Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1943-1947 ГГ.)'

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1943-1947 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАССКИЙ ЯЗЫК / ЛИТЕРАТУРА / УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ / СТУДЕНТЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ОТДЕЛЕНИЕ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / Ф. Г. ИСХАКОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артамонова Надежда Яковлевна

Цель статьи - раскрыть особенности подготовки учителей хакасского языка и литературы в Хакасской автономной области в период с 1943 по 1947 г. Это время существования в Абаканском учительском институте отделения хакасского языка и литературы с целью подготовки учителей для 5-7 классов национальных школ. В статье раскрыта роль Ф. Г. Исхакова в организации отделения и кафедры хакасского языка и литературы, ее первого заведующего, руководившего разработкой всего комплекса обучающего инструментария, обеспечивавшего учебный процесс вновь образованного подразделения. Отмечены трудности набора абитуриентов и формирования преподавательского коллектива, связанные с историческими условиями, в которых проходила организации отделения, раскрыты мероприятия, нацеленные на преодоление этих трудностей, и проблемы, связанные с обучением будущих педагогов. Отделением созданы условия для дальнейшей подготовки учителей хакасского языка и литературы, имевших высшее педагогическое образование, а также для развития и укрепления хакасского языка, приобретения им новых социальных функций. С 1947 г. прием на специальность «Хакасский язык и литература» продолжил педагогический институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF KHAKASS LANGUAGE TEACHERS IN KHAKASS AUTONOMOUS OBLAST (1943-1947)

The purpose of the study is to reveal the features of the training of teachers of the Khakass language and literature in the Khakass Autonomous Region in the period from 1943 to 1947. This is the time of the existence of the department of the Khakas language and literature in the Abakan Teachers' Institute with the aim of training teachers for grades 5-7 of national schools. The article reveals the role of F. G. Iskhakov in organizing the Department of the Khakas language and literature. We have noted the difficulties in recruiting applicants and forming a teaching staff. Since 1947, admission to the specialty "the Khakas language and literature" was continued by the Pedagogical Institute.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1943-1947 ГГ.)»

Научная статья УДК 94(571.52)

DOI: 10.18101/2305-753X-2022-4-29-34

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ХАКАССКОГО ЯЗЫКА В ХАКАССКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ (1943-1947 гг.)

© Артамонова Надежда Яковлевна

доктор исторических наук,

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, 655017, г. Абакан, ул. Ленина, 92 lazar1918@yandex.ru

Аннотация. Цель статьи — раскрыть особенности подготовки учителей хакасского языка и литературы в Хакасской автономной области в период с 1943 по 1947 г. Это время существования в Абаканском учительском институте отделения хакасского языка и литературы с целью подготовки учителей для 5-7 классов национальных школ. В статье раскрыта роль Ф. Г. Исхакова в организации отделения и кафедры хакасского языка и литературы, ее первого заведующего, руководившего разработкой всего комплекса обучающего инструментария, обеспечивавшего учебный процесс вновь образованного подразделения. Отмечены трудности набора абитуриентов и формирования преподавательского коллектива, связанные с историческими условиями, в которых проходила организации отделения, раскрыты мероприятия, нацеленные на преодоление этих трудностей, и проблемы, связанные с обучением будущих педагогов. Отделением созданы условия для дальнейшей подготовки учителей хакасского языка и литературы, имевших высшее педагогическое образование, а также для развития и укрепления хакасского языка, приобретения им новых социальных функций. С 1947 г. прием на специальность «Хакасский язык и литература» продолжил педагогический институт.

Ключевые слова: хакасский язык, литература, учительский институт, студенты, учительские кадры, отделение хакасского языка и литературы, Ф. Г. Исхаков.

Для цитирования

Артамонова Н. Я. Подготовка учителей хакасского языка в Хакасской автономной области (1943-1947 гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 4. С. 29-34.

Развитие народного образования, подготовка педагогических кадров всегда являлись основополагающими в политике Советского государства. В Хакасии в 1920-1930-х гг. советская власть большое значение придавала строительству национальных школ и обучению детей на их родном языке. Об этом свидетельствует монография В. А. Асочакова [1]. Автор книги раскрывает причины и особенности создания национальных школ и подготовки учителей в Хакасии в период с 1917 по 1937 г. Подготовительная работа для введения в школах с хакасским населением преподавания на родном языке, по мнению В. А. Асоча-кова, началась в 1926/1927 уч.г. [1, с. 50]. В следующем 1927/1928 уч. г. в 19 школах из 56 преподавание в первых классах национальных школ осуществлялось на хакасском языке. В 1930 г. учащиеся обучались на хакасском языке уже в 24 школах [1, с. 50]. Первым учебным заведением, ставшим кузницей под-

готовки учителей для школ с преподаванием хакасского либо русского языка, был Хакасский педагогический техникум (с 1936 г. — училище).

Накануне Великой Отечественной войны, в 1940/1941 уч. г., в Хакасии насчитывалось 57 хакасских школ из 241 имевшихся начальных. Из 70 неполных средних школ 10 были хакасскими, из 29 средних школ хакасских не было1. По данным В. К. Лушникова, эти школы в основном располагались в районах, где основную массу населения составляли хакасы: в Аскызском, Таштыпском, Ши-ринском и Усть-Абаканском. В них преподавали 216 учителей-хакасов, в том числе 175 — в национальных школах, 57 учителей-хакасов с началом войны были призваны в ряды Красной армии [2, с. 46]. Процесс создания национальных школ и подготовки учителей хакасского языка не остановился даже в военные годы. К концу Великой Отечественной войны количество хакасских школ в области достигло уже 72, из них 37 начальных и 17 семилетних2.

Одновременно с увеличением количества национальных школ в Хакасской автономной области появились новые проблемы, связанные с дефицитом учителей хакасского языка и литературы для 5-7-х классов хакасских средних и неполных средних школ.

Вопрос о подготовке учителей хакасского языка стоял настолько остро, что в июле 1941 г. Наркомпрос РСФСР разрешил Абаканскому учительскому институту «открыть 1 сентября группу в 30 чел. с годичным сроком обучения по подготовке учителей хакасского языка для школ Хакасской области. На курсы предусматривалось принимать лиц, имевших законченное среднее образование3. Облоно планировало проведение летом 1943 г. курсов по подготовке и переподготовке учителей хакасских начальных школ на 30 чел., имевших образование не ниже 7 классов4.

Об открытии отделения по подготовке преподавателей хакасского языка и литературы для национальных школ области речь шла еще в 1941 г. Так, в письме секретаря Хакасского обкома ВКП(б) К. Куликова и председателя облисполкома депутатов трудящихся Н. Межекова секретарю ВКП(б) А. А. Андрееву по вопросу о культурно-хозяйственных нуждах области говорилось, что «в 1941 г. будет открыто отделение по подготовке преподавателей хакасского языка и литературы для неполных и средних школ области»5. В 1943 г. в структуре учительского института было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. Хакасский язык впервые, по мнению С. П. Ултургашева, стал «предметом институтского курса преподавания» [3, с. 24-25].

Значительный вклад в подготовку учителей хакасского языка внес Фазыл Гарифович Исхаков (1901-1959). У него уже был немалый опыт школьного учительства, он профессионально владел методикой преподавания, активно участвовал в подготовке специалистов для национальных учебных заведений. В январе

1 ГКУ РХ «Национальный архив» (Национальный архив РХ). Ф. 2. Оп. 1. Д. 823. Л. 1.

2 Хакасская областная партийная организация в период Великой Отечественной войны (июнь 1941-1945 гг.) // Очерки истории Хакасской областной партийной организации КПСС. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1987. С. 171.

3 Национальный архив РХ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 802. Л. 10.

4 Там же. Д. 981. Л. 7-8об.

5 Там же. Д. 801. Л. 1.

1940 г. Наркомпрос РСФСР командировал Ф. Г. Исхакова в распоряжение Красноярского краевого отдела народного образования, где в должности инспектора по нерусским школам он работал до 1942 г. [4, с. 215]. В Хакасской автономной области, куда в середине 1942 г. прибыл на работу Фазыл Гарифович, он также занимал подобную должность при областном отделе народного образования [5, с. 215]. До переезда в Хакасию в 1942 г. Ф. Г. Исхаков принял участие в диалектологической экспедиции, которую в 1942 г. организовал исполком Хакасского областного совета депутатов трудящихся. Экспедиция была посвящена изучению и разрешению спорных вопросов хакасского литературного языка. Ф. Г. Исхаков знакомился с богатством национальной культуры, историей и особенностями хакасского языка. Сведения, почерпнутые в экспедиционной поездке, пригодились ему в последующей деятельности.

Научной и педагогической работе Ф. Г. Исхакова в Хакасии, его роли в развитии хакасского языка и письменности посвящена обширная статья Д. Ф. Пата-чаковой, в сокращенном варианте изданная в связи со 100-летием известного тюрколога [4, Примечание]. Публикация ценна и тем, что в ней есть элементы личных воспоминаний Дарьи Федоровны о совместной работе с Ф. Г. Исхако-вым. И, конечно, нельзя не отметить статью Э. Р. Тенишева «Памяти Ф. Г. Исха-кова» [5].

Итак, по прибытии в Хакасию Ф. Г. Исхаков в должности инспектора по национальным школам большое внимание уделял развитию хакасского языка и литературы, в целом развитию культуры и науки в области. Он принял самое непосредственное участие в открытии в 1943 г. хакасского отделения в Абаканском учительском институте [6, с. 24].

Руководство учительского института проводило развернутую работу по формированию студенческого контингента накануне открытия отделения хакасского языка и литературы. Был проведен ряд мероприятий, который значительно облегчил решение проблемы формирования контингента студентов хакасского отделения. В отчете об итогах работы Абаканского учительского института за 1942/1943 уч.г. отмечалось, что были открыты специальные курсы для открывающегося в скором времени хакасского отделения1. По просьбе директора института В. Г. Дубова Хакасский обком ВКП(б) разослал директивы по райкомам ВКП(б) о «безусловном выполнении плана» наборов хакасов в учительский институт на хакасское отделение. В местных партийных и советских организациях был поставлен вопрос о беспрепятственном направлении в учительский институт хакасской молодежи, имеющей соответствующую подготовку и желающую получить высшее образование2. Кроме того, в самом институте было проведено собрание с выпускниками хакасского отделения по поводу их бесед с выпускниками школ на местах о поступлении в учительский институт3.

Значительная роль в реализации этого важнейшего мероприятия принадлежала Ф. Г. Исхакову. Он же стал первым заведующим кафедрой, созданной в декабре 1943 г., ему пришлось взять на себя все тяготы подготовительной работы

1 Национальный архив РХ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 5. Л. 98.

2 Там же. Л. 40.

3 Там же. Л. 98.

[6, с. 252]. Сам Ф. Г. Исхаков также пишет в отчете о работе кафедры за первый семестр 1943/1944 уч.г., что институтом проводилась большая работа по вербовке и подготовке необходимого контингента из хакасской молодежи. Сложность состояла в том, что в то время среди хакасов было очень немного тех, кто имел образование выше 9 классов. С 7 июля по 1 октября 1943 г. на специальных подготовительных курсах в институте обучалось 10 человек, поступивших затем на хакасское отделение [6, с. 256-257]. Сам Ф. Г. Исхаков отмечал, что для организации хакасского отделения учительский институт проводил большую работу по формированию нужного контингента из числа хакасской молодежи. С. П. Ултур-гашев отмечает в своей монографии, что Ф. Г. Исхаков «пешком исходил всю Хакасию в поисках абитуриентов для нового отделения» [3, с. 25]. Он беседовал с каждым потенциальным студентом и их родителями и таким образом набрал необходимое количество абитуриентов, готовых учиться на хакасском отделении.

Так, в начале учебного года на хакасском отделении было всего 20 студентов, в том числе выпускники Хакасского педагогического училища и выпускники 3-месячных специальных курсов института. Но уже в первом семестре 3 человека выбыли из состава студентов: один ушел в ряды Красной Армии, а двое покинули институт в связи с трудными материальными и семейными обстоятельствами [6, с. 256].

Коллектив кафедры был немногочисленным. Хакасский язык преподавал сам заведующий кафедрой, доцент Ф. Г. Исхаков, единственный в тот момент специалист в этой области, педагогику и психологию — М. К. Баинова, русский язык — М. А. Унгвицкая. К преподаванию в хакасском отделении были привлечены заместитель заведующего Хакасским областным отделом народного образования Ф. К. Тельгереков, редактор областной газеты «Советская Хакасия» С. К. Добров. Преподавателями были приглашены Н. Г. Доможаков, К. И. Инту-това, А. Т. Казанаков [3, с. 25].

Обучение в институте вызывало у первокурсников определенные трудности, и в первом семестре 6 человек не сдали зачеты и экзамены, в том числе по хакасскому языку1. Ф. Г. Исхаков как заведующий с большим вниманием относился к каждому студенту и считал «необходимым сохранить данный контингент..., создавая для этого необходимые условия ..., ибо каждая единица, готовящаяся для хакасских школ из числа самих хакасов, имеет для Хакасской области огромное значение» [6, с. 256]. Следует отметить, что первому заведующему кафедрой приходилось с нуля организовывать учебный процесс, поскольку многие разделы курсов хакасского языка и хакасского литературоведения были совершенно не разработаны. Ему пришлось заново пересматривать все вопросы хакасской грамматики, а по некоторым разделам (глаголы, междометия) сделать выводы на основе обработки и изучения «сырого материала» [6, с. 256]. По словам Ф. Г. Ис-хакова, «подготовка преподавателей к каждой лекции превращалась одновременно в кропотливую исследовательскую работу, то есть приходилось базироваться прежде всего на своих собственных знаниях, наблюдениях, выводах» [6, с. 257]. Сам руководитель кафедры преподавал курс хакасского современного

1 Национальный архив РХ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 5. Л. 243.

языка. Главная трудность в учебном процессе состояла в совершенном отсутствии в институте даже элементарных учебников по хакасскому языку, которыми обычно пользуются в 5-7 классах школ области.

Тем не менее в трудных условиях военного и первых лет послевоенного времени, дефицита учебных пособий, недостатка квалифицированных кадров кафедра проводила большую работу по формированию литературного языка и письменности, организации научного изучения спорных вопросов.

В 1944/1945 уч. г. состоялся первый выпуск учителей хакасского отделения с незаконченным высшим образованием в количестве 14 чел. [3, с. 31]. Студенты-выпускники хакасского отделения, по мнению государственной экзаменационной комиссии, были готовы к ведению курса русской литературы. Поэтому решением указанной комиссии они получили квалификацию учителей русского и хакасского языков в 5-7 классах средней школы1. Некоторые выпускники были направлены на работу в открывшуюся национальную среднюю школу в г. Абакане (2 чел.), другие отбыли учительствовать в школы Ширинского, Таштыпско-го, Аскизского, Алтайского районов области (9 чел.).

Следует отметить, что судьба кафедры хакасского языка и литературы в военные и первые послевоенные годы складывалась не совсем удачно. Основные сложности были с набором студентов. В следующем 1945/1946 уч. г. количество выпускников составило 4 чел. В 1946/1947 уч. г. отделение хакасского языка и литературы учительского института выпустило 5 чел.2

Как бы ни складывалась судьба хакасского отделения, им созданы условия для дальнейшей подготовки учителей хакасского языка и литературы, имевших высшее педагогическое образование. Большая роль в этом принадлежала Фазылу Гарифовичу Исхакову, первому заведующему кафедрой хакасского языка и литературы. Безусловно, создание подобной кафедры стало важнейшим событием не только учительского института, но и всей сферы народного образования в Хакасии. Это способствовало качественной подготовке преподавателей и учителей хакасского языка и литературы, а также развитию и укреплению хакасского языка, обретению новых социальных функций.

Литература

1. Асочаков В. А. Культурное строительство в Хакасии (1917-1937). Абакан: Красноярское кн. изд-во, 1983. 179 с. Текст: непосредственный.

2. Лушников В. К. К вопросу о комплектовании школ Хакасии педагогическими кадрами в 1940-1941 годы // Вестник Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова. 2017. № 22. С. 45-47. Текст: непосредственный.

3. Ултургашев С. П. Был всегда нацелен на будущее. К 50-летию Абаканского гос. педагогического ин-та им. Н. Ф. Катанова. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1996. 152 с. Текст: непосредственный.

4. Патачакова Д. Ф. О деятельности Ф. Г. Исхакова в Хакасии // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2002. Вып. 6. С. 215-224. Текст: непосредственный.

1 Национальный архив РХ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 5. Л. 33об.

2 Там же. Л. 1, 2.

5. Тенишев Э. Р. Памяти Ф. Г. Исхакова // Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1963. Вып. 9. С. 118-126. Текст: непосредственный.

6. Артамонова Н. Я. Кафедра хакасского языка и литературы в Абаканском учительском институте: первые шаги становления // Этнокультурное наследие народов Алтая: материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. Горно-Алтайск: Изд-во Науч.-исслед. ин-та им. С. С. Суразакова, 2022. С. 252-261. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 03.11.2022; одобрена после рецензирования 24.11.2022; принята к публикации 27.11.2022.

TRAINING OF KHAKASS LANGUAGE TEACHERS IN KHAKASS AUTONOMOUS OBLAST (1943-1947)

Nadezhda Ya. Artamonova Dr. Sci. (Hist.),

Katanov Khakass State University 92 Lenin St., Abakan 655017, Russia lazar 1918 @yandex. ru

Abstract. The purpose of the study is to reveal the features of the training of teachers of the Khakass language and literature in the Khakass Autonomous Region in the period from 1943 to 1947. This is the time of the existence of the department of the Khakas language and literature in the Abakan Teachers' Institute with the aim of training teachers for grades 5-7 of national schools. The article reveals the role of F. G. Iskhakov in organizing the Department of the Khakas language and literature. We have noted the difficulties in recruiting applicants and forming a teaching staff. Since 1947, admission to the specialty "the Khakas language and literature" was continued by the Pedagogical Institute. Keywords: the Khakass language, literature, teacher's institute, students, teaching staff, department of the Khakas language and literature, F. G. Iskhakov.

For citation

Artamonova N. Ya. Training of Khakass Language Teachers in Khakass Autonomous Oblast (1943-1947). Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2022; 4: 29-34 (In Russ.).

The article was submitted 03.11.2022; approved after reviewing 24.11.2022; accepted for publication 27.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.