Научная статья на тему 'Подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством групповой тренинговой работы'

Подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством групповой тренинговой работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
531
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / ROLE PLAYING TECHNOLOGIES / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING PROGRAM / INTERPERSONAL INTERACTION / TRAINING GROUP / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазарева А. В.

В статье автор рассматривает возможность повышения мотивации и развития необходимых для профессиональной деятельности коммуникативных компетенций студентов посредством групповой работы в форме психолингвистического тренинга, проводимого на языке специальности. Результаты данного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобного рода программ в высшей школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к профессиональной деятельности посредством групповой тренинговой работы»

Лазарева А.В. ©

Кандидат филологических наук, Московский государственный институт международных

отношений (Университет) МИД России

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЫ

Аннотация

В статье автор рассматривает возможность повышения мотивации и развития необходимых для профессиональной деятельности коммуникативных компетенций студентов посредством групповой работы в форме психолингвистического тренинга, проводимого на языке специальности. Результаты данного эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности подобного рода программ в высшей школе

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, игровые технологии, социально-

психологический тренинг, межличностное взаимодействие, тренинговая группа, общение.

Keywords: communicative competences, role playing technologies, socio-psychological training program, interpersonal interaction, training group, communication.

В наши дни, когда к подготовке специалистов и высшему образованию в целом общество предъявляет высокие требования, которым необходимо соответствовать -креативность преподавателя и представляет собой тот механизм, который помогает преподавателю адаптироваться к происходящим социальным изменениям [11].

Мы имеем в виду именно потребность генерировать и апробировать новое, заинтересовывать студентов, вдохновлять и воодушевлять, а, следовательно, необходима своего рода эволюция, - чтобы профессиональный человек соответствовал требованиям современности.

Поэтому психолингвистический тренинг как метод активного психологопедагогического воздействия был неслучайно выбран нами для решения поставленных задач. А именно, актуальным на сегодняшний день является, во-первых, усовершенствование коммуникативных компетенций учащихся, уже на этапе профориентации помогающих им сформировать представление о способах оптимизации и повышения продуктивности взаимодействия в коллективе, о возможностях личностного развития, а также развития лидерских качеств, навыков сотрудничества, поведения в стрессовых бизнес - ситуациях, основанного на эмпатии и взаимопомощи. Во-вторых, учитывая процесс глобализации, происходящий, в первую очередь, в экономической сфере человеческой деятельности, весьма актуальным является владение английским языком, - основным языком делового общения. В связи с этим, разработанный нами психолингвистический тренинг в магистратуре 1-го курса был проведен на английском языке, что, безусловно, послужило дополнительной мотивацией для подавляющего большинства студентов.

Необходимо отметить, что проблема развития коммуникативных навыков приобрела в последнее время большое значение. Она интенсивно разрабатывается в трудах многих известных отечественных и зарубежных психологов (А.А. Бодалев, А.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.А. Реан, К. Фоппель, Е.И. Фадеев, И. Кидрон, Ф. Брунард, Т.Зинкевич-Евстигнеева и др.), постепенно специализируясь и разделяясь на различные направления.

К большому количеству методов и средств формирования коммуникативных навыков у студентов относится специально организуемая психологом групповая работа, реализующаяся в проведении психолингвистического тренинга. Нами была проведена работа, направленная на исследование особенностей формирования коммуникативных навыков средствами психолингвистического тренинга.

© Лазарева А.В., 2013 г.

Социально-психологический тренинг - это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. А компетентность в общении напрямую зависит от развития коммуникативных навыков.

Психолингвистический тренинг - это вид социально-психологического тренинга основанного на психолингвистике. Психолингвистические тренинги направлены на развитие речевых способностей человека, часто они комбинируют в себе работу с иностранными языками на основе развития психологической готовности к их восприятию. Такие тренинги состоят из трех компонентов - психологического, психолингвистического и лингвистического.

Психологический компонент: снятие языкового барьера, формирование

ориентированности на собеседника, работа с собственным имиджем в межкультурной среде, нормы и этикет делового общения.

Психолингвистический компонент: формирование общего представления об

английском языке, раскрытие языкового потенциала, общение в условиях ограниченных коммуникативных средств.

Лингвистический компонент: грамматика, например, английского языка.

Как правило, на таком тренинге, во время групповой работы, участники пополняют свои психологические знания, у них появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом. Во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, они становятся более компетентными в сфере общения, повышается их уровень доверия к окружающим людям, формируются навыки поведения в конфликтных ситуациях [9].

Это особенно важно сегодня, так как произошел своеобразный коммуникационный «взрыв» - значительная интенсификация отношений в сфере общения. Все это вызывает необходимость в более эффективной координации усилий в различных отраслях жизни, бурное развитие средств связи и транспорта, активизирует обмен информацией разнообразного содержания. Новейшие методы внушения, убеждения, манипулирования, все чаще применяются в деловом общении заставляя людей учиться сопротивляться, уходить от их воздействия и при этом не испытывать негативные эмоции и чувства, не терять цель и свои собственные интересы. Поэтому, компетентность в сфере общения стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. В повседневной жизни у человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникать весьма серьезные проблемы. Неподготовленным юношам или девушкам, с еще не сложившимися, интересами, взглядами и устремлениями, столкнувшимися с трудностями человеческого общения, очень трудно решать возникающие проблемы без «потерь», нервных срывов и даже заболеваний. На преодоление этих проблем, их ликвидацию или предупреждение направлена работа на социально-психологическом тренинге [10].

Жизнь человека - явление социальное. Во время работы или игры, в моменты интимной близости человек испытывает потребность вступать в контакт с другими людьми, делиться своими впечатлениями.

Группа оказывается обществом в миниатюре, отражающим в себе весь внешний мир и придающим реалистичность искусственно создаваемым отношениям.

Второе потенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов. В процессе происходящих в группе взаимодействий осознается ценность других людей и потребность в них. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в разрешении межличностных конфликтов вне группы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки. Тренинг позволяет участникам сознательно пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы.

Следует отметить, что в дружественной и контролируемой обстановке лучше

усваиваются умение слушать, эмпатировать, доверять другим.

В-третьих, в группе можно быть не только участником событий, но и зрителем. Наблюдая со стороны за ходом групповых взаимодействий, можно идентифицировать себя с активными участниками и использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков.

В-четвертых, группа может способствовать личностному росту. В группе личность неизбежно ставится в положение, вынуждающее ее к самоисследованию и интроспекции.

Таким образом, группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.

Во время проведения психолингвистического тренинга наша группа неминуемо проходила через определенные стадии процесса фасилитации.

Первой стадией групповой работы было знакомство и командообразование. Основной задачей на данном этапе было создание благоприятной атмосферы, в которой участники чувствовали бы себя комфортно. Необходимо отметить, что поскольку студенты привыкли к диктаторско-наставническому стилю преподаванию в стенах института, групповая динамика происходила с неким торможением. Студенты изначально были замкнуты, осторожны в своих высказываниях, большинство из них демонстрировали закрытые позы. Совершенно очевидно, что они не представляли себе, в каком русле пойдет предполагаемое взаимодействие, в связи с чем была снижена и концентрация присутствия. Участники на начальном этапе опасались высказываться, некоторые говорили очень тихо, как бы заранее опасаясь ситуации двойного оценивания их активности - как психологом, так одновременно и преподавателем английского языка. Поэтому на командообразование на начальном этапе проведения тренинга пришлось потратить несколько больше времени, чем изначально предполагалось.

Однако на определенном этапе командообразования за счет ряда интенсивных упражнений на запуск групповой динамики и эмоциональной составляющей удалось достичь достаточно высокой сплоченности группы. Таким образом, участники получили необходимую для себя психологическую безопасность. Необходимо отметить, что именно в это время ведущий как бы отошел на задний план и нивелировал свое присутствие, предоставив участникам тренинга возможность самим наладить свободное и открытое взаимодействие. Именно на стадии адаптации важным является позиция ведущего. Необходимо стараться не перебивать и не исправлять высказывания участников тренинга, даже если речь идет о грамматических ошибках: лучше сделать это позднее в индивидуальном порядке. Таким образом, происходит раскрепощение: эмоциональное, языковое, происходит своего рода погружение в языковую среду.

На втором этапе - начальной стадии уже сформировавшейся «Мы» группы осуществлялся анализ предыдущего опыта участников группы. Таким образом, участники раскрылись друг перед другом, обозначили свои приоритеты, интересы, а также предъявили свои запросы. Стал возможен переход от данной стадии принятия друг друга к новой стадии -рабочей.

Третья стадия групповой динамики - рабочая стадия, или стадия самореализации. Эта стадия, как и предполагалось, была самой трудоемкой и динамичной. Необходимо отметить, что практически все студенты были полностью вовлечены и эмоционально раскрепощены именно на этой стадии. Все упражнения и кейсы, групповая дискуссия, а также ролевые и деловые игры воспринимались участниками с энтузиазмом. Целью всех упражнений являлась стимуляция процесса обучения.

Рабочая стадия развития тренинговой группы в большей степени, чем предыдущая помогла участникам тренинга активизироваться, поскольку, безусловно, именно на этой стадии участники в полной мере осознали свою ответственность за происходящее и за результат. На этой стадии ведущий и участники действовали в большей степени на равных, одинаково время от времени участники ждали своего рода указаний от ведущего, в большей степени, одобрения. Когда же группа намеренно оставалась без отклика или поддержки со стороны ведущего,

неизбежно возрастал уровень конфликтности в группе, когда каждая из конфликтующих сторон претендовала на определенное лидерство «на смену» ушедшего в тень ведущего тренинга.

Участники тренинга, которым удалось достичь уровня самореализации через последовательное эмоциональное раскрытие, овладение эффективными приемами взаимодействия с другими участниками, безусловно, высоко оценили полученный опыт. Таких было большинство. Именно благодаря обратной связи, которую участники прочувствовали на себе во время основной стадии работы, была достигнута высокая работоспособность и высокий уровень взаимодействия.

Отдельно следует отметить, что именно эмоциональная вовлеченность благоприятнейшим образом сказывается на взаимодействии именно на иностранном языке - а именно: снимаются языковые барьеры в общении.

На этой стадии было реализовано большинство поставленных целей, поскольку на пользу сыграл тот факт, что сами участники были ориентированы на достижение результата.

На завершающей стадии групповой динамики, во избежание кризиса, участникам были предоставлены для выполнения наиболее динамичные и положительно-окрашенные в эмоциональном плане упражнения. Таким образом, поскольку все были вовлечены, заинтересованы выполнением данных упражнений, а также сосредоточены на процессе работы, устранилась возможность некачественного выполнения задания, как это порой бывает под конец тренинговой программы. На этом этапе закрепились все полученные навыки, и было создано положительное последействие от группы [4].

Перед ведущим стоит задача - создать условия для формирования группы высокого уровня развития. Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:

1) принцип активности участников: в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия - обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр, выполнение специальных устных и письменных упражнений и так далее;

2) принцип исследовательской позиции: в процессе работы в группах социальнопсихологического тренинга создаются такие ситуации, когда участникам необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;

3) принцип объективации поведения: в начале занятий поведение участников группы социально-психологического тренинга переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне в ходе их проведения.

4) принцип партнерского общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения, а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов других [5].

Участники психолингвистического тренинга во время занятий, овладевая различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения.

Общая цель психолингвистического тренинга конкретизируется в следующих задачах:

1) овладение психологическими знаниями;

2) формирование умений и навыков в сфере общения;

3) коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения;

4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;

5) коррекция и развитие системы отношений личности.

Важнейшая задача социально-психологического тренинга - помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами, т.е. характерными для каждого члена группы, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется по пяти основным направлениям.

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком.

2. Восприятие себя через восприятие себя с другими людьми.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика.

Успешность опыта пребывания в группе зависит от отношения членов группы к этим вопросам и от способности их решать.

Среди основных психотерапевтических факторов, выделяемых И. Яломом, которые свойственны большинству групп, необходимо отметить следующие:

1. Сплоченность - как условие, способствующее достижению группой успеха.

2. Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием.

3. Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

4. Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения. Таким образом, приобретается корригирующий эмоциональный опыт.

5. Развитие навыков общения. Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки жизни в обществе.

6. Подражательное поведение. Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подражание поведению руководителя или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспериментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

7. Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности находят выход в группе, это приносит чувство облегчения и освобождения. Но главная польза от катарсиса состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интенсивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопасности и понимания [13]

Численность группы социально-психологического тренинга обычно от 7 до 15 человек.

К факторам, способствующим групповой работе, следует отнести: адекватность состава группы тем задачам, которые она решает; значимость задачи для всех участников; соответствие технологий взаимодействия групповым нормам и характеру решаемой задачи; оптимальный состав и численность группы; гармоничное распределение ролей. Оптимальность условий не всегда означает их благоприятность.

К факторам, препятствующим групповой работе, следует отнести: незначительность задачи, ради которой создана группа; слишком жесткие условия ее существования; наличие плохого лидера; неэффективные способы ведения групповой работы; состав группы, не подходящий для решения задачи; многолюдность группы; редкость и недостаточная продолжительность встреч; надежда на быстрый и легкий успех.

Продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до нескольких месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими, например, один-три раза в неделю. Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.

В целом любой социально-психологический тренинг - это такой вид групповой работы, который позволяет его участникам пополнить свои психологические знания, приобрести определенный опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Но все это требует активной позиции самого участника процесса, а для этого у него должна быть сформирована высокая мотивация для работы, это может быть интерес или стремление к саморазвитию, которая стимулируется ведущим.

В нашем случае именно проведение психолингвистического тренинга на английском языке и послужило дополнительной мотивацией: новизна и формат взаимодействия

благоприятно сказались на установках группы.

Поэтому первые, вводные занятия должны быть максимально понятными и интересными. Они выполняют мотивирующую и диагностическую функцию. По выполняемым упражнениям

ведущий может сделать вывод о состоянии развития того или иного коммуникативного умения и общей направленности личности на работу.

Важным условием, обеспечивающим эффективность работы группы, является создание перечня правил объединяющий всех членов группы тем, что они обязаны его выполнять. В свод этих правил должно обязательно входить правило конфиденциальности, которое обеспечивает искренность участников тренинга.

В основной части психолингвистического тренинга используемые игры имеют вид специальных упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание различных ситуаций, конструирование проблемных моделей общения.

Каждое занятие основной части тренинга направлено на развитие определенной стороны одной коммуникативной сферы. Особенностью проводимых занятий является то, что последующие занятия содержит в себе элементы повторения и закрепления полученного на предыдущих занятиях опыта.

Завершающий этап групповой работы должен быть направлен на стимулирование самостоятельной активности участников в применении и пополнении полученного на тренинге опыта межличностного взаимодействия и дальнейшее повышение компетентности в сфере общения [2].

Базовыми методами социально-психологического тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Особую группу составляют методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, улучшение, развитие:

• групповая дискуссия, применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель -быстрое и продуктивное решение групповой задачи, воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

• деловая игра - воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности или моделирование систем отношений, характерных для того или иного вида практической деятельности;

• модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению [4].

При организации групповой работы также используются методы арт-терапии и сказкотерапии, преобразуются в групповую работу и дополняются другими методами.

Так, групповая арт-терапия позволяет развивать ценные социальные навыки и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяет осваивать новые роли и повышает самооценку, а также развивает навыки принятия решений.

Применение метода групповой дискуссии для развития коммуникативных умений позволяет, сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон, повысить уровень групповой сплоченности, снять коммуникативные барьеры, существующие из-за возможной эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнеров. Групповая дискуссия помогает узнать позицию группы по поводу волнующих личность вопросов и научится воплощать в словах свои чувства. Механизм групповой дискуссии направлен на удовлетворение потребности человека в признании и уважении.

Любое упражнение, применяемое на социально-психологическом тренинге, развивающим коммуникативные умения, сопровождается групповой дискуссией, обговариваются успехи и неудачи в общении или данной ситуации, а так же пути их преодоления или реализации.

Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Некоторые из форм простых групповых дискуссий хорошо известны (совещание, диспут). Существует большое количество групповых дискуссий, используемых для работы по

развитию коммуникативных умений. К ним относятся различные модификации «мозгового штурма»: «брейнсторминг», метод «синектики» и так далее [1].

Принципиально новая форма групповой дискуссии, введенная А. Осборном, получила название «брейнсторминг» («мозговая атака»). Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». На первом этапе дискуссии действуют «генераторы идей», задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы.

На втором этапе в дело вступают «критики», они начинают критиковать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно

принимают очевидные.

Таким образом, члены группы овладевают базовым умением слушать, проявляя при этом терпение и уважая индивидуальность каждого, что, несомненно, повышает уровень развития таких коммуникативных умений как умение слушать, умение убеждать других, влиять на них и умение контролировать свои эмоции.

Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Г ордоном - это метод синектики, буквально - метод соединения разнородного. Почерк этого метода напоминает брейнсторминг, так как основная идея та же - выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, а в данном случае - и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов -наиболее четко формулировать противоположные мнения [3 ].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данный вид групповой дискуссии направлен на формирование у ее участников умения «конструктивно конфликтовать», отстаивая свою точку зрения.

На тренинге также могут быть использованы методы рассмотрения и решения кейсов -проблемных ситуаций, требующих ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса - научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.

Игра как метод развития коммуникативных умений применяется как в индивидуальной, так и в групповой работе. Но только специально-организованные игры, проводимые в рамках социально-психологического тренинга, являются наиболее эффективными для формирования коммуникативных умений особенно в юношеском возрасте. Так как, по мере взросления, игра занимает все меньшее место в жизни человека, юноши и девушки совсем не обращаются к этой форме жизнедеятельности. Таким образом, искусственное вовлечение в процесс игры на социально-психологическом тренинге является единственным приемлемым методом использования игр для формирования коммуникативных умений на рубеже перехода ребенка из юношеского возраста во взрослую жизнь.

В социально-психологическом тренинге игра используется в виде специальных упражнений, заданий на невербальную коммуникацию, разыгрывание различных ситуаций, конструирование проблемных моделей общения и т.д. Игры способствуют созданию близких отношений между участниками группы, снимают напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, позволяют проверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [7].

Так, деловая игра определяется как имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия. Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации. В свою очередь, игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.

Существует также большое количество игр, развивающих коммуникативные умения учащихся. Их классификация зависит непосредственно от умения, на формирование, которого они направлены.

Т. Зинкевич-Евстигнеева отмечает важность формирования таких коммуникативных умений как умение сотрудничать, умение работать в коллективе, умение проявлять творчество вместо стереотипных действий.

Для эффективного развития данных умений ею были предложены следующие группы

игр:

1. Игры, иллюстрирующие идею «ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения».

Ощущение доверия необходимо каждому человеку для нормальной жизнедеятельности в обществе. В основе игр этой группы лежит идея доверия как «ощущение незримой связи, существующей между людьми близкими по духу». Оно базируется на принятии индивидуальности другого. Поэтому без доверия людей друг другу невозможна эффективная коммуникация.

2. Игры, иллюстрирующие идею «сотрудничества вместо конкуренции».

Этот стиль общения формируется у людей в процессе воспитания и социализации. Но усовершенствование его механизмов происходит именно в игре. Причем игре не только на социально-психологическом тренинге, но и в детской игре.

3. Игры, иллюстрирующие идею «работа на общий результат, вместо индивидуализма». Эффективность данных игр заключается в том, что пока умение работать на общий результат не будет выработано, игра не закончится [12].

4. Игры, иллюстрирующие идею «творчество вместо стереотипных действий»;

5. Игры, иллюстрирующие идею «самореализация вместо «борьбы за выживание». Это игры, направленные на приобретение навыков «конструктивного конфликта», к которым относятся: навык активного слушанья, искусство аргументации и контраргументации, умение увидеть общие и разные позиции [5].

Объединение классов различных игр, дискуссий, и упражнений в систему образует социально-психологический тренинг, который в каждом исследовании имеет свои особенности сочетания и применения методов формирования коммуникативных умений.

Исходя из нашего опыта преподавательской деятельности, установлено, что большинство студентов чувствуют себя на занятиях, а также при общении в профессиональном кругу достаточно скованно, зачастую возникают проблемы в коммуникации на разных уровнях, как-то: сложность в формировании и передаче мыслей, равно как и сложность приема и

обработки информации, адекватное (ожидаемое) реагирование и эмоциональная составляющая общения (невербальная коммуникация), как один из основных критериев эффективности взаимодействия.

В связи с этим, основной целью разработки и проведения нашего тренинга явилась реальная необходимость регуляции психоэмоционального состояния, снятие агрессии и напряжения, а также снятие барьеров в общении через различные игры на взаимодействие, сотрудничество и доверие.

Подготовка и проведение подобного рода тренинговой программы вызывает неизбежное противоречие между положением, что при проведении психологических тренингов все высшие психические функции человека осуществляются на родном для испытуемых языке, и тем, что предполагаемые психолингвистические тренинги потребуют от их участников погружения в языковую среду, а, следовательно, - взаимодействие, анализ, рефлексия, а, в идеале, и мышление, - также должны происходить на английском языке. Поэтому для апробации тренинга были отобраны группы студентов с продвинутым уровнем владения английским языком.

Безусловно, благоприятным фактором явилось и то, что во время проведения тренинговой программы, было задействовано большое количество разнообразных методов:

1. Тренинговые методы работы с прошлыми событиями:

- метод регрессии (активизация произошедших событий в психологическом пространстве)

- метод обмена опытом (активизация произошедшего события в пространстве дискурса)

- метод имитации (активизация произошедшего события в пространстве физической реальности)

2. Тренинговые методы работы со случающимися событиями:

- метод концентрации присутствия (активизация происходящего события в психологическом пространстве);

- метод групповой рефлексии (активизация происходящего события в пространстве дискурса);

- метод построения диспозиций (активизация происходящего события в пространстве физической реальности).

3. Наибольшее внимание было уделено тренингам с прогнозируемыми (конструируемыми событиями), в которых студенты могут принять непосредственное участие при выполнении своих профессиональных обязанностей, а именно:

- метод символического выражения (активизация конструируемого события в психологическом пространстве);

- метод группового решения проблем (активизация конструируемого события в пространстве дискурса).

В каждом блоке тренинга были использованы тренинговые упражнения общего (разминочного) характера, а также несколько подкрепляющих его упражнений, основанных на ситуациях делового взаимодействия.

Таким образом, тренинговая программа была направлена на устранение практически всех возможных сложностей при общении.

1. Практические цели тренинга заключались в развитии коммуникативных компетенций студентов за счет активации вербальных и невербальных составляющих общения. С учетом реальных нужд студентов (участников тренинга) были обозначены и поэтапно решены следующие задачи:

- командообразование и запуск групповой динамики;

- получение опыта межличностного конструктивного взаимодействия;

- тренинги взаимодействия в конфликте;

- на развитие взаимопонимания и сотрудничества;

- на развитие навыков гибкого поведения и толерантности.

Проведенный нами психолингвистического тренинг, безусловно, имеет практическую значимость. А именно, он способствовал:

- раскрытию личностных ресурсов, направленных на самоопределение и профориентацию студентов;

- выявлению лидерских и творческих качеств личности;

- формированию умений взаимодействия, анализа и групповой рефлексии на языке специальности (английском языке);

- развитию навыков сотрудничества в рамках делового и межличностного общения [6]. Психолингвистический тренинг, - что, собственно, и подтвердил наш опыт, -

является эффективным комплексным средством развития личности с использованием языковых средств и направленным на формирование у студентов коммуникативных навыков.

Проведение подобного рода коммуникативных тренингов межличностного и делового взаимодействия, на наш взгляд, может быть успешно использовано в программе обучения экономических ВУЗов, либо найти свое применение в качестве факультативных занятий.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. - СПб.: Питер, 2002.

3. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.

4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. - М.: Ось-89, 1999.

5. Зинкевич-Евстегнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Речь,

2002.

6. Лазарева А.В. Игровые технологии в тренинге как фактор развития коммуникативных компетенций студентов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - № 8. - С. 282-285.

7. Леванова Е.А., Соболева А.Н., Плешаков В.А. и др. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. -СПб., 2011.

8. Основы социально-психологической теории / Под общей ред. А.А. Бодалева и А. Н. Сухова.- М., 1995.

9. Раицкая Л.К. Мотивация познавательной деятельности в Интернете // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. № 7. - С. 207-212.

10. Сохранов В.В., Мирясова Н.В. Эффективность использования игр в процессе формирования коммуникативных умений на социально- психологическом тренинге в юношеском возрасте // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т 2. -Тула-Пенза, 2003. - С. 137-144.

11. Торкунов А.В. Задачи и вызовы университетской политики // Международные процессы. - 2011. -Т.9. - № 25. - С. 50-57.

12. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: 1978.

13. Ялом. И.Д. Групповая работа. - М.: 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.