Научная статья на тему 'Подготовка учителя технологии к организации проектной деятельности младших школьников'

Подготовка учителя технологии к организации проектной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя технологии к организации проектной деятельности младших школьников»

9, Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М., 1998.

10. Элыконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. - М.: Воронеж - 1997.

УДК 378.147

И. И. Яковлева

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В 1993 г. Министерство образования Российской Федерации издало приказ № 237 «Об утверждении базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации». В пояснительной записке этого документа указывалось, что образовательная область «Технология» в начальной школе включает трудовое обучение или может быть представлена двумя составляющими, одна из которых трудовое обучение, которая входит в интегрированные курсы «Математика и конструирование», «Изобразительное искусство и художественный труд», «природоведение и сельскохозяйственный труд». Образовательная область «Технология» заняла в учебном плане общеобразовательной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение». Необходимость этой замены была продиктована объективными изменениями в мировом общественном производстве (в современном производстве главной становятся работа с новой информацией; возникающие производственные задачи требуют творческих решений), а также в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека.

С 1995 г. в соответствии с новыми программами предусматривается реализация в начальной школе, следующих направлений с учетом имеющейся материальной бьгзы [1, с. 8]: технология обработки материалов (бумага, проволока и пр.); культура дома (правила поведения, сервировка стола); уход за домом (уборка, мытье посуды, уход за домашними растениями и т. д.); информационные технологии (обучающие игры на ПЭВМ при наличии дисплейного класса); выполнение творческих работ - проектов.

Особенностью программы «Технология» в начальной школе является то, что со второго класса учащиеся начинают изучать плетение и ткачество, в четвертом классе заканчивается работа с природным материалом и обработка бумаги и картона. Появляется новый модуль - «Обработка древесины». Мы разделяем точку зрения О. А. Тарасовой [2, с. 51] которая считает,

что, оценивая систему трудовых знаний у младших школьников в образовательной области «Технология», следует отметить их разносторонний характер: они имеют важное значение для формирования личности, отражают предметную сущность труда. Эти знания невозможно сформировать другими школьными предметами, и одновременно, многие знания учащимися дополняются, углубляются другими предметами.

Образовательная область «Технология» вносит ряд принципиальных новаций в систему трудового обучения и воспитания подрастающего поколения. Г. И. Кругликов видит эти инновации в следующем [3, с. 9].

1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Но эти знания рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применимости в трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются значением качества собственной подготовки.

2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей и легко адаптирующейся личности. Школьники должны сознавать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.

3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а субъект, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.

4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно-ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.

То, что образовательная область «Технология» имеет интегративный характер, подтверждают многие ученые (П. Р. Атутов, Г. И. Кругликов,

О. А. Кожина, В. П. Овечкин, В. М. Распопов, Е. В. Романов, В. Д. Симоненко, 10. Л. Хотунцев и др.), в результате чего у учащихся развивается диалектическое и системное мышление, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.

Можно констатировать, что развитие образовательной области «Технология», качество подготовки младших школьников к трудовой деятельности в значительной мере зависит от квалификации педагога. Только обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и творческих умений специалист в образовательной области «Технология» сможет заинтересовать, увлечь ребят и подготовить их к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Таким образом, перед высшей школой стоит задача обеспечить нынешнее образование специалистами высокой квалификации, обладающими высокой культурой, фундаментальной и прикладной профессиональной подготовкой, способными творчески и самостоятельно подходить к решению актуальных проблем в проектной деятельности при обучении младших школьников.

Известно, что принципиальным отличием преподавания образовательной области «Технология» от трудового обучения является проектно-созидательный подход к организации учебно-воспитательног о процесса. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место. Предполагается, что, начиная со второго класса, реализация модели обучения, в основе которой лежит метод проектов, будет воспитывать у учащихся такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Именно проектирование является инструментом деятельности преподавателя технологии, и от того, насколько будущий специалист овладел проектным методом, будет зависеть решение поставленных задач образовательной области «Технология»,

Однако, с нашей точки зрения, проблема подготовки специалистов для преподавания дисциплины «Технология» на основе проектной деятельности в школе заключается в том, что традиционно вузы готовят учителей технологии для У-Х1 классов, в то время как начальная школа остается вне поля внимания педагогов высших учебных заведений.

В наше время научные основы проектной деятельности, являющейся основной при изучении дисциплины «Технология», нашли отражение в трудах Н. А. Рынина, А. И. Добрякова, Н. А, Попова, С. М, Колотилова, И. И. Котова, Е. Д. Щедрина, В. Д. Симоненко, Ю. С. Сомова и др., и как показывает анализ научно-педагогической литературы, наиболее эффективно овладение проектным методом студентами достигается в рамках специально организованных учебных дисциплин.

В контексте обозначенной выше проблемы на технологическом факультете МаГУ (Магнитогорский государственный университет) для студентов V курса введены элективные курсы.

Разработанный нами курс «Технология проектной деятельности для начальных классов», нацелен на подготовку будущего учителя технологии к

организации проектной деятельности младших школьников. Для нас очевидно, что младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. И от того насколько грамотно будет организован данный процесс, зависит дальнейший процесс овладения учащимися проектным методом, а также желание детей заниматься проектной деятельностью в старших классах. Мы предлагаем в пределах данного курса такой способ обучения студентов, который способствует закреплению знаний по руководству проектной деятельностью младших школьников и формированию следующих исполнительских умений:

- сбор информации для модельного анализа, прогнозирования, анализа и синтеза аналогов, прототипов;

- изобразительно-графические (графически грамотно выражать и пояснять в виде наглядного изображения творческий замысел, рисовать конструктивные узлы, изделия и детали, оформлять проектную документацию);

- композиционные (выполнять композиционные поиски);

- моделирование (изготовлять проекты изделий с учетом требований художественного конструирования). Помимо этого, указанный способ обучения служит основой для более глубокого понимания особенностей технологии изготовления объекта производства.

Вариативность содержания школьной образовательной области «Технология» обусловливает необходимость подготовки учителей технологии по нескольким специализациям. В начальной школе важными разделами программы являются следующие: технология обработки материалов (бумаги и картона, ткани и пр.), культура дома, выполнение творческих работ-проектов. Следует отметить, что термин «проект» и «проектное обучение» только начинает входить в исследовательские работы, в практику передовых учителей общеобразовательных пт кол. В проведенных исследованиях М. Б. Павловой, С. Б. Гнездиной, Л. М. Иляевой, В. Д. Симоненко показано, что «проект» и «проектное обучение» являются одним из наилучших способов формирования творческого мышления школьников. В обозначенных исследованиях под «проектом» понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям школьника, а «проектное обучение» выступает как поэтапное формирование знаний, умений и навыков. Мы же в своем исследовании выдвигаем иной вариант понимания проектного обучения. В нашем случае проект выступает как активная самостоятельная творческая работа, соответствующая потребностям, интересам и склонностям школьника, а проектное обучение выражается в самостоятельно направленной деятельности школьника, которая предполагает самообучение при поддержке учителя.

Из вышесказанного очевидны две основные задачи, которые необходимо решать при конструировании содержания проектного обучения. Первая -внутренняя сторона содержания должна быть продиктована широтой по-

требностей школьника в саморазвитии и постоянном совершенствовании. Вторая - внешняя сторона отбора содержания должна быть связана с определением условий, которые бы обеспечили выполнение первой задачи.

Таким образом, мы можем определить, что проектное обучение - система, предполагающая создание в учебном процессе условий, при которых учащиеся усваивают знания, приобретают умения и навыки путем самостоятельного овладения способами деятельности. При этом целенаправленная организация и управление обучением со стороны учителя - это, прежде всего, знание и умение представить себе в любых учебных ситуациях разновидности и механизмы учебно-воспитательной дея тельности, ее продукты, умение правильно определять ученические цели и оценивать пути их достижения, обеспечивать как внешнюю, так и внутреннюю регуляцию обучения.

Проектный процесс, с нашей точки зрения, следует рассматривать как самостоятельную деятельность учащихся, которая по характеру является экспериментальной, по направленности ■ производственной деятельностью, по задачам - воспитательной и развивающей. В одном случае она является методом, к которому прибегают учащиеся в процессе разработки и создания новых проектов, в другом — учебно -производственный эксперимент, выступающий для них средством практического приложения усвоенных знаний и умений.

Таким образом, проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в политехническом образовании школьников. Условием овладения проектной деятельностью выступают предметные действия и умения, с помощью которых они осуществляются. Характерной особенностью является ее доступность для учащихся с различным умственным развитием. Содержание проектного процесса отвечает социальному требованию - нравственному, интеллектуальному и физическому развитию школьника, так как происходит в форме поиска решений отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.

Специфика конкретной проектной деятельности регламентирует необходимость овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками. Результатом этого становится творчество, что позволяет каждому школьнику накапливать творческую энергию и осознавать ее необходимость для достижения жизненно важных целей. Проектная деятельность ценна многообразием предметного содержания, так как включает разные виды технического и художественно-декоративного творчества. Заметим, что такое обучение как целостная система содержит в себе много взаимосвязанных компонентов: цели самообучения, деятельность учащихся (самообучение), цели обучения, деятельность учителя (преподавание), принципы и закономерности обучения, содержание учебного материала, методы и приемы обучения, средства и формы обучения, результаты. Таким образом, систематизирую-

щими понятиями проектного обучения как системы выступают цели самообучения и обучения, деятельность учителя и учащихся, результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления, которые включают принципы и закономерности обучения, содержание совместно разработанной с учениками учебной программы, методы и приемы самообучения, материальные средства и организационные формы.

Исходя из актуальной потребности современного российского образования в подготовке учителей технологии для преподавания в начальных классах основ проектной деятельности (1-Г/ классы), нами определен комплекс педагогических условий, повышающий эффективность протекания рассматриваемого процесса: .

— формирование у студентов технологических факультетов вузов мотивации к реализации метода проектов в собственной учебной деятельности;

— организация специальной подготовки будущих учителей технологии к проектной деятельности с младшими школьниками па основе элективного курса «Технология проектной деятельности для начальных классов»;

— специально организованная психолого-педагогическая подготовка студентов технологических факультетов вузов, направленная на формирование профессиональной компетенции в области сотрудничества с младшими школьниками.

Библиографический список

1. Программы средних образовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1-Х1 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. - М.; Просвещение, 3997. —233 с.

2. Тарасова, О. А. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология» / О. А. Тарасова: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: РГБ, 2003.

3. Кругликов, Г, И. Профессионально-педагогическая деятельность учителя технологии / Г. И. Кругликов // Школа и производство. - 1998, - № 5. ~ С, 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.