Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ичетовкина Н. М.

В статье анализируется процесс подготовки студентов педвуза к деятельности вожатых педагогических отрядов в контексте реализации программ Российского движения школьников. Обоснованы уровни (позиции) актуальности профессионального становления студента не только как учителя-предметника, классного руководителя, но и будущего педагога-вожатого, куратора, специалиста в области воспитания. Описан отрядный вариант (педагогический отряд) помощи студентов в реализации программ детских объединений, выделены этапы формирования педагогических отрядов. Представлена и охарактеризована модель подготовки студентов-вожатых педагогического отряда. Она основывается на блочно-модульном и средовом подходах. В качестве механизма моделирования обозначено сетевое взаимодействие подразделений вуза и образовательных организаций-первичных отделений РДШ, учреждений дополнительного образования-кураторов детских объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ичетовкина Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF TEACHING STUDENTS TO ACTIVITY OF TEACHED PEDAGOGICAL TEAMS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN

The article analyzes the process of preparing pedagogical students for the activities of counselors of pedagogical groups in the context of the implementation of programs of the Russian schoolchildren movement. The levels (positions) of the relevance of the student's professional development not only as a subject teacher, class teacher, but also as a future counselor teacher, curator, and specialist in the field of education and the creation of an educational environment are substantiated. A detachment option (pedagogical detachment) of student assistance in implementing programs of children's associations is described, the stages of the formation of pedagogical teams are highlighted. The model of training of student counselors of the pedagogical team is presented and characterized. It is based on block-modular and environmental approaches. The first is represented by four modules: motivational, psychological and pedagogical, practical, final (certification). The second - at various levels of a professionally-oriented educational environment: a university (first level), counselor schools and the pedagogical team (second level) and the educational environment in the educational organization (class) of the school for children (third level). As a modeling mechanism, the network interaction of the university divisions and educational organizations-primary departments of the Children's Art School, institutions of additional education-curators of children's associations is designated.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 8 (74). 2022. № 3. С. 74-82.

УДК 37.018.2

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТРЯДОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Ичетовкина Н. М.

ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко»,

Глазов, Россия

E-mail: Tonkovanm1@rambler.ru

В статье анализируется процесс подготовки студентов педвуза к деятельности вожатых педагогических отрядов в контексте реализации программ Российского движения школьников. Обоснованы уровни (позиции) актуальности профессионального становления студента не только как учителя-предметника, классного руководителя, но и будущего педагога-вожатого, куратора, специалиста в области воспитания. Описан отрядный вариант (педагогический отряд) помощи студентов в реализации программ детских объединений, выделены этапы формирования педагогических отрядов. Представлена и охарактеризована модель подготовки студентов-вожатых педагогического отряда. Она основывается на блочно-модульном и средовом подходах. В качестве механизма моделирования обозначено сетевое взаимодействие подразделений вуза и образовательных организаций-первичных отделений РДШ, учреждений дополнительного образования-кураторов детских объединений.

Ключевые слова: педагогический отряд, подготовка студентов педвуза, воспитывающая среда, детские объединения, Российское движение школьников.

ВВЕДЕНИЕ

Историко-педагогический анализ развития детского движения в России позволяет констатировать не только богатейший опыт воспитательной практики [1], но также признать необходимость создания современной общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации. В настоящее время актуальной является задача духовно-нравственного воспитания и развития школьников. В целях «совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» был принят Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ) [2].

РДШ отражает процесс развития государственной политики в области молодежного и детского движения и, являясь государственным «трендом», направлено на социализацию подрастающего поколения, развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и ориентации на личностный рост и саморазвитие для дальнейшей интеграции в общество.

74

Теоретической основой настоящей статьи явились современные исследования, раскрывающие особенности воспитательной деятельности детских общественных организаций и объединений (А. В. Волохова, Р. А. Литвак, Э. А. Мальцева, Е. Н. Сорочинская, И. И. Фришман); труды ученых, характеризующие аксиологические приоритеты отечественного образования (М. В. Богуславский, М. А. Захарищева, Г. Б. Корнетов); теории воспитательных систем (Е. Н. Барышников, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, А. М. Сидоркин, Е. Н. Степанов) и вожатской деятельности; теории деятельности и организации воспитательного процесса (Л. В. Байбородова, И. П. Иванов, М. И. Рожков, Е. Н. Степанов).

Цель статьи - обосновать структуру и содержание подготовки студентов педвуза к деятельности вожатых педагогических отрядов в контексте реализации программ Российского движения школьников.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Обоснование актуальности исследования.

Создание организации «Российское движение школьников» ставит перед системой образования задачу подготовки кадров, которые смогут работать в качестве старших вожатых и вовлекать детей и подростков в социально-значимую деятельность. Кроме того, перед педагогическими вузами стоит актуальная задача подготовки студентов и студенческих педагогических отрядов к вожатской деятельности в школе, к созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в условиях детско-юношеской общественной организации РДТТТ

Период обучения студента в педагогическом вузе тесно связан с образовательными организациями. Это выражается в первую очередь в прохождении им ряда педагогических практик. Включена в содержание подготовки и практика в детском оздоровительном лагере. При этом студенты в большинстве своем не получают опыта участия в деятельности детско-юношеских общественных организаций.

Специфика социальной ситуации и самой организации РДТТТ определяют потребность в осмыслении назначения, роли, участия студента-вожатого и педагогического отряда в целом в жизни школы и детской организации, продвижения ее идей и ценностей. Значимым представляется и организационное, нормативное, учебно-методическое сопровождение студентов-вожатых и педагогических отрядов в контексте реализации направлений РДТТТ Но наиболее важным и актуальным, на наш взгляд, является содержание подготовки, разработка и апробация программ подготовки студентов-вожатых по созданию воспитывающей среды, взаимодействия со школьниками и реализации направлений РДТТТ

Перед студентом, обучающимся в педагогическом вузе, ставится важная задача - его профессиональное становление и развитие не только как учителя-предметника, классного руководителя, но и будущего педагога-вожатого, куратора, специалиста в области воспитания. С одной стороны, студент призван оказать содействие и профессиональную помощь педагогическому коллективу школы, старшему вожатому, педагогу-организатору в направлении воспитания детей. С другой стороны, студент такой же участник воспитательного процесса, член

75

организации, «свой по внутренней психологической позиции человек» для школьников.

Становление студента как вожатого педагогического отряда осуществляется не только в учебном (аудиторном) процессе и в ходе прохождения практик и практической деятельности. По нашему мнению, подготовка может и должна проходить и во внеаудиторной деятельности в вузе [3, 4].

В настоящее время в высших учебных заведениях страны разработаны и реализуются различные модели подготовки студентов к практической воспитательной деятельности. Например, в ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» при Управлении по воспитательной и социальной работе функционирует Центр досуга и творчества студентов. Центр объединяет в себе различные творческие, исследовательские, спортивные коллективы (школы, клубы) студентов и их наставников. Так, в Центре на протяжении нескольких лет работает Ткола вожатых, нацеленная на подготовку студентов к вожатской деятельности в условиях оздоровительного лагеря.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в повышении роли студента-вожатого педагогического отряда по созданию воспитывающей среды в образовательной организации, в необходимости переосмысления педагогических позиций, содержания, методов и форм воспитательной работы, стиля взаимоотношений со школьниками в контексте функционирования РДТТТ

Успешная реализация воспитательных практик и направлений РДТ в современных условиях предполагает осмысление и обобщение исторического и настоящего опыта в решении проблем создания воспитывающей среды в образовательных организациях в теории и практике отечественной педагогики, что отражает актуальность исследования на научно-педагогическом уровне.

Актуальность исследования на региональном уровне заключается в возможности восполнения информационного пробела развития идей РДТ, выделения особенностей развития локально-региональных процессов и их изучения. Кроме того, важным представляется не только осмысление происходящих изменений (ретроинноваций), понимание идей, которые необходимо реализовать в современных условиях, но и внесение содержательных изменений в курсы психолого-педагогических дисциплин и организацию практик студентов.

2. Деятельность педагогических отрядов студентов-вожатых.

Продвижение идей РДТ в практику массовой школы происходит медленно и осложняется рядом трудностей. Одна из них связана с необходимостью специальной (дополнительной) подготовки специалистов в области воспитания подрастающего поколения. Это касается не только школьных педагогов-практиков, но и студентов педагогических вузов, профессиональное становление которых происходит в настоящий момент.

Студенты педагогических вузов могут оказывать существенную помощь и сыграть важную роль в реализации программ РДТ. Такая помощь может осуществляться на индивидуальном уровне, когда отдельный студент привлекается к организации какого-либо мероприятия или к реализации проекта РДТТТ Но чаще

76

всего в практике получает распространение другой - отрядный (групповой, коллективный) - вариант [5].

Педагогический отряд - это объединение студентов-вожатых, которые нацелены на развитие (создание) школьной воспитывающей среды в контексте реализации программ РДТТТ Чаще всего педагогический отряд РДШ формируется из студентов педвузов с учетом принципов добровольности и инициативности, самоорганизации [6].

Педагогический отряд как динамическая социальная система проходит ряд этапов в своем развитии:

• подготовительный этап характеризуется специальной подготовкой студентов на базе вуза, а также развитием групповой сплоченности, навыков сотрудничества в отряде; именно на этом этапе студенты-вожатые посещают занятия по дополнительным образовательным программам, направленным на овладение вожатским мастерством; происходит осмысление задач и содержания предстоящей деятельности в школе;

• апробационный этап заключается в знакомстве со школой, педагогическим коллективом и детьми, выборе профиля (направления РДШ) и разработке различных форм и технологий воспитательной деятельности;

• практический этап отличается непосредственной совместной деятельностью со школьниками, осуществлением замыслов и дел, реализацией проектов, проведением (участием) мероприятий;

• этап рефлексии - это анализ и обсуждение полученного опыта, оценка и самооценка участников, определение дальнейших перспектив (циклограммы) сотрудничества педотряда и школы (штаба РДШ), класса, конкретного ребенка.

Отметим, что деятельность педотряда студентов-вожатых по реализации программ РДШ может варьироваться, иметь свои особенности [7]. Так, это может быть деятельность отряда по одному или нескольким (всем) направлениям РДШ (личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно-медийное направления); сотрудничество с одновозрастными детскими коллективами (как правило, какое-либо школьное звено) или разновозрастными. Кроме того, в деятельности педагогического студенческого отряда может преобладать дистанционная форма (опосредованная) коммуникации и взаимодействия с детьми (установление контактов и договоренностей через социальные сети, блоги, форумы, интернет-сервисы) и непосредственная (реальное общение).

Другой вариант деятельности педагогического отряда заключается в длительности (продолжительности) сотрудничества студентов-вожатых и школы как первичного отделения РДШ [7]. Например, взаимодействие студентов с детьми и коллегами может носить событийный характер, то есть быть направленным на интенсивную подготовку к какому-либо мероприятию, событию, проекту РДШ. После того как событие состоялось, взаимодействие прекращается до того момента, пока не возникнет необходимость в новом. Противоположный, непрерывный, характер сотрудничества отряда вожатых с детьми будет в том случае, если совокупность мероприятий РДШ оформлены в образовательной организации в

77

систему. Отметим, что такой вариант будет представлен, если в школе накоплен опыт участия в многочисленных мероприятиях РДТ, и система «запущена», функционирует.

Деятельность педагогического отряда студентов-вожатых по созданию воспитывающей среды в контексте реализации программ РДТТТ имеет для них большое значение. Оно выражается, прежде всего, в росте профессионализма (компетентности) будущих учителей, педагогов-организаторов, воспитателей, вожатых. Студенты педотряда получают организаторский опыт, опыт работы с детьми, наставничества в проектной деятельности школьников, общения с коллегами, единомышленниками РДТТТ

Другой аспект значимости заключается в воспитании и социализации детей, формировании у школьников как участников РДТТТ гражданской позиции, патриотических чувств, активности, коммуникабельности, участии детей в социально-значимой деятельности, развитии их творческого потенциала, ответственности и самостоятельности.

Значение создания и функционирования педагогического отряда студентов-вожатых заключается и в увеличении количества детей и школ-площадок РДТТТ, вовлеченности педагогической и родительской общественности в детское движение.

Развитие деятельности РДТТТ, включенность школьников в различные направления деятельности РДТТТ во многом зависит от того, кто из взрослых является координатором, наставником, вдохновителем и организатором деятельности РДТ в школе, детском центре, организации дополнительного образования. Такими соруководителями, соорганизаторами РДТ могут стать студенты педагогического отряда, прошедшие специальную (дополнительную) подготовку по развитию профессиональных компетенций и готовые стать вожатыми.

3. Модель подготовки студентов-вожатых педагогического отряда.

В данной статье нами представлена и охарактеризована модель подготовки студентов-вожатых педагогического отряда (табл. 1). Отметим, что модель находится на стадии теоретического обоснования и осмысления.

В качестве механизма моделирования может выступить сетевое взаимодействие вуза (кафедры педагогики и психологии, Управления по воспитательной и социальной работе и Центра досуга и творчества студентов, Отдела дополнительного образования), школ-первичных отделений РДТТТ и УДОД «Детско-юношеский центр».

Ключевыми в подготовке студентов-вожатых РДТТТ, согласно данной модели, являются блочно-модульный и средовый подходы.

Согласно блочно-модульному подходу, процесс подготовки студента-вожатого РДТ и образовательная программа имеют блочно-модульную структуру. Программа включает в себя четыре модуля: мотивационный, психолого-педагогический, практический, итоговый (аттестационный).

Средовый подход к выстраиванию модели подготовки студента-вожатого РДТТТ позволяет говорить о значении профессионально-ориентированной воспитательной

78

среды педагогического вуза (первый уровень), в которой в том числе происходит профессиональное становление будущего учителя, педагога-воспитателя, вожатого:

• Учебный процесс - изучение в течение всего периода обучения различных циклов дисциплин, в том числе таких как Педагогика, Психология, Модуль Классный руководитель, Основы вожатской деятельности;

• Воспитательный процесс - организация, участие и посещение различных воспитательных мероприятий в группе, на факультете, в вузе и внешние мероприятия;

• Непрерывная педагогическая практика.

Важной является воспитывающая среда педагогического отряда и школы (класса) - площадки РДШ Поэтому второй уровень воспитательной среды - это участие студента в реализации дополнительной развивающей программы, направленной на освоение вожатского мастерства. Программа предполагает три этапа реализации:

• теоретический этап подготовки - изучение мотивационного и психолого-педагогического модулей является обязательным для всех участников (инвариантная часть). Занятия проводятся аудиторно, в вузе, но при этом имеют практико-ориентированную направленность и являются подготовительными к выходу в школу и к взаимодействию с детьми. Занятия проводят преподаватели вуза. По окончании теоретического этапа предполагается промежуточная аттестация студентов (решение кейса). Затем следует инструктивный сбор, который имеет своей целью знакомство студентов-вожатых педагогического отряда с образовательной организацией (ОО), педагогическим коллективом, штабом РДШ.

• практический этап подготовки - отличается вариантивностью, когда студентам-вожатым предлагается практическая деятельность по одному из направлений РДШ (гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое и информационно-медийное направления), если они представлены в школе. Студенты включаются в реальное взаимодействие с детьми на базе школы. Курируют этот этап педагоги-практики, эксперты РДШ

• итоговый этап подготовки инвариантен и предполагает оформление и презентацию «Портфолио вожатого РДШ» каждым студентом. Итоговый этап проводится в форме итоговой конференции, на которую могут быть приглашены актив РДШ школы, педагоги и преподаватели. Студенты демонстрируют методические разработки, конспекты, оформленные конкурсные и проектные работы детей, достижения.

Каждый этап сопровождается анализом и рефлексией.

И, наконец, третий уровень - это воспитывающая среда в образовательной организации РДШ (классе), которая создается самим студентом-вожатым, педагогическим отрядом.

По окончании программы студенты получают документ установленного образца (сертификат о прохождении программы), который позволяет заниматься вожатской деятельностью в образовательных организациях.

79

Таблица 1

Модель подготовки студентов-вожатых педагогического отряда

Уровень Содержание подготовки (этапы, модули) Итог

I вуз Образовательная и воспитательная среда вуза Учебный процесс (дисциплины Общая педагогика, Психология, Модуль Классный руководитель, Вожатское дело) Воспитательный процесс (система мероприятий в группе, на факультете, в вузе + внешние мероприятия) Непрерывная педагогическая практика

Теоретический этап подготовки (за рамками УП) Практический этап подготовки Итоговый этап подготовки

II Инвариантная часть Вариативная часть Инвариантная часть

доп.развив. программа Школа вожатых (ЦдиТ) • Мотивационный модуль • Психолого-педагогический модуль 1 ° 3 и тес р тте об а с а 1 нча ныв е ^ Практический модуль (по направлениям РДШ): • Гражданская активность • Личностное развитие • Военно-патриотичес. • Инф.-медийное • Итоговый модуль В форме итоговой конференции Презентация портфолио Отзывы детей и школьного вожатого По итогам: ификат об окончании ДРП нальное развитие, база практики

рефлексия ь £ к ^ рефлексия рефлексия

Какучат? Лекции, практикум, кейсы, тренинги 8 | Включение в практическую деятельность ОО ес Сс ^ и ф о £

Где учат? В аудитории Квазигруппы На базе школы-РДШ С детьми В аудитории и/или В школе

Кто учит? Преподаватели вуза Педагоги-практики, эксперты РДШ Педагоги-практики, эксперты РДШ

III Школа РДШ Создание воспитывающей среды в образовательной организации РДШ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данного исследования разработан проект дополнительной общеразвивающей программы, целью которой является теоретическая и практическая подготовка слушателей (студентов) к деятельности вожатых педагогических отрядов и созданию воспитывающей среды в образовательных организациях в контексте основных направлений деятельности РДШ. Составлена пояснительная записка к программе (цель, задачи, категории обучающихся, актуальность программы, планируемые результаты обучения, объем программы, календарный учебный график, документ, выдаваемый после завершения обучения,

80

организационно-педагогические условия), учебно-тематический план, содержание программы, тематика и описание практических занятий по каждой теме, тематика и содержание самостоятельной работы обучающихся по каждой теме, тематика и содержание практических занятий по каждой теме, список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов.

Материалы данного исследования используются в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко в рамках учебных курсов «Педагогика», «Теория и практика воспитательной работы», «Технологии работы классного руководителя», «Основы вожатской деятельности» для студентов различных профилей подготовки по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование»; служат основой для повышения квалификации специалистов в области образования и воспитания.

Список литературы

1. Ичетовкина Н. М. Деятельность ученических организаций в отечественной гимназии в начале ХХ века (по материалам педагогической прессы) / Н. М. Ичетовкина // Труд и здоровье учителя. Социально-медицинские и психолого-педагогические аспекты: материалы всерос. науч. конф. -Рязань, 2010. - С. 26-27.

2. Устав общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» 2016 г. URL: httpV/рдш.рф/ (дата обращения 18.12.2020).

3. Захарищева М. А. Студенческий конкурс педагогического мастерства как диалог с выдающимися педагогами прошлого / М. А. Захарищева // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сб. науч. ст. - Брянск, 2018. - С. 58-64.

4. Ичетовкина Н. М. Интериоризационные механизмы воспитания в социализационном процессе / Н. М. Ичетовкина, В. В. Люкин // Успехи современной науки. - 2017. - Т. 1. - № 2. - С.173-178.

5. Подготовка старших вожатых к работе в детско-юношеской организации: учеб.-метод. пособие / сост. Л. И. Тимонина. - Кострома, 2017 - 133 с.

6. Кейс для методиста: пособие для начинающего специалиста в сфере методического сопровождения деятельности организаторов детских общественных объединений / И. С. Зарахович, А. Г. Кирпичник, Т. А. Ромм, Т. В. Трухачева; под общ. ред. А. Г. Кирпичника, Т. В. Трухачевой // Педагогический бюллетень. - 2016. - № 3. - 82 с.

7. Взаимодействие школы и Российского движения школьников: организационно-управленческий аспект: методические рекомендации. / Под ред. С. Д. Полякова. - Ульяновск, 2017. - 36 с.

8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.02.2021).

PREPARATION OF TEACHING STUDENTS TO ACTIVITY OF TEACHED PEDAGOGICAL

TEAMS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF RUSSIAN MOVEMENT OF SCHOOLCHILDREN

Ichetovkina N. M.

Glazov State Pedagogical Institute, Glazov, Udmurt Republic, Russian Federation

E-mail: tonkovanm1@rambler.ru

The article analyzes the process of preparing pedagogical students for the activities of counselors of pedagogical groups in the context of the implementation of programs of the

81

Russian schoolchildren movement. The levels (positions) of the relevance of the student's professional development not only as a subject teacher, class teacher, but also as a future counselor teacher, curator, and specialist in the field of education and the creation of an educational environment are substantiated. A detachment option (pedagogical detachment) of student assistance in implementing programs of children's associations is described, the stages of the formation of pedagogical teams are highlighted. The model of training of student counselors of the pedagogical team is presented and characterized. It is based on block-modular and environmental approaches. The first is represented by four modules: motivational, psychological and pedagogical, practical, final (certification). The second - at various levels of a professionally-oriented educational environment: a university (first level), counselor schools and the pedagogical team (second level) and the educational environment in the educational organization (class) of the school for children (third level). As a modeling mechanism, the network interaction of the university divisions and educational organizations-primary departments of the Children's Art School, institutions of additional education-curators of children's associations is designated.

Keywords: pedagogical detachment, teacher training for pedagogical students, educational environment, children's associations, Russian schoolchildren movement.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Ichetovkina N.M., Activity of student organizations in the national gymnasium at the beginning of the twentieth century (based on materials from the pedagogical press), Work and health of the teacher. Socio-medical and psychological-pedagogical aspects: materials of the All-Russian. scientific. conf (Ryazan, 2010), p. 26-27.

2. Charter of the All-Russian public-state children's and youth organization "Russian movement of schoolchildren" 2016 access mode: http: //rdsh.rf.

3. Zakharishcheva M.A., Student competition of pedagogical skills as a dialogue with outstanding teachers of the past, Strategy and tactics of training a modern teacher in the context of the dialogue space of education: collection of articles. scientific (Bryansk, 2018), p. 58-64.

4. Ichetovkina N.M., Lyukin V.V., Internalization mechanisms of education in the socialization process, Successes of modern science, 2, 173 (2017).

5. Preparation of senior counselors for work in a children's and youth organization: study guide. manual, comp. L. I. Timonina, 133 p. (Kostroma, 2017).

6. Zarakhovich I.S., Kirpichnik A.G., Romm T.A., Trukhachev T.V., under the general ed. A.G. Kirpichnik, T.V. Trukhacheva, Case for a methodologist: a guide for a beginner specialist in the field of methodological support for the activities of organizers of children's public associations, Pedagogical Bulletin, 3, 82 (2016).

7. Interaction between schools and the Russian movement of schoolchildren: organizational and managerial aspect: guidelines. Ed. S. D. Polyakova, 36 p. (Ulyanovsk, 2017).

8. The strategyfor the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r. access mode: http: //www. consultant.ru

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.