Научная статья на тему 'Подготовка студентов-технологов к реализации целей образовательной области «Технология»'

Подготовка студентов-технологов к реализации целей образовательной области «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / EDUCATIONAL AREA TECHNOLOGY / TECHNOLOGICAL APPROACH / TRANSFORMING ACTIVITY / GENERAL TECHNOLOGIC COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Э. Ф.

В статье раскрывается проблема подготовки будущих учителей технологии к реализации обновленных целей образовательной области «Технология», рассматривается специфика технологического подхода к преобразовательной деятельности, обосновывается необходимость формирования у будущих учителей технологии общетехнологической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS AND TECHNOLOGISTS TO THE OBJECTIVES OF THE EDUCATIONAL FIELD «TECHNOLOGY»

The article deals with the problem of preparing future teachers to implement the updated technology goals of the educational area technology is considered the specifics of the technological approach to transformational activities, the rationale for the formation of future teachers of technology general technologic competence

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов-технологов к реализации целей образовательной области «Технология»»

к известному результату. Познавательный диалог - форма общения, в которой через систему вопросов, позиций, представлений осуществляется познание участниками учебного процесса.

Формы познавательного диалога

1. Диалог между человеком, владеющим знанием, и человеком, обладающим желанием познавать. Например, учитель и ученик.

2. Диалог между людьми, владеющими сравнимыми по уровню знаниями и желающими расширить свои познания. Например, ученик и ученик.

3. Диалог между человеком и миром науки или окружающим миром. Например, ученик и различные источники информации.

Условия и правила ведения диалога

1. Единый язык - важнейшее исходное условие взаимопонимания.

2. Диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения.

3. Желание и потребность в общении между участниками диалога.

4. Диалог - это сотрудничество, следовательно, отдавать предпочтение слушанию перед говорением.

5. Критическое отношение к высказываниям и взглядам партнера.

6. Свобода и выражение взглядов

Технологическая схема организации диалога

I этап - вводный

На этом этапе целью является создание позитивной эмоциональной атмосферы, на фоне которой проходит развитие интереса к обсуждаемой проблеме.

Библиографический список

II этап - основной

Организация субъектно-смыслового общения в различных вариантах:

- обсуждение вопросов в парах, группах;

- выступление с докладом (сообщением);

- осмысление разных точек зрения;

- поиск путей решения проблем.

III этап - итоговый, заключительный

Анализ и осмысление содержания и хода диалогического общения. Рефлексия собственного поведения, уровня достижения планируемых целей обучения.

В ситуации диалога можно выделить следующие элементы коммуникативных технологий:

- диагностика готовности учащихся, которая включает базовые знания, коммуникативный опыт, установки на самостоятельное выступление и принятие точек зрения участников диалога;

- переработка учебного материала в систему вопросов и задач;

- продумывание различных вариантов развития диалога;

- проектирование способов взаимодействия участников;

- планирование результатов [3].

Активная роль участников диалога в учебном процессе позволяет не только копировать действия взрослого. В процессе диалога происходит сравнение полученной информации со своим мнением, упорядочение и обобщение высказанных точек зрения, получение новых знаний как результат активной мыслительной деятельности, что влечет за собой развитие и саморазвитие обучающихся.

1. Митрохина, С.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики: Монография. - Тула, 2008.

2. Логика: учебное пособие / В.Ф.Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. - Минск, 1998.

3. Сериков, В.В. Лично-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.

Bibliography

1. Mitrokhina, S.V. Razvitie samostoyateljnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya v processe izucheniya matematiki: Monografiya. - Tula, 2008.

2. Logika: uchebnoe posobie / V.F.Berkov, Ya.S. Yaskevich, V.I. Pavlyukevich. - Minsk, 1998.

3. Serikov, V.V. Lichno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. - 1994. - № 5.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 6(07):378

Sharipova E.F. PREPARING STUDENTS AND TECHNOLOGISTS TO THE OBJECTIVES OF THE EDUCATIONAL FIELD

«TECHNOLOGY». The article deals with the problem of preparing future teachers to implement the updated technology goals of the educational area "technology" is considered the specifics of the technological approach to transformational activities, the rationale for the formation of future teachers of technology general technologic competence.

Key words: educational area "Technology", technological approach, transforming activity, general technologic competence.

Э.Ф. Шарипова, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: Elvira-shar@bk.ru

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ТЕХНОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

В статье раскрывается проблема подготовки будущих учителей технологии к реализации обновленных целей образовательной области «Технология», рассматривается специфика технологического подхода к преобразовательной деятельности, обосновывается необходимость формирования у будущих учителей технологии общетехнологической компетенции.

Ключевые слова: образовательная область «Технология», технологический подход, преобразовательная деятельность, общетехнологическая компетенция.

Образовательная область Технология, как и вся система образования в целом, переживает на данный момент этап активного реформирования. Происходящие изменения затрагивают все аспекты преподавания данного предмета: целевые, содержательные процессуальные. Изменился бюджет времени на изучение дисциплины, сменился образовательный стандарт, произошло обновление целей дисциплины. В этих условиях актуальным становится поиск новых подходов к преподаванию предмета, переосмысление его роли и места в системе общего образования.

В примерной программе основного общего образования по предмету «Технология» основное предназначение предмета обозначено следующим образом: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и распространенных в нем технологиях и освоение школьниками технологического подхода. При этом технологический подход рассматривается как универсальный алгоритм преобразующей и созидательной деятельности. Остановимся подробнее на этом аспекте целевых установок предмета.

На сегодняшний день термин «технологический подход» наиболее часто встречается в исследованиях по педагогике, когда речь идет о технологизации образовательного процесса, внедрении в него современных образовательных технологий. Однако, тенденция распространения «технологической» терминологии и принципов организации деятельности, позволяет нам говорить об актуальности технологического подхода в медицине, политике, социологии и множестве других сфер. О технологическом подходе в области материального производства речь не идет ровно в силу того, что необходимость технологичной его организации на сегодняшний день самоочевидна. Таким образом, технологический подход действительно можно рассматривать как универсальный подход к преобразовательной деятельности.

Между тем, характеристики технологического подхода вне сферы образовательной деятельности определены достаточно слабо. Технологическая деятельность и ее специфика рассматривается, как правило, применительно к конкретной сфере применения, без учета ее инвариантных признаков. Само понятие «технология» в различных источниках наполняется разным содержанием. Анализ данного понятия, выявление его ключевых особенностей является первым шагом к решению проблемы технологического подхода.

Различные определения понятия «Технология» представлены в работах П.Р. Атутова, Д. Гелбрейта, М.Б. Павловой, Дж. Питта, А.И. Ракитова, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева. Технологию трактуют как область знаний, совокупность методов, процесс, деятельность или науку. С.Н. Бабина отмечает, что понятие полиструктурно, и включает в себя мотивационный, целевой, содержательный, процессуальный, результативный и образовательный аспекты преобразовательной деятельности человека [1]. В примерной программе по предмету «Технология» предлагается рассматривать технологию, как: «методологию любой деятельности, которая при которой гарантируется достижение запланированного результата». А.М. Новиков и Д.А. Новиков определяют методологию как учение об организации деятельности. Они также предлагают следующую «схему методологии» [2]:

1) характ ерист ики деят ельност и: особенности, принципы, условия, нормы деятельности;

2) логическая ст руктура деят ельност и: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности;

3) временная ст руктура деят ельност и: фазы, стадии, этапы деятельности.

Эта схема применима и для анализа технологий. Между тем, технология, как следует из приведенного выше определения, это не просто методология, это такой подход к организации деятельности, при котором гарантируется достижение поставленной цели. То есть технологическую деятельность можно рассматривать как частный случай преобразовательной деятельности, характеризующийся высокой степенью упорядоченности и гаран-тированностью результата.

Широкое распространение технологий во всех сферах человеческой деятельности, их специфичность и разнообразие, затрудняет зачастую выявление общих, инвариантных признаков технологической деятельности. Исследование, в котором приняли участие студенты-технологи Челябинского государственного педагогического университета, показало, что будущие учителя технологии затрудняются в выявлении этих признаков, воспринимая изучаемые ими педагогические и материальные технологии как несвязанные, единичные явления. В исследовательских работах, посвященных отдельным аспектам проблемы технологического подхода к деятельности, также преобладает узкопредметная трактовка технологии, рассмотрение ее специфики только в рамках определенной предметной сферы: педагогики, материального производства, информационных процессов и т.п. Между тем, анализ технологической деятельности в различных предметных сферах позволяет выделить ряд присущих ей признаков, носящих инвариантный характер, а именно:

- технологическая деятельность является формой преобразовательной деятельности, направленной на достижение конкретного результата и гарантирующая его достижение при соблюдении базовых условий (прогнозируемость и воспроизводимость результата);

- технологическая деятельность опирается на научно обоснованные формы, методы и средства преобразования материалов, энергии и информации;

- технологическая деятельность стремится к оптимальности.

Наличие этих признаков позволяет говорить о том, что деятельность технологична. Однако, для освоения технологического подхода знания признаков технологической деятельности не достаточно. Важно также знать, на каких принципах базируется технологическая деятельность, и уметь применять их в своей практике.

Анализ работ Т.В. Горбуновой, В.А. Терешкова, А.И. Раки-това и др. позволяет выделить следующие принципы технологической деятельности.

Принцип системности. Данный принцип в технологической деятельности подразумевает построение деятельности в соответствии с законами функционирования систем, отбор и структурирование необходимого и достаточного для достижения цели количества элементов, учет взаимосвязи между элементами системы и между системой и внешней средой как при управлении технологической деятельностью, так и при оценке ее эффективности.

Принцип научности определяет необходимость научного обоснования технологической деятельности, опоры на последние достижения различных отраслей науки. С данным принципом тесно связан принцип интегративности содержания, определяющий необходимость интеграции научного знания для эффективного решения большинства технологических задач и отражающий тот факт, что в содержание технологично организованной преобразовательной деятельности входят компоненты разной направленности: деятельность по целеполаганию, принятию решений, управлению, контролю, анализу результатов и т.п.

Принцип прогнозируемости и эффективности результат а. Реализация данного принципа подразумевает, что еще на этапе постановки цели необходимо определить не только прогнозируемый результат, методы и средства его достижения, алгоритм действий, но и возможность поэтапного контроля, дабы гарантировать соответствие результата поставленным целям.

Принцип оптимальности. Согласно определению итальянского экономиста В. Парето, оптимальным считается такое состояние системы, при котором невозможно улучшить положение субъекта, не ухудшая положения других. Принцип оптималь-ност и в технологической деятельности определяет необходимость поиска такого технологического решения, при котором будут достигнуты максимально возможные для данных условий результаты по основному выбранному критерию (критериям), и при этом не будет существенных ухудшений по всем прочим критериям.

Принцип оперативного управления. Любая технологическая деятельность, будучи стандартизирована и алгоритмизирована, реализуется в постоянно изменяющихся условиях. Как следствие достижение поставленных целей невозможно без оперативного управления, позволяющего своевременно проконтролировать и скорректировать деятельность. Только в этом случае можно гарантировать достижение запланированного результата. Для достижения оперативности управления технологическими процессами и технологической деятельностью необходим ряд условий, а именно:

1) диагностично поставленные цели;

2) адаптивность технологического процесса;

3) планирование деятельности с учетом необходимости постоянного контроля, определение механизмов обратной связи.

Знание принципов организации технологической деятельности, понятий «Технология» и «Технологическая деятельность», их инвариантных признаков может стать первым шагом в освоении будущими учителями технологии технологического подхода к преобразовательной деятельности. Следующий этап - научить применять эти принципы в собственной деятельности. Как правило, при изучении тех или иных прикладных технологий наибольшее внимание уделяется формированию специальных умений, в меньшей степени - умению планировать и оценивать свою работу. При этом нередко полученные умения применяются студентами только в рамках данной материальной технологии, пе-

ренос навыков преобразовательной деятельности организации деятельности в другие предметные сферы затруднен. В этой ситуации говорить об освоении субъектом технологического подхода к преобразовательной деятельности неправомерно. Необходимо уделять внимание формированию универсальных умений, которые позволили бы технологично организовывать деятельность различной предметной направленности. Как отмечает О.Г. Калашникова, технология отвечает субъективному стремлению человека определить тот единственный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность [3]. Для того чтобы выявить такой алгоритм, организовать деятельность в соответствии с ним необходимы умения и навыки сбора и анализа информации, прогнозирования и контроля. Поэтому, как нам кажется, наибольшее внимание необходимо уделять формированию трех групп универсальных умений: информационно-аналитическим, прогностическим и контрольно-рефлексивным. К информационно-аналитическим умениям относятся: умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации; умение осуществлять поиск и оценку материальных и нематериальных ресурсов; умение формулировать цель и задачи деятельности. Прогностические умения включают в себя: умение выдвигать и формулировать гипотезы; умение планировать деятельность по достижению цели; осуществлять выбор оптимальных методов деятельности; умение подробно представить желаемый результат; умение прогнозировать и оценивать последствия своих действий. Контрольно-рефлексивные умения представлены следующими умениями: определять критерии качества и соотносить полученный результат с желаемым; оценивать результаты своей работы с учетом целей, соответствия оптимальности и удовлетворения потребностей человека, общества и окружающей среды; выявлять несоответствия и вносить коррективы.

Перечисленные умения актуальны для преобразовательной деятельности любой предметной направленности, однако их недостаточно для того, чтобы обеспечить способность и готовность субъекта организовывать свою преобразовательную деятельность с позиций технологического подхода. Необходимо также формирование соответствующей когнитивной базы, ценностей и мотивов, побуждающих к технологичной организации собственной деятельности и принятию ответственности за ее последствия. Кроме того, следует формировать технологически значимые личностные качества, такие как целеустремленность, ответственность и трудолюбие. Можно говорить о необходимости формирования у будущих учителей технологии общетехнологической компетенции как такого набора свойств и качеств личности познающего субъекта, который обеспечивает ему способность организовывать преобразовательную деятельность различной предметной направленности в соответствии с технологическими принципами, осваивать и эффективно использовать в своей деятельности современные преобразовательные технологии.

Библиографический список

Данная компетенция, включающая в себя когнитивный, опе-рационно-деятельностный, личностный и аксиологический компоненты, отражает готовность будущего учителя технологии к применению технологического подхода в преобразовательной деятельности, стремление рационализировать и оптимизировать деятельность, готовность принимать ответственность за свои решения и их последствия. Формирование данной компетенции у учителей технологии является первым этапом их подготовки к реализации технологического подхода в организации преобразовательной деятельности. Следующий шаг - подготовка студентов-технологов к формированию данной компетенции у учащихся.

Необходимость формирования общетехнологической компетенции будущими учителями технологии у учащихся школ продиктована спецификой современной производственной сферы. В условиях, когда путь развития отдельных технологий существенно сократился и как материальные, так и иные технологические решения устаревают меньше, чем за десять лет, простого знакомства с новейшими технологиями недостаточно - уже к моменту окончания школы они могут потерять свою актуальность. Знание же инвариантных признаков технологий и принципов построения технологической деятельности позволит учащемуся в кратчайшие сроки наполнить их новым, конкретным, актуальным содержанием. Еще более важным является для учащегося умение технологично организовывать свою деятельность. Ведь, как мы уже отмечали выше, технологическая деятельность - это деятельность, гарантирующая достижение поставленного результата, продуманная во всех аспектах - от целей и до долговременных последствий, стремящаяся к оптимальности в выборе методов и ресурсных затратах. Умение построить свою преобразовательную деятельность в соответствии с технологическими принципами дает возможность повысить ее эффективность за счет осознанного выбора методов и средств, построения оптимального алгоритма, системы поэтапного контроля. В свою очередь это ведет к снижению ресурсных затрат, а возможность многократного использования найденных технологических решений позволяет алгоритмизировать рутинные процессы, высвободив творческий потенциал для решения новых задач.

Опрос, проводившийся в ряде школ Челябинска и Челябинской области, показал, что учителя технологии согласны с важностью формирования общетехнологической компетенции у школьников. Однако ими отмечаются также и трудности, связанные с недостаточностью методического обеспечения, отсутствием четкого понимания сущности технологического подхода и технологической деятельности. Таким образом, проблема подготовки и переподготовки учителей технологии, разработки соответствующего информационно-методического обеспечения в условиях обновления целей дисциплины является на сегодняшний день весьма актуальной. От того, насколько эффективно и оперативно она будет решена, во многом будет зависеть, какое место займет образовательная область «Технология» в новой системе образования.

1. Бабина, С.Н. Интеграция технологического и физического образования учащихся школ (научно-методические основы и педагогический опыт реализации): монография. - М., 2002.

2. Новиков, А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М., 2007.

3. Калашникова, О.Г. Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения. - Ижевск, 2003. Bibliography

1. Babina, S.N. Integraciya tekhnologicheskogo i fizicheskogo obrazovaniya uchathikhsya shkol (nauchno-metodicheskie osnovih i pedagogicheskiyj opiht realizacii): monografiya. - M., 2002.

2. Novikov, A.M. Metodologiya / A.M. Novikov, D.A. Novikov. - M., 2007.

3. Kalashnikova, O.G. Formirovanie tekhnologicheskoyj kuljturih mladshikh shkoljnikov v processe proektnogo obucheniya. - Izhevsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 371:351.851

Grushnikova E.V. THE CLUSTER APPROACH AS A CONDITION OF IMPROVING THE QUALITY OF ADDITIONAL

EDUCATION TEACHERS. This paper provides a brief analysis of the current problematic situation in the organization of training of educators. Proposed the idea of creating educational clusters to improve efficiency and quality of Continuing Professional Education.

Key words: quality education, the education cluster, the federal state educational standards, design and organizational function, education space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.