Научная статья на тему 'Тренинг коммуникативной компетентности для будущих специалистов с различными способами реагирования в ситуациях фрустрации'

Тренинг коммуникативной компетентности для будущих специалистов с различными способами реагирования в ситуациях фрустрации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1806
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СПОСОБ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИЯХ ФРУСТРАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / A TRAINING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE / A WAY OF REACTION IN THE FRUSTRATED SITUATIONS / THE PROFESSIONAL PERSONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жарких Н. Г.

В статье рассматриваются вопросы дифференцированного развития коммуникативной компетентности студентов, предложена программа тренинга коммуникативной компетентности для студентов со спецификой реагирования на препятствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR FUTURE SPECIALISTS WITH DIFFERENT WAYS OF REACTION IN THE FRUSTRATED SITUATIONS

The questions of the students' differentiated development of the communicative competence and the programme of the communicative competence training for students with specific reaction in obstacles are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Тренинг коммуникативной компетентности для будущих специалистов с различными способами реагирования в ситуациях фрустрации»

Н.Г. ЖАРКИХ, аспирант, старший преподаватель кафедры социальной психологии и акмеологии факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета Тел. 8-9202809835; natalya_zharkih@list.ru

ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЛЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ РЕАГИРОВАНИЯ В СИТУАЦИЯХ

ФРУСТРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы дифференцированного развития коммуникативной компетентности студентов, предложена программа тренинга коммуникативной компетентности для студентов со спецификой реагирования на препятствия.

Ключевые слова: тренинг коммуникативной компетентности, способ реагирования в ситуациях фрустрации, профессиональная компетентность личности.

На современном этапе развития российского общества происходят глобальные перемены в системе образования и профессиональной подготовки специалистов различных сфер деятельности. В условиях развития рыночных отношений, чтобы быть конкурентоспособным, выпускник системы высшего профессионального образования должен обладать целой совокупностью свойств, обозначаемой многими исследователями как профессиональная компетентность (В.А. Болотов, В.П. Борисенков, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.В. Сериков и др.). Анализ научной литературы показывает, что среди ключевых компетентностей приоритетное место занимает коммуникативная компетентность. Ею должен обладать выпускник любого образовательного уровня и профиля, и в первую очередь тот, чья будущая профессия непосредственно связана с взаимодействием с людьми. Поэтому работа по исследованию и развитию коммуникативной компетентности должна осуществляться в процессе обучения студентов в вузе. Одним из основных практических способов развития коммуникативной компетентности на сегодняшний день выступают психологические тренинги, включенные в программы обучения студентов по многим специальностям гуманитарной направленности. Однако из-за особенностей организации образовательного процесса студентов их проведение носит массовый, обязательный и неизбирательный характер, что снижает развивающий эффект проводимой работы. Повышению результативности будет способствовать учет при конструировании и проведении тренинговых занятий значимых факторов, связанных с развитием коммуникативной компетентности и психологическими особенностями состава учебной группы. Одними из таких выступают способы реагирования в ситуациях фрустрации. Профессиональная деятельность всегда сопряжена со сложными ситуациями, содержащими препятствия. Именно в них, когда человек демонстрирует различные типы реакций, коммуникативная компетентность проявляется наиболее отчетливо. Предпочтение компетентных позиций в общении в таких ситуациях может выступать показателем профессиональной компетентности. Учет этого аспекта позволит осуществлять более эффективную подготовку студентов гуманитарных специальностей и дифференцированно подходить к проблеме развития коммуникативной компетентности у студентов.

Для развития коммуникативной компетентности студентов с различными поведенческими реакциями в ситуациях фрустрации был разработан тренинг коммуника-

© Н.Г. Жарких

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

тивной компетентности. Одной из основных целей представленного тренинга коммуникативной компетентности было расширение сознания и самосознания студентов с разным типом реагирования на препятствия в коммуникативной сфере, что является основным условием развития коммуникативной компетентности и оптимизации поведения и деятельности.

Достижение цели тренинга обеспечивалось решением следующих задач:

1. Выявление психологических трудностей общения участников тренинговой группы и оказание помощи в их решении (проблемы заявляются в начале работы тренинговой группы - «ожидания от тренинга» и в ходе тренинга - любой участник может предложить обсудить свою проблему).

2. Изучение участниками тренинга психологических закономерностей, механизмов, эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения.

3. Развитие самосознания, рефлексии участников тренинга с целью оптимизации и коррекции поведения.

4. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала личности.

Тренинг коммуникативной компетентности состоял из трех этапов (подготовительный, основной, итоговый), рассчитан на 40 академических часов, включал семь занятий: «Вводное», «Невербальная коммуникация», «Вербальная коммуникация», «Базовые умения активного слушания», «Умения межличностного влияния», «Коммуникативно значимые личностные качества», «Заключительное», в каждом из которых были вводная, содержательная и заключительная части; первое и последнее занятия включали диагностику по тесту С. Розенцвейга, а также формы и методы работы, обеспечивающие развитие основных элементов коммуникативной компетентности участников, и учитывал изменения, происходящие на каждом этапе (см. табл. 1).

Таблица 1 - Структура тренинга коммуникативной компетентности

Этапы Цель этапа Основная сфера изменения Формы и методы работы

Подготовительный (1-е занятие) Стимулирование мотивационной установки на развитие коммуникативной компетентности; определение особенностей поведенческих реакций на фрустрацию и коммуникативной компетентности участников; включение участников в организацию процесса развития коммуникативной компетентности Мотивационная, когнитивная Вводная беседа о коммуникативной компетентности, ее важности в профессиональной деятельности; групповая дискуссия о коммуникативных умениях и навыках, типах реагирования по С. Розенц-вейгу; тестирование и анализ результатов; имитационные игры на разные реакции в ситуациях общения и их обсуждение

Основной (2-6-е занятия) Развитие коммуникативной компетентности и анализ особенностей поведенческих реакций в процессе тренинга Когнитивная, рефлексивная, поведенческая, эмоционально- личностная Мини-лекции и беседы по раскрытию компонентов коммуникативной компетентности; групповые дискуссии о сложности межличностного общения; анализ особенностей коммуникации в ситуациях с учетом способов реагирования; упражнения, игры на развитие коммуникативной компетентности и поведенческих реакций с обсуждением

Итоговый (7-е занятие) Контроль и оценка результатов развития коммуникативной компетентности и своих поведенческих реакций Рефлексивная, поведенческая Тестирование, анализ результатов по тесту Розенцвейга, коммуникативной компетентности

Дадим описание тренинга коммуникативной компетентности для студентов.

Подготовительный этап (занятие № 1) Задачи этапа: стимулирование мотивационной установки на развитие коммуникативной компетентности; диагностика поведенческих реакций в ситуации фрустрации и определение особенностей коммуникативной компетентности уча-

стников тренинга; включение всех участников в организацию процесса развития коммуникативной компетентности.

До начала активного включения студентов в процесс развития коммуникативной компетентности необходимо было выяснить степень осознания ими проблемы коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности и

готовности к овладению новыми знаниями и совершенствованию своих навыков и умений в данном направлении.

Вводная часть занятия № 1 - беседа с элементами групповой дискуссии о коммуникативной компетентности, ее важности в профессиональной деятельности, о коммуникативных умениях и навыках, типах и направлениях реагирования в ситуациях фрустрации по С. Розенцвейгу, которые становятся предметом обсуждения на последующих занятиях при выполнении упражнений.

Содержательная часть занятия:

1. Диагностика всех участников по фрустраци-онному тесту С. Розенцвейга и обсуждение результатов на примере анализа вариантов ответов на вопросы теста. Таким образом проводилось и обучение работе с данным тестом.

Примечание: После занятия все результаты диагностики сдавались преподавателю для детальной обработки данных. По запросу участников тренинга проводились индивидуальные консультации по результатам теста.

2. Имитационные игры и упражнения, предусматривающие разные реакции участников в ситуациях общения, что обозначалось после выполнения каждого упражнения.

3. Групповой анализ - обсуждение увиденных способов реагирования в сложных ситуациях и выявленных тенденций поведения с целью повышения мотивации к самоанализу и групповой рефлексии.

Заключительная часть занятия - групповая беседа, в ходе которой участники выбирали образовательные ориентиры, совместно с тренером определяли приоритеты и сферы внимания, формы и методы деятельности, намечали тактические и стратегические цели. Фиксировались: а) полученные представления о предстоящей деятельности, ее объеме и содержании; б) осознание имеющихся и необходимых качеств, знаний и умений для развития коммуникативной компетентности; в) готовность к развитию своей коммуникативной компетентности.

Основные сферы изменения - мотивационная и когнитивная.

Формы и методы работы: беседа, групповая дискуссия; тестирование и анализ результатов; имитационные игры и упражнения и их обсуждение.

Одна из целей работы тренера на подготовительном этапе - активное включение всех участников в организацию процесса развития коммуникативной компетентности и в коллективное обсуждение перспектив и возможностей изменений. Без привлечения обучающихся к реализации этого

процесса будет происходить снижение мотивации к осознанию своих поведенческих особенностей и заинтересованности в овладении коммуникативными знаниями и умениями. В результате тренинг даст только поверхностное развитие коммуникативной компетентности студентов.

Еще раз отметим, что на подготовительном этапе было проведено тестирование поведенческих реакций в ситуациях фрустрации с целью обучения студентов самоанализу на примере работы с тестом С. Розенцвейга, отслеживания развития их коммуникативной компетентности и сравнения с полученными в итоге тренинга результатами.

Основной этап - 2-6-е занятия Задачи этапа - развитие всех составляющих коммуникативной компетентности - когнитивной, рефлексивной, поведенческой и эмоциональноличностной - и анализ особенностей поведенческих реакций в процессе тренинга.

Сферы изменения - когнитивная, рефлексивная, поведенческая и эмоционально-личностная.

Формы и методы работы: мини-лекции и беседы по раскрытию компонентов коммуникативной компетентности; групповые дискуссии о сложности межличностного общения; анализ особенностей коммуникации в конкретных ситуациях с учетом способов реагирования; упражнения, имитационные игры на развитие компонентов коммуникативной компетентности и поведенческих реакций с обсуждением.

Специфика данного тренинга состоит в том, что он нацелен на развитие каждого компонента коммуникативной компетентности с учетом наличия в группах людей с разным типом реагирования в ситуациях фрустрации. На каждом занятии целенаправленно отрабатывались и анализировались все компоненты коммуникативной компетентности при различных реакциях на фрустрацию. Такой подход к организации тренинга помогает более эффективному практическому освоению основных элементов коммуникативной компетентности с опорой на групповой эффект и позиционную обратную связь.

Основные аспекты тренинга:

1) Когнитивный - направлен на развитие знаний об эффективной коммуникации: о правилах поведения в коммуникативных ситуациях, о вербальных и невербальных средствах коммуникации, способах познания коммуникативных возможностей своих и партнера. Для развития когнитивного компонента коммуникативной компетентности на каждом занятии предлагались мини-лекция, беседа, групповая дискуссия; также проводился

анализ коммуникативных проблем и ситуаций, использовались упражнения на развитие рефлексии, понимание партнера, повышение психологической чувствительности и ориентированности в ситуациях коммуникации.

2) Поведенческий - направлен на закрепление умений и навыков, проявляющихся в коммуникативном процессе: умение слушать и наблюдать собеседника, отражать его чувства, владеть вербальными и невербальными средствами коммуникации, обратной связью, выражать свои чувства. Для развития поведенческого компонента коммуникативной компетентности использовались специальные упражнения и имитационные игры на сложные и конфликтные ситуации межличностного общения по заданному и гипотетическому сценариям.

3) Эмоционально-личностный - направлен на развитие личностных характеристик, играющих ключевую роль в формировании коммуникативной компетентности: эмпатия, эмоциональная гибкость, позитивные установки на партнера и коммуникативный процесс. Для развития эмоционально-личностного компонента коммуникативной компетентности применялись задания и упражнения, направленные на создание позитивной установки на партнера по общению, повышение эмпатии, эмоциональной гибкости и рефлексии участников.

Как уже отмечалось, каждое занятие включало небольшой теоретический материал, практическую часть, где происходило освоение основного содержания занятия, и рефлексию. В процессе мини-лекций участникам предлагалось создавать наглядные схемы, которые способствовали систематизации и обобщению полученной информации, а также интерпретации разыгранных учебных ситуаций и итоговой групповой рефлексии. В практической части занятий использовались упражнения по аналогии со стимульным материалом теста С. Розенцвейга и имитационные игры, содержащие сложные и конфликтные ситуации общения, где отрабатывалась вариативность поведения обучаемых. В ходе упражнений проявлялись разные способы реагирования участников и выявлялась специфика их коммуникативной компетентности. Таким образом, участники, с одной стороны, демонстрировали свою наличную компетентность в общении, а с другой стороны, имели возможность развивать ее за счет осознания существования иных способов реагирования на препятствие, оценки собственных поведенческих паттернов и перспектив их изменения. Результатом такой работы становились более глубокое пони-

мание своих действий, получение и осознание нового коммуникативного опыта, осмысление возможности его творческого применения в различных ситуациях фрустрации. В конце каждого занятия проводился анализ и определялись коммуникативные реакции, повышающие эффективность общения в ситуациях фрустрации.

Приведем примеры упражнений из содержательной части занятий.

Упражнение «Найти решение ситуации» (выполняется в подгруппах по 4-5 человек). Содержание: Группа студентов получила общее задание к зачету. При совместном обсуждении было решено, что каждый будет отвечать за выполнение определенной части задания. На зачете выясняется, что один из студентов не подготовился.

Задание: Разыграть финал ситуации, предложив оптимальное решение.

Примечание: Сначала упражнение выполняется в подгруппах, затем каждая подгруппа демонстрирует всем свой финал и проводится общегрупповое обсуждение результатов.

Упражнение «Экзамен». Содержание: На экзамене преподаватель отказывается ставить студенту положительную оценку из-за подозрения в списывании... Задание: Разыграть ситуацию, предложив оптимальное решение.

Примечание: Упражнение выполняют сначала «по ролям» в парах, затем по очереди в центре круга свои варианты демонстрируют 2-3 разные пары, затем проводится групповое обсуждение результатов.

Тренинговые упражнения и игры проводились в групповой форме: многие из них были подобраны с целью координации работы в парах, в малых подгруппах и всей группы. Такая форма построения занятия позволяла участникам получать обратную связь от непосредственных партнеров и всей группы, которая выступала зрителем. Студенты узнавали, какими их видят окружающие, как проявляются их коммуникативные качества и как реагируют партнеры на их поведение. Групповая работа облегчала самораскрытие, самопознание и самоисследо-вание участников, способствовала усилению рефлексивной позиции к собственному коммуникативному опыту и помогала осознанию уровня своей компетентности в различных ситуациях общения.

В ходе тренинга применялись групповые дискуссии в различных вариантах: а) как самостоятельная техника при определении особенностей коммуникативной компетентности в структуре профессиональной компетентности будущего специалиста; б) для установления взаимосвязи ключевых коммуникативных умений с коммуника-

тивной и профессиональной компетентностью личности; в) для выявления механизмов и средств межличностного влияния в общении; г) при обсуждении результатов выполнения упражнений и имитационных игр.

Большое внимание уделялось рефлексивной деятельности, которая проходила в двух аспектах: эмоциональном и содержательном. Предметом ее выступали межличностные отношения, позиции в общении (свои и партнеров), модели поведения. Итогом было осмысление способов и результатов индивидуальной и совместной работы и сопровождавших их эмоциональных реакций. Также на каждом занятии проводилась рефлексия прошлого занятия, что позволяло выяснить, обсуждалось ли услышанное после встречи, применялись ли новые знания и умения на практике и каковы были результаты, как это может помочь в разных ситуациях общения. Для закрепления результатов занятий использовались рефлексивные технологии: участники фиксировали свое эмоциональное состояние до и после занятия («что было хорошо или плохо, почему»), подводился итог каждого занятия («что я узнал», «чему научился»), намечались перспективы дальнейшей работы над собой («что я хочу в себе совершенствовать или изменить»).

Отметим, что последовательное увеличение информации о коммуникативной компетентности в течение пяти занятий основного этапа создает условия для осознания и оценивания собственных возможностей и альтернатив поведения. Это способствует развитию коммуникативной компетентности в связи с отказом от нежелательных реакций на препятствия в общении.

Итоговый этап (занятие № 7)

Задачи этапа: контроль и оценка результатов развития коммуникативной компетентности и своих поведенческих реакций.

Основные сферы изменения - рефлексивная и поведенческая.

На последнем занятии была проведена вторичная диагностика по тесту С. Розенцвейга и выявлены положительные изменения в поведенческих реакциях и коммуникативной компетентности у студентов. Полученные результаты обсуждались в группе, и намечались пути и способы дальнейшего развития профессиональной коммуникативной компетентности.

В целом социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности для студентов, выстроенный с учетом различных поведенческих реакций в ситуациях фрустрации, целенаправленно проводится при осознании участниками возможности вариативности поведения. Уровень осознания каждым участником своего поведения повышается благодаря возможности наблюдать, сопоставлять и анализировать различные точки зрения, позиции, способы восприятия и поведения, обсуждаемые в малых и больших группах на занятиях. Данный тренинг, обучая распознаванию и нахождению более продуктивных поведенческих реакций в ситуациях фрустрации, способствует развитию таких личностных качеств участников, как эмпатия, эмоциональная гибкость, рефлексия и др., которые являются основой компетентности в общении и необходимы для осуществления полноценной социально ориентированной профессиональной деятельности.

NATALIA GRIGORIEVNA ZHARKIH

THE TRAINING OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE FOR FUTURE SPECIALISTS WITH DIFFERENT WAYS OF REACTION IN THE FRUSTRATED SITUATIONS

The questions of the students’ differentiated development of the communicative competence and the programme of the communicative competence training for students with specific reaction in obstacles are presented in the article.

Key words: a training of the communicative competence, a way of reaction in the frustrated situations, the professional personal competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.