УДК: 371.332
Sanina E.I. DIALOGUE AS THE BASIC ELEMENT OF COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES OF TRAINING. In article dialogue possibilities, as one of the major components of communicative technologies of training are opened. Signs of communicative technologies are allocated. The basic forms of dialogue are presented. The technological system of the organization of dialogue which is directed on development and self-development of the trained is developed. Key words: dialogue, communicative technologies, conflict.
Е.И. Санина, и.о. зав. каф. высшей математики РУДН, г. Москва, E-mail: [email protected]
ДИАЛОГ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В статье раскрыты возможности диалога, как одного из важнейших компонентов коммуникативных технологий обучения. Выделены признаки коммуникативных технологий. Представлены основные формы диалога. Разработана технологическая система организации диалога, которая направлена на развитие и саморазвитие обучающихся. Ключевые слова: диалог, коммуникативные технологии, конфликт.
Акцентируя внимание на взаимодействии участников в учебном процессе, рассмотрим коммуникативные технологии обучения.
Исследования психологов показали, что только 30% обучающихся активно включаются в учебно-познавательный процесс. Поэтому недостаточно организовать в процессе обучения общение между его участниками. Создание особого пространства взаимодействия субъектов деятельности, в котором каждый активно включается в коллективный поиск истины, высказывает, аргументирует свою точку зрения, уважительно отстаивает свою позицию в диалоге, формулирует взаимоприемлемую точку зрения, предполагает коммуникативный подход к обучению. Установление коммуникативных связей между участниками учебного процесса является важным компонентом развивающего обучения.
Для внутренней перестройки мыслительного процесса необходим своего рода катализатор развития, в качестве которого и выступает конфликт.
Конфликт - это столкновение различных точек зрения на предмет познания или поведения, возникновение чувства дискомфорта в результате встречи с иной структурой мысли относительно знания, события или явления.
Основное его назначение состоит в том, чтобы «вывести» мысли обучающихся из «состояния равновесия» и перевести их во внутренний непроизвольный мыслительный процесс. Наличие конфликта приводит к неудовлетворенности и вызывает переживания, а потому и вызывает интерес у обучающихся к познавательной деятельности.
Необходимым условием повышения мотивации деятельности человека является персонализация, т.е. признание его другими людьми как личности, значимой для них. Включая обучающихся в процесс персонализации и самореализации, педагог побуждает их к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности. Исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показали, что если в группу социального взаимодействия входят обучающиеся с разным уровнем развития, но так, чтобы эти уровни не отличались больше чем на один шаг друг от друга, то это способствует их развитию. При этом обучающиеся с более высоким уровнем развития мотивируются за счет персонализации, а с более низким - за счет самореализации.
Развитие учащихся может успешно осуществляться благодаря определенным педагогическим условиям, к числу которых относятся коммуникативные технологии обучения.
Признаки коммуникативных технологий
1. Цель и содержание технологии определяют «не знания, умения и навыки», а целью является сам человек, его становление и развитие.
2. Урок в технологии коммуникативного обучения строится как модель реального общения, в ходе которого ученик имеет возможность сам познавать и развиваться, овладевать познавательной культурой, а не обучаться.
3. Ученик понимает личностный смысл своего участия в образовательном процессе.
4. Любое действие ученика мотивировано, совершается из внутреннего побуждения, а не внешнего стимулирования.
5. Взаимоотношения между участниками учебного процесса строятся на 2-х уровнях: учитель - ученик, ученик - ученик.
6. Речемыслительная активность обеспечивается вариативностью упражнений и методов обучения [1].
В коммуникативных технологиях диалог становится основным инструментом учебного процесса, позволяющий перейти от трансляции знаний, умений и навыков к конструктивной деятельности учителя и учащихся. Познавательный диалог является неотъемлемой частью педагогического процесса и служит формированию и развитию мышления и речи, самостоятельности и культуры личности обучающихся.
Диалог - это логико-коммуникативный процесс, при котором люди взаимодействуют по средством своих смысловых позиций.
В разные исторические периоды менялась роль диалога в общественной жизни:
- античные времена - способ познания, средство нахождения истины;
- средние века и эпоха Возрождения - это способ философствования;
- ХУШ-Х1Х вв. диалог форма отношений и общения между людьми.
Сократический диалог характеризуется равноправным положением собеседников, И.Кант писал, что в таком диалоге «и ученик является учителем». Сократическая беседа вошла в историю дидактики как предпосылка проблемного обучения, а Сократ получил титул «повивальной бабки мысли».
В учебном процессе встречаются следующие формы диалога:
1) диалог лектора и слушателей - специально организованное общение с целью формирования знаний;
2) опрос устный или письменный - основной целью, которого является получение информации;
3) беседа - диалог по обсуждаемой проблеме, обмен мнениями развивает и дополняет понимание предмета обсуждения;
4) спор - столкновение различных точек зрения по обсуждаемой проблеме, где каждый стремиться к победе собственной точки зрения;
5) дискуссия - обсуждение различных точек зрения по актуальным вопросам с целью нахождения путей решения проблемы и установления общего соглашения.
Для успешной организации диалогического общения большую роль играет постановка вопросов, имеющих отношение к личностному раскрытию в познавательной деятельности учеников, поэтому для нас важна классификация вопросов по их коммуникативно-познавательной направленности.
1. Открывающие вопросы помогают начать сообщение.
2. Вопросы на выяснение (понимание) для проверки понимания общих и абстрактных понятий.
3. Вопросы на обоснование служат выяснению причин наличия определенной позиции говорящего.
4. Гипотетические вопросы, для введения в дискуссию новых идей.
5. Наводящие вопросы помогают последовательно излагать идею.
6. Стимулирующие вопросы поощряют новые идеи.
7. Фокусирующие вопросы, возвращающие говорящего к сути сообщения.
8. Альтернативные вопросы, для сравнения различных вариантов сообщений.
9. Оценивающие вопросы стимулируют развитие коммуникативно-познавательных умений [2].
Отношения познания и общения тесно связаны с понятием познавательного диалога. Обучающий диалог (сократический) -диалог, в котором один определяет тему, цель, ведет диалог
к известному результату. Познавательный диалог - форма общения, в которой через систему вопросов, позиций, представлений осуществляется познание участниками учебного процесса.
Формы познавательного диалога
1. Диалог между человеком, владеющим знанием, и человеком, обладающим желанием познавать. Например, учитель и ученик.
2. Диалог между людьми, владеющими сравнимыми по уровню знаниями и желающими расширить свои познания. Например, ученик и ученик.
3. Диалог между человеком и миром науки или окружающим миром. Например, ученик и различные источники информации.
Условия и правила ведения диалога
1. Единый язык - важнейшее исходное условие взаимопонимания.
2. Диалог возможен лишь при наличии общего предмета обсуждения.
3. Желание и потребность в общении между участниками диалога.
4. Диалог - это сотрудничество, следовательно, отдавать предпочтение слушанию перед говорением.
5. Критическое отношение к высказываниям и взглядам партнера.
6. Свобода и выражение взглядов
Технологическая схема организации диалога
I этап - вводный
На этом этапе целью является создание позитивной эмоциональной атмосферы, на фоне которой проходит развитие интереса к обсуждаемой проблеме.
Библиографический список
II этап - основной
Организация субъектно-смыслового общения в различных вариантах:
- обсуждение вопросов в парах, группах;
- выступление с докладом (сообщением);
- осмысление разных точек зрения;
- поиск путей решения проблем.
III этап - итоговый, заключительный
Анализ и осмысление содержания и хода диалогического общения. Рефлексия собственного поведения, уровня достижения планируемых целей обучения.
В ситуации диалога можно выделить следующие элементы коммуникативных технологий:
- диагностика готовности учащихся, которая включает базовые знания, коммуникативный опыт, установки на самостоятельное выступление и принятие точек зрения участников диалога;
- переработка учебного материала в систему вопросов и задач;
- продумывание различных вариантов развития диалога;
- проектирование способов взаимодействия участников;
- планирование результатов [3].
Активная роль участников диалога в учебном процессе позволяет не только копировать действия взрослого. В процессе диалога происходит сравнение полученной информации со своим мнением, упорядочение и обобщение высказанных точек зрения, получение новых знаний как результат активной мыслительной деятельности, что влечет за собой развитие и саморазвитие обучающихся.
1. Митрохина, С.В. Развитие самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения математики: Монография. - Тула, 2008.
2. Логика: учебное пособие / В.Ф.Берков, Я.С. Яскевич, В.И. Павлюкевич. - Минск, 1998.
3. Сериков, В.В. Лично-ориентированное образование // Педагогика. - 1994. - № 5.
Bibliography
1. Mitrokhina, S.V. Razvitie samostoyateljnoyj deyateljnosti obuchayuthikhsya v processe izucheniya matematiki: Monografiya. - Tula, 2008.
2. Logika: uchebnoe posobie / V.F.Berkov, Ya.S. Yaskevich, V.I. Pavlyukevich. - Minsk, 1998.
3. Serikov, V.V. Lichno-orientirovannoe obrazovanie // Pedagogika. - 1994. - № 5.
Статья поступила в редакцию 23.11.11
УДК 6(07):378
Sharipova E.F. PREPARING STUDENTS AND TECHNOLOGISTS TO THE OBJECTIVES OF THE EDUCATIONAL FIELD
«TECHNOLOGY». The article deals with the problem of preparing future teachers to implement the updated technology goals of the educational area "technology" is considered the specifics of the technological approach to transformational activities, the rationale for the formation of future teachers of technology general technologic competence.
Key words: educational area "Technology", technological approach, transforming activity, general technologic competence.
Э.Ф. Шарипова, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ТЕХНОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
В статье раскрывается проблема подготовки будущих учителей технологии к реализации обновленных целей образовательной области «Технология», рассматривается специфика технологического подхода к преобразовательной деятельности, обосновывается необходимость формирования у будущих учителей технологии общетехнологической компетенции.
Ключевые слова: образовательная область «Технология», технологический подход, преобразовательная деятельность, общетехнологическая компетенция.
Образовательная область Технология, как и вся система образования в целом, переживает на данный момент этап активного реформирования. Происходящие изменения затрагивают все аспекты преподавания данного предмета: целевые, содержательные процессуальные. Изменился бюджет времени на изучение дисциплины, сменился образовательный стандарт, произошло обновление целей дисциплины. В этих условиях актуальным становится поиск новых подходов к преподаванию предмета, переосмысление его роли и места в системе общего образования.
В примерной программе основного общего образования по предмету «Технология» основное предназначение предмета обозначено следующим образом: формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и распространенных в нем технологиях и освоение школьниками технологического подхода. При этом технологический подход рассматривается как универсальный алгоритм преобразующей и созидательной деятельности. Остановимся подробнее на этом аспекте целевых установок предмета.