Научная статья на тему 'Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно- коммуникационной образовательной среды'

Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно- коммуникационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно- коммуникационной образовательной среды»

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

23. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М., 2000.

24. ОскарссонБ. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001.

25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

26. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

27. Ромек В.Г. Уверенность в себе: этический аспект// Журнал практического психолога. 1999. № 9.

28. СемушинаЛ.Г., Кагерманьян В.С, ЖуковаЕ.С., Иванова, Л.Н., Карпнюк Г.А., Леонтьева М.Ф. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. М., 2001.

29. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.

30. Татур Ю.Г. Образовательная система России. М.: Высшая школа, 1999.

31. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972 (англ.1965).

32. Хуторской А.В. (редактор-составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., 2002.

33. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www eidos.ru/news/compet/htm

34. Baily K.D. Methods of Social Research N.Y., London, 1982.

35. Isaeva T.E. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence - Based Approach to its Structure //Преподаватель высшей школы в XXI веке// Тр. Международной научнопрактической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.

36. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence//Psychological review. 1959. № 66.

37. Скала К. Социальная компетенция. Ключевые квалификации// www.uniprotokolle.de/Forum/25, 2003 (на нем. яз).

38. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) aSecondary Education for Europe. Strasburg, 1997.

Чернобай Е.В.,

к.п.н., доцент Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки chernobaj [email protected]

Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационнокоммуникационной образовательной среды

Развитие и обновление системы отечественного образования требует обоснования и реализации новых подходов к построению подготовки учителя в вузе, а также подготовки к совершенствованию своей профессиональной деятельности в процессе постдипломного образования. Достижение современного качества образования сегодня является главным направлением государственной образовательной политики. Качество образования можно оценить соответствием достигнутых образовательных результатов сложившимся социальным запросам и ожиданиям настоящего времени. При этом сегодня во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты», они рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие мотива-

ционных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач [3]. Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является использование в образовании средств ИКТ, создания на их основе новой образовательной среды.

Современный педагог в условиях реализации новых целей и содержания образования испытывает потребность в новой образовательной среде, такая потребность становится компонентом его ценностных ориентаций в профессиональной деятельности, в первую очередь по причине того, что использование современных средств обучения, таких как средства ИКТ, является залогом его успешной профессиональной деятельности, а также высоких образовательных результатов в их современном понимании.

Современная образовательная ситуация в значительной мере характеризуется тенденцией перехода от традиционного процесса обучения к инновационному обучению, связанного, как правило, с использованием новых информационных технологий. Это неизбежно обусловливает и изменения в содержании отдельных компонентов профессиональной деятельности учителя. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки учителя к применению информационных и коммуникационных технологий рассматривались в

14

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

работах Т.В.Добудько, Г.А.Кручининой, Т. А. Лавиной,

О.Г Смоляниновой, С.В.Панюковой и др. Проблемы создания информационной образовательной среды (ИОС) стали предметом целого ряда исследований (М.И.Башмаков, С.Г.Григорьев, А.А.Кузнецов, С.В. Зенкина, С.В.Панюкова, С.Н.Поздняков, Е.С.Полат, И.В.Роберт, А.П.Тряпицина и др.).

Концепция информационной среды впервые была предложена Ю.А. Шрейдером, который рассматривает информационную среду не только как проводника информации, но и как активное начало, воздействующее на ее участников [8].

Информационная среда рассматривается в современном научном знании как:

- одна из сторон деятельности. Человек при этом рассматривался как участник коммуникационного процесса, т.е. в основном с точки зрения своей способности представить личное знание в той форме, в какой это знание может быть отчуждено, т.е. в форме информации. А восприняв информацию, вновь превращать ее в свое личное знание;

- система исторически сложившихся форм коммуникации;

- созданная всем обществом информационная инфраструктура, позволяющая осуществить коммуникативную деятельность в масштабах, соответствующих уровню развития этого общества: издательства, библиотеки, информационные центры, банки данных, средства массовой информации и т.п.

Рассмотрим понимание информационной среды в ее образовательном контексте.

В толковом словаре терминов понятийного аппарата информатизации образования [7], дано следующее понятие ИОС:

- Информационно-коммуникационная предметная среда - это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(и), преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие между пользователями с помощью интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей).

Зенкина С.В. [3] определяет информационнокоммуникационную образовательную среду, как совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных

коммуникаций, прежде всего, на базе ИКТ и т.д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно ориентированной педагогической системы.

Слободчиков В.И., Спичко Н.А., Оспенникова Е.В. рассматривают образовательную среду, как один из факторов, обеспечивающих саморазвитие личности ученика. Если исходить из того, что образовательная среда связана с процессом формирования личности, то появляется необходимость рассмотреть составляющие этого понятия, с целью выявления тех компонентов, которые будут обеспечивать положительные условия для ее формирования.

Так, в исследованиях Н.И.Спичко, «образовательная среда» - это педагогически организованное пространство, в состав которого входит: социальное окружение и предметно-пространственное окружение. Предметно-пространственное окружение включает в себя два компонента:

• пространство, которое учитель выбрал для урока (класс, компьютерный класс и др.);

• предметное окружение, где очень важное место отводится тем средствам обучения, которые выбрал учитель (УМК, компьютеры и электронные образовательные ресурсы), т.е. выбор средств обучения (дидактическое оснащение) будет стимулировать развитие мотивации к изучению предмета, но только в том случае, если эти средства будут использоваться в соответствии с функциями и задачами обучения предметной области.

По мнению ряда ученых (РП. Мильруд, Е.И. Пассов, И.А.Зимняя), образовательная среда - это система условий, создаваемая в целях достижения конкретного уровняучебнойкомпетенции,включающаяпредпосыл-ки для личностного развития учащихся, обусловленная социальным и пространственно-предметным окружением, используемыми в учебно-воспитательном процессе средствами, а также приемами и технологиями обучения. Таким образом, образовательная среда -это совокупность психологических, социальных и пространственно-предметных факторов, где важную роль играют межличностные отношения и материальное обеспечение (в том числе отношения компьютер - ученик; учитель - ученик; учитель - компьютер). В данном случае задача учителя будет заключаться в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельному информационному взаимодействию, вывести его на уровень самостоятельной деятельности, а значит научить:

• концентрировать внимание на поставленных целях и задачах;

• контролировать и оценивать динамику своего развития;

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

15

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

• овладевать стратегиями учебной деятельности;

• формировать личностный потенциал и обеспечить собственную успешность.

Кроме этого формировать способность:

• к осознанному и эффективному самостоятельно -му управлению учебной деятельностью;

• к рефлексии, коррекции, накоплению эффективного опыта учебной деятельности.

Исследователи отмечают, что информационная образовательная среда формируется:

• учителем (он определяет содержание обучения, выбор учебной литературы, методы и средства обучения, стиль общения и т.д.);

• учащимися;

• педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и др.);

• государством как общественным институтом (определение социального заказа на формирование той или иной системы ценностей).

На основании вышеизложенного, учитывая направленность системы постдипломного образования, мы определяем информационно-коммуникационную образовательную среду этого вида образования, как совокупность условий, способствующих развитию и совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, ориентированных на повышение качества образовательных результатов.

На наш взгляд, системообразующими идеями подготовки учителя к работе в условиях новой ИОС являются следующие:

- повышение уровня самостоятельности, в условиях реализации непрерывного образования, в целях обеспечения готовности учителей к работе в образовательной среде;

- формирование умений педагогов анализировать методическую необходимость и эффективность использования в своей профессиональной деятельности средств ИКТ разного типа.

Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением [1]. Важнейшим качеством ИОС является ее целостность и взаимосвязь всех компонентов между собой, которая и обеспечивает системную интеграцию ИКТ в образовательный процесс.

Информационная образовательная среда складывается из пяти блоков: ценностно-целевого, программнометодического, информационно-знаниевого, коммуникационного, технологического.

Ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей педагогического образования, ко-

16

торые могут быть значимы для развития достижения поставленных целей обучения.

Программно-методический блок содержит всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ обучения.

Информационно-знаниевый блок включает систему знаний и умений учащегося, составляющих основу его учебной деятельности, а также определяющие свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность.

Коммуникационный блок включает формы взаимодействия между участниками педагогического процесса.

Технологический блок включает средства обучения, используемые в информационной образовательной среде (в частности, использование новых информационных технологий, в том числе телекоммуникационных сетей).

Формирование информационно-образовательной среды является предметом совместной деятельности в рамках профессионального партнерства субъектов образовательного процесса. Эта совместная деятельность осуществляется в следующих направлениях:

• определение содержания, методов и технологий обучения учащихся в условиях информатизации образования;

• обеспечение современной компьютерной техникой образовательного учреждения;

• создание условий для эффективного использования средств ИКТ в практике образовательного учреждения;

• создание и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров, которая сможет удовлетворить профессиональные потребности педагогов.

Системообразующим элементом информационнообразовательной среды является педагогическая система. Именно поэтому и в рамках ИОС есть смысл говорить о цели обучения, содержании обучения, методах, средствах и формах обучения, и это позволяет проводить ее исследование и разработку как целостного педагогического явления. Вторым составным и необходимым элементом среды является обеспечение педагогической системы. Под обеспечением системы понимается целый ряд подсистем: учебно-методическая, нормативно-правовая, материальнотехническая, финансово-экономическая, менеджмент (возможны и другие), обеспечивающие учебный процесс, а также участников образовательного процесса [6].

В ходе формирования педагогом новой информационной образовательной среды перед педагогом возникает целый ряд проблем:

• отсутствие теории обучения в современных информационно-образовательных средах;

• слабый уровень сформированности понятийнокатегориального аппарата в области информатизации образования;

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Теория инновационной и экспериментальной деятельности

• отсутствие учебно-методических комплексов для эффективного обучения в современных информационно-образовательных средах;

• отсутствие знаний и умений у педагогов и, как следствие, методическая подготовка и переподготовка кадров для работы в новых условиях;

• отсутствие материально-технической базы у большинства образовательных учреждений.

Как видно из приведенного перечня проблем, современному учителю приходится довольно нелегко. С одной стороны, требования времени указывают педагогу на необходимость действовать по-новому в рамках своей профессиональной деятельности, с другой, отсутствие возможностей (материальных, методических, свободного времени и др.) для развития новых профессиональных компетентностей. Вместе с тем развитие информационно-образовательной среды и включение в нее педагога сегодня представляет собой необходимый процесс для развития всего образования в целом. Содержание этого процесса представляется в двух аспектах:

- ИОС как объект изучения;

- ИОС как средство обучения.

Информационно-образовательная среда не может

возникнуть стихийно, ее формирование - это системный целенаправленный процесс. Действительно, сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные шаги, стимулирующие стремление учителей к овладению информационными и коммуникационными технологиями: на базе институтов повышения квалификации проводятся курсы и семинары по формированию базовой и предметноориентированной ИКТ-компетенций учителей, организуются конкурсы сценариев мультимедийных уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения аттестации педагогических кадров включен вопрос об использовании ИКТ в методике преподавания своего предмета и др. Учителя вместе с учащимися создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, работают созданные по инициативе педагогов-энтузиастов сетевые методические объединения, проводятся уроки с использованием ресурсов сети Интернет, организуются теле-, видеоконференции, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса. В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования ИКТ получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Необходимость совершенствования подготовки учителя, нацеленной на развитие содержания компонентов педагогической деятельности на основе использования средств ИКТ, является чрезвычайно актуальной в условиях современного информационного общества.

Таким образом, учитель, испытывая потребность в новой образовательной среде, вынужден сегодня приходить в учреждения постдипломного образования с целью повышения своей квалификации в области инновационных технологий обучения.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды педагог должен соответствовать следующим требованиям:

• знать психолого-педагогические основы организации учебного процесса в условиях новой информационно-образовательной среды;

• знать основы дидактики современной информационно-образовательной среды;

• владеть основами работы на компьютере, а также иметь доступ к информационному образовательному пространству и уметь его использовать;

• уметь организовывать свое личное информационное пространство с целью профессионального совершенствования;

• владеть основами работы в сети Интернет, стать для учащихся проводником-консультантом в освоении образовательного пространства Интернет и обучать их эффективному использованию информационных ресурсов в целях формирования навыков непрерывного образования.

Инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, может стать мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, которая создаст условия для достижения новых образовательных результатов в обучении учащихся и системе профессиональных достижений педагога.

Литература

1. Григорьев С.Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы [Текст] / С.Г Григорьев, В.В. Грин-шкун. - Томск, 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Дылян Г.Д. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования [Текст] / Г.Д. Дылян, Э.С. Ратобыльская, М.С. Цветкова. - М. 2005.

3. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты [Текст] / С.В. Зенкина. - М., 2007.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. - М., 2004.

5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект [Текст] / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. 2008.

6. Лукичева Е.Ю. Информационно-образовательная среда как фактор профессионального и личностного развития педагога [Электронный ресурс] / http://rois.loiro.ru/

7. Роберт И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / И.В. Роберт, Т.А. Лавина. - М.: ИИО РАО, 2006.

8. Смолянинова О.Г. Компетентностный подход в системе высшего образования [Текст] / О.Г. Смолянинова, О.А. Савельева, Е.В. Достовалова. - Красноярск, 2008.

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.