяйственные республики (Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия) требовали от государства создания ускоренными темпами промышленной индустрии, что во многом зависело от формирования его кадрового потенциала. В данной статье предложены наиболее значимые методы и подходы, которые являются полезными для молодых исследователей при анализе источниковых данных. Использование приведенных в работе научных методов и принципов исследования, обращение не только к традиционным, но и к современным теоретико-методологическим аспектам, может способствовать максимально объективно и комплексно провести научную работу по той или иной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минеев Алексей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of managerial and industrial personnel in European Russia in the 1950s 1960s: approaches and methods of study

The system of training of managerial and industrial personnel of the European part of Russia in the 1950s-1960s remains among the popular topics for historians. It is most interesting in the context of individual regions of the country. After declassification of archival documents new data on methods of training of personnel in such a large industrial and agricultural multinational region of the country as the Middle Volga region appear. The choice of the Middle Volga region is not accidental, as the national, previously exclusively agricultural republics (Mari El, Mordovia, Tatarstan, Chuvashia) required the state to create industrial industry at an accelerated pace, which depended to a large extent on the development of its human resources capacity. The article offers the most important methods and approaches that are useful for young researchers in the analysis of initial data. The use of scientific methods and research principles presented in the document involving not only traditional but also modern theoretical and methodological aspects, can contribute to the most objective and comprehensive scientific work on a particular problem.

Текст научной работы на тему «Подготовка управленческих и промышленных кадров европейской России в 1950 1960-е гг.: подходы и методы изучения»

Алексеи Нинеев

00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.008

Подготовка управленческих и промышленных кадров европейской России в 1950 - 1960-е гг.: подходы и методы изучения

Система подготовки управленческих и промышленных кадров европейской части России в 1950-1960-е гг. по-прежнему остается среди актуальных тем для изучения историками. Наибольший интерес она представляет в контексте отдельных регионов страны. После рассекречивания архивных документов появляются новые данные о методах подготовки кадров в таком крупном индустриально-аграрном полиэтническом районе страны, как Среднее Поволжье. Выбор Средневолжского региона является не случайным, поскольку национальные, в прошлом его исключительно сельскохозяйственные республики (Марий Зл, Мордовия, Татарстан, Чувашия) требовали от государства создания ускоренными темпами промышленной индустрии, что во многом зависело от формирования его кадрового потенциала. В данной статье предложены наиболее значимые методы и подходы, которые являются полезными для молодых исследователей при анализе источниковых данных. Использование приведенных в работе научных методов и принципов исследования, обращение не только к традиционным, ной к современным теоретико-методологическим аспектам, может способствовать максимально объективно и комплексно провести научную работу по той или иной проблеме.

Ключевые слова: история повседневности; управленческие и промышленные кадры; европейская Россия; подходы и методы научного анализа; совнархозы.

Система подготовки управленческих и промышленных кадров европейской части России в 1950-1960-е гг. по-прежнему остается актуальной темой для историков. Наибольший интерес она представляет в контексте отдельных регионов страны. После рассекречивания архивных документов появляются новые данные о методах подготовки кадров в таком крупном индустриально-аграрном полиэтническом районе

Минеев

Алексей Игоревич,

кандидат исторических наук, заведующий межфакультетской базовой лабораторией 1С, ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (Чебоксары), ттаНд@тЬох. ги.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

страны, как Среднее Поволжье. Выбор Средневолжского региона не случаен, поскольку национальные, в прошлом его исключительно сельскохозяйственные республики (Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия) требовали от государства создания ускоренными темпами промышленной индустрии, что во многом зависело от формирования его кадрового потенциала. Кроме того, на территории Среднего Поволжья расположены города, имеющие особый статус. Арзамас-16 (Саров), Пенза-19, до настоящего времени остаются «закрытыми» населенными пунктами страны, а промышленный центр общероссийского масштаба г. Нижний Новгород (Горький) до 1990 г. был закрыт для посещения иностранными гражданами.

В центральных городах региона - Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ульяновске, Чебоксарах и некоторых других к моменту распада СССР были сосредоточены крупнейшие индустриальные заводы, предприятия авиационного и космического назначения, машиностроения и электротехники, военно-про-мышленного комплекса, требовавшие в советский период особой системы подготовки профессиональных специалистов и управленческих кадров. Однако комплекс новых первоисточников требует от ученых выработки современных теоретико-методологических подходов, позволяющих наиболее объективно изучать архивные материалы и сопоставлять их с имеющейся научной литературой [3; 4; 5].

В статье будут предложены такие методы и подходы, которые станут полезными для молодых исследователей при анализе источниковых данных. Для достижения основной задачи, анализа подготовки управленческих и промышленных кадров, важным становится использование системного подхода, базирующегося на структурировании и взаимодействии составных ча-

стей обозначенной системы на основании выделения определенных хронологических этапов заданного периода и глубинного изучения разнообразных аспектов государственной политики по указанной проблеме.

Использование теории модернизации в качестве методологической парадигмы позволит исследователям отойти от упрощенного представления об историческом движении, включив в исторический анализ проработку разнообразных особенностей единого процесса подготовки кадров в 1950-1960-е гг., связанных с использованием социокультурных традиций и возникновением новых явлений изучаемого прошлого.

Теория модернизации предоставит возможность не только выделить специфику кадровой политики отдельного крупного региона страны, но и определить общее направление в развитии системы подготовки управленческого и промышленного потенциала государства, что должно способствовать выявлению проблем, требующих внедрения инноваций в качестве средства для их преодоления.

Исследование не может проводиться без использования таких общенаучных методов познания, как научная объективность, историзм, сопоставление, системность, всесторонность и комплексность, ориентирующих на изучение событий и явлений прошлого во всей их сложности, противоречивости, взаимной обусловленности в соответствии со спецификой исторической эпохи во взаимосвязи с современностью, количественных и статистических методов, которые позволяют сопоставлять основные характеристики и показатели, а также выявлять их динамику. Существенную роль при раскрытии темы будет играть метод моделирования, он используется при создании концепции системы подготовки управленческих и промышленных кадров будущей России. Применение данного метода помогает

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

исследователям не только изучать прошлое, но и создавать прогнозы для будущей экономики России.

Безусловно, необходимо применение следующих научных принципов: абстрактного и конкретного, логического и исторического, индуктивного и дедуктивного, аналитического и синтетического, динамического и статического, описательного и количественного, генетического, типологического, сравнительного, а также описательно-повествовательных способов отражения прошлого. Большую роль при раскрытии темы будут играть исторические методы типа историко-генетиче-ский, историко-сравнительный, историко^гипологиче-ский, историко-системный, среди которых следует выделить историко-генетический, или ретроспективный метод, как прием реконструкции, позволяющий систематизировать, корректировать знания об общем характере развития явлений.

Наиболее важное значение при работе над темой «Подготовка управленческих и промышленных кадров европейской России» будут иметь статистический метод, проблемно и источнико-ориентированный, синер-гетический и междисциплинарный подходы. В отечественной историографии сложилась определенная школа историков, изучающих так называемые новые методы, которые раскрывают суть и применение математических методов в исторических исследованиях. Это работы И.Д. Ковальченко, Л.И. Бородкина, Ю.Л. Бессмертного, И.М. Гарсковой, В.Н. Владимирова, И.Н. Киселева, Е.А. Хромова и некоторых других [1; 2]. Значительный вклад в развитие и применение естественнонаучных методологии и инструментария в гуманитарных исследованиях вносит ассоциация «История и компьютер».

Целесообразно обращение к теоретико-методологи-ческим основам, получившим в последние годы особое

распространение в мировой науке - digital humanities, которые предполагают использование принципов и методов из традиционных гуманитарных наук с компьютерным инструментарием и применением математической статистики. Используя программное обеспечение | для поиска закономерностей в больших пакетах данных исторической информации, у исследователей появляется возможность выстраивать аналитические страте-It а гии, фильтровать недостоверные сведения, выявлять настроения пользователей сети по отношению к изучаемым объектам. Особое внимание в ходе выполнения выстраивания алгоритмов изучения и систематизации источникового материала ученым следует уделить методике интерпретации баз данных. При составлении ин-| I формационной базы данных особое место следует отве-| " сти синтетическому характеру историографических ресурсов.

Таким образом, использование указанных научных методов и принципов исследования, обращение не только к традиционным, но и к современным теоре-тико-методологическим аспектам, позволит максимально объективно и комплексно провести научную работу по изучению системы подготовки управленческих и промышленных кадров европейской России в 1950-1960-е годы.

х о

3 to

о S

s;

х §

Литература:

1. БородкинЛ.И. Историческая информатика сегодня: «неоднозначное понимание»? (современные дискуссии) // Историческая информатика. 2021. № 4 (38). С. 33-49.

2. Владимиров В.Н. Международная научная конференция «Историческая информатика как historical data science»: к 30-летию ассоциации «История и компьютер» / В.Н. Владимиров, А.Ю. Володин, И.М. Гарскова, А.А. Фролов// Историческая информатика. 2023. № 1 (43). С. 125-146.

3. Ипполитов Г.М., Филатов Т.В. Объект, предмет, субъект исторического исследования в зеркале методологии исторической науки. Статья первая. Объект и предмет исто-

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

рического исследования как методологическая проблема// Клио. 2022. № 1 (181). С. 13-27.

4. Минеев А.И. Хозяйственная, кадровая и управленческая специфика системы совнархозов РСФСР в конце 1950-х - начале 1960-х гг.: теоретико-методологические аспекты // Наука и инновации - современные концепции: матер, международ, науч. форума (г. Москва, 21 октября 2022 г.). М.: Инфинити, 2022. С. 71-77.

5. Нечаева Е.С. Биографический метод как способ изучения повседневности // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 71-78.

6. Пучковская А.А., Третьяков А.О. Digital Humanities: анализ применения цифровых технологий в гуманитарной сфере// Культура и искусство. 2018. № 10. С. 3-9.

Alexey Mineev,

PhD in History, Head of the Interdepartmental Basic Laboratory 1C, Utyanov Chuvash State University (Cheboksary), minalig@inbox.ru

Training of managerial and industrial personnel in European Russia in the 1950s - 1960s: approaches and methods of study

The system of training of managerial and industrial personnel of the European part of Russia in the 1950s-1960s remains among the popular topics for historians. It is most interesting in the context of individual regions of the country. After declassification of archival documents new data on methods of training of personnel in such a large industrial and agricultural multinational region of the country as the Middle Volga region appear. The choice of the Middle Volga region is not accidental, as the national, previously exclusively agricultural republics (Mari El, Mordovia, Tatarstan, Chuvashia) required the state to create industrial industry at an accelerated pace, which depended to a large extent on the development of its human resources capacity. The article offers the most important methods and approaches that are useful for young researchers in the analysis of initial data. The use of scientific methods and research principles presented in the document involving not only traditional but also modern theoretical and methodological aspects, can contribute to the most objective and comprehensive scientific work on a particular problem.

Keywords: history of everyday life; managerial and industrial personnel; European Russia; approaches and methods of scientific analysis; economic councils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.