Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / КОМПЛЕКС ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Воронова Наталья Николаевна

На сегодняшний день, несмотря на стремительное развитие технологий и медицины, наблюдается ухудшение состояния здоровья молодого поколения и снижение показателей их физического развития. Цель работы - подготовить студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ГТО в домашних условиях. С помощью выполнения нормативов из комплекса ГТО (VI ступень) были выявлены студенты с самыми низкими показателями. По специально разработанной программе студенты выполняли комплексы упражнений в домашних условиях, следили за своим самочувствием, фиксируя данные в дневник самоконтроля, и готовились к завершающим контрольным испытаниям, взятых из комплекса ГТО. Проводился сравнительный анализ результатов до и после выполнения студентами программы в домашних условиях для выполнения нормативов из комплекса ГТО. Выявлено, что специально разработанная программа тренировок для студентов в домашних условиях положительно влияет на результаты выполнения контрольных испытаний комплекса ГТО, уменьшая общее количество студентов, не сдавших указанные нормативы ранее, и постепенно увеличивая количество студентов, выполняющих нормативы на серебро и золото.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Воронова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS WITH WEAK LEVEL OFPHYSICAL TRAINING FOR IMPLEMENTATION OF GTO COMPLEX AT HOME

Today, despite the rapid development of technology and medicine, there is deterioration in the health of the young generation and decrease in their physical development. The purpose of the work is to prepare students with a weak level of physical training for passing GTO standards at home. By performing control tests from GTO complex (VI stage), students with the lowest rates were identified. According to a specially developed program, students performed sets of exercises at home, monitored their health, recording data in a self-monitoring diary, and prepared for the final control test taken from GTO complex. The comparative analysis of the results was carried out before and after students completed the program at home to pass control tests from GTO complex. It was revealed that a specially developed training program for students at home positively affects the results of passing the control tests of GTO complex, reducing the total number of students who did not pass the specified standards earlier, and gradually increasing the number of students passing the standards for silver and gold.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

показателей их интеллектуальной и физической подготовленности / В.В. Воронова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11(189). - С. 101-104.

6. Кузнецова, В.В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования / В.В. Кузнецова // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - №5. - С. 41-44.

7. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика /А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 112 с.

REFERENCES

1. Anokhin, P.K. (1975), Essays on the physiology of functional systems, Medicine, Moscow.

2. Voronov, Yu.S. (2012), "Improving the effectiveness of training young orienteering athletes in technical and tactical actions and skills based on the age structure of competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.85, No.3, pp. 53-58.

3. Voronov, Yu.S. (2018), "Fundamentals of intellectual training in orienteering", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No.9, pp. 63-67.

4. Voronova, V.V. (2018), "Knocking down factors in cross-country types of orienteering and their influence on the competitive activity of qualified athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 38-42.

5. Voronova, V.V. (2020), "Forecasting the prospects of qualified athletes specializing in crosscountry orienteering based on the analysis of the stability of their intellectual and physical fitness indicators", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 189, No. 11, pp. 101-104.

6. Kuznetsova, V.V. (2011), "The Factor structure of the special preparedness of qualified athletes of 19-20 years, specialized in the running types of orientation", Physical culture and sport of North-WestRussia, No. 5, pp. 41-44.

7. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2010), Modern training of orienteering athletes, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: sgafkorient@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2021

УДК 796.011.3

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С НИЗКИМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ДОМАШНИХ

УСЛОВИЯХ

Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Наталья Николаевна Воронова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Аннотация

На сегодняшний день, несмотря на стремительное развитие технологий и медицины, наблюдается ухудшение состояния здоровья молодого поколения и снижение показателей их физического развития. Цель работы - подготовить студентов с низким уровнем физической подготовленности к выполнению нормативов ГТО в домашних условиях. С помощью выполнения нормативов из комплекса ГТО (VI ступень) были выявлены студенты с самыми низкими показателями. По специально разработанной программе студенты выполняли комплексы упражнений в домашних условиях, следили за своим самочувствием, фиксируя данные в дневник самоконтроля, и готовились к завершающим контрольным испытаниям, взятых из комплекса ГТО. Проводился сравнительный анализ результатов до и после выполнения студентами программы в домашних условиях для выполнения нормативов из комплекса ГТО. Выявлено, что специально разработанная программа тренировок для студентов в домашних условиях положительно влияет на результаты выполнения контрольных испытаний комплекса ГТО, уменьшая общее количество студентов, не сдавших указанные нормативы ранее, и постепенно увеличивая количество студентов, выполняющих нормативы на серебро и золото.

Ключевые слова: контрольные испытания, физические упражнения, физическая подготовленность, студенты, комплекс ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p58-63

PREPARING STUDENTS WITH WEAK LEVEL OF PHYSICAL TRAINING FOR IMPLEMENTATION OF GTO COMPLEX AT HOME

Evgeniya Vladimirovna Garina, the senior teacher, Natalya Nikolaevna Voronova, the senior teacher, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract

Today, despite the rapid development of technology and medicine, there is deterioration in the health of the young generation and decrease in their physical development. The purpose of the work is to prepare students with a weak level of physical training for passing GTO standards at home. By performing control tests from GTO complex (VI stage), students with the lowest rates were identified. According to a specially developed program, students performed sets of exercises at home, monitored their health, recording data in a self-monitoring diary, and prepared for the final control test taken from GTO complex. The comparative analysis of the results was carried out before and after students completed the program at home to pass control tests from GTO complex. It was revealed that a specially developed training program for students at home positively affects the results of passing the control tests of GTO complex, reducing the total number of students who did not pass the specified standards earlier, and gradually increasing the number of students passing the standards for silver and gold.

Keywords: control tests, physical exercises, physical training, students, GTO complex.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура является важной составляющей жизни абсолютно каждого человека независимо от его возраста, пола, состояния здоровья, рода деятельности и других факторов. Особую же, первостепенную роль она играет для студентов и для молодёжи в целом [4].

Проблемы физического развития, сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи всегда были и остаются одной из самых важных задач для современного общества. На сегодняшний день, несмотря на стремительное развитие технологий и медицины, наблюдается ухудшение состояния здоровья молодого поколения, снижение показателей их физического развития, рост заболеваемости и функциональных нарушений [6]. Укрепление и сохранение здоровья студентов может быть реализовано путем формирования навыков самостоятельного использования средств физической культуры и спорта [2]. Ввиду того, что в современном мире негласно принято считать, что «молодежь - это двигатель прогресса» и именно за молодым поколением стоит наше будущее, то все вышеперечисленное еще раз доказывает глобальность проблемы в целом для всего общества.

В качестве нормативной основы системы физического воспитания населения 24 марта 2014 года была введена специальная программа «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [1,3,7]. На сегодняшний день студенты, готовясь к сдаче комплекса ГТО, повышают своё физическое развитие и уровень спортивных достижений [5].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Данное исследование проводилось на базе спортивного комплекса «Буревестник» Первого Московского государственного Медицинского Университета имени И.М. Сеченова. В эксперименте приняли участие студенты 1 курса (девушки, возраст 18-20 лет), имеющие основную медицинскую группу. Из 52 желающих участвовать в исследовании были отобраны 30 человек с низкими физическими показателями путем тестирования следующих упражнений:

1. Подъем туловища из положения лежа, ноги согнуты, руки за головой (количе -ство раз за 1 мин).

2. Сгибание и разгибание рук из упора лежа с касанием грудью платформы высотой 5 см (количество раз).

3. Упражнение на гибкость - стоя на тумбе выполнить максимальный наклон вниз

(см).

4. Прыжки в длину с места (см).

Полученные результаты были зафиксированы и использованы нами для сравнительного анализа результатов.

Студентам была представлена специальная программа упражнений, рассчитанная на 2,5 месяца.

Специальная программа тренировок состояла из 4-х частей. Каждое занятие включало подготовительную (разминка), основную (комплекс упражнений) и заключительную части (упражнения на расслабления). Участники эксперимента занимались через день, чередуя дни занятий с днями отдыха. Каждая часть программы тренировок являлась подводящим звеном к последующей, развивая определенные группы мышц, и подготавливала участников эксперимента к заключительной Программе № 4, которая включала в себя полноценное выполнение упражнений, входящих в перечень комплекса ГТО.

Так как разработанная программа тренировок была рассчитана на выполнение данных упражнений в домашних условиях, каждому участнику было предложено заполнять «Дневник самоконтроля». В нем участники эксперимента должны были каждый тренировочный день описывать свое состояние (самочувствие, болевые ощущения, переносимость нагрузки, а так же показатели ЧСС и АД перед выполнением комплекса упражнений и после него).

За динамикой состояния и полноценным выполнением всех рекомендаций и упражнений каждого участника эксперимента следили кураторы, которые контролировали выполнение дневной нормы упражнений, а так же отвечали на вопросы участников по ходу выполнения той или иной тренировки, по средствам обратной связи (через интернет, социальные сети, почты и т. д.)

Во время проведения данного эксперимента было организованно 3 контрольных среза на базе спортивного комплекса «Буревестник».

Первый срез был проведен по истечению 2-х недель с внедрения специальной программы тренировок и включал в себя выполнения вышеуказанных контрольных испытаний, к которым участники готовились по Программе № 1.

Второй срез был проведен через один месяц, к которому участники готовились по Программе №2 и последующей Программе № 3.

Итоговый контрольный срез был проведен еще через один месяц и стал заключительным этапом в проведении эксперимента. К данному срезу участники проекта готовились по Программе № 4.

В нормативах испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО VI ступень (возрастная группа от 18 до 29 лет) для девушек указаны следующие показатели [7]:

1. Обязательные испытания (тесты):

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) - золото (17), серебро (12), бронза (10).

Наклоны вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи -см) - золото (+ 16), серебро (+ 11), бронза (+ 8).

2. Испытания (тесты) по выбору:

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) - золото (195), серебро (180), бронза (170).

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) - золото (43), серебро (35), бронза (32).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Во время проведения отборочного этапа до начала внедрения специально разработанной программы тренировок, мы зафиксировали результаты выполнения нормативов всех потенциальных участников эксперимента и соотнесли их с показателями, указанными в нормативах испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО VI ступень (возрастная группа от 18 до 29 лет).

Полученные результаты представлены в таблице.

Таблица - результаты выполнения контрольных испытаний из комплекса ГТО до и после прохождения программы_

Контрольные испытания До После Уровень значимости (р)

Кол-во испытуемых, % Кол-во испытуемых, %

сдали не сдали сдали не сдали

Сгибание и разгибание рук 1 (3,3%) 29 (96,7%) 3 (10%) 27 (90%) Р>0,05

Наклон вперед 22 (73,3%) 8 (26,7) 26 (86,7%) 4 (13,3%) Р>0,05

Прыжок в длину с места 7 (23,3%) 23 (76,7%) 18 (60%) 12 (40%) Р<0,05

Поднимание туловища 12 (40%) 18 (60%) 20 (66,7%) 10 (33,3%) Р<0,05

В результате статистической обработки по ^критерию Фишера (Р < 0,05) удалось выявить, что в упражнении сгибание и разгибание рук из упора лежа и в упражнении наклон вперед из положения, стоя на гимнастической скамье, различия получились недостоверными, но отмечалась положительная динамика. В упражнениях прыжок в длину с места и поднимание туловища из положения, лежа различия статистически достоверны.

Рассмотрим каждое контрольное испытание, выполненное студентами до и после прохождения программы.

До начала прохождения тренировочных программ в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) видно, что на отборочном этапе эксперимента почти все участники эксперимента (96,7%) не справились с выполнением указанных нормативов по данному упражнению. После прохождения специальных упражнений мы получили следующие результаты: золото - 0 (0%), серебро - 3 (3,3%), бронза - 2 человека (6,7%), не сдали - 27 человек (90%). Здесь необходимо сделать следующую поправку: из 27 не сдавших данный норматив, у всех участников наблюдалась положительная динамика во время проведения эксперимента, результаты выполнения данного упражнения увеличились в диапазоне от 0 до 8 (количество раз).

При выполнении наклона вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, в см) можно сделать вывод, что без специальной подготовки и программы тренировок участники эксперимента смогли бы получить следующие результаты: золото (33,3%), серебро (26,7%), бронза (13,3%), не сдали (26,7%). Но в результате специальной подготовки студентов показатели улучшились: золото (46,7%), серебро (23,3%), бронза (16,7%), не сдали (13,3%). В сравнении с исходными показателями, произошло уменьшение числа участников, которые не смогли сдать указанный норматив и увеличение количества студентов сдавших норматив на золото.

При выполнении прыжка в длину с места толчком двумя ногами (см) большая часть участников проекта (76,6 %) не справилась с выполнением данного упражнения предусмотренной нормативом комплекса ГТО, оставшаяся часть участников получила следующие результаты: серебро (6,7%), бронза (16,7%). После выполнения специальных упражнений сильно изменились показатели норматива: золото - 10% вместо 0%, серебро - 23,3% вместо 6,7%, бронза - 26,7% вместо 16,7%, и количество участников, не сдавших указанный норматив, сократилось с 76,6% до 40%.

Последнее контрольное испытание - поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) показало, что без специальной подготовки студентов результат выполнения испытания (тестов) ВФСК ГТО был бы следующим: золото (0%), серебро (26,7%), бронза (13,3%), не сдали (60%). После прохождения специальных упраж-

нений были получены следующие результаты: золото (10%), серебро (26,7%), бронза (30%), не сдали (33,3%). Мы наблюдали уменьшение числа участников, которые не смогли сдать указанный норматив и увеличение количества студентов сдавших норматив на золото.

Проанализировав данные, полученные по итогу проведенного контрольного среза, и сравнив показатели, полученными ранее во время отборочного этапа эксперимента, можно сделать вывод: специально разработанная система тренировок студентов в домашних условиях положительно влияет на результаты выполнения испытаний (тестов) ВФСК ГТО, уменьшая общее количество студентов, не сдавших указанные нормативы ранее, и постепенно увеличивая количество студентов, сдающих нормативы на серебро и золото.

ВЫВОДЫ

Хочется отметить, что на протяжении всего исследования, мы наблюдали исключительно положительную динамику в показателях сдачи нормативов у участников эксперимента. Что позволяет нам говорить о том, что специальная программа тренировок, разработанная для данного исследования, может быть еще одним вариантом решения проблемы низкого уровня физической подготовленности среди студенческой молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатов А.Т. Подготовка обучающихся общеобразовательной школы к выполнению нормативов ВФСК «ГТО» (на примере IV ступени) / А.Т. Булатов, Д.В. Семенов, А.В. Момент // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 47-50.

2. Гарина Е.В. Интенсивные тренировки в домашних условиях, направленные на улучшения физических способностей и общего состояния / Е.В. Гарина, Е. Чичкан, Н.Н. Воронова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - №7 (185). - С. 81-84.

3. Гарина Е.В. Подготовленность обучающихся 14-15 лет к выполнению нормативов на золотой знак отличия комплекса ГТО / Е.В. Гарина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С.87-89.

4. Особенности проявления физических способностей и физического развития студентов / В.И. Григорьев, В.Г. Кривощеков, А.М. Фофанов, О.В. Миронова, А.В. Шаронова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №10 (176). - С. 107-110.

5. Карелина Н.Н. Влияние комплекса ГТО на учебный процесс по физической культуре в вузе / Н.Н. Карелина, Е.В. Гарина // Научные труды SWorld. - 2015. - Т.15. № 4 (41). - С. 96-99.

6. Лазарева И.А. Критерии допуска к занятиям физической культуры студентов, перенесших внебольничную пневмонию, с учетом особенностей их энергообеспечения / И.А. Лазарева, О.А. Султанова, Н.Н. Воронова, Е.В. Рожнова // Теория и практика физической культуры. - 2019. -№5. - С. 53-55.

7. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» ГТО // ГТО : [сайт]. - 09.12.2014. -. URL: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto (дата обращения: 11.10.2019).

REFERENCES

1. Bulatov, A.T., Semenov, D.V. and Moment, A.V. (2019), "Preparing of secondary school students to the implementation of "GTO" standards (for example, stage IV)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 2 (168), pp. 47-50.

2. Garina, E.V., Chichkan, E and Voronova, N.N. (2020), "Intensive training at home, aimed at improving physical abilities and general condition", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp.81-84.

3. Garina, E.V. (2018), "Preparedness of students of 14-15 years old to fulfill the standards for the golden distinction of GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp.87-89.

4. Grigoriev, VI., Krivoshchekov, V.G., Fofanov, A.M., Mironova, O.V. and Sharonova, A.V (2019), "Features of the physical abilities and physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 107-110.

5. Karelina, N.N. and Garina, E.V. (2015), "The impact of GTO complex on the educational process in physical education at a university", Scientific works of SWorld, V. 15, No. 4 (41), pp. 96-99.

6. Lazareva, I.A., Sultanova, O.A., Voronova, N.N. and Rozhnova, E.V. (2019), "Qualification of students after off-hospital pneumonia for academic physical education based on energy resource tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 5, pp. 53-55.

7. Regulation on the All-Russian physical education and sports complex "Ready for Labor and Defense" GTO, available at: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizk (accessed: 10/11/2019)

Контактная информация: garina82@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2021

УДК 796.011.1

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИЙ

Игорь Владимирович Гордеев, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Ольга Борисовна Капичникова, кандидат педагогических наук, профессор, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Елена Николаевна Гордеева, старший преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Александр Иванович Капичников, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; Елена Викторовна Гасилина, старший преподаватель, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

Аннотация

Проблема физического развития школьников и студентов в условиях современных пандемий принадлежит к числу важных направлений научных поисков представителей различных наук. В статье показан социокультурный аспект данной проблемы и её важность на современном этапе развития различных стран. Решение данной проблемы будет способствовать деятельности образовательных учреждений, а также образовательного фонда «Талант и успех» в нашей стране. Представлены известные педагоги, методисты и психологи, исследовавшие разные аспекты процесса развития личности обучающихся, в том числе одарённых и талантливых студентов и школьников. Раскрыты разные виды одарённости - интеллектуальная, творческая, социальная, спортивная и др. Целью исследования является раскрытие понятий: физическое развитие, спортивная одарённость, определение уровней и критериев развития спортивных способностей. Научная новизна статьи заключается в постановке проблемы раскрытия особенностей физического развития в современных условиях пандемий. Практическая значимость состоит в предложенной системе педагогических условий и средств, способствующих наиболее эффективному физическому развитию современных студентов и школьников. Результатом проведённого исследования является определение условий физического развития студентов, выявление трёх уровней развития физических способностей (общие способности, элементы спортивных способностей, специальные элементы спортивных способностей). К числу выводов следует отнести определение условий организации физического развития студентов: реализация данного процесса на протяжении всего обучения в вузе, индивидуальную психолого-педагогическую поддержку с учётом особенностей личности студентов, отбор студентов для занятий в спортивных секциях вузов, разработка методики физического развития студентов, инновационных форм, методов, средств обучения современных студентов в условиях пандемий.

Ключевые слова: физическое развитие, пандемии, критерии физического развития и спортивных способностей студентов, психолого-педагогические средства их физического развития, организация данного развития в ситуации пандемий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.