вый) уровень нитритов у жителей Эстонской ССР составлял 4,9±0,3 мг/л, нитратов — 28,4± ±1,6 мг/л. В аналогичных исследованиях, проведенных в ГДР на 160 обследованных, среднее содержание нитритов было на уровне 5,7±4,0 мг/л, а нитратов — 12,4±7,6 мг/л [2]. Величину 5 мг/л нитритов мы приняли за предел для разграничения людей на группы с высоким и низким содержанием нитритов в слюне.
Нами был проведен анализ ряда факторов, непосредственно относящихся к характеристике состояния полости рта. Влияние пораженности зубов кариесом на содержание нитритов в слюне (р<0,2) отражено на рис. 2, влияние непосредственной чистки зубов, принятия пищи и полоскания рта перед взятием пробы слюны, наличия остатков корней зубов, протезов и грибов во рту — на рис. 3. Отдельно сравниваются 2 группы (А — отсутствие перечисленных факторов, Б — наличие факторов) по количеству обследованных, имеющих нитриты в слюне в концентрациях выше и ниже 5 мг/л. Среди изученных 6 факторов (кроме чистки зубов) тенденция к увеличению содержания нитритов наблюдалась при наличии во рту протезов. Неожиданным для нас оказалось отсутствие влияния применения жидкости для полоскания рта и наличия во рту остатков корней зубов, так как оба фактора могут содействовать росту микробов во рту.
Изучение роли слюны в экзогенном поступлении нитратов целесообразно только при исследовании факторов, влияющих на метаболизм нитратов и нитритов в организме. В результате настоящего исследования получены сведения об уровне содержания нитритов в слюне жителей
© О. П. 11IEI УДК 378.661:
Перестройка высшего медицинского образования потребовала совершенствования экономических знаний будущих врачей, стоматологов и провизоров не только в плане профессиональной подготовки, но и в связи с изменением общественно-социального назначения многомиллионного корпуса медицинских работников в условиях новых форм экономической и нравственно-этической жизни общества, внедрения хозрасчета
Эстонской ССР, выявлен ряд факторов, связанных с образованием нитритов в слюне. Полученные данные позволяют определить направления дальнейших исследований по изучению роли нитрозирующего компонента в эндогенном образовании канцерогенных нитрозосоединений.
Литература
1. Bos Р. М„ Van den Brandt P. A„ Wedel M„ Ockhuizen Th. // Food ehem. Toxicol.— 1988.—Vol. 26, N 2,—P. 93—97.
2. Broschinski L., Diener W., Fischer G. et al. // Gesundheit und Umwelt. Symposium "Nitrat—Nitrat—Nitrosamine".— Bad Elster, 1986.— S. 13-14.
3. Eisenbrand G., Spiegelhalder В., Preussmann R. // Oncology.— 1980.—Vol. 37, N 4,- P. 227—231.
4. Forman D., Al-Dabbagh S., Doll R. // N—nitroso Compounds: Occurrence, Biological Effects and Relevance to Human Cancer. (IARC Sei. Publ. N 57).—Lyon, 1983.— P. 901—909.
5. Forman D., Al-Dabbagh S., Doll R. // Nature.— 1985.— Vol. 313.— N 6004,— P. 620-625.
6. Knight Т. M„ Forman D„ Al-Dabbagh S. A., Doll R. // Food ehem. Toxicol.— 1987,— Vol. 25, N 3,— P. 277—283.
7. Das Nitrosamin-Problem: Anlytik und Entstehung von N-Nitroso-Verbindungen / Hrsg. R. Preissmann.— Bonn, 1983.
8. Siranujata S.. Tangbanleukal L., Bunyaratvej S. et al. // N-nitroso Compounds: Occurrence, Biological Effects and Relevance ti Human Cancer (IARC Sei. Publ. N 57).— Lyon, 1983.— P. 921—927.
Поступила 06.10.89
Summary. 320 persons were tested on the nitrate content in saliva. In experiments were accounted the profession, age, sex, particularities of nourishment, drinking water, habits, diseases, taking medicines, vitainines, contact with toxic substances and so on (29 parameters). The avarage level of nitrates in saliva of estonians is 4,9+0,3 mg/1. The purity of teeth has the most significant influence on the nitrate content in saliva.
в здравоохранение. В последнее время хотя и медленно, но продолжает укрепляться материальная база лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений. Медицинская наука располагает кадрами высшей квалификации (докторами и кандидатами наук), что позволяет на примере ме- . дицины моделировать образец взаимосвязи обучение — нау- £ ка — практика. Это дает возможность медицинским вузам
Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
ПЕЛИН, 1991 33
О. П. Шепелин
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Витебский медицинский институт
более активно включиться в сферу материального производства, готовить врачей-общественников, профилактиков, организаторов с активной жизненной позицией, рассматривающих больного человека в связи с производственными и бытовыми условиями. При этом зрач обязан в новых условиях строить свою работу, во-первых, на основе точного социально-экономического расчета с обоснованием организационных лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий. Во-вторых, четко представлять себе, что из здоровья каждого человека складывается здоровье нации и благосостояние государства, которое берет на себя заботу об охране и укреплении здоровья всего населения, выделяя для этих целен огромные средства. В-третьих, каждый врач должен усвоить истину, согласно которой он больше нужен здоровым, поскольку в этом случае меньше будет больных. Наконец, знание основ экономики поможет определенной категории врачей совершенствовать медико-профилактическую помощь населению на принципах кооперации. Нельзя решить проблему медицинского обслуживания населения на основе экстенсивных подходов, т. е. лишь путем увеличения числа больничных коек. Это позволит найти дополнительные средства для открытия центров здоровья, спортивных сооружений, профилакториев, домов отдыха, что будет способствовать формированию здорового образа жизни, гармоничному развитию личности.
К сожалению, многие выпускники, рассматривая медицину вне сферы материального производства, хорошо усваивают принципы бесплатности лечения больного человека в нашей стране и порой забывают о том, что для государства оно далеко не бесплатное. Мы еще недостаточно воспитываем в студентах глубокое понимание того, что здоровье — это не только личное дело конкретного человека, но и его доля ответственности перед коллективом, обществом. С этих позиций следует вкладывать более глубокий общественно-экономический смысл и в профилактическую направленность советского здравоохранения, четко обосновывать взаимозависимость между профилактикой, диспансеризацией населения и физическим, психическим, социальным благополучием человека и общества з целом. И хотя здоровье человека не имеет цены в денежном выражении, оно все же опосредовано через свою противоположность — болезнь в виде оплаты труда медиков, строительства и эксплуатации больниц, стоимости медицинской техники, лекарств и листков нетрудоспособности. Чем больше строится больниц и амбулаторий, тем хуже поставлена на данном этапе работа по предупреждению болезней.
Известно, что сегодня к врачам в день обращается 7,5—8 млн пациентов, при этом 80 % обращений приходятся на поликлиники. Только выплаты пособий по заболеваемости с временной утратой трудоспособности составляют 7 млрд руб. в год. Безусловно, при хозрасчете эти показатели изменятся, но в основу этих изменений должны быть положены профилактические принципы. Выслушивая многие годы ответы студентов на курсовых и государственных экзаменах по социально-гигиеническим и медико-биологическим аспектам здоровья человека, приходишь к выводу, что далеко не всегда знания студентов «срабатывают» на конечный результат — подготовку специалистов, грамотных в социально-экономическом отношении. Так, студент лучше уясняет себе правила выдачи листка нетрудоспособности, чем необходимость его обоснования, не
ориентируется в основных положениях хозрасчета в здравоохранении, его особенностях и т. д. Но эту недоработку мы, преподаватели, должны поделить поровну со студентами, так как не дали им необходимых знаний, избегая «непредусмотренной» перестройки учебной программы. Недостатки в экономической подготовке студентов объясняются еще я тем, что действующие учебные программы, например по политэкономии, не отражают специфики медицинского образования, а по социальной гигиене и организации здравоохранения количество часов, отведенных на экономические вопросы, минимально. В программах профилирующих кафедр аналогичные вопросы вообще отсутствуют. Свой вклад в учебный процесс могут внести и кафедры гигиенического профиля при прохождении соответствующих разделов (окружающая среда и здоровье, АГИС-здоровье, обоснование профилактических мероприятий, работа врача на промышленном предприятии и пр.). Этому поможет межкафедральная программа по интеграции преподавания основ экономики в работе врача в новых условиях. Программа должна включать деловые игры, творческие ситуационные задачи на примерах из жизни и практики, реферативные обзоры по экономике здравоохранения в различных странах как самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя. Подобные вопросы целесообразно включать в тематику семинарских занятий вместо рутинных, лишенных новизны и перспективы тем, изложенных к тому же в учебных пособиях.
Расширяет возможности изучения вопросов экономики здравоохранения применение ЭВМ, компьютерной техники, микрокалькуляторов. Необходимы реальные шаги в плане преемственности преподавания указанных вопросов с применением технических средств, создания на первых этапах межкафедральных учебных лабораторий.
Экономическая направленность отдельных прикладных разделов преподавания расширяет возможности приобщения студентов к выполнению научно-исследовательских работ на основе хозяйственных договоров, а в перспективе и к непосредственному участию з создании учебно-научно-производствен-ных объединений, право на существование которых в медицине представляется реальностью, выходящей за пределы эксперимента. Изучение экономических вопросов расширено и в аспирантуре, особенно при изучении и обосновании практической значимости комплекса социально-гигиенических методов.
Таким образом, обобщая высказанные предложения, представляется целесообразным расширить в новых учебных и рабочих программах медвузов профилизированную экономическую подготовку врачей на протяжении всего срока обучения, скоординировав этот процесс за счет внутреннего резерва учебного времени между общественными, медико-биологическими, гигиеническими и клиническими кафедрами в единую систему непрерывного образования на основе сочетания обязательного и факультативного курсов. Все это будет способствовать повышению качества работы будущих специалистов в области профилактики болезней среди населения, так как, не имея необходимых экономических навыков, врач недооценивает и своего назначения в новых условиях социально-экономического преобразования общества.
Поступила 21.07.89