Научная статья на тему 'Подготовка учащихся к научно-исследовательской деятельности в школьном физическом обществе «Поиск»'

Подготовка учащихся к научно-исследовательской деятельности в школьном физическом обществе «Поиск» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧЕНИКОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА / МОТИВАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжакова В. В.

Автор делится опытом организации и осуществления работы школьного физического общества. Описывает формы, методы и результаты деятельности учеников среднего и старшего звена при проведении научно-исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учащихся к научно-исследовательской деятельности в школьном физическом обществе «Поиск»»

4. Ватолин Д. Методы сжатия данных. Устройство архиваторов, сжатие изображений и видео / Д. Ватолин и др. - М.: Диалог-МИФИ, 2003. - 384 с.

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ФИЗИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ «ПОИСК»

© Рыжакова В.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Шимановск

Автор делится опытом организации и осуществления работы школьного физического общества. Описывает формы, методы и результаты деятельности учеников среднего и старшего звена при проведении научно-исследовательской работы.

Ключевые слова научное общество учеников, метод проектов, положение об организации школьного физического общества, мотивация, саморазвитие.

Счастлив тот, кто точку Архимеда Сумел сыскать в себе самом.

Ф. Тютчев

Любому государству, которое смотрит в будущее, стремится к высотам добра, справедливости, высокоразвитой промышленности и высокому уровню жизни своих граждан, нужны одаренные дети, способные решить любые задачи этого государства. Поэтому главный тезис назначения современной школы и всей системы образования: «Найти индивидуальности».

И моя задача, учителя, заключается в том, чтобы помочь ученикам найти себя, раскрыть свои способности, умения, помочь понять им самих себя. Мне повезло, у меня учатся талантливые ученики, способные самостоятельно работать с литературой, справочниками, энциклопедиями, научно-популярными журналами, способные анализировать и делать выводы, делать эксперименты и опыты, модели приборов и явлений, умеющие говорить о результатах своей деятельности, организующие различные мероприятия по физике и отдельные этапы урока. Как удается мне добиться этого? Очень помогает мне наше школьное физическое общество «Поиск». В один день, проанализировав свою работу и научно-исследовательскую работу, проводимую учениками, я поняла, что нам в школьном научном обществе « Интеллект» «тесно», надо выделяться и составлять свое положение, устав и разрабатывать свой план работы.

* Учитель физики.

Основная цель, которую я ставила перед собой и детьми - это помочь ребятам найти себя, выявить любителей физики, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести их на дорогу поиска и научить их правилам научно-исследовательской деятельности, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. В ходе работы вместе с единомышленниками им дается возможность осознать свою значимость, неповторимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками. В школе уже сложилось братство физиков-математиков. Некоторые из них уже учатся в институтах, но и там они поддерживают своих младших товарищей, с которыми общались в школе, вместе выступали на заседаниях ШФО «Поиск», научно-практических конференциях.

Всю работу по подготовке детей к научно-исследовательской работе можно разделить на несколько направлений, согласно уставу ШФО «Поиск».

1. Выявление детей, интересующихся предметом.

2. Анкетирование детей с целью выявления направления деятельности:

- лекторское бюро;

- научно-исследовательская работа;

- решение олимпиадных задач;

- занимательная физика.

3. Участие детей в работе ШФО:

- организация и проведение недели физики;

- подготовка и участие в научно-практических конференциях;

- подготовка и участие в различных конкурсах;

- участие в олимпиадах различного уровня;

- составление дидактического и методического материала;

- участие в проектах;

- заочное обучение в физико-технических школах России.

За девять лет как стало работать наше общество, мы с учениками достигли многого.

Прежде всего, в их личном росте.

- умение работать с рекомендуемой литературой позволяет ученикам готовить качественные доклады и рефераты;

- умение осмысливать критически материал, выбирать главное, самостоятельно ориентироваться в справочном материале и разделах физики помогает заниматься в заочной школе, участвовать в олимпиадах разного уровня;

- умение четко и ясно излагать свои мысли способствует проведению интересных бесед, лекций, экскурсий, дает возможность ярко провести презентацию своей работы;

- умение работать с различными программами компьютера, принтера, мультимедийного проектора дает свободу в создании проекта, как по физике, так и по астрономии.

В 7-ом классе, когда я знакомлю учеников со структурой школьного НОУ «Интеллект», с уставом ШФО «Поиск», я говорю им о видах исследовательских работ. Каждому ученику дается памятка, где перечислены эти виды и указана их структура. В кабинете на стенде ШФО «Поиск»: Устав ШФО «Поиск», план работы ШФО, список актива, требования к оформлению научно-исследовательских работ. Здесь же вывешиваются методические листки, газеты, бюллетени, выпускаемые нами с учениками, объявления о конкурсах, задания Российских олимпиад. Есть отдельный стенд для школьников, обучающихся заочно в ФЗТШ при МФТИ (Московский университет).

Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля происходит на всех этапах работы ШФО, но заочное дистанционное обучение в ФЗРТШ раскрывает эти навыки наиболее ярко. Ведь сам процесс обучения происходит не потому, что кто-то заставляет, а потому, что ученикам это интересно. На занятиях факультатива я читаю лекцию по теории и лишь указываю пути решения задач и контрольных вопросов. А всю работу, которая оценивается учителем, учащимися выполняется самостоятельно. Им приходится еще раз возвращаться к теории, к учебнику, лекциям, искать материал в справочниках, назначать мне индивидуальные консультации. Наиболее сложные задания разбираем на занятиях вместе, каждый приходит со своим решением и мыслями по поводу хода выполнения задания.

Всё это время мои ученики участвуют в заочных Российских олимпиадах ЗФТШ « Авангард», « Олимпиадах атомных станций», Всероссийских дистанционных олимпиадах г. Самары, Новосибирска, «Паруса надежды» г. Хабаровска, заочном конкурсе «Познание и творчество», Всероссийском фестивале исследовательских работ школьников «Портфолио». Многие из них являются дипломантами и победителями.

Хорошей традицией в нашей школе стало участие учеников в областных научно-практических конференциях «Человек. Природа. Общество» и «Человек в современном образовательном пространстве». Пятнадцать лет подряд эти конференции организуют и проводят Амурский государственный университет и Благовещенский педагогический университет. Доклады, которые ребята представляют на секции физики, отмечены дипломами и грамотами за высокий уровень подготовки, пятеро учеников стали победителями этих конференций.

Все выпускники, когда-то занимающиеся в ШФО «Поиск» теперь студенты и выпускники ВУЗов Благовещенска, Хабаровска, Владивостока, Иркутска физико-технического профиля.

Любой ребёнок талантлив и я в нашей школе создаю все условия для раскрытия этого таланта, выявляю в 7 классе всех тех, кто интересуется различными областями науки, техники, помогаю им преодолеть первые ступени на их жизненном пути. Для этого мало дать готовые истины, надо научить школьников мыслить самостоятельно, вывести их на дорогу поиска в

науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности.

Метод проектов позволяет решать мне эти задачи на уроках и во внеклассной деятельности школьного физического общества « Поиск», изменяет психологический климат в классе и в отдельной группе, где каждый становится отдельным звеном, от работы которого зависит общий результат. Сам урок, занятие секции теперь - это поиск, эксперимент, исследование. Чтобы выполнение проекта было эффективным, каждый ученик чувствовал свою ответственность, я делю школьников на небольшие группы из 2-4 человек, которые работают по своей теме: историки, теоретики, лаборанты, практики, затейники, конструкторы, лекторы.

Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий позволяет выйти на новый уровень обучения, открывает широкие возможности и для учителя и для учащихся. Персональный компьютер помогает молодым людям самоутвердиться, реализовывать свои знания и умения в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Компьютер в кабинете физики хранит работы учеников, и является неотъемлемой частью современного урока и индивидуальной деятельности, машиной, которая осуществляет самые необычные детские фантазии.

Работа над проектом - это серьёзная самостоятельная деятельность, включающая в себя: отбор материала, выбор объекта исследования, описание хода исследования на основе физических законов, выполнение самого эксперимента и обработка полученных данных в таблицах и графиках, оформление всего проекта в печатном реферативном виде и на компьютере в виде презентации или сайта. С каждой группой ведётся индивидуальная работа. Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы научить ребят пользоваться новыми знаниями и источниками (обучающими программами, справочниками, Интернетом), правильно внедрять их в интеллектуальную среду обущающих-ся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

Проекты в работе школьного физического общества «Поиск» - это одна из форм его деятельности.

Особенность работы ШФО «Поиск» в том, что она доступна и полезна не только учащимся с естественно-математическими, но и гуманитарными склонностями. Именно для этих ребят темы связаны с биологией, историей, медициной, астрономией, экологией. Для этих учащихся темы проектов подбираю, исходя из их интересов: «Гидроэлектростанции и экологические проблемы, связанные с их строительством и эксплуатацией», «Магнитные поля и их влияние на здоровье человека», «Волны убийцы», «Использование энергии Солнца», «Изучение зрения человека. Оптические иллюзии», «Почему блестят глаза у кошки? Блеск в природе», «Экспертиза туалетной бумаги».

Ребята из класса гуманитарного профиля ведут радиопередачи в ходе недели физики, являются лекторами, выпускают газету «Исследователь», бюллетени, поздравительные листовки, которые тоже являются результатом работы над проектом. Метод проектов позволяет включить исследовательскую работу учащихся в процесс обучения в общеобразовательной школе и в рамках ШФО, привносит в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования с учётом способностей и интересов ученика, но и становится основой интеграции основного и дополнительного образования. При этом все виды деятельности способствуют не только усвоению физического материала, но и развитию важных общеучебных и интеллектуальных умений, навыков, способностей, поддержке высокого уровня познавательного интереса.

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак» - говорил Оноре де Бальзак. Именно любопытство, интерес к неизвестному, двигали вперёд прогресс, являлись отправной точкой любого исследования и открытия. Поэтому, я считаю, важно поддерживать у подростков этот интерес, развивать стремление к новым знаниям, к новым победам над собой на пути самосовершенствования. Это всё требует огромных физических и моральных затрат, настойчивости и упорства, целеустремлённости, качеств, которые и формируются у подростков в ходе их серьёзной научно-исследовательской работы в школьном физическом обществе « Поиск».

Список литературы:

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практич. пособие. - М.: АРКТИ, 2007.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 2.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. - М., 2005.

4. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.

5. Нефедова Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. - 2006. - № 4. -С. 61-68.

6. Осмоловская И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. -2006. - № 8. - С. 64-69.

7. Румбешта Е.А. Обучение деятельности на уроках физики // Физика в школе. - Изд. Первое сентября, 2003. - № 7.

8. Ковтунович М.Г.Домашний эксперимент по физике: пособие для учителя. - М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2007.

9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000.

10. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ЧИСЕЛ © Толстошеин А.О.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В данной статье рассматривается понятие комплексных чисел, их применение в электротехнике и механике. Рассмотрена теоретическая часть, приведен и разобран пример.

Ключевые слова комплексные числа, применение, электротехника, закон Ома, закон Кирхгофа, механика.

Во время прохождения курса высшей математики мы часто сталкиваемся с таким понятием как комплексные числа. Но что же это такое и где они применяются? В данной статье попробуем найти ответ на этот вопрос.

В давние времена ученые столкнулись с такой вещью как мнимая единица

I = лЛ, это случилось когда стало недоставать действительного числа, при решении, казалось бы, простого квадратного уравнения х2 + рх + д = 0, где «р» и «д» являются числами действительными. На первый взгляд это уравнение довольно таки простое, но при его решении, т.е. вычислении его корней по всем известным в те времена формулам, ученые до века XVI сталкивались с проблемой отрицательного корня. При всем этом, не кому не удавалось объяснить есть ли смысл придавать значение данному выражению, и поэтому решили, что корень из числа отрицательного смысла не имеет. И по сей день при прохождении школьной программы, которая не дает представление о комплексных числах, принято говорить, что при отрицательном корне, решением является ни положительное, ни отрицательное числа и даже ни нуль.

Но вскоре, уже при решении кубического уравнения отказываться от отрицательного значения корня было нельзя. Более 400 лет тому назад несколько итальянских математиков все таки нашли способ как можно решить уравнения третей степени. Одним из тех математиков был Джироламо Кар-дано, в его честь и назван этот способ, изложил способ в 1543 году в своем учебнике. Этот способ сводится к тому, что корни уравнения X + рх + д = 0

* Кафедра Электроэнергетики и электротехники. Научный руководитель: Дмух Г.Ю., доцент кафедры Алгебры, геометрии и анализа, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.