Научная статья на тему 'Подготовка сырьевой базы нефти и газа в современных условиях'

Подготовка сырьевой базы нефти и газа в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАСЫ НЕФТИ И ГАЗА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ЗАПАСОВ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ПОИСКОВЫЙ ЭТАПЫ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ НЕДР. / OIL AND GAS RESERVES / REPRODUCTION OF RESERVES / REGIONAL AND PROSPECTING STAGES / PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / EFFICIENCY OF EXPLORATION / STRATEGIC PRIORITIES / SUBSURFACE LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прищепа Олег Михайлович

В статье рассмотрены существующие проблемы в области изучения и подготовки к освоению ресурсной базы нефти и газа (воспроизводства запасов) в современных условиях недропользования в России. Рассматриваются конкретные шаги, намеченные к реализации на разных уровнях власти по исправлению ситуации по отставанию темпов подготовки новых запасов нефти. Как один из эффективных путей решения проблемы рассматривается вариант партнёрства государства и частного капитала. Обсуждается необходимая степень участия государства в финансировании и проведении геологоразведочных работ стадий регионального изучения и поисково-оценочной. Предлагается системный подход и критерии оценки эффективности геологоразведочных работ (на разных стадиях изучения), применимые как для государства - владельца недр, так и для компаний - недропользователей. Даны рекомендации и конкретные предложения по составлению сбалансированных программ лицензирования, обеспечивающих необходимые темпы воспроизводства запасов нефти и газа в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прищепа Олег Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of oil and gas resource base under current conditions

The existing problems in the field of studying and preparing the oil and gas resource base to development (reproduction of reserves) in under current conditions of subsurface use in Russia are considered. Concrete steps on correcting the situation connected with delaying the pace of preparing new oil reserves, planned to realization on the different levels of power, are considered. The variant of State and private capital partnership is considered as one of the efficient ways of solving this problem. The necessary share of participating the State in financing and conducting exploration at the regional and prospecting-estimation stages is discussed. A systems approach and criteria of estimating the efficiency of exploration (at the different stages) applied as for the State (subsurface owner) so for companies (subsurface users) are proposed. The recommendations and concrete propositions on making up the licensing balanced programs providing the necessary pace of reproducing oil and gas reserves in the region are given.

Текст научной работы на тему «Подготовка сырьевой базы нефти и газа в современных условиях»

УДК 553.98.042(470+571)

Прищепа О.М.

ПОДГОТОВКА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ НЕФТИ И ГАЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены существующие проблемы в области изучения и подготовки к освоению ресурсной базы нефти и газа (воспроизводства запасов) в современных условиях недропользования в России. Рассматриваются конкретные шаги, намеченные к реализации на разных уровнях власти по исправлению ситуации по отставанию темпов подготовки новых запасов нефти. Как один из эффективных путей решения проблемы рассматривается вариант партнёрства государства и частного капитала. Обсуждается необходимая степень участия государства в финансировании и проведении геологоразведочных работ стадий регионального изучения и поисково-оценочной.

Предлагается системный подход и критерии оценки эффективности геологоразведочных работ (наразных стадиях изучения), применимые как для государства -владельца недр, так и для компаний - недропользователей. Даны рекомендации и конкретные предложения по составлению сбалансированных программ лицензирования, обеспечивающих необходимые темпы воспроизводства запасов нефти и газа в регионе.

Ключевые слова: запасы нефти и газа, воспроизводство запасов, региональный и поисковый этапы, частно-государственное партнёрство, эффективность геологоразведочных работ, стратегические приоритеты, лицензирование недр.

Управленческие и финансовые решения в геологоразведочной отрасли во времена Советского Союза принимались в соответствии с задачами текущего периода (определяемые Госпланом) и на основе анализа эффективности геологоразведочных работ в стране в целом, в том или ином регионе или на перспективном направлении работ.

Переход на новую систему недропользования в начале 90-х гг. прошлого века привел, по сути, к краху геологоразведочной отрасли, о чем ярко свидетельствуют фактические «достижения» в этот период в России. За 10 лет (период 1994-2003 гг.) из недр было извлечено 3,3 млрд. т нефти и 5,8 трлн. м3 газа, а прирост разведанных запасов составил только 2,67 млрд. т и 4,6 трлн. м3 соответственно. При этом необходимо отметить, что большая часть прироста запасов была получена на ранее выявленных месторождениях. Ситуация «провала» в геологоразведочных работах (ГРР) середины 1990-х гг. стала выправляться с введением целевого налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ). В 2000 и 2001 гг. прирост запасов, как нефти, так и газа впервые после 1993 г. превысил их текущую добычу.

С введением Налогового кодекса в 2002 г. вновь наметилась негативная тенденция сокращения объемов ГРР и, соответственно, подготовки новых запасов нефти и газа, что особенно тревожно на фоне постоянно растущей добычи нефти. Так, начиная с 1999 г.

прирост добычи нефти в России составлял от 6,3 до 10,9% ежегодно и суммарный темп добычи за последние пять лет вырос на 52% (с 302 млн. т до 458 млн. т). Суммарный отбор нефти за последние пять лет составил 1,91 млрд. т. Прирост запасов нефти в России начиная с 2001 г. неуклонно снижался. Суммарно за пять лет прирост запасов нефти составил 1,46 млрд. т, то есть коэффициент воспроизводства составил 0,76, а если говорить о периоде после отмены ВМСБ (2002-2004 гг.), то этот показатель еще ниже - 0,61.

Указанные процессы в последние годы (отсутствие новой разведанной базы запасов для освоения) стали сказываться, несмотря на беспрецедентно хорошую конъюнктуру рынка нефти, на темпах наращивания добычи.

Наметившиеся тенденции в динамике добычи нефти и низкий объем воспроизводства запасов углеводородов требует объективной оценки и принятия решений уже сегодня, пока благоприятная обстановка на мировом рынке цен на углеводородное сырье (УВС) позволяет бюджету страны маневрировать и иметь значительный резерв для подготовки сырьевой базы, во многом утраченной в современный период недропользования.

С точки зрения обеспеченности ресурсной базой Россия не обладает доказанными и декларируемыми на разных уровнях «безграничными» возможностями для увеличения добычи. Сегодняшний нефтяной потенциал России по оценкам «западных» источников, результатам международного аудита крупнейших компаний и оценкам самих компаний отличается в разы. Соответственно этим оценкам можно говорить и о существенно различающихся оценках сценариев (и экономически оправданных) уровней добычи.

Поддержание добычи нефти в Российской Федерации в соответствии с действующей «Энергетической стратегией России до 2020 г.», а также ее актуализированным вариантом возможно только при форсированной подготовке новых запасов, что требуют интенсивного проведения геологоразведочных работ и соответствующих затрат.

Можно выделить несколько базисных посылок процесса подготовки запасов в современных условиях [Прищепа, 2005]:

- сколько нужно «стране» запасов определяется не государственными структурами и ведомственными разработками и программами, а недропользователями и инвесторами и соответственно их стратегиями, исходя из собственных бизнес-планов и планов развития, имеющихся средств и желания вкладывать именно в эту отрасль и именно в России;

- компании не заинтересованы инвестировать ГРР на новых направлениях и в районах с неразвитой инфраструктурой ради призрачных перспектив далекого будущего;

- ГРР будут сконцентрированы в районах нефтедобычи пока конъюнктура и цена на внешнем рынке высокие;

- наиболее рисковые направления геологоразведочных работ (как геологических, так и технологических и политических) будут «простаивать» у недропользователей. Это относится как к новым направлениям работ, так и регионам в целом. Так, по совокупности технологических и политических рисков, без участия государства, вряд ли в ближайшие годы начнется разворот работ и на Арктическом шельфе и в Восточной Сибири;

- существенный сдвиг в воспроизводстве запасов возможен только при вовлечении инвесторов в крупные проекты с гарантиями государства или «разворотом» работ компаниями, которыми владеет государство.

Такая малоуправляемая ситуация в случае отсутствия чего-нибудь (гарантий, эффективных проектов, денег на инвестиции, совпадения желания и возможностей) скорее всего приведет опять к существенному не восполнению запасов углеводородов, а самое главное, к необходимости государству организовывать практически с нуля (за несопоставимые бюджетные средства) подготовку новых запасов.

В совокупности анализ современной стратегии недропользования говорит о нескольких возможных сценариях воспроизводства запасов углеводородов в стране.

Первый сценарий предполагает постоянную заинтересованность добывающих компаний в подготовке новой сырьевой базы нефти и газа для будущих проектов. Такое допущение неподтвержденное законодательными обязательствами вступает в противоречие с экономическими показателями проектов, увеличивая сроки окупаемости, снижая доходность и т.д. То есть, в качестве существенных причин для реализации сценария «добровольного» воспроизводства запасов компаниями являются их же долгосрочные планы, а также в некоторой мере (при принятии новой редакции закона «О недрах») возможность переуступки или продажи выявленных запасов, то есть по сути ликвидности.

Второй сценарий более реалистичный сводится к тому, что при растущей добыче в воспроизводство запасов вкладываются исключительно «избыточные» деньги и происходить это будет в период высоких цен на нефть и газ на мировом рынке.

Такой подход может привести к нерациональному использованию привлекаемых на разных этапах инвестиций на создание избыточных нефтетранспортных и, возможно, нефтеперерабатывающих мощностей, и в концептуальном плане - в относительно недалекой перспективе невозможности в полной мере использовать природные ресурсы (читай -

наполнять бюджет), то есть, не иметь перспектив динамичного социально-экономического развития.

Интеграционные процессы в крупных компаниях и Европе в целом не позволяют надеяться на то, что при резком уменьшении привлекательности проектов в России инвестиции не будут переброшены в более выгодные регионы.

Определение государственной обоснованной стратегии в каждом регионе, детальный анализ потенциала нефтегазоносных провинций, наряду с оценкой эффективности его вовлечения в хозяйственный оборот, путем непосредственного участия государства и координации (контроля) за действиями компаний в этом направлении позволило бы говорить с большей обоснованностью о перспективах роста и поддержания добычи нефти в долгосрочной перспективе.

В последние годы в России сформировались две группы принципиально разных точек зрения относительно возможностей развития нефтегазодобывающей отрасли и перспектив ее роста. Одна поддерживаемая, в основном, экспертами-финансистами и зачастую крупными компаниями, сводится к оптимистической оценке структуры ресурсной базы углеводородов (в обозримом будущем) и приоритете конъюнктуры потребления для организации полного цикла подготовки запасов, их освоения, транспорта, переработки и реализации на внутреннем и внешних рынках. Основным критерием развития и определяющей стратегией при таком подходе является собственно предположение о возможности сбыта продукции.

Другими специалистами и экспертами, особенно на фоне резкого снижения темпов роста добычи в последние годы (по данным Росстата в 2003 г. добыча нефти в России выросла на 11%, в 2004 г. - на 8,9%, а в 2005-2007 гг. - только на 2% ежегодно), ставятся под сомнение планы, предусмотренные «Энергетической стратегией России до 2020 г.», несмотря на их существенное опережение в период 2003-2005 гг.

С учетом ранее разведанной базы нефти и газа большинством специалистов не ставится под сомнения возможность получения продекларированных уровней добычи, но ставится вопрос - к каким последствиям это приведет. Во-первых, сколько лет можно будет поддерживать добычу на таком высоком уровне? Окупятся ли вновь созданные под такие объемы добычи трубопроводные мощности и не будут ли они в ближайшей перспективе конкурировать с ранее созданными? Не произойдет ли резкое увеличение обводнения и выбытие скважин? Будут ли достигнуты проектные показатели извлечения нефти? Какие планы преследуют компании интенсифицируя добычу и не компенсируя ее приростами запасов? Совпадают ли цели компаний недропользователей и государства в ближайшей и

среднесрочной перспективе? И в конечном итоге, рационально ли используется и какова будет разведанная база после 2020 г. и какие поступления в бюджет она сможет обеспечить? И самый главный вопрос отвечает ли резкий рост добычи в средне-долсрочной перспективе главной декларируемой государством задаче - росту благосостояния большинства населения?

В последние годы, благодаря усилиям, в первую очередь Министерством природных ресурсов РФ, Федерального агентства по недропользованию и их подведомственных научно -исследовательских организаций, рассмотренный выше подход стал активно критиковаться, и эта позиция находит поддержку в Правительстве, Государственной Думе и в Администрации Президента.

Одним из важных шагов в этом направлении стала разработка в 2006 г. Министерством природных ресурсов РФ «Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» (2005-2010 годы и до 2020 года). Программа разработана в соответствии с «Основными положениями государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» [Основы государственной..., 2003]. Она входит в систему национальных стратегий развития и, по сути, представляет один из наиболее значимых стратегических проектов.

В 2008 г. МПР РФ представило в правительство актуализированный вариант «Долгосрочной программы..», в которой существенно уточнены приоритеты по регионам развития (особенно в области работ на нефть и газ), и резко увеличено финансирование ГРР на нефть и газ (преимущественно по Восточной Сибири).

Цель этой программы - обеспечение сбалансированного использования и развития минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также исходя из геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.

В качестве основных задач программы определены следующие:

- удовлетворение перспективных потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, атомной промышленности, чёрной и цветной металлургии, химической промышленности) в минеральном сырье;

- обеспечение платёжного баланса страны за счет развития и использования минерально-сырьевой базы, в том числе экспортных видов минерального сырья;

- воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объёмах, обеспечивающих компенсацию их потребления добывающими отраслями, в соответствии с прогнозами развития топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, определенными «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», Федеральными целевыми программами и на основе анализа и оценки перспектив их внутреннего потребления, экспорта и импорта сырья;

- организация рационального и комплексного использования и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в интересах и будущих поколений граждан Российской Федерации.

Реализация программы изучения недр, по мнению разработчиков программы МПР РФ, позволит расширить поисково-разведочный задел, что обеспечит достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых и, в конечном счете, повысит обеспеченность экономики страны основными видами минерально-сырьевых ресурсов.

В качестве приоритетов Программы определены социально-экономические:

- обеспечение высоких темпов устойчивого экономического развития страны;

- создание потенциала для будущего развития;

- повышение уровня национальной безопасности.

В целом Долгосрочная государственная программа по основным индикаторам сориентирована на инновационный и экспортно-ориентированный вариант развития, допускающий реализацию ряда стратегических проектов в сырьевой, транспортной и инновационной сферах, что может обеспечить не только наращивание экспорта сырья и топлива, но, и предусматривает увеличение их внутреннего потребления.

При разработке Долгосрочной государственной программы была учтена негативная тенденция по приросту жидких углеводородов, не компенсирующих добычу и поставлена задача выхода к 2012 г. на полную компенсацию добычи приростом запасов. Оценены затраты на основные мероприятия по воспроизводству запасов, исходя из баланса потребления и воспроизводства углеводородного сырья по основным нефтегазоносным провинциям.

Важнейшими мероприятиями Долгосрочной государственной программы на 2011 -2020 гг. намечено значительное увеличение ассигнований на геологоразведочные работы в Восточной Сибири, на шельфе РФ, в Тимано-Печорской провинции и в Прикаспийской НГП.

В качестве первых шагов, намеченных правительством и администрацией Президента можно рассматривать создание региональных Программ освоения ресурсов нефти и газа Восточной Сибири, Северо-Западного региона и шельфа России.

В Восточной Сибири начата реализация одного из самых масштабных проектов России последних лет - строительство экспортноориентированного нефтепровода, требующего огромных инвестиций (сопоставимых с затратами на национальные проекты), но с конкретно обозначенными сроками ввода в эксплуатацию и, соответственно, необходимостью организации и проведения срочных мероприятий по его своевременному обеспечению подготовленными запасами нефти. Практически на всех уровнях власти понимают, что разведанные запасы нефти и газа Восточной Сибири в сопоставлении с инвестициями, требующимися на освоение и подготовку новых запасов для достижения декларируемых и планируемых в разноуровневых программах и документах поставок углеводородов вряд ли можно рассматривать как подготовленную инвестиционную базу. Соответственно, реальное освоение региона с предлагаемыми параметрами может начаться только при незамедлительном вмешательстве государства либо путем изменения законодательной базы, либо непосредственно включиться в финансирование подготовки (и возможно, и освоения) необходимых новых запасов нефти. Это потребует существенно больших (в разы) инвестиций и больше чем обозначены в Долгосрочной государственной программе (предоставлении преференций) со стороны государства (государственных компаний) для подготовки необходимых для развития базы запасов нефти превышающей в разы сегодняшний уровень. Экономически оправданные сроки начала широкомасштабного освоения месторождений на базе новых подготовленных запасов нефти на территории Восточной Сибири, вряд ли можно, оценить ранее, чем в 2012-2015 гг., что обусловлено с точки зрения расширения ресурсной базы - стадийностью ГРР, так и инерцией «раскрутки» и переориентации стратегий крупных недропользователей, участвующих в освоении региона. Итоги трех последних лет показали, что такой сложный по геологическому строению регион (с высокими рисками технологического характера), как Восточная Сибирь не может сразу стать инвестиционно привлекательным у компаний, реально оценивающих эффективность геологоразведочных работ и возможные риски. Если государство, в полной мере, выполняет принятые на себя обязательства по финансированию региональных геологоразведочных работ в регионе, то недропользователи, не имея законодательно закрепленных обязательств не спешат вкладывать средства в высокорискованные и, возможно, малоэффективные мероприятия, «прописанные» в теоретических разработках, ориентированных на показатели

не согласованные с реальной изученностью и возможными темпами наращивания ресурсной базы и дальнейшего освоения. Фактические темпы подготовки запасов нефти в Восточной Сибири за период 2005 - 2007 гг. существенно отстают от декларируемых на разных уровнях. Для выхода же на плановые показатели прироста запасов нефти, обеспечивающие необходимое воспроизводство запасов потребуется по - сути перестройка всей отрасли региона и ее мобилизация.

Системные капитальные вложения в инфраструктуру и направленность государственных интересов конечно могут переломить ситуацию в необходимую сторону, но экономическая целесообразность таких направленных действий вряд ли будет оправдана.

При формировании стратегии воспроизводства и освоения нефтегазовых ресурсов, даже в современных весьма благоприятных инвестиционных условиях необходимо учитывать как реальную геологическую изученность (модель) региона, последовательность и стадийность геологоразведочных работ, их возможную эффективность, а также методологические требования по обоснованию и проведению работ, обеспечивающих их выполнение.

Сказанное выше в полной мере относится и к двум другим направлениям развития ГРР в стране к арктическим шельфам и Северо-Западному региону.

Оценки показывают, что инвестиции в развитие нефтегазового комплекса России -высокоэффективный бизнес для российских и иностранных компаний.

В целях обеспечения притока иностранных инвестиций в России введен ряд гарантий и льгот для зарубежных предпринимателей, вкладывающих капитал в экономику страны. В их число входят:

- гарантии от национализации;

- право беспрепятственного перевода за рубеж прибылей на: вложенный

нерезидентом капитал;

- беспошлинный и необлагаемый НДС при ввозе в страну оборудования, материалов и комплектующих для собственных нужд предприятия;

- положение о недопустимости ухудшения существовавших на момент вложения капитала налоговых и иных институциональных условий деятельности иностранного инвестора и др.

В тоже время принятие закона РФ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» существенно ограничили инвестиции в Россию направленные на освоение недр федерального значения.

Безусловно, для обеспечения активного инвестирования в ГРР, наряду с разработкой законов и подзаконных актов наиболее эффективными шагами со стороны государства может служить либо его непосредственное участие в процессе подготовки запасов с последующей их продажей на аукционе, либо проведение работ резко снижающих риски. К таким, относятся в первую очередь, и наиболее неопределенные риски, связанные с проведением работ на новых направлениях, глубинах и районах. Снижение этих рисков для инвестора связано с региональными либо опережающими поисковыми работами, направленными на выявление первоочередных перспективных объектов и залежей. Снижение технологических рисков на нетрадиционных направлениях работ связано с проведением опытно-методических или опережающих исследований.

Таким образом, бюджетные средства могут быть эффективно использованы либо для подготовки новых направлений к лицензированию (в сложнопостроенных и малоизученных районах) либо для принципиального выявления нефтегазоносности в глубокопогруженных комплексах, либо выхода на объекты с ранее не установленными признаками нефтегазоносности (в тектоническом и генетическом смысле).

Одним из путей эффективного использования разведанной ресурсной базы является применение инновационных технологий на истощенных месторождениях с целью увеличения коэффициентов нефтеотдачи и за счет этого увеличения уровней добычи.

Путь решения такого многообразия проблем и вопросов в воспроизводстве запасов углеводородов в современных условиях в России можно рассматривать только в плоскости нахождения компромиссов. Необходимым условием является взаимовыгодное сотрудничество лояльных и развивающихся компаний-недропользователей с государственными органами, управляющими недропользованием, на основе научно обоснованной программы действий, созданной не ангажированными структурами. Механизм реализации таких программ должен быть закреплен законодательно, и здесь огромная роль и поле деятельности не только у негосударственных компаний, но и государства как возможного инвестора и продавца товара - ресурсов и запасов углеводородов в который могут быть высокоэффективно вложены инвестиции. Тем более, это актуально в сегодняшних условиях при имеющихся громадных ресурсах у государства в виде созданного, в основном, за счет разведанной в «советское» время ресурсной базы, стабилизационного фонда и отсутствия направленных шагов по его эффективному использованию с целью увеличения благосостояния населения, заявляемой а всех уровнях.

Все вышеназванные проблемы присущи и одному из наиболее динамично развивающихся региону России - Северо-Западному, который последнее время рассматривается в качестве района наращивания нефтетранспортных (транзитных) мощностей, и особенно его экспортных направлений, и практически не оценивается с точки зрения рационального использования его внутреннего потенциала.

Развитие нефтегазового комплекса Северо-Западного региона России играет важную роль в реализации энергетической политики, формировании новых нефтедобывающих районов, межрегиональной системы транспорта энергоносителей и комплексного освоения Арктического шельфа.

В пределах Северо-Западного региона уже сегодня обеспечивается полный цикл от поисков, разведки и эксплуатации энергетического сырья, его транспортировки, переработки и до реализации, в том числе, как в пределах, так и за пределами региона и России.

Подготовка научно-обоснованной сбалансированной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, и освоения региона с одной стороны (с учетом богатого опыта создания и реализации Комплексных проектов...., практиковавшихся в «советское время») казалось бы не должна вызывать трудностей, а с другой стороны с учетом вышеперечисленных проблем и состояния отрасли является настолько нестандартной и неразработанной как практически, так и теоретически, что даже принципы ее формирования вызывают огромные дискуссии и часто воспринимаются в штыки отдельными ведомствами, компаниями и специалистами.

В 80-х и начале 90-х гг. прошлого столетия была разработана система оценки и прогнозирования основных показателей ГРР, широка применяемая на практике, например при составлении «Комплексных проектов ГРР.» по регионам на соответствующий пятилетний и более продолжительные периоды. В режиме мониторинга ежегодное отслеживание показателей по направлениям работ позволяло вносить, как соответствующие коррективы, так и уточнять сами модели.

Так, например, выполнение по основным показателям геологоразведочных работ (объемам и прироста запасов нефти), предусмотренное в «Комплексном проекте по ТПП.» составляло в 1980-е гг. от 85 до 110%, и существенные отклонения (выполнение менее чем на 30%) произошли только в начале 1990-х гг., при реализации последнего «советского» проекта.

Важнейшим элементом современного планирования ГРР остается оценка возможной эффективности геологоразведочных работ, определяющая физические и стоимостные

объемы работ, направленные на необходимый (декларируемый) прирост запасов. Игнорирование этого важнейшего показателя, а также его неправомерное завышение, очень быстро сказывается на фактических результатах работ (в первую очередь на получаемых приростах запасов углеводородов). На фоне краткосрочных и незначительных синусоидообразных «достижений», как показывает практика проводимых работ в регионах происходит быстрое восстановление эффективности на уровне показателей конца 80-х начала 90-х гг. прошлого столетия. Такая тенденция отмечается практически во всех регионах, где объемы поискового бурения составили не менее 20% от достигнутых в указанный период. Превышение достигнутых показателей эффективности отмечается либо в регионах с незначительными объемами ГРР (точечно эффективными), либо в регионах где доминирующая часть геологоразведочных работ была сосредоточена в пределах ранее выявленных месторождений (доразведка).

Важнейшим элементом при разработке региональной модели изучения и освоения нефтегазового потенциала является стратегия подготовки (воспроизводства) запасов нефти и газа региона, которые в свою очередь, создадут базу для обеспечения необходимых темпы вовлечения в освоение.

Сама стратегия подготовки запасов для создания сценарных прогнозов может отличаться по:

- условиям востребованности и обеспеченности уже имеющейся ресурсной базы (как на уровне недропользователей, так и государства);

- условиям финансирования геологоразведочных работ и взаимодействию в финансировании как со стороны государства, так и недропользователей;

- заданным темпам и динамике подготовки запасов;

- экзогенным факторам богатства и геологической изученности региона.

Различия в динамике и темпах подготовки запасов обусловлены различными подходами

по обеспечению запасами текущей и прогнозной добычи нефти и газа. Как крайний случай может быть рассмотрен вариант подготовки запасов по мере возникновения потребности в них. Помимо этого должны быть рассмотрены варианты с некоторыми минимальными и оптимальными планами ежегодной (или по периодам) подготовки запасов, обеспечивающими определенное распределение потребных объемов ГРР и необходимых затрат.

Как показывает практика недропользования в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, эффективность лицензионной деятельности весьма невелика. С 1992 г. здесь

выдано более 200 лицензий на геологическое изучение с последующей разработкой и на добычу УВС (95 из них - по территории Ненецкого автономного округа - НАО). Владельцы лицензий преимущественно не выполняют своих обязательств в части объемов и сроков проведения работ.

Современный этап лицензирования в Северо-Западном регионе можно охарактеризовать как начало системного лицензирования на суше, направленного на изучение и подготовку ресурсной базы углеводородов, отвечающей возможностям и потребностям региона с целью обеспечения достижения показателей, предусмотренных программными документами.

Во Всероссийском нефтяном научно-исследовательском геологоразведочном институте (ВНИГРИ) разработаны и реализованы подходы к формированию программы воспроизводства запасов (и в том числе - для условий Северо-Западного региона), основные принципы ее построения на сегодня вполне определены и в достаточной мере апробированы [Методика прогнозирования., 1979; Моделевский, 1979; Крылов, 1984; Крылов, Батурин, Рыжик, 1986; Галимзянов, 2006]. Эти принципы в первую очередь обосновывают выделение лицензионных участков и регламентируют определение их оптимальных размеров.

Прежде всего, следует учитывать, что различия в площадях участков влияют на распределение показателей нефтегазоносности (плотность ресурсов и др.). При одинаковом количестве больших и малых по размерам участков равенство распределений соблюдается, если диапазон изменения их площадей не превышает двукратной величины. Это требование должно относиться к однотипным (однородным) по нефтегеологическим условиям участкам.

Другое условие нормального распределения плотностей ресурсов состоит в том, что в каждом участке должно быть, как правило, не менее 3-5 локальных структур, что в расчете на выявление 1-2 месторождений предопределяет его оптимальную площадь в размере 200300 км2.

Третье условие относится к определению контуров участков, которые при достаточно хорошей изученности района должны проводиться по середине между месторождениями или перспективными локальными объектами, а в случаях неопределенности их положения - на удалении от центральной части участка, кратном расстоянию между локальными объектами, характерными для данного района (зоны).

При выделении лицензионных участков существенное значение имеет выполнение еще одного условия: каждый выделяемый участок должен, по возможности, не разделять разнотипные структурно-фациальные зоны, а находиться внутри них и быть однородным по

общему геологическому строению и условиям нефтегазоносности. Соблюдение этого условия положительно сказывается не только на выполнении геолого-экономических расчетов, но и на технологических решениях и оценке затрат, связанных с освоением ресурсов.

При выделении лицензионных участков в пределах региона нужно стремиться (по возможности) к достижению их равноценности по экономической значимости. Данный принцип, как правило, не согласуется с условием соизмеримости площадей лицензионных участков, если они расположены в пределах структурно-фациальных зон, различающихся по характеру нефтегазоносности, и потому не является обязательным. В противном случае его соблюдение может приводить к сильной контрастности оценок их экономической ценности. Соответственно, данный критерий может регулироваться (в известной мере) за счет вариации размеров участков.

В зонах с повышенной концентрацией ресурсов, связанных обычно с крупными положительными структурами (вершинами сводов, валами и пр.) вероятность обнаружения значительных по запасам месторождений высока и, соответственно, площадь выделяемых лицензионных участков можно принимать в пределах оптимального интервала (порядка 200300 км2 и менее). В менее перспективных зонах, в районах, связанных преимущественно с впадинами, прогибами и региональными склонами, характеризующимися обычно меньшими размерами структурных ловушек и их частотой встречаемости по сравнению с прилегающими сводами и валами, вероятность обнаружения значительных по запасам месторождений меньше и, соответственно, площади лицензионных участков могут быть большими. Это позволяет осуществлять выбор в их пределах наиболее предпочтительных объектов из числа более многочисленных, но менее значимых, и тем самым повысить эффективность освоения участков.

И, наконец, при выделении лицензионных участков с соблюдением перечисленных условий необходимо стремиться к тому, чтобы они имели правильные геометрические формы - квадраты, прямоугольники, трапеции и пр., что облегчает их строгую пространственную привязку и выполнение разного рода расчетов.

Построенная с учетом перечисленных условий программа воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья должна гарантировать получение обоснованного прироста запасов и предполагать последовательное размещение необходимых объемов геологоразведочных работ на участках лицензирования, своевременно предоставленных для недропользования.

Фактический объем высокорентабельных запасов, представляющих интерес для инвесторов и компаний, в Северо-Западном регионе не превышает 500 млн. т. Он может обеспечить дополнительную добычу нефти на уровне 20-25 млн. т. Задачи в различные периоды освоения сырьевой базы региона существенно различаются.

Очевидна необходимость дифференциации участков (объектов) по очередности вовлечения в лицензирование, поскольку лишь дифференцированный подход к представлению лицензионных участков на конкурс способен повысить интерес недропользователей к их изучению. На них должны быть определены минимальные и оптимальные объемы работ для эффективного геологического изучения. Оценка объемов геологоразведочных работ должна основываться на фактической изученности каждого участка и его геологическом строении. Приоритеты в планировании объемов работ должны быть направлены на наиболее изученную часть участков и на наиболее перспективные объекты в их пределах. На начальном этапе изучения должен намечаться комплекс современных сейсморазведочных работ (включая переобработку и переинтерпретацию ранее проведенных) с целью подтверждения характеристик выделенных объектов а также выявления и подготовки новых.

В соответствии с этим программу лицензирования целесообразно разделить по меньшей мере на 3 этапа.

Первый этап - краткосрочная перспектива (до 5 лет). Целесообразно лишь частичное воспроизводство МСБ за счет выявления новых перспективных и высокоэкономичных объектов, характеризующихся большой инвестиционной привлекательностью. Такие объекты, как правило, должны тяготеть к центрам нефтедобычи и для их освоения не требуются дополнительные инвестиции на транспортную инфраструктуру.

Второй этап - среднесрочная перспектива (до 10 лет). Необходимо полное ВМСБ. На этом этапе наряду с выделением новых лицензионных участков в районах нефтедобычи следует проводить лицензирование и в районах, относительно удаленных от транспортной инфраструктуры. При этом ресурсы, которые могут обеспечить соответствующий прирост запасов, должны характеризоваться высокой экономической эффективностью освоения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третий этап - долгосрочная перспектива (до 25 лет). В связи с извлечением значительной части разведанных запасов потребуется расширенное ВМСБ; в процесс лицензирования должны вовлекаться новые перспективные участки недр, обладающие рентабельными ресурсами.

Всего за 25-летний период для обеспечения устойчивого функционирования и компенсации добычи ежегодно должно приращиваться не менее 12-15 млн. т новых запасов (с учетом периода подготовки запасов, разведки и ввода их в освоение).

Если считать, что в среднем ресурсы каждого лицензионного участка составляют около 7 млн. т, то (с учетом коэффициентов подтверждаемости ресурсов категорий С3 и Б1, а также периода времени от лицензирования до начала освоения, связанного с периодом геологического изучения участка), следует говорить о необходимости ежегодного ввода в изучение не менее 5-6 участков. Учитывая отсутствие задела (с середины 1990-х гг. работы фактически не проводились), в первые несколько лет это количество следует увеличить до 79 участков в год.

При проведении геологоразведочных работ на новых участках для геологического изучения в случае получения прироста запасов нефти и газа и подготовке их к освоению будет компенсирован дефицит добычи нефти, который может возникнуть после активного ввода в освоение выявленных месторождений НАО и прохождения периода стабильного отбора (а это произойдет через 10-15 лет).

Программа ГРР по каждому перспективному участку, как отмечалось, должна строиться исходя из особенностей геологического строения территории и состава перспективных нефтегазоносных комплексов, должна учитывать прогнозную структуру ресурсов перспективного участка и наличие подготовленных и выявленных нефтегазовых объектов а также специфику строения перспективных нефтегазовых объектов (особенности структурного плана ловушек и специфику коллекторов, наличие нескольких залежей и т.п.). При этом программа ГРР по участку слагается из перспективных программ подготовки каждого из перспективных самостоятельных объектов разработки, выступающих на стадии ГРР зачастую и как самостоятельные объекты геологического изучения.

В качестве комплексного критерия, регламентирующего минимальный объем программы геологического изучения - с одной стороны - и ее предельный уровень (который, по сути, определяет максимальную глубину изучения ресурсного потенциала, определяемую как соотношение объема подготовленных к освоению запасов к первоначальной оценке начальных суммарных ресурсов участка) - с другой, следует принять приведенную эффективность ГРР. Это эффективность, оцененная с учетом успешности поискового бурения. Данный показатель формируется исходя из условия, что гарантируется последующий рентабельный ввод в освоение всего объема запасов, приращенного по результатам проведенных ГРР.

Из этого вытекает необходимость максимально обоснованного подхода к формированию состава участков для включения их в программу и принципиальная значимость при оценке лицензионных участков корректного определения гео лого -промысловых характеристик в пределах перспективных территорий (оцениваются по конкретным районам-аналогам, что позволяет составить достаточно надежные представления о строении перспективных месторождений - их многозалежности, фазовом составе, запасах и площадях нефтегазоносности, дебитах скважин и т.д.).

Все эти материалы необходимы для обоснования технологических схем разработки будущих месторождений и общей стратегии освоения районов (включающих в том числе и группы лицензионных участков) а также для выполнения детальных экономических расчетов.

Реализация подобного последовательного вовлечения в лицензирование перспективных объектов и территорий гарантирует их рациональный характер, и при корректном построении такой программы должны последовательно изменяться такие параметры, связанные с изученностью региона и района работ, как:

- объем последовательно вовлекаемых в лицензирование ресурсов нефти и газа;

- полнота (доля) ресурсов, переводимых в запасы (отдельно по видам и фазовому составу);

- собственно прирост запасов УВ (отдельно по видам и фазовому составу);

- эффективность ГРР по удельным и комплексным показателям.

При обнаружении противоречий в системе последовательного изменения рассматриваемых параметров необходимо итерационное исправление ошибок, то есть пересмотр выбора или нарезки участков.

Рассмотрим сказанное на примере северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции (административно НАО).

Одним из важнейших вопросов, который должен быть решен на законодательном уровне, является вопрос совершенствования лицензирования как механизма достижения целей государства по обеспечению своевременной подготовки и передачи запасов углеводородов в освоение. Эта проблема в последние годы обсуждается на разных уровнях и разработано много предложений по ее совершенствованию [Методика прогнозирования., 1979; Геолого-экономические модели., 2002]. Необходимо принятие действенных и эффективных законодательных актов, регламентирующих эту сторону процесса недропользования. Существующее положение дел, и тем более постоянное «изменение

правил игры», наблюдающееся в настоящее время, далеко не способствуют проведению целенаправленной и понятной инвесторам политики в области недропользования, толкает ее к стагнации и даже деградации.

И в этих условиях любая, даже самая совершенная и глубоко проработанная программа лицензирования, может так и остаться никому не нужным документом, а решение проблем нефтегазового комплекса будет происходить по принципу броуновского движения или так горячо отстаиваемому компаниями «заявительному» принципу. Учитывая специфику этой области хозяйства, ее доминирующую роль в экономике страны, допустить подобного нельзя и следует незамедлительно принять необходимые меры в сфере упорядочивания лицензионной политики.

Решение рассмотренных задач в соответствии с разработанными и предлагаемыми подходами именно с системных позиций позволяет надеяться на то, что при их использовании созданные программные документы станут не фантастическими (утопическими) идеями, а будут жизненно необходимыми руководствами к действию, обеспечивающих интересу как государства, так и недропользователей.

Литература

Галимзянов Р.М. Государственное лицензирование для геологического изучения недр территории Ненецкого АО // НефтьГазПромышленность. - 2006. - №8 (28). - С. 30-31.

Геолого-экономические модели развития нефтедобывающих регионов востока Русской плиты / Аминов Л.З. и др. - М.: ГЕОС, 2002. - 212 с.

Крылов Н.А. Исследование геологоразведочного процесса на нефть и газ // Теоретические основы поисков, разведки и разработки месторождений нефти и газ. М.: 1984.

- С. 158-174.

Крылов Н.А., Батурин Ю.Н., Рыжик В.М. Исследование динамики обеспеченности запасами добычи нефти // Геология нефти и газа, 1986. - №12. - С. 4-9.

Методика прогнозирования эффективности поисково-разведочных работ на нефть и газ / Еременко Н.А. и др. // Геология нефти и газа, 1979. - №1 - С. 7-13.

Моделевский М. С. Современные представления о ресурсах нефти и газа и методы их оценки // Итоги науки и техники. Сер. Геологические и геохимические методы поисков полезных ископаемых. - М.: ВИНИТИ, 1979. -Т.4. - С. 152.

Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования. Распоряжение правительства РФ № 94-Р от 21.04.2003 г.

Прищепа О.М. Методология и практика воспроизводства запасов нефти и газа (СевероЗападный регион) в современных условиях. - СПб.: Недра, 2005. - 492 с.

Рецензент: Макаревич Владимир Николаевич, доктор геолого-минералогических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.